Главная » Обработка грибов » Гигиенические требования к структуре урока. Санитарно-гигиенические требования к уроку - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович

Гигиенические требования к структуре урока. Санитарно-гигиенические требования к уроку - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович

  • Акклимаьтзация в условиях холодного климата. Гигиенические мероприятия облегчающие процесс аклиматизации.
  • Акушерский перитонит. Клиника. Диагностика. Основные принципы лечения.
  • Анализаторы, основные части, физиологическая роль (И.П.Павлов).
  • 1. Организационный момент (своевременность начала урока, учет опоздавших и отсутствующих, установление дисциплины, внешний вид учащихся.

    2. Определение темы, типа, цели, структуры урока, соответствие плана урока рабочей программе.

    3. Выбор технологии обучения учащихся. Для урока необходимо выбрать традиционную и инновационную образовательные технологии. Основываясь на гигиеническом подходе, можно выделить три группы образовательных технологий.

    Первая группа технологии, направленные на оптимальное

    функционирование нервных центров учащихся. Среди них наиболее часто используется технология личностно-ориентированного обучения. Эта технология основана на учете способностей, индивидуальных типологических особенностей учащихся, дифференцированном подходе к ним. К этой группе можно отнести и игровую технологию.

    Вторая группа - технологии организации интенсивной учебной деятельности, целью которых является привитие навыков самостоятельной учебной деятельности:

    Проблемного обучения (предполагает использование в обучении сложных вопросов, нестандартных задач, заданий и др.);

    Блочно-модульная (технология организации самостоятельной работы учащихся посредством блоков и модулей - специально разработанных фрагментов учебного материала),

    Технологии ТРИЗ (технологии решения исследовательских задач в научно-проблемных группах учащихся),

    Проектная технология и др.

    Третья группа - технологии, помогающие организовать учебно-воспитательный процесс - компьютерная, мультимедийная и др. Однако их использование регламентируется в соответствии с гигиеническими требованиями. Для детей с ОПФР это технология с личностно ориентированным обучением.

    В ходе учебной четверти желательно разнообразить учебный процесс и использовать несколько технологий. Это необходимо для повышения интереса к преподаваемой дисциплине, а также для профилактики утомления школьников. Выбор технологий зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

    Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и назидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

    4. Учет продолжительности активного внимания учащихся данного возраста. Продолжительность активного внимания соответствует возрасту. В 6 -10-15. Надо чередовать методы наглядный, практический. Словесный, наглядный практический методы чередовать

    В течение урока должны чередоваться теоретическая и практическая виды деятельности. Для этого необходимо чередовать разнообразные методы:

    словесные - рассказ, объяснение;

    наглядные - раздаточный материал, наглядные пособия, мультимедийные слайды;

    практические - лабораторные и практические работы.

    8. Чередование различных форм работы и средств обучения.

    Формы работы на уроке - устные, письменные, практические, теоретические должны чередоваться. Средства обучения на уроке должны быть разнообразными (компьютер, или мультимедиа, наглядный раздаточный материал и др.). В этом случае психофизиологическая адаптация к учебному труду будет оптимальной, повысится познавательный интерес.

    9. Чередование нагрузки на первую и вторую сигнальные системы учащихся. На уроке необходимо чередовать нагрузку на первую и вторую сигнальные системы. Этот принцип следует учитывать и при подборе форм работы и заданий для учащихся. Предполагается чередование работы с наглядными пособиями и тренинг-дискуссии учителя и учащихся.

    Нагрузка на первую сигнальную систему усиливается при длительном напряжении зрительного аппарата, нервных центров во время выполнения письменных работ. Поэтому количество контрольных, практических, лабораторных и самостоятельных работ должно строго регламентироваться согласно программе. Общая длительность практической работы для учащихся младших классов не должна превышать 20-25 мин, а для учащихся старших классов - 30-35 мин времени урока. У младших школьников, особенно учащихся 1-2 классов отмечается преобладание первой сигнальной системы, поэтому для них характерно чувственное восприятие изучаемого материала. В этой связи во всех видах деятельности с учащимися такого возраста необходимо использовать наглядные пособия, вовлекая в работу как можно больше анализаторов. У них обязательно должны быть задействованы следующие виды анализаторов: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.

    10. Учет динамики умственной работоспособности учащихся. Работоспособность детей и подростков изменяется в течение урока. Поэтому необходимо учитывать биоритмику в ходе урока - наличие периодов врабатывания (адаптации), наивысшей работоспособности, наступления первой фазы утомления. Работоспособность учащихся на уроке зависит от методов преподавания, форм работы, чередования методов и форм деятельности, видов контроля знаний, наличия наглядных пособий, технических средств и др.

    11. Распределение времени на различные виды деятельности.

    В ходе комбинированного урока больше всего времени учитель затрачивает на объяснение нового материала. Это время должно соответствовать продолжительности активного внимания школьников определенной возрастной группы. Строго регламентируется время на выполнение практических и самостоятельных работ.

    формуле: ПУ = (ВУ/ДУ) х 100 %, где ПУ - плотность урока, ДУ - длительность урока в мин (35-45 мин), ВУ - суммарное время, затраченное на учебную деятельность.

    Гигиена среды обучения

    Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат - температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18-20 °С. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины - испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 °С происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня - в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). Надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

    Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств - 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40-60 %, скорости движения воздуха 0,1- 0,2 м/с, температуре 19-20 °С.

    Гигиена письма, рисования и чтения. Во время письма у школьника работают мозг, зрительный и двигательный анализаторы. В процессе письма задействовано множество мышц (червеобразные мышцы кисти, сгибатели и разгибатели предплечья, мышцы спины, поддерживающие прямую посадку и мышцы шеи, удерживающие голову). Отсюда вытекает ряд гигиенических требований к письму: контроль учителя за правильной позой детей во время работы, соответствующее освещение, качество бумаги и ручки, соответствие мебели росту ученика и др. Непрерывное письмо (диктант, сочинение) у школьников вызывает утомление. Для уменьшения степени утомления в школе и дома нужно прививать навыки правильного положения руки, кисти и пальцев. При косом письме ученическая тетрадь должна располагаться так, чтобы ее угол наклона к краю стола составлял 30-40 градусов. При прямом письме тетрадь должна лежать прямо перед туловищем и с каждой написанной строчкой передвигаться вверх. Расстояние от глаз до тетради должно быть равно длине 30 см.

    Разрешаемые:

    Собирание и изготовление коллекций местного природного материала,

    гербариев учащимися 3-11 классов;

    Ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке учащимися 3-11

    Благоустройство территории (озеленение, уход за цветниками и газонами)

    учащимися 5-11 классов;

    Ремонт мебели, спортивного инвентаря учащимися 8-11 классов.

    Запрещается привлекать учащихся к следующим видам работ: -к работам, опасным в эпидемическом отношении (уборка санитарных узлов, умывальных комнат, уборка отбросов и нечистот);

    К работам, опасным для жизни детей (санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников; мытье полов учащимися младше 14 лет);

    К работам по приготовлению и порционированию блюд, кроме самообслуживания за обеденным столом.

    Общественно полезный труд должен быть организован с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и

    Гигиенические требования к ранцам, письменным принадлежностям,

    учебникам

    Нагрузка на опорно-двигательный аппарат должна распределяться

    равномерно, и при этом должно сохраняться симметричное расположение

    плеч. Это возможно при ношении ранцев, а не сумок и др. Материал для

    ранцев: легкий, прочный, водонепроницаемый, морозоустойчивый,

    хорошо моющийся. Масса ранца без книг для учащихся начальных

    классов - 500-700 г, а для учащихся средних и старших классов - 1000 г.

    Ранцы должны быть формоустойчивыми, иметь два или более отделений.

    Ручки должны иметь диаметр 7-10 мм, длину 145-150 мм. Карандаши:

    диаметр 7-8 мм, длина 180 мм.

    Для 1-4 классов учебники по массе должны быть до 300 г, 5-7

    классов - 400 г и 8-11 классов - 500-600 г. Масса ежедневного

    комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с

    письменными принадлежностями (без массы ранца) должна

    предусматриваться не более:

    1,5 кг для учащихся 1 - 2 классов;

    2,5 кг для учащихся 3-4 классов;

    3,0 кг для учащихся 5-6 классов;

    3,5 кг для учащихся 7-8 классов;

    4,0 кг для учащихся 9-11 классов.

    Использование в учебном процессе телепередач, учебных кинофильмов, мультимедийных слайдов регламентируется. При проведении телевизионных уроков нужно придерживаться следующих гигиенических правил: продолжительность телевизионного фильма должна быть не более 25-30 мин; рассаживать учащихся нужно не ближе 2 м и не далее 5 м от экрана телевизора, диагональ которого равна 59 см; телевизоры устанавливаются выше уровня глаз учащихся, на высоту 120 см от пола; требуется частичное освещение затемненного класса верхним светом; количество просмотров телепередач не должно превышать 6 раз в неделю; после их просмотра далее на уроке нужно использовать устные формы работы.

    При просмотре учебных кинофильмов, мультимедийных слайдов нужно придерживаться следующих гигиенических правил: расстояние первого ряда зрителей от экрана должно быть 3,4 м, в связи с чем, возникает необходимость пересаживать учеников с первых парт; угол, образованный линией взора и перпендикуляром, проведенным к центру экрана, не должен превышать 25 °. Длительность просмотра кинофильмов и мультимедийных слайдов: 10-15 мин для детей 1-4 классов, 20-25 мин для учащихся средних и 25-35 мин - старших классов.

    Гигиенические требования к организации туристских походов. Перед походом каждый учащийся проходит медицинский осмотр. При проведении туристских походов необходимо придерживаться гигиенических норм длины маршрута и физической нагрузки на школьников. Однодневному походу для учеников 5-6 классов соответствует длина маршрута 10-12 км, подъем и перенос тяжестей - до 4 кг. Для учащихся 7-8 классов норма передвижения не должна превышать 12-14 км, а подъем и перенос тяжестей - до 5 кг. Для учащихся старших классов однодневный маршрут должен быть в пределах 15-20 км, а подъем и перенос груза - 6-8 кг.

    Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен - это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомлеиия и восстановления работоспособности. Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 - 20 - 20 - 10; 10 - 10 - 20 - 20 - 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.

    Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.

    За гигиеническую норму принята длительность малых перемен -- 10 мин, большой -- 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе. Задача администрации школы -- обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2--3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11--15 лет около 20 тыс. шагов в день.

    Гигиенические требования к уроку

    Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, -- СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

    В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

    Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

    За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

    В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

    Производственное обучение учащихся старших классов общеобразовательной школы проводится в форме трудовых производственных практикумов, которые организуются в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Эти комбинаты включают в себя различные цехи: слесарный, швейный, радиомонтажный, электромонтажный и др.

    Режим труда учащихся должен отличаться от режима работы взрослых рабочих. Оптимальная длительность рабочего дня подростка до 16 лет составляет 4 ч, а для 16—18-летних - 6 ч. Работа учащихся разрешается только в утреннюю или дневную смену с не очень ранним началом (8.00-8.30) и не слишком поздним окончанием (не позднее 21 ч), с тем чтобы у подростков не нарушался выработанный с годами привычный режим дня.

    Режим труда подростков должен отличаться от режима труда взрослых рабочих. На первом году производственного обучения после каждых 45-50 мин работы рекомендуется устраивать 10-минутные перерывы; на втором году за весь рабочий день устраиваются три перерыва, а на третьем году - два. В середине рабочего дня вводится большой перерыв на 30-60 мин для отдыха и обеда. Во время этого перерыва полезно проводить производственную гимнастику, необходимую для сохранения высокой работоспособности.

    Однообразная работа вызывает у подростков большее утомление, чем работа, сопровождающаяся сменой операций. Режим труда, основанный на смене операций, менее утомителен и должен быть предусмотрен при производственных заданиях. Однообразная работа оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность, вызывает излишнее напряжение отдельных групп мышц, ограничивает дыхательные движения. Необходимо вырабатывать у подростков навыки правильного положения на рабочем месте. Правильная поза облегчает выполнение рабочей операции, усвоение трудовых навыков и создает условия для более экономного расходования энергии, нормальной работы внутренних органов, формирует правильную осанку.

    В гигиенической характеристике режима труда учащихся важная роль принадлежит плотности рабочего времени, под которой понимают отношение времени, фактически использованного для работы, к общей продолжительности рабочего времени. Изучение организации труда подростков на металлообрабатывающих и текстильных производствах позволяет считать плотность рабочего времени в пределах 65-80% оптимальной для учащихся 16-18 лет. Низкая (10-40%) плотность рабочего времени, вызванная отсутствием сырья, постоянного места работы или иными причинами, не менее утомительна для подростков, чем насыщенная работа.

    Рациональный режим труда и отдыха не может быть обеспечен без организации благоприятных условий внешней производственной среды, соответствующих действующим нормам и требованиям (освещенность, микроклимат, шумовой фактор и т. п.).

    Советским законодательством запрещена работа подростков в целом ряде так называемых вредных цехов. Так, например, не разрешается использовать труд подростков, не достигших 18-летнего возраста, на работах, связанных с приготовлением красок и раствора хлорной извести, сортировкой тряпья, бумаги, немытой шерсти, первичной обработкой льна, волос, шерсти, кожи, щетины, производством искусственных волокон. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, категорически запрещаются работы, связанные с токсическими веществами. Запрещаются также все подземные работы, работы по добыче и обработке камня, по химической обработке металла, ручной набор в типографии, работа в горячих цехах, работа, связанная с электрическим током напряжением свыше 500 В и др.

    В период производственнрй практики при работе на заводах и фабриках на подростков оказывает отрицательное влияние целый ряд производственных факторов. Так, повышенная температура воздуха, влажность, интенсивное тепловое излучение, запыленность вызывают у подростков более выраженные физиологические сдвиги по сравнению со взрослыми рабочими (учащение пульса, повышение температуры тела и уменьшение его массы). Длительная работа в условиях высокой температуры приводит к стойким изменениям нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта. Работа в условиях пониженной температуры вызывает неблагоприятные сдвиги в организме, связанные с охлаждением и нарушением процессов теплорегуляции.

    Особенно неблагоприятное влияние на организм подростков оказывают шум и вибрация. При воздействии шума чаще всего возникают функциональные отклонения слуха и вегетативной нервной системы. При выраженном воздействии производственного шума у подростков чаще, чем у взрослых, может возникнуть неврит слухового нерва. Шум снижает общую работоспособность и сопротивляемость организма.

    В производственных условиях шум нередко сочетается с вибрацией, вызванной работой двигателей, электрических машин, пневматических инструментов. Расстройства, вызываемые действием производственной вибрации, называются вибрационной болезнью; при ней наблюдаются изменения центральной нервной системы и кровеносных сосудов. У больных вибрационной болезнью отмечаются го­ловные боли, бессонница, невротические явления. Работа в условиях воздействия вибрации существующим законодательством подросткам запрещена. Однако при производственном обучении в ПТУ во время освоения некоторых профессий металлообрабатывающей промышленности они могут подвергаться воздействию вибрации, поэтому педагоги должны быть знакомы с ее влиянием на организм подростков хотя бы в общих чертах.

    На многих производствах в воздухе рабочих зон и помещений отмечается значительное содержание пыли. Патологическое влияние пыли на организм зависит от ее физико-химических качеств и концентрации в воздухе. К так называемым пылевым относится большинство профессий по добыче и обработке горнорудных пород, на обогатительных фабриках, текстильных производствах и др. При организации производственной практики учащихся школ и ПТУ на производствах, характеризующихся высоким содержанием пыли, необходимо принимать меры для уменьшения этого влияния (пользование респираторами, пылезащитными очками и пр.).

    Большое значение имеет структура урока труда. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма оказывают только такие уроки, на которых учащиеся выполняют разнообразную работу и не обременены слишком длительными объяснениями учителя. Желательно выполнение работ, которые предусматривают разнообразные трудовые операции, и их рациональное чередование. Так, при обработке металла продолжительность каждой трудовой операции не должна превышать 20 мин.

    Обучение всем видам трудовых операций (лепка, вырезывание, опиловка, рубка и пр.) необходимо строить с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Так, в младших классах, где у детей еще не закончилось окостенение фалангов и недостаточно развиты мелкие мышцы кисти, следует заботиться не только о правильном подборе инструмента соответствующего размера и массы, но и в выборе материала, обработка которого не требует от детей значительных усилий. Детям 7-летнего возраста недоступны мелкие движения мышц кисти, у них недостаточно развита координация движений. Им необходимы упражнения для мышц рук, чему содействуют правильно организованные уроки труда. Для развития мышц кисти важна работа с пластилином, картоном, бумагой. При приобретении детьми некоторых навыков в простых работах можно перейти к более сложным работам, включающим и мелкие движения мышц кисти.

    Школьники, работающие в слесарных, столярных и других школьных мастерских, должны быть знакомы с правилами обращения с инструментами, правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. Для работы в школьных мастерских школьники должны иметь специальную одежду, которая не стесняла бы их движений, но не была бы и слишком свободной и не имела развевающихся концов. Девочкам при работе за станком следует убирать волосы под косынку. В каждой мастерской необходимо иметь аптечку для оказания первой медицинской помощи.

    VII . Оценка санитарно – гигиенических условий урока.

      Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

      Соответствие мебели возрасту учащихся.

      Уровень освещенности, чистота помещений.

      Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей.

      Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

      Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

      Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

      Наличие отвлекающего то темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

      Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

    Общие выводы по уроку.

      Оценка самоанализа.

      Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

      Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

      Недостатки урока, диагностика причин, недостатков, конкретные предложения по их устранению.

    Данные наблюдений заносятся в тетрадь посещений (для каждого учителя в отдельности) по следующей форме:

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Отводятся 3 листа для обобщения записей:

    1-ый лист – «Плюсы в работе»

    2-ой лист – «Над чем надо работать»

    Полный анализ урока (пример)

      Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока.

      Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

      Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения).

      Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

      Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам).

      Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений.

      Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

      Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

      Творчески применяет, умело адаптируется к своей деятельности разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по теме «Обращение. Знаки препинания при нем». Учит работать с текстом, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное.

      Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

      Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

      Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

      Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием).

      Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

      В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.

      Учителю работать над развитием речи учащихся, добиваться четких, полных развернутых ответов.

      Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу.

      Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся.

      Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

    Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

    В наше время все больше руководителей образовательных учреждений осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере. Большинство критериев, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей. Специфика оценки успешности работы школы, ее руководства и отдельных педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства во многом состоит в умении выделить необходимые аспекты в привычных позициях экспертизы. Подчеркну, что предлагаемые критерии оценки урока являются для вас лишь ориентирами. Полновесную психолого-педагогическую экспертизу урока должны проводить специалисты, обученные такой работе и владеющие необходимым диагностическим инструментарием.

    Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

    1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария - эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

    2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7–10 минут.

    4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

    5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

    6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

    7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

    8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

    9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

    11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

    12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог - тем более.

    13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

    14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

    15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

    16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.

    17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

    18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

    Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

    Отсутствие времени на вопросы учащихся;

    Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

    Все это - ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

    19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

    Поскольку посещение урока руководством - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ - сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.

    Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

    Руководителю любого уровня - тем более самого высокого - необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает...

    1. Присутствие на уроке незнакомого взрослого, тем более с инспекционной целью, настолько меняет всю ситуацию (атмосферу, поведение детей и учителей), что сделанные заключения в немалой степени касаются не оцениваемых показателей, а психологической готовности класса и учителя к демонстрации своих достижений. «Эффект присутствия» смещает результаты как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому не стройте иллюзий или устанавливайте в классе вместо себя скрытую камеру!

    2. Атмосфера в классе после окончания последнего урока - и воздушная, и эмоционально-психологическая - это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.

    Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!

    3. Спросите у учителя о главной цели его занятия.

    Задавайте «открытые» вопросы («зачем?», «почему?») - и несколько «открытий» вам обеспечено !

    4. Фиксируя психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога, не забывайте о собственном выражении лица и целях своего визита на урок: или вы «педагогическое ГАИ», больше всего заинтересованное в назначении штрафных санкций, или опытный советчик, помогающий получить обратную связь и избежать ошибок в работе своих коллег.

    Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.

    5. Проверяя, как заботятся о здоровье учащихся педагоги, искренно поинтересуйтесь, что они делают для сохранения и укрепления своего здоровья (физического и психологического). Напомните, что «больной учитель не может воспитать здоровых учеников!» И не забывайте о собственном здоровье!

    Методика оценки урока с точки зрения сохранения здоровья учеников

    Позиции, по которым идет оценка

    Степень трудности предмета учтена при составлении расписания

    Режим проветривания соблюдается

    Температурный режим соблюдается

    Продолжительность урока соответствует возрасту

    Стиль общения

    Либеральный

    Демократичный

    Психотравмирующие ситуации на уроке

    Позиция учителя

    Взрослый

    Родитель

    Физкультпаузы

    Работоспособность учащихся

    Отсутствие усталости

    Отмечена усталость

    Положительный эмоциональный настрой

    Оценка результатов:

    7-10 баллов – высокий уровень направленности урока на сохранение здоровья учащихся;

    4-6 баллов – средний уровень;

  • Публичный отчет моу «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» за 2012-2013 учебный

    Публичный отчет

    ... позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик ... язык 3 3 Алгебра и начала анализа 2 2 Геометрия 1 1 Информатика... уроки : 1-й урок ... и проведении гимназических... здоровьесбережению ... подготовке ... виде ...

  • Анализ работы мбоу «старицкая средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год

    Документ

    3 ступень Виды заболеваний Количество учащихся... уроки , аспектный анализ уроков ... проведения Г(И)А. Информационные источники по подготовке к Г(И)А» (РМО учителей математики) - Куденко Н.М.: «Подготовка к Г(И)А на уроках ... позиции здоровьесбережения ... методике ...

  • Уроков. Технология анализа урока

    Урок

    Принципах здоровьесбережения . Причин... анализа »; б) «по следам анализа », наращивания, преобразования; в) с предварительной подготовкой ... содержанием и методикой урока . Так... проведения этого вида работы на уроке ... социальной личностной позиции . уроки развития...

  • Гигиена учебной работы имеет целью разработку мероприятий и средств, обеспечивающих в процессе обучения наименьшие затраты организма учащихся, в первую очередь коры головного мозга, и предупреждающих развитие большого утомлении и тем более переутомления детей и подростков.

    «Наблюдения и исследования врачей над школьной жизнью доказали, что ограничение роли гигиены одними вопросами внешней обстановки не выдерживает критики и что голос гигиены должен быть выслушан и принят в расчёт по всем вопросам, касающимся обучения и воспитания, в частности и по вопросам об учебных программах, о методах обучения и т. п.», - Д. Д. Бекарюков.

    Основным в гигиене преподавания является профилактика утомления учащихся . Утомление на уроке сказывается, в первую очередь, на снижении внимания у детей и подростков и понижении качества их учебной работы.

    Чем урок интереснее для детей и подростков, чем более активно они участвуют в изучении учебного материала, тем меньше их утомление. При этом обязательно соблюдение установленной нормы продолжительности урока и преподавание учащимся того или иного возраста лишь такого учебного материала, который им доступен. Кроме сказанного, не менее обязательно соблюдение основного дидактического требования - постепенного перехода от лёгкого к более трудному материалу. Это в основном педагогическое требование имеет большое гигиеническое значение, так как соблюдение его обеспечивает нормальное функционирование коры головного мозга и сохранение сил учащихся. А это в свою очередь снижает степень скорости нарастания утомления учащихся и отдаляет момент его наступления.

    Громадное значение в гигиене преподавания имеет сознательное отношение детей и подростков к учению и понимание ими учения как своей гражданской обязанности перед родиной. Такое отношение к учению вызывает у учащихся позитивные, активизирующие их эмоции, оказывающие благотворное влияние на их высшую нервную деятельность.

    Имеется ряд исследований, показывающих, что утомление учащихся нарастает и работоспособность их падает, если учебные занятия проводятся в непроветренных классах, с душным, спёртым воздухом, при недостаточном освещении и т. п.

    Состояние здоровья детей и подростков также имеет немаловажное значение в гигиене преподавания. Между состоянием здоровья учащихся и их учебной работой и учебной успеваемостью имеется определённая зависимость. Больные и ослабленные дети и подростки или же имеющие известную предрасположенность к тому или иному заболеванию, с пониженной сопротивляемостью организма, значительно легче и быстрее утомляются и проявляют, как правило, меньшую работоспособность по сравнению со здоровыми детьми. Дети и подростки, страдающие малокровием, плохим питанием, туберкулёзной интоксикацией, болезнями носоглоточной полости, понижением слуха, понижением остроты зрения и тому подобными болезненными нарушениями, нередко учителями считаются здоровыми. Это происходит оттого, что не всегда легко можно заметить проявления этих заболеваний у детей и подростков. Только опытный учитель, обладающий знаниями по школьной гигиене и прибегающий к консультации школьного врача, может заметить у учащихся те или иные уклонения от нормы и своевременно применить необходимые в данном случае профилактические и педагогические меры.

    Уклонения от нормы развития и мало заметные заболевания, не мешающие учащимся посещать школу, затрудняют им учебную работу, понижают способность восприятия и усвоения учебного материала и вызывают у них быстрое утомление.

    Характерно, что такие болезни, как малокровие, болезни носоглоточного пространства, а равно понижение остроты зрения и слуха отражаются на успеваемости.

    Это понятно, поскольку эти заболевания отражаются на общей жизнедеятельности ребёнка и подростка, а также на его психических функциях. Нарушение же нормального функционирования органов зрения и слуха приводит к уменьшению способности восприятия учащимся учебного материала.

    Для обеспечения гигиены преподавания, а равно и всей учебно-воспитательной работы, проводимой школой и внешкольными учреждениями, необходимо, чтобы учителя были осведомлены о состоянии здоровья каждого учащегося в отдельности. Имея эти данные, учитель сможет применять индивидуальный подход к каждому учащемуся. В связи с этим в школах обязательно должны проводиться не реже двух раз в год углублённые врачебные осмотры, во время которых особое внимание надо обращать на выявление мало заметных заболеваний или уклонений от нормы развития. Одновременно также проводятся антропометрические измерения учащихся, показывающие сдвиги в области их физического развития. Учитель должен не только регулярно получать от школьного врача или врача, производящего медицинские осмотры, сведения о состоянии здоровья каждого ребёнка и подростка, но и указания о необходимых оздоровительно-воспитательных мероприятиях в отношении каждого учащегося. В связи с этим ежегодно осенью перед началом учебных занятий директор школы должен позаботиться о том, чтобы все дети и подростки были осмотрены врачом в течение первых недель нового учебного года. Это, конечно, не исключает повседневного медицинского наблюдения над учащимися, осуществляемого школьным врачом.

    Детей и подростков, имеющих те или иные нарушения здоровья (например, малокровие, тугоухость, понижение остроты зрения, туберкулёзную интоксикацию, ослабление организма после перенесённого тяжёлого заболевания, порок сердца и т.п.), учитель должен брать на учёт с тем, чтобы в своей учебно-воспитательной работе иметь в виду эти недостатки и создавать для этих учащихся наилучшие условия в классе и во внеклассное время, не допуская перегрузки их усиленной умственной деятельностью. При некоторых же патологических состояниях (порок сердца и др.) необходимо предостерегать детей и подростков от более или менее значительной физической деятельности.

    Особенно необходимо заботиться о детях и подростках, перенёсших серьёзную болезнь (например, скарлатину , дифтерию , грипп , воспаление лёгких и пр.), в результате которой остаётся ослабление организма и иногда может иметь место поражение сердца. Таких учащихся следует окружать особенно чуткой заботой, оберегая их от простуды, давая им в школе дополнительное питание. Учителю следует для этих учащихся организовать индивидуальные консультации и помощь со стороны лучших учеников в прохождении пропущенного во время болезни учебного материала. Не менее существенно разъяснять родителям правила охранения здоровья их детей после перенесённого заболевания.

    В отношении детей и подростков, учащихся в школе, имеющих те или иные физические недостатки, необходимо принятие специальных мер. Так, ребёнка или подростка, страдающего некоторым понижением остроты слуха, следует посадить в классе ближе к столу учителя на передней парте таким образом, чтобы в сторону учителя было направлено здоровое ухо. При этом в обращении с таким учащимся учитель должен говорить более громким голосом. Учащийся, у которого понижена острота зрения или имеется какое-либо заболевание глаз, должен быть посажен на переднюю парту и ближе к окнам (только не у простенка между окнами) с тем, чтобы для него были обеспечены наилучшие условия освещения. Учащегося, страдающего близорукостью, надо обязательно направить к врачу-специалисту для подбора очков. Ребёнка или подростка, который болеет ревматизмом в форме, не мешающей ему посещать школу, нельзя сажать на парту, расположенную у наружной стены класса, так как это может вызвать некоторое охлаждение тела. Такого учащегося следует посадить на парту в среднем ряду или в ряду парт у внутренней стены класса.

    При решении вопросов гигиены преподавания необходимо строго учитывать морфолого-физиологические особенности растущего организма, особенно его нервной системы. Состояние нервной системы ребёнка и подростка, особенно коры головного мозга, имеет огромное значение в развитии организма, в первую очередь в развитии нервно-психической сферы. В настоящее время экспериментальные исследования возрастных физиологических особенностей головного мозга детей и подростков в условиях обучения их в школе, проведённые в Институте школьной гигиены, а также наши личные исследования по изучению причин возникновения утомления и его профилактики на основе опыта учителей дают нам некоторые данные в области гигиены преподавания, в частности в отношении организации и проведения учебно-воспитательной работы на уроке.

    Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников показали, что чем младше ребёнок, тем более возбудима его мозговая кора и в то же время более утомляема, тем труднее ему даётся процесс активного торможения. Наоборот, процесс пассивного торможения выражен тем резче, чем младше ребёнок. Период тормозного действия после одиночного раздражения, падающего на кору головного мозга, даёт по возрастам такую картину: у 12-летних он втрое короче, чем у 8-летних, а у последних - в 5 раз короче, чем у 5-летних. Поэтому при установлении не только продолжительности учебного дня, но и продолжительности урока, а также времени приготовления, заданий на дому необходим дифференцированный подход в отношении детей и подростков различных возрастов.

    В связи со сказанным особое внимание должно быть уделено правильному в гигиеническом отношении построению урока. Урок во всех классах начальной, семилетней и средней школы имеет продолжительность 45 минут.

    Особенности высшей нервной деятельности и данные о продолжительности активного внимания у детей и подростков различных возрастов выдвигают требование дифференцированного подхода к учащимся.

    Не обязательно, чтобы в младших классах, особенно в I классе, весь урок продолжительностью в 45 минут был посвящен одному предмету. Следует комбинировать предметы в течение одного урока, что и практикуется с успехом многими учителями младших классов. Надо предусмотреть, чтобы такие предметы, как письмо (родной язык) и арифметика не занимали полностью всего урока, а чередовались с занятиями по физической культуре, рисованию и пению. Нельзя не учитывать продолжительности активного внимания у детей младшего школьного возраста и способности коры головного мозга воспринимать учебный материал. Приводим примерные комбинированные уроки: а) арифметика - пение, б) русский язык (письмо) - физическая культура, в) арифметика - русский язык (чтение). Смена одного занятия другим, например, письма чтением, чтения беседой, снижает нагрузку детей умственной работой и является одним из средств профилактики утомления.

    От такого комбинирования учебных предметов в течение одного урока только выиграет учебная работа и повысится успеваемость детей. Экспериментальные исследования Н. И. Красногорского и других показали, что при большой длительности учебной работы возбудимость мозговой коры у детей младшего школьного возраста резко падает. Это положение имеет непосредственное отношение как к продолжительности урока и его планированию, так и к количеству задаваемых на дом уроков.

    В практике некоторых школ наблюдается ненормальное явление, когда полностью снимаются занятия по таким предметам, как пение, рисование и физическая культура, столь необходимым для всестороннего развития растущего организма. Неопытные учителя стремятся заменить их уроками по русскому языку и арифметике, исходя из порочного принципа «чем больше, тем лучше». Последствием этого является утомление и даже переутомление детей, влекущее за собой повышение количества неуспевающих учеников и второгодничество.

    В I классе следует между первой и второй половиной урока устраивать физкультминутку. Она проводится по прошествии 20-25 минут, для чего устраивается перерыв для отдыха детей длительностью в 2-3 минуты. Проведение физкультминутки даёт возможность детям размять свои члены, утомлённые от неподвижного сидения. В результате производимых несложных движений усиливается циркуляция крови у детей и повышается их работоспособность. Момент перерыва и проведения физкультминутки устанавливается учителем по окончании намеченной по плану работы, например, диктанта, решения задач и пр. Физкультминутка проводится в самом классе, в проходах между партами. Перед началом проведения физкультминутки надо обязательно открыть форточки или фрамуги, а осенью и весной - окна. Учащиеся во время проведения физических упражнений должны расстегнуть воротники и распустить пояса, что обеспечивает нормальное дыхание и кровообращение при движениях.

    Наибольшего внимания требует гигиена преподавания в 1 классе. Организм ребёнка семилетнего возраста особенно реактивен в отношении внешних воздействий окружающей его среды и условий проведения педагогического процесса. На основании исследований, проведённых научными сотрудниками Института школьной гигиены в средней школе № 364 Сокольнического района, выявлен ряд гигиенических требований к учебной работе с детьми семилетнего возраста. Трудности подчинения детей семилетнего возраста новой для них классной дисциплине, втягивание их в необычный для них школьный режим вызывают необходимость постепенного увеличения их школьной нагрузки. Продолжительность учебного дня в течение первых недель с начала учения в школе могла бы не превышать 2 часов, а в последующие недели 3 часов.

    Это положение встречает со стороны некоторых учителей возражение в связи с объёмом программы. Конечно, прохождение программы обязательно, но оно обязательно не только с количественной стороны, но и с качественной. Формальное прохождение учебной программы, влекущее за собою перегрузку учащихся умственной работой, в конце концов приводит к отставанию учащихся и их неуспеваемости. Применение усовершенствованных методов, которыми пользуются многие учителя, особенно внесение в преподавание наглядности и иллюстративности, облегчает восприятие и усвоение учебного материала. При большой продолжительности учебного дня, а равно и продолжительности урока, если учесть особенности коры головного мозга детей семилетнего возраста, значительная часть времени расходуется детьми понапрасну и даже во вред их здоровью. Поэтому и продолжительность урока в I классе желательно нормировать.

    Если в отношении учащихся всех классов обязательно, чтобы обстановка в школе, и в первую очередь на уроке, создавала у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, то тем большее значение это имеет для учащихся I класса - детей семилетнего возраста, особенно чутко реагирующих на всё их окружающее.

    Не меньшее значение имеет также гигиена преподавания в средних и старших классах, в частности гигиеническое построение уроков в этих классах. Приведённые выше данные о продолжительности активного внимания у подростков обязывают учителей правильно планировать учебный материал урока и намечать методику его проведения с таким расчётом, чтобы обеспечить не только его педагогическую эффективность, но и нормальное функционирование центральной нервной системы учащихся.

    При планировании урока следует иметь в виду, что первые 5-10 минут на каждом уроке уходят на включение детей и подростков в умственную работу, характерную для данного урока (например, чтение, письменное сочинение, разбор главы учебника и пр.). Затем наступает период наибольшей учебной активности, длительность которой для детей и подростков различных возрастов в основном соответствует продолжительности их активного внимания. Вслед за периодом наибольшей учебной работоспособности детей и подростков у них обычно снижается активность внимания и других психических функций, естественным последствием чего является понижение их умственной работоспособности.

    Исходя из приведённой выше кривой умственной работоспособности учащегося в течение учебного часа, следует распределять учебный материал каждого урока с тем, чтобы не вызвать чрезмерного напряжения деятельности коры головного мозга. Отсюда очевидно, что первые три четверти урока надо уделять прохождению наиболее серьёзных и трудных вопросов, которые подлежат восприятию, усвоению и запоминанию. Последняя часть урока, в связи с обычно уже имеющимся некоторым утомлением детей и подростков, должна быть отведена для относительно более лёгкой умственной работы - для повторения пройденного учебного материала, дополнительных пояснений учителя, дачи заданий на дом и т. п. Таким образом органически объединяются требования школьной гигиены и педагогики.

    Большое значение при прохождении физики, химии и естествознания имеет широкое использование активных методов преподавания - практических лабораторных работ, поскольку это важно и для повышения усвояемости знаний учащимися и для снижения их утомляемости. Применение только одного вербального метода принуждает учащихся прибегать к механическому заучиванию, которое, как известно, требует большого нервно-психического напряжения и вызывает значительное утомление учащихся.

    Гигиена преподавания выдвигает некоторые требования при преподавании отдельных предметов. Так, при преподавании химии необходимо следить за исправностью действия вытяжной вентиляции (вытяжного шкафа) в химической лаборатории, а также предпринимать меры, направленные на предупреждение несчастных случаев во время производства химических опытов. При преподавании физики, в частности раздела электричества, следует предусмотреть меры безопасности, связанные с опытами в этой области. При преподавании естествознания, в частности при работе на опытном участке, надо следить за тем, чтобы на руках учащихся не было порезов, через посредство которых может проникнуть в организм инфекция столбняка. При работе с опытными животными в сельской школе, в частности по уходу за домашним скотом, необходимо за ним обеспечить ветеринарный надзор, направленный на профилактику таких заболеваний, как сибирская язва , бруцеллёз и др. При проведении биологических, географических (краеведческих) и исторических экскурсий, связанных с передвижением, необходимо принимать меры по гигиене туризма и экскурсий.

    При применении на уроках демонстрации учебного кино надо соблюдать необходимые при этом гигиенические требования (нормирование во времени кинопоказа, предоставление отдыха для глаз после киноурока и пр.).

    Гигиена преподавания отдельных предметов, проходимых в средней школе, находится в начальной стадии разработки, и в этой области предстоит ещё многое сделать.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта