Главная » Обработка грибов » Люди ли негры. Особенности негроидной расы

Люди ли негры. Особенности негроидной расы

- Auguste Rodin
Context: I invent nothing, I rediscover. And the thing seems new because people have generally lost sight of the aim and the means of art; they take that for an innovation which is nothing but a return to the laws of the great sculpture of long ago. Obviously, I think; I like certain symbols, I see things in a synthetic way, but it is nature that gives me all that. I do not imitate the Greeks; I try to put myself in the spiritual State of the men who hâve left us the antique statues. The "Ecole" copies their works; the thing that signifies is to recover their method. I began by showing close studies from nature like The Age of Brass. Afterwards I came to understand that art required a little more largeness, a little exaggeration, and my whole aim, from the time of the Burghers, was to find a method of exaggerating logically: that method consists in the deliberate amplification of the modelling. It consists also in the constant reduction of the figure to a geometrical figure, and in the determination to sacrifice any part of a figure to the synthesis of its aspect. See what the Gothic sculptors did. Look at the cathedra! of Chartres; one of the towers is massive and without ornament: they sacrificed it to give value to the exquisite delicacy of the other tower. p. 60-61 Alternative translation: I invent nothing, I rediscover. And the thing seems new because people have generally lost sight of the aim and the means of art ; they take that for an innovation which is nothing but a return to the laws of the great sculpture of long ago. Obviously, I think ; I like certain symbols, I see things in a synthetic way, but it is nature that gives me all that. I do not imitate the Greeks ; I try to put myself in the state of mind of the men who have left us the statues of antiquity. The schools copy their works, but what is of importance is to rediscover their methods. First I made close studies after nature, like "The Bronze Age." Later I understood that art required more breadth - exaggeration, in fact, and my aim was then, after the Burghers of Calais to find ways of exaggerating logically - that is to say, by reasonable amplification of the modeling. That, also consists in the constant reduction of the face to a geometrical figure, and the resolve to sacrifice every part of the face to the synthesis of its aspect. Look what they did in Gothic times. Take the Cathedral of Chartres as an example: one of its towers is massive and without ornamentation, having been neglected in order that the exquisite delicacy of the other could be better seen. In: Andrew Carnduff Ritchie, ‎John Rewald (1945). Aristide Maillol: With an Introduction and Survey of the Artist"s Work in American Collections. p. 19

)
Биография Огюста Родена >>

Когда я смотрю на два обнявшиеся тела, мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая, третья субстанция, которая порождается этим взаимоотношением двоих и которая без их контакта возникнуть не может.

Лицо нельзя считать единственным зеркалом человеческой души и выразительность лица не исключительный отражатель душевной жизни. Нет ни одной мышцы в человеческом теле, которая не принимала бы участия в выражении внутренних изменений. Каждая мышца выдает радость или грусть, воодушевление или пессимизм, веселье или гнев.

Задача художника - отделить правду от притворства.

В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой.

Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков

Цитаты из "Завещания" Огюста Родена
Перевод с французского Н.И. Рыбаковой

Принимайте справедливую критику. Вы легко ее распознаете. Справедлива та критика, которая подтверждает одолевающие вас сомнения. Но не поддавайтесь критике, которой противится ваше сознание.

Если ваш талант нов, не рассчитывайте вначале на большое число сторонников; наоборот, у вас будет множество врагов. Но не падайте духом. Восторжествуют первые, ибо они знают, почему они любят вас, вторые же не думают над тем, почему вы им ненавистны; первые - страстные поборники правды и неустанно вербуют новых приверженцев, вторые не проявляют ни малейшего усилия, чтобы отстоять свое ложное мнение; первые твердо стоят на своем, вторые держат нос по ветру. Победа правды несомненна.

Не теряйте времени на завязывание светских или политических связей. Вы знаете, что многие из ваших собратьев путем интриг достигают славы и богатства; но это не истинные художники. Однако некоторые из них очень умны, и если вы вздумаете бороться с ними в их сфере, то, как и они, вы потратите на это массу времени, иными словами, всю вашу жизнь; у вас не останется ни одной свободной минуты на то, чтобы стать художником.

Страстно любите свое призвание. Нет ничего прекраснее его. Оно гораздо возвышеннее, чем думает обыватель. Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высокая награда для него - радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.

Искусство - прекрасный урок искренности. Подлинный художник всегда выражает то, что думает, не боясь растоптать существующие нормы. Тем самым он учит искренности себе подобных. Представьте себе, какого огромного прогресса мы могли бы добиться, если бы люди были до конца правдивы! Как быстро общество увидело и осудило бы свои ошибки, свои заблуждения, безобразные дела, и в какой короткий срок наша земля превратилась бы в рай!

Роден, Рене Франсуа Огюст (Auguste Rodin) ()

Афоризмы, цитаты из произведений Огюста Родена >>
Биография

Французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился 12 ноября 1840 в Париже, в семье мелкого чиновника. В учился в парижской Школе рисования и математики, куда поступил вопреки желанию отца. В 1864 учился у в Музее естественной истории. В 1864 на парижском Салоне Огюстом Роденом была предпринята попытка показать его первую работу - "Человек со сломанным носом"; попытка оказалась неудачной, т. к. необычность работы шокировала публику. "Человек со сломанным носом был отклонен "Салоном". Это можно вполне себе представить, поскольку чувствуешь, что в этом произведении искусство Родена уже достигло зрелости, завершенности и уверенности; с бесцеремонностью великого убеждения оно бросило вызов предписаниям академической красоты, все еще самодержавно господствовавшей. [...] Царила скульптура модели, поз, аллегорий - легкое, дешевое, удобное ремесло, довольствующееся более или менее умелым повторением нескольких канонизированных жестов. В подобном окружении голова Человека со сломанным носом Родена уже должна была вызвать ту бурю, которая по-настоящему разыгралась лишь при появлении более поздних его произведений. Однако, может быть, ее просто отослали обратно, не дав себе труда рассмотреть как следует работу неизвестного." ("Огюст Роден") Попытка Родена поступить в Школу изящных искусств так же провалилась.

В работал в мастерской А. Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры. В работал в Брюсселе (Бельгия): создал несколько скульптур для частных домов, несколько скульптурных групп для здания биржи и четыре большие боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д"Анверс. В 1875 Роден посетил Италию; в результате знакомства с творчеством Микеланджело возникла идея создания статуи "Бронзовый век". С 1877 изучал памятники французской готики.

В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и несмотря на то, что Роден продолжал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866, и не собирался разрывать с ней отношения. В годы близости с Камиллой Огюстом Роденом были созданы многочисленные скульптурные группы страстных любовников ("Поцелуй"). Несмотря на разрыв в их отношениях, состоявшийся в 1898, Роден продолжал способствовать карьере талантливой ученицы, но Камилла, которой была неприятна роль "протеже Родена", отказалась от его помощи. Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: "Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное".

С середины 1880-х гг. постепенно меняется манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. На Всемирной выставке 1900 французское правительство предоставило Огюсту Родену целый павильон. Умер Огюст Роден 17 ноября 1917 в своем доме в Мёдоне недалеко от Парижа.

"В течении своей жизни Роден был и любим и ненавидим - ему была недоступна обычная карьера художника, но он был награжден высшими почестями авторитетов ; его топтали, как упавшую клячу, а затем превозносили, как великого новатора; его считали революционером, но принимали в наиболее консервативных кругах. Правительство и официальные учреждения заказывали ему исторические памятники, но потом отказывались от созданных им шедевров. Когда он умер, "Мыслитель" и "Поцелуй" вошли к тому времени во все художественные словари по обе стороны Атлантики." (Дэвид Вейс "Нагим пришел я")

Произведения Огюста Родена

Среди произведений Огюста Родена - скульптурные работы, рисунки, офорты. Большинство произведений Огюста Родена, завещавшего их французскому народу, хранится в музее Родена в Париже, многочисленные варианты в бронзе и мраморе - в Музее Орсе (Париж), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. (Москва), Национальной галерее (Берлин), в собраниях других музеев.

    Маска "Человек со сломанным носом" (1864; бронза; Франция, Париж, Музей Орсе; после первого показа работа была отвергнута критикой; копия - Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Статуя "Бронзовый век" (; бронза; приобретена государством; Франция, Париж, Музей Родена; вариант в гипсе - Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Статуя "Шагающий" (1877; приобретена государством) Статуя "Иоанн Креститель" (1878; бронза; приобретена государством; Франция, Париж, Люксембургская галерея, Музей Родена) Горельефная композиция "Врата ада" (оформление двери Музея декоративного искусства, который предполагалось построить напротив сада Тюильри в Париже; работа над композицией началась в 1880, продолжалась до конца жизни Огюста Родена, но так и не была завершена; "Врата" были отлиты в бронзе только через восемь лет после смерти Родена; на основе сюжетов из "Божественной комедии" Данте, библейских легенд, античных мифов, поэзии Бодлера). "Тут была жизнь, была тысячекратно в любую минуту, была в томлении и в муке, в безумии и в страхе, в утрате и в обретении. Тут было непомерное желание, жажда, столь жгучая, что вся влага мира одной каплей высыхала в ней, тут не было обмана, не было предательства, а жесты, которыми берут и отдаются, - тут они были истинными и великими. Тут были пороки и богохульства, проклятие и блаженство, и вдруг выяснилось, как беден мир, скрывавший все это, хоронивший все это, делавший вид, будто этого нет. Это было. Рядом со всей историей человечества шла другая история, эта история, не знавшая облачений, условностей, различий и сословий, - одна сплошная борьба. И она тоже по-своему развивалась. Из инстинкта она превратилась в желание, из похоти, влекущей самца к самке, она стала влечением человека к человеку. И такой является она в творении Родена. Все еще длится вечная битва полов, но женщина - больше не животное, подавленное или покорное. Она страстная и возбужденная под стать мужчине, и они сопрягаются словно бы для того, чтобы обоим найти свою душу. [...] Тут вихри хотения и затишья ожидания; тут мечты, становящиеся деяниями, и деяния, переходящие в мечты. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние - имя ему сила. Все это заключено в творении Родена." ("Огюст Роден") Статуя "Тень" (1880, бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада") Статуя "Грешница" (1880; бронза; Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Статуя "Адам" (1880, бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада") Статуя "Ева" (1881; бронза, вариант - мрамор; первоначально - этюд к "Вратам ада") Бюст А. Легро (1881) Бюст живописца Ж.-П. Лорана (1881; бронза) Статуя "Уголино" (1882; бронза; Франция, Париж, Музей Родена) Бюст скульптора Ж. Далу (1883; Германия, Берлин, Национальная галерея) Скульптурная группа "Граждане Кале" (; установлена в 1895 в городе Кале, Франция; копия в натуральную величину - перед зданием Парламента в Лондоне; бронза; в основе сюжета - исторический эпизод, произошедший во время осады Кале английским королем в 1347 году, - казнь жителей, пожертвовавших собой ради спасения города) Статуя "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885; бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада") Статуя "Данаида" (1885; бронза, вариант - мрамор; первоначально - этюд к "Вратам ада") Бюст Камиллы Клодель (1885) Скульптурная группа "Поцелуй" (1886; бронза, вариант - мрамор; первоначально - этюд к "Вратам ада", в окончательный вариант "Врат" не вошел). "Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом." ("Огюст Роден") Памятник Виктору Гюго (; мрамор) Бюст Фальгиера (1887) Статуя "Мыслитель" (1888; бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада"; копия - Дворец Почетного Легиона, Сан-Франциско, США) Бюст О. Мирбо (1889) Памятник Оноре де Бальзаку (; после создания памятник со скандалом был отвергнут и установлен в 1939 в Париже на бульваре Распай; бронза; последняя монументальная работа Родена) Бюст А. Рошфора (1897) Проект "Башни труда" (1899; гипсовая модель) Скульптурная группа "Вечная весна" (1905; мрамор; Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Бюст герцогини де Шуазель (1908) Бурделя (1909; бронза) Бюст Ж. Клемансо (1911) Бюст Гарнье (терракота) Статуя "Сотворение человека" Памятник Клоду Лоррену (Франция, Нанси) Статуя "Химера" Бюст Бернарда Шоу Бюст Бюст Виктора Гюго (мрамор; Россия, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.)

Источники информации:

    "Огюст Роден". Р.-М. Рильке, собрание сочинений в 3 томах, Харьков, "Фолио", М., "АСТ" 1999 Корн, Ирен Огюст Роден. "Мастер скульптуры". М.: Республика, 1997 Дэвид Вейс "Нагим пришел я". О скульпторе О. Родене. М.: Республика, 1993 Энциклопедический ресурс www. (Большая советская энциклопедия, Всемирная энциклопедия классического искусства "Великие мастера", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Иллюстрированный энциклопедический словарь) Проект "Россия поздравляет!" - www. *****

Огюст Роден и Камила Клодель. История одной страсти .

Камилла Розали Клодель появилась на свет 8 декабря 1864 года в городке Фер, расположенном во французской провинции Шампань.
Камилла обладала редкостным даром. Со всей пылкостью своей натуры она отдавалась всепоглощающей страсти ваянию. Как вошло в ее жизнь это искусство? Она настойчиво уговаривала мать, сестру, отца, брата позировать ей. С огромным усердием, поистине недетским, она переминала пальцами глину пристально вглядываясь в лица моделей. Ее руки скользили, двигались, и безликие куски гипса будто оживали
Гениальность - это, наверное, то, что невозможно удержать в себе. Гениальность - это тот же талант, только яркий и взрывоопасный. Как свет самой яркой звезды из нескончаемой их россыпи во Вселенной

Камилла стала посещать Академию Коларосси. Те, кому посчастливилось видеть работы девушки, не могли скрыть восхищения. Многие признавали ее дарование исключительным. Скульптурные фигурки Клодель казались импровизацией, заряженной энергией ее неспокойных пальцев. Они дышали оригинальностью, какой-то неожиданностью.
Из самых известных ранних работ - "Поль Клодель в 13 лет" (1881 г.) и "Старуха Элен" (1882 г.).
Ее первым наставником стал скульптор Альфред Буше. Именно он однажды привел 19-летнюю Камиллу Клодель в мастерскую известного парижского скульптора Огюста Родена.

Первое, что поразило Родена, как только Камилла переступила порог его мастерской, - нет, не красота ее, а волнение, охватившее его. В ней было столько изящества, элегантности. "Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли ; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - так описал ее великий художник. У него были возлюбленные, но это юное существо, вдвое моложе его, может, впервые по-настоящему пробудило в нем мужчину...

Они разглядывали друг друга, как два скульптора, способные оценить достоинство модели, которую предстояло лепить.
Мастерская стала их приютом любви. Это был старинный особняк, затерявшийся в зарослях запущенного сада. Когдато здесь искала уединения одна из самых романтических пар, о которой знает история; тут творили свое искусство и любили друг друга Жорж Санд и Альфред де Мюссе.
Теперь здесь закипела новая страсть и зазвучали новые имена - Огюст Роден и Камилла Клодель. И вновь любовь и творчество, над которым и не властно время. Сколько прекрасных работ появилось благодаря ей, Камилле Клодель, проставившей мастера в его творениях.
И появляются бессмертные шедевры: "Вечный кумир", "Данаида", "Сирены", "Поцелуй" (см. фото), "Мысль", "Аврора"...
.............................................................................................................................................

Невозможно скрыть то, что скрыть невозможно. О том, что в его жизни появилась Камилла, супруга Роза вскоре узнала. Но это ничего не изменило. Роден по-прежнему жил на два дома. Одна женщина вела хозяйство и поддерживала тепло семейного очага. Он жалел ее. Другая была постоянно рядом, в мастерской. Он любил ее.
В те годы родился один из самых прекрасных его замыслов - "Вечная весна". Солнечный Адонис обнимает сверкающую нимфу, обвившуюся в животрепещущем изгибе вокруг тела своего любовника.
Это - гимн любви, воспетой Роденом. В исполненных чувственного томления фигурах - два реальных образа; скульптора и модели.

Он решил увезти ее подальше от Парижа. Она должна была отдохнуть, набраться сил. Запоздалый медовый месяц... Целыми днями они бродили по окрестностям, обедали в небольших уютных ресторанах, рассматривали готические башенки, скульптурные фигурки, украшавшие балконы. Ощущение счастья было всепоглощающим. Она поверила, что нужна ему Но когда через месяц они вернулись, ее вновь постигло разочарование...
"Я ухожу", - сказала Камилла. Она стояла, распахнув входную дверь. Каждый чувствовал собственное бессилие, но изменить что-либо не мог.
"Если я останусь с ним - это убьет меня", - думала Камилла. Но убьет ее именно то, что она останется без него... Если бы она знала!
В его душе - боль, усталость и тоска. Больше ему никогда не придется пережить подобного взлета. Когда из жизни уходит любовь, приходит старость. Теперь он это хорошо понимал. Он поехал в Медон, где жила Роза. Встречать свою старость.

Расставшись, каждый из них потерял себя. У него все чаще кружилась голова. Тоска усугубляла физическое недомогание.
Он старался лепить ее по памяти. Глаза густой синевы, брови, линию рта... Но прошлое оставалось прошлым и неохотно уступало место настоящему. Однажды, во время работы, он вдруг потерял сознание.
………………………………………………...................................................................................

Камилла Клодель пережила всех. Она провела тридцать лет в стенах психиатрической клиники на юге Франции, в Мондеверге, и умерла там же в октябре 1943 года, в возрасте 79 лет. О последних годах ее жизни известно немного: в период "затворничества" она была молчалива и апатична. Она уже не лепила. "У мадемуазель Клодель, - как было записано в официальном заключении, - к моменту кончины не обнаружилось ни личной одежды, ни ценных бумаг ".
...Пора счастья рождает прекрасное творчество, разлука дает жизнь своим образам, полным драматизма. Каждый художник всегда пишет, рисует или лепит свою судьбу. Наверное, так делала это и Камилла Клодель в своих работах "Вальс"(см. фото), "Шакунтала", "Флейтистка", "Болтушки", "Забвение", "Зрелый возраст", "Глубокая задумчивость", "Персей и Горгона", "Мольба", "Ниобида"... В ее искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная печаль, чувственность.

Теперь у входа в музей, где экспонируются ее работы, всегда очередь. Сюда приходят, чтобы увидеть то, что создано ее руками, ее сердцем, душой. Увидеть, задуматься и непременно рассказать об увиденном.

Среди других крупных произведений: скульптурная группа «Граждане Кале», памятник Виктору Гюго, статуя Оноре де Бальзака.
В 1898 общество, заказавшее Родену статую Бальзака, отказалось от его услуг, мотивируя это тем, что в представленном этюде нет портретного сходства с писателем.
Личная жизнь скульптора была не менее насыщена, чем его творческая деятельность. В 1885 Роден взял помощницей в мастерскую 19-летнюю Камиллу Клодель. Девушка оказалась не только талантливой ученицей, но и вскоре стала возлюбленной Родена, несмотря на значительную разницу в возрасте. При этом Роден не разрывал отношения со своей спутницей жизни Роз Бёрес, которая была рядом с ним в трудные годы, когда они бедствовали в Бельгии, и растила их сына.

К началу 20 века Роден был уже знаменитым скульптором, и французское правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900.

Роден умер в своём доме в Медоне, недалеко от Парижа.

Большинство своих произведений Огюст Роден завещал французскому народу , многие из них хранятся в музее Родена в Париже и в Музее Орсей (Париж).
Некоторые работы находятся в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), [[Музей изобразительных искусств имени | музее изобразительных искусств им. (Москва), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), других музеях мира.

Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе рисования и математики, поступив туда вопреки желанию отца, и у Антуана Бари в Музее естественной истории.
В 1864 первая работа Родена - «Человек со сломанным носом» - была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов академическим канонам красоты. Роден также не был принят в Школу изящных искусств, и с 1864 по 1870 годы работал в мастерской А. Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры.
В 1871 он отправляется в поисках работы в Брюссель, где создаёт несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д’Анверс. Параллельно продолжает самообразование в области средневекового искусства и творчества Рубенса. Посещает Италию, и в результате знакомства с творчеством Микеланджело возникает идея создания статуи «Бронзовый век».
Первым признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй - «Иоанн Креститель» (1878) и «Шагающий» (1877). Ему было поручено создание скульптурного портала. Работе над «Вратами ада» (начата в 1888) Роден посвятил всю оставшуюся жизнь, черпая вдохновение в «Божественной комедии» Данте и произведениях Шарля Бодлера, в образах порталов готических соборов

Такие работы, как «Мыслитель» (1888), «Ева», «Мимолетная любовь» (1886), «Поцелуй» (1886) и многие другие стали этюдами к «Вратам ада».

Огюст Роден

Роден Рене-Франсуа-Огюст() - французский скульптор. Этой работы нет ни в одном из каталогов. Она осталась только в воспоминаниях друзей и самого Родена, который в середине 1860-х годов вдохновенно, самозабвенно трудился над ее созданием. Он хотел, чтобы его "Вакханка" была одержима животным порывом, страстью, с которой не могла совладать, чтобы ее тело трепетало в предвкушении неземного блаженства...

Для "Вакханки" ему позировала не профессиональная натурщица, а девятнадцатилетняя белошвейка Мари-Роз Бере, которая стала его любовницей, родила ему сына и, как признавался сам Роден, "привязалась к нему "как животное"... Они прожили вместе более полувека, но только в 1917 году, за несколько недель до смерти Роз, поженились. А своего сына Роден официально так и не признал.

"Вакханка", практически уже вылепленная, готовая к тому, чтобы ее показали на одной из выставок, произвела сильнейшее впечатление и на Далу, и на Моне, и на Дега, и на Ренуара, которые пришли к Родену, чтобы помочь ему перебраться в новую мастерскую. Шестифутовую скульптуру погрузили на тележку, которую Роден катил вместе с Моне. Но старое колесо на неровной каменной мостовой треснуло, и одно из лучших творений Родена разбилось на мелкие куски...

Вся жизнь Родена, чье творчество предопределило развитие скульптуры в XX веке и чьи произведения и сегодня остаются непревзойденными, была полна неудач, горьких разочарований и поражений, которые он преодолевал с поистине титанической стойкостью, с мужеством, достойным великих художников итальянского Возрождения. Но были в жизни французского скульптора и великие победы. Он сам пережил и, как никто искренне, в бронзе и мраморе воплотил глубочайшие из человеческих чувств. Здесь высочайшая гармония и отчаяние, возвышенный лиризм и суровая сосредоточенность...

Роден пришел в искусство, когда там еще царствовал совершенный, но холодный, бездушный академизм, и стал одним из основоположников импрессионизма. Его "Побежденный", позже названный "Бронзовым веком", который был сделан в годах и отлит в бронзе в 1880 году, получил медаль в Салоне и всколыхнул, взбудоражил весь художественный мир. Много споров было и вокруг его "Граждан Кале", памятников Виктору Гюго и Бальзаку. С 1880 года и всю оставшуюся жизнь Роден работал над "Вратами ада", которые так и не успели отлить при его жизни. Именно этот заказ дал возможность Родену создать такие шедевры, как "Поцелуй", "Мыслитель" и др. Тема ада стала основой рождения поистине райских сцен. Только теперь, по прошествии времени, можно говорить о том, что самые спорные из работ великого мастера дали впоследствии жизнь целым новым течениям современного искусства.

Роден первым воплотил сам акт мучительного рождения гармоничной формы из первозданного хаоса, сделал скульптурные образы фактурно осязаемыми и даже живописными.

"Тело,- утверждал он,- всегда выражает дух, оболочкой которого оно является".

Франсуа-Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Его отец был родом из Нормандии, а мать - из Лотарингии. Они оба, крестьяне, даже не умели писать и, чтобы зарегистрировать сына, который появился на свет, когда у них уже были две дочери, обратились к сестре жены, тете Терезе, которая работала и экономкой, и натурщицей у художника Дрол-линга. Именно она первой подарила Огюсту пастельные карандаши, и пятилетний мальчик увлекся рисованием. Отец служил посыльным в полиции и не понимал этого увлечения. Рисование с самого начала стало для маленького Опоста чем-то не только запретным, но и греховным. Опост был близорук , учеба в школе Валь-де-Грас давалась ему с большим трудом. Как только у Опоста появилась возможность, он начал посещать занятия в бесплатной парижской специализированной школе рисования и математики - "Petite Ecole", где учился у Жана-Батиста Карпо и Горация Лекока де Буабодрена, который научил его рисовать предметы по памяти и придерживался концепции природной свободы позирования. Здесь он познакомился со скульпторами Далу и Фурке, с которыми подружился на всю жизнь.

Однако мечтой Огюста Родена оставалась школа Гранд Эколь, в которую он поступал три раза, но так и не был принят. В это же время его постигло большое горе - едва постригшись в монахини, умерла его любимая сестра Мария. Огюст вступил в католический орден Отцов Святых Тайн. Он вылепил бюст основателя ордена отца Пьера Жюльена Эймара, который посоветовал юноше продолжать заниматься скульптурой. В двадцать три года Огюст, не став монахом, ушел из родительского дома и снял свою первую мастерскую, очень сырую и холодную. Здесь он имел возможность в свободное время заниматься творчеством. Поскольку Роден так и не поступил в Гранд Эколь, ему почти двадцать лет пришлось пребывать в качестве ученика и добывать деньги, работая на других. Он познакомился с известными парижскими художниками - Моне, Дега, Ренуаром. А в 1864 году Роден встретил Мари-Роз Бере, которая была моделью для "Вакханки" и многих других работ и впоследствии стала его женой. В годах Роден создал своего знаменитого "Мужчину со сломанным носом", для которого ему позировал рабочий Биби, и, хотя из-за холода в мастерской задняя часть скульптурного портрета отслоилась, Роден все равно попробовал выставить его в Салоне 1865 года. Работу отвергли и приняли в Салон только в 1872 году. В 1875 году Роден создал мраморный вариант этой скульптуры.

С 1865 года Роден получил работу у одного из самых плодовитых скульпторов того времени Каррьер-Беллеза, который превратил свою мастерскую в небольшую фабрику, где копировали его, Родена, скульптуры. Роден даже некоторое время подписывал эти копии именем Каррьер-Беллез.

В 1870 году, когда началась франко-прусская война, Родена, которому уже было тридцать лет, призвали в армию, но вскоре уволили из-за плохого зрения. В этом же году он поехал вслед за Каррьер-Беллезом, который устроился работать на Брюссельскую фондовую биржу, в Бельгию, где надеялся найти работу и для себя.

Когда тетка Огюста согласилась присмотреть за малышом, вслед за Огюстом в Брюссель отправилась и Роз. Здесь Роден начал лепить женские бюсты в стиле Каррьер-Беллеза. Скульптор Ван Расбург предложил Родену работать вместе, причем работы, которые оставались в Бельгии, подписывал он, а те, которые отправлялись во Францию,- Роден. В Брюсселе в 1871 году Роден впервые начал выставляться на выставках. Его женские и мужские гипсовые, терракотовые и мраморные бюсты экспонировались в Антверпене , Генте, Париже, Вене, Лондоне, Филадельфии.

В 1876 году Роден смог наконец осуществить свою давнюю мечту - поехать в Италию. Как он сам позже признавался, живые, выразительные скульптуры Микеланджело привели его, воспитанного на спокойных, формально уравновешенных луврских античных шедеврах, в полное замешательство. Он много рисовал, думал. В письме Роз в Брюссель он писал: "Ты не удивишься, если узнаешь, что я занимаюсь изучением Микеланджело с того момента, как сделал первый шаг по земле Флоренции , и кажется, великий маг начинает посвящать меня в некоторые из своих секретов".

Именно после поездки в Италию Роден создал свою первую скульптуру в полный рост "Побежденный" (позже названную "Бронзовый век"), для которой ему позировал бельгийский солдат Огюст Нейт.

В 1877 году Огюст Роден опять поселился в Париже, сняв дом для своей семьи и отца. Он работал у Каррьер-Беллеза, на государственной фабрике севрского фарфора. В 1878 году Роден создал бронзовую статую "Проповедующий святой Иоанн Креститель", в которой очень точно передал динамику движения. Он пробовал участвовать в различных конкурсах на сооружение памятников, но его проекты не принимались.

В 1880 году во Франции было решено построить музей декоративных искусств, монументальные бронзовые двери для которого заказали Огюсту Родену. Темой барельефов на дверях должна была стать "Божественная комедия" Данте, перед которым Роден всегда преклонялся.

Работая над "Вратами ада", которые были отлиты из бронзы только в 1925 году, Роден переосмысливал не только образы Данте, но и мифологические, библейские сюжеты, "Страшный суд" Микеланджело и творчество своего любимого поэта Шарля Бодлера, чьи изданные в то время стихи из сборника "Цветы зла" многие считали непристойными. В 1888 году Роден сделал пером и чернилами изумительные иллюстрации к этому сборнику, где с особой силой передал борьбу между чувственным и духовным началом. Фигуры на "Вратах ада", которые, выплывая из рамы, накладывались одна на одну, изгибаясь, стеная от страсти и боли, стилистически ближе Бодлеру, а не Данте с его строгой упорядоченностью. Сам Роден в 1887 году говорил одному из своих друзей: "Здесь не следует искать упорядоченного или методичного сюжета, связанности изображения или моральных оснований. Я следовал своему воображению, собственному чувству движения и композиции".

Многие фигуры, выполненные для "Врат ада", стали самостоятельными скульптурами. Сделанная в 1880 году и увеличенная в годах бронзовая статуя "Мыслитель" была задумана как центральный образ "Врат ада", как образ Данте, который как бы обозревает то, что он сам создал. Сейчас существует более 50 копий "Мыслителя", которые находятся в самых разных странах мира. Именно эту скульптуру Роден завещал поставить на своей могиле. Как отдельные образы были переосмыслены скульптором и такие фигуры, как "Адам", "Ева", поддерживающие друг друга "Три тени". Роден всю жизнь то увеличивал, то уменьшал фигуры "Врат ада", переводил их в мрамор, гипс, бронзу, комбинировал. Так, из "Скорчившейся женщины" и "Падающего мужчины" он скомпоновал полную экспрессии сцену "Я прекрасна" ("Похититель").

А соединив "Блудного сына" с женской фигурой, создал "Fugit Amor" ("Убегающая любовь"). Эта же надпись есть еще на одной сцене, которая должна была скорее всего изображать Паоло и Франческу, но в окончательном варианте получила название "Поцелуй". Обе эти работы на Всемирной ярмарке в Чикаго в 1888 году экспонировались в отдельном зале, куда вход был разрешен только по отдельным пропускам.

Создавая "Врата ада", Роден организовал свою мастерскую как многоступенчатое производство. Сначала формовщики снимали с оригиналов, которые он делал сам, слепки, потом ученики вырезали копии гипсовых фигур, а литейщики и патинировщики переводили их в бронзу. Многие из тех, кто помогал работать Родену над "Вратами ада", стали в будущем очень известными скульпторами. У него работали Антуан Бурдель, Аристид Майоль, Камилла Клодель.

Камилла Клодель была необыкновенно одаренной, умной женщиной. С девятнадцати лет она брала уроки у скульптора Альфреда Буше. Однажды Буше попросил Родена заменить его. И с первой встречи этих двух неординарных, сильных людей неудержимо влекло друг к другу. Это было чувство возвышенное и страстное, трепетное и мучительное. Роден как-то сказал Камилле, что именно идеальная любовь самая опасная. Но Камилла уже была вся во власти поглотившего их чувства. Роз Бере оставалась женой и хозяйкой дома, а в мастерской Роден встречался со своим ангелом, своим вдохновением и незаменимой помощницей Камиллой Клодель. Говорят, что Роз Бере Роден лепил только до тридцати пяти лет. Она сильно изменилась со времени их первой встречи. Образ Камиллы Клодель привлекал его глубиной, необыкновенной силой, одухотворенностью. Она позировала для многих скульптур на "Вратах ада", с нее он вылепил воплощенную позже в мраморе "Мысль", где женское лицо как бы рождается из стихийной материи мрамора.

До этого большинство создаваемых Роденом женских образов были довольно легкомысленны, даже несколько декоративны. А в то время, когда они были вместе с Камиллой - с середины 80-х годов до середины 90-х годов,- Роден создал серию абсолютно новых для искусства сцен, где мужчина и женщина - это прежде всего страстные любовники, жаждущие обладать друг другом, любить друг друга до самозабвения. Это "Поцелуй", "Вечная весна", "Вечный идол", "L"Emprise" ("Обладание"), "Суккуба" (демон, принявший женский образ). Все эти скульптуры поражают неудержимым порывом, влюбленные как бы соединяют земную и духовную страсть, землю, из которой сотворены, и небо, которое пульсирует в них. До 1888 года Камилла жила с родителями и братом Полем, который в будущем стал драматургом и дипломатом, а потом переехала на отдельную квартиру. В 1892 году Роден создал еще один портрет Клодель - "Прощание". В нем виден трагический надлом и непреодолимая боль расставания.

В 1893 году Роден переехал на виллу Брильянт. Камилла Клодель некоторое время пыталась работать над собственными скульптурами, в которых еще более остро, чем у Родена, звучит тема всепоглощающей страсти, но в 1905 году она тяжело заболела. В 1913 году семья поместила ее в психиатрическую лечебницу, где она прожила до 1943 года.

Однажды во время прогулки Роден сказал своему знакомому: "Люди говорят, что я много думаю о женщинах. А если разобраться, что есть еще более важного, о чем стоит думать?"

Среди знакомых Родена были светские дамы и многочисленные натурщицы, которых он в своих рисунках-исследованиях женского тела упрощал порой до, как сказал один критик, "странной роли идола". Среди тех, с кем дружил и кого любил Роден, были немецкая писательница Хелен фон Ностинц-Гинденбург, японская актриса Ханако, писательница Вита Сэквилл-Уэст, которая оставила записи своих бесед с Роденом, маркиза Клер де Шуазель. И всегда терпеливо ждала Родена в их доме в Медоне Роз Бере, к которой он окончательно вернулся в 1917 году.

С конца 80-х годов Огюст Роден работал не только над "Вратами ада", но и над другими большими проектами. Необычен, очень эмоционален и возвышен задуманный без пьедестала памятник шестерым смельчакам, которые в XIX веке ценой собственной жизни спасли горожан от неминуемой гибели,- "Граждане Кале", воплощенный в бронзе в годах. Роден создал и проекты памятников Виктору Гюго, который увиделся ему на острове в окружении муз; Оноре де Бальзаку, которого он одел в его излюбленное монашеское платье.

Осталось немало портретных бюстов, в каждом из которых Роден открывал не просто образ, а неповторимый характер - мадам Викунья, Ева Фэрбакс, Густав Малер...

Роден считал, что для мужских фигур больше подходит бронза, а для женских - мрамор. Этими материалами он владел в совершенстве.

В 1910-е годы Роден увлекся мифологией, создал целую серию, куда вошли воплощенные в бронзе "Феи вод", "Вакханки", "Переплетенные женщины"... А потом и библейскими темами - "Екклезиаст", "Духи зла", "Дух добра".

Одной из самых значительных в творчестве Опоста Родена была создаваемая на протяжении двадцати лет серия рук. Начал он ее "Рукой Бога" в 1898 году, а окончил "Рукой Родена, удерживающей торс", над которой работал за три недели до своей смерти.

В последние годы Огюст Роден жил в отеле "Бирон", где его соседями были, Жан Кокто, Анри Матисс и Айседора Дункан. После смерти Родена здесь открылся его музей.

Роден умер 17 ноября 1917 года от пневмонии. Он завещал похоронить его рядом с Роз Бере возле их дома в Медоне, и чтобы надгробием им был его "Мыслитель".

Французская академия, которая при жизни не принимала Родена, через несколько дней после его смерти приобщила его к сонму бессмертных. Сын Роз и Родена Огюст умер через девятнадцать лет от алкоголизма.

Огюст Роден, который не только творил, но и всю свою жизнь размышлял об искусстве, оставил после своей смерти завещание, в котором называет искусство "прекрасным уроком искренности" и с надеждой восклицает: "Представьте себе, какого огромного прогресса мы могли бы добиться, если бы люди были до конца правдивы!"

Он был всю жизнь правдив и искренен перед самим собой и перед теми, кто был рядом. И каждая из его скульптур - это великое откровение гениального мастера.



Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена . Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель» . О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.





Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада» . По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.



Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.



Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.



Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.




«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.




После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему.

Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высшая награда для него - радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.

Огюст Роден


Цитаты о художнике

Без чувства современности художник останется непризнанным.

Михаил Михайлович Пришвин


Сколько художников высокомерно отказываются сознавать себя маленькими людьми! Но этого сознания своей «малости» было бы довольно, чтобы обрести истинный талант, иначе для них недоступный.

Альбер Камю


Суть не в том, что кровать Ван Гога была именно эта, на которой он, как доказано, спал: все, чего ожидает посетитель, - это чтобы ему могли ее показать.

Клод Леви-Строс


Художники обязаны показывать нам, сколь хороша жизнь. Иначе у нас появились бы сомнения.

Анатоль Франс


Художника отличает то, что в его жизни бывают минуты, когда он ощущает себя больше, чем человеком.

Шарль Эдуар ле Корбюзье


Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным - если оно благое - воздействием, которое произведет художественное произведение.

Лев Николаевич Толстой


Художник – это человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений, он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии.

Зигмунд Фрейд


Функция художника - заклинать демонов иррациональности.

Ролан Барт


Художник - чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его, он - голос своей эпохи.

Максим Горький


Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру - причем его мучат соблазны и той и другой жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта