Главная » Засолка грибов » Обществознание егэ номер 25. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Обществознание егэ номер 25. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Последнее задание из тестовой части ОГЭ по обществознанию – двадцать пятое – по своей сути идентично двадцать четвертому. В нем выпускникам девятых классов также нужно работать с таблицами, графиками и диаграммами, построенными на основании социологических опросов. Однако формулировки положений, представленных для анализа, зачастую не столь прямые, как в предыдущем номере, поэтому читать их нужно еще внимательнее. Правильный ответ на задание дает выпускнику 1 балл.

Разбор типовых вариантов задания №25 ОГЭ по обществу

Первый вариант задания

В 2010 году в стране Х провели социологический опрос среди совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы считаете, зачем люди из нашей страны ездят за границу на длительный срок?». Результаты даны в таблице:

Какие из данных ниже выводов непосредственно вытекают из результатов опроса? Укажите в ответе верные варианты.

  1. В стране Х нет условий для профессионального роста специалистов.
  2. Граждане страны Х стремятся посетить другие страны и увидеть мир.
  3. Граждане довольно низко оценивают систему образования в стране Х.
  4. Государство в стране Х обеспечивает общественный порядок, ситуация там стабильна.
  5. Возможности заработка в стране Х ограничены.

О возможностях для профессионального роста специалистов по данному опросу судить сложно – для этого не хватает данных. А вот то, что граждане стремятся увидеть мир, сказать можно – ведь это 3 по значимости причина отъезда людей за границу. Насчет оценки системы образования тоже ничего определенного сказать нельзя; это же относится и к обеспечению общественного порядка государством. Зато можно сделать вывод о том, что возможности для заработка в стране Х довольно ограниченные: эта причина отъезда за границу является самой популярной. Итак, ответ – 2,5.

Второй вариант задания

В разных городах страны Н провели социологический опрос, связанный с оценкой экологической ситуации в городе. Результаты (ответы на вопрос «Как вы оцениваете экологическую обстановку в своем городе?») даны в таблице:

Какие выводы из приведенных ниже непосредственно вытекают из результатов опроса? Запишите цифры верных утверждений в ответ.

  1. Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в хорошей экологической обстановке.
  2. Экология является самой острой проблемой в стране Н.
  3. Правительству страны Н можно дать совет увеличить финансирование экологических программ.
  4. Среди населения страны Н нет единства мнений насчет экологической обстановки.
  5. При развитии производства необходимо усиливать экологический контроль.

Первое положение верно: более половины опрошенных охарактеризовали экологическую ситуацию как «скорее плохую» и «очень плохую». Насчет того, что экология – самая острая проблема страны, сказать что-то определенное сложно. А вот посоветовать правительству увеличить финансирование экологических программ можно, ведь большая часть населения недовольна экологией в своих городах. Однако и единства мнений среди опрошенных нет – почти одинаковое количество людей проголосовали за столь разные варианты, как «скорее хорошая» и «скорее плохая». Пятое положение – общая фраза, которая не имеет ничего общего с опросом. Запишем ответ: 1, 3, 4.

Третий вариант задания

Статистические службы государства Х изучили динамику продаж бытовой техники в период с 2002 по 2012. Результаты представлены в диаграмме:

Выберите утверждения, непосредственно вытекающие из результатов исследования, и укажите в ответе цифры, под которыми они даны.

  1. Бытовая техника отечественного производства востребована меньше той, что произведена за границей.
  2. Предприятия по производству бытовой техники в стране Х активно осваивают выпуск новых моделей.
  3. Зафиксирован рост продаж новой бытовой техники иностранных производителей.
  4. Спрос на бытовые товары в стране Х сократился.
  5. Протекционистская политика в стране Х привела к тому, что спрос переориентировался с продукции иностранных производителей на продукцию отечественных.

Анализируя первое положение, нужно обращать внимание только на белые и серые столбики: видно, что доля техники иностранного производства всегда выше, значит, оно верно. Процент продаж новой бытовой техники производителей из страны Х неуклонно падает, значит, нельзя сказать, что они активно осваивают выпуск новых моделей (2 – неверно). Продажи техники иностранных производителей постоянно растут, значит, 3 – верно. Сказать о том, что спрос на бытовые товары в стране упал, нельзя; то же относится к пятому положению – переориентации спроса на отечественную продукцию не происходит. Ответ: 1, 3.

ЕГЭ-2019. Обществознание.

ИЗМЕНЕНИЯ.

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

Комментарий.

Рассмотрим каждое изменение отдельно.

Детализирована формулировка задания № 25.

Как видим, более точно указано, какими должны быть предложения . Это поможет учащимся точнее написать ответ, тем более, что за задание № 25 теперь можно получить не 3, а 4 балла.

Переработана система оценивания задания № 25.

Отмечу НОВОЕ.

Указания по оцениванию :

1. Не засчитывается:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

Указание по оцениванию :

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне , без привлечения обществоведческих знаний;

– словосочетания, нераспространённые предложения.

Максимальный балл. 4

Как видим, даётся чёткое объяснение, сколько баллов и за что можно получить в задании № 25. Обратите внимание на то, что необходимо знание теоретического материала не на бытовом уровне , а на литературном научном языке. Поэтому учите определения, чтобы более точно ответить на вопрос.

В любой теме учите типы, виды функции, способы и др. подобный материал, потому что именно он требуется при составлении ДВУХ предложений.

Детализирована формулировка задания № 28.

СРАВНИМ.

Демо — 2018.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Демо- 2019.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Как видим, немного изменилась формулировка задания, но требования те же: план должен состоять не менее чем из трёх пунктов, два из которых должны иметь подпункты.

Посмотрим, что изменилось в критериях оценивания данного задания .

По сравнению с 2018 годом в плане должно быть два пункта , имеющих подпункты (в прошлом году был только один пункт с подпунктами).

Если в 2018 году за план, имеющим два пункта с подпунктами, ставился высший балл — 2, то в 2019 обязательно в плане должно быть ТРИ пункта. Имейте это в виду.

Ребята, серьёзно готовьтесь к составлению планов по темам. Ведь за задание № 28 можно получить целых 4 балла!

Детализирована формулировки задания 29 и усовершенствована системы их оценивания.

Рассмотрим, что появилось нового.

  • В задании добавлена фраза: « По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)».

Учитывайте это, когда пишете мини- сочинение.

Каждый пример должен раскрывать тему, проблему с разных сторон.

Это уточнение формулировки отразилось и на критериях оценивания работы.

  • Обратите внимание: никогда не заменяйте анализ фразы, раскрытие её смысла простым пересказом, перефразированием ! Это особенно отмечено в критериях.

Не думайте, что если вы что-то написали, то это «что-то «обязательно будет учтено. В критериях чётко указано, что если тезис вашего сочинения НЕ ОТРАЖАЕТ СМЫСЛА высказывания, то это не будет зачтено.

И рассуждения общего характера тоже не будут учтены («воду лить» не нужно).

Делаем вывод: всё должно быть чётким. Раскрываете смысл фразы, её содержание.

Хочу особо подчеркнуть, что в критериях НЕ указано, что нужно выделять проблему, надо раскрывать идею (идеи) , то есть основную мысль (мысли) фразы (это было и в 2018 году).

Критерий 29.1. — основной . Если по нему 0 баллов, то всё сочинение оценивается 0 баллов. Внимательно вдумывайтесь в смысл выбранной вами фразы.

  • Конкретнее стали критерии по оцениванию теоретического материала. 2 балла можно получить за объяснение ключевых понятий и корректность теоретических положений, и 1 балл за теоретические рассуждения и выводы.
  • Примеры социальных факто должны быть из разных источников (так и было) . Добавлено : они не должны дублировать друг друга , то есть каждый аргумент должен с разных точек зрения раскрывать и доказывать идею (идеи) цитаты.

Внимание: особо в критериях отмечено, что если в аргументах допущена фактическая ошибка , то они не учитываются. Так что будьте точны в приводимых фактах и явлениях.

Таков изменения на ЕГЭ-2019.

В ближайшее время я постараюсь, ребята, на конкретных примерах показать вам, ЧТО именно нужно иметь в виду, выполняя задания

№ 25,28 и 29 , о которых речь шла выше.

Вам же посоветую: учите материал, готовьтесь к ЕГЭ серьёзнее, требования к работам высокие.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Критерии оценивания заданий по обществознанию ЕГЭ 2019

с развёрнутым ответом

  • Правильно даны ответы на три вопроса - 2 балла.
  • Правильно даны ответы на любые два вопроса - 1 балл.
  • Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 2

по обществознанию оценивается:

  • Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса - 2 балла.
  • Правильно приведены любые два элемента ответа - 1 балл.
  • Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 2

по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы два источника (пути) и приведены по 2 примера (всего 4 примера) - 3 балла.
  • Правильно названы два источника (пути), приведены любые 2-3 примера - 2 балла.
  • Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой 1 пример. ИЛИ Правильно назван 1 источник (путь) и приведены соответствующие ему 2 примера - 1 балл.
  • Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы и пояснены три функции - 3 балла.
  • Правильно названы две-три функции, две из них пояснены - 2 балла.
  • Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только три функции - 1 балл.
  • Правильно названы только одна-две функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

25.1 Раскрытие смысла понятия - 2 балла

  • Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) - 2 балла.
  • Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу - 1 балл.
  • В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла - 0 баллов.

Указания по оцениванию:

  1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
  2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов.

25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия - 2 балла

  • Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия - 2 балла.
  • Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания - 1 балл.
  • - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

  • предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
  • предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
  • словосочетания, нераспространённые предложения.

Максимальный балл - 4

по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции - 3 балла.
  • Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами - 2 балла.
  • Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером(-ами) - 1 балл.
  • Правильно названы только одна–три функции. ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

  • Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия - 3 балла.
  • Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия - 2 балла.
  • Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия - 1 балл.
  • Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

28.1 Раскрытие темы по существу - 3 балла

  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 3 балла.
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 2 балла.
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) - 0 баллов.

Указания по оцениванию:

  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана - 1 балл

  • Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей - 1
  • Все иные ситуации 0

Максимальный балл - 4

по обществознанию оценивается:

29.1 Раскрытие смысла высказывания - 1 балл.

  • Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования - 1 балл.
  • Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения - 2 балла.

(объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения - 2 балла.
  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений - 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов - 1 балл.

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод - 1 балл.
  • Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.

29.4 Качество приводимых фактов и примеров - 2 балла.

  • Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом - 2 балла.
  • Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом - 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
    0 - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

  1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Максимальный балл - 6

Решай по обществознанию.

Для начала давайте с вами разберем алгоритм решения задания номер 25.

Рассмотрим задание, которое размещено в демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?

Казалось бы, тут четко написано: составьте два предложения. Но не так все просто. Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение - это как раз определение понятия “политический режим”.

Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко - бал может быть снижен.

Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.

Итак, какое понятие политического режима можно дать?

Например, можете сказать так: политический режим - это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.

Но обществоведческие понятия тем и отличаются, что какого-то одного единственного определения не существует, вы можете дать и другие. Главное, чтобы они передавали правильно смысл понятия, не имели каких-то неточностей.

Например, вы можете написать, что это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Или какое-то другое подходящее определение.

Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно, и я объясню почему. Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.

Ну а теперь давайте, выполнив, так сказать, начальное дело, без чего теряет вообще смысл решение этого задания, - дали определение понятия, пойдем дальше.

Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов.

Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.

Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.

Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.

Именно поэтому эксперты ЕГЭ - не случайные люди. Они проходят специальную подготовку, потому что во второй части возможны вариативные ответы. Не задано строго, что можно ответить только так. Главное, чтобы ответ был правильный.

Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?

    Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.

    Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.

    Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.

То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать. :-)

И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Как пример:

    Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

    Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.

Это задание не должно представлять каких-либо сложностей для того человека, который систематически повторял курс обществознания. Обычно предлагаются обществоведческие термины и понятия, которые относятся к основным. То есть вы, готовясь к экзамену, с ними будете встречаться и будете разбирать в любом случае. Каким бы образом вы подготовку ни строили, вы мимо них не пройдете.

Другой вопрос, что надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия - напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах - пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях - так о критериях, о демократическом режиме - так о демократическом режиме.

Давайте для тренировки попробуем разобраться с еще одним заданием такого типа. Я выбрала понятие, с которым мы с вами уже встречались на занятиях в этом курсе.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Какой смысл обществоведы вкладывает в понятие «чувственное познание»?

Вы уже знаете, что начинать надо с определения понятия.

Чувственное познание - это отражение действительности в чувственных образах; ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах. Можно сказать, что это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств. То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..

Но главное - не написать лишнего. Можно слишком увлечься характеристикой понятия и написать то, что к этой характеристике не относится. Это будет не в вашу пользу.

Если вы помните все три формы чувственного познания, вы можете составить предложение именно об этом. Например: к формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.

Ну и о какой форме писать следующее предложение, выбирайте сами. Что лучше знаете, о том и говорите.

Вы можете написать, скажем, определение восприятия. Восприятие - это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.

А можете вспомнить информацию, которая поясняет, как формируется восприятие. Например, предложение такого рода: восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.

И тот, и другой вариант приемлемы для этой части задания.

Задание 25 ЕГЭ по обществознанию

Определение признаков, явлений и понятий по контексту


Рассмотрим задание 25

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.


  • Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”.
  • Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен.
  • Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.

1. Итак, какое понятие политического режима можно дать?

  • политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.

  • Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно.
  • Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
  • То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.

Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов .

  • Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.
  • Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.


Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?

  • Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.
  • Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.
  • Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.


И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

  • Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический.
  • Как пример:
  • Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
  • Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.



1. Смысл понятия

  • Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах;
  • Чувственное познание - это ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах.
  • Чувственное познание - это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств.
  • То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..

2. Составить два предложения.

  • Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания.

Три формы чувственного познания

  • ощущение
  • восприятие
  • представление.

одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания

  • К формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.

Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.

  • Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.

информацию, которая поясняет, как формируется восприятие.

  • Восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.

Задание 25


1. Смысл понятия

  • Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение

2. Предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ

  • Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям

3. Предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности

  • Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.


1. Смысл понятия


1. Смысл понятия


2. Предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла

  • «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём»
  • Четырехфазная структура цикла, называемая обычно классической, включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема .
  • Современная двухфазная модель экономического цикла состоит из нисходящей волны (сокращение производства) и восходящей волны (подъем производства)

3. Предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма


Задания на дом

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
  • Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
  • Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта