Главная » Засолка грибов » Увольнение как пережить советы психолога. Советы психологов, как пережить увольнение с работы и вернуть себе душевный покой

Увольнение как пережить советы психолога. Советы психологов, как пережить увольнение с работы и вернуть себе душевный покой

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями . Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью . Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей . Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

ПЛЮСЫ:

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло . К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

МИНУСЫ:

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.


Книга Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — уникальная работа одного из самых ярких специалистов в области творчества. Она рассказывает об эффективном способе , которым могут пользоваться и взрослые и дети. Под шестью шляпами понимаются разные способы мышления: критический, оптимистичный и другие. Суть изложенного в книге метода заключается в «примерке» каждого из головных уборов и обучению размышлению с разных позиций. Кроме того, приводятся практические рекомендации на тему того, когда какое мышление эффективно и где его можно применять, чтобы выходить победителем из любой интеллектуальной схватки.

Данная книга молниеносно завоевала армию поклонников и смогла помочь миллионам людей научиться мыслить по-новому: правильно, эффективно и креативно.

Об Эдварде де Боно

Эдвард де Боно – известный специалист по и философии, человек, имеющий несколько докторских степеней по медицине. Работал в университетах Гарварда, Лондона, Кембриджа и Оксфорда.

Наибольшую известность Эдвард де Боно приобрёл после того как сумел доказать, что творчество представляет собой одну из необходимых характеристик в самоорганизующихся информационных системах. В своей работе 1969 года «Принцип действия ума» показал, что нейронные сети мозга оказывают формирующее воздействие на ассиметричные паттерны, которые являются основой восприятия. Согласно мнению профессора физики Мюррэя Гелл-Манна, данная книга стала на десятилетия определяющей в тех областях математики, которые связаны с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Исследования де Боно послужили основой концепции и инструментов .

Краткое содержание книги «Шесть шляп мышления»

Книга состоит из нескольких вступительных глав, двадцати четырёх глав, раскрывающих основную тему, заключительной части и блока примечаний. Далее мы рассмотрим несколько базовых положений метода Эдварда де Боно.

Введение

Синяя шляпа

Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она нужна не для работы над содержанием, а для того чтобы управлять всем процессом работы и реализации замысла. Обычно она используется в самом начале применения метода, чтобы определить предстоящие действия, а затем в конце, чтобы подвести итог и наметить новые цели.

Четыре типа использования шляп

Применение шести шляп эффективно, как уже и говорилось, в процессе любой умственной работы, в любых сферах и на самых разных стадиях. К примеру, в личной сфере метод может помочь , произвести оценку чего-либо, найти выход из сложной ситуации и прочее.

При групповом использовании методика может быть рассмотрена в качестве разновидности . Кроме того, её можно использовать для разрешения конфликтов и, опять же, в планировании или оценке. Также можно применять как составляющую обучающей программы.

Не будет лишним заметить, что метод «Шесть шляп мышления» используют в своей работе такие компании как «DuPont», «Pepsico», «IBM», «British Airways» и другие.

Четыре типа применения шести шляп:

  • Надеть шляпу
  • Снять шляпу
  • Сменить шляпу
  • Обозначить мышление

Правила метода

В условиях коллективного применения метод «Шесть шляп мышления» основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Ведущий, начиная процесс, знакомит всех участников с общими принципами метода и обозначает требуемую решения задачу, к примеру: «Наши конкуренты предложили нам партнёрство в сфере… Что делать?».

Процесс начинается с того, что все участники вместе надевают одну и ту же шляпу и оценивающе смотрят на ситуацию в порядке очереди, исходя из ракурса, который соответствует конкретной шляпе. Порядок, в котором будут надеваться шляпы, не имеет особого значения, однако следовать какой-то очерёдности всё-таки нужно.

Можно, к примеру, попробовать сделать так:

Обсуждение темы начинается с белой шляпы, т.к. собирается вся имеющаяся информация, цифры, условия, данные и т.п. Затем эта информация обсуждается в отрицательном ключе (чёрная шляпа), и а даже если у ситуации есть много преимуществ, недостатки всё-таки тоже могут существовать – их-то и требуется отыскать. После этого требуется найти все положительные особенности (жёлтая шляпа).

Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу. Это позволит разглядеть новые особенности вне рамок уже имеющихся в наличии предложений. Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.

Далее новые идеи подвергаются очередному анализу – снова надеваются чёрная и жёлтая шляпы. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки (красная шляпа). Однако это должно происходить нечасто и ненадолго. Таким образом, примеряя все шесть шляп, используя разную последовательность, с течением времени у вас появится шанс найти самую оптимальную последовательность, которой вы и будете следовать далее.

В заключении группового параллельного мышления модератор должен подвести итоги и предоставить участникам результаты. Важно, чтобы он держал под контролем всю работу и не позволял участникам быть в нескольких шляпах одновременно – только так можно добиться того, чтобы идеи и мысли не запутывались.

Метод «Шесть шляп мышления» может быть применён и несколько иначе: каждый из участников может быть в разной шляпе, в процессе. Но в такой ситуации шляпы должны быть распределены так, чтобы не подходили под типаж участников. К примеру, чёрную шляпу может примерить оптимист, жёлтую – заядлый критик, красную – неэмоциональный человек, зелёную – генератор идей и т.п. Это позволяет участникам максимально раскрыть свой потенциал.

Естественно, метод «Шесть шляп мышления» может применяться и одним человеком для разрешения различных проблем и поиска ответов на какие-то вопросы. Тогда человек сам меняет шляпы, каждый раз размышляя с новой позиции.

В заключение

Более подробно узнать о том, как используется методика Эдварда де Боно, а также изучить все без исключения её особенности вы сможете, прочитав замечательную книгу «Шесть шляп мышления». Будьте уверены, что после её прочтения ваша личная продуктивность максимально возрастёт.

В этой статье мы поговорим о том, как пережить увольнение с работы. С этой проблемой сталкивался практически каждый человек хотя бы раз в жизни. И справиться с этим не всегда просто, особенно если работа нравилась и вы вложили в нее много сил. Осложнить дело может приближение пенсионного возраста. Итак, что же делать и как не позволить себе сдаться?

Причины увольнения с работы

Перечислим тех специалистов, которые могут попасть в зону риска:

  • Работники, остановившиеся на достигнутом, которые не повышают свою квалификацию, не улучшают навыки.
  • Результаты деятельности сотрудника никем не замечены.
  • Люди, полагающие, что они ни от кого не зависят.
  • Работники, окружающие себя прихвостнями и игнорирующие конструктивную критику.
  • Люди, которые плохо ладят с коллегами.
  • Те, которые отказываются упоминать о своих карьерных достижениях.

Последствия увольнения

Чего можно ожидать, если вас уволили с работы? Первое, что вы испытаете - потрясение и стресс. Привычный мир вокруг человека рушится, знакомые остаются в прошлом, резко падает самооценка. Часто большое количество увольнений происходит в кризисных ситуациях, в период, когда начальство стремится оставить только самых ценных и перспективных работников. А это приводит к тому, что человеку, попавшему в такую ситуацию, в голову начинают лезть мысли о том, что он хуже всех, неспособен ничего добиться в жизни и т.д.

Зацикливаться на этом нельзя, нужно отвлечься от мрачных дум. Подумайте о том, что все относительно, ведь кто-то лучше в одном, кто-то - в другом. Не стоит забывать о том, что эта неудача может стать началом чего-то нового.

А теперь более подробно разберем два прекрасных способа справиться с депрессией и приступить к поискам новой работы.

Первый способ

Как пережить стресс при увольнении? Психологами давно доказано, что эмоциональное состояние уволенного человека сравнимо с теми чувствами, которые люди переживают после измены или развода. Поэтому последствия, особенно для тех, у кого слабая психика, могут быть самыми тяжелыми, начиная с депрессий и бессонниц, заканчивая нервными срывами. Чтобы пережить увольнение и сохранить здоровье, нужно следовать советам, которые мы представим ниже.

С чего начать? Шаг первый

Как пережить увольнение с работы? Сначала нужно пройти основные стадии стресса, которых насчитывается четыре:

  • Фаза отрицания. Шоковое состояние, когда очень сложно осознать то, что происходит вокруг.
  • Фаза гнева. Появляется первая эмоция - агрессия. Человек постоянно пребывает в состоянии раздражения, злится на близких и родных, самого себя, судьбу, жизнь.
  • Фаза торга. Попытка вернуться обратно на работу, сделав что-нибудь значимое. Например, привести нового клиента или подготовить отчет.
  • Фаза депрессии. Человек осознает, что все попытки вернуться тщетны.

Шаг второй

Продолжаем описывать алгоритм того, как пережить увольнение с работы. Итак, мы остановились на стадии депрессии. Нельзя загонять свои отрицательные эмоции внутрь себя, надо учиться их выплескивать наружу. Для этого нужно подобрать подходящий способ. Неплохо подойдет для такой цели тренажерный зал. Поупражняйтесь с боксерской грушей, представляя на ее месте начальника или недоброжелателя, устройте марафонский забег, выплеснув агрессию в движении.

Ни в коем случае не ограждайтесь от близких. Расскажите о пережитом друзьям. После того как выговоритесь, станет намного легче. Постепенно обстоятельства увольнения начнут вспоминаться все менее и менее четко, а эмоции притупятся.

Шаг третий

Помните, если уволили с работы - это еще не конец света, ведь жизнь продолжается. Однако негативные стадии стресса могут затянуться на несколько недель. Не позволяйте им остаться с вами надолго. Можно воспользоваться специальным психологическим приемом, который носит название «Будильник». Мысленно нужно «завести» внутренние часы на какой-то день. Когда «будильник прозвенит», начните активно действовать.

Если вы сумели пережить фазу негативных эмоций, то готовьтесь к стадии принятия. В этот период вы сможете проанализировать свое поведение и понять, чем было вызвано увольнение. Это позволит осмыслить происходящее и поможет начать действовать дальше.

Нужно составить список тех положительных моментов, которые привнесло в вашу жизнь увольнение. Например, вы избавились от придирок начальника или подначек сослуживцев.

Шаг четвертый

Вас уволили с работы. Что делать? Абстрагируйтесь от эмоций и проанализируйте записанные причины увольнения по пунктам. Не принимайте всерьез такие аспекты, как кризис, сокращение штата, вредный начальник и пр. Будьте честны с собой, и возможно, вы поймете, что давно неосознанно хотели бросить эту работу.

Затем подумайте о том, какая профессия вам ближе и чем бы действительно хотелось заняться. На листке бумаги запишите те знания и умения, которые требуются для выбранной работы. Отметьте те навыки, которыми вы не владеете, и начните заполнять пробелы в образовании.

Шаг пятый

Существует немало способов того, как пережить увольнение. Советы психолога убеждают в одном - как только прошел стресс и стало понятно, чего хочется дальше, нужно начинать поиски новой работы. И здесь нельзя ограничиться одним способом. Нужно задействовать все возможное - объявления, интернет-сайты, знакомых, службу занятости и пр.

Постарайтесь во время своих поисков сохранять тот распорядок дня, который был до увольнения - бодрствуйте, завтракайте и ужинайте, занимайтесь делами в одно и то же время. Это поможет держать себя в тонусе и не расслабляться. К своим поискам нового места службы относитесь как к экзамену.

Второй способ: не забывайте о формальностях

Рассмотрим еще один вариант того, как пережить увольнение с работы. Возникновение депрессии возможно в любом случае. Однако можно немного переключить свое внимание на формальную сторону дела.

После первого эмоционального потрясения начнут появляться мысли о том, что увольнение испортит вашу трудовую книжку и поставит крест на карьере. Нужно сразу отогнать эти идеи. Не примеряйте на себя роль просителя и не дрожите перед директором. Терять вам все равно больше нечего, поэтому постарайтесь разобраться. Обязательно выясните причину увольнения. Не забывайте о своих правах и трудовом законодательстве. Вас не могут выставить за порог без средств к существованию. Не позволяйте работодателю нажиться и на этом.

Обязательно контролируйте свои эмоции. Не позволяйте жалости к себе взять верх, попытайтесь сохранить спокойствие. Во время бесед с руководством не угрожайте и не переходите на личности. Обсуждение должно вестись строго деловым языком. Заранее изучите ТК (увольнение и все, что с ним связано, в особенности) и подберите параграфы закона, на которые будете ссылаться. Ведите себя достойно. Плохие отношения с бывшим работодателем могут усложнить поиски нового места, так как начальство может отказаться дать рекомендации.

Не относитесь к увольнению как к провалу всей своей жизни. Попытайтесь воспринять это как возможность начать все заново. К тому же на старом месте вы приобрели определенные навыки и опыт, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Увольнение пенсионера

Как пережить увольнение пенсионеру? Ведь люди этого возраста более уязвимы в подобной ситуации. Часто пенсионеры отдают предприятию много сил и прикипают к нему всем сердцем. Для них работа давно стала неотъемлемой и очень важной частью жизни. Поэтому справиться с депрессией им намного сложнее.

Вас после выхода на пенсию уволили с работы? Что делать? Обычно у пенсионеров остается много друзей по службе. Не стоит забывать про них и отгораживаться. Поддержка близких может помочь. Вспомните, что пенсия - отличная возможность пожить в собственное удовольствие. У вас много времени, которое можно потратить на себя и свои увлечения - чаще гулять, найти себе хобби.

Советы психолога для пенсионеров и людей предпенсионного возраста

Страшнее всего лишиться места тем, кому до пенсии осталось совсем немного. Причины увольнения с работы могут быть разными, но нужно следить за тем, чтобы они были законными.

К этому времени человек накапливает огромный опыт, доводит свои навыки до совершенства и прекрасно разбирается в своей сфере, но работодатели предпочитают нанимать молодых. Особенно тяжело в этой ситуации женщинам.

В старшем возрасте уже не думают о том, в какой сфере хочется работать, так как все давно уже решено и менять что-либо поздно. Нужно проанализировать свои навыки и знания, а затем определить ту отрасль, где они могут быть наиболее востребованы. Найти подходящую вакансию можно с помощью соседей, знакомых и даже бывших сослуживцев. Последние особенно ценны в этом плане, так как продолжают вращаться в нужных профессиональных кругах.

Обратить внимание нужно и на свою внешность. На собеседовании вы должны держаться приветливо и уверенно в себе. При этом нужно быть готовым к отказу. Услышать «нет» можно множество раз, так что не нужно отчаиваться и впадать в хандру. Попытайтесь не терять боевой настрой и не забывать про силу убеждения.

Сегодня основным требованием к потенциальному сотруднику является умение работать на компьютере. Поэтому придется освоить этот навык, если вы претендуете на хорошую должность.

ТК: увольнение. Законодательная база

Любое увольнение должно быть основано на 80 статье трудового кодекса РФ. Обязательно ознакомьтесь с этим законом и прочитайте все поправки, которые в него были внесены.

Если случай сложный, то нелишним будет обратиться к юристу. Вы должны убедиться, что все происходит по закону и начальник не пытается вас обмануть, не выплатив положенной компенсации. В стрессовой ситуации люди редко думают о юридической стороне дела, так как находятся в фазе отрицания или гнева. А когда эмоции притупляются, то требовать чего-то уже слишком поздно. Если вы сами не можете разобраться с законодательными тонкостями, обратитесь к близким за помощью.

Увольнение с работы - один самых сильных стрессов для человека. По накалу переживаний увольнение уступает только разводу и смерти близкого человека. Если над человеком нависла угроза сокращения, то уровень стресса в этом случае резко возрастает. Возрастает уровень напряжения, тревоги. Люди жадно ловят всевозможную информацию, которая в отсутствие достоверных фактов может искажаться. В коллективе начинают работать механизмы эскалации негативной информации. В этих условиях человек может поддаться всеобщей панике, падает производительность и качество работы, человек живет в ситуации неопределенности. В коллективе может возрастать напряженность и конфликтность, обостряются старые обиды и конкуренция.

Какие ошибки может совершить человек в этой ситуации?

  • Во-первых, поддаться всеобщей панике и напряженности.
  • Во-вторых, на фоне напряжения снизить производительность и качество труда.
  • В-третьих, поругаться с коллегами.
  • В-четвертых, бездумно начать поиски новой работы или уволиться.

Что делать, чтобы не поддаваться панике и тревоге?

Важно сохранять контроль над ситуацией и трезво оценивать слухи, витающие в организации и конкретные действия руководства. Мрачных мыслей можно избежать, если в большей степени концентрироваться на работе и на своих ресурсах.

  • Важно спокойно, достойно и честно поговорить с руководством. Выяснить реальную картину по своему отделу (производству). Можно поинтересоваться, есть ли у руководства критерии, в соответствии с которыми могут сокращать сотрудников.
  • Пересмотрите свои профессиональные умения и навыки. Усиленная напоказ работа не пройдет (если до этого вы не проявляли героизма на работе). Но лучше сосредоточиться на работе и как можно лучше ее выполнять.
  • Проявите творчество, подумайте, как вы можете помочь родной организации во время кризиса. Руководство ценит толковые предложения. Им тоже нужны союзники и люди, которые оптимистично смотрят на будущее.
  • Старайтесь соблюдать все поставленные цели и сроки работы. Этим вы продемонстрируете свою надежность, станете центром уверенности для других.
  • Имейте профессиональные планы, связанные с работой. Рассказывайте о своих результатах.

Что делать, если все-таки Вас сократили?

  • При увольнении временно падает самооценка ("я плохой специалист"), теряется контроль над своей жизнью. Возникает много возмущения, злости и других негативных чувств.
  • Необходимо собрать волю в кулак, как бы трудно это ни было. Во-первых, несмотря на свою злость на руководство, сотрудников ("более удачливых") расстаться нужно по-доброму. Не нужно высказывать все, что наболело, не стирать всю информацию с компьютера. Лучше привести дела в порядок, передать их назначенному человеку. В последний день попрощайтесь тепло с коллективом и начальником. Это сохранит о вас позитивные воспоминания. Попросите у руководителя рекомендации.
  • Безусловно, самый тяжелый период наступает после всех улаженных формальностей, сбора вещей и процедуры прощания с коллегами. Сниженная самооценка, негативные мысли о себе могут привести к депрессии. Если вас посещают подобные мысли, нужно сказать себе: "Стоп! Жизнь - это не только работа". Лучше подумать какие уроки вы можете вынести из этой ситуации.
  • После увольнения у человека появляется масса свободного времени. И вроде самое время расслабиться, отдохнуть. А этого не получается. Замкнутый круг. Расслабиться по-настоящему, как правило, не получается. И безработный человек начинает переживать образовавшуюся в его жизни пустоту: из-за того, что нет работы, вы испытываете депрессию, а это, в свою очередь, не дает возможности найти работу. Такой путь ведет к неврозу. Чтобы этого избежать необходимо начинать поиск работы в тот же день как Вас уволили. Чем больше времени проходит после потери работы, тем сложнее будет ее найти. Нужно отнестись к увольнению как к испытанию на прочность, как к экзамену, сдав который вы придете к успеху.
  • Во время поиска работы сохраняйте прежний режим дня. Вставайте, завтракайте, обедайте и ужинайте в то же время, что и раньше. Ухаживайте за собой.
  • Каждый день делайте что-нибудь для поиска работы: просматривайте сайты, звоните, отправляйте резюме, ходите на собеседования.
  • В свободное от поиска работы время займитесь собой: поправьте здоровье (если это необходимо), пересмотрите (наведите реестр) свои навыки и умения. Займитесь домашними делами, до которых не доходили руки.
  • Нередко в период вынужденного бездействия у человека портятся отношения с близкими. В первое время ему сочувствуют, но по мере того, как он замыкается, уходит в депрессию, это начинает раздражать окружающих. В этот период не нужно замыкаться в себе. Включайтесь в жизнь семьи, возьмите на себя обязанности, которые раньше выполнял другой человек, общайтесь, обсуждайте домашние проблемы.
  • Если вас приглашают в гости, то нужно обязательно идти. Во-первых, вы можете оповестить всех своих знакомых о том, что вы пребываете в поисках места трудовой деятельности. И вдруг вы встретите там нужно человека, который поможет с работой.
  • Определитесь с теми требованиями, которые вы предъявляете к новому месту работы - перспектива роста, интересная должность, зарплата, удаленность от дома. Однако, не пренебрегайте временной работой. Если вы себя хорошо зарекомендуете, она может стать постоянной.
  • Старая китайская мудрость гласит: только большие проблемы дают большие возможности. Радуйтесь (как кощунственно это ни звучит) возникшей ситуации. И благодарите судьбу, что она посылает вам шанс.

Как помочь близкому человеку пережить трудную ситуацию?

  • Сами не впадайте в панику. Человек, уволенный с работы, может чувствовать вину. Наши сетования и переживания о том, как теперь мы будем жить, только подольют масла в огонь.
  • Будьте готовы его выслушать и помочь определиться с планом действий.
  • Наберитесь терпения - поиски работы не быстрый процесс. На это может уйти время.
  • Поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь.
  • И главное - внушайте уверенность и сохраняйте веру в близкого человека. Он в этом нуждается.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта