Рассмотрим особенности этапов консультирования, предложенными Г.С. Абрамовой:
Модель консультирования Бурнарда Филиппа:
Таким образом, есть разные модели психологического консультирования. Все они отражают основные этапы консультирования, только на каждом этапе консультирования это происходит по-разному.
Основные этапы психологического консультирования
Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.
Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:
Современная жизнь требует от человека большой внутренней силы. В связи с бурными изменениями, происходящими в обществе, каждому из нас приходится искать свое место в жизни, определить ее смысл, ценностные ориентации и пережить крушение прежних идеалов. При этом весьма сложно не поддаться депрессивным тенденциям и сохранить в себе оптимистическое видение мира.
А что делать тем людям, у которых внутренней силы недостаточно? Тогда это может привести к уходу в апатию и к развитию болезни.
Сегодняшняя жизнь преподносит нам достаточно много трудных и критических ситуаций. Справиться с ними самостоятельно может далеко не каждый человек. В связи с этим и возникают вопросы оказания психологической поддержки на тех или иных жизненных этапах людям разной возрастной категории.
Новое направление
Если рассматривать психологическое консультирование в качестве профессии, то его можно представить как сравнительно молодую область психологической практики, которая в свое время выделилась из психотерапии. Появилась такая специальность для того, чтобы удовлетворить потребности людей, у которых нет клинических нарушений, но нуждающихся в психологической помощи. Именно поэтому на прием к такому специалисту, как правило, приходят люди, не справляющиеся с трудностями повседневной жизни. Спектр проблем при этом довольно широк. Это и трудности на работе, и неудовлетворенность ею, конфликты с руководителями и коллегами, неурядицы в семье и неустроенность в личной жизни и т. п. Список этот довольно обширен. Причем, будучи молодой отраслью, психологическое консультирование не имеет каких-либо строгих границ, рассматривая самые разнообразные проблемы клиентов.
Оказание психологической помощи пациентам выражается в рекомендациях и советах. Их профессионал озвучивает во время личной беседы. Ей предшествует предварительная подготовка в виде изучения проблемы записавшегося на прием человека. Проводится психологическое консультирование только в заранее оговоренное время и в помещении, способствующем созданию конфиденциальной обстановки, изолированном от остальных людей.
Беседа желающего получить помощь человека и специалиста длится в зависимости от сложности ситуации. Твердые рамки подобного разговора не устанавливаются. Он может продолжаться и десятки минут, и несколько часов. В процессе беседы человек рассказывает специалисту о своей проблеме и о себе. Вся информация внимательно выслушивается психологом. Профессионал стремится вникнуть в суть проблемы для того, чтобы в дальнейшем дать пояснение причин ее возникновения.
В процессе проведения консультации специалист обязательно оценивает личность клиента. Это позволяет, принимая во внимание индивидуальные особенности человека, дать аргументированные и научно обоснованные рекомендации, которые смогут помочь решению проблемы.
Разговор, который специалист проводит с клиентом, можно представить себе в виде процесса. Он с самого начала и вплоть до своего окончания состоит из определенных шагов. Это так называемые этапы психологического консультирования. Каждый из них по-своему важен, обладает своими специфическими особенностями и призван решать ту или иную частную задачу.
Если рассматривать значение слова «этап», то разъяснить его можно как стадию или отдельный момент в развитии того или иного явления. Различными авторами данный процесс разъясняется с некоторыми интерпретациями. Этапы психологического консультирования разбирались и описывались Алешиной Ю. Е., Абрамовой Г. С., Васьковской С. В., Горностай П. П. и многими другими. Стоит отметить, что на практике редко представляется возможность последовательно и до конца придерживаться требований лишь одной определенной модели. Однако ориентироваться на ту или иную из них необходимо для повышения рефлексивности профессионала к процессу.
Основные этапы психологического консультирования включают определенные процедуры. Под ними понимаются группы приемов ведения беседы, объединенные между собой по целевому назначению и решающие одну из частных задач.
Рассмотрим более подробно основные этапы психологического консультирования.
Начальный этап психологического консультирования предполагает знакомство специалиста с клиентом. Делает он это по предварительной записи в картотеке или в журнале регистрации. Помимо этого, психолог получает информацию о клиенте от третьих лиц. Ими могут быть руководитель организации, коллеги по работе или специалисты психологической консультации, принимавшие заявку от человека на проведение беседы.
На данном этапе профессионал начинает подготовку к предстоящему разговору. Для этого специалист разрабатывает план его проведения, учитывая индивидуальные особенности пациента, а также готовит оборудование и материалы, которые могут пригодиться в ходе беседы.
В отличие от других этапов психологического консультирования, самый первый из них не предусматривает применения специальных процедур. Длительность данной стадии разговора составляет, как правило, 20-30 минут.
Продолжим рассмотрение этапов процесса психологического консультирования. На втором из них специалист проводит личную встречу с клиентом. Он знакомится с человеком и настраивается на проведение совместной работы. Со своей стороны, то же самое предстоит сделать и клиенту.
В описанных исследователями этого направления этапах и процедурах психологического консультирования можно ознакомиться с теми действиями, которые предстоит совершить профессионалу для проведения настроечной стадии. Так, он может:
Далее понадобится решить некоторые вопросы. Касаются они самого процесса консультирования. Специалист должен предоставить пришедшему к нему на беседу человеку информацию о расценках на проводимый разговор, сколько он будет длиться и где заканчивается граница конфиденциальности, а также некоторые другие моменты. В результате клиент должен принять решение о том, стоит продолжать процесс консультирования или нет.
Решив все необходимые вопросы, психолог переходит к расспрашиванию клиента. Для перехода между выяснением нюансов и началом беседы важно произнести заранее заготовленную фразу. Подобный шаг позволит специалисту не попасть в неловкую ситуацию, когда он не знает, с чего начать. Например, психолог может спросить: «Что же вас привело на эту беседу?» При прохождении первого этапа психологического консультирования семьи специалист должен получить о ней полную информацию (состав, возраст каждого из ее членов, их профессии и т. д.). При этом должны быть выявлены особенности взаимодействия близких людей и существующих между ними отношений. Помимо этого, профессионалом должна быть составлена генограмма. В ее схему понадобится включить не менее трех поколений. В том случае, если на беседу пришли все члены семьи, специалисту понадобится выяснить позицию каждого из них относительно проблемы, возникшей между близкими людьми.
По времени второй из этапов проведения психологического консультирования может длиться 5-7 минут. Этого вполне достаточно для формирования положительного эмоционального настроя клиента на проведение беседы.
На данном этапе психолог может применять и другие конкретные действия и приемы. Главное, чтобы они создали у человека максимально благоприятное впечатление, что в дальнейшем обеспечит успех консультации.
На третьем из этапов психологического консультирования специалист выслушивает пришедшего к нему на беседу клиента. Проведя анализ разговора, профессионал проясняет и уточняет ту проблему, которая мучает человека.
Порой психологу недостаточно той информации о проблеме, которую изложил ему человек. В связи с этим сделать верные выводы и сформулировать рекомендации становится невозможным без получения дополнительных сведений. Для этого должна быть продолжена беседа с клиентом или привлечены другие лица, которые имеют отношение к проблеме. Вполне возможно, что эти люди предоставят информацию, полезную для консультирования.
О проведении дополнительной беседы с третьими лицами консультант обязан поставить в известность клиента заранее, получив у него на это разрешение.
Собрав необходимую информацию о клиенте и о его проблеме, специалист может переходить к следующему из этапов социально-психологического консультирования. Это рекомендательная стадия, на которой происходит выработка советов, а также уточнение и пояснение существенных деталей.
Что происходит на данном этапе? Психологом-консультантом должна быть оказана помощь человеку в том, чтобы тот самостоятельно сформулировал возможные альтернативы уже привычному для него поведению.
Далее специалисту предстоит внимательно проанализировать и критически оценить тот вариант, который человек посчитал для себя наиболее подходящим. После этого психологом могут быть применены процедуры разъяснения и убеждения, конкретизации и поиска взаимоприемлемого решения, а также уточнения деталей. Все это позволит довести до понимания клиента тех практических рекомендаций и советов, которые были выработаны им совместно с профессионалом. Цель подобных действий заключается в полном и глубоком осознании решений и выводов, предложенных психологом. Одновременно с этим у человека должны возникнуть мотивы по их выполнению.
На пятом из этапов психологического консультирования профессионал и клиент договариваются между собой о том, каким образом будет оцениваться практическая реализация полученных советов. А для этого процесс их выполнения должен непременно контролироваться.
На завершающем этапе психологического консультирования подводятся итоги беседы, и специалист расстается с человеком. При этом еще раз оглашается суть проблемы, ее интерпретация, повторяются результаты консультации и рекомендации, выработанные для устранения трудной жизненной ситуации. Подобный этап также является достаточно важным. Дело в том, что повторение, прозвучавшее в конце беседы, запомнится клиентом намного лучше. Если человек изъявит желание, то все рекомендации могут быть выданы ему не только в устной форме, но и в письменной.
При подведении итогов психологической консультации специалист совместно с клиентом должен наметить программу, способствующую реализации полученных рекомендаций. При этом необходимо установить сроки и форму ее выполнения.
Желательно, чтобы периодически клиент сообщал консультанту о ходе своих дел и о том, как решается его проблема. Именно поэтому в конце беседы понадобится наметить, каким образом в дальнейшем будет происходить контакт.
Прощаясь с клиентом, психологу необходимо проводить его до двери и сказать напоследок теплые слова. При этом можно подарить человеку какой-нибудь сувенир, который напомнит о проведенном разговоре.
Порой помощь специалиста требуется не взрослому, а ребенку. В таком случае становится важным прохождение всех этапов возрастно-психологического консультирования, содержание которых несколько отличается от описанных выше. Так, после проведения первичного приема и диагностического этапа профессионалом должна быть разработана система психолого-педагогических рекомендаций, способствующих проведению мероприятий по психическому развитию ребенка. В случае возникновения необходимости возможно принятие мер по уточнению родительских установок.
В чем заключается специфика консультирования возрастно-психологического вида? В том, что специалисту уже с самого начала понадобится в большей степени работать с мамами и папами, обращаясь к ним за помощью. На всех этапах психологического консультирования от родителей психологу потребуется помощь, для чего с ними должен быть установлен тесный контакт. Так, близким людям понадобится:
В процессе проведения консультации профессионалом должна быть осуществлена психологическая коррекция. Она представляет собой освобождение родителей от гнетущих их тяжелых чувств, обращение их взора на положительные стороны проблемы и направление на активные действия по поиску ее возможных решений.
Важность работы с близкими людьми заключена в их главенствующей роли в процессе формирования той обстановки для социального развития, которая имеет место при становлении личности подрастающего человека.
Задача психолога во время проведения консультации заключена в повышении уровня компетентности близких для его маленького клиента людей. Это позволяет активизировать роль взрослых в создании нормальных условий для дальнейшего развития подрастающего человека. Причем достижение этой цели становится возможным только в том случае, если консультантом-психологом будут созданы доверительные отношения с людьми, которые обратились к нему по поводу своего ребенка. И здесь от специалиста требуется проявление уважения к ним и признание имеющегося у них беспокойства, вызванного проблемами с их чадом. Психолог не должен критиковать действия взрослых и высказывать свое мнение, говорящее об их педагогической некомпетентности. То, что родители являются «неуспешными» воспитателями, специалист должен высказать только после тщательного обследования и анализа представленных о ребенке данных. Но и в этом случае психолог не должен ущемлять самооценку своих клиентов, руководствуясь известным принципом «Не навреди».
В литературе, рассматривающей проблемы проведения беседы с человеком, который нуждается в помощи специалиста, разные авторы выделяют свои стадии.
Например, существует четыре этапа психологического консультирования по Алешиной. Среди них:
В процессе психологического консультирования можно условно выделить несколько стадий, особенности содержания, длительность и психотехническое обеспечение которых в каждой конкретной консультативной ситуации будут определяться характером проблемы и запроса клиента, теоретической направленностью и моделями консультирования, которыми владеет консультант. Однако все консультативные ситуации имеют некую общую логику в своем развитии и подчиняются необходимости использования неких универсальные средств, о которых необходимо знать консультанту.
Ю. Е. Алешина, анализируя опыт зарубежных и отечественных коллег, выделяет 4 общих стадии процесса психологического консультирования: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы. При этом общая длительность приема в 1 час распределятся по стадиям следующим образом: 1) начало беседы -5-10 минут; 2) расспрос клиента -25-35 минут; 3) коррекционное воздействие -10-15 минут; 4) завершение беседы -5-10 минут. На приблизительно такую же по времени длительность одной сессии (1 час) указывают многие специалисты.
Г.С.Абрамова выделяет 5 стадий: 1) установление контакта, 2) сбор информации, 3) осознание желаемого результата, 4) выработка альтернативных решений; 5) обобщение резюме, переход от обучения к действию. В.Ю. Меновщиков предлагает несколько отличную стадиальную модель: 1 стадия - установление контакта (первичная диагностика), 2 - исследование и осознание задачи (вторичная диагностика), 3 - перебор гипотез, 4 – решение, 5 - выход из контакта.
Р. Кочюнас, ссылаясь на опыт своих зарубежных коллег, приводит эклектическую модель структуры консультативного процесса, отражающую универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации. В этой модели выделяются этапы 1) исследование проблемы, 2) «двумерное определение проблемы», 3) идентификация проблемы, 4) планирование, 5) деятельность, 6) оценка и обратная связь (см. Документ 9: «Структура процесса консультирования»).
Р.С. Немов в отличие от других авторов в качестве первого этапа психологического консультирования называет подготовительный этап, на котором психолог-консультант готовится к проведению консультации и знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить, например, от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации (см. Документ 10: «Основные этапы проведения психологического консультирования по Р.С. Немову»).
Обобщая различные подходы к рассмотрению процесса психологического консультирования, можно выделить ряд основных его этапов:
- психологическая настройка консультанта,
- знакомство и выяснение запроса клиента (с заключением социального контракта),
- исповедь клиента,
- расспрос клиента и получение дополнительной информации,
- совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом,
- формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции,
- оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения.
Каждая консультативная ситуация имеет свои неповторимые особенности, обусловленные содержанием жизненной ситуации клиента, его переживаниями, его личностными особенностями, готовностью изменяться, характером тех отношений, которые складываются с консультантом, профессиональным опытом, теоретической направленностью самого консультанта и т.д. Поэтому содержание и длительность каждого из перечисленных этапов процесса психологического консультирования в разных случаях могут быть различными. Однако консультанту необходимо знать общую логику развития процесса консультирования и помогающих отношений.
Психологическое консультирование - это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования - интервью.
Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview - беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Различают 2 вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами). Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:
а) респондент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.
Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно ис пользовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагностическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается получение информации о свойствах личности на ранних этапах психотерапии, под вторым - терапевтическая беседа при оказании психологической помощи (Психология: Словарь, 1990. С. 145-146),
Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, нежели обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.
В литературе обычно приводится "пятишаговая" поэтапная модель процесса консультативного интервью:
1 этап - это установление контакта и ориентирование клиента на работу;
2 - сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";
3 - осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";
4 - выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";
5 этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.
В известной работе Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" (М., 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.
Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи - исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования" (там же. С. 79).
Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования - трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса" (там же. С. 92). Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:
1) установление контакта с клиентом (раппорт);
2) исповедь;
3) толкование;
4) трансформация личности.
Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г.Хэмбли:
"Первая цель любого консультирования - это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование... Установив отношения доверия... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы... на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия" (Хэмбли, 1992. С. 14-22).
Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следующие стадии:
1) установление отношений доверия (возникновениераппорта, чувства близости путем выслушивания ирефлексии); 2) исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);
3) решение о соответствующем действии (вывод).