Главная » 2 Распространение » Критерии прогрессивности социальной системы философия. Социальное развитие и социальный прогресс

Критерии прогрессивности социальной системы философия. Социальное развитие и социальный прогресс

На вопрос проиллюстрируйте примерами любые 3 критерии социального прогресса. В каждом случае сначала указать критерий, а затем приме заданный автором Босоногий лучший ответ это Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства исследователей – к реализации определенных ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям) .
Идея прогресса лежит в фундаментальной особенности человеческого бытия – противоречии между реальностью и желаниями, жизнью и мечтами. Концепция прогресса смягчает возникающее при этом напряжение, порождая надежду на лучший мир в будущем и уверяя, что его приход гарантирован или, по крайней мере, возможен
1.Гуманизации производства, создания на предприятиях технических, организационных и экономических условий, для более полной отдачи работающих.
Без создания таких условий невозможно внедрять современные сложные технологии, обеспечивать эксплуатацию их, выпускать высококачественную продукцию. Гуманизация производства нуждается в постоянном улучшении условий и безопасности труда, создания благоприятного, социально психологического климату в коллективе, который дает возможность раскрывать творческий потенциал человека. Как свидетельствует опыт, учет эргономичных требований в производственном процессе обеспечивает рост удовлетворения работников его условиями, улучшение качества продукции и производительности труда на 8-10 процентов. Тем самым интеллектуализация оказывается в увеличении творческого потенциала работающих, практической отдачи, от приобретенных знаний, в достижении высоких результатов конечной деятельности.
2.Всесторонний учет трудовой и предпринимательской активности, отход от принципов уровниловки.
Этот критерий охватывает те потребности людей, которые формируются под воздействием рыночной среды - самореализации в труде, предпринимательской деятельности, способах получения дохода от самостоятельного участия в рыночных отношениях.
Показатели социального прогресса конкретизируют общий критерий общественного развития. их целесообразно возвести к таким направлениям:
условия жизнедеятельности, социальная структура населения, образ жизни;
разделение совокупности условий жизнедеятельности в соответствии с сферами развития общества на экономических, политических, духовных и демографических;
разделение конкретных показателей социального развития за разными уровнями - страна, регион, трудовой коллектив.
Каждая группа показателей имеет конкретные формы выражения. Например, в сфере бытовых услуг эффективность деятельности измеряется прибыльностью, выраженной в стоимостной форме. В отраслях социальной инфраструктуры (образование, культура, здравоохранение) результаты могут измеряться как в стоимостной, так и в форме.
Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между представителями разных социологических школ и направлений. Пожалуй, наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе» , говоря философским языком. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их типы, выявить движущие силы. Не менее важно понять их гуманистический, человеческий смысл - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.
Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Так, в Институте социально-политических исследований РАН разработана обстоятельная «Система социальных показателей Российского общества». Она разделена на четыре группы по сферам общественных отношение: собственно социальной, социально-политической,

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присуши три характерные черты - необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность - те линии по которым совершается это накопление, закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального развития - период времени, в течение которого осуществляется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления (2.8) исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономической сфере - это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической - борьба антагонистических классов и их партий, в духовной - борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.

Сторонники структурного функционализма (2.8) считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках "социального равновесия" не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как "подвижное равновесие", которое может относиться к любой социальной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.

С понятием "социальное развитие" тесно связано понятие "социальный прогресс". Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности. Однако в современных условиях.

по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном - качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т.д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятости, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой.для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социологами, в частности в Институте социально-политических исследований РАН.

Второй критерий - степень свободы личности - в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределения товаров и услуг, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, средняя продолжительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Основополагающие темы в изучении общественной науки. Глубокими изменениями охвачен практически весь современный мир. В социальной действительности интенсивность перемен постоянно возрастает: возникают при жизни одного поколения и рушатся одни формы организации жизни, рождаются другие. Это касается не только лишь отдельных обществ, но и мироустройства в целом.

Для описания динамики общества в социологии применяются следующие основные понятия: социальное изменение, социальное развитие и социальный прогресс. Никогда общество не бывает неподвижным. В нем все время что-то происходит, меняется. Люди, реализуя собственные потребности, осваивают новые виды общения и деятельности, приобретают новые статусы, меняют среду, приобщаются к новым ролям в обществе, меняются сами как в результате смены поколений, так и в течение своей жизни.

Противоречивость и неравномерность социальных изменений

Противоречивостью и неравномерностью отличаются социальные изменения. Понятие социального прогресса противоречиво. Это обнаруживается главным образом в том, что развитие многих общественных явлений и процессов ведет как к продвижению вперед в одних направлениях, так и к возврату назад, отступлению в других. Очень многие изменения в обществе имеют такой противоречивый характер. Малозаметны одни перемены, другие значительно влияют на жизнь общества. Например, оно сильно изменилось после изобретения плуга, парового двигателя, письменности, компьютера. С одной стороны, на протяжении жизни поколения в промышленно-развитых странах происходят огромные изменения в жизни общества. Оно меняется до неузнаваемости. С другой стороны, в мире продолжают сохраняться общества, в которых крайне медленно осуществляются перемены (австралийские или африканские примитивные системы).

Чем обусловлена противоречивость социальных изменений?

Несовпадением в обществе социальных интересов разных групп, а также тем, что их представители по-разному воспринимают происходящие перемены, обусловлена противоречивость социальных изменений. Например, потребность обеспечить себе достойное существование формирует заинтересованность работника в том, чтобы продать свою рабочую силу как можно дороже. Реализуя эту же потребность, предприниматель стремится подешевле приобрести рабочую силу. Поэтому одни социальные группы могут положительно воспринять изменения в организации труда, а у других оно не вызовет удовлетворения.

Социальное развитие

Среди множества изменений можно выделить качественные, необратимые и направленные. Их принято называть сегодня социальным развитием. Определим это понятие более строго. Социальное развитие представляет собой изменение общества, приводящее к возникновению новых отношений, ценностей и норм, социальных институтов. Связано оно с приращением, накоплением, усложнением функций и структур социальной системы. В результате этих процессов система становится все более эффективной. Возможности ее удовлетворять различные потребности людей повышаются. качеств индивидов является важным показателем и результатом социального развития.

Определяя это понятие, следует отметить, что оно выражает закономерное, направленное и необратимое изменение социальных процессов или явлений. В результате они переходят в некое новое качественное состояние, то есть их структура или состав изменяется. Социальное как понятие уже, чем социальное изменение. Нельзя назвать развитием периоды кризисов, хаоса, войн, тоталитаризма, которые влияют отрицательно на жизнь общества.

Социальная революция и социальная эволюция

Отчетливо прослеживаются в социологии два подхода к рассмотрению общественного развития. Это социальная революция и Под последней понимается обычно поэтапное, плавное, постепенное развитие общества. Напротив, социальная революция - радикальный переход к новому, изменяющий все стороны жизни качественный скачок.

Прогресс и регресс

Не всегда хаотично происходят изменения в обществе. Им присуща определенная направленность, обозначаемая такими понятиями, как регресс или прогресс. Понятие социального прогресса служит для обозначения такого направления развития общества, при котором происходит его поступательное движение от низших и простых форм общественной жизни ко все более высоким и сложным, более совершенным. В частности, это такие изменения, которые ведут к росту и свободы, более полному равенству, улучшению условий жизни.

Не всегда гладким и ровным был ход истории. Были и изломы (зигзаги), повороты. Кризисы, мировые войны, локальные конфликты, установление фашистских режимов сопровождались негативными изменениями, затрагивающими жизнь общества. оцениваемые изначально как положительные, кроме того, могли привести и к негативным последствиям. Например, урбанизация и индустриализация считались долгое время синонимами прогресса. Однако относительно недавно начались разговоры о негативных эффектах разрушения и загрязнения окружающей среды, пробках на автострадах, перенаселенных городах. О прогрессе говорят тогда, когда сумма позитивных последствий от тех или иных общественных изменений превышает сумму негативных. Если же имеется обратное соотношение, речь идет об общественном регрессе.

Последний противоположен первому и представляет собой движение от сложного к простому, от высшего к низшему, от целого к частям и так далее. Однако в целом линия исторического развития имеет прогрессивную, положительную направленность. Социальное развитие и социальный прогресс являются глобальными процессами. Прогресс характеризует движение общества вперед на всем протяжении исторического развития. Тогда как регресс лишь локален. Им отмечены отдельные общества и временные промежутки.

Реформа и революция

Различают такие виды социального прогресса, как скачкообразный и постепенный. Постепенный называется реформистским, а скачкообразный - революционным. Соответственно, две формы социального прогресса - это реформа и революция. Первая представляет собой частичное усовершенствование в некоторой сфере жизни. Это постепенные преобразования, которые не затрагивают основ действующего социального строя. Напротив, революция - комплексное изменение большинства сил всех сторон жизни общества, которое затрагивает основы действующего строя. Она имеет скачкообразный характер. Необходимо различать две формы социального прогресса - реформу и революцию.

Критерии социального прогресса

Сами по себе оценочные суждения типа "прогрессивно - реакционно", "лучше - хуже" субъективны. Социальное развитие и общественный прогресс не поддаются в этом смысле однозначной оценке. Однако если подобные суждения отражают и связи, объективно складывающиеся в обществе, то они не только субъективны в этом смысле, но и объективны. Социальное развитие и социальный прогресс могут быть строго оценены. Для этого используются различные критерии.

У разных ученых критерии социального прогресса отнюдь не одинаковы. Общепризнанными в обобщенном виде являются следующие:

Уровень знаний, развитие человеческого разума;

Совершенствование нравственности;

Развитие в том числе самого человека;

Характер и уровень потребления и производства;

Развитие техники и науки;

Степень интеграции и дифференциации общества;

Социально-политические свободы и права личности;

Степень ее свободы от общества и стихийных сил природы;

Средняя продолжительность жизни.

Чем выше эти показатели, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

Человек - цель и главный критерий общественного прогресса

Основным индикатором регрессивности или прогрессивности социальных изменений является именно человек, его физическое, материальное, нравственное состояние, всестороннее и свободное развитие личности. То есть в современной системе социального и гуманитарного знания имеет место гуманистическая концепция, определяющая социальный прогресс и развитие общества. Человек является его целью и главным критерием.

ИРЧП

Специалистами ООН в 1990 году разработан был ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). С его помощью можно учитывать как социальные, так и экономические составляющие качества жизни. Данный интегральный показатель ежегодно рассчитывается для сравнения между странами и измерения уровня образованности, грамотности, жизни и долголетия исследуемой территории. При сравнении уровня жизни разных регионов и стран это стандартный инструмент. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех следующих показателей:

Уровень грамотности (среднее количество потраченных на обучение лет), а также ожидаемая продолжительность обучения;

Ожидаемая продолжительность жизни;

Уровень жизни.

Страны в зависимости от значения этого индекса классифицируют по уровню развития следующим образом: 42 страны - очень высокий уровень развития, 43 - высокий, 42 - средний, 42 - низкий. Первая пятерка государств, в которых имеется наиболее высокий ИРЧП, включает в себя (в порядке возрастания) Германию, Нидерланды, США, Австралию и Норвегию.

Декларация социального прогресса и развития

Этот документ был принят в 1969 году резолюцией ООН. Основными целями политики социального развития и прогресса, которые все правительства и государства обязаны проводить, являются обеспечение справедливого вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, установление государствами минимального уровня его оплаты, который был бы достаточно высок для обеспечения приемлемого уровня жизни, ликвидация нищеты и голода. Декларация ориентирует страны на обеспечение повышения уровня жизни людей, а также на равномерное и справедливое распределение доходов. Социальное развитие России также осуществляется в соответствии с этой декларацией.

Социальный прогресс приводит к тому, что редкие, даже изысканные первоначально потребности превращаются постепенно в общественно нормальные. Процесс этот очевиден даже без научного исследования, достаточно для этого сравнить набор и уровень современных потребностей с тем, что было несколько десятилетий назад.

Препятствия на пути социального прогресса

На пути социального прогресса есть лишь два препятствия - государство и религия. Монстра-государство подпирает фикция бога. Зарождение религии связано с тем, что люди наделили вымышленных богов собственными гипертрофированными способностями, силами и качествами.

Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго выползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, невежества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на случайные отклонения.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:
1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);
2. представление о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;
3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;
4. представление о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;
5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;
6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;
7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в.

индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэропорты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, неуправляемостью и широким распространением масс-культуры.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители – от Платона до Томаса Мора и Маркса – верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса:
1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.
2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.
3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.
4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.
5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.
6. Лейтмотивом конца XX – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Коньков, Вячеслав Владимирович. Социальный прогресс: критерии, противоречия, парадигмы: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Коньков Вячеслав Владимирович; [Место защиты: Рос. акад. народ. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2012.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/337

Введение

Глава 1. Феномен социального прогресса: сущность и онтоло гические основания 14

1. Идея развития общества в истории философии 14

2. Социальный прогресс: объективные основания и субъективно-личностные полагания 32

3. Критерии социального прогресса как объект социально философского анализа 59

Глава 2. Критерии социального прогресса в современном

1. Методологические основания выявления и оценки критериев социального прогресса 74

2. Противоречия и перспективы социального прогресса в контексте глобализации: смена парадигм 100

Заключение 132

Список использованных источников 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Состояние общества в начале нового тысячелетия характеризуется ускоряющимся калейдоскопом событий, социальных и технологических новаций, нарастанием известных и возникновением новых угроз и конфликтов. Мировая цивилизация проходит этап глобализации и в значительной своей части осуществляет переход к постиндустриализму, что определяет острый и противоречивый характер изменений. Процессу глобализации сопутствует череда различных кризисов - экономический, экологический, социально-классовый, цивилизационный, ценностно- нравственный и т.д.

В философии и науке выработано множество концепций, теорий и прогнозов относительно происходящих изменений, их перспектив и последствий. Они располагается в диапазоне от сугубо негативных точек зрения, предрекающих гибель человечества, до оптимистичных теорий, говорящих о грядущем прорыве человека в ранее недоступные области мироздания. Непредвзятый анализ фактов, тенденций и теорий приводит к выводу о неустойчивом положении общества, развитие событий в котором способно реализоваться по различным сценариям.

Современные проблемы общества и перспективы его развития невозможно понять, не подвергнув анализу философские и научные концепции исторического процесса и социального прогресса. Философия истории и социальная философия постигают законы развития и изменения общества, обосновывая и объясняя прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории.

В связи с ростом масштабов демографических, ресурсных, энергетических, социальных и других проблем, связанных с развитием и распространением экономики, науки, индустрии, технологий и т.п. всеобщность постулатов теорий прогресса вызывает множество критических суждений. Возрастает актуальность философских вопросов: в чем сущность социального прогресса? Каковы его критерии? Чем они обоснованы? С чем связаны противоречия в развитии человечества и различное толкование прогресса философскими и научными теориями? Какое понимание прогресса складывается в процессе перехода общества в постиндустриальную фазу развития?

Общество, пытаясь найти ответы на вызовы времени и разрешить глобальные кризисы, выработало множество подходов и парадигм, основанных на различных философских и мировоззренческих принципах и воздействующих на развитие социума различным образом. К ним относятся теории и концепции постиндустриального общества, глобализации, устойчивого развития, информационного общества, экономики знаний и другие. Эвристически содержательные и многомерные, они не претендуют на то, чтобы выступать в качестве исчерпывающих и окончательных объяснительных парадигм и методологических подходов.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо выявить онтологические основания и ключевые характеристики социального прогресса, уточнить диалектику объективных и субъектно-личностных факторов и его критерии. Разработка методологии определения критериев прогресса позволит теоретически объяснить - хотя бы частично - современное состояние общества. Критическое сравнение основных парадигм развития необходимо для выявления перспектив социума в зависимости от реализации различных сценариев, связанных с альтернативными мировоззренческими концепциями.

Определение контуров теории прогресса на основе критериев, необходимых для преодоления ограничений и издержек роста и развития социума, позволит минимизировать кризисы и проблемы, связанных с неизбежными ошибками. В результате окажется возможным сформировать представления о развитии, позволяющие организовать общественное устройство согласно принципам, отвечающим изменениям социальной среды.

Анализ основных проблем современности с позиции парадигмы, основанной на сбалансированных критериях прогресса, позволяет по-новому подойти к их решению. Исследование объективных оснований развития общества дает возможность системно оценить каждую проблему, угрозы социуму, потенциальные риски и перспективы принятия тех или иных решений. Современное общество живет и развивается в процессе создания нового, инноваций, поэтому каждый кризис целесообразно представлять не только как проблему, но и как новую возможность, как способ прорыва в новую область знания.

Для России проблема развития и преодоления кризисов стоит так же остро, как и для остального мира. В дополнение к экономическим, экологическим и социальным проблемам ситуация в стране осложняется глубокой социокультурной неоднородностью на огромном географическом пространстве. Вследствие этого усугубление любых проблем вызывает к жизни дезинтеграционные процессы, разделяющие общество по отдельным социальным локусам. Использование в социальной практике адекватных критериев прогресса способно дать обществу новые интегрирующие идеи и импульсы, содействовать объединению социума и получению преимуществ перед остальными странами - субъектами культурной и экономической конкуренции.

Таким образом, задача осмысления теорий социального прогресса и уточнения его критериев актуальна, поскольку позволяет глубже понять внутренние механизмы развития общества и причины возникновения кризисных явлений в современной социоприродной системе; предложить направления и механизмы решения многих острых и масштабных проблем.

Степень научной разработанности темы

В истории философии уделялось большое внимание исследованию общественного устройства, понятий личного и общественного блага, изучению движущих сил социальных изменений. Авторы многих исследований, трудов и теорий выстраивали разные онтологии социального прогресса, приходили к различным выводам о его сущности, опирались на разные критерии. Драматический ход мировой истории постоянно подталкивал крупнейшие умы в философии и социально-гуманитарных науках в целом к скептическому взгляду на идею социального прогресса.

Исследованию факторов и критериев развития общества посвящено множество научных трудов. Первые идеи философии истории были высказаны еще в трудах Гесиода, Гераклита, Платона, Аристотеля, которые не придерживались точки зрения о неизбежности общественных изменений и считали, что история человечества имеет цикличный характер. Аврелий Августин на закате античности одним из первых развил идею поступательного исторического развития.

Концепция прогресса в эпоху Просвещения сформулирована в трудах ряда мыслителей, в частности, Ш.Л.Монтескье, который указал на главенство права в общественном устройстве; Ш.-И.Сен-Пьера, обосновавшего идею всеобщего мира; А.Тюрго, выделившего значение просвещения в обществе; Ж.-Ж. Руссо, высказавшего идею единения человека с природой; Ж.А.Кондорсе, понимавшего прогресс как процесс совершенствова-

ния человеческого разума; И.Канта, установившего необходимость принятия идеи прогресса для человечества.

В рамках формационной философии истории закономерности общественного развития исследованы К.Марксом, Ф.Энгельсом, основные идеи которых заключались в признании экономических противоречий между производящими и присваивающими классами - основными движущими силами общественного прогресса. В советский период развития марксистской теории эти идеи также развивались, дополнялись выводами об изменении отношения к собственности и разрешении социальных противоречий как важных критериях развития, например, у А.П.Бутенко, Ю.К.Плетникова, Э.А.Араб-Оглы и других.

В цивилизационной концепции философии истории вопросы развития общества рассматривались Н.Я.Данилевским, предложившим идею цивилизаций с уникальными культурой и особенностями развития; О. Шпен-

глером, исследовавшим закат европейской культуры; А.Д.Тойнби, выдвинувшим концепцию «ответов на вызовы» как основных факторов генезиса цивилизаций; Л.Н.Гумилевым, придерживающимся идеи пассионар- ности народов; С.Хантингтоном, объяснившим и обосновавшим современные цивилизационные конфликты.

Значительный вклад в изучение социального прогресса внесла теория постиндустриального общества, предложив разделение исторического процесса на отдельные фазы в зависимости от характера технологического взаимодействия социума с окружающей средой. Развитие социума в рамках постиндустриальной теории исследовано Д.Беллом, выделившим постиндустриальную фазу как отдельную фазу развития с преобладанием в

экономике общества сферы услуг; Э.Тоффлером, описавшим сменяе-

мость аграрной, индустриальной и постиндустриальной фаз; И.Масудой, выдвинувшим идею информационного общества; М.Кастельсом, обосновавшим сетевой характер общественного устройства в постиндустриальную эпоху; а также Ф.Уэбстером, В.Л.Иноземцевым, С.Б.Переслегиным и

В контексте теории неравновесных систем, синергетики большое значение для выявления и изучения закономерностей общественного развития имели исследования И.Пригожина, И.Стенгерс, С.П.Курдюмова,

Е.Н.Князевой, В.И. Аршинова, В.С.Степина, О.Н.Астафьевой,

К.Х.Делокарова и других ученых, рассматривавших поведение неустойчивых самоорганизующихся систем, к которым относится общество.

В разное время большой вклад в развитие теории социального прогресса, построение онтологии и выявление критериев прогресса внесли такие философы и ученые, как Г.В.Гегель, обосновавший диалектический

характер общественного развития; Ч.Дарвин, создавший основы теории эволюции; Г.Спенсер, систематизировавший общие черты теорий эволю-

ции и прогресса; П.А.Кропоткин, выявивший вклад взаимного сотрудничества индивидов в общественный прогресс; В.И.Вернадский, высказавший идею ноосферы - единого пространства общества и окружающей сре-

ды; А. Маслоу, установивший зависимости мотиваций и потребностей

индивидов, а также П.А. Сорокин, К.Поппер, Э.Фромм и другие.

Среди современных научных исследований идеи прогресса, его при-

чин и критериев необходимо назвать труды Д.Даймонда, обосновавшего воздействие географических, ситуационных и управленческих факторов на

прогресс, И. Валлерстайна, предложившего теорию мир-системного раз-

вития общества; И.М.Дьяконова, выделившего в историческом процессе отдельные этапы, связанные набором технологий, системами ценностей и уровнем организации социума, а также А.В.Коротаева, В.Н.Шевченко,

А.Бэттлера, А.П.Назаретяна и других исследователей, внесших вклад в систематизацию теорий прогресса и выдвинувших оригинальные идеи критериев прогресса, и других ученых.

Цель диссертации - исследование онтологических оснований и ключевых факторов социального прогресса, выявление его противоречий и критериев.

Реализация этой цели обусловила решение следующих задач:

уточнить понятие и сущность социального прогресса, выявить его онтологические основания, а также субъектно-личностные полагания и другие факторы осуществления;

обобщить достижения в разработке теории социального прогресса, сравнить его критерии, предложенные различными социально- философскими концепциями и парадигмами:

рассмотреть теоретико-методологические основания выявления критериев социального прогресса;

выявить механизмы, способствующие развитию общества и переходу его в новое фазовое состояние;

предложить показатели и критерии социального прогресса применительно к современному состоянию общества и государства.

Объект исследования - социальный прогресс как многомерный и структурно сложный феномен.

Предмет исследования - бытийные основания, субъектно-личностные факторы и критерии, а также противоречия социального прогресса.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен понятийный анализ социального прогресса. Предложено авторское определение социального прогресса как последовательного и направленного изменения общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.

    1. Предложено разделение ключевых факторов и условий, обусловливающих социальный прогресс, на группы в соответствии с уровнем влияния: биологическая природа человека; окружающая среда; экономическое и политическое устройство; интеллектуальное и культурное развитие.

      Обосновано разделение критериев прогресса на группы базовых, социальных и фундаментальных, основанных на удовлетворении базовых и социальных потребностей индивидов, и фундаментальных потребностей общества.

      Предложена методология выявления актуальных критериев социального прогресса: статистическая оценка общественных показателей позволяет выделить приоритетные базовые критерии; анализ конфликтов и противоречий между социальными группами дает возможность выявить социальные критерии; синергетический анализ способствует поиску, определению и оценке фундаментальных критериев.

      Выявлены и описаны граничные условия - фазовые ограничения социоприродной системы, препятствующие ее переходу в новую фазу развития. Показано, что преодоление этих ограничений позволяет использовать в ходе развития общества фундаментальные критерии прогресса.

      В результате анализа состояния социоприродной системы обоснована возможность трансформации парадигмы прогресса на основе следующих критериев: увеличение возможностей прямого участия индивидов в общественном управлении; распространение меритократических принципов отбора и социальной ротации; реализация в управлении социумом механизмов своевременной и действенной обратной связи; расширение возможностей гражданского самоуправления; повышение возможностей индивидов по освоению актуальных теоретических и практических знаний; повышение престижа знания; реализация инноваций в области социальной кооперации; усиление мотивации к интеллектуальному развитию; формирование и обеспечение реализации системы духовных и нравственных ценностей на более высоком уровне, чем в современном обществе.

    Методология исследования

    Научно-теоретической основой исследования являются труды ученых, внесших значительный вклад в социальную философию, теорию эволюции и общественного прогресса как в прошлом, так и в современное время. С учетом профиля исследования в нем получила отражение специальная философская литература, в том числе по теории неравновесных систем,или синергетике, включая издания последних лет. Автор опирался на методы познания, разработанные в социально-гуманитарном знании и апробированные социальной практикой - системный, структурный, синергетический, сравнительный, исторический.

    Основные положения, выносимые на защиту:

        1. Прогресс - это последовательное и направленное изменение общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.

          Факторы социального прогресса могут быть разделены на группы в соответствии с уровнем их влияния: факторы биологической природы человека; факторы окружающей среды; факторы экономического и политического устройства общества; факторы интеллектуального и культурного развития общества.

          Субъектно-личностное воздействие на социальный прогресс имеет особое значение в бифуркационные периоды, моменты перехода общества в очередную фазу развития. В период фазового перехода конкретные личностные действия могут влиять на изменение параметров прогресса и определять вектор развития общества.

          Критерии общественного прогресса имеют ценностный характер и формируются на основе улучшения показателей жизни общества, также связанных с доминирующими общественными ценностями. Зависимость общественных ценностей от мотивации и потребностей индивидов имеет прямую связь с интересами развития действующих производительных сил.

          Развитие культуры и производительных сил обусловливает трансформацию ценностных ориентаций общества и как следствие - критериев прогресса. Основанием изменения системы ценностей и критериев прогресса выступают: достижение пределов роста и развития в рамках действующих подходов и парадигмы; изменения в характере производственных отношений; повышение роли новых производительных сил; изменение мотивации социальных субъектов.

          Критерии прогресса делятся на группы базовых, социальных и фундаментальных, основанных на удовлетворении базовых и социальных потребностей индивидов и фундаментальных потребностей общества. Количественно-статистическая оценка общественных показателей позволяет выделить приоритетные базовые критерии; анализ конфликтов и противоречий между социальными группами дает возможность выявить социальные критерии; синергетический анализ способствует поиску, определению и оценке фундаментальных критериев.

          Внешними граничными условиями, препятствующими переходу социоприродной системы в новую фазу развития являются: а) географическое пространство планеты; б) биологические ограничения человеческих способностей; в) объем невозобновляемых ресурсно- сырьевых запасов в пределах планеты; г) экологически безопасный предел биосистемы, за которым деятельность человека приобретает опасные необратимые. Внутренними ограничивающими факторами являются: д) ресурс управляемости социума, позволяющий избежать хаотизации социальных процессов; е) баланс между разрушительной силой доступных технологий и контролем общества за их применением; ж) культурно- ценностный ресурс общества, позволяющий поддерживать мотивацию в обществе, достаточную для обеспечения его развития; з) культурно- социальные традиции, сдерживающие изменения в обществе.

        8. Фундаментальными критериями социального прогресса, способствующими переходу общества в новую фазу развития, выступают: увеличение возможностей прямого участия индивидов в общественном управлении; распространение меритократических принципов отбора и социальной ротации; реализация в управлении социумом механизмов своевременной и действенной обратной связи; расширение возможностей для гражданского самоуправления в социуме; повышение возможностей индивидов по освоению актуальных теоретических и практических знаний; повышение престижа знания; реализация инноваций в области социальной кооперации; усиление мотивации к интеллектуальному развитию; развитие культуры; формирование и обеспечение реализации системы духовных и нравственных ценностей на более высоком уровне, чем в современном обществе.

        Теоретическая значимость работы заключается в том, что обоснованные в ней выводы и предложения развивают и дополняют ряд положений социальной философии и могут быть использованы в учебном курсе по социальной философии при чтении лекций и проведении практических занятий.

        Практическое значение исследования заключается в сделанных автором предложениях об изменениях и дополнениях действующих социальных практик, относящихся к принципам управления общественными структурами и взаимоотношениям социальных групп. Эти предложения могут быть использованы в политической и общественной деятельности, а также в нормотворческой деятельности органов власти.

        Апробация результатов исследования.

        Работа подготовлена на кафедре философии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения полученные в ходе диссертационного исследования, изложены автором в четырех опубликованных научных статьях и в материалах международной научно-практической конференции общим объемом 2,25 п.л. Результаты исследования были озвучены на Международной научно-практической конференции с участием кафедр ЮНЕСКО «Молодежь как движущая сила устойчивого развития в условиях глобализации», проведенной в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2010г.

        Структура работы

        Объем и структура работы определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографии использованной литературы.

        Социальный прогресс: объективные основания и субъективно-личностные полагания

        Другой подход к истории применяет Г.В.Гегель. История, по Гегелю, представляет собой закономерный процесс, разграниченный эпохами, отличающимися между собой степенью свободы членов общества.43 Движущими силами истории у Гегеля является борьба за признание между людьми, которая преобразует политическое и общественное устройство. Конечной точкой исторического развития, по Гегелю, является общество, в котором все люди свободны. Это понимание было развито в наши дни Ф. Фу-куямой44, который в духе либерализма считает увеличение степени свободы каждого человека основным критерием прогресса общества.

        Однако в XIX веке получил распространение также взгляд позитивистов на историю общества как на часть общей эволюции природы. Т. Мальтус и Г. Спенсер45 полагали, что историческим процессом руководят законы эволюции, основными движущими силами являются борьба за выживание и естественный отбор между людьми и их сообществами. Концепция философии истории, основанная на применении законов эволюции в социальной среде, получила название социал-дарвинизма, но вследствие недооценки роли человеческого фактора и чрезмерного редукционизма в XX веке она потеряла свою философскую значимость.

        Значимым подходом к истории является историософия, особенно русская, представленная П.Я. Чаадаевым, славянофилами, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым и другими мыслителями46. Общество, согласно историософской концепции, развивается закономерно и целенаправленно, но цель развития задается извне, волей Бога, поэтому ход Истории мало подвластен человеческому воздействию. Главное в историософии, с точки зрения Соловьева - творческое прозрение исторической миссии общества, различной для разных народов и культур, оправдание ее и содействие ее исполнению.

        Наиболее полно разработанными концепциями философии истории, рассматривающими весь спектр общественных отношений и использующими для подтверждения своих выводов многочисленные исторические факты, стали формационная и цивилизационная теории. Первая была разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом в XIX веке47 и стала основополагающей в философии марксизма.

        В формационной концепции история человечества представляется в виде последовательной смены общественных формаций, характеризующихся уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущими силами общества в формационной модели являются экономический интерес индивидов и их объединений, противоречия между производящими и присваивающими классами, неспособность устаревшей социальной организации поддерживать развитие передовых производственных отношений. Заинтересованность людей в улучшении своего экономического благосостояния, накоплении результатов своего труда и использовании их для удовлетворения своих нужд заставляет людей трудиться для накопления ценностей, изобретать способы и технологии для извлечения как можно большей пользы из меньшего количества ресурсов.

        Классы людей, создающих большую часть экономического продукта, неминуемо вступает при этом в конфликт с классом, присваивающим результаты их труда. Разрешение межклассовых противоречий увеличивает долю угнетаемого класса в использовании результатов производимого продукта, что одновременно повышает его мотивацию в труде и способствует эффективному росту промышленного производства. Социальная организация может способствовать передовым производственным отношениям, а может им препятствовать. Это противоречие подталкивает общество к смене своей политической и социальной организации и перераспределению власти в пользу новых классов, участвующих в более эффективном управлении экономическим производством48. Критериями прогресса общества согласно формационной концепции являются; а) повышение уровня и эффективности действующих производитель ных сил; б) изменение типа производственных отношений для более эффектив ного использования производительных сил; в) разрешение противоречий между производительными силами и производственными отношениями в сторону более справедливой социаль ной организации; г) повышение благосостояния и уровня жизни производящих классов; д) перераспределение прав на материальные результаты производства от присваивающих классов к производящим; е) передача политической власти в обществе группам людей, создаю щим большую часть полезного продукта.

        В цившизационной теории, получившей развитие в трудах Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Л.Н.Гумилева, С.Хантингтона49, история человечества состоит из историй возникновения, развития и упадка конечного числа цивилизаций, имеющих различные размеры и роль в географическом пространстве и историческом времени. Согласно А.Тойнби цивилизации возникают как «ответ на вызов»50, свойства каждой цивилизации уникальны и зависят от множества внешних и внутренних факторов.

        Основными движущими силами в цивилизационной концепции являются личности, которые в силу своих талантов формируют структуру ответов на вызовы для общества, и культуры, которые, сохраняя свою самобытность и целостность, позволяют обществу развиваться во взаимодействии с другими цивилизациями без потери идентичности. В период зарождения цивилизации талантливые личности формируют ответы на всевозможные вызовы среды, проявляющиеся в виде сил природы, факторов воздействия других цивилизаций или же трансцендентных принципов миропонимания. Эти ответы закрепляются в обществе в традициях, обычаях и мировоззрении субъектов цивилизации, т.е. образуют его культуру51.

        Культура в цивилизационной концепции представляет стержень, позволяющий обществу сохранять целостность и идентичность. В моменты столкновения с новыми вызовами элита общества проявляет свои качества, внося соответствующие нововведения, и расширяет культурное пространство, способствуя этим повышению устойчивости социума и его развитию. Если же общество не справляется с наступившим кризисом, то это может привести к надлому и даже разрушению цивилизации

        Критерии социального прогресса как объект социально философского анализа

        Изменение потребностей социальных групп закрепляется в изменении ценностных установок людей. Наиболее отчетливо этот процесс происходит в периоды перехода общества в новую фазу развития133. Новые ценности оказывают воздействие на изменение правовой и морально-нравственной сфер жизни общества.

        Новые ценности являются основанием для оценки параметров развития общества, соответствия общественных изменений критериям его прогресса. Так, если ценностью в обществе являются материальные товары, и преимущественно в виде предметов потребления, то прогрессом будет считаться рост производства предметов потребления. Если же ценностью считается увеличение объема наших знаний об окружающем мире, то прогрессом будет накопление научных открытий и увеличение образованности общества. А если ценностями мы будем считать уменьшение опасности экологической катастрофы и краха цивилизации вследствие достижения пределов роста индустриального производства, то прогрессом будет являться переход производства на ресурсосберегающие технологии, жесткие стандарты экологической безопасности и, возможно, ограничение объема материального потребления в обществе.

        Люди сами выбирают ценности, которым они следуют, но не всегда делают это независимо и самостоятельно. Решающее воздействие на выбор всегда оказывает социальная среда, условия существования. Характер жизни общества и структура общественного производства формируют такие ценности, которым необходимо следовать социуму, чтобы не закончить свое существование в борьбе с непреодолимыми обстоятельствами. Только поиск новых возможностей, содержащихся в окружающем мире, но не по знанных ранее, позволяет преодолеть рамки предопределенности и создать новые формы отношений, смыслы жизни и ценностные эталоны и в результате выйти на новый уровень организации общества и его взаимоотношений со средой.

        Особенности устройства общества и окружающей среды определяют доступные возможности для действий людей, но возникновение и применение этих возможностей не происходит без проявления инициативы, без появления первого, часто героического, а иногда и трагического примера. Возникновение таких прорывов происходит благодаря выдающимся личностям, осуществляющим открытия в науке, культуре или политике.

        Из истории науки и культуры мы знаем, что для открытия или инновации требуется нарушение или преодоление традиции, установленных правил и принятых рамок жизнедеятельности, разделяемых большей частью социума, выдвижение новой парадигмы134. Для преодоления ограничений, часто имеющих форму закона, требуется смелость и твердость характера, убежденность в правоте и дар предвидения. Все выдающиеся личности, оставшиеся в истории, обладали этими качествами. Как примеры можно привести достижения Платона, Р.Декарта, У.Шекспира, Микеланджело, В. Гюго, Т.Джефферсона, К.Маркса, И.Ньютона, А.Эйнштейна, С.Королева и многих других.

        Идеи и деятельность масштабных личностей способствуют изменению общества. Благодаря новым культурным достижениям появляются новые возможности для творческой самореализации. В результате научных открытий в обществе появляются новые способы преобразования внешней среды для общего блага. Благодаря философским, социологическим и политическим идеям общество начинает по-новому осмысливать реальность, организовывать свою деятельность, использовать человеческие способности и возможности окружающей среды.

        Если в прошлом великим личностям иногда удавалось повернуть ход истории не только в отдельном государстве, но и для всей цивилизации, то сегодня такие возможности для отдельных индивидов даже еще более выросли. В современном обществе скорость социальных изменений многократно возросла. Многие социальные и политические институты уже не являются такими незыблемыми и монолитными как ранее, благодаря демократическому политическому устройству индивиды получили возможности для продвижения в структуры власти, а любая значимая информация распространяется в пространстве посредством Интернета практически мгновенно на громадную аудиторию. Эти факторы характеризуют сложность и неустойчивость современного общества, его нахождение в точках бифуркации, когда небольшие по масштабу воздействия приводят к масштабным изменениям внутри самого социума135.

        В обществе технологии социальной коммуникации, распространения идей и знаний играют все возрастающую роль. В древности знания, социальные и культурные идеи, личный опыт передавались непосредственно от человека к человеку и имели такой медленный характер распространения, что редкий индивид мог увидеть воплощение своих идей. С появлением книгопечатания скорости коммуникации идей существенно возросли, что сказалось на ускорении научно-технического прогресса. В XX веке распространение газет, радио, телевидения, а сегодня и Интернета повлияло на такое ускорение обмена информацией, что часто реализацию многих самых фантастических идей и прогнозов можно увидеть уже при жизни выдвинувшего их человека.

        Методологические основания выявления и оценки критериев социального прогресса

        Модель общества, предлагаемая Э. Фроммом, более привлекательна, чем индустриальная модель, в которой царит всеобщее отчуждение. Но насколько она возможна в реальности? Индустриальное общество подошло в XX в. к пределу своего развития, о чем говорит множество кризисных явлений. Но стихийная трансформация общественного устройства совсем не обязательно должна привести к гуманистическому обществу, описанному Э. Фроммом, поскольку во многом зависит от объективных тенденций.

        Сравнивая модель общества Э.Фромма и модель постиндустриального общества, можно заметить, что Д.Белл анализирует объективные изменения индустриального общества и прогнозирует наступление постиндустриального общества, основанного на иных образующих и руководящих принципах.187 Постиндустриальное общество имеет преимущество перед индустриальным в экономической эффективности и обеспечивает большие перспективы для людей по экономическим критериям. И в то же время оно обеспечивает большее индивидуальное развитие и творческую реализацию для людей, обладающих способностями и стремящихся к знаниям.

        Постиндустриальная теория с ее ориентацией на использование информации и знаний для развития дает надежду на постепенную гуманизацию общества. Одним из основных критериев прогресса в постиндустриальном обществе являются увеличение возможностей творческой самореализации и улучшение человеческих способностей по обработке информации и получению новых научных знаний. Но это невозможно без смены ориентации людей с «модуса обладания» на «модус бытия».188 Люди, орга низующие свою жизнь по принципу «быть», а не «обладать», являются основными движущими субъектами постиндустриального общества.

        Постиндустриальное общество предоставляет человеку большую свободу выбора жизненного пути. Соответствовать потребностям постиндустриального общества может только творчески раскрепощенный человек, которому не свойственно шаблонное мышление и механически организованная жизнедеятельность. Поэтому на основе сопоставления критериев прогресса гуманизированного общества и соответствующих критериев прогресса в постиндустриальном обществе мы можем предположить, что если гуманистическая теория и является утопичной для реализации на данном этапе истории, то в будущем многие ее положения вполне могут быть осуществлены.

        Используя результаты проведенного исследования оснований прогресса и его критериев, мы можем предложить свой (иерархический) подход к определению и использованию критериев прогресса.

        Первый уровень критериев, основанных на реализации базовых физиологических и психологических человеческих потребностей, является основой для оценки хода и результатов прогресса социума. Если в обществе происходит ухудшение жизни по базовым показателям материального, физического и психологического благополучия, то мы не можем считать его прогрессирующим, даже не смотря на улучшения в других областях жизни. Поэтому этот уровень критериев мы предлагаем считать базовым. Степень удовлетворения в обществе базовых потребностей в соответствии с этими критериями можно выяснить по социологическим опросам и отдельным статистическим показателям.

        Удовлетворительный уровень жизни населения, отсутствие голода и лишений означает положительную «реализацию» базовых критериев, в результате чего снижается их актуальность и возрастать значимость критериев следующего уровня, основанных на социальном взаимодействии. Если же в обществе царит голод и бедность, то актуальность базовых потребностей и критериев прогресса будет превышать значение любых других социальных потребностей и критериев. Так, люди, испытывающие голод, участвуют в массовых протестах, невзирая на возможный ущерб для своей личной безопасности, социального статуса и социальных перспектив.

        Значимость базовых критериев на основе улучшения материальных и психологических показателей различается в зависимости от уровня развития общества и особенностей его культуры. В обществе с развитой культурой и цивилизованностью большое значение приобретают критерии социальной общности, солидарности, принадлежности к определенной культуре. Ощущение приобщенности к социуму, осознание его достижений позволяет снизить доминирование базовых потребностей. Часто люди готовы терпеть физические лишения и рисковать своей жизнью ради существования и успехов своего социума. Проявление индивидом самоотверженности в интересах родного общества может способствовать успеху социума. Успешное существование социума означает, что интересы его членов защищены, а потребности - осуществлены в рамках культурной идентичности.

        Индустриальное общество разделяет социум на различные производительные силы со своими интересами и актуальными потребностями. Классы индустриального общества, занятые в производстве и в сфере услуг на низших уровнях трудовой иерархии, часто испытывают недостаток в реализации базовых потребностей (и критериев), которые остаются для них приоритетными. Для других социальных слоев большее значение приобретают социально обусловленные критерии, которые удовлетворяются в экономически обеспеченном и социально безопасном обществе.

        Противоречия и перспективы социального прогресса в контексте глобализации: смена парадигм

        Социальные изменения в грядущем постиндустриальном обществе также могут привести как к более справедливому его устройству, так и к появлению новой сегрегации, разделению общества на людей, обладающих информационными знаниями и способностями, и людей низшего класса, не обладающих доступом к новым технологиям и легко используемыми для всевозможных манипуляций. Подобные риски и опасности формируют комплекс задач, требующих решения в рамках социальной философии.

        Формирование концепции прогресса в эпоху Просвещения являлось важным этапом существования человечества, определившим его развитие на последующие столетия. Во многих развитых странах больше не стоят на первом месте проблемы имущественного расслоения, голода, высокой смертности, низкого качества медицинского обслуживания, всеобщего невежества и неграмотности. С помощью достижений прогресса человечество добилось смягчения остроты большинства прошлых проблем и существенного улучшения материальных условий жизни для большинства населения. Эти изменения - несомненная заслуга прогресса науки и в целом концепции прогресса человеческого разума.

        Поэтому совершенно справедливо обратить на идею прогресса внимание сейчас, когда перед человечеством возникли новые сложные глобальные задачи, связанные рисками всемогущества новых технологий. Но проблемы, связанные с развитием общества, не должны решаться простым отказом от любых изменений и возвращением к прошлому, уже пройденному этапу. В связи с этим одной из основных задач современной философии диссертант считает развитие концепции прогресса, уже принесшей огромную пользу, при условии ее трансформации под современные нужды, с учетом ошибок и противоречий ее прошлого применения.

        В своем исследовании диссертант сделал попытку философски осмыслить прогресс в контексте общей онтологической проблематики и привести его к более объективным и непротиворечивым формулировкам. Ценностное наполнение и сопоставление прогресса с общим смыслом человеческого существования способно придать ему четко очерченную направленность. Выделение и обоснование критериев прогресса социума должно стать одним из основных способов применения философского анализа в целях решения глобальных проблем человечества.

        Объективные основания критериев прогресса являются ключевым фактором для понимания самого феномена прогресса, его внутренних закономерностей. Во многих философских и социологических исследованиях решалась задача выявить механизмы функционирования социума, его движущие силы, воздействующие на его развитие и распространение в пространстве и времени. Многие исследователи добились успехов в этом направлении, но полученные результаты не всегда связывались ими с целями и критериями социального прогресса, не была выделена их изменчивость в процессе общественного развития.

        С точки зрения диссертанта любому обществу свойственно устанавливать цели своего развития, а значит, и обозначать критерии своего движения по отношению к этим целям. Но на цели социума существенно влияют потребности индивидов и социальных групп, а они имеют не только субъективную, но и объективную основу. Поэтому критерии прогресса социума определяются исходя из необходимости удовлетворения базовых потребностей индивидов, потребностей социалъных групп, из показателей успешности функционирования общества. Этот вывод представлен диссертантом в выделении базовых, социалъных и фундаментальных критериев прогресса и выявлении их взаимозависимости.

        Диссертантом установлено, что движущими силами прогресса являются социальные силы, которые производят блага и ценности, способствуют взаимодействию социума с природной средой, формируют принципы и механизмы производственных и социальных взаимоотношений. Действенные и эффективные критерии прогресса должны отвечать интересам развития передовых социальных сил, которые наиболее эффективно изменяют окружающую среду для нужд общества. Возникновение нового в процессе деятельности социума позволяет не только улучшать жизнь общества, но и влияет на его внутреннее устройство, вызывая изменения, необходимые для его приспособления к новой социальной реальности.

        Прогресс - это процесс, связанный с изменчивостью общества, но любая изменчивость противостоит факторам, отвечающим за стабильность и устойчивость общества. Категории изменчивости и устойчивости находятся в постоянной диалектической борьбе, положительным результатом которой является социальный прогресс. Общество стабильно и целостно, если существует в согласии со своими ценностями. Но появление новых материальных благ и социальных новаций сказывается и на изменении общественных ценностей. Поэтому, по мнению диссертанта, процесс переоценки ценностей сопутствует значимым успехам прогресса и является его неотъемлемой частью.

        Диссертантом сделан вывод, что в процессе возникновения инноваций важную роль играет деятельность выдающихся личностей, благодаря которым социум осуществляет выбор в отношении новых социальных и культурных ценностей. Особенно решающее значение деятельность отдельных личностей имеет в бифуркационные периоды перехода общества в новое фазовое состояние.

        В истории общества многие исследователи выделяют отдельные этапы, отличающиеся своими характерными чертами. На каждом этапе социум функционирует в соответствии с отличными от других закономерностями, и каждый последующий этап более эффективен для социума по взаимодействию с внешней средой по отношению к его предыдущему состоянию



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта