Главная » 2 Распространение » Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение

Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки

© Аникин В. П., вступительная статья, составление, примечания, 2004

© Валерьянова Е. Г., иллюстрации, 2004

© Яковлева Т. А., иллюстрации, 2004

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2004

Мудрость и поэзия

В повседневной речи, чтобы убедить собеседника, мы ссылаемся на пословицы. Они как бы дают оценку поведению людей, учат: «От скуки бери дело в руки», «Смолоду прорешка – под старость дыра», предостерегают: «Береги платье снову, а честь смолоду», сочувствуют попавшему в беду: «Ветер кручины не развеет», высмеивают глупость: «Ехала кума неведомо куда». Что ни пословица, то новая мысль.

Пословицы похожи на афоризмы – мудрые высказывания знаменитых людей. А различие можно уяснить, если сравнить, как выражена мысль в афоризме и в пословице. Легендарный поэт Древней Греции Гомер сказал: «Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь». В пословице говорится о том же, но по-другому: «Как аукнется, так и откликнется». Но заметна и разница. Пословица отличается от афоризма тем, что кроме прямого смысла заключает в себе иносказательный, переносный, более значительный смысл. Гомер имел в виду только речь, а пословица говорит вообще о людских отношениях. «Ранняя птичка носик прочищает, поздняя – глаза продирает» – пословица говорит не только о птицах, но и о людях. Её вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день; он уже поел и принялся за дела, а лентяй ещё только встаёт с постели.

Поговорка схожа с пословицей. По этой причине их часто не различают, но они разные. «После дождичка в четверг», – говорим мы о чём-либо таком, что неизвестно, было ли и произойдёт ли. К каким разным обстоятельствам можно применить это выражение?! Однако в отличие от пословицы поговорка не является полным суждением. Народ говорит: поговорка – цветочек, выражение, а пословица – ягодка, законченное предложение. Поговорка – часть суждения, а пословица – законченное самостоятельное суждение. Поговорка заменяет собой только отдельное слово или часть предложения. Так, вместо «Он – хитрый» говорят: «Он – лисий хвост». Сравнение хитреца с лисой и есть поговорка.

Поговорки выражают отношение говорящего к предмету речи. Ведь одно дело сказать: такое-то событие, неизвестно, произойдёт или нет; и совсем иное дело, когда скажут, что оно случится «после дождичка в четверг». Тут, помимо сомнения, звучит и насмешка. Точно так же назвать хитреца «лисьим хвостом» означает осудить его и посмеяться над ним.

Многозначность затрудняет деление пословиц и поговорок на тематические и смысловые группы. В нашем сборнике каждый из разделов назван по пословице, в которой заключён общий для раздела смысл. К примеру, в заголовок вынесена пословица: «Пчела мала, а и та работает». Все пословицы раздела представляют суждения о труде.

Первый раздел сборника назван: «Старинная пословица не мимо молвится». Здесь собраны народные высказывания о самих пословицах и поговорках. По замечанию народа, пословица – «не всякая речь», как не всякий столб – околица. Околица – изгородь вокруг селения. Она отделяет село от окрестных полей или вообще прилегающую местность от села. Околица указывает на границу, ограждает, охраняет. Пословица тоже ставила предел, уча и предостерегая.

Раздел «Всякому мила своя сторона» составлен из пословиц о родине и чужбине, о значении родины для человека, о ее защите: «С родной земли, умри, не сходи». Не мысля своего существования без родины, русские люди насмерть стояли против недругов. Пословицы раздела – через века пронесённая мудрость, которую нельзя забывать.

Раздел, названный по пословице «За правое дело стой смело», примыкает к предыдущему, но связан с передачей мысли о чести:

«За совесть, за честь хоть голову снесть». Из всех испытаний люди вынесли твёрдую веру, что правда-истина неизменно побеждает кривду-ложь: «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

Мысль о неистребимости правды нашла продолжение в пословицах раздела «Жизнь прожить – не поле перейти». Здесь сказано о жизненных препятствиях, превратностях судьбы, даже, казалось бы, о безысходной участи попавшего в беду. «Куда ни кинь – всё клин». Завидна судьба свободного человека: «Цвет в поле – человек в воле». Пословицы учили не бояться трудностей, быть предусмотрительными, стойкими: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Отсюда следуют житейские правила, обращённые прежде всего к молодым людям: «Трудно найти – легко потерять», «Юноша молод, не терпливал холод». Здесь и пословицы о различии привычек молодых и старых, о необходимости уважать старость: «Не смейся над старым: и сам будешь стар». Иная из пословиц соединена с иронией: «Старого воробья на мякине не обманешь». В разделе собраны суждения о смене поколений, о вечном стремлении людей к благополучию.

В раздел «Пчела мала, а и та работает» включены пословицы, которые указывают на источник побед человека: это труд, умение вести дело. Не надо бояться большой работы: «Лиха беда начало», где неизбежны и ошибки: «Первый блин всегда комом». Они возмещаются удачей в последующем, было бы усердие: «Терпение и труд всё перетрут», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Умел начать, умей и окончить».

Пословично-поговорочный фольклор возносится до формулирования принципа: «Кто не работает, тот не ест». В разделе много пословиц о правильной организации работы и мастерстве: «Всякое дело мастера боится», «Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло», «Криком изба не рубится, шумом дело не спорится», «После дела за советом не ходят».

Осуждение плохой работы и ленивых людей содержится в разделе «Авось да небось – хоть брось». Здесь немало наблюдений всё видящего и всё замечающего работника: «Длинная нитка – ленивая швея» (ленится лишний раз продеть нитку в иглу), «Быстрая лошадь скорее станет» (о нерасчётливой трате сил). Едки насмешки над неумелой Акулей, что принялась шить, да не так: «А я, матушка, ещё пороть буду», над бабой, для которой мешок – враг: не ходит пешком!

Нередко пословица превращается в целую сценку: «Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?» – «Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять». Это пословичная побасёнка. А вот побасёнка, которая воссоздает простодушную речь неумехи-торопыги: «Сбил, сколотил – вот колесо! Сел да поехал – ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат».

Человек, умеющий по-хорошему смеяться, твердо верит в то, что добьется счастья. Из таких пословиц образовался раздел: «Придёт солнышко и к нашим окошкам». Как солнечный свет приходит к каждому окну, так и удача является к человеку, умеющему ждать. Народ считает, что слезами горю не помочь, что несчастья бояться – счастья не видать и что любое горе можно завить верёвочкой: «Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко».

Надежда обрести благополучие не была простым утешением. Народ высказывает много здравых мыслей: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки». Из круга таких понятий вышли и пословицы с порицанием вечно колеблющихся людей, не умеющих остановиться на чём-либо: «Бабушка надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет», «Или в сук, или в тетерю».

В дружной работе, в жизни «миром», артельно, народ-мудрец усматривал силу. В разделе, названном по пословице «Берись дружно, не будет грузно», высказано как раз это суждение: «Согласного стада и волк не берёт». Мысль о необходимости объединения предстаёт и в пословице «Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет». К таким пословицам с широким обобщением примыкает житейское правило: «Старый друг лучше новых двух» и другие подобные.

Затрагивают пословицы и развлечения. Народ убежден, что особенно весело бывает тому, кто работал: «Кончил дело – гуляй смело». Само название раздела вполне отвечает смыслу пословиц, входящих в него.

Народная мудрость легко соединяет разные области жизни. Пословица «Из песни слова не выкинешь» – о необходимости соблюдать правила и порядок, не делать исключений. Такова и пословица о скоморошьих погудках – о том, что они у каждого музыканта свои: имеется в виду, конечно, не только игра и музыканты-скоморохи.

Дом, порядок в нём, мир и лад среди домашних считались залогом житейского благополучия. Пословицы вникают во все мелочи: тут и мысль о том, как вести себя девушке, как укладывать волосы («Коса – девичья краса»), как нянчиться с ребёнком, как его забавлять, как тёще встречать зятя, как содержать себя в чистоте и опрятности, чем лечиться – целый десяток наставлений и правил. Весь раздел вполне можно объединить пословицей «Без хозяина дом – сирота». Она передаёт мысль о порядке в семье, об её устройстве, о правильном ведении дома.

Пословицей «Хлеб – всему голова» открывается раздел с народными суждениями о еде и питье. Но это лишь внешняя, бросающаяся в глаза характеристика таких пословиц. По существу, они глубоко вскрывают различие жизни сытых и голодных, запечатлевают отчаяние терпящего холод и голод: «У голодного хлеб на уме», «Хлеб да вода – мужицкая еда». Пословицы порицают пьянство: «Кто пьёт до дна, тот живёт без ума».

Весёлое застолье, радушный приём гостей – спутники изобилия, благополучия. Раздел «Сорока стрекочет – гостей пророчит» дополняет предыдущий. Никакое застолье не обходилось без весёлой речи, шутки. Оба раздела рассказывают о русской кухне: здесь упоминаются щи, каша, блины, толокно, калачи, хрен, редька и рыба – ёрш, лещ в пироге, щуки, сиги и проч.

В разделе «Каков разум, таковы и речи» помещены пословицы и о речи вообще, и о ценности здравого смысла, о бесполезности пустых слов. Нет ума – глупа и речь, умён человек – умна и речь. Иная из таких пословиц сто́ит длинных рассуждений, к примеру: «Пустая бочка пуще гремит».

В разделе «Ученье – свет, а неученье – тьма» говорится о ценности учёности и просвещения: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «За учёного двух неучёных дают». Немало пословиц о старинном обучении с его обыкновением учить азбуку всем классом – выкрикивать буквы громко: «Азбуку учат – во всю избу кричат». Учение сопровождалось наказанием – пороли розгами тех, кто ленился или не мог запомнить мудрёных правил чтения: буквы называли в старину диковинно: «аз» – «А», «буки» – «Б», «веди» – «В» и дальше подобным образом. Отсюда пошла пословица «Аз, буки, веди страшат, что медведи». Не запомнил – жди битья. И при всем том народ сумел оценить конечную пользу обучения: знание никому не в тягость и грамоте учиться – всегда пригодится. Пословицы о пользе грамоты делали в высшей степени полезное дело – готовили народ к восприятию образования и культуры.

Раздел «Так не так – не перетакивать стать» состоит из пословиц и поговорок о жизненных несообразностях: «Удалось теляти волка поймати», «Быть бы ненастью, да дождь помешал». Шутки сродни пересмешным сказкам: «Ходит из угла в угол Фалалей, а не найдёт в избе дверей», «Увидим», – сказал слепой. «Услышим», – сказал глухой», «Дед погибает, а бабе смех», «Ты, земля, трясись, а мы за колья держимся». Что ни пословица, то какой-нибудь особенный ход комической мысли. «Хорошо бьёт ружьё: с полки упало – семь горшков разбило» – как ловко тут обыграна многозначность слова «бьёт». «Пошла изба по горнице, сени по палатям»; «Вырос наш жук больше медведя» – пословицы выворачивают понятия наизнанку, в них громоздятся нелепости. Такие пословицы касаются и социальных тем: «На безлюдье и Фома дворянин», «Прежде Кузьма огороды копал, а ныне Кузьма в воеводы попал». Никому не будет пользы от такой удачливой карьеры!

Очень близки к предыдущему разделу пословицы, собранные под рубрикой «Хоть видит око, да зуб неймёт», но у них своя тема: это пословицы о жадности, зависти, об алчности. Такие пословицы грозят корыстолюбцам: «За чужим погонишься – своё потеряешь».

Неисправимость пороков, застарелость и косность общего жизненного порядка в старину отмечены пословицами в разделе «У волка всегда одна песенка». С особым удовольствием говорили о наказании воров, хитрецов, о просчётах ловкачей: «Хотя и рано, да ночевать будет», – будто бы сказала лиса, попав в ловушку.

Трусов никто никогда не уважал. Пословицы раздела «Трусливому зайке и пенёк волк» дают волю насмешке над робкими, которых часто пугает воображение: «Пуганая ворона и куста боится», «Глаза что плошки, а не видят ни крошки». Здесь же помещены пословицы и о настоящей опасности, и о невольном страхе: «Хорошо тому смеяться, кто на сухом берегу».

В небольшом разделе «Каковы сами, таковы и сани» собраны пословицы о необходимости занимать место, соответствующее своим возможностям, и вообще – о целесообразности разумных ограничений. Об этом говорит пословица «В чужие сани не садись». Такие пословицы легко переходят в суждения о природных пределах: «Выше солнца сокол не летает», «Выше лба уши не растут». Кто не считается с разумным ограничением, достоин сожаления: «Снявши голову, по волосам не плачут». В пословицах отмечаются связь явлений, зависимость следствий от причин: «Дыма без огня не бывает», «Там не загорится, где огня нет».

В пословице «Один с сошкой, а семеро с ложкой» отмечается, что пахарь-крестьянин кормил своим трудом многих: попа, барина, чиновника, судью, полицейского, служивого, самого царя. Пословицы защищали честь и достоинство бедняка: «Бедность не порок».

«Не бей Фому за Ерёмину вину» – подобным пословицам отведён особый раздел. В нём отмечается, что всегда и во всём должна быть справедливость.

Мысли о преступлении, вине и наказании бродили в умах людей и выразились в пословицах: «Отольются кошке мышкины слёзки», «Сколько верёвку ни вить, а концу быть». Отсюда недалеко было и до мятежных помыслов: «У всякой песни свой конец».

Таковы и пословицы раздела «Пеший конному не товарищ»: «Горшок котлу не товарищ», «Волк коню не товарищ» и тому подобные. Непримиримость разных понятий предстаёт в пословице «Тьма свету не любит, злой доброго не терпит».

С размышлением о различии вещей и явлений связана мысль об их сходстве, часто в иронической подаче: «Те же щи, да в другую тарелку», «Что в лоб, что по лбу».

Завершает сборник раздел «Высоко летает, да где-то сядет». Это пословицы о спеси, гордыне, щегольстве, скупости, драчливости, мелких страстях, злых тайных мыслях. Перед нами – небольшая энциклопедия тех порочных явлений, от которых страдают люди.

Пословицы и поговорки, пословичные побасёнки заключают в себе богатство смысла, являют поразительную краткость языка при обширности смысла, живость разговорных интонаций. Они давно снискали всеобщую славу и любовь.

* * *

Загадки – это затейливая поэзия народа.

Есть старинная загадка:


Крепь-город,
да Бел-город,
а в Беле-городе
воску брат.

О чём она? Оказывается, о курином яйце. Загадки не отгадать, если не знать, как строились города на Древней Руси. Их огораживали рядами стен – «городами». Так, в средневековой Москве был земляной город, белый каменный город – Китай-город и, наконец, Кремлёвская стена. С городскими укреплениями, которые помещаются одно внутри другого, и сравнивается яйцо. Крепь-город – это яичная скорлупа, Бел-город – это белок, а то, что именуется братом воску, – желток.

А вот загадка совсем мудрёная:


Тур-потутур
потутурившись сидит,
ждёт гостей из Нова-города.

Кто этот загадочный тур и каких гостей он ждёт? Настоящий тур – это дикий бык, зубр, могучее, сильное животное. Если на него нападали, он становился очень опасным. Когда-то зубры водились во многих местах Европы и Азии. Теперь они уцелели лишь в заповедниках – в Беловежской пуще, в Закавказье. Об этих турах нередко говорится в древних рукописях. Так, об одном князе сказали, что он был храбр, «как тур». Кого же туром в шутку назвала загадка? Кота: он прильнул к полу, насторожённый, готовый к прыжку, – «потутурился», ждёт мышей. Но почему мыши – «гости», да еще новгородские?

Северная земля, покрытая лесами, мхами и болотами, не могла прокормить себя скудными урожаями. Новгородцы покупали хлеб в Поволжье, везли его на судах издалека. Издавна этим занимались купцы, или, как их называли в старину, «гости». Купцы меняли товары на хлеб, а у себя торговали им с выгодой. В те времена ездить в сопредельные земли было опасно. Недаром ходила пословица: «Одно взять – или воевать, или торговать». Пословица приравнивала торговлю к войне. Новгородских купцов часто грабили, когда их суда плыли мимо чужих владений. Вот и в загадке шутливо говорится о князе-туре, который приготовился напасть на едущих за хлебом. Ведь и мыши идут в дом за едой. Чтобы отгадать загадку с целым набором смешных, придуманных слов – «потутур», «потутурившись», оказывается, надо знать историю, природу страны и старинный язык.

Обширна и разнообразна наша земля. Южные окраины России окружены горами. Чем дальше на север, тем реже встречаются возвышенные места. По равнине текут широкие реки. А на севере – тундра. Её омывают волны океана. Загадки не преминули отметить разнообразие местностей России.

Загадку о небесном своде, звёздах и месяце сложили те, кто сравнил необозримую степь с пасущимися на ней стадами, с ночным небом.


Поле не мерено,
овцы не считаны,
пастух рогат.

Чем больше знакомишься с загадками, тем шире раскрывается земной и небесный простор. Звёзды, их поблёскивание, месяц и восходящее солнце, тьма и свет опоэтизированы в загадках.

Медленное течение вод в равнинных реках тоже отмечено в загадках, которые даже ритмом передают неторопливость движения.


Течёт, течёт -
не вытечет,
бежит, бежит -
не выбежит.

А вот загадка про быстрый ручей:


Между гор,
между дол
бежит белый конь.

Как картинно сравнение пенящегося, порожистого ручья с белогривым конём!

Люди, живущие у гор, сочинили загадку про водопад:

Поморяне сравнили воду в котле с морем, а дужку – с журавлиной шеей:


Через сине море
журавлино горло.

В труднопроходимых северных лесах река – важный путь, и о ней загадывают:


По какой дороге
полгода ходят,
полгода ездят?

Иное дело – равнина и хорошие удобные дороги. Бойкая загадка о колёсах передаёт быстрое движение телеги по ровной дороге:


Едем, едем -
не объедем.

Разнообразно и красочно отразился в загадках старинный быт. Недалеко от города Торжка ходила загадка про горячую кашу:


В городе Торжке
продают бабу в горшке.

А за Уралом была повсеместно распространена загадка про пельмени – о том, как их варят:


Бежали овцы
по калиновому мосту,
увидали зо́рю,
побросались в воду.

Из загадки про бочонок мы узнаём, какие материалы идут на его изготовление:


Сам дубовый,
пояс вязовый,
а нос липовый.

Интересна загадка про то, как устроено сито:


В лесу: тяп, тяп;
дома: ляп, ляп;
по краешкам: тпрусеньки!
в серёдке: но!

В сите есть сшитая лыком обечайка, то есть дранковый обод, согнутый лубок, бока сита и полотно – часть сита, сотканная из конского волоса. Загадка и говорит о том, как в лесу с липы дерут лыки, снимают луб, идущий на обод, – «в лесу: тяп, тяп». По краям сита – лыковые ремешки, «тпрусеньки». Они названы так потому, что мочальными (тоже из лык) гужами, вожжами, останавливали лошадь. В середине сита – «но!». Возгласом намекают на конский волос, из которого сплетено полотно. «Дома: ляп, ляп» – это сито в ловких руках хозяйки.

Из загадок можно узнать многое. Загадки об избе, её углах, матице – поперечной балке – и бревенчатом накате на ней, о петлях и двери знакомят с устройством жилища. Чтобы отгадать загадку, надо знать, из какого дерева делают половицы, какую древесную породу употребляют на изготовление рам, чтобы они не мокли от влаги, в каком углу ставят печь, чтобы как можно больше тепла шло в дом. Загадки говорят о печном челе, шестке, загнетке, трубе, заслоне, кочерге, ухвате, помеле, лавке, столе, горшке, чугунке, мутовке, кадке, лохани, самоваре, полатях – словом, творцы загадок воссоздали обстановку, внутреннее убранство, утварь и посуду старинного дома.

Из загадок узнаёшь и о том, что шло в пищу крестьянина, что носил он в будни и в праздники, увидишь двор и огород, хлев, закут, конюшню, сенник. Со всеми подробностями названы части конской упряжи.

Полно изображена в загадках работа. Загадки переносят нас в лес, на пасеку, в поле. Не так-то просто отгадать загадку:


Вырастет сосна -
коровам сестра.

Это конопля. Она высокая – её сравнивают с сосной. Интересно, а в чём же «родство» конопли с коровой? Оказывается, из конопляных семян давят масло; масло, конечно другое, сливочное, получают и из жирного коровьего молока: снимают вершки, сбивают сметану и проч. Поэтому конопля и названа коровьей «сестрой». Так в загадке «породнились» корова и конопля.

Интересны загадки о зверях, птицах, рыбах, пресмыкающихся – о тех, кто водится в лесах, озёрах и реках. Они подмечают повадки разных животных: неутешная птаха-кулик «плачет, а из болота нейдёт», а вертлявая и хлопотливая сорока «вертится, как бес, и повёртка в лес». Много наблюдательности в таких загадках.

Особо повезло комару. Людская фантазия становится неистощимой, когда речь заходит об этом назойливом и неотступном мучителе всего живого на сырых, болотистых местах:


Крылья орловы,
хоботы слоновы,
груди кониные,
ноги львиные,
голос медный,
нос железный,
мы их бить,
а они – нашу кровь лить.

Наконец приходит пора и загадкам о книге, гусином пере, карандаше, разным головоломкам. Загадки оборачиваются замысловатыми вопросами. Ведь самое слово «загадать» издавна означало задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Предмет, который загадывается, скрыт, и о нём говорится намёком, посредством иносказания. Предметы изображаются с помощью других, таких, которые имеют сходство с загадываемыми.


Чёрный конь
скачет (прыгает) в огонь.

Лихой сказочный конь – это кочерга. А что общего у неё с конём? И конь, и кочерга одинаковой «масти» – чёрные. Кочергой бьют по пылающим головешкам – и вот она уже скачет. Согнутая, она похожа на выгнувшего шею коня. Но это ещё не всё. Хитроумный творец заключил отгадку в самих словах загадки: ко нь чер ный пры га ет. Загадки учили не только понимать поэзию обиходных вещей, но и учили слушать, как звучат наши слова.

В загадках много причудливых сравнений. Сопоставляются, казалось бы, совсем непохожие предметы и явления:


Два братца
пошли в воду купаться.

Вёдра, как братья, похожи друг на друга, а то, что они «купаются», объясняется просто: воды не набрать, не окунув ведра.

Загадки поражают причудливыми картинами. Небо – синяя шуба и так велика, что «покрыла весь мир». Гигантская птица машет крыльями, но не летит:


Птица
Юрица
на ветер глядит,
крыльями машет,
сама ни с места.

Это ветряная мельница. Она названа Юрицей, потому что стоит на юру – на открытом ветрам месте. Здесь снова своеобразная игра словами: с обозначением открытого места «юр» связано придуманное название несуществующей птицы – Юрицы.

Пришитые пуговицы сравниваются со стайкой воробышков, которые прилетели и уселись рядышком на шестике – кайме:


Полон шестик
воробышков.

Воображение человека «нарядило» сноп в золотой кафтан, подпоясало его и уложило набок:


Лежит мужичок
в золотом кафтане,
подпоясан, а не поясом;
не поднимешь, так и не встанет.

В загадках образ часто становится сказочным.

Раскат грома сравнивается со ржанием и топотом коня:


Конь бежит -
земля дрожит.
Сивый жеребец
на всё царство ржёт.

Туча на небе, огромная орлица – закрывает крыльями солнце:


Летит орлица по синему небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.

В наше время тоже создаются загадки, но они другие. Раньше было неизвестно, кто сложил ту или иную загадку – да этого и сказать было нельзя, так как каждая из них переходила из уст в уста и сильно менялась. Новые загадки создаются отдельными лицами, хотя придумать хорошую загадку одному человеку, безусловно, трудно.

Могучим работником предстаёт перед нами сильный трактор:


Идёт силач
добывать калач.

Радио – чудесное изобретение нашего времени – опоэтизировано в загадке:


В Москве говорят,
а у нас слышно.

Про самолёт загадывали:


Везёт, а не лошадь,
летит, а не птица,
жужжит, а не пчела.

* * *

Пословицы, поговорки, побасёнки и загадки для сборника извлечены из старинных и новых сборников. Это подлинный фольклор. Его корни восходят к давней старине. Во всех видах этого творчества блещет людской ум и пленяет поэзия.

ЗАГАДКИ

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (колобок).

Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино).

Пословицы и поговорки


Не хвались серебром, а хвались добром.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает

Жизнь дана на добрые дела.

Добра не смыслишь - так худа не делай.

Доброго чти, а злого не жалей.

Доброе дело два века живёт.

Добрые дела и после смерти живут.

Следовать добру - взбираться на гору, следовать злу - скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

Колыбельные песни

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Спать пора! уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

СЧИТАЛКИ

Вышел ежик из тумана
Выпил водки полстакана
Вынул ножик, колбасу
Хорошо в родном лесу
Тихо песню затянул
О несбывшемся всплакнул
Посмотрел в пустой стакан
И опять ушел в туман...

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет

Пиф - паф ой-ой-ой
Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой.

Аты-баты
Шли солдаты
Аты-баты
На базар.
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты
Сколько стоит?-
Аты-баты
Три рубля.
Аты-баты
Кто выходит?
Аты-баты
Это я.

ПРИБАУТКИ

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл, -
Сидит, грызёт.
Ай, кто-то идёт!
Туру-туру-туру-ру!
Во сыром тёмном бору
Сидит филин на дубу
Да играет во трубу.
Во трубоньку, во трубу:
Бу-бу-бу-бу

Активно бытуют в детской средезагадки. Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Этимология этого слова - в древнерусском глаголе «гадати» - думать, размыш­лять . Размышления требует процесс отгадывания - расшиф­ровка образного, иносказательного описания какого-то яв­ления, которое дает загадка: «Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять». (Клубок.)

Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соеди­нить, сопоставить, зрительно представить описываемый пред­мет - клубок ниток.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность . Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. “Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает” - замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым - длинной девичьей косе: “Стоит девица в избе, а коса - на дворе”.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета - черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету . На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления . Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание - полезное упражнение для развития образного мышления.



Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства . Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.

На дворе горой, а в избе - водой.

Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.

Красное коромысло над рекой повисло.

Два брюшка, четыре ушка.

(подушка)

Висит груша, нельзя скушать.

(лампочка)

У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.

(рубашка)

Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.

(мухомор)

Множество загадок иронических, шутливых: “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).

Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки

Пословица - короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое жи­вет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

Известный собиратель фольклора и составитель сборни­ка «Пословицы русского народа» В.И.Даль называл посло­вицу «коротенькой притчей». В русской пословице он видел «цвет народного ума, самобытной стати», «житейскую народную мудрость». О народности пословицы он выразился так: «Кто ее сочинил, неведомо никому; но все ее знают и все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и чет­костью мысли, выраженной предельно кратко и просто:

«Друзья познаются в беде».

Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно:

«Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».

К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку , во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В “Родном слове” помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: “Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Береги нос в большой мороз”.

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. “И грибка не поднять, если не нагнешься”: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц, их многозначность открывается ребенку не сразу, а по мере обретения жизненного опыта. Каждую посло­вицу можно привести во множестве случаев: «В гостях хорошо, а дома лучше», «С кем поведешься, от того и наберешься».

Народные пословицы содержат мораль , выработанную многими поколениями: “Нет друга - ищи, а нашел - береги”; “Не спеши языком, торопись делом”; “Кончил дело - гуляй смело”; “При солнышке - тепло, при матери - добро”. В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Такие фразы как "Семь пятниц на неделе" или "Положить зубы на полку", это и есть поговорки.

Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, но между ними есть явные отличия. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствием, другое - сказать, что он надоел как горькая редька; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он свалился как снег на голову.

Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

3. СКАЗКИ

Цели урока: ознакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся; развивать логическое мышление, умение группировать слова и явления.

Оборудование: карточки с загадками; кроссворды на доске.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

Чтение потешеки прибауток нас. 20-21.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Объясните слова «потешки» и «диалог». (Потешки - по­тешать -развлекать, смешить. Диалог -разговор между двумя лицами, обмен репликами.)

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Как бы вы сказали, что такое загадка? (Это когда пред­мет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.)

Загадки - это замысловатое описание предмета или яв­ления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

Цель нашего урока - ознакомиться с загадками и посло­
вицами из русского фольклора.

IV. Изучение нового материала

1. Чтение загадок на с. 24-25.

(Дети читают по очереди, остальные - отгадывают).

2. Как вы думаете, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей полна горница людей» разные отгадки. Например, арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?

3. Разбейте загадки по темам:

Животные;

Сад и огород;

Книга, письмо.

Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточ­
ках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных
столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для

нас жанров фольклора, и поговорим о них на сегодняшнем

уроке. Детям раздаются карточки с загадками. По ходу отгадывания они объясняют свои догадки. На доске - два кроссворда:

Загадки к кроссворду:

1. Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

2. Днем спит, ночью летает, мышек хватает.

3. Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не под­бирает.

4.Без него плачется, а как появится, от него прячемся.

5. Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

7. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

8. Всякому мальчику по чуланчику.

9. Лежит.- молчит, пойдешь - заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.

10.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

11.Кто зимой на окнах узоры рисует?

12.Скатерть бела всю землю одела.

13.Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.

14.Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас-закончила рассказ.

15.Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.

16.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.

17.Избушка нова - жильца нет, жилец появится - изба раз­валится.

18.Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

Ответы: 1. Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мо­роз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.

Ключевые слова: Поговорка. Пословица.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения нового материала

Чтение пословиц и поговорок в учебнике на с. 26-27.

Когда так говорят? Приведите примеры из жизни.

Так что же такое пословица? (Это меткое короткое из­речение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь на­спех - сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а чело­века-труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Поговорка - это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, «стучать зубами» -замерзать, «заморить червячка» - перекусить, «за двумя зайцами погнался» - делаешь много дел сразу.

VII. Закрепление изученного материала

Какие поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава, толочь воду в ступе, лежать на печи и т. п.)

Какие пословицы вам известны?

VIII. Итог урока

Что нового вы сегодня узнали?

Что такое пословица?

Что такое поговорка?

Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (По теме.)

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы на с. 25.

2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.

Подготовиться загадывать загадки своим товарищам, при­думать небылицу, подобрать скороговорки и потешки, счи­талки и колыбельные еще незнакомые нам.

Урок 5. Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора

Цели урока: проверить умение различать малые жанры фольк­лора; отрабатывать навыки правильного, быстрого произно­шения; отрабатывать навыки быстрого осмысленного чтения; развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: пять «ромашек» с заданиями для конкурса; карточки с цифрами (для жюри); тесты, распечатанные на карточках.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели урока

Сегодня мы проведем проверочную работу, чтобы понять, что вы усвоили, что запомнили, что знаете, как умеете применять знания на практике.

Работа проводится в два этапа: сначала пишется тест. Затем класс делится на команды, и проводится конкурс.

II. Проверка домашнего задания (собрать тетради)

III. Выполнение проверочного теста*

Объясняются правила выполнения теста, раздаются листы, на работу отводится 15 минут.

Двое ответственных учеников проверят эти работы во время следующего этапа урока.

Пословица не на ветер молвится.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица ввек не сломится.
Красна речь пословицей.
(Русские пословицы)

…Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
(М.Горький)

Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы также являются фразеологическими оборотами и служат выразительными средствами речи, обогащают речь, делают её яркой и меткой. Относятся они к малым жанрам фольклора.

ЗАГАДКИ

Слово «загадка» образовано от глагола «загадать» - предлагать вопрос, требующий ответа, то есть разгадки. В этом вопросе предмет или явление, которые нужно узнать, описываются не прямо, а иносказательно, поэтому, чтобы разгадать загадку, нужно увидеть сходство между загаданными предметами и тем его описа-нием, которое дается в загадках.
Загадка - вид устного народного творчества (фольклора). Загадка содержит иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно узнать (разгадать). Загадки представляют собой свод знаний и понятий народа о мире и о себе.
Но важно увидеть и другое: изображая мир, народ поэтизировал его. Каждая загадка - маленькое художественное произведение. Отгадывая загадки, вы должны увидеть в обычном поэтическое, понять, при помощи каких художественных средств «сделаны» загадки. Загадок в русском фольклоре очень много: загадки - иносказания, загадки - описания, загадки - вопросы, загадки - шутки, загадки с числами и др. Это очень древний жанр фольклора. Многие загадки создаются при помощи звукописи. Звукопись включает в себя ассонанс, аллитерацию и звукоподражание. Эти выразительные средства фонетики широко используются в пословицах, поговорках и загадках.
Задания:
1. Приведите примеры загадок, созданных при помощи сравнений, загадок, основанных на антитезе, созданных при помощи отрицания. Отгадайте загадку и расскажите, по каким признакам вы её отгадали.

Взгляну я в окошко,
Раскину рогожку,
Посею горошку,
Положу хлеба краюшку.
Всякий видит,
Да не всякий чует.
Кому светло,
Кому темно,
А мне голубо.

2. В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отгадайте приведенные ниже загадки. Выпишите из них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их.
1) Маленький, пузатенький, весь дом бережет. 2) Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. 3) Красненьки сапожки в земле и в лукошке. 4) Черненька, маленька, всему свету миленька. 5) Четыре братца под одной шляпкой. 6) Штучка-одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. 7) Под сосенкой на бору стоит старичок, красненький колпачок. 8) Стоит копна, впереди вилы, сзади метла. 9) Пошли два братца на речку купаться, один - купается, другой - на берегу валяется. 10) Всякому мальчику по чуланчику. В пяти колодчиках сидят пять молодчиков.
ПОСЛОВИЦЫ

Помимо загадок, к малым формам фольклора относятся пословицы и поговорки. В толковом словаре В.И.Даля говорится, что пословица- это «коро-тенькая притча…Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности». Пословица - краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении.
Задания:
1. Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке, о труде, о дружбе и любви. Составьте небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведенных ниже пословиц. Озаглавьте свое устное сочинение. Один из расска-зов запишите.
1) Где виден путь прямой, там не езди по кривой. 2) Где сила властвует, там нет места уму. 3) Добрый плачет с печали, а злой - от радости. 4) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 5) Соловья баснями не кормят. 6) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

2. Определите тему и основную мысль приведенных ниже пословиц. С чем сравнивается книга?

1) Будешь книги читать - будешь все знать. 2) В книге ищи не буквы, а мысли. 3) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 4) Книга для ума что теплый дождь для всходов. 5) Книга мала, а ума придала. 6) Книга подобна воде: дорогу пробьет везде. 7) Ум без книги что птица без крыльев. 8) Читай, Фома, набирай ума. 9) Читать не размышляя что есть не пережевывая. 10) Чтение - вот лучшее учение.

Пословицы, как правило, представляют собой целые предложения, выражающие более или менее законченную мысль: «Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает». Или афоризмы: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Исключением являются поговорки, которые обычно не представляют цельных предложений: за семь верст киселя хлебать; выеденного яйца не стоит. Пословица - это краткое изречение, относящееся к разным случаям жизни. Поговорка очень близка пословице, но в отличие от нее не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. »Чужими руками жар загребать» - поговорка, но если мы добавим к ней слово «легко»,она превратится в пословицу. В первом случае намек, во втором - вывод.
ПОГОВОРКА - образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла.
Почему мы говорим «не всякое лыко в строку»? Поговорка эта означает, что нельзя всякую, даже незначительную ошибку ставить в вину, упрек. Но какое отно-шение имеет к этому лыко? В старину на Руси из лыка плели лапти, лукошки и другие поделки. Полоски лыка для плетения назывались строками. Чтобы работа была аккуратной, мастер употреблял в строку не всякое лыко, отбрасывая лычки с неровностями, дырочками от сучков. Так и создалась поговорка, приобретя более широкий и даже противоположный смысл: не стоит придираться к каждому пустяку. «Как с гуся вода». Эта поговорка является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки над больными или родители, купая своих детей: «С гуся вода, а с нашего ребенка - худоба (болезнь)». Люди верили, что при этом болезнь сойдет так же бесследно, как с «гуся вода». Мы говорим: «По Сеньке и шапка», то есть каждому свое, что заслужил, то и получил. А в старой Руси можно было легко по высоте меховых шапок установить знатность рода. Чем выше над головой вельможи вздымалась такая шапка, тем знатней он был. Простой народ не имел права и средств носить высокие шапки из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и роди-лась поговорка: «По Сеньке и шапка». А как родилась поговорка: «За семь верст киселя хлебать»? В древности цифре 7 придавали магическое, чудодейственное значение. Большой отпечаток наложила «чудодейственная» цифра 7 и на русские пословицы. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе». Об умном человеке говорят, что он «семи пядей во лбу». О человеке, который издалека вернулся ни с чем, говорят: «За семь верст киселя хлебать ходил». Провинившийся человек, делая очередной проступок, говорит: «Семь бед - один ответ». Если нескольким людям поручили одно и то же дело, а они его не сделали, говорят: «У семи нянек дитя без глазу». Часто употребляется выражение: «Семеро одного не ждут». О большой семье, в которой только один работает, говорят: «Один с сошкой, семеро с ложкой». Об очень отдаленном родственнике говорят: «Седьмая вода на киселе». Во время Великой Отечественной войны была в ходу пословица: «Семи смертям не бывать, а одной не миновать».
Задания:
1. Закончите данные ниже пословицы. Объясните, в каких ситуациях они при-меняются. На одну из них придумайте рассказ и запишите его.
1) Волков бояться-… 2) Нет дыма… 3) Куй железо…4) На безрыбье… 5) Не гордись званием,… 6) Знает кошка,… 7) Кошка скребет… 8) Какова пряха,… 9) Не было ни гроша,… 10) Под лежачий камень… 11)Взялся за гуж,… 12) Близок локоть,… 13) Старый друг… 14) Что посеешь,… 15) Снявши голову,… 16) Не плюй в колодец,… 17) Все хорошо,… 18) Кому много дано,… 19) Видно птицу… 20) Семь раз примерь,… 21) Готовь сани летом,… 22) Не рой другому яму,… 23) Лучше позд-но,… 24) Не говори «гоп»,… 25) Дружба дружбой,… 26) Любишь кататься,… 27) Маслом каши… 28) Терпение и труд… 29) Дорога ложка … 30) Шила в мешке… 31) Ум хорошо,…32) Что написано пером,… 33) Поспешишь - … 34) После драки… 35) На чужой роток… 36) У кого что болит,… 37) Хрен редьки… 38) С миру по нит-ке-… 39) По одежке встречают,… 40) Делу время,… 41) По секрету… 42) Дареному коню…

2. О ком говорят пословицы-загадки:
1) Подал ручку, да подставил ножку. 2) Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном. 3) Мое горе-стрела во мне, чужое горе-стрела во пне. 4) Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. 5) Ел да устал, спал да намаялся. 6) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

3. Из каких басен И.Крылова взяты перечисленные ниже фразеологизмы:
А воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймет. А Васька слушает, да ест. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Услужливый дурак опаснее врага. С ним была плутовка такова.
4. Какой русский драматург использовал в качестве названий многих своих произведений русские народные пословицы и поговорки? Назовите несколько его пьес.
5. Из каких произведений А.С.Пушкина в нашу речь вошли приведенные здесь фразеологизмы: 1) С корабля на бал; С ученым видом знатока; Что день грядущий мне готовит? Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. 2) Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой; Там русский дух…там Русью пахнет. 3) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни; Да, жалок тот, в ком совесть не чиста; Еще одно, последнее сказанье - и летопись окончена моя. 4) Глаголом жечь сердца людей?

6. Из каких произведений А.М. Горького взяты эти фразеологические сочетания: 1) Рожденный ползать летать не может. Безумству храбрых поем мы песню. 2) Пусть сильнее грянет буря! 3) Человек - это звучит гордо. В карете прошлого никуда не уедешь. 4) Свинцовые мерзости жизни?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта