Главная » Условно-съедобные грибы » Аристофан произведения. Женщины в народном собрании

Аристофан произведения. Женщины в народном собрании

Аристофан - древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 445 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков. Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было. Более того - в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел. Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца - «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 385 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи. Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков. Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин, Гейне, Филдинг, Шелли, Гёте, Фейхтвангер, Маяковский, испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

Биография из Википедии

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э, но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11:

  • «Ахарняне»,
  • «Всадники»,
  • «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке),
  • «Осы»,
  • «Мир»,
  • «Птицы»,
  • «Лисистрата»,
  • «Женщины на празднике Фесмофорий»,
  • «Лягушки»,
  • «Женщины в народном собрании»
  • «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену).

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени; только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, называя комедиографа «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного, не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничего не стесняясь. Но таким образом комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (Κώκαλος), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как и во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium ). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Аристофан - древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 444 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков. Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было. Более того - в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел. Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца - «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 386 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи. Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков. Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин , Гейне , Филдинг , Шелли, Гёте , Фейхтвангер , Маяковский , испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

(ок. 446-ок. 385 г. до н. э.) древнегреческий драматург

Комедии великого древнегреческого драматурга входят в золотой фонд мировой культуры наравне с другими величайшими памятниками античности - трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, историческими повествованиями Геродота и Фукидида, философией Демокрита и Аристотеля, скульптурами Фидия и Поликлета. Аристофан - единственный представитель древней комедии, произведения которого (правда, только 11 из приписываемых ему 44) дошли до нас почти целиком. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

Творческое наследие «отца комедии» Аристофана всегда высоко оценивалось выдающимися деятелями культуры. Они называли его величайшим мастером сатиры, обличителем всего косного и отживающего. Значение творчества Аристофана для нашей современности с наибольшей полнотой раскрывается в решении, принятом ЮНЕСКО о праздновании 2440-летия со дня рождения Аристофана.

Одиннадцать комедий драматурга да несколько отрывков из несохранившихся пьес его самого и его современников - вот все, что дошло до нас от первого в истории мировой литературы комедийного жанра - так называемой древнеантической комедии.

Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины. «Древней» ее назвали уже сами античные ученые, для того чтобы подчеркнуть резкое отличие произведений Аристофана и других комических поэтов его времени от комедий, созданных позднее, в период, когда Афины уже утратили свое политическое первенство в Греции и стали одной из «периферийных» областей Македонской империи.

Античные свидетельства о жизненном пути Аристофана не отличаются полнотой. Так, только путем косвенных расчетов удалось установить время его рождения - около 446 года до нашей эры.

Аристофан был афинянином. Родители его - люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Хотя отец будущего драматурга имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, Аристофан, судя по его комедиям, значительную часть своего времени проводил в Афинах: он великолепно знал и каждодневную политическую жизнь, и все городские слухи об известных общественных деятелях, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан.

Писать он начал рано: первая его пьеса была поставлена в 427 году до н. э. и получила вторую премию. С самого начала театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан. Его комедии и сейчас поражают бесстрашием сатиры.

Самой существенной чертой творческого облика Аристофана является общественная активность автора. Уже вторая его комедия «Вавилоняне», поставленная с огромным успехом на Великих Дионисиях 426 года, была посвящена такому злободневному политическому вопросу, как взаимоотношения между афинянами и их союзниками. Критика деятельности афинских должностных лиц, содержавшаяся в комедии, была настолько острой, что глава радикального крыла демократии Клеон даже пытался привлечь поэта к судебной ответственности.

Аристофан в своих комедиях поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В ряде произведений он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой. При этом поэт хорошо знал, что не все его зрители были убежденными сторонниками заключения мира со Спартой или хотя бы ведения мирных переговоров.

В совершенно необычном освещении тема мира предстает в комедии «Лисистрата», где инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции.

Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга. Прежде всего это вопрос о судьбах афинской демократии.

Аристофан писал в то время, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии. В обществе стали развиваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность сикофантов (доносчиков). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Нападки его на демократическую систему никак не свидетельствуют о том, что он ее не приемлет. Он не берет под сомнение сущность демократических порядков - он хочет только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, какой был в героические времена Марафона и Саламина.

Положительный герой комедий Аристофана - мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии - вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». Остро подмечая и высмеивая пороки общественной нравственности, Аристофан вместе с тем убежден, что причиной их является война и бедственное положение земледельцев.

Он не мог не видеть грозных симптомов социального расслоения, грозившего гибелью афинскому демократическому полису. Наблюдательным глазом художника драматург видел, что угрозу полису составляет именно концентрация частной собственности в руках немногих представителей рабовладельческой верхушки. Ее политическими представителями и являлись те демагоги, лидеры радикальной демократии, которые в результате неизбежного развития рабовладельческой экономики пришли к власти в первые годы Пелопоннесской войны.

Не боясь показать афинскому демосу его слабости и заблуждения, видя в народе защитника идей демократизма, Аристофан не смог в полной мере осмыслить ограниченность афинской демократии. Как истинный сын своего времени, гражданин рабовладельческой республики, он считал совершенно естественным и закономерным такие явления, как эксплуатация рабского труда, взимание податей с союзников, привилегированное положение «исконных» афинских граждан по отношению к неполноправным чужеземцам. С наибольшей ясностью эти взгляды раскрываются в комедии «Осы».

Из всех современников Аристофана наиболее ожесточенным нападкам комедиографа подвергались, кроме Клеона, Сократ и Еврипид. Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? Причина кроется в непримиримом отношении Аристофана к идейному кризису афинской демократии, выразителями которого явились софисты. Самого Сократа сближал с софистами метод доказательств, которым он стремился обосновать относительность общепринятых представлений. Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках.

Непримиримость Аристофана по отношению к ряду новых явлений, порожденных идейным кризисом афинской демократии, ярко раскрывается и в его оценке Еврипида. Еврипид по своим политическим взглядам не являлся противником афинской демократии. В некоторых трагедиях он изображал Афины прибежищем гонимых и притесняемых, оплотом свободы в Греции. Его общественный идеал - «крестьянская» демократия, независимые земледельцы, живущие честным трудом. Но, как честный художник, он отразил в своем творчестве наиболее существенные признаки разложения полисной нравственности: падение старинного благочестия, кризис гражданской морали, развитие индивидуализма и скептицизма.

В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии. Поэтому на протяжении двадцати лет - от первой дошедшей до нас комедии «Ахарняне» (425 г. до н. э.) и до «Лягушек» (405 г. до н. э.) - он не оставляет в покое своего современника. Иногда выступления Аристофана против Еврипида носят характер личных нападок, но в основе их лежит различие этических и эстетических принципов обоих драматургов.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады.

Творчество Аристофана отличается как богатством идейного содержания, так и театральной выразительностью. Это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В IV веке до нашей эры, когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В. Г. Белинский говорил, что Аристофан - «последний великий поэт Греции».

Аристофан - «отец комедии»: биография, общий характер творчества.

Многие детали биографии Аристофана (446/445-388 гг. до н.э.) до сих пор не прояснены. Известно, что его отец был состоятельным землевладельцем в Аттике: это объясняет, почему сын, ставший комедиографом, хорошо знал быт и труд крестьян, близко к сердцу принимал их чаяния и проблемы, усугубленные разорительной Пелопоннесской войной (431 - 404 гг. до н.э.). Первую комедию Аристофан написал и поставил в 427 г. до н.э.; всего он сочинил 44 комедии, до нас дошли тексты 11-ти: «Ахар- няне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Плутос» («Богатство»). По античным меркам это немало! Тематика его комедий, содержащиеся в них общественные, политические, бытовые реалии убеждают: Аристофан пребывал в гуще общественных идеологических конфликтов, споров своего времени. Центральным событием, получившим прямой отклик в его комедиях, была Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.).

Комедии Аристофана - сатирическое зеркало афинской действительности на рубеже V-IV вв. до н.э. Их автор выставлял на всеобщее обозрение сутяг, демагогов, лжеученых и др.; вторгался в сферу судопроизводства, включался в литературную полемику и дискуссии о роли женщины в обществе. В политическом плане он был сторонником умеренной демократии, свободной как от радикальных крайностей, так и от власти олигархии, т.е. господства немногих знатных и богатых родов и семейств.

«Лисистрата»: бунт женщин. Антивоенная тема в творчестве Аристофана - одна из главенствующих. Среди трех комедий, прямых откликов на Пелопоннесскую войну («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), последняя - наиболее оригинальная, популярная и имеющая богатую сценическую историю.

Главная героиня - молодая энергичная женщина по имени Лисистрата распускающая войско» или «прекращающая войны») решает с помощью подруг положить конец вооруженному конфликту между Афинами и Спартой, когда «копья в землю все воткнут копейщики». Замысел Лисистраты прост и рационален. Женщины договариваются отказывать мужьям в ласках до тех пор, пока тс не заключат мир. По настоянию Лисистраты ее единомышленницы произносят клятву: «При муже буду жить невинной девушкой». После этого женщины скрываются в Акрополе и накрепко запирают ее на засовы. Лисистрата провозглашает: «Они в Акрополь не добудут доступа, пока того, чего хотим, не сделают». В уста Лисистраты вложены принципиальной важности рассуждения о горестной женской участи:

Знай, для женщин война - это слезы вдвойне!

Для того ль сыновей мы рожаем,

Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей.

Сюжет выстроен как цепь комических, не лишенных фривольности эпизодов, в основе которых - неудачные попытки истосковавшихся мужчин захватить Акрополь. Впрочем, забастовка женщин тягостна и для ее инициаторов. Иные изобретают разные предлоги, чтобы уйти из Акрополя. Лисистрате приходится следить за тем, чтобы женщины не «расползались». Например, когда одна из них ссылается на беременность, Лисистрата разоблачает уловку, обнаружив, что неожиданно выросший у нее живот - это всего лишь спрятанный под платьем воинский шлем.

Комичен эпизод, когда афиняиии Кинессий приходит к своей жене Миррине и, распаленный ее ласками, соглашается заключить сепаратный мир и выйти из войны. Наконец, Вестник из Спарты прибывает с сообщением, что и спартанка Лампито подвигла своих подруг на аналогичный бунт. В конце концов, мужчины обеих воюющих сторон капитулируют, заключают мир. Финал комедии, как это бывает у Аристофана, - всеобщее веселье и пирушка. Лисистрата призывает навсегда покончить с кровопролитием. Так с помощью остроумного сюжета комедиограф утверждал: женщины могут играть весомую роль в антивоенных акциях.

«Всадники»: против демагогов. В этой комедии антивоенная тема соединилась с другой, не менее злободневной - изобличением бесстыдных политиканов, демагогов, дурачащих наивных сограждан и прибегающих разнообразными способами к обману и лести. Поводом к написанию послужил реальный эпизод, когда два стратега, Демосфен и Никий , осуществили удачные военные операции, однако лавры достались политику и демагогу Клеону .

В комедии Клеон действует под именем раба, имя которого переводится то как Пафлагонец , то как Кожевник. В сущности это «говорящее» имя, неологизм, буквально означающий «кожебрызжущий». Зрителям в Афинах было ясно, что перед ними известный политик Клеон, сын владельца кожевенной мастерской. Клеон снискал недобрую славу тем, что запугивал людей ложными доносами, обманывал граждан, вымогал взятки, был замешан в казнокрадстве, а произнося речи, кричал, ругался, брызгал слюной (отсюда и его комическое имя: кожебрызжущий).

В комедии действие разворачивалось перед домом старика Демоса (народа афинского). Власть над ним забрал пронырливый раб Кожевник. В итоге Демос совершенно «потерял рассудок». Раб Никий находит способ ограничить влияние Кожевника. Новый раб Агоракрит (колбасник) намеревается стать фаворитом у Демоса и «сразить» Кожевника. Старые рабы, знающие нрав Колбасника, так его аттестуют: «Буян, горлан, как мельница, грохочущий». Его извещают о новом назначении: он станет владыкой Афин, но Колбаснику, малограмотному, некультурному, трудно в это поверить. Демосфен призывает Колбасника смело браться за дело, ведь он «рожден быть демагогом».

Центральный эпизод комедии - знаменитый спор (агон) между Пафлагонцем и Колбасником. Оба извергают друг на друга поток ругательств, желчных обвинений, грубостей, стараясь преуспеть в похвальбе и оскорблениях. Оба раба наперебой потчуют Демоса разными яствами: лепешкой, похлебкой, вырезкой, пирогом. Но Демосу захотелось зайца. Колбасник ворует его и зажаривает. После этого Парод велит Пафлагонцу снять венок и передать его Колбаснику в знак победы.

В финальной сцене (эксоде) Колбасник сообщает, что сварил Демоса и сделал безобразного старика моложе на целых шестьдесят лет. Таким образом он вернул его к временам победы над персами при Марафоне, т.е. к поре расцвета демократии.

«Облака»: против лженауки. Это одна из самых остроумных комедий Аристофана. Ее тема - критика модной философской системы - софистики.

Софистами, или мудрецами, называют представителей влиятельного направления в древнегреческой философии, популярной в аристофановскую эпоху, в V- IV вв. до и.э. Одним из ее представителей был Протагор , утверждавший, что «человек есть мера всех вещей», что каждый предмет можно характеризовать двояким образом, в зависимости от способа аргументации. Значительное внимание софисты уделяли преподавательской деятельности, в частности риторике. В условиях демократической системы, возросшей роли судов софисты учили искусству выступать на процессах, аргументировать свою точку зрения. Вместе с тем среди тех, кто учил красноречию, встречались крючкотворы и шарлатаны, откровенно дурачившие своих клиентов. Именно они и стали объектом сатиры у Аристофана.

В «Облаках» осмеянию подверглась широко известная личность - близкий к софистам философ Сократ (470-399 гг. до н.э.). Одна из ярких фигур своего времени, мыслитель, он не оставил после себя сочинений; они переданы в изложении его учеников, среди которых был и великий Платон.

Сократ призывал к самопознанию, самоуглублению, постижению внутренней сущности. Один из его афоризмов - «Познай самого себя». Человек нс без странностей, Сократ был любим своими учениками, но и имел немало недругов. Когда Пелопоннесская война закончилась поражением афинян, враги избрали его козлом отпущения. Ему вменяли безбожие и критику многих сторон афинской жизни, что якобы вызвало гнев богов, наказавших афинян поражением. Против Сократа был затеян судебный процесс; его обвинили в том, что он сотворил из себя «божество», «совращая молодежь», слушал голос «демона». Большинством голосов (280 против 220) он был признан виновным и приговорен к смерти. Суд над Сократом (это было уже после выхода комедии) показал, что далеко не всегда большинство, сложившееся в результате демократического голосования, право. Когда Сократ находился в тюрьме, его навещали ученики, предлагали план побега. Сократ отказался и мужественно выпил чашу с ядом.

В комедии Аристофана не исторический Сократ, а карикатура на философа.

Бывший крестьянин Стрепсиад, переехавший в город, страдает от того, что его сын Филиппид, подражая «золотой молодежи», увлекся дорогостоящим конным спортом, залез в долги, а старика-отца одолевают кредиторы. Стрепсиад не знает, как от них отбиться, и сын посылает родителя в «мыслильню» Сократа, где ловкие крючкотворы научат доказывать, что черное - это белое. Мыслильня - странное заведение. Сократ висит в корзине, «паря в пространстве», размышляя о «судьбе света». О нем и его учениках Филиппид отзывается так: «Негодяи бледнорожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херсфонт помешанный». В мыслильне Стрепсиад наблюдает, как Херефопт ставит эксперимент, изучая длину прыжка блохи, и решает вопрос о «комарином пенье»: «Трубит комар гортанью или задницей».

Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада Сократом. Аристофан представляет в пародийном виде схоластическую «аргументацию» философа, которую никак не может уразуметь Стрепсиад.

В итоге Сократ изгоняет своего горе-ученика, «старикашку, бестолкового и забывчивого». Вернувшись домой, Стрепсиад посылает в мыслильню своего отпрыска, который оказывается более восприимчивым к искусству «правду делать кривдой». Он применяет эти «знания» в общении с явившимися к нему кредиторами, которые «отчаливают носом», так и не получив долгов. Вскоре после этого между отцом и сыном вспыхивает спор на литературную тему, Филиппид оказывается противником Эсхила, зато восхваляет Еврипида, который, естественно, не нравится Стрепсиаду, приверженцу старины.

Полемика между стариком и сыном завершается потасовкой, во время которой Филиппид начинает «душить, давить, тискать» Стрепсиада. Когда же отец упрекает Филиппида за то, что тот поднял руку на него, сын заявляет, что имеет право побить также и собственную мать.

Нс в силах вытерпеть такого Стрепсиад заявляет, что их обоих «попутали» мерзостные Хсрсфонт и Сократ. Решив «подкалить безбожников», Стрепсиад поджигает мыслильню Сократа, призывая слугу «колоть, рубить тех, кто богов бесчестили».

В комедии отразились идейные дискуссии аристофановской эпохи, столкновения приверженцев старых и новых воззрений. Что до Сократа, отношение к которому у его современников было разноречивым, от поклонения до неприязни, то для автора комедии он - не реальная историческая фигура, а персонификация типа лжеученого. Значение комедии шире, чем критика софистов. Это сатира на лженауку и псевдоученых, которые не перевелись. В этом актуальность комедии.

«Лягушки»: спор о природе театра. Аристофан - автор первого сатирического произведения, посвященного проблемам драматического искусства и эстетики, - комедии «Лягушки», написанной в печальном 406 г. до н.э., когда афинская сцена потеряла двух великих трагиков: сначала Еврипида, затем Софокла.

В комедии отчетливо выделяются две части: в первой - путешествие Диониса в загробный мир, чтобы вернуть на землю своего любимца Еврипида. Во второй - полемика оказавшихся в Аиде Эсхила и Еврипида. Еврипид заявляет о своем праве быть первым на поэтическом троне. В их полемике, в которой Дионис выступает в роли арбитра, отразились художественные вкусы того времени. Заметно, что Аристофан симпатизирует Эсхилу: упреки, высказанные Еврипиду, характерны для отношения афинян к автору «Медеи».

Первым в словесный бой ввязывается Еврипид. Он укоряет Эсхила за тяжеловесность, за то, что он вывел на сцену молчаливых героев, «трагических чучел». Себе в заслугу Еврипид ставит то, что он поэзию Эсхила «подсушил», приблизил трагедию к жизни, позволил высказаться представителям всех слоев общества, и «женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». Но сердцевина - назначение поэзии, т.е. драмы. В широком плане взгляды драматургов, в сущности, близки. На вопрос Эсхила: «За что почитать мы должны и венчать похвалою поэтов?», - Еврипид отвечает:

За правдивые речи, за добрый совет И за то, что разумней и лучше Они делают граждан родимой земли.

Но если они исповедают общие цели, то методы воздействия на граждан, ими провозглашаемые, различны. Эсхил - сторонник искусства возвышенного, героического. Он бросает обвинение Еврипиду в том, что тот подтачивал общественную мораль, изображал женщин, предававшихся «страстям нечестивым», «изменявших мужьям». Эсхил, относивший себя к наследникам «Гомера богоравного», прославлял возвышенные идеалы: «Воинский подвиг; оружье, мужей». «О прекрасном должны мы всегда говорить», - утверждает Эсхил. Конечно, изображение Еврипидом негативных явлений в быту, - отнюдь не свидетельство безнравственности драматурга.

В финале Дионис предлагает обоим спорящим читать свои стихи, а потом бросить их па весы. Стихи автора «Орестеи» - весомей, Дионис забирает Эсхила на землю, а тот на драматургическом троне оставляет своим заместителем Софокла.

Таким образом, в комедии Аристофан утверждает высокую воспитательную роль, которую играл в Афинах и во всей Элладе театр.

Поэтика Аристофана: палитра сатирических приемов. Автор «Лиси- страты» - классик, стоящий у истоков как античной, так и западноевропейской сатиры. Аристофан аккумулировал все богатство комических приемов и форм, заложенных в народной Смеховой культуре: гротеск, фантастику, шарж, карикатуру, гиперболу. Он с успехом использует сказочный сюжет, «перелицовывает» миф, из фольклора берет таких «массовидных» персонажей, как «хвастун», «глупец», «шарлатан».

Аристофан умел воплотить абстрактную идею в конкретном образе. Метафора туманной философии софистов - это бегущие к небу, меняющие форму облака, которые ассоциируются с белыми развевающимися одеждами хора. Выразительны и говорящие фамилии: в комедии «Осы» протагонист-сутяга носит фамилию Филоклеон (т.е. «любитель Клеона»); его сына, носителя здравого смысла, зовут Бдиклеон (т.е. «ненавидящий Клеона»); Филиппид означает «любитель коней». Комедии Аристофана имеют немалое познавательное значение. Когда знаменитый философ Платон находился у сицилийского правителя Дионисия, а тот попросил у него текст конституции Афин, Платон подарил ему том комедий Аристофана.

Язык Аристофана богат и колоритен. Он прибегает к «сплаву» литературного стиля с «низким» (вульгаризмами и просторечием). Важный элемент стиля - пародия, комическое обыгрывание языка высокой трагедии или ученой дискуссии.

В истории мировой литературы Аристофан - пример художника слова, открыто тенденциозного, «политизированного», отважно вторгающегося своими произведениями в обсуждение жгучих проблем, волнующих людей. Многие мастера сатиры, начиная с Рабле, Мольера, Свифта, вплоть до художников XX в., таких, как Брехт, Оруэлл, Воннегут и другие, обращались к художественному опыту Аристофана - «отца комедии» и «отца сатиры».

Живший в V - IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Аристофана очень силен политический обличительный момент. Наиболее известна его комедия "Облака", осмеивающая Сократа, в котором Аристофан видел только опасного и вредного софиста.

Аристофан (лат. Aristophanus, 445 – ок. 385 гг. до н. э.) - древнегреческий поэт, выдающийся представитель древнегреческой комедии - «отец комедии», которые, полные юмора и сатиры, поднимали политические, социальные, педагогические и литературные проблемы. Выступал поклонником государственного порядка времен афинской демократии. Сохранились 11 комедий: «Ахарняне» воспевают мирную жизнь деревни. Во «Всадниках» - разоблачается воинственная позиция и требуется восстановление мира. Творчество Аристофана отличало чувство личной ответственности за решения политических и воспитательно-нравственных проблем, яркий выразительный язык, юмор, богатая фантазия. Основные произведения: «Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Ахарняне», «Птицы». Творчество Аристофана с эпохи Возрождения оценивалось очень высоко. Обработкой его комедий занимались Ганс Сакс и Ронсар, мотивы пьес использовали Расин, Гете и др.

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Аристофан (Aristophanes) (ок. 457 - ок. 385 гг. до н.э.). Поэт-комедиограф, величайший представитель Древней аттической комедии. Единственный греческий комедиограф, чьи сочинения сохранились в средневековых рукописях. Происходил из Афин, но при этом, возможно, жил или владел собственностью на Эгине. Его отца звали Филипп, а сына - Арар. До нашего времени сохранилось одиннадцать его пьес, названия еще тридцати двух (некоторые, возможно, альтернативные), а также около тысячи фрагментов. В общем и целом написал около 40 пьес. Некоторые из них ставились на городские Дионисии, другие - на Ленее. К датированным пьесам Аристофана относятся:

427 г. до н.э. «Пирующие» (Daitaleis). Не сохранилась. Поставлена Каллистратом. Выиграла второй приз.

426 г. до н.э. «Вавилоняне». Не сохранилась. Поставлена Каллистратом на городские Дионисии. Аристофан за эту пьесу был обвинен (но, очевидно, оправдан) в нападках на магистратов. Возможно выиграла первый приз.

425 г. до н.э. «Ахарняне». Первый приз на Ленее. Поставлена Каллистратом.

424 г. до н.э. «Всадники». Первый приз на Ленее.

423 г. до н.э. «Облака». Третий приз (последнее место) на городских Дионисиях.

422 г. до н.э. «Осы». Второй приз на Ленее. 421 г. до н.э. «Мир». Второй приз на городских Дионисиях.

414 г. до н.э. «Амфиарай». Поставлена Филонидом на Ленее. Не сохранилась.

414 г. до н.э. «Птицы». Поставлена Каллистратом на городские Дионисии, второй приз.

411 г. до н.э. «Лисистрата». Поставлена Каллистратом, вероятно на Ленее.

411 г. до н.э. «Женщины на празднике Фесмофорий». Вероятно, поставлена на городские Дионисии.

408 г. до н.э.: «Плутос» (богатство). Первая пьеса с таким названием. Не сохранилась.

405 г. до н.э. «Лягушки». Первый приз на Ленее.

ок. 392 г. до н.э. «Женщины в народном собрании».

388 г. до н.э. «Плутос» (богатство). Вторая пьеса с таким названием.

Возможно, посмертно: «Эолосикон» и «Кокал». Поставлены сыном Аристофана Араром. Не сохранились.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 302.

Афинская комедия V в. до н. э. по сравнению с трагедией и сатировской драмой носила гораздо более острый политический характер, живо откликаясь на текущие политические события. Истоки этого жанра связаны с сельскими праздничными шествиями в честь Диониса, распространёнными во всех частях Греции, особенно в Аттике. Шествия эти сопровождались шутками, остротами, взаимными передразниваниями, шуточными перебранками. Другим источником комедии явились популярные в Сицилии мимы - жанровые сценки, получившие литературную обработку во второй половине V в. Первоначально комедия сводилась к чередованию выступлений запевалы и хора. Первым, кто ввёл в начале V в. в комедию фабулу и завязку, придав ей целостность и законченность действия, был сицилийский поэт Эпихарм. В том же столетии комедия достигла высокого развития в Аттике.

В отличие от трагедии, черпавшей, как правило, свои сюжеты из традиционных мифологических сказаний, сюжет комедии являлся плодом фантазии, художественного вымысла. Один из авторов комедий иронически замечал по этому поводу, что трагедия - «настоящая счастливица». «Всё, о чём она повествует, известно зрителям задолго до того, как она надумает сказать своё первое слово... У нас же, комиков, ничего подобного нет. Мы должны сами всё придумывать; мы должны изобретать имена, должны создавать для своих героев и минувшее и настоящее, должны снабжать пьесу и заключением и началом». Для комедии не являлось обязательным единство места, соблюдавшееся в античной трагедии: действие быстро переносится из города в деревню или даже с земли на небо.

Из политических комедий V в. дошли до нас полностью, а не в отрывках только комедии Аристофана (около 446-385), крупнейшего представителя комедийного жанра. Повидимому, Аристофаном было написано 44 комедии, но из них сохранилось только 11. В этих комедиях ярко запечатлелись политические воззрения автора, который держал сторону аттического крестьянства, разоряемого междоусобицами, и был недоволен авантюристической политикой современных ему вождей «радикальной демократии». Остриё сатиры Аристофана направлено поэтому прежде всего против Клеона, выведенного в комедии «Всадники» и в неполностью дошедших до нас «Вавилонянках».

«Радикальная демократия» высмеивается также в «Осах». В комедиях «Ахарняне», «Мир» и «Лисистрата» Аристофан с большой силой выступает против нескончаемой войны, которая принесла народу огромные бедствия.

Как художник Аристофан является великим реалистом. Но искусство его очень своеобразно; в нём много фантастики, живой и яркой. Острую политическую тенденциозность и беспощадную наблюдательность сатирика Аристофан сочетает с условными приёмами народного театра. Так, в комедии «Птицы» фигурирует государство, построенное птицами в воздухе. В «Лисистрате» женщины всей Эллады объявляют бунт против своих мужей и уходят на афинский Акрополь, требуя прекращения войны. В другой комедии они захватывают всю государственную власть в свои руки. Такие фантастические положения были одним из средств, которые позволяли в завуалированной и вместе с тем достаточно прозрачной форме говорить о злободневных вопросах политики, искусства, морали.

Аристофан откликался в своих произведениях не только на политические события: основное содержание его комедии «Лягушки» посвящено высмеиванию современных ему литературных течений, а в «Облаках» он высмеивает софистов, к числу которых относит и Сократа. В этой комедии Сократ, подвешенный в корзинке, размышляет о Солнце. Юноша, прошедший у Сократа курс философского обучения, начинает доказывать отцу своё право бить его, после чего отец, озлобившись, поджигает «мудрилище» его учителя.

Язык и литературные приёмы Аристофана замечательны своим разнообразием. Наряду с пародированием торжественного языка дифирамбов, эпической поэзии и ораторской речи, языка оракулов и драматических поэтов Аристофан пользуется простонародными словами, многосложными, производящими комическое впечатление словообразованиями, смешными звукоподражаниями, напоминающими щебетанье птиц или кваканье лягушек. Его стих отличается ритмическим разнообразием и свободой метрики. Диалог Аристофана поражает своей быстротой и стремительностью. Комизм усиливается приёмами неожиданного разрушения сценической иллюзии; например, актёр во время полёта обращается к служителю сцены, управляющему машиной, с просьбой не уронить его. Всему этому соответствуют одежды актёров и хора. Участники хора выводятся в виде птиц, ос, лягушек, облаков. Птицы в комедии Аристофана появляются с фантастическими клювами, осы тащат за собой свои жала, персидский посол-«Царское око»-Лжеартаб представлен с единственным громадным глазом, закрывающим всё лицо.

В IV в. до н. э. греческая комедия теряет свой прежний ярко выраженный политический характер и превращается в комедию бытовую.

Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 98-99.

Аристофан (ок. 450-385). Идея Гесиода о скоротечности героического века подтверждается всем ходом мировой истории (нам достаточно вспомнить героический период СССР и бесславное его завершение). Об этом в XIX веке хорошо сказал анархист и философ М.А. Бакунин: «Но героические времена скоро проходят, наступают за ними времена прозаического пользования и наслаждения, когда привилегия, являясь в своем настоящем виде, порождает эгоизм, трусость, подлость и глупость. Сословная сила обращается мало-помалу в дряхлость, в разврат и бессилие».

Вот и греческое общество, после славного века Перикла, Сократа и великих трагиков словно устало от трагического напряжения жизни. Все большей популярностью стали пользоваться комедии. К сожалению, трудно судить об их общем уровне: до нас дошли только произведения прославленного комедиографа Аристофана. Сведений о его жизни совсем немного: родился на о. Эгина в состоятельной семье, в молодости поставил свою комедию «Пирующие», получив признание. Из 40 его комедий сохранилось 11. Осмеивал моральное разложение рабовладельческой демократии, пустые умствования софистов, демагогию, жажду денег и богатства, страсть к сутяжничеству. Нередко прибегал к гиперболам, гротеску, парадоксам. Наиболее прославлены его комедии «Всадники», «Облака», «Осы», «Лягушки», «Лисистрата» (в последней, как в некоторых других, он выступает поборником мира, против Пелопонесской войны). Аристофан высмеивал утопические проекты переустройства общества, прибегая к гротеску. Один персонаж основывает птичье государство («Птицы»), другой устанавливает сепаратный мир со Спартой только для своей семьи («Ахарняне»).

В некоторых случаях его комедии затрагивали философские и религиозные проблемы. Особенно круто расправляется Аристофан с софистами, во главе которых он ставит Сократа («Облака»). Отец, впавший в отчаяние от долгов сына, советует ему поучиться в «мыс-лильне» у софистов, умеющих превращать грязную ложь в чистую правду:

Мыслильня эта для умов возвышенных. Здесь обитают мудрецы. Послушать их, Так небо - это просто печь железная, А люди в этой печке- словно уголья. Того, кто денег даст им, пред судом они Обучат кривду делать речью правою.

Но кто ж они?

Не знаю точно имени: Мудрило-заводилы благородные.

А, знаю, негодяи, бледнорожие, Бахвалы, плуты, люди босоногие, Дурак Сократ и Херефонт помешанный.

Потешаясь над Сократом, Аристофан пересказывает взгляды философов на природную, а не божественную, причину грома и молнии, дождя. Вместе с тем некоторые пассажи комедии совершенно определенно обвиняют Сократа в атеизме, отрицании богов и - что уже граничит с государственным преступлением - распространением подобных идей среди граждан. Сократ поучает

Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык - вот священная троица.

И словечка другим я теперь не скажу, не признаю, на улице встретив.

Им молиться не буду, вина не пролью, фимиама ни крошки не кину.

Признаться, все это похоже на политический донос со стороны великого комедиографа. Как знать, не сказалось ли такое обвинение с театральных подмостков на трагической судьбе Сократа, осужденного афинянами именно за отрицание богов, нежелание им поклоняться и пропаганду таких взглядов. Хотя в комедии поучения философа нужны Стрепсиаду вовсе не в общественно-политических целях. Когда к нему обращается Повелительница Облаков:

Мы исполнить согласны желанье твое. С этих пор ча собраньях народных

Чаще всех ты сумеешь решенья свои проводить, побеждая речами.

Я решений больших проводить не хочу, и совсем мне не этого надо:

Я закон обернуть вокруг пальца хочу, обмануть одолживших мне деньги.

На вопрос Сократа о силе его памяти Стрепсиад сообщает, что память у него не простая, а двойная: если кто-то ему должен, он это помнит прекрасно, а вот о своих долгах вмиг забывает. Впрочем, поучения философа не идут ему впрок, и в конце концов Стрепсиад, побитый своим собственным сыном, поджигает мыслильню Сократа.

Надо заметить, что Аристофан, обвиняя Сократа в безбожии, сам, позволял себе весьма смелые и недвусмысленные высказывания н§ этот счет. Вот остроумный диалог двух слуг:

А лучше бы всего нам в нашем деле Повергнуться пред алтарем богов.

Пред алтарем? В богов ты, братец, веришь?

Чем же их докажешь ты?

Мне бог враждебен, стало быть... он есть.

Ты убедил меня. А все ж искать Иное средство нужно...

Всего лишь через год после смерти Эсхила и Еврипида была поставлена на сцене комедия Аристофана «Лягушки» (она принесла автору первую награду), в которой эти два великих трагика спорят, кто из них более талантлив, находясь в подземном царстве Плутона. Сначала Плутон отдает первенство Эсхилу. Но Еврипид сгоняет его с почетного места, заручившись поддержкой «воров, отцеубийц, громил». В это время Дионис, покровитель театра, опечален тем, что под солнцем не осталось достойного трагического поэта. Он спускается в Аид, чтобы выбрать лучшего из лучших, вернув его к живым. Хор провозглашает:

Начинайте, мужи, состязанье.
Ведь ожесточен язык ваш страшно,
У обоих есть большая храбрость,
Да и ум ваш изощрен прекрасно.
Потому-то ожидать нам нужно,
Что один изящные словечки
Скажет, точно выточив их тонко,
А другой, слова с корнями вместе
Вырывая, бросит и сразу
Эту массу слов его рассеет

Здесь дана обобщенная характеристика стиля двух трагиков. В дальнейшем Аристофан анализирует не столько техническое мастерство поэтов, сколько их влияние на общественную жизнь. Еврипид утверждает, что выводил на сцену реалистичные персонажи, избегающие высокопарных речей, не обладающие сверхобычными качествами; обучал граждан искусству «размышленья и расчета». Эсхил вопрошает: «За что же должны уважать мы поэта?» Еврипид отвечает: «За искусство и их поученье, так как они в государствах тем самым улучшают народ». И тогда Эсхил утверждает, что в его трагедиях герои служат примером доблести, патриотизма. Они не избегают гражданского долга, не шуты или праздношатаи. Еврипид оправдывается тем, что его отрицательные герои взяты из мифов. Эсхил возражает: надо умалчивать о постыдном; если у детей есть учитель, то «для взрослых поэты - наставники». Они должны творить прекрасное.

Ответ Еврипида: разве может возвышенная речь научить прекрасному? Ведь надо говорить так, как принято в обыденной речи. Возражение Эсхила: для мыслей и чувств великих должна быть соответствующая речь!

Как видим, Аристофан одинаково толково говорит от имени как одного, так и другого поэта-трагика, не отказывая обоим в уме. Правда, в некоторых обвинениях преувеличена, пожалуй, роль театрального искусства в изменении нравов" вряд ли Еврипид, как утверждает Эсхил, повинен в том, что афиняне стали утрачивать благородство и героизм. Конечно, искусство и общественное сознание взаимосвязаны, но не столь однозначно

Итак, Дионису предстоит решить, кто же победил в соревновании поэтов. Он произносит:

Они мне милы, и судить я их не буду.
Один мне мудрым кажется, другой мне дорог.

Что же важнее в трагедии - воздействие на ум или на души людей? Дионис выбирает «того, кого душа желает». Он уходит с Эсхилом, который оставляет в Аиде на троне «короля поэтов» не Еврипида, а Софокла, которого считает вторым после себя.

Трудно определить, кто из трех величайших трагиков Эллады был наилучшим. Все они не остались в царстве теней и обрели бессмертие в своих произведениях, так же как Аристофан и многие другие гении прошлого. В заключение добавим, что не случайно здесь уделено сравнительно много места древним античным поэтам, драматургам. Последующая литература очень многим обязана им, ибо они были не только трагиками или комедиографами, но сочиняли стихи и песни, высказывали мудрые суждения, создавали образы самых разных людей, а также богов (тоже - «человеческое, слишком человеческое»). И не по личному произволу Аристофан определил важнейшим критерием значимости литературного произведения - силу воздействия на общественное сознание, влияние на быт и нравы. В те времена театральное действо было синтезом искусств (включая технические изобретения; «техносом» звали и ремесла, и искусство). Учтем, что греческие полисы-города были по нашим меркам очень небольшими, почти все активные граждане посещали театральные представления, переживая и продумывая увиденное и услышанное. Они прекрасно понимали намеки, аллегории, иносказания. Театр ¦отзывался на все важные события и конечно же влиял на принимаемые политические решения. Так что Аристофан вряд ли сильно грешил против истины, считая (устами своего героя) Еврипида повинным в падении нравов. Отчасти такая вина могла быть. Хотя Еврипид как тонкий художник и проницательный мыслитель не выдумал, а подметил и отразил в своих сочинениях определенные перемены у афинян.

После величайшего расцвета театра в Древней Греции - как синтеза искусств, проявления интеллекта и общественного явления, - ничего подобного в истории культуры уже не встречалось (театр в Китае и Индии тоже играл в обществе наибольшую роль только в далекой древности). Римляне тоже любили театр, но отдавали предпочтение кровавым зрелищам и политическим выступлениям и торжественным шествиям. Позже в разных странах было немало замечательных драматургов, некоторые их пьесы не сходят со сцены сотни лет, но того воздействия на культуру и общество, как во времена Древней Эллады, уже не могло быть по объективным условиям: изменились и люди, и общественная жизнь, и театр.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Аристофан - величайший драматический писатель Греции и древнего Мира, сын Филиппа; род. около 444 до Р. Х. и умер между 387 - 380 гг. в Афинах. Первую свою комедию он поставил в 427, но еще под чужим именем. Когда, год спустя (426), он осмеял в своих "Вавилонянах" могущественного демагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том, будто он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. А., как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Моя мать, та говорит: он мой отец;
сам же я
Этого не знаю, ибо кто же может сам
знать кто его произвел?

А. отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии "Всадники". Страх перед сильным демагогом будто был так велик, что актеры отказались от этой роли, никто не соглашался даже сделать маску, походящую на Клеона и А. сам играл эту роль, раскрасив себе лицо. Но этот рассказ, вероятно, выдуман на основании некоторых непонятых стихов комедии. Вот почти все, что известно о жизни А.; древние называли его попросту комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем поэта. Из 44 комедий, написанных А., до нас дошли только 11: "Ахарнейцы", "Всадники", "Облака" (в позднейшей неоконченной поэтом переработке), "Осы", "Мир", "Птицы", "Лисистрата", "Женщины на празднике Тесмофорий", "Лягушки", "Женщины в народном собрании" и "Плутос" (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену). Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени. Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумные намеки, тонкий сарказм, "аттическую соль", мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие А. великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит, что "музы устроили себе в нем приют". Гёте отзывается о нем несколько иначе, он называет его "неблаговоспитанным любимцем муз", и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты А. слишком часто кажутся нам грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы современный человек, с его тонко развитым чувством изящного и не подкупленный красотою языка, мог находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично А., а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии А. дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни. По своим политическим и нравственным убеждениям А. был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в "Облаках", его беспощадные нападки на Еврипида в "Лягушках" и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия А. сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время пелопонесских войн на нее были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. проведен был закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения А. служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращенном, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и ее представителей, тогда как в позднейших его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил на сцену, под именем своего сына, пьесу "Какалос", в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние А. положил начало новой комедии. Как во всем, что касалось формы, А. был мастером также в стихосложении; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium).

См. Рочер, "A. und sein Zeitalter" (Берл., 1827); Ф. Ранке, "De Aristophanis vita" (Лейпц., 1845); Мюллер Штрюбинг, "A. und die histor. Kritik" (Лейпц., 1873). Кроме старых изданий А. Мануция (Венец., 1498), Кюстера и Берглера (Лейд., 1769), особенного внимания заслуживают следующие: Брунка (3 т., Страсб., 1781 - 83); Инверницци, начатое с превосходной равеннской рукописи, под редакцией Бекка (Лейпц., 1794), продолженное с 7-го тома В. Диндорфом и законченное на 13 томе (1826); Беккера (5 т., Лонд., 1829), повторенное Диндорфом (Лейпц., 1869), Блейдеса (Галле, 1880, не оконч.); карманные издания Бергка (2 изд., 2 т., Лейпц., 1866) и Мейнеке (2 т., Лейпц., 1860); наконец "Выборки" с немецкими примечаниями Кокка (Лейпц., с 1852 во многих изданиях). Между отдельно изданными пьесами надо указать: "Плутос" Гемстергуиса (Гарлинген, 1744 и Лейпц., 1811); "Облака" Германа (Лейпц., 1799 и 1830), Рейзига (Лейпц., 1820) и Тейфеля (Лейпц., 1863 и 1868); "Осы" Гиршига (Лейд.. 1847) и Рихтера (Берл., 1858); "Женщины на празднике Тесмофорий" Фрицше (Лейпциг, 1838); Тирша (Гальбершт., 1832) и Фельзена (1878); "Ахарнейцы" Мюллера (Ганнов., 1863) и В. Риббека (Лейпц., 1864); "Мир" Рихтера (Берл., 1860); "Лягушки" Фрицше (Цюр., 1845) Фельзена (Лейпц.; 1881); "Всадники" В. Риббека (Берл., 1867) и Фельзена (Лейпц., 1869). Отдельные пьесы переведены Виландом в "Attischer Museum", Велькером (2 т. Гиссен, 1810); "Облака" Вольфом (Берл., 1812); "Птицы" Рюккертом в его посмертных сочинениях (Лейпц., 1867); "Общее собрание" И.Г. Фоссом (3 т., Брауншв., 1821), Дройзеном (3 т., Берл., 1835 - 38; 2 т., Лейпц., 1871), Иер. Мюллером (3 т., Лейпц., 1843 - 46), Зегером (3 т., Франкф., 1842 - 48), Шнитцером (Штутгарт, 1842 - 54), Минквицем (Штутг., 1854, неоконч.) и Деннером (3 т., Франкф., 1861 - 62). Собрание важнейших древних схолий выпустил Дюбнер (Пар., 1842).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта