Главная » Условно-съедобные грибы » Теория социального обмена занимается. Теория социального обмена: сущность и основные положения

Теория социального обмена занимается. Теория социального обмена: сущность и основные положения

Введение

Хоманс Джордж Каспар (1910-1989), американский социолог и социальный психолог-необихевиорист. Профессор Гарвардского (с 1953) и Кембриджского (1955-56) университетов, президент Американской социологической ассоциации (1963-64), член Национальной АН США (1972). Хоманс- один из создателей теории малой группы, опирающейся на идеи структурно-функционального анализа («Человеческая группа», 1950). Возникновение социологии, согласно Хомансу, «было естественным следствием психологии», а поэтому «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории...- психологические». Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное поведение», т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование социальных систем различного уровня.

Теорию социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи Джордж Хоманс и Питер Блау. Корни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называется бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение). Это направление, возникшее в американской социологии и психологии, явилось одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии. В основе бихевиористких теорий лежит понимание поведения как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). Поэтому схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул -- реакция. Человек стремится к максимальным наградам при минимальных затратах. Подобный подход приводит к возможности трактовать поведение человека как определенную реакцию на действие того или иного стимулирующего фактора.

Взаимодействие между людьми рассматривается социологами как обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли как именно его поступки в прошлом.

Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена:

  • 1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. Пример. Девушка имела успех на танцах. Конечно, есть и впредь захочется посещать танцевальные вечера.
  • 2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше - на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах.
  • 3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем. Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.)
  • 4. Аксиома депривации--пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч.
  • 5. Аксиома агрессии -- одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает 3 состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.
  • 6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

Теория социального обмена - направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Ее яркими представителями являются Джордж Хоманс и Питер Блау. Дж. Хоманс провозгласил лозунг: “Вернуть человека в социологию”. Согласно его взглядам, социология явилась результатом естественного развития психологии. Существенным элементом этого направления стала теория социального поведения, которое интерпретировалось как обмен. Сущность данной теории состоит в том, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Поведение человека обусловлено тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Такой подход к объяснению социального взаимодействия еще называют бихевиористским.

Образцом для исследователей, использующих концепцию социального обмена, являются работы основателей этого направления - выдающихся американских социологов Джорджа Хоманса (1910-1989) и Питера Блау (1918-2002). В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961) Хоманс сформулировал пять положений, объясняющих индивидуальное поведение стремлением к поддержанию социального обмена:

  • 1) чем чаще отдельное действие индивида вознаграждается, тем чаще он (она) стремится совершать это действие;
  • 2) если какой-либо стимул привел к действию, которое было вознаграждено, то при повторении такого стимула индивид будет стремиться повторить соответствующее действие;
  • 3) чем более ценным является для индивида определенный результат действия, тем сильнее он (она) будет стремиться совершить действие, направленное на достижение этого результата;
  • 4) чем чаще в прошлом индивид получал определенное вознаграждение, тем менее ценным будет для него (нее) повторение такого вознаграждения; социальный обмен хоманс поведение
  • 5) если индивид не получает ожидаемого вознаграждения, то он (она) стремится совершить демонстративно агрессивное действие, и результат такого действия становится для него (нее) более ценным, чем неполученное вознаграждение; если индивид получает вознаграждение сверх ожидаемого, то он (она) стремится совершить демонстративно лояльное действие, и результат такого действия становится для него (нее) более ценным.

Концепция социального обмена Хоманса хорошо описывает и объясняет взаимовыгодные, симметричные обмены, но Блау в своей работе «Обмен и власть в общественной жизни» (1964) показывает, что неравенство и отношения власти / подчинения, рассматриваемые Хомансом как следствия несимметричных обменов, невозможно объяснить только стремлением участников взаимодействий к получению выгод в результате своих действий. Согласно Блау, отношения власти подчинения появляются, когда один из участников обмена обладает монопольной возможностью совершать те действия, которые полезны и ценны для других участников обмена. Используя их стремление к обмену, «монополист» устанавливает максимально выгодные для себя условия обмена и способен навязывать свою волю тем участникам, которые готовы на дополнительные затраты усилий, поскольку находятся в зависимости от желания «монополиста» 5 поддерживать своими действиями социальный обмен. Со временем такой несимметричный обмен приводит к развитию и закреплению неравенства. Но изначально данное, предшествующее процессу обмена неодинаковое распределение социально значимых ресурсов, создающее «монополию», и признание взаимодействующими индивидами этой ситуации как нормальной означает, что реальное взаимодействие не всегда соответствует идеальной модели социального обмена. Отклонение можно объяснить одной из двух причин. Во-первых, ожидания взаимовыгодности могут нарушаться без того, чтобы социальный обмен прекратился, а это противоречит исходным постулатам теории Хоманса. Во-вторых, кроме расчета персональных выгод издержек действия индивидов мотивируются еще и социальными нормами, то есть верой в разумность совершения даже заведомо индивидуально невыгодных действий, если эти действия способствуют сохранению.

Хоманс пытался реабилитировать модель экономического человека, утилитарного действия, но осознавал, что у этой модели есть ограничения. Действительно, люди наказывают и вознаграждают друг друга в процессе обмена, но они не всегда стремятся к максимальной прибыли. Люди не обязательно полностью просчитывают свои действия и заглядывают далеко в будущее. При этом обмениваются не только деньги и материальные предметы, но и другие ценности, например, одобрение, любовь и привязанность.

Основная гипотеза Хоманса: «на уровне элементарного социального поведения нет евреев и цыган, греков и варваров, а есть только человек. Поэтому малые группы - «площадка» для наблюдения поведения в сетях межличностных отношений.

Теория поведения - объяснение этого поведения:

  • *первый шаг в построении теории, объясняющей элементарное поведение - применение индуктивной стратегии
  • *нужно сформулировать абстракции первого порядка, которые есть результат непосредственного наблюдения в данной ситуации и тесно связаны между собой;
  • *индуктивная стратегия предполагает, что обобщения должны проверяться на других массивах данных и совершенствоваться с целью подведения абстракций первого порядка под более абстрактные понятия. Индуктивную стратегию Хоманс попытался построить в работе «Человеческая группа» (1950), где проанализировал и вывел общие положения о поведении в разных человеческих группах или сообществах (примитивных и современных). Эти положения, имеющие под собой прочный эмпирический фундамент, Хоманс считал приемлемыми для выведения и проверки более абстрактных принципов, касающихся человеческого поведения вообще;
  • *далее необходимо построение дедуктивной объяснительной схемы. Дедуктивная стратегия предполагает построение дедуктивной системы, на верхнем уровне которой - общие аксиомы. Из них логически выводятся положения низших порядков. Самые низшие положения складываются из абстракций первого порядка, которые описывают реальные события в эмпирической действительности.

Основные понятия Дж. Хоманса

Деятельность - факты поведения, имеющие целью вознаграждение. Обычно Хоманс определяет деятельность как единицу явного поведения. Это самое важное понятие в теории Хоманса, поскольку практически все другие понятия определяются им через деятельность.

  • *само вознаграждение;
  • *продукт прошлых историй людей, в котором отражается регулярность или нерегулярность вознаграждения.

Чувство - сумма деятельностей, в которых индивиды сообщают друг другу «внутреннее расположение».

Взаимодействие - факты обращения деятельности друг на друга с целью извлечь вознаграждение и избежать наказания.

Нормы - утверждения, посредством которых люди устанавливают, какой тип деятельности выбрать в данной ситуации.

Количество- число единиц деятельности, производимой или/и получаемой в определенный отрезок времени.

Издержки - деятельность, приносящая наказание или альтернативное вознаграждение, от которого отказываются, чтобы получить другое вознаграждение.

Дж. Хоманс сформулировал пять базисных принципов или аксиом, призванных объяснить социальное поведение. По своей природе они психологические.

  • 1. Если в прошлом та или иная ситуация-стимул оказывалась случаем, в котором деятельность индивида вознаграждалась, то чем в большей степени текущая ситуация похожа на прошедшую, тем с большей вероятностью индивид выполнит соответствующую или похожую деятельность.
  • 2. Чем чаще в пределах данного отрезка времени деятельность одного индивида вознаграждает деятельность другого индивида, тем чаще второй индивид будет выполнять соответствующую деятельность.
  • 3. Чем более ценна для некоторого индивида единица определенной деятельности, которую представляет ему другой индивид, тем чаще он выполнит деятельность, вознаграждаемую соответствующей деятельностью другого.
  • 4. Чем чаще индивид в недавнем прошлом получал некоторую вознаграждающую деятельность от другого, тем менее ценной оказывается для него любая последующая единица соответствующей деятельности другого.
  • 5. Чем чаще в ущерб некоторому индивиду правило справедливости распределения оказывается нереализованным, тем с большей вероятностью он обнаружит эмоциональное поведение, которые мы называем раздражением.

Именно на основе вышеперечисленных психологических аксиом должна строиться социологическая теория. Не может существовать более абстрактных, обобщающих социологических законов, чем приведенные психологические принципы. Социологические законы в конечном итоге должны восходить к данным психологическим законам.

Теория социального обмена представляет собой научный, особый подход, опирающийся на концепцию соцвзаимодействия, под которым понимается следующий процесс: любой участник сможет получить выгоду из результатов действий всех участников этого общения.

Упор будет делаться на совершение тех действий, которые приносят значительную выгоду. В ее качестве могут выступать как материальное вознаграждение, так и нематериальное. Помимо этого, часто участники данного процесса выбирают символическое благо - знак уважения и престижа, и прочее.

Теория социального обмена выделяет особенности мотивации тех людей, которые совершают поступки, полезные для других. Дело в том, что объяснение кроется в наличии ожидания, устойчивого представления о том, что на свои действия они в ответ получат значительную пользу от поступков другого человека.

Поэтому концепция социального обмена утверждает, что в основе процесса межиндивидуального взаимодействия положено то, что его участники ожидают подтверждения ожиданий. В результате закрепляется поведенческий образец, социальный рефлекс, который связывает в сознании каждого индивида систему определенных действий как соотношение "стимул - реакция".

Образцом для исследователей, которые придерживаются этой концепции, стала теория социального обмена Хоманса, ее основателя, выдающегося американского социолога.

В своей основной работе он смог выделить следующие положения и закономерности, которые объясняют персональное поведение тем, что каждый хочет поддержать свой социальный обмен.

Во-первых, чем чаще конкретное действие человека вознаграждается, тем больше он или она стремится это действие совершать.

Во-вторых, если какой-то стимул привел к конкретному действию, которое вознаградили, то при его повторении индивид постарается повторять эту цепочку действий.

В-третьих, наиболее ценный для человека результат действий будет способствовать тому, что он постарается совершать действия, направленные на достижение подобного результата.

В-четвертых, чем чаще в прошлом индивид получал какое-либо вознаграждение, тем менее важным будет повторение его.

В-пятых, если индивид не получил ожидаемого для себя вознаграждения, то тогда он будет стремиться показать демонстративно а результат его станет наиболее ценным, чем то вознаграждение, которое не получено. Но при получении вознаграждения сверхожидаемого, человек будет стремиться совершать демонстративно лояльное поведение, результат которого станет очень привлекательным.

Теория социального обмена утверждает, что поскольку все индивиды будут стремиться поддержать и возобновлять взаимодействия, приносящие им выгоду, а избегать негативных взаимодействий, то будут формироваться устойчивые межчеловеческие связи, которые представляют собой структуру обмена.

Они складываются на базе непосредственного (двустороннего), либо же прямого обмена. Помимо этого, возможны варианты наличия опосредованного, либо генерализованного обмена.

Более подробно это можно рассмотреть на примере процесса обучения. Так, выгодно для обучающихся получать знания, умения и навыки в аудитории, а преподаватель приобретает выгоду в признании его статуса и самоутверждении. Это - прямой социальный обмен.

Если же говорить об опосредованном обмене, то нужно отметить, что труд, за который учитель получает зарплату, оплачивается учениками. Не важно, речь идет о либо об обучении на договорной основе.

В целом, теория социального обмена охватывает все без исключения сферы человеческого взаимодействия.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальная система поддерживается и реализуется за счет социального обмена, т.е. обмена социально-психологическими отношениями между элементами. В отличие от товарно-денежного и операционного обмена он происходит в идеальной форме. (За счет выоплощенных в материальных объектах и действиях социально-психологических отношений). Одинм из законом социального обмена является то, что взаимосвязи людей и существование между ними объективно заданных пространственно-временных отношений достаточно, чтобы между ними начался социальный обмен.

Социальный обмен в конечном итоге становится необходимым условием существования личности и группы. В итоге обмена отношениями межиндивидуальная связь порождает взаимоотношения, которые регулируют конкретные акты взаимодействия, эти акты объективируют те социально-психологические свойства, которые превращают совокупность индивидов в социальные группы, т.е. соц связь делает возможным факт социального обмена, свойство определения содержания обмена, а взаимоотношения делают обмен реальным, придавая ему мотивирующую силу.

Теория соц обмена принадлежит Джорджу Хомансу.

В основе его исследований – контакт людей лицом к лицу, когда поощрение ии наказание, полученное от поведения другого является прямым и непосредственным.

Выделил 4 базисных компонента:

1) активность

2) настроение, чувства

3) норма, правила поведения членов группы в той или иной ситуации

4) взаимодействие, ситуация, когда активность одного человека награждает/наказывает активность другого

В своем труде «Человеческие группы» отмечает:

Чем чаще люди взаимодействуют друг с другом, тем сильнее их склонность к дружбе

Люди, которые часто взаимодействуют становятся похожими друг на друга

Человек более высокого положения в группе более подвержен влиянию групповых норм

Человек взаимодействующий с лицом более высокого статуса будет распространять характер своего взаимодействия и на лица равного с ним статуса

Анализ соц поведения строится на вознаграждении и стоимости, сопровождающих взаимодействия. Если 1 человек просит второго помочь ему, то это обходиться ему в некоторую сумму, т.е. в признании своей неадекватности, беспомощности. Второй вознаграждается чувством своего превосходства. Если он помогает это стоит ему активности. И он возвращает первому некоторую сумму в виде помощи. Т.е. поведение человека имеет соц стоимость.

Если полномочия и статусы взаимодействующих людей равны, то и выгода д.б равной. Неравенство часто приводит к конфликтам. Люди различаются способностью вознаграждать других, тот, кто умеет контролировать свои ресурсы обеспечивает себе более ценное вознаграждение и получает большее уважение со стороны других.

Теории социального обмена.

Основные теоретики: Дж. К. Хоманс (1910-1989) и П.Блау (1918 - ?)

В 50е-60е годы теории получили мощное развитие. Разрабатывались как еще одна альтернатива Парсонсу.

Социальный обмен – настолько фундаментальный процесс, что через него модно объяснить если не все, то очень многое в социальной жизни.

Речь идет не только об экономическом обмене – это обмен чего угодно на что угодно (фактически любое взаимодействие уже обмен).

Хоманс. Первым попытался разработать свой вариант теории обмена.

Краткая характеристика его теории:

Эта теория обмена опирается на бихевиористскую психологию (в том варианте как ее разработал Б.Скиннер).

Человек – автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными.

Относительно парсоновской теории происходит некий откат назад – рамки сужаются до утилитаризма.

Теория очень академична (предельно точная определения, формулировки, логические переходы, доказательства).

Микросоциологическая теория (в противовес парсоновской макро-)

Теория позитивистская и объективистская. Хоманса не интересует, что люди думают по поводу их поведения.

Теория ищет такие вещ, которые не зависят от понимания и сознания.

1 этап связан с работой «Человеческая группа» (1950)

2 этап – «Социальное поведение и его элементарные формы» (1961)

Хоманс использует индуктивную стратегию. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неправильно – не соответствовала критериям научности – строилась на понятиях, которые он называет абстракциями второго порядка.

Абстракции 1 порядка – соотносятся с эмпирической реальностью.

Абстракции 2 порядка – не соотносятся с эмпирической реальностью. Следовательно, утверждения где есть эти понятия нельзя проверить, доказать или опровергнуть.

Примеры понятий: статус, роль, структура, среда, функции.

Для науки нужно более прочное основание. Нужно исходить из действительно наблюдаемой социальной жизни.

Реальная социальная жизнь – поведение людей.

Реальное поведение людей всегда протекает в малых группах. В малых группах развертывается реальный социальный процесс.

Предмет изучения – не малые группы, а в поведение в них.

Три исходные абстракции первого порядка – взаимодействие, деятельность, чувства.

Все они количественно измеримы!

Чувства – вид деятельность, имеющий внешнее проявление.

Утверждения, - говорит Хоманс, - должны строится так: Х меняется только вместе с Y.

Однако это только начальные формы утверждений, из которых должна состоять социологическая теория. Более точна формулировка: Х меняется вместе с Y при условиях С1, С2, С3…

Хоманс в своей книге берет 5 разных исследований малых групп, от рабочего коллектива до уличной шайки. Анализируя материалы этих исследований Хоманс формулирует эмпирические закономерности.

Хоманс использует дедуктивную стратегию.

Эмпирические закономерности, - пишет Хоманс, - ничего не объясняют, а наука должна объяснять.

Объяснение – подведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести.

С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений (через пропозиции). С другой – они могут быть выведены из неких постулатов. (собственно, это и есть индукция и дедукция).

Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не получают подтверждения, значит корректировки требуют постулаты.

Постулаты тоже должны строиться на абстракциях первого порядка.

Где их взять? Хоманс говорит, что их можно и позаимствовать. И заимствует – из элементарной экономики и бихевиоризма.

Понятия. Дискпритивные термины – основные наблюдаемые единицы – деятельность, взаимодействия, чувства. Остальные термины – переменные – количество, ценности, вознаграждение, нормы, издержки, вложения, выгоды, распределительная справедливость.

Объяснительные постулаты: постулат стимула, постулат успеха, постулат ценности, постулат депривации пресыщения, постулат распределительной справедливости.

Интегративная теория обмена. Блао.

Обмен и власть в социальной жизни.

2 главные задачи, которые попытался решить Блао:

  • Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.
  • Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

7 принципов: появляются новые, концептуализируются старые.

Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры:

  • Межличностный обмен
  • Дифференциация статуса и власти
  • Легитимация и организация
  • Организация и изменение

Люди, которые на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации.

Чем больше услуг люди предоставляют в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги.

Нормы регулируют обмен между индивидом и коллективом, ценности регулируют обмен между коллективами.

Блао выделяет 4 типа ценностей:

  • Партикуляристские. Солидарность и интеграции, регулирует обмен внутри системы.
  • Универсалистские. Расширение сферы обменов.
  • Легитимирущие господство.
  • Оппозиционные или революционные. Позволяют по-новому организовать действия системы.

Символический интеракционизм Блумера.

Блумер был учеником Мида, популяризовал его и придумал термин «символический интеракционизм».

1900-1987, работал в Чикагском университете, но не на Социологическом факультете (1925-1952). С 1952 – в Калифорнийском университете.

Использование качественных методов анализа: «включенное наблюдение», «свободное интервью», «анализ документов».

Сборник статей «Символический интеракционизм: перспектива и метод», 1969.

Пик влияния символического интеракционизма – 60-нач 70-х годов. Позиционировался как альтернатива структурному функционализму.

Важнейшие понятия:

  • Интеракция (взаимодействие)
  • Символический и несимволический уровни
  • Деятельность
  • Интерпретация
  • Определение ситуации
  • Объекты
  • Значения
  • Я «self»
  • Линии поведения
  • Переплетение линий поведения
  • Сети действия «социальные институты»
  • Совместное действие
  • Коллективное поведение

«Все ранее понимали общество неправильно». Общество – это деятельность. Общество существует только в деятельности людей.

  • Абстрактные объекты (идеи, мысли, нравственные принципы).
  1. Люди действуют в отношении объектов на основе значений, которыми те для них обладают.
  2. Значения вещей создаются во взаимодействии с социальным окружением.
  3. Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих оъектов.

Еще одна парадигма современной западной социологии - теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Джорджем Хомансом (род. в 1910 г.) и Питером Блау (род. в 1918 г.). Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене широко понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др.

Стремление (на психологическом уровне) человека к обмену рассматривается как фундаментальное начало его деятельности и поведения. Благодаря обмену в обществе имеют место не только различные структурные образования (в том числе такие сложные, как социальные институты и организации), но и действуют многие механизмы отношений, в частности, признание, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и т.д. Таким образом, на основе обмена можно интерпретировать и объяснять любые проявления социальной жизни.

Но при этом необходимо соблюдать одно важное условие: они должны рассматриваться в тесной связи с социальным взаимодействием и поведением индивидов. Абстрактные процессы и отношения не рассматриваются сторонниками теории обмена под углом зрения социологического (а отчасти и психологического) подхода на том основании, что они (процессы и отношения) "лишены" конкретного человека.

Собственно говоря, именно здесь, в вопросе об исследовании элементарного человеческого поведения и его субъекта - индивида - в качестве предмета социологии, и проходит водораздел между парадигмами обмена и структурного функционализма, о чем постоянно пишут их исследователи. Если в последнем подчеркивается необходимость изучения социальных систем и социальных структур, а человек предполагается и мыслится лишь как абстрактная "начинка" и той и другой, то сторонники теории обмена ставят перед собой цель "вернуть" человека в социологию, "забрав" его предварительно из психологии.

Поэтому не случайно эту теорию, и в первую очередь взгляды Хоманса как наиболее яркого ее представителя и, по существу, основателя, рассматривают как направление социальной мысли, соединяющее социологию и психологию. Об этом свидетельствует и бихевиористское происхождение теории обмена, что также всегда подчеркивается исследователями.

Напомним, что бихевиоризм - это направление, возникшее в американской социологии и психологии, в основе которого лежит понимание поведения (behavior) как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). Поэтому схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул - реакция. Подобный подход приводит к возможности трактовать поведение человека как определенную реакцию на действие того или иного стимулирующего фактора в качестве формы обмена.

Взаимодействие между людьми на такой основе рассматривается социологами как обмен "выгодами", приносящий пользу обеим сторонам. Обменные акты понимаются как элементарные социальные действия, на которых покоятся все уровни общественной и индивидуальной жизни. Отметим при этом, что речь идет не о сделках, связанных с куплей-продажей, что было бы крайне примитивным теоретическим толкованием социального обмена. Имеются в виду отношения и взаимодействия между людьми, связанные с социальным "присвоением" качеств, характеристик, свойств личности другими.

Теория обмена Дж. Хоманса

Рассмотрим подробнее некоторые положения теории обмена на примере книги Джорджа Хоманса "Социальное поведение: его элементарные нормы" *72 , одна из глав которой называется "Общие положения теории обмена" *73 . Ключевыми понятиями теории обмена являются: действие, поведение, вознаграждение (награда), успех, наказание, ценность, стимул, лишение, расходы, результат действия, доходы, одобрение, агрессия, рациональность.

*72: {Homans G.K. Social Behavior Its Elementary Forms. N.Y., 1961.}

*73: {См. перевод этой главы: Хрестоматия по современной западной социологии второй половины ХХ века / Под ред. Г.Е. Зборовского, Екатеринбург, 1996. С. 92-118. }

Хоманс говорит о шести аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.

  • 1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше.
  • 2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.
  • 3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.
  • 4. Аксиома депривации - пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды.
  • 5. Аксиома агрессии - одобрения: а) если действие индивида не вызо- вет ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида получит ожидаемое (либо даже большее) одобрение или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.
  • 6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

Все эти шесть аксиоматических положений призваны конкретизировать понятие обмена как основного способа поведения людей в ходе взаимодействия между ними. Хоманс открыто говорит о том, что его как социолога волнуют, прежде всего, действия людей, их поступки. Он пишет: "Нас будут гораздо больше интересовать поступки людей, чем их отношения, особенно если последние не ведут к действию. Нам приелась социальная наука, в которой люди всегда "ориентируют себя" или на самом деле лишь "ориентируются" на действие, но никогда не действуют" *74 . Названные выше положения теории обмена имеют существенное значение для оптимизации поведения людей и их взаимодействия в самых различных социальных структурах и сферах.

*74: {Хрестоматия по современной западной социологии второй половины ХХ века. С. 92. }

Таким образом, нельзя не признать полезности некоторых закономерностей поведения, открытых и описанных Хомансом. Однако нужно иметь в виду, что американский социолог недооценивает макроструктуры общества и его социальные институты, сводя все многообразие общественных отношений к обмену в рамках описанных им образцов на уровне межличностного взаимодействия.

Основным объектом внимания социолога становятся отдельные группы, исследуя которые можно показать зависимость между взаимодействием их членов и чувствами, испытываемыми этими людьми в процессе такого взаимодействия. Не случайно одна из основных работ американского социолога, написанная в 1950 г., называлась "Человеческая группа" *75 .

*75: {Homans G. Human Group. N.Y., 1950. }

При всей важности таких исследований, которые позволяют наблюдать и фиксировать поведение взаимодействующих людей и факторы, на него влияющие, они, так или иначе, вызывают у читателя вопросы. Например, можно ли объяснить поведение людей стремлением их к получению награды, достижению успеха, проявлению агрессивности и т.д.? При ответе на эти и другие вопросы мы должны всегда помнить, что обмен - это далеко не полная и не единственная модель взаимодействия людей. Тем более что при переходе от микротеоретического к макротеоретическому уровню анализа эта модель уже не работает, поскольку с ее помощью объяснить и интерпретировать многочисленные "крупные" явления и процессы социальной жизни становится невозможно.

Концепция Хоманса выступает как явно редукционистская по нескольким соображениям. Во-первых, это редукционизм бихевиористского образца. Оказавшись под заметным влиянием одного из крупнейших представителей социального бихевиоризма психолога Б. Скиннера, который руководствовался идеей "оперантного поведения" (это поведение, основанное на взаимовыгодном отношении индивидов друг к другу в процессе общения), Хоманс сводит анализ человеческого взаимодействия к обмену наградами, наказаниями и т.д.

Во-вторых, американский социолог рассматривает этот обмен, прежде всего на уровне сознания, тем самым редуцируя социальное (социологическое) к уровню психологического. Делает он это потому, что считает психологические принципы человеческого поведения универсальными, удачно объясняющими его механизмы.

Наконец, в-третьих (что вытекает из "во-первых" и "во-вторых"), Хоманс редуцирует макросоциологическое к микросоциологическому. Такая редукция ведет начало от его негативного отношения к структурному функционализму и критики им этого направления в связи с тем, что представители последнего игнорируют человека, его поведение и взаимодействие с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп.

Между тем, по мнению американского социолога, именно здесь, в области изучения межличностного взаимодействия, сосредоточены возможности социологии как науки. Она, считает Хоманс, должна рассматривать общество состоящим из взаимодействующих человеческих индивидов, что является задачей микросоциологии. Причем это взаимодействие, как уже отмечалось, характеризуется социологом в качестве поведения, базирующегося на обмене наградами, поощрениями, достижениями, успехом, ценностями, агрессией, пресыщением и т.д.

В рамках парадигмы обмена на первый план выходит ценностно-нормативный уровень взаимодействия. Но если у Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус) явно преобладает, то его последователи (П. Блау, Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счет перехода к более широким структурным связям на основе структурно-функционального анализа взаимодействия. Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность ее - в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общественной жизни, что позволило бы сочетать анализ человеческого повеления и деятельности социальных структур различной степени сложности.

Теория социального обмена (social exchange theory)

Т. с. о. опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, если они считают, что вознаграждения, к-рые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе к-рого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы. Хотя Хоманс опирался при формулировке своих положений совр. теории обмена на бихевиоральную психологию и микроэкономику, аналогичные теории можно также обнаружить в антропологии и политологии. Несмотря на то, что Т. с. о, лучше всего объясняет взаимодействия между двумя лицами, она также была распространена на межгрупповые процессы. Хоманс сформулировал пять основных положений совр. теории обмена. Он попытался дать объяснение соц. поведения с использованием фундаментальных представлений о поведении, разработанных бихевиоральными психологами и неоклассическими экономистами. Бихевиористская модель оперантного обусловливания основывается на утилитаристском принципе, согласно к-рому индивидуумы будут стремиться к максимизации получаемого удовольствия и избеганию или сведению к минимуму боли. Предполагается, что индивидуумы будут реагировать прогнозируемым образом на вознаграждения и наказания. Любое взаимодействие предоставляет возможность для обмена ресурсами, в ходе к-рого каждый участник старается получить ресурсы, обладающие более высокой ценностью в сравнении с теми, к-рые он или она отдает или от к-рых отказывается. В широком смысле, соц. психологи называют ресурсами любые вещи, к-рые могут обмениваться. Хотя ресурсы могут представлять собой материальные и нематериальные предметы, Фоу и Фоу выделяют шесть классов обменных ресурсов: любовь, статус, информ., деньги, товары и услуги. Далее они говорят о том, что любой ресурс, подпадающий под один из этих шести классов, может быть описан в отношении одного из двух измерений: специализированность (particularism) и конкретность (concreteness). Специализированность ресурсов - это степень, в которой их ценность зависит от конкретного чел., вовлеченного в процесс обмена. Напр., обмен любовью обладает большей ценностью в отношениях с любимым чел., нежели в отношениях с абсолютно незнакомым, в то время как обмен деньгами обладает более универсальной ценностью. Второе измерение, конкретность, связано со степенью материальной осязаемости того или иного ресурса, напр. увеличение оклада в сравнении с повышением своего профессионального статуса. В ходе дополнительных исслед., Фоу и Фоу обнаружили, что высокоспециализированные ресурсы имеют тенденцию обмениваться на ресурсы того же класса (напр., любовь на любовь, нежели деньги на любовь), но что менее специализированные ресурсы, как правило, обмениваются на ресурсы из других классов. Напр., деньги часто обмениваются на товары и услуги.

Хоманс развил пять общих положений, касающихся соц. поведения и обмена ресурсами. Три из них воспроизводят модель бихевиоральных психологов. Первое положение, непосредственно вытекающее из модели оперантного обусловливания, гласит: «В отношении любых действий, выполняемых людьми, чем чаще человек вознаграждается за конкретное действие, тем чаще этот человек будет выполнять такое действие». Второе положение связано с признанием роли прошлого опыта: «Если в прошлом появление конкретного стимула или набора стимулов создавало ситуацию, в которой действие человека вознаграждалось, то чем больше теперешние стимулы похожи на эти прошлые стимулы, тем чаще этот человек будет выполнять такое же или похожее на него действие в настоящем». Однако, третье положение гласит, что «когда за свои действия человек не получает ожидаемого вознаграждения или получает неожидаемое наказание, он приходит в ярость и может вести себя агрессивно».

Два последних положения более тесно связаны с экономической теорией. Микроэкономическая теория также уходит корнями в утилитаристские традиции. Одно из ее центральных допущений состоит в том, что в процессе максимизации удовольствия и избегания страдания, люди оказываются максимизаторами полезности (utility maximizers). Иначе говоря, «для каждого человека любое состояние мира (state of the world) характеризуется конкретным уровнем полезности, где под полезностью понимается то, что чел. стремится максимально увеличить при помощи своих действий». По существу, четвертое положение гласит, что «чем больше выгоды человек получает в результате своих действий, тем вероятнее, что он будет вести себя таким образом». В терминах Хоманса, выгода (profit) яв-ся суммарным результатом выигрышей или вознаграждений, получаемых в ходе взаимодействия, за вычетом связанных с ним затрат.

Последнее положение отражает экономическое понятие снижающейся предельной полезности. Хоманс утверждает, что «чем чаще в недавнем прошлом человек получал конкретное вознаграждение, тем менее ценной для него становится любая последующая единица этого вознаграждения». Идея заключается в том, что можно пресытиться любым определенным благом, так что дополнительные его единицы больше не вызывают желания или сохраняют ту же самую ценность, к-рой они обладали изначально.

Соц. обмен и экономический обмен далее дифференцируются на основе взаимодействия. Тогда как экономические обмены осуществляются при явно заданных условиях затрат и прибылей для каждой участвующей стороны, соц. обмены никогда не бывают явными. Вдобавок, условия самого договора при экономическом обмене подлежат изучению, могут быть сделаны предметом переговоров и обеспечиваются правовой санкцией. В отношении соц. обменов, однако, считалось бы дурным тоном пытаться выторговать себе условия более выгодного обмена, и эти условия обмена не утверждаются в виде обеспеченного правовой санкцией договора, а порождают чувство личного обязательства и имеют внутреннее значение для его участников. Говорят, что соц. обмены влекут за собой неуточненные обязательства. «Один человек оказывает другому услугу, и хотя существует общее ожидание ответной услуги в некотором будущем, ее конкретный характер заранее точно не оговаривается».

Хотя Хоманс приложил немало усилий, чтобы предоставить убедительные доводы в объяснение того, почему конкретный чел. выбирает один образ действий или сохраняет определенные отношения, разрывая при этом другие, он не дает объяснения тому, что составляет выгоду для одного человека и затрату для другого. Приобретаемые ресурсы могут и не обладать независимой абстрактной ценностью, но оказываться ценными в связи с ожиданиями, обусловленными прошлой ассоц., текущими ожиданиями и сравнениями с тем, что получают другие в аналогичных взаимодействиях. Тибо и Келли представляют описание иерархий предпочтений (preference hierarchies), в к-ром принимаются в расчет биографии людей и социальные сравнения.

Разработка иерархии предпочтений. Т. с. о. можно рассматривать как теорию выбора поведения. Выбирая из ряда альтернатив, люди нуждаются в определенном стандарте или базисе, исходя из к-рого они могли бы судить о сравнительной ценности этих альтернатив. Каждый чел. делает выбор между альтернативами, «оценивая имеющийся или ожидаемый опыт в отношении каждой из них на основе ранжирования предпочтений и последующего выбора наилучшей альтернативы». Тибо и Келли обратились к проблеме ранжирования предпочтений в своей теории взаимодействия в малых группах. Они высказали предположение, что каждый чел. вырабатывает шкалу предпочтений, на основе к-рой он сравнивает варианты выбора. Средняя точка этой шкалы называется базой сопоставления, или, сокращенно, БС (comparison level, CL). Тибо и Келли утверждают, что люди вырабатывают БС, представляющую собой норму, относительно к-рой чел. оценивает вознаграждения и затраты, связанные с включением в определенные отношения, с т. зр. восприятия их как «стоящих» (deserved) того. Отношения, исходы (последствия) к-рых превышают БС, будут представляться сравнительно «удовлетворяющими» и привлекательными для их участника; отношения, к-рые имеют исходы (последствия), оказывающиеся ниже БС, будут представляться сравнительно «неудовлетворяющими» и непривлекательными. На конкретное положение БС на индивидуальной шкале предпочтений будут влиять все те исходы (или последствия), к-рые знакомы данному участнику из непосредственного опыта или др. источников (напр., символической коммуникации). Актуальный уровень исходов (= доходов), к-рый дает эта средняя точка шкалы удовлетворенности-неудовлетворенности, будет зависеть от уровня недавно пережитых последствий или тех последствий, за к-рые индивидуум нес основную каузальную ответственность. Люди будут удовлетворены, если они получат больше того, на что рассчитывали, и не удовлетворены, если получат меньше.

Помимо того, что каждый индивидуум обладает набором БС в отношении конкретных ресурсов, он также имеет базу сопоставления альтернативных ресурсов или альтернативных партнеров (БСальт). Ценность конкретного ресурса, предлагаемого партнером в ходе обмена, зависит, в определенной степени, от наличия альтернативных партнеров пли ресурсов-заменителей. Напр., если чел. А предлагает человеку Б за работу $10, для предсказания его ответа нам необходимо знать, попадают ли эти $10 за подобную работу в интервал ниже или выше БС человека Б, и имеет ли чел. Б альтернативное предложение (БСальт).

Введение понятия БСальт приводит к дискуссии о власти в отношениях соц. обмена. В той степени, в к-рой одни из партнеров по обмену контролирует доступ к редким или желательным ресурсам, он обладает властью над др. партнером. В этой ситуации отсутствует альтернатива партнеру но обмену или же имеющиеся альтернативы обеспечивают менее желательные исходы. Любой чел., для к-рого последствия складывающихся отношений оказываются ближе к его БСальт, будет обладать большей властью над другим. Предполагается также, что чел., оказывающийся в силу к.-л. причины наименее заинтересованным в поддержании отношений, будет обладать властью, позволяющей ему доминировать в этих отношениях. Это получило название принципа наименьшего интереса (principle of least interest) и позволяет сделать вывод о том, что «власть кроется в зависимости другого» (power resides implicitly in other"s dependency). Эмерсон разработал теорию отношений власти-зависимости, основанную на простой идее: поскольку обмены предполагают наличие по меньшей мере двух сторон, то каждая из них, в некоторой степени, зависит от другой в осуществляемом взаимодействии. При односторонней монополии человек А может лишь получать ресурсы от чел. Б. В отношении этого ресурса, чел. Б имеет полную власть над А. Чем больше разнообразных видов ресурсов А получает от Б, тем в большей зависимости он оказывается от Б, и, следовательно, тем большей властью Б обладает над А. Эта теория была расширена с целью охватить вопросы образования коалиций, развития энергосистем и организационных связей.

Даже если испытуемые в исслед. с использованием платежных матриц полностью сознают преимущества взаимного сотрудничества, они склонны выбирать стратегию соперничества. Возникает впечатление, что испытуемые в этих экспериментах скорее заинтересованы в максимальном увеличении различий между собой и своими игровыми партнерами, нежели в максимальном увеличении своих собственных вознаграждений. Исключения из этого правила наблюдались в условиях, в к-рых существовала возможность коммуникации между игроками или когда два игрока оказывались в близких личных отношениях. В обоих случаях возникает основа для взаимного доверия, которая благоприятствует стратегиям сотрудничества.

Дополнительный источник власти в отношениях соц. обмена возникает в ситуации, в к-рой один из партнеров может оказывать влияние на исходы (последствия) для другого своими собственными действиями. Тибо и Келли утверждали, что человек может контролировать действия или поведение другого через свой собственный выбор двумя различными способами. Первый тип контроля через влияние, или власти, называется фатальным контролем (fatal control). «Если А посредством изменения своего поведения может воздействовать на последствия для Б независимо от того, что делает Б, то А обладает фатальным контролем над Б». Вводя этот тип контроля, чел. сужает реакции доступные другому; Б оказывается в фатальной зависимости от действий А.

Второй тип контроля через влияние называется поведенческим контролем (behavior control). «Если А посредством изменения своего поведения может сделать желательным для Б тоже изменить свое поведение, то А обладает поведенческим контролем над Б». Это происходит в ситуации, когда А может инициировать выбор поведения, к-рый увеличивает выигрыш Б за специфическую реакцию или требует от Б больших затрат на альтернативную реакцию. Несмотря на то, что у Б все же остается возможность выбора поведения, А обладает способностью оказывать значительное влияние на последствия выбора Б и, как следствие, существенное влияние на поведение Б.

Расширения теории обмена. Хотя обсуждение Т. с. о. в рамках диадических отношений выиграло от той простоты, к-рую они дают, по всеобщему мнению, она требует расширения в применении к более сложным типам соц. взаимодействий. Одним из таких расширений явилась разработка теории справедливости (equity theory), к-рая утверждает, что при оценке удовлетворенности своим собственным успехом будут приниматься в расчет успехи др. людей. Мы рассматриваем свои результаты в сравнении с тем, что сделано другими в дополнение к нашим собственным вкладам. Предположение о том, что распределение вознаграждений должно осуществляться на основе индивидуальных достижений и вкладов, повлекло за собой разработку теорий дистрибутивной (распределительной) справедливости (theories of distributive justice).

Сети обмена (exchange networks) и степень контроля ресурсов - еще одно направление расширения Т. с. о. Исходя из проведенного Тибо и Келли анализа фатального и поведенческого контроля, можно предположить, что чел., контролирующий в сети обмена дефицитный ресурс, сохраняет источник власти над другими.

    Теория социального обмена - (social exchange theory) – теория, согласно которой люди оценивают свои отношения с другим человеком в соответствии с: а) вознаграждениями и затратами на них, б) от того, каких взаимоотношений они, как им кажется, заслуживают, и в) от шансов… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Энциклопедия социологии

    ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ - англ. exchange, social, theory of; нем. Theorien vom sozialen Tausch. Теория (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон), согласно к рой обмен различными типами деятельности является основой всех соц. отношений и процессов, а в качестве движущего мотива… … Толковый словарь по социологии



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта