Главная » Заготовка и хранение » Белой ночью месяц красный выплывает. Анализ стихотворения Блока «Белой ночью месяц красный…

Белой ночью месяц красный выплывает. Анализ стихотворения Блока «Белой ночью месяц красный…

3 043 0

Не секрет, что начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно трактовать с позиции символов, которые они содержат. Это, в частности, относится и к , написанному в 1901 году. Если рассматривать его с поэтической точки зрения, то перед читателем предстает вполне умиротворенная картина ночного Петербурга, окутанного лунным светом. В такие ночи особенно хорошо мечтать и строить планы на будущее, а также пытаться предугадать, что же уготовано тебе судьбой.

Однако , обладающий удивительной интуицией, уже знает ответы на все вопросы, которые его интересуют. И ответы эти вселяют в него панику, смешанную с ужасом. Первая строчка стихотворения задает тон всему произведению. Белый цвет в понимании поэта символизирует смерть, а красный – кровь. Кроме этого, ее можно воспринять как предсказания надвигающихся перемен, когда именно «белые» и «красные» станут участниками жестокой гражданской войны, которой предстоит унести жизни десятков тысяч людей. В то же время фразу «всплывает в синеве» можно трактовать как знак примирения, но восприятии поэта оно является «призрачно-прекрасным», т.е. неосуществимым. Раскол в обществе будет настолько глубоким, что даже спустя столетие его отголоски будут докатываться до новых поколений, которые так и не смогли смириться с навязанными идеалами равенства и братства.

Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям поэта над тем, к чему же приведут подобные общественные перемены. Не секрет, что Блок с самого начала поддерживал революционные идеи, считая, что российская монархия себя полностью изжила. Однако даже будучи горячим сторонником общественных перемен, поэт сомневался в том, что они принесут пользы больше, чем вреда. Его сомнения развеялись после рабочих восстаний 1905 года, когда автор понял, что революцию бескровным путем осуществить попросту нереально. Но еще задолго до этого осознания в стихотворении поэт задается вопросом: «В вас ли доброе таится, красный месяц, тихий шум?». Воспринимать эту фразу можно по-разному, однако бесспорно одно – Блок знал, что катастрофа, именуемая революцией, неизбежна, и не был уверен в том, что она принесет позитивные изменения России.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно трактовать с позиции символов, которые они содержат. Это, в частности, относится и к стихотворению «Белой ночью месяц красный», написанному в 1901 году. Если рассматривать его с поэтической точки зрения, то перед читателем предстает вполне умиротворенная картина ночного Петербурга, окутанного лунным светом. В такие ночи особенно хорошо мечтать и строить планы на будущее, а также пытаться предугадать, что же уготовано тебе судьбой.

Однако Александр Блок, обладающий удивительной интуицией, уже знает ответы на все вопросы, которые его интересуют. И ответы эти вселяют в него панику, смешанную с ужасом. Первая строчка стихотворения задает тон всему произведению. Белый цвет в понимании поэта символизирует смерть, а красный – кровь . Кроме этого, ее можно воспринять как предсказания надвигающихся перемен, когда именно «белые» и «красные» станут участниками жестокой гражданской войны, которой предстоит унести жизни десятков тысяч людей. В то же время фразу «всплывает в синеве» можно трактовать как знак примирения, но восприятии поэта оно является «призрачно-прекрасным», т.е. неосуществимым. Раскол в обществе будет настолько глубоким, что даже спустя столетие его отголоски будут докатываться до новых поколений, которые так и не смогли смириться с навязанными идеалами равенства и братства.

Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям поэта над тем, к чему же приведут подобные общественные перемены . Не секрет, что Блок с самого начала поддерживал революционные идеи, считая, что российская монархия себя полностью изжила. Однако даже будучи горячим сторонником общественных перемен, поэт сомневался в том, что они принесут пользы больше, чем вреда. Его сомнения развеялись после рабочих восстаний 1905 года, когда автор понял, что революцию бескровным путем осуществить попросту нереально. Но еще задолго до этого осознания в стихотворении «Белой ночью месяц красный» поэт задается вопросом: «В вас ли доброе таится, красный месяц, тихий шум?». Воспринимать эту фразу можно по-разному, однако бесспорно одно – Блок знал, что катастрофа, именуемая революцией, неизбежна, и не был уверен в том, что она принесет позитивные изменения России.

«Белой ночью месяц красный» Александр Блок

поэзии Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Мне провидится и снится
Исполпенье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?..

Анализ стихотворения Блока «Белой ночью месяц красный…»

Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно трактовать с позиции символов, которые они содержат. Это, в частности, относится и к стихотворению «Белой ночью месяц красный», написанному в 1901 году. Если рассматривать его с поэтической точки зрения, то перед читателем предстает вполне умиротворенная картина ночного Петербурга, окутанного лунным светом. В такие ночи особенно хорошо мечтать и строить планы на будущее, а также пытаться предугадать, что же уготовано тебе судьбой.

Однако Александр Блок, обладающий удивительной интуицией, уже знает ответы на все вопросы, которые его интересуют. И ответы эти вселяют в него панику, смешанную с ужасом. Первая строчка стихотворения задает тон всему произведению. Белый цвет в понимании поэта символизирует смерть, а красный – кровь . Кроме этого, ее можно воспринять как предсказания надвигающихся перемен, когда именно «белые» и «красные» станут участниками жестокой гражданской войны, которой предстоит унести жизни десятков тысяч людей. В то же время фразу «всплывает в синеве» можно трактовать как знак примирения, но восприятии поэта оно является «призрачно-прекрасным», т.е. неосуществимым. Раскол в обществе будет настолько глубоким, что даже спустя столетие его отголоски будут докатываться до новых поколений, которые так и не смогли смириться с навязанными идеалами равенства и братства.

Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям поэта над тем, к чему же приведут подобные общественные перемены . Не секрет, что Блок с самого начала поддерживал революционные идеи, считая, что российская монархия себя полностью изжила. Однако даже будучи горячим сторонником общественных перемен, поэт сомневался в том, что они принесут пользы больше, чем вреда. Его сомнения развеялись после рабочих восстаний 1905 года, когда автор понял, что революцию бескровным путем осуществить попросту нереально. Но еще задолго до этого осознания в стихотворении «Белой ночью месяц красный» поэт задается вопросом: «В вас ли доброе таится, красный месяц, тихий шум?». Воспринимать эту фразу можно по-разному, однако бесспорно одно – Блок знал, что катастрофа, именуемая революцией, неизбежна, и не был уверен в том, что она принесет позитивные изменения России.


Анализ стихотворений

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?..
22 мая 1901
Александр Блок.

I.Стихотворная форма:
а) Стихотворение состоит из 2-строф.
Размер – четырехстопный хорей
Стопа: двухсложная, с ударением на первый слог.
1 строфа – 4 строки, четверостишье.
Рифмы: красный-синеве-прекрасный- неве.
Рифмовка: АВАВ – перекрестная
2-ая строфа – 4 строки, четверостишье.
Рифмы: снится-дум-таится-шум.
Рифмовка: АВАВ – перекрестная.
б) Язык стихотворения:
Эпитеты: призрачно-прекрасный, красный, тихий, тайных дум, белой ночью, доброе.
Олицетворение: бродит призрачно-прекрасный, выплывает в синеве.
Риторический вопрос: в вас ли доброе таится, красный месяц, тихий шум?

II. Художественный мир стихотворения

В стихотворении «Белой ночью месяц красный…», принадлежащем циклу «Стихи о Прекрасной Даме», легко определить место и время действия: Петербург, весна, белые ночи. Автор рисует картину гармоничного мира: небо отражается в реке, а река в небе, поэтому «месяц выплывает». Он плывет по небесной, отраженной реке. «Белая ночь», как и месяц, отражается в реке. Таким образом, и на земле, и на небе царствует светлое начало. Образ-символ «отражение» усиливается цветовыми символами: «белая ночь», «красный месяц». Белый цвет символизирует чистоту, истину. Символика красного цвета бывает различной. «Красный цвет может быть агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть». Но в контексте данного стихотворения этот цвет означает начало новой жизни, любви, так как в последней строфе есть указание на «доброе» и красный месяц назван прекрасным. Наводит на мысль о положительном значении красного цвета и то, что ночь, обычно темная, приобретая белый цвет, символизирует молодость и преображение. Красный цвет символизирует и любовь. Не случайно на слово «красный» падает логическое ударение. «Синий цвет неба – это символ правды и вечности Бога – навсегда останется знаком человеческого бессмертия, в глубинной психологии находят его связь с душевной освобожденностью, мягким, легким и обдуманным устройством жизни». Синий цвет отражается и в реке. Таким образом, умиротворенность присутствует и на небе, и на земле. Символика отражений в стихотворении раскрывает идею гармоничности мира. Если выразить ее графически, то получится круг, разделенный на две половины линией водораздела. Но река и соединяет две половинки круга, симметрично отражая их. В первой строфе символ «отражение» создает образ гармоничного мира. В стихотворении воплощается представление лирического героя о мировой гармонии – любви «земли» и «неба». Блок считает, что Вечная Женственность способна примирить «небо» и «землю», то есть вернуться к их «праисторическому единству». Но в данном стихотворении изображено только стремление земли к небу, а не их полное единение, невозможное из-за водораздела. Возможно, поэтому стихотворение заканчивается вопросом, выразившим сомнение автора.

Данное стихотворение не подходит для изучения младшими школьниками, т.к. оно относится к программе изучения старшей школы, к циклу поэтов Серебряного века.

Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.

Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.

Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.

На березке пообъедена кора,-
Выживают мыши девушку с двора.

Бьются кони, грозно машут головой,-
Ой, не любит черны косы домовой.

Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.

Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.
1914
Сергей Есенин.

А) Стихотворная форма:
Стихотворение состоит из 7-и строф (всего 14 строк).
Размер: шестистопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-ом слоге.
1-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: тростники – реки.
Рифмовка: АА.
2-ая строфа – 2 строки, двухстишие.
Рифмы: семик-повилик.
Рифмовка: АА.
3-яя строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: весной-лесной.
Рифмовка: АА.
4-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: кора-двора.
Рифмовка: АА.
5-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: головой-домовой.
Рифмовка: АА.
6-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: лью-поют.
Рифмовка: АА.
7-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: грустна-волна.
Рифмовка: АА.

Б) Язык стихотворения:
Эпитеты: девушка-царевна, красна девица, грозно машут, черны косы, звонки ветры, грустна, нежнопенная.
Олицетворение: расплела волна, ткет ей саван, ветры панихидную поют.
Инверсия: Ах, не выйти в жены девушке весной, Запугал ее приметами лесной. Выживают мыши девушку с двора. Ой, не любит черны косы домовой. Ходит девушка по бережку грустна, Ткет ей саван нежнопенная волна.
В стихотворении " Зашумели над затоном тростники " идет речь о важном и увлекательном действе семицко – троицкой недели – гадании на венках.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшем у венку судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти " на березке пообъедена кора". Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация " березка – девушка ". Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как " мыши", " ель" , " саван" .

Данное стихотворение не подходит для изучения младшими школьниками, т.к. оно относится к программе изучения старшей школы, к циклу поэтов Серебряного века.

III
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
1914
Сергей Есенин.

А) Стихотворение состоит из 4-х строф (всего 8 строк).
Размер: равностопный хорей.
Стопа: двухсложная с ударением на первом слоге.
1-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: обрыву-гривы.
Рифмовка: АА.
2-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: берегов-подков.
Рифмовка: АА.
3-яя строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: осторожным-дорожным.
Рифмовка: АА.
4-ая строфа: 2 строки, двухстишие.
Рифмы: кусту – Христу.
Рифмовка: АВ.

Б) Язык стихотворения:
Эпитеты: тихо, рыжая, синий лязг, шагом осторожным, красные.
Метафоры: «осень, рыжая кобыла», «схимник-ветер», «язвы красные незримому Христу», «синий лязг».
Олицетворения: чешет гривы, мнет листву, и целует.

Последняя строка стихотворения – недвусмысленно констатирует факт незримого присутствия в мире высшего Начала. Лирический герой чувствует, что рядом с ним находится некая Сила, обладающая наивысшей Властью и Ценностью, причем Ее присутствие «незримо», то есть его невозможно зафиксировать при помощи органов чувств, но в тоже время (по крайней мере, в контексте стихотворения) Она полагается как Нечто – безусловно - Реальное. Представим себе картину, нарисованную в стихе: итак, осенний лес, берег реки, вокруг ни души, царит тишина, нарушаемая разве что еле слышным шорохом опавших листьев. В этой первозданной тишине, вдалеке от городского шума, цивилизации с ее бесконечной мышиной возней и раскрывается присутствие Бога. Известно, что тишина есть одна из наиболее устойчивых составляющих мистического опыта, «молчание» во многих религиозных традициях считается одним из наиболее адекватных и достойным способом отношения к Божественной реальности. Примечательно, что присутствие Бога наиболее отчетливо чувствуется, именно, на лоне природы, а не в пределах городской цивилизации, именно природа в ее первичном виде является наиболее совершенным подобием Высшего начала, несет на себе отпечатки своего Творца. Сам мир всем своим бытием становиться неким подобием Храма, в котором происходит непрерывная литургия, ведь, наверняка не случайно уподобление ветра монаху-схимнику. Уподобление природы Храму, в котором происходит непрерывная служба, встречается у Есенина и в других стихах (например:
«Пахнет вербой и смолою»).
Но вернемся к «Осени», обратим внимание на две последние строки:

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримом Христу.

Гроздья рябины уподоблены Христовым ранам, то есть их прямое значение уходит на второй план, уступая место символическому. Рябина, в данном случае, становится внешним, видимым выражением Крови Христовой, иначе говоря, материальным воплощением Духовной Реальности. Можно сказать больше: весь окружающим мир становится «внешним покровом» Божества, символическим отображением Высшего Незримого начала. О такой особенности своего мировосприятия сам поэт высказался в своей работе «Ключи Марии»: «Почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками, что здесь мы только в пути, что здесь мы только «избяной образ», что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег». Восприятие природного мира как внешнего проявления Высшего начала и связанная с этим сакрализация природных явлений и стихий не являлись специфическими для восприятия собственно Есенина, такая особенность характерна для традиционного народного мировосприятия в целом, того, что в дальнейшем в научной литературе получило название «двоеверие», смешение христианских и языческих элементов: «Одухотворение сил природы на протяжении многих веков после официального искоренения язычества оставалось важной частью мировоззрения восточных славян. Оно поддерживало традиционную древнерусскую систему календарных обрядов и ритуалов, цель которых состояла в том, чтобы жить в ладу с природой». Так, например, в культуре восточных славян был прочно укоренен культ «Матери-Земли». Помимо культа «Матери-Земли» в народных представлениях прочно держалось почитание воды, культ священных источников и колодцев, а также почитание священных деревьев и рощ, священных камней. Следы подобных форм народной религиозности в поэзии Есенина обнаруживаются очень легко. Примечательно, что явление Христа в его ранних стихах, часто происходит именно на фоне природы.

Данное стихотворение не подходит для изучения младшими школьниками, т.к. оно относится к программе изучения старшей школы, к циклу поэтов Серебряного века.

Вопрос № 10.
Своеобразие драмы как литературно рода
Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.
Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.
Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

История драмы как литературного жанра

Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают т. н. мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.
В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, А. Дюма-сын, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен.
Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя).
В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда - Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Вопрос № 11.
Композиция в художественном произведении

Композиция в литературе – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения.
Средства и приемы композиции углубляют смысл изображенного. Элементы или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования. В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны. Например, трехкратные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение классической трагедии и драмы. К примеру можно привести композицию литературного произведения Булгакова «Мастер и Маргарита».
Это роман в романе. Судьба автора отражается в судьбе Мастера, судьба мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Подвопрос. Наблюдение младших школьников….

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность нацелена на развитие художественно эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение - произведение словесного искусства, что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез-анализ- синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения,в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им
почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного. Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение. В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии. С авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

Вопрос №12
Язык разговорный, литературный. Язык художественной литературы. Наблюдение младших школьников над языком произведений словесного искусства
Литературный язык - обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
Литературный язык - общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям.
Литературный язык - это исторически сложившаяся, осознанная обществом, языковая система, которая отличается строгой кодификацией, однако подвижная не статичная, которая охватывает все сферы деятельности человека: сфера науки и образования - научный стиль; общественно-политическая сфера - публицистический стиль; сфера деловых отношений - официально-деловой стиль.
Представление о «закреплённости» норм литературного языка имеет известную относительность (при всей важности и стабильности нормы она подвижна во времени). Нельзя представить себе развитую и богатую культуру народа без развитого и богатого литературного языка. В этом большое общественное значение самой проблемы литературного языка.
Среди лингвистов нет единого мнения о сложном и многогранном понятии литературного языка. Некоторые исследователи предпочитают говорить не о литературном языке в целом, а о его разновидностях: или о письменно-литературном языке, или о разговорно-литературном языке, или о языке художественной литературы и т. д.
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия

Разговорный язык по Ожегову:
разговорный, -ая, -ое. 1. ок. разговор. 2. свойственный устной речи,обиходным выражениям. р. стиль. разговорная речь (речь носителей литературного языка при их непосредственном и непринужденном! общении). 3.имеющий характер диалога. р. жанр (в искусстве эстрады). ii сущ.разговорность, -и, ж. (ко 2 знач.).

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ, разновидность литературного языка, реализующаяся преимущественно в устной форме в ситуации неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном взаимодействии партнеров коммуникации. Основная сфера реализации разговорной речи – повседневная обиходная коммуникация, протекающая в неофициальной обстановке. Таким образом, одним из ведущих коммуникативных параметров, определяющих условия реализации разговорной речи, является параметр «неофициальность общения»; по этому параметру она противопоставлена книжно-письменному кодифицированному литературному языку, обслуживающему сферу официального общения. Носителями разговорной речи являются люди, владеющие литературным языком, т.е. по параметру «носитель языка» данная разновидность противопоставлена прежде всего диалектам и просторечию.
Соотношение понятий разговорный – литературный, разговорный – кодифицированный, разговорный – письменный, разговорный – диалектный, разговорный – просторечный наполняется различным содержанием в разных национальных языках и в значительной степени определяется особенностями их исторического развития.
Б.А.Ларин. Разговорный язык Московской Руси. (1977, www.philology.ru) Важным характерным признаком образования национального языка надо считать органическое, проникающее сближение ранее противопоставленных и обособленных систем письменного и разговорного языка. Контаминация, все более глубокое взаимное влияние их только начинает давать первые нестойкие плоды в XVII в., но это подготовляется всем предшествующим развитием языка и общества.

Вопрос № 13
Звуковая инструментовка произведений словесного искусства
СЛОВЕСНАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА - одно из основных понятий евфонии (см.). Понятие это обнимает такие явления поэтического языка, наличие которых в поэтическом отрывке позволяет установить у поэта стремление к объединению в известный звукоряд слов, в зависимости лишь от их звуковой значимости.
Рассмотрение известного отрывка со стороны его словесной инструментовки есть рассмотрение того, в какой мере лишь звучальная сторона слов определяет их место в словосочетании, в которое они с точки зрения инструментовки входят лишь, как элементы, необходимые для создания известного звучания, устанавливающего и выбор их, и характер соподчинения, и т. д. Словесная инструментовка и звукопись отличаются, таким образом, в том отношении, что звукопись - живописание звуками, что звуки для звукописи - средство (см. евфония), с точки же зрения словесной инструментовки значение звуков слов в смысле их соответствия живописуемому в расчет не принимается, и звуки оцениваются лишь со стороны того, входят ли они и как в общую звуковую систему. Учение о словесной инструментовке приближается, следовательно, к учению о повторах (см. евфония), отличаясь, однако, от последнего своим характером. Учение о повторах устанавливает схему возможных звуковых фигур, намечает как бы их штрихи, а словесная инструментовка комбинирует эти штрихи для создания определенного звукового рисунка. Великолепной иллюстрацией сказанного может явиться стихотворение Тютчева: «Певучесть есть в морских волнах»:
В I стихе созвучия - «певучЕСТЬ - ЕСТЬ»,
В III стихе - «СТройный», перекликающееся со «СТихийный» во II стихе и со «спОРах» (стРОйный) в том же II стихе.
В IV стихе - «СТруится», перекликающийся со «СТройный».
В V-м - «СТройный», перекликающееся со всем предыдущим.
В VI-м - «приРОда», перекликающееся со «стРОй» в пятом стихе.
В X стихе - «хОРе», перекликающееся с предыдущим V-м «спОРах», «стРОй» и т. п.
В XII - «РОпщет», перекликающееся со всеми предыдущими и т. д.
Слова в этих примерах действительно создают звуковую систему, в которой одно слово дает фон другому, а все вместе - одно целое. Нельзя, конечно, сказать, что звуки «СТ» или «РО» живописуют море или что они вызывают созвучное восприятию моря настроение, но, во всяком случае, несомненно одно: словесная инструментовка, в стихотворении Тютчева, как и во всяком подлинном произведении искусства, не является простой прихотью поэта: прием, не оправданный заданием, есть нечто антихудожественное. В данном стихотворении необходимость яркой словесной инструментовки обусловлена тем, что получающийся в результате ее использования звуковой «строй» дает контрастный фон тому «разладу», который, по словам Тютчева, в том же стихотворении вносит в гармонию природы человек («Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем»).
ЕВФОНИЯ - учение о звуковой стороне поэтического языка вообще и стихотворной речи в частности.
Вопрос № 14
Лексические ресурсы языка художественной литературы. Специальные изобразительные средства: эпитеты, сравнения, тропы.
Художественная литература использует общенациональный язык во всем богатстве его возможностей. Это может быть лексика нейтральная, высокая или сниженная; устаревшие слова и неологизмы; слова иностранного происхождения, социально и территориально ограниченная лексика и т. д.
Архаизмы – устаревшие слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, имеющие синонимы в современном языке: напр., “рескрипт” – “указ”, “стогна” – “площадь”. В художественной литературе архаизмы используются как изобразительный прием – для передачи колорита эпохи, для речевой характеристики персонажа, для придания речи торжественности или ироничности.
Историзмы – слова, исчезновение которых из активного словаря связано с исчезновением соответствующих предметов и явлений из общественной жизни: напр., “скипетр”, “конка”, “нэпман”. В художественной литературе историзмы используются для передачи колорита эпохи.
Неологизмы – слова, созданные для обозначения нового предмета или явления. В отличие от общеязыковых неологизмов, постепенно вливающихся в общенародную речь, индивидуальные авторские новообразования выступают как выразительное средство в определенном контексте и не вливаются в общелитературную лексику (напр., новообразования В.В. Маяковского: “громадье”, “дамье”, “молоткастый”, “серпастый”, “декабрый” и др.).
Диалектизмы – слова или устойчивые сочетания, свойственные местным говорам. Различают диалектизмы фонетические (передающие особенности звуковой системы говора), словообразовательные (“певень” – “петух”), лексические (“шабер” – “сосед”, “моркотно” – “тоскливо”), семантические (“угадать” – “узнать”, “веснушка” – “лихорадка”), этнографические (“шушун”, “панева” – названия женской одежды). Диалектизмы, особенно этнографические и лексические, вводятся в язык художественной литературы, главным образом в речь персонажей, для передачи местного колорита, точного обозначения реалий, усиления комического эффекта.
Профессионализмы – слова или выражения, используемые в определенной профессиональной среде. В языке художественной литературы профессионализмы выступают как средство создания речевой характеристики героев и определенного “профессионального” колорита.
Вульгаризмы – неправильные или грубые слова, выражения, не принятые в литературной речи; применяются в прямой речи персонажей с различными целями: стилизация, указание на среду, к которой принадлежит лицо, на уровень его культуры и др.
Варваризмы – иностранные слова, несвойственные языку, на котором написано художественное произведение, и заимствованные из другого языка. Виды весьма различны: галлицизмы, т.е. слова и обороты, взятые из французского языка; германизмы, взятые из немецкого языка; полонизмы, взятые из польского языка, грецизмы, арабизмы, латинизмы, слова турецкого, монгольского, голландского происхождения, санкритизмы и т. д. Варваризмы находят применение прежде всего в речи действующих лиц, являясь средством их речевой характеристики.
Макаронизмы – смешение слов и форм из разных языков для достижения комического эффекта, напр. русского и французского в поэме И.П. Мятлева “Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею – дан л’этранже”; русского и английского в стихотворениях В.В. Маяковского “Блэк анд уайт”; русского и немецкого в “Манифесте барона фон Врангеля” Д. Бедного и др.

Спец. Средства выразительности:
Изобразительность речи

Правильность, ясность, точность и чистота - это, как замечено ранее, такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы речи. Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений событий и действий. Изобразительности речи способствуют:
1) эпитеты;
2) сравнения;
3) тропы;
4) фигуры.

Эпитеты

Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения (человек - добрый, путь - далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно сильное впечатление. Напр.: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая, леса - зеленокудрые. Такого рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи способствуют живому и картинному изображению предметов, указывая на самые характерные их внутренние и внешние признаки. ...Кроме прилагательных, эпитетами могут быть:
а) существительные (Волга - матушка, рожь - кормилица),
б) существительные с прилагательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки),
в) качественные наречия (ласково - приветствовать, сладко - спать).

Постоянные эпитеты. В народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же эпитетами. Такие эпитеты называются постоянными: солнце красное, месяц ясный, добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста сахарные, море синее, поле чистое и т.д.

Сравнения

Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. Напр.:

И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

(Лермонтов)

В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

И погнувшись изба,
Как старушка, стоит.

(Кольцов)

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.

(Некрасов)

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.

(Пушкин)

Отрицательные сравнения. Особый вид сравнений представляют так называемые отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произведениях. В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество сходных предметов).

Не белы снеги забелелись:
Забелелись каменны палаты.

Не былинушка в чистом поле зашаталася:
Зашаталася бесприютная головушка...

Что не ласточки, не касаточки
Вкруг гнезда увиваются:
Увивается тут родная матушка;
Она плачет - как речка льется.

Отрицательные сравнения встречаются и в художественной литературе:

Не серна под утес уходит,
Орла заслышав тяжкий лет:
Одна в сенях невеста бродит,
Трепещет и решенья ждет.

(Пушкин)

Тропы (греч. tropos - оборот).
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются тропами.

Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов:
а) метафора,
б) аллегория,
в) олицетворение,
г) метонимия,
д) синекдоха,
е) гипербола,
ж) ирония.

Метафора

Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся:
а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце,
б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. Напр.:
железный человек, черствая душа.

Аллегория

Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы:
"На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)". Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов - аллегорического характера ("Пророк" Пушкина).

Олицетворение

Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...

(Кольцов)

Метонимия

Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Напр.:

Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
Автор - произведение: читаю Пушкина
Владелец - собственность: сосед горит!
Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на золоте едал"
Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.

Синекдоха

Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:

А) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за родину свою".
б) единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы будем шведу", неприятель показался.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана...
(Лермонтов)

"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество
других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают."
("Опыты" - Перевощикова)

В) определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
г) род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле"

Антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Крез(богач), Геркулес(силач), Чичиков(прохвост) и т.п.

Гипербола

Гипербола и литота. Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов.

Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:
Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!
(Крылов)

Ирония

Ирония. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...

Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением.

У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:
Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача, и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!

Фигуры (от лат. figura - изображение). Фигурами называются такие обороты речи, в которых писатель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая под влиянием сильно возбужденного чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответствующее настроение. Виды фигур:

Обращение или апострофа
Повторение
Усиление или градация
Умолчание
Восклицание

Обращение или апострофа

Обращение или апострофа. Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. Напр.:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?
(Пушкин)

Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое!
(Народная песня)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
(Лермонтов)

Повторение

Повторение. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла...
(Никитин)

Усиление или градация

Усиление или градация. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности.

" Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").

Противопоставление или антитеза

Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики...

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог.
(Державин)

Умолчание

Умолчание. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

После предложения Гаврилы Пушкина Басманову перейти на сторону самозванца, у Басманова душевное волнение выразилось в такой форме:

Опальному изгнаннику легконас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле?" (2-е слово Серапиона, еп. влад.)

Восклицание

Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде "На восшествие на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает восклицанием:

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым отторжен роком...

Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались.

Вопрос № 15
Художественный образ. Образность как форма выражения содержания
Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.
Художественный образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение.
Вымысел усиливает обобщенное значение образа.
Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.
Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.
Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.
Художественный образ с одной стороны – ответ художника на интересующие его вопросы, с другой стороны порождает новые вопросы, порождает недосказанность образа его субъективной природой.
Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.
Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное.
В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла.
Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

ОБРАЗНОСТЬ

Определить своеобразие какого-либо явления - значит уставить, чем оно отличается от других явлений по своему содержанию, по своей форме и по своей функции, т. е. по той роли, которую оно играет в общественной жизни. Таким определением своеобразия литературы, т. е. ее отличия от других форм познания жизни, от других идеологий, является указание на то, что она отражает жизнь в образах, образно. Следует оговориться, что термин «образ» употребляется в двух значениях - в узком и широком. В узком смысле слова разом называется выражение, придающее речи красочность; с этой точки зрения в строке «Горит восток зарею новой» перед нами уже имеется образ, т. е. выражение, благодаря которому наше представление о заре становится более конкретным, так как небо на заре сравнивается с пожаром («горит»). В последующем отрывке из «Полтавы» Пушкина, дающем описание красоты Марии, мы будем с этой точки зрения иметь например такого образного языка, ряд таких словесных образов: Напоминают плавный ход, То лани быстрые стремленья. Как пена, грудь ее бела. Вокруг высокого чела, Как тучи, локоны чернеют, Звездой блестят ее глаза, Ее уста, как роза, рдеют. . И то сказать: в Полтаве нет Красавицы, Марии равной. Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна. Ее движенья То лебедя пустынных вод Мы еще вернемся к затронутым в этом разделе вопросам, уже сейчас мы должны указать на это слишком узкое содержание, вкладываемое в понятие образности. Оно сводит особенности литературы, во-первых, только к языковым явлениям *| мы знаем, что она гораздо шире по своему содержанию), ^во-вторых, оно сводит образность к красочности, минуя ос-* "льные свойства отражения жизни литературой, ее обобщаю-ёе (т. е. идейное) значение и т. д. Понятие образа имеет и более широкое истолкование. Обра-м называют тип отражения жизни художником отличие от тех форм отражения жизни, которые характери-ют другие идеологии, прежде всего науку. В таком понимании снятие образа охватывает не только язык, как в первом случае, ^котором мы говорили, а и целый ряд других сторон литера-турного творчества. Белинский, например, говорит, определяя ртличие литературы от науки: «Политико-эконом, вооружась статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось вслед-ствие-таких-то и таких-то причин. Поэт (Белинский в данном случае имеет в виду вообще писателя.- Л. Т.), вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает в верной картине, действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин»1. Еще более детально характери-зует эти общре" свойства литературы Чернышевский, говоря об отличиях искусства от науки: «Главная цель ученых сочинений... та, чтобы сообщить точные сведения по какой-нибудь науке, а сущность произведений изящной словесности (литературы.- Л. Т.) в том, что они действуют на воображение и должны возбуждать в читателе благородные понятия и чувства. Другое различие состоит в том, что в ученых сочинениях излагаются события, происходившие на самом деле, и описываются предметы, также на самом деле существующие или существовавшие; а произведения изящной словесности описывают и рассказывают нам в живых примерах, как чувствуют и как поступают люди в различных обстоятельствах, и примеры эти большею ча-стию создаются воображением самого писателя. Коротко можно выразить это различие в следующих словах: ученое сочинение рассказывает, что именно было или есть, а произведение изящной литературы рассказывает, как всегда или обыкновенно бывает на свете... Поэты - руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее»2.

Вопрос № 16
Мир художественного произведения, его основные составляющие
Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве.
Изучая отражение мира действительности в мире художественного произведения, литературоведы ограничиваются по большей части тем, что обращают внимание, верно или неверно изображены в произведении отдельно взятые явления действительности. Литературоведы привлекают себе в помощь историков, чтобы выяснить точность изображения исторических событий, психологов и даже психиатров, чтобы выяснить правильность изображения психической жизни действующих лиц. При изучении древней русской литературы, кроме историков, мы нередко обращаемся к помощи географов, зоологов, астрономов и т.д. И все это, конечно, вполне правильно, но, увы, недостаточно. Обычно изучается внутренний мир художественного произведения как целое, ограничиваясь поисками "прототипов": прототипов того или иного действующего лица, характера, пейзажа, даже "прототипов", событий и прототипов самих типов. Все в "розницу", все по частям! Мир художественного произведения предстает россыпью, и его отношение к действительности дробится и лишено цельности.
Каждое художественное произведение (если оно только художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах. И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.
Конечно, и это очень важно, внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, "отражает" мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преобразования действительности. B своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными "географическими" свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым, как в сказке. Писатель в своем произведении творит и время, в котором протекает действие произведения. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым", редко "населенным" событиями.
.
В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие "психологическую среду", в которой развертывается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности, и им бесполезно искать точные соответствия в учебниках психологии или учебниках психиатрии. Так, свою психологию имеют герои сказки: люди и звери, а также фантастические существа. Им свойствен особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые ответные действия на аргументы антагонистов. Одна психология свойственна героям Гончарова, другая - действующим лицам Пруста, еще иная - Кафки, совсем особая - действующим лицам летописи или житий святых. Психология исторических персонажей Карамзина или романтических героев Лермонтова - также особая. Все эти психологические миры должны изучаться как целое.
То же следует сказать об социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным вопросам и не смешивать изучение этого мира с разрозненными сопоставлениями его с миром действительности. Мир социальных отношений в художественном произведении также требует изучения в своей цельности и независимости.
Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет, как и все остальное в этом мире, непосредственное "конструирующее" значение. Так, например, мир средневековых произведений знает абсолютное добро, но зло в нем относительно. Поэтому святой не может не только стать злодеем, но даже совершить дурного поступка. Если бы он это сделал, тогда бы он и не был святым со средневековой точки зрения, тогда бы он только притворялся, лицемерил, до времени выжидал и пр. и пр. Но любой злодей в мире средневековых произведений может резко перемениться и стать святым. Отсюда своего рода асимметрия и "одно направленность" нравственного мира художественных произведений средневековья. Этим определяется своеобразие действия, построения сюжетов (в частности, житий святых), заинтересованное ожидание читателя средневековых произведений и пр. (психология читательского интереса - читательского "ожидания" продолжения).
Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть.
Мир художественного произведения отражает действительность одновременно косвенно и прямо: косвенно - через видение художника, через его художественные представления, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда художник бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи.
Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем "сокращенном", условном варианте. Художник, строя свой мир, не может, разумеется, воспроизвести действительность с той же свойственной действительности степенью сложности. В мире литературного произведения нет многого из того, что есть в реальном мире. Это мир по-своему ограниченный. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями.
Литература "переигрывает" действительность. Это "переигрывание" происходит в связи с теми "стилеобразующими" тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного направления или "стиля эпохи". Эти стилеобразующие тенденции делают мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность.

Вопрос № 17
Герои, события, вещи в художественном произведении и их анализ в начальной школе

II. ПЛАНЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

В объяснительной записке к программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых есть раздел, посвященный элементам литературоведческого анализа и эстетического переживания прочитанного. В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса. Перечень литературных произведений, которые входят в серию книг для чтения младших школьников, подготовленных Бунеевыми, в основном совпадает с теми, которые изучаются на уроках литературы в колледже "Русский центр", хотя произведения А.П. Чехова и А.И. Куприна читаются детьми уже во 2-м классе и в гораздо большем объеме, нежели это предусмотрено программой Бунеевых. Что же обеспечивает нам возможность читать и понимать такие произведения, как рассказы "Каштанка", "Мальчики", "Белолобый" А.П. Чехова и "Ю-ю", "Сапсан", "Барбос и Жулька" А.И. Куприна уже во 2-м классе? Формирование этого интереса возможно только при самостоятельной работе учащихся с текстом под руководством учителя.
Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, мной разработан план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.
Обычно я задаю на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Мне кажется, что этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Но, конечно, работа на уроках литературы не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтении лирических произведений – один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка.
Работа по постижению поэтического замысла автора хорошо и подробно описана в книге В.Левина "Когда маленький школьник становится большим читателем". Безусловно, учить ребенка творчеству необходимо. Мне кажется, что проанализировать лирические произведения дети смогут самостоятельно и творчески, если их этому научить. И в этой работе опорой выступает план, алгоритм. По-моему, в представленном плане удалось избежать ненужной дидактичности, которая убивает дух поэзии, а с другой стороны, позволяет ребенку выступить "соавтором" любого читаемого стихотворения, пережить настроение автора, "присвоить" себе его достижения и находки.

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихот
и т.д.................

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта