Главная » Засолка грибов » Весёлые словесные игры для детей и подростков. «Падают, падают капли»

Весёлые словесные игры для детей и подростков. «Падают, падают капли»

Речевые игры для детей 4-5 лет

«Назови одним словом»

Надо назвать одним словом серию картинок.

Например, яблоко, груша, мандарин, дыня – это фрукты.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, например, банан, апельсин.

Помидор, огурец, картофель, свекла – это...

Кукла, скакалка, кубики, машинка – это…

Платье, рубашка, плащ, шуба – это…

Сапоги, сандалии, ботинки, тапки – это…

Чашка, кастрюля, тарелка, стакан – это…

«Разложи картинки на 2 группы»

Ребенку предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например,
а) Овощи и фрукты
б) Домашние и дикие птицы
в) Посуда и мебель
г) Домашние и дикие животные
д) Одежда и обувь
е) Птицы и насекомые

«Выбери слово»

Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных.
Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, заяц, щенок, попугай.

«Найди лишний предмет».
Ребенку предлагается несколько картинок (детям старше 5 лет можно называть слова), среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к тематической группе других предметов, изображенных на картинках. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Например, банан, груша, яблоко и сапоги.

Сапоги, ботинки, банан, туфли.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска.

Яблоко, огурец, груша, апельсин.

Шкаф, кресло, сапог, стул.

Платье, кофта, комод, брюки.

«Отгадай предмет»
Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный - …(помидор)».
Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.
Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

«Подбери слово»

Лохматый, косолапый… (медведь)
Голодный, серый, злой... (волк)
Маленькая, быстрая, проворная...
Хищный, сильный, полосатый...
Яркое, теплое...
Серый, колючий...

«Подбери как можно больше названий предметов»

Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей...).
Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (дождь, снег...).
Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок...).

Летает: кто? (бабочка, муха…); что? (пушинка, самолет, воздушный шар…).

«Кто как передвигается?»

Лошадь - скачет, змея - ползает, птица - летает, рыба - плавает, лягушка - прыгает, бабочка - ..., гусеница - ..., собака - ..., белка - ...

«Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

«Кто как голос подает?»
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

«Кто или что может это делать?»
Бегать - ... (собака, ребенок,...) скакать - ... (лошадь, белка...) летать -... (птица, самолет,...) плавать - ... (рыба. человек, лодка) ползать - ... (змея, ребенок,...) катиться - ...(мяч, мальчик,...) стоять - ... (собака, стул,...) лежать - ...(подушка, кошка, книга) прыгать - ... (лягушка, воробей...) сидеть - ...(ворона, человек, ...)

«Отгадай названия животных»
Мычит (кто?)... Лает... Мяукает... Хрюкает... Ржет... Блеет...

«Подбери как можно больше слов-действий»
Курица что делает?- …(кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется).
Собака - … (лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет).
Кошка - …(царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется).

«Отгадай, что это за животное?»
Взрослый называет действия, которые свойственны данному животному. Ребенок должен отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает - кто это? Мяукает, лакает, царапается - ...

Хрюкает, роет -... Ржет, бегает, скачет - ... Блеет, бодается-... Мычит, жует, ходит - ... Летает, жужжит, жалит - ...

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка;
море, озеро, река, мост, пруд;
круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;
Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;
молоток, топор, ложка, пила, клещи;
сыр, будка, мороженое, масло, творог;
бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
береза, сосна, дерево, дуб, ель;
кисточка, карандаш, лист, краски, картина;
торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;
гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;
молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

«Чем отличаются предметы?» (с использованием картинок).

Примерные пары слов:
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
Грузовик и легковая машина
Самолет и птица
Береза и дуб
Дерево и куст

«Что общее?»

У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).

У трех предметов:
мяч, солнце, шар - ...
тарелка, ваза, чашка - ...
лист, трава, крокодил - ...

«Отгадай что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка - (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных слов нужное и называет пару: «Ромашка – цветок».

Помидор - огород, яблоко - (забор, сад, груша).
Часы - время, градусник - (кровать, температура, окно).
Машина - мотор, лодка - (парус, вода, палуба).
Стол - скатерть, пол - (мебель, доски, ковер).
Молоток - гвоздь, нож - (доска, хлеб, ящик).
Костюм - ткань, дом - (забор, кирпичи, лестница).
Стул - дерево, булка - (стол, зерно, нож).
Окно - дом, глаз - (рот, очки, лицо).
Телефон - ухо, телевизор - (радио, антенна, глаз).
Шапка - голова, сапог - (щетка, мальчик, нога).
Шерсть - овца, молоко - (сыр, корова, кот).
Гвоздь - молоток, шуруп - (отвертка, клещи, доска).
Ручка - пенал, тетрадь - (книга, парта, портфель).
Кошка - котенок, курица - (утка, петух, цыпленок).
Трамвай - троллейбус, стол - (книга, кресло, дерево).
Курица - петух, кошка - (котенок, кот, молоко).
Машина - шофер, самолет - (машинист, летчик, небо).
Чтение - буква, счет - (задача, число, вопрос).

«Подбери нужное слово» (смысловые ряды)
Гвоздь - молоток, шуруп...
Дом - крыша, книга...
Квадрат - куб, круг...
Птица-яйцо, растение...
Хорошо - лучше, медленно...
Огонь-пожар, вода...
Зерно - амбар, деньги...
Электричество - выключатель, вода...
Одежда - голый, обувь...
Школа-обучение, больница...
Человек - ребенок, собака...
Резина - шина, сталь...
Птица- гнездо, человек...
Пальто - пуговица, ботинок...
Утро - ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

«Назови части». Возможны два варианта:
а) по картинке; б) по представлению.
Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик - .., дом - .., дерево - .., часы - ...

«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).

«Слова – «неприятели»

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, радостный, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
Белый, длинный, черный.
Давать, продавать, брать.
Тяжелый, длинный, легкий.
Покупать, продавать, отдавать.
Короткий, маленький, длинный.
Говорить, идти, молчать.
Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).
Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).
Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)
Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар...
Камень тяжелый, а пушинка...
Золушка добрая, а мачеха...
Зимой погода холодная, а летом...
Сахар сладкий, а горчица...
Дерево высокое, а куст...
Дедушка старый, а внук...
Суп горячий, а компот...
Сажа черная, а снег...
Лев смелый, а заяц...
Молоко жидкое, а сметана...
Река широкая, а ручеек...
Работать трудно, а отдыхать...
Днем светло, а ночью...
Сегодня мне весело, а вчера было...
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает...
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом...
Кричат громко, а шепчут...
Я больна, но скоро буду...
Я живу близко от реки, а мой друг...
Продавец продает, а покупатель...
Друзья иногда ссорятся, но легко...
Легко заболеть, но трудно...
Воспитатель спрашивает, а дети...
Утром дети приходят в детский сад, а вечером...
Сначала гостей встречают, а потом...
При встрече здороваются, а при расставании...
Вечером ложатся в кровать, а утром...

«Подбери слова-«неприятели»

утро - говорить - восход - взял -

весна - нашел - зима - забыл -

добро - уронил - друг - насорил -

грязь - ложиться - жара - одеваться -

мир - мириться - правда - опускать -

радость - помогать - вдох - смеяться -

выдох - залетать - юг - закрывать -

польза - включать - грязь - входить -

великан - хвалить - богач - заснуть -

трусость - разрешать -

Близко - редко - медленно - рано -

темно - низко - легко - можно -

трудно - радостно - много - плохо -

сухо - широко - ярко - высоко -

чисто - мокро - светло - быстро -

«Сравни наоборот»
Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»

Шить - вязать, класть - ставить, строить - чинить, мыть - стирать, чистить - подметать, нести - везти, лежать - спать, лежать - стоять, рисовать - раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова-«приятеля»
Дом, солдат, маршал.
Конь, собака, лошадь.
Дом, улица, здание.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Веселый, крепкий, прочный.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Думать, ехать, соображать.
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова-«приятели» к данным словам»
здание - (дом), идти - (шагать), льется - (течет), печаль - (грусть), глядеть - (смотреть), конь - (лошадь), торопиться - (спешить), солдат - (боец), крошечный- (маленький), Отчизна - (Родина), смелый - (храбрый), приятель - (друг), прежде - (раньше).

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.

Дни недели

◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».

◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».

◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Слушайте слова

◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.

◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.

Время рифмы

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».

◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).

◈ Придумайте другие варианты для рифмы.

Если я…

◈ Начните предложение со слов «Если я...». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

♦ Если я полью цветы...

♦ Если я соберу свои игрушки...

♦ Если я выйду летом в пальто...

♦ Если я лягу спать в одежде...

♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой...

◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

Яблочная эстафета

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: яблоки, спички.

◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).

◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

Угадай сказку

◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

◈ Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Часть и целое

Количество играющих: 2-6 человек

Инвентарь: мяч

Вариант 1

◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Кто больше?

◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Сказочные страны

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.

◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.

◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.

◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.

Противоположности

◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

Говори наоборот

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: мяч.

Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи — «конец».

◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

♦ веселый — грустный

♦ быстрый — медленный

♦ красивый — безобразный

♦ пустой — полный

♦ худой — толстый

♦ умный — глупый

♦ трудолюбивый — ленивый

♦ тяжелый — легкий

♦ белый — черный

♦ твердый — мягкий

♦ шершавый — гладкий и т. д.

Сто вопросов

Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.

◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Формированием и развитием речи необходимо заниматься не только в первые годы жизни ребёнка, но и в 5, 6 лет. Данные игры помогут развивать красивую речь ребёнка 5 лет.

Читаем по губам

◈ Старайтесь тщательно артикулировать слова, произносить их четко, раздельно. Начните с ребенком диалог. Пусть он говорит нормально, а вы постарайтесь отвечать тихо-тихо, четко артикулируя слова губами.

Весёлый счёт (произнеси правильно окончание)

Инвентарь: мяч.

◈ Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...).

◈ Сначала лучше называть существительные по принципу сходства окончаний. Например:

♦ один стол — пять столов

♦ один заяц — пять зайцев

♦ один слон — пять слонов

♦ один палец — пять пальцев

♦ один шкаф — пять шкафов

♦ одно платье — пять платьев

♦ один гусь — пять гусей

♦ одна шапка — пять шапок

♦ один лебедь — пять лебедей

♦ одна перчатка — пять перчаток

♦ один журавль — пять журавлей

♦ одна банка — пять банок

♦ одна гайка — пять гаек

♦ одна рукавица — пять рукавиц

♦ одна майка — пять маек

♦ одна пуговица — пять пуговиц

◈ Возможен другой вариант. Бросая мяч, ведущий может говорить: «У меня есть один стол», а ребенок отвечать: «А у меня есть пять столов».

Хомячки

Артикуляционная гимнастика.

◈ Взрослый предлагает детям пройти 10-15 шагов с надутыми, как у хомяка, щечками. Для этого им надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом.

◈ Затем по сигналу дети должны хлопнуть себя кулачками по щекам — выпустить воздух изо рта, сделать 15 шагов и снова стать «хомячками» — надуть щеки.

◈ Повторить четыре - шесть раз. Контролируйте осанку.

Раздувайся, пузырь

Артикуляционная гимнастика.

Количество играющих: 3 — 6 человек.

◈ Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с взрослыми дети говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

◈ Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки.

◈ После слов взрослого «Пузырь лопнул» все дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп!», хлопают руками по щекам и присаживаются на корточки, произнося звук: «ш-ш-ш-ш». Затем игру можно повторить.

Перышки

Артикуляционная гимнастика.

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: перышки (кусочки бумаги) по числу игроков.

◈ На стол на расстоянии примерно 10 см друг от друга кладут несколько перышек.

◈ По сигналу ведущего дети подходят к столу и, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают перышки.

◈ Выиграет тот, у кого перышки слетели быстрее.

Остановите звук

Артикуляционная гимнастика.

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Попросите детей выбрать какой-нибудь звук, который они могут издавать (например, звуки, издаваемые любыми животными, или смех, крик, топот и т. д.).

◈ Дети могут испускать этот звук некоторое время, пока вы не дадите им условный сигнал.

Кот в мешке

Игра учит правильной постановке вопросов.

Инвентарь: мешок, любой предмет.

◈ Попросите детей определить содержимое мешка. Они могут задавать ведущему различного рода вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет».

◈ Ребенок, угадавший, что находится в мешке, получает его содержимое в подарок.

Что за книга?

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Задумайте книгу, сказку или рассказ, которые все дети знают и любят, и дайте им какой-то намек или небольшую подсказку. Например, если эта книга про Винни- Пуха, скажите, что в задуманной книжке есть один симпатичный толстячок.

◈ Попросите, чтобы дети угадали и назвали сказку или рассказ, задавая о них такие вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

◈ Даже если дети быстро угадают задуманную вами книгу, в любом случае призывайте их задавать уточняющие вопросы.

◈ Формулирование вопросов поможет им лучше вспомнить эту книгу или сказку, а также будет способствовать развитию речевых навыков.

Новые сказки

Вариант 1

◈ Расспросите детей, какие сказки они знают и любят. Выберите одну из сказок и предложите ее переделать, рассказывая ее по очереди и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое.

◈ Например: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты" Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь...» и т. д.

Вариант 2

◈ Подумайте о том, какими способами можно изменить сказки и прочие истории, знакомые детям.

◈ Например, в сказке про Белоснежку замените злую мачеху на добрую. Спросите, что, по мнению детей, будет делать и говорить эта хорошая, добрая мачеха. Замените Золушку на мальчика и дайте ему волшебного опекуна. Соответственно измените диалог и события.

◈ Все эти замечательные эксперименты развивают в детях творческий потенциал, показывая им, каким образом можно посмотреть на нечто хорошо знакомое с новой точки зрения, помогают детям совершенствовать повествовательную речь, умение выстраивать диалоги.

Измененные голоса

◈ Выберите какую-то простую фразу, например: «Я люблю блинчики» — и произносите ее различными способами. Например, зажав нос, или сложив свои руки чашечкой вокруг рта, или поджав губы, или положив руку поверх рта, или пропойте ее.

Отправимся за покупками

Количество играющих: 1 -6 человек.

Инвентарь: можно использовать секундомер или песочные часы.

◈ Спросите детей, в каких магазинах они любят делать покупки. Возможно, это магазин игрушек, зоомагазин, универсам и книжный магазин.

◈ Выберите магазин, в который вы якобы сейчас отправитесь делать покупки. По команде «Начали» засеките, сколько разных вещей ребенок сможет назвать и найти в этом магазине за минуту.

◈ Игра помогает детям усвоить большое количество слов.

Я знаю пять имен девочек...

Количество играющих: 2-4 человека.

Инвентарь: мяч.

◈ Дети по очереди бьют мяч об пол и в такт ударам говорят: «Я знаю пять имен девочек... (перечисляют)», «Я знаю пять имен мальчиков... (перечисляют)», «Я знаю пять овощей...» и т. д.

◈ Имена и названия различных объектов не должны повторяться.

Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение - довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера , слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение , а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
- Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение - сказка, рассказ или стихотворение?

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
- Дай мне - мой конь.
- Нет, ты мне дай - конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ - малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 32 с. (Конфетка).

Всестороннее развитие ребенка требует развития логического мышления. Развивающие игры для детей в возрасте 5-6 лет направлены на выполнение заданий на внимание, мышление, развитие речи и логики. Умение анализировать информацию повышает успеваемость в школе, поэтому важно обратить внимание на уровень мышления вашего ребенка и помочь ему получить необходимые умения.

Игры с разноцветными фигурами научат систематизировать такие понятия, как: цвет, форма, размеры. Образное мышление позволит познакомиться с различными предметами и их свойствами, а также выявлять связи между ними. При гармоничном и всестороннем развитии ребенок в возрасте 5-6 лет способен:
Выстраивать логику в действиях с предметами;
Убирать лишний предмет из ряда;
По общему признаку группировать предметы;
На основе картинок придумать логически связный рассказ;
Раскрасить определенный предмет по образцу.

Графические игры для детей 5-6 лет

Несложные графические игры помогут подготовить руку к письму. Ребенок способен аккуратно раскрашивать определенные предметы, дорисовывать необходимые элементы.

«Найди выход» . Распечатать на альбомном листе лабиринт, выход из которого нужно найти, прорисовывая линию движения непрерывно. Это может быть поиск выхода из норки для мышки, пробраться к сундуку с сокровищами и другое.

«Лишний элемент» . И нескольких нарисованных предметов найти лишний и вычеркнуть его. Могут быть нарисованы фигуры: круги, овалы и треугольник. Лишним будет треугольник.

«Чей хвост» . На картинке изображены животные: кошка, кролик, мышь, павлин. Попросите ребенка дорисовать хвост каждому из них.

«Соедини точки» . Вариантов этой игры множество. Предлагайте детям соединить точки по порядковым номерам, чтобы получился рисунок. Можно выбрать рисунки с недостающим элементом. Ребенок его дорисует, а затем раскрасит.

«Узоры» . Предлагается картинка с изображением русского народного костюма, где на одном рукаве узор прорисован полностью, а на втором рукаве только начало узора – следует продолжить по образцу.

Настольные детские игры

Настольные игры рассчитаны на несколько игроков. Лучше всего такие игры проводить вечером, когда все члены семьи могут принять участие. Родителям тоже будет интересно ответить на веселые вопросы или расставить правильно фишки в домино.

«Пазлы» . Отлично развивает логику игра в пазлы. Можно начинать с нескольких элементов, постепенно увеличивая количество. В 5-6 лет дети могут собирать сложные картинки на 500-700 элементов. Выбирайте пазлы тематические: профессии, мебель, транспорт, одежда, времена года, рыбы, животные домашние и дикие, насекомые, овощи и ырукты, сад и огород, игрушки, человек, посуда. Все эти темы обязательны при подготовке к школе. И хорошо, если сейчас, в форме игры вы дадите ему эти знания.

«Зоопутаница» . Требуется собрать картинки животных из трех элементов в одну. Собираем также слоги в слова. Направлена игра на развитие мелкой моторики, мышления и внимания.

«Кто больше» . Игра осуществляется с помощью карточек, на которых изображены животные, насекомые. Перевернуть карточки, перемешать. Достаем две карточки, переворачиваем, а ребенок должен объяснить кто из этих животных больше и почему.

«Домино» . Правила простые, поэтому ребенку будет понятен принцип игры. Можно использовать детские наборы домино, где соединять потребуется животных или овощи и фрукты.

Речевые игры для 5-6 лет

Игры должны побуждать ребенка находить правильный ответ, при этом рассуждать и выстраивать логику своих рассуждений. Другими словами, малыш думает, прежде чем дать ответ на задание.

«Правда или вымысел» . Взрослый рассказывает историю, а ребенок слушает и определяет, бывает ли так на самом деле, или это вымысел.

Примеры историй:
1. «В тёплый солнечный денёк дети отправились на горку из снега. Покатались на санках с горы, вылепили снеговика».
2. «По небу летела пожарная машина, а птицы ей уступали место».
3. «Посреди моря выросла большая морковка, а зайцы по тропинке сбегались со всех сторон, чтобы откусить кусочек».

«Логические пары» . Взрослый называет предмет, а ребенок должен найти предмету логическую пару. Побуждайте его объяснить свой ответ. Примеры слов: тарелка (ложка), шапка (голова), лето (жара), море (вода).

«Двойные слова» . Детям 5-6 лет уже вполне можно знакомиться с антонимами. Они очень любят искать противоположные по смыслу предметы и явления. Назвать антонимы, а ребенок должен найти ответ. «Что в одно время может быть и сухим и мокрым?». Ответы: одежда, листья на деревьях.

«Крокодил» . Всем известна игра, в которой необходимо изобразить предмет или явление так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это. Выбирают ведущего, а остальные участники по очереди отгадывают. Тот, кто отгадал, становится ведущим.

«Ассоциации» . Игра поможет расширить словарный запас ребенка, учит подбирать синонимы. Можно играть по дороге в садик или просто на прогулке. Взрослый называет слово, например: КОЛЕСО. По очереди начинают называть ассоциации с этим словом: МАШИНА, КРУГ, ДИСК, СОЛНЦЕ, БЛИН, АВТОБУС.
Компьютерные игры и игры-онлайн
Сложно встретить современного ребенка, который бы не умел играть на компьютере. Существует множество игр, которые развивают логику и мышление.

Развивающие игры на телефон

«Кондитерская» . По определенной схеме предлагается приготовить пирог. Он должен соответствовать итоговому фото. Подбираем цвет, форму, дополнительные элементы декора.

«Дюймовочка» . Можно скачать игру на планшет, смартфон, IPhone. Позволяет создать свою сказку, придумать оригинальное начало, конец известной истории. В ходе игры ребенок учится читать и правильно произносить слова, считать и логически мыслить. Можно записывать и озвучивать своих героев, затем просмотреть всей семьей получившийся мультфильм.

«Приключения Лунтика» . Любимый герой мультфильма помогает преодолевать препятствия на пути к главному призу. Анимационный принцип игры позволяет потренировать память и внимание у детей и взрослых.

«Jewels». Игра на логику и мышление. Необходимо передвигать драгоценные камни так, чтобы в ряду оказалось 3 и более одинаковых по цвету. Камни взрываются и помогают открывать сундуки с сокровищами.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта