Главная » 1 Описание » Условия самореализации. Что такое самореализация человека? Основные условия личностной самореализации

Условия самореализации. Что такое самореализация человека? Основные условия личностной самореализации

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие факторы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их проявление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой профессии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е. Л. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек - знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Хоманда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или конвенциональный тип. В качестве примера рассмотрим два последних типа личности:

Предпринимательский тип - рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. В профессиональном выборе - все виды предпринимательства.

Конвенциональный тип - конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе - банковская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со способом получения соответствующей специальности, места работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности - это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образованием, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование
реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

Овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
- профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.
- осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов:

Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать.

Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.

Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.

Вопрос самореализации (самоактуализации) личности традиционно связываются с гуманистической психологией, в которой данный термин является центральным. Обратим внимание на представленность идеи самореализации в отечественной психологической науке. Анализ позволяет открыть глубокие и содержательные философско-психологические основы данного явления. Единственное, что следует учитывать при этом, достаточно редкое употребление термина "самореализация".

"В основе стремления человека к самореализации, - отмечает Д. А. Леонтьев, - лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, которое может осознаваться в различных формах как стремление повысить знания, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, открыть людям смысл и т.п. ". Таким образом, мы имеем дело с сущностным, исходным компонентом жизни личности, причем таким, что не может существовать в пределах бытия человека.

Реализовать удачные стремление можно только выйдя за эти пределы, но "выход за пределы индивидуального бытия для отдельного индивида - только путем присоединения к чему-то большему, не закончит своего существования с физической смертью индивида". Но что представляет собой это "присоединение"? Еще А. Ф. Лосев отмечал: "Личность, если она есть, вообще мыслится всегда и неизменно влияющей и действующей". Итак, "личность всегда выявлением". При этом выражение не просто функцией личности, а ее необходимым базисным атрибутом. Как видим, по А. Ф. Лосев, личность является, прежде всего, выразительной формой.

Выразительное бытия всегда синтезом двух классов, одного - внешнего, очевидного и другого - внутреннего, осмысливая, такого, что допускается. Выражение всегда синтезом чего внутреннего и чего-то внешнего. По мнению философа, в выражении личности представлена тождество ее внешнего и внутреннего.

Это проявляется, например, в том, что, воспринимая личность сугубо внешне, мы как бы охватываем и внутреннее, то, что оказывается во внешнем. "Сам термин выражение указывает на некоторое активное самоперет-ванию внутреннего во внешнее». Эта драматическая единство внешнего и внутреннего составляет, собственно, жизнь личности, ее развитие. Именно выразительная активность человека вызывает жизненный движение личности, в котором она сталкивается с внешним миром, прежде всего социальным.

Таким образом, перед нами как бы трех бытия личности: "внутреннее бытие" - сущностное, смысловое ("прототип" - за Лосевым), "внешнее бытие" - вид, лик, поведение, особенности и мир внешний - пространство бытия. Она составляет единую подвижную ценность.

Во-первых, выражение как следствие личностной активности - это и есть не что иное, как реализация ее внутренней сущности (выраженная - значит, такова, что стала реальной). Тем самым самореализация наделяется все общей и обязательным качеством жизни личности. Можно, конечно, говорить о ее ступень в жизни конкретной личности, но ошибочный пафос гуманистической психологии здесь исчезает.

Во-вторых, существенным является понимание позиции личности в отношении окружающей среды. Для А. Ф. Лосева существует не просто чужой, чисто объективный внешний мир, а "внешний мир бытия личности". Человек не противостоит миру, но как бы окутывается ним, и это - уже ее мир.

Такого мнения придерживается и С. Л. Рубинштейн: человек не противостоит миру, а находится внутри мира, и ее жизнедеятельность протекает в его мире. Само выражение (реализации внутреннего) приводит ЦС очень важное преобразование, что и делает совсем уникальным процесс существования личности.

Выражение и его высшая личностная форма - воплощение - порождает принципиально новую форму сосуществования человека и окружающей его мира. Воплощение (овеществления в терминологии диалектического материализма) - это запечатление живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, преобразования логики действий субъекта в собственное предметное изображение и нахождения субъектом своей действительности в объектах, которые несут на себе и сохраняют образ его деяния. Именно результатом процесса деяния является то, что как уже указывалось, мир перестает быть перед и против человека, превращается в ее мир.

Условием возникновения и существования сознания, как утверждает Г. С. Батищев, овеществления - это процесс самовоплощения человека "как субстанциальной культурно-творческой силы, это создание ею предметного мира собственной культуры, в котором она утверждает свою субъективность тем, что приобретает об "объективной действительности самой себя как субъекта. Этот процесс не представляет собой простую смену внешних объектов, а является реализацией полной сущностной человеческой потребности - самореализоваться, то есть - оставить после себя след.

Результатом этого процесса всегда является произведение. "Хотя ни один частичный, фрагментарный произведение, - отмечает далее Г. С. Батищев - не представляет собой исчерпывающего образа человека, все-таки именно в своих произведениях (и нигде больше) человек находит для себя и для других открытое и фиксированное выражение того, чем она смогла и думала стать ".

Концепция Г. С. Батищева близка к психологии А. Маслоу (даже лексически), и, с другой стороны, насколько она - глубже. Вопрос постоянно "зависает" в рамках гуманистической психологии ("что конкретно должен делать человек, чтобы самореализоваться?"), Получает здесь достаточно четкий и обстоятельный ответ. Человек самореализуется там, где она воплощается в том, что она создает. Оказывается, что произведение всегда "адрес", и само произведение продолжается и завершается в других деятельностях и других субъектах.

Потребность самореализации действительно по существу и тотально человеческим качеством, но она существует не в форме повышения внимания к себе, болезненной рефлексии и самосовершенствования, а в форме стремления что-то создать, оставить след в чем, или в ком-то. Это понимание, как легко видеть, полностью соответствует контексту мыслей С. Л. Рубинштейна о том, что саморазвитие и самовоспитание личности заключаются не в какой-то изолированной медитативной "работе над собой", а в активной реальной внешней деятельности.

Это ключевой пункт нашего исследования: реальность мотива самореализации личности - это ее стремление к воплощению и творческой деятельности по практически чего (здесь, правда, существует много этических вопросов, но это уже - другая, нравственная, реальность), а вовсе не стремление к самосовершенствованию и достижению успеха как социального определения. Последнее, хотя и очень важное, должно подчиняться первому, а не наоборот, в этом случае иметь не самореализацию, а социальную адаптацию, а следовательно, не развитие и усложнение, а инволюцию и упрощение личности.

Процесс овеществления имеет не только социальное источник - сущностные силы общественно-индивидуального субъекта, но и социальную "адрес". Более того, "адрес" процесса овеществления - бесконечность. Здесь, на наш взгляд, "схвачено" чрезвычайно существенный момент: полноценная самореа-ция обязательно предполагает коммуникативный аспект в важных измерениях осознание существования другого как "адресата" того, что создается личностью, прогнозирования развития взаимодействия, ответственность.

Опять можно говорить об определенном углубление теоретической конструкции гуманистической психологии - при тщательном анализе видно, что она склоняется к некой "робинзонады", а аспект мижсубьектнои взаимодействия только прибавляется к ней, из-за чего всегда чувствуется некоторая искусственность и незавершенность.

В. А. Петровский разработал теорию "личностных вкладов". Считая его взгляды адекватными пониманию процесса самореализации в отечественной философско-психологической традиции, мы должны заметить следующее. Строя свою теоретическую схему в пределах, как он сам отмечает, "концепции персонализации", он опирается на представление А. Н. Леонтьева о личности как "системное качество" индивида. "Мы конкретно характеризуем эту особое качество, - пишет В. А. Петровский, - прежде всего как способность человека обусловливать изменения значительных аспектов индивидуальности других людей, быть субъектами преобразования поведения и сознания окружающих через свою от ображснисть (" персонализированность ") в них ". Действительно, человек "опредметить-ет" не только внешние объекты, но и других людей, которые тоже становятся в определенной степени ее произведением. И проблема именно в этой мере.

В. А. Петровский вводит понятие "отражена субъектность", которая "воплощает в себе представление о личностный аспект бытия человека в мире как формы активного" идеальной * "присутствия человека в жизни других людей," вытянутости человека в человеке ". А потом уточняет: "отражена субъектность является, таким образом, формой идеальной прсдставлености именно данного человека в моей жизненной ситуации, которая определяется как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении".

Исходя из этих толкований, придем к мысли, что личность, вза-гали-то, есть ничто иное, как "отражена субъектность" большого количества субъектов, которые в свое время были значимыми для данной личности, то есть - сделали свои "личностные взносы "в нее.

Но так ли это на самом деле? На наш взгляд, здесь может быть только диалектическое решение, ведь перед нами возникает антиномия: личность, безусловно является определенной суммой "отраженных субъектностей", поскольку она изначально существует в ситуации влияния других личностей. Но в то же время она не является и не может быть только суммой этих взносов, ведь в последнем случае мы имели бы механизм, но не личность.

Решение этой антиномии, на наш взгляд, заключается в признанные того, что личность преодолевает отраженную субъектность, а это и есть, собственно, само-реализации. Итак, по-настоящему важно не количество и сущность "взносов" в личность других людей, а способность ее, принимая эти взносы, преодолевать их в собственной активности, в которой переплавляются и превращаются эти взносы. То есть, фактически, сущность проблемы решает сам процесс самореализации.

Принимая во внимание взгляды В. А. Петровского в их "чистом" виде, можно достаточно легко сделать вывод, что, например, профессиональная самореализация учителя или воспитателя заключается в стремлении осуществить как можно больше влияния на личность ученика и оставить "много" отраженной субъектности.

К сожалению, именно так это и понимается большинством воспитателей и вообще взрослых людей. Отсюда можно было бы и конкретизировать психологический предмет: мотив профессиональной самореализации учителя - это стремление оставить максимум "личностных вкладов" в личностях учеников. Учитель, на самом деле, самореализуется в самореализации своих учеников. Иными словами, ученик как мое произведение - это человек, которому я помог почувствовать себя самоценной и неповторимо уникальной индивидуальностью, свободной, такой, что ставит свои цели и достигает их своими усилиями (то есть - преодолевает отраженную субъектность). Конечно, подобное часто угнетает и раздражает учителей, а особенно родителей, поскольку очень часто самореализация того, кого воспитываешь, разумеется бытийной (то есть, по теоретической схеме В. А. Петровского, как степень соответствия поведения том, что привнесено в человека). Нам кажется, что прав все-таки К. Роджерс.

Следует отметить, что противоречия, которое рассматривается, на самом деле является очень древним. Вот как об этом писал русский педагог П. Ф. Рихтер: "Каждый воспитатель, даже самые слабее, навевает воспитанникам уважение к своеобразию личности, например, собственной. Но на том же уроке он снова усиленно работает над тем, чтобы каждый из них был ничем иным, как повторением его собственного "Я". Себе же он позволяет столько индивидуальности, сколько ему нужно, чтобы искоренить чужую и насадить свою. Дай бог, чтобы это редко удавалось! И, к счастью, это и не удается. Только посредственность вытесняет чужую посредственность с помощью своей, то есть незаметную индивидуальность с помощью другой незаметной индивидуальности: отсюда толпа подражателей...

Возвращаясь к анализу философско-психологических основ явления самореализации, отметим, что в гуманистической психологии вовсе не рассматривается вопрос возникновения и содержания того, что должно самореа-лизироваться - внутреннего мира личности.

По А. Маслоу, самоактуализация - это процесс, который позволяет человеку стать тем, кем он может стать; и он ограничивается этим, совсем не обращая внимания на психологию того, кто самореализуется. Между тем, в контексте нашей проблемы этот аспект нельзя игнорировать как простое теоретическое ограничение, вытекающее из методологической позиции автора. Оказывается, что понимание особенностей самореализации и его мотивации очень связано с тем, как понимать смысл того, что реализуется.

Отечественная философско-психологическая традиция исходит из противоречивого единства опредмечивания-распредмечивания. Если опредмечивания является воплощением (самореализацией) человека, в результате чего возникает произведение, то распредмечивание представляет собой обратный процесс - это активность, приводит к раскрытию человеком предметной сущности объекта, присвоение ее и преобразования в свое - психическое. "Распредмечивание, - отмечает Г. С. Батищев, - это универсальный" переводчик "природы и предметных форм культуры на" язык "сущностных сил общественной и такой, что общается с другими индивидами, человека, то есть на субъективную" язык "самых способностей как живой культуры ". То, что процессы (опредмечивания и распредмечивания) происходят одновременно, означает, что самореализаидя сопровождается прогрессивным изменением внутреннего мира личности, его развитием.

С этого понятной становится тезис: самореализация происходит только в такой деятельности, которая предусматривает открытие (распредмечивание) новых качеств, перспектив. То есть - предусматривает развитие и расширение осознания.

Оказывается, самореализация не является процесс-вектор, направленный от внутреннего мира личности и такой, которая заключается в развертывании этого мира. Самореализация выступает процессом "кольцевой-спиральной" природы: чем больше внутренний личностный потенциал личности, тем вероятнее и активнее происходит самореализация, причем содержание ее можно открывать, "проникать" в глубины окружающего, "окутывая" им себя, присваивая его и превращая в свой потенциал. И это выводит самореализацию на высшую ступень: процесс оказывается действительно бесконечным, но только потому, что бесконечным есть мир, в котором живет личность, и необходимо ее стремление познать, превратить этот мир, оставить собственный отпечаток.

Рассмотрены теоретические положения существенно уточняют исходную проблему: самореализация личности (а следовательно, и ее мотивация) является "естественной" и тотально всеобщей качеством (признаком) любой личности. Не может стоять вопрос о ее дополнительное формирование. Более того, оказываются известными и основные механизмы этого процесса. Поэтому проблема заключается в том, что люди далеко не всегда раскрывают (а следовательно - и формируют) все свои сущностные силы - качества, оставаясь даже невежественными относительно собственного потенциала.

Анализ основных положений отечественной философско-психологической традиции позволяет установить: самореализация личности является, на самом деле, органично присущей любому человеку (и совсем неуместными являются тезисы о том, что якобы очень небольшое количество людей (3% по Маслоу) - самореализуется, поскольку это "делают" все).

Но обстоятельств могут быть такими, что будут способствовать более активному и глибокозмистовному становлению (следовательно, самореали-зации) личности. И именно это является социально-психологической проблемой.

Важны взгляды украинского психолога Т. М. Титаренко. "Мое« Я »как синтез конечного и бесконечного, - пишет она, - сначала существует реально, затем, для того, чтобы расти, оно проецирует себя на экран воображения, и мои мечты, фантазии, причудливые бред раскрывают мне бесконечность, бесконечность возможного. Мое «Я» включает в себя множество потенций, оно является необходимостью и тем, чем я могу стать ". Но это "возможно" реализуется всегда лишь очень частично.

Что же является ограничением? С одной стороны, "Я" ограничивает само себя: "Существует опасность чрезмерного разрастания сферы возможного, когда за имажини-тарными построениями не остается времени для их реализации. Так" Я "постепенно превращается в сплошной мираж за нехватки чувства реальности... Человеку следует осознавать свои внутренние границы, природные границы, чтобы зря не строить калейдоскопом возможностей ".

Замечание это, на наш взгляд, довольно ценное: самореализация должна основываться на внутренних базисных особенностях человека. Уточняется мнение А. Маслоу о том, что самореализация - процесс, в ходе которого человек должен стать тем, кем он может стать. Оказывается, что каждый человек не может стать кем угодно, детерминация все-таки существует, и она представляет собой не что иное, как совокупность классических "внутренних условий" (С. Л. Рубинштейн), от анатомо-физиологических до психологических. Однако это еще не все.

Самореализация детерминируется также и внешними особенностями жизненных обстоятельств. Анализируя "обычное" и "экзистенциальное" бытия личности, автор фактически отслеживает механизмы самореализации личности на разных уровнях ее существования. Привлекает неоднозначность и сложность позиции исследователя.

С одной стороны, "человек остается в пределах непосредственного», не развивается, растет. Подчеркивается "пошлость обывателя", его застылость и "растительность" такой жизни. Будто целесообразно и логично обосновывается необходимость в этой жизни праздников, карнавалов, обрядов, игры - всего того, что позволяет самореализоваться человеку, остаться личностью. Это - традиционная и распространенная точка зрения. Но Т. М. Титаренко идет дальше, и тогда оказывается, что "серые будни является тем фундаментом, который обеспечивает возможность постепенного выхода из плена ситуа-ности, прорыва к настоящей свободы".

Кроме того, "включенность в бытие, естественный синкретизм мировосприятия дают ощущение постоянства, прочности, правильности того, что происходит". Все это, действительно, так необходимое в жизни каждого человека. Повседневная формирует совершенно своеобразный тип личности, для которой отличаться, демонстрировать свою неповторимую индивидуальность, исходя из общего контекста, является нежелательным. Проще и надежнее быть как все, быть похожим на других.

Итак, якобы имеем сплошной конформизм и обезличивание. Продолжая ярко характеризовать данный тип личности, исследовательница отмечает: "Они (эти личности) умеют применять свои способности, вовремя ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, экономить деньги и выгодно вкладывать их в ценные бумаги. Эти люди уже достигли успеха или, не без оснований, собираются достичь его, их адаптированности можно позавидовать, их существование кажется почти гармоничным.

Но они поистине собой? Последний вопрос - ключевой, и мы обязательно вернемся к нему после осмотра всей логики автора как целостной структуры. Оказывается, что наряду с жизнью обычным существует совсем другая жизнь - жизнь "поступка". Человек совершает "поступок" - и в настоящее время живет в совершенно ином жизненном измерении, и сама она является принципиально иной. Но осуществление "поступка" - всегда ограничения во времени, и теленок этого акта человек... "возвращается к обыденности".

Итак, существует дискретность жизненного пути человека: обыденное ("без учинкове") существование прерывается "поступком" и затем снова возвращается к обыденности, качественно изменив личность при этом.

Есть соблазн рассматривать "поступок" как акт самореализации личности, и так оно и есть по логике так называемого "вчинкового подхода", что достаточно активно разрабатывается некоторыми украинскими авторами, которые считают себя последователями В. А. Ромснця. "Поступок истины", "поступок красоты", "поступок добра", "поступок экзистенции" и т.п. - так выглядит дискретные моменты существования личности, в которых она действительно растет и самореализуется. Мы не будем анализировать теоретических взглядов В. А. Роменця, хотя они заслуживают внимания. По крайней мере, у него мы не встречаем перечисленных форм поступка, и не можем встретить, ведь его представление было несколько иным, чем то, что эксплицируются в этих формах.

В. А. Роменец указывал на такие формы поступка: "поступок риска", "поступок веры", "поступок фатализма", в другом месте "поступок самопожертвования". Логика очень отличается от вышеуказанной.

Важнее, однако, другое: В. А. Роменец рассматривал возможность анализа очень похожих явлений - поступка и самореализации. Давая психологическое определение поступка, он отмечает: "... Он также ведущей формой и главным, сознательным механизмом, способом духовного развития". Считая идею самореализации поступка "достаточно абстрактной", он выражает вполне справедливо, на наш взгляд, замечание: "Термины" самореализации "и" самореализация "имеют преформистским оттенок и указывают на развертывание уже имеющегося содержания...

Самоутверждение через коммуникацию - вот завершающая формула, которой может быть выражен общий смысл поступка в единстве его индивидуального и социального моментов ". И, в другом произведении, еще определеннее:

"Психологическую основу поступка составляет действие установления и развития новых связей человека со средой. На этом основании появляются новые аспекты поступка". Мы нигде не встречаем у В. А. Роменця однозначного утверждения о том, что поступок является актом дискретным во времени (хотя то, что он - акт - однозначно), как встречаем этого в работах других мыслителей, занимавшихся проблемой поступка, - М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Понятие "поступок" и "самореализация" настолько близкими, что их можно интерпретировать, безусловно, с учетом указанного замечания В. А. Роменця по преформизма. Ни поступок, ни самореализации нельзя считать дискретным актом в том смысле, что существует некоторое невчин-ном, несамореализоване существования, затем происходит несколько (ситуативный акт), когда человек "совершает" (самореализуется), после чего "возвращается" к невчинкового существования (повседневность, в терминологии Т. М. Титаренко).

На самом деле и поступок, и самореализация - это не акт, а процесс, течение жизни личности. Прекратить такое существование человека - значит просто прекратить ее как личность (то, что это невозможно сделать даже искусственно, очень ярко описал В. Франкл в работе, посвященной психологическому анализу жизни в концентрационных лагерях; это делали и другие исследователи и литераторы). Поэтому речь должна идти не об этом, а о социальных последствиях самореализации (поступка).

О самореализации (как и о поступке) можно говорить лишь тогда, когда человек что-то делает актуально (то есть осознаваемая и ответственно) для других людей. Этот коммуникативный критерий, к сожалению, не подчеркивается в других исследованиях, даже в рамках гуманистической психологии, хотя он является одним из ключевых. По крайней мере, таким мы рассматриваем его в своей работе

Важной характеристикой самореализации личности является креатив-ность. Д. А. Леонтьев обосновывает ключевое значение творчества в самореализации, опираясь на трехуровневую модель структуры личности, разработанную Г. С. Батищев. Содержание каждого уровня здесь- особенности потребностей, доминируют. "Третий уровень - это потребность в овеществления, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладам...

Потребность в самореализации можно отождествить с третьим уровнем Погребовой структуры и утверждать, что самореализация действительно осуществляется через конкретные потребности этого уровня (потребность в творчестве, в личностном общении, в социально-преобразующей деятельности, в материнстве и т.д.) ".

С утверждением Д. А. Леонтьева можно согласиться лишь частично и с уточнениями. Он пишет: "... Критерий самореализации - предметная реальность социально значимого вклада, осуществляемого субъектом". Конечно, продукт творчества (самореализации) всегда имеет социальную значимость, поскольку его появление означает рост личности, создает, а также влияние на общество в целом. Но если это влияние рассматривать как непосредственный, очень мало придется признавать саморсализованих личностей. С этой точки зрения мы ограничиваем способность человека к самореализации кругом исключительно одаренных личностей.

Нам близка точка зрения, которой в последнее время развивает М. Моляко, согласно которой творчество имеет незаурядную и не зависящую от общественной ценности продукта значимость, поскольку, помимо роста личности создателя, она косвенно влияет на все общество. Тогда творческая самореализация возможна (хотя потенциально) для любой личности. Она связана с креативностью и со "способностью к взаиморазвития и самоакту ции".

В исследованиях Д. Б. Богоявленской освещены взаимосвязь КРЕА-ности и самореализации личности. Два уровня активности человека - это уровень субъектного действия и уровень личностной действия - являются неоднородными. Поэтому она различает два уровня действия личности: уровень воздействия социального индивида и уровень творческой действия. При этом уровень производительности социального индивида соответствует целенаправленной деятельности, где цель выступает как осознание желаемого результата. Но результат определяется положением индивида среди людей. В развитой форме творческое действие приводит к порождению же цели, то есть на этом уровне осуществляется целеполагательный деятельность, а действие приобретает порождающего характера и теряет форму ответа.

В таком случае активность выступает как интегральное личностное образование, а не сводится только к действию чисто интеллектуальных факторов. Ценным является то, что нельзя объяснить интеллектуальную активность действием физиологических или психофизиологических механизмов (нельзя объяснить выше из низшего). Поэтому, чтобы проявить активность поведения, необходимо изменение предмета исследования - выделение специфической для поведения формы активности.

Механизм самореализации личности, на наш взгляд, в своих принципиальных моментах соответствует креативности. Ключевым здесь является момент целенаправленности. По нашему мнению, личность начинается с собственной постановки цели и ответственного переживания этого явления. Если цель не внешне задана, то она всегда моя (личностная), всегда порождающая (креативная) и такая, что реализует личность и одновременно развивает, "выращивает" ее: таким образом, личностная действие - это и есть, собственно, самореализуюча и саморазвивающаяся действие.

Итак, субъект (личность, самореализуется) не только сам ставит цель, но и превращает ее в жизненную задачу, для чего сам переструкту-рва собственный внутренний мир. Таким образом, он становится "причиной своих отношений с миром, с обществом; является создателем собственной жизни, создает условия своего развития; преодолевает деформацию собственной личности".

Важно взгляд Л. И. Божович, которая, вслед за Л. С. Выготским, определяет растущую личность как инициатора собственной активности, основу которой находится в мотивационно-потребностной сфере. Эта активность составляет основу развития личности как субъекта. По ее словам, ребенок постепенно превращается из существа, подчиненной внешним воздействиям, на субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознания поставленных целей и принятых намерений.

Хотя в концепции Л. И. Божович и не употребляется термин "самореализация", процесс ее исследуется и связывается с термином "субъект", который выступает в виде важного качества личности, заключается в способности овладевать миром, создавать себя, создавать что-то новое, чисто свое, в социуме. "Усилия личности, - отмечает Л. И. Анциферова, - главным образом направлены на содержания не столько той или иной распространенной деятельности, но на усиление, расширение, увеличение многие мерности пространства собственной жизни, на включение в его контуры миров других людей".

В онтогенезе происходит как бы удвоение самореализации как системы личностных действий. С одной стороны, человек продолжает активно формировать внешние условия собственного развития (опредмечивания -розпредметнення), с другой же, ее собственный внутренний мир теперь выступает объектом формовочных усилий. "Не является индивид автором, создателем тех психических образований, которые на определенных стадиях его личностного развития начинают осознаваться, а следовательно, и интегрироваться? И не участвует сам человек в организации - а не только в отыскании - собственной самости, истинного себя? " - Спрашивает Л. И. Анциферова, полемизируя с К. Г. Юнгом и А. Маслоу.

Существует проблема выявления реального содержания той внутренней деятельности, осуществляет личность, развивая и изменяя себя, самореа-лизуючись. Даже акт самонаблюдения приводит к заметным изменениям внутреннего мира личности. Поэтому самопознания и формирования адекватной «Я-кониспции" с важным средством процесса самореализации и ее диагностический коррелят.

И. Головаха исследует самореализацию в контексте жизненной перспективы личности и рассматривает ее как "целостную картину будущего в сложном противоречивом взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни". Перспектива личности, отмечает исследователь, является важнейшим фактором ее развития и самореализации. Жизненная перспектива не задается личности, а создается ею, меняется и уточняется на протяжении жизни, проходя в своем течении напряженно-кризисные моменты, отличные альтернативы на жизненном пути личности.

Взаимоотношения личности и среды происходят как путем гомеостаза, так и гетеростаз, то есть - присвоение и преобразования - создание социальной среды. Последнее касается процесса самореализации в большей степени, чем гомеостаз, хотя этот процесс еще недостаточно изучен и, по нашему мнению, предполагает значительную внутреннюю преобразующую работу, имеющую отношение к самореализации.

Н. В. Чспелева, анализируя концепцию Л. С. Выготского, приходит к выводу: "Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий... Это соотношение определяет и динамику психического развития в течение определенного возрастного периода и качественно своеобразные психологические новообразования, которые возникают в конце этого периода ". У каждого человека формируются в течение жизни типичные формы поведения и эмоционального реагирования на конкретные жизненные ситуации, которые Н. В. Чепслева называет "концепциями".

Важной с точки зрения психологии является психологическая ситуация, которая "возникает, когда реальные обстоятельства препятствуют достижению цели, удовлетворению потребностей или они толкуются как содержащие определенные препятствия, проблемы и т.д.". Психологические ситуации могут возникать также из-за наличия внутренних препятствий. Н. В. Чепелева справедливо, на наш взгляд, рассматривает психологическую ситуацию как "задача на смысл": имеем в виду, что преодоление предполагает акт смыслообразования - акт самореализации. Нам кажется, что "задача на смысл" имеет центральное значение для решения проблемы самореализации личности - именно решения многочисленных психологических ситуаций приводит к тому, что мир перестает восприниматься отчужденно, как таковой, что стоит "напротив", зато возникает позиция "личность внутри своего мира ".

Выделяется система характеристик потребности в самореализации: потребность в самореализации относится к разряду высших потребностей; она является качественной характеристикой личности; данная потребность актуализирует потенциальные возможности личности; она способствует развитию личности; потребность в самореализации поддерживает внутреннее состояние напряжения индивида, она противоречивую природу; потребность в самореализации существует в варианте "для других", то есть имеет социальный характер; потребность в самореализации - это ценность; она имеет постоянный, непрерывный характер, потребность в самореализации обладает способностью целенаправленного формирования в процессе овладения той или иной деятельностью.

Фундаментальные потребности создают активность поведения. Активность, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, принимает форму самореализации. Она определяет деятельность, является движущей силой, источником пробуждения в человеке его "потенциалов", которые вызываются потребностью в деятельности, представляет собой высший ее уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями.

Потребность в самореализации является источником активности личности, активность же определяет виды деятельности, в которых данная потребность удовлетворяю терпится.

Определение «самореализация» включает в себя целую последовательность процессов, среди которых, прежде всего, осознание личностью , возможностей в той или иной сфере жизни, свои будущие цели и планы, а также дальнейшее их воплощение в жизнь посредством активной деятельности. Вкратце, реализацией индивидом самого себя называют его воплощение в жизнь своих внутренних потенциалов в любой жизненной сфере или нескольких из них.

Стремление к реализации себя и своего индивидуального потенциала – это естественная психологическая потребность каждого человека, которая заложена в нем с самого рождения. В иерархической пирамиде потребностей Маслоу реализация занимает самую высшую ступень. Найти себе в обществе, использовать по максимум заложенные природой возможности и таланты – все эти вещи буквально жизненно необходимы для каждого из нас. Реализация себя является залогом ощущения удовлетворенности жизнью и окружением.

Самореализация личности

Способность к воплощению в жизнь своих внутренних резервов заложена природой в любом человеке изначально. В сущности, самореализация личности играет вообще основополагающую роль в определении ее жизни, поскольку именно она способствуют выявлению и полноценному раскрытию даже самых не очевидных возможностей и талантов человека, что, как правило, приводит к наиболее стабильной и успешной жизни в социуме.

Вместе с тем, одновременно в раннем детском возрасте проявляются и множественные , сопровождающие человека оставшуюся жизнь. Их также необходимо выявлять и решать, а для этого требуется постоянная целенаправленная работа. В социальной среде скрывается самый большой враг реализации индивидуальности человека – это стереотипы. Стереотипное мышление широко распространено в обществе и часто может быть навязано любому человеку еще в раннем детском возрасте.

Личность человека всегда является одновременно как субъект, так и объект для социальной структуры. Так что в ходе адаптации индивида в социуме и его определенных группах, весьма важную роль играет его целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Как правило, именно целеустремленная личность, которая направляет свою деятельность на благо реализации своих возможностей и потенциала, достигает наибольшего успеха. В то же время индивид, который всегда идет по течению происходящих с ним обстоятельств, редко когда добивается личной цели.

Технически процесс реализации личности представляет собой такую направленность деятельности индивида, которая позволит максимально задействовать объективные условия окружающей среды и социума, а также его субъективные возможности, потенциал и таланты, с целью воплощения в реальность каких-либо личностных стратегических планов. Когда речь идет о самореализации, подразумевается только долгосрочная перспектива, а не однократное достижение на текущий период времени.

Творческая самореализация

Творческий процесс – это занятие, которое считается неотъемлемым для любого индивида, поскольку оно является эволюционно образовавшимся механизмом проявления субъективных возможностей человека. При этом овладение личностью сутью творчества в полной мере – это базовый критерий, определяющий также и ее духовное развитие.

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность. При этом, тем не менее, происходит сравнение не только со внешними мотивами, но также и внутренними представлениями о этой деятельности самого индивида. То есть такой тип деятельности должен соответствовать интересам этого человека, именно тогда она превратится в «самодеятельность», то есть реализация индивида в определенной сфере превращается в самореализацию. Личная мотивация является неотъемлемым фактором. Именно исходя из этого, мы можем утверждать факт того, что творческий процесс сам по себе изначально является процессом самореализации, каков он есть в своем «чистом» виде.

Профессиональная самореализация

Еще один актуальный тип реализации любого человека в прогрессивном обществе – это профессиональная самореализация. В данном случае ключевыми механизмами являются также процессы самоактуализации, которые являются чем-то вроде пускового механизма, определяющего дальнейшую направленность деятельности индивида. Как уже говорилось, именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей каждого индивида. Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для развития самореализации.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии занимает в жизни едва ли не главенствующее положение. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит рост, карьерный подъем. Она также оказывает значимое влияние на социальный статус индивида. Умение выбрать профессию, возможность реализовать в ней свои приобретенные навыки и таланты, достичь определенного успеха – вот одна из главных жизненных целей для многих людей.

По мере того, как происходит реализация индивида в данной сфере, у него формируются определенные качества и навыки, а также меняется взгляд на ситуацию вокруг него. В частности, можно определить аспекты, которые отмечаются по ходу профессиональной самореализации.

Исходя из их уровня актуальности для индивида, можно также говорить о его уровне реализации:

Индивид осознает принадлежность своей персоне к социальной группе определенной профессиональной занятости.
Также происходят понимание и оценка собственного соответствия критериям выбранной профессиональной деятельности. Индивид осознает свое место в работе, ее иерархическую структуру, возможности развития.
Понимание и оценка признания в сфере профессии со стороны окружающих. Их личная оценка его уровня профессионализма.
Развивается самооценка в данной сфере. Человек учиться принимать и адекватно оценивать свою позицию, возможности в работе, желания в рамках продвижения и реальный потенциал в этом направлении, свои плюсы и минусы.
Видение места работы в своей дальнейшей жизни.

Социальная самореализация

В отличие от других областей жизнедеятельности, основывается на сугубо личных целях индивида. Она заключается в достижении им того уровня социального статуса и удовлетворенностью жизни в социуме, который для него кажется идеальным.
Реализация индивида в этой сфере жизни во многом связана с социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальных деятельностей, например, педагогическую, политическую, гуманитарную.

Реализация самого себя в жизни в целом, во многом опирается также на способность индивида к эмпатии, то есть чувственности. Речь идет не только об отношении к окружающим, хотя и оно нередко играет свою роль. Наибольших результатов в жизненной самореализации достигают люди, которым, например, присуща ответственность за принятые ими решения и поступки.
Направление деятельности любого человека в рамках реализации себя в социуме обусловлено позицией его внутреннего «Я для других». То есть мотивация поступков и жизненная позиция индивида связаны с тем, как бы он хотел выглядеть в глазах окружающих его людей.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых данный процесс в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общностью будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру, линии поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения. Также отдельным влиянием, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Цели самореализации

Поскольку данная деятельность направлена на достижение определенных внешних позиций, цели самореализации заключаются, по большей части, не в познавании себя и внутренней аналитике, а на проявлении своей индивидуальности, имеющихся возможностей и потенциала среди людей. Когда мы говорим о том, что человек состоялся в жизни, мы подразумеваем полное задействование всех его внутренних ресурсов, направленное на реализацию задуманных им планов. Первичная проблема самореализации заключается в том, что между внутренними энергетическими запасами, желаемыми достижениями и реальными успехами может наблюдаться полное несоответствие. Таким образом, истинный потенциал человека, то есть его таланты и внутренние резервы, могут быть не раскрыты полностью в связи с определенными внешними обстоятельствами, что приводит к неудовлетворенности.

Проблемы самореализации

Несмотря на большое внимание к данному вопросу со стороны специалистов, проблемы самореализации все еще плохо изучены. По большому счету это связано с тем, что сами процессы реализации субъекта достаточно емкие и сложные, так что даже не существует какой-либо единой теории ее определения в психологии.

В подростковом возрасте многие из нас мечтают видеть себя в будущем в определенной роли, например, успешного бизнесмена, актера. Но жизнь, в частности сам социум и даже близкие нам люди, вносит свои коррективы, ведь общество не нуждается в сотнях и тысячах однотипных по своему профессиональному и социальному призванию людях. Наблюдается несоответствие между желанием и реальными возможностями, что уже может привести к неудовлетворенности, а сам подросток встает перед нелегким выбором.

Чтобы решить подобную проблему самореализации, стоит разучиться жить подростковыми мечтами, не замахиваться в столь юном возрасте на далекое будущее. К тому же, столкнувшись с трудностями следует не отказываться от своих целей, а искать пути их достижения.

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: . - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Зуева Светлана Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово zueva [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме успешности самореализации личности, которая определяется осознанием человеком собственных возможностей и потенциалов в различных видах его активности. В адекватной профессиональной деятельности сочетаются инструментальный и социальный аспекты самореализации, что позволяет ее рассматривать как наиболее благоприятное пространство сознательной самореализации человека.

Ключевые слова: самореализация, сознание, деятельность, личность, профессиональная деятельность, целеполагание, целедостижение.

В настоящее время российское общество ориентировано на модернизацию и развитие как в социально-экономическом плане, так и в отношении личности человека. В связи с этим востребованными являются исследования психических феноменов и механизмов самореализация личности. Сокращение производства в стране, изменение профессиональной структуры общества привели к необходимости исследовать взаимосвязь характеристик профессиональной деятельности и процесса самореализации человека.

Самореализация человека проявляется в исполнении желаний, надежд, достижении целей личности. С. И. Кудинов указывает, что термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии». В современных исследованиях понятие «самореализация» преимущественно трактуется как «реализация собственного потенциала». С. И. Кудинов отмечает, что еще в 1940 году украинский психолог Г. С. Костюк, рассматривая идею саморазвития, отмечал «сознательную целеустремленность» в качестве существенной характеристики процесса. «При наличии такой целеустремленности личность до некоторой степени сама начинает руководить своим собственным психическим развитием».

Проблема самореализации личности исследуется с использованием основ различных психологических направлений. Вместе с тем не представляется возможным выделить единую концепцию самореализации. Следует отметить, что существование большого числа теоретических изысканий не привело к разработке сбалансированной по точкам зрения теории самореализации. Сложность представляет также выработка единого определения данного понятия. Предпринимаются попытки рассмотреть самореализацию через близкие по смыслу понятия - такие как, стратегия жизни в отечественной психологической теории , идентичность в теории Э. Эриксона , самоактуализация в теории А. Маслоу . В гуманистической психологии самореализацию рассматривается как смысл жизни человека, отмечается взаимосвязь самореализации с общественным вкладом человека, как по отношению к близким людям, так и ко всему человечеству, в зависимости от масштабов личности человека.

Методологической проблемой является неопределенность понятийного статуса самореализации. Требует уточнения соотнесенность феномена самореализации с тремя модусами психического - следует ли рассматривать ее в качестве процесса, состояния (потребности) или свойства личности.

Ряд исследователей определяют самореализацию как явление, обусловленное стремлением к самоактуализации, присущим природе человека. В исследованиях

Самореализация человека в профессиональной деятельности

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

также представлена точка зрения, рассматривающая возможность процессуальной детерминации явления самореализации .

Невозможность непосредственного наблюдения явления самореализации и в силу данного обстоятельства необходимость довольствоваться фиксированием элементов ее проявления в поведении субъектов осложняют как теоретическое описание явления самореализации, так и её эмпирическое исследование. Трудность измерения самореализации обусловлена высокой степенью ее субъективности. Требуется разработка специфических приемов и способов отслеживания и контроля в ходе эксперимента эффектов самореализации, так как необходимо учитывать влияние значительного числа факторов.

Различные подходы обнаруживаются как при рассмотрении природы самореализации и механизмов ее осуществления, так и в анализе и описании условий и факторов, оказывающих воздействие на ее протекание и успешность.

Предлагается рассматривать (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, Л. А. Коростылева) субъективные и объективные факторы, влияющие на содержание и динамику процесса самореализации.

1. Зависящие от человека (субъективные) - ценностные ориентации, желание и возможность человека работать с собой, рефлексивность, нравственные качества, воля и др.

2. Не зависящие от человека объективные) - социально-экономическая ситуация в стране, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, экологический статус жизни человека).

Ряд исследователей (И. П. Смирнов, Е. В. Селезнева) отмечают значимость для процесса самореализации влияний внешней среды на психику человека в виде результатов образования, социализации, обучения труду, межличностного взаимодействия, общения с другими людьми.

Следует полагать так же, что собственно психологический аспект самореализации заключается в развертывании всех личностных потенциалов человека в каком-либо виде деятельности или сфере жизни. В переводе с санскрита слово «самореализация» дословно переводится как «проявление своего духа». Можно предположить, что сознание человека и есть тот самый дух, проявлением активности которого и является процесс самореализации. Вероятно, будет недостаточным рассматривать процесс самореализации как простое проявление человеческих возможностей, способностей, знаний, умений.

Встает вопрос - действительно ли наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности? Всегда ли самореализация есть процесс со знаком плюс, позитивное явление, социально приемлемое? В контексте проблемы свободы выбора человека можно сделать вывод, что этический, нравственный, социальный параметры самореализации личности не является существенными или сущностными. Однако обращение к нравственным категориям при рассмотрении проблемы самореализации находим в утверждении Т. В. Скороду-мовой , утверждающей, что самореализация личности - это процесс реализации личностью в себе и в обществе идеи добра и истины в их онтологическом единстве. Такой подход означает тот факт, что самореализация личности должна рассматриваться как положительное, соответствующее природе человека и способствующее его восхождению к вершинам духа и развитию, явление.

Самореализация личности возможна при условии, что человек осознает необходимость для него жизненной самореализации, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни. Без осознания человеком своих способ-

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ностей, интересов, жизненных предпочтений самореализация не может осуществиться. Вероятно, не менее важным условием самореализации личности выступает осознание человеком своей интегрированности в окружающий мир, его способности к гармоничному и конструктивному взаимодействию с другими людьми и природой.

Д. А. Леонтьев предлагает рассматривать процесс самореализации с позиции личностного роста, отмечая ее социальную направленность на других людей, общество в форме создания для них духовного, культурного содержания или материального объекта.

Инструментальный аспект самореализации личности связан с имеющимися у человека знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему выполнять конкретную трудовую деятельность и выстраивать системы отношений с людьми и социумом.

Среди факторов, затрудняющих самореализацию личности, следует отметить атомарность, уединенность бытия человека, его невключенность в активную жизнь, духовную и культурную ограниченность, неразвитость сознания, неадекватный профессиональный выбор. Неконструктивное влияние на процесс самореализации личности оказывают такие явления как приоритет материальных и узко прагматических ценностей, уход в криминальные структуры, наркомания, алкоголизм и т. д.

Если в сообществе, социокультурном и социально-экономическом пространстве бытия человека недостаточно условий для его самореализации, могут возникать застойные явления, создаваться социально-психологические основания для социального и экономического кризиса. Е. Е. Вахромов отмечает: «Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом» . Внешняя форма самореализации личности представлена активностью индивида в профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. Внутренняя же форма представляет собой самосовершенствование человека в различных аспектах: нравственном, духовном, физическом, интеллектуальном, эстетическом .

Таким образом, профессиональная деятельность человека является одним из существенных необходимых условий развертывания процесса самореализации личности. С учетом требований деятельностного подхода следует полагать наличие в анализе такого рода психологической реальности категории сознания. Именно сознание детерминирует характер взаимосвязи профессиональной деятельности и процесса самореализации личности.

В. В. Давыдов определял сознание как «воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей» .

Сознательное поведение человека предполагает отражение и учёт потребностей, интересов и позиций других индивидов. Вероятно, следует предположить взаимосвязь процесса самореализации личности с отражением, представленностью, активностью социума, других людей.

«Кто бы и когда бы ни действовал, - отмечал Г. П. Щедровицкий, - он всегда должен фиксировать свое сознание, во-первых, на объектах своей деятельности - он видит и знает эти объекты, а во-вторых, на самой деятельности - он видит и знает себя действующим, он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи» .

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Рассматривая систему функций сознания в контексте профессиональной деятельности как деятельностного пространства самореализации человека, можно выделить в структуре профессионального сознания профессиональные цели, профессиональные знания, профессиональное отношение, профессиональные планы и программы, профессиональное самосознание и др.

Среди основных условий самореализации личности А. И. Катаев отмечает наличие у человека таких производных сознания как развитое самосознание и рефлексия с актуализированной способностью познавать и осознавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста.

Для анализа феномена самореализации необходимо предусмотреть параметр целеполагания и целедостижения. Самореализация есть не только проявление себя, но и осуществление человеком, достижение им каких-либо результатов в реализуемой им активности. Степень осознания человеком себя, своих целей, возможностей, потенциалов и ресурсов может выступать регулятивным началом, механизмом процесса самореализации.

Профессиональная деятельность, отражаемая в сознании человека как пространство самореализации, может обеспечить три аспекта самореализации: собственно психологический, социокультурный и инструментальный. Психологический аспект самореализации, как отмечалось выше, выступает как осознание и выражение личностных потенциалов в профессиональной деятельности. Инструментальный аспект самореализации предполагает востребованность и использование потенциалов, ресурсов, опыта в форме знаний, умений, навыков, способностей человека. Социокультурный аспект проявляется в осознании и выполнение человеком индивидуальной миссии через свою профессиональную деятельность по отношению к другим людям, социуму, человечеству. Вероятно, именно такой конструкт относительно профессиональной деятельности, формирующийся в сознании человека, способствует успешной самореализации личности.

Действенность такого конструкта определяется ценностным позитивным отношением человека к своей профессиональной деятельности, адекватностью профессионального выбора, оптимальностью профессионального самоопределения. Цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Принимая во внимание динамизм, изменчивость в современных условиях структуры профессиональной занятости в обществе, следует отметить открытость, незавершенность, а, следовательно, и актуальность для личности процесса профессионального самоопределения во взаимосвязи с ее самореализацией.

Готовность человека рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности во многом определяет эффективность процесса самореализации. Н. Р. Хакимова отмечает, что в современных психологических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как «выбор себя» в профессии, выбор способа самореализации. Данные эмпирических исследований подтверждают значимость для оптантов такого мотива выбора профессии как мотив «возможность самореализации».

Вместе с этим встает вопрос о соотношении содержательных (цель и смысл профессиональной деятельности как миссии личности в обществе) и прагматических материальных аспектах (профессия как источник дохода) профессиональной дея-

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

тельности, осознаваемых человеком. Преобладание в сознании человека конструктов, связанных с прагматизмом профессиональной деятельности для него, затрудняет его самореализацию в профессии.

Содержательный аспект профессии отражается в сознании человека совокупностью представлений об объектах, целях, результатах и смыслах профессиональной деятельности. Востребованность и значимость для общества результатов профессиональной деятельность, а также собственные представления человека об этом выступают как осознаваемые предпосылки формирования отношения человека к своей профессии как миссии в обществе и собственном бытие.

Возможность человека полностью реализовать себя через профессию определяется адекватностью профессионального выбора. Вместе с этим, теоретически следует допустить вероятность существования фрагментарной, частичной самореализации личности в профессии.

Таким образом, можно выделить ряд параметров, определяющих условия самореализации человека в профессиональной деятельности: степень осознания человеком своего личностного потенциала и инструментальных ресурсов; степень адекватности профессионального выбора; уровень развития общества и общественного производства, способный обеспечить доступность для человека профессионального выбора; сформированность у человека представлений о самореализации как о миссии по отношению к другим людям и обществу.

1. Кудинов С. И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 95-98.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1997. - 340 с.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.108-117.

6. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2002. - 212 с.

7. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997. - С. 3-19.

9. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 180 с.

10. Там же.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996. - 240 с.

12. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М., 1995. - 800 с.

13. Кудинов С. И. Указ. соч.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of general psychology and psychology of development of Federal State Budget educational institution “Kemerovo State University" zueva [email protected]

Self-realization of man in professional activities

Abstract. The successfulness of person’s self-realization is defined by man’s realizing of his own possibilities and potentials in different kinds of his activity. In an adequate professional activity instrumental and social aspects of self-realization are combined and it allows to examine it as the most favourable are of man’s conscious self-realization.

Keywords: self-realization, consciousens, professional activity, aim relief, aim achievement.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как знаменитые и успешные люди добились своего нынешнего положения? А Вы хотите изменить собственную жизнь? Сделать ее лучше и интереснее, добиться настоящего успеха?

Каковы бы ни были конкретные причины успеха того или иного человека, главное, что характеризует всех успешных людей - это высокий уровень их личностной самореализации.

Под самореализацией гуманитарная психология, основоположником которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу ***, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация означает все более полное становление собой, выражение своей внутренней сущности на внешнем уровне жизни. Это то, что делает человека незаурядной личностью.

Самореализация - это раскрытие собственных возможностей - и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни.

Самореализация - высшая потребность человека

Психология и нейрофизиология исходят в общем и целом из того, что современный человек реализует в среднем всего лишь 5- 10% своего потенциала. Если Вы представите, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Может ли такая игра принести удовольствие самому пианисту, не говоря уже об успехе у зрителей?

А. Маслоу является автором иерархической модели потребностей человека - так называемой "пирамиды потребностей ". Чем "выше" уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят "высшие " потребности, которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием.

Однако, пока более "низшие " потребности не удовлетворены, человеку трудно обратить свой взор к потребностям более высокого порядка и ощутить ту радость, которую они в состоянии дать. Повседневные заботы о еде и одежде, работе и жилище часто полностью поглощают человека. В такой жизни мало радости и мало смысла. С точки зрения А. Маслоу, это своего рода подготовка к жизни, нежели действительная жизнь. Не случайно многие люди современного общества испытывают фрустрации, депрессию , связанные со смутным или явным осознанием рутинности и бессмысленности своего существования, своей нереализованности . По оценкам медиков, прозвучавших на Международной Конференции ВОЗ, проходившей в Москве 28 апреля 2011 г., около 30% населения западного мира страдают депрессией, а через 20 лет эта цифра составит уже 50%.

Последние три уровня: "познание", "эстетические потребности" и "самореализация" вместе называют "потребностью в самовыражении" или духовными потребностями.

А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла и удовлетворения, чем больше делается для реализации так называемых "крайних" или "главных ценностей", т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.

Но важна и обратная связь: чем выше уровень самореализации человека (уровень раскрытия собственных способностей), тем легче человек достигает своих целей с точки зрения удовлетворения потребностей более низшего порядка. Самореализация означает рост личной эффективности человека в любой области жизни.

В итоге самореализовавшийся человек удерживает в равновесии идеализм и материализм, "высшее" и "низшее". Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная.

Самореализация - зрелость личности

Самореализация означает максимально полное раскрытие не только индивидуальных, но и универсальных качеств, присущих всякому развитому человеческому существу.

Самореализация - это формирование определенных качеств личности, наиболее полно отражающих внутреннюю природу человека, которая совершенна.

Внутренняя природа человека - это сознание , которое, являясь самой сущностной характеристикой человека, определяет весь стиль его мышления и поведения. Поэтому самореализация напрямую связана с раскрытием полного потенциала сознания человека. Можно сказать, что самореализация - это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека. Все более полное использование потенциала сознания человека делает его все более совершенной личностью.

А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями (деятелей искусства, предпринимателей и политиков). В результате он установил признаки, которые характеризуют самореализовавшихся людей.

  1. Тот, кто достиг цели раскрытия собственных возможностей (самореализации), яснее воспринимает действительность. Он в состоянии лучше различать реальность и надежды, ожидания или веру.
  2. Самореализовавшийся человек принимает себя таким, какой он есть.
  3. Поведение того, кто достиг высокого уровня самореализации, характеризуется непосредственностью, простотой и естественностью. Ему чужды искусственность и страсть к эффектам.
  4. Человек, достигший самореализации, ориентирован не на себя, а на решение проблемы. Он не слишком поглощен заботой о самом себе, а живет ради выполнения задачи, цели или миссии, важной для всех. Самореализовавшийся человек действует с ответственностью, а не как "шахматная фигура".
  5. Одиночество не гнетет его. Он самодостаточен.
  6. Люди, достигшие высокой степени самореализации, легче переносят так называемые "удары судьбы", лишения, фрустрации и т. п. Они в большей степени независимы от влияний окружающего мира. Это поднимает их над обстоятельствами, позволяя им направлять свою жизнь в нужное для них русло.
  7. Они в состоянии постоянно производить переоценку основных жизненных ценностей, какое бы это ни производило впечатление на других людей. Это означает также, что самореализовавшиеся люди не ведают скуки.
  8. Люди, достигшие самореализации, подчас испытывали мистические чувства, как то: неограниченных возможностей, неописуемого удивления по отношению к действительности, бесконечности времени и пространства и др.
  9. Самореализация делает отношения людей, достигших ее, с другими людьми более полноценными и гармоничными. Самореализовавшиеся люди чувствуют единение с другими более отчетливо, чем "средний человек", но круг их близких друзей ограничен.
  10. Люди, достигшие самореализации, обладают демократичным характером: относятся одинаково дружелюбно к людям любого типа. Они всегда открыты для того, чтобы учиться у каждого чему-нибудь.
  11. Такие люди обладают ясными моральными представлениями и твердыми этическими принципами. Им не надо объяснять, что правильно, а что нет; но их воззрения на добро и зло часто не совпадают с мнением большинства.
  12. Они понимают юмор, но не смеются злобным шуткам, больно ранящим других людей, а также таким шуткам, в которых высмеиваются слабости других. Поэтому по сравнению с "обыкновенными людьми" они выглядят сдержанными.
  13. Творческие способности, оригинальность или изобретательность непременные спутники самореализации и присущи всем самореализовавшимся людям. У самореализовавшихся людей постоянно возникают новые идеи.
  14. Люди с высоким уровнем самореализации достаточно терпимы, но в критических ситуациях проявляют решительность и мужество.
  15. Самореализовавшиеся люди исключительно преданы своей семье.

Самореализация и Техника Трансцендентальной Медитации

Техника Трансцендентальной Медитации Махариши является простым и эффективным способом развития полного умственного потенциала человека и роста уровня его самореализации. Как подтвердили многочисленные тесты, проводимые с медитирующими, уже после 2-х месяцев медитации у исследуемых отмечается прогресс по таким показателям, как интеграция и стабильность личности, эмоциональная зрелость, целеустремленность, высокая самооценка, умение поддерживать хорошие отношения, гибкость в достижении целей, адаптивность к сложным условиям и другим признакам, характерным для личности с высоким уровнем самореализации.

Во время медитации растворяются глубокие, накопленные за всю жизнь стрессы и напряжения , являющиеся причиной всех стереотипных реакций и моделей поведения, присущих психике того или иного человека. Это снимает блоки и ограничения, обычно давлеющие над человеком всю его жизнь, и позволяет раскрыть все богатство внутреннего мира человека.

Медитация повышают самоуважение и позволяют интегрировать отдельные подавленные части личности. Она избавляет от необходимости постоянно подавлять свои качества, которые считаются отрицательными. Вместо этого она предоставляет медитирующему возможность прислушаться к своему внутреннему "Я". Вот как выразила это одна из медитирующих женщин:

"Раньше я училась быть такой, какой меня хотели бы видеть другие. Ценой этому была потеря контакта с самой собой. С медитацией ощущение моей личности вновь ожило. Медленно, но верно я стала ощущать различные черты моей внутренней действительности. Я все свободнее и свободнее стала руководствоваться в своих мыслях и действиях собственным опытом. Я стала доверять своим собственным впечатлениям и ощущать себя все увереннее. Медитация предоставила мне шанс восстановить нарушенные контакты с самой собой. Я согласна быть такой, какая я есть, без помощи постоянных приказов и предписаний типа: "Скажи же и ты что-нибудь", "Будь внимательнее" и т. п. И вдруг все пошло гораздо легче и естественнее".

Медитация устраняет саму причину всех стереотипов мышления и "заколдованных кругов" и высвобождает силы, способные изменить образ поведения, ведущий к застою и саморазрушению.

Самореализация - это естественное, автоматическое следствие развития сознания , происходящего в результате занятий медитацией. Раскрытие собственных возможностей- это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет существенного психического противодействия в сознании самого человека.

Самореализация - цель жизни

Самореализация, самораскрытие означает, по А. Маслоу, процесс, ведущий к тому, чтобы стать человечнее. Самореализация ведет к достижению более высокой степени совершенства, к тому, чтобы все в большей степени становиться человеком .

Самореализация - наиболее полное осуществление собственной внутренней природы является истинной целью жизни каждого человека.

"Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, ко все более полной реализации своего существования - так же точно, как желудь стремится стать дубом"

А. Маслоу

Ю. Сычева, кандидат экономических наук,
Учитель Трансцендентальной Медитации

*** Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow, 1.04.1908- 8.06.1970)- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта