Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов, дипломат, талантливый поэт, композитор, вошел в историю русской литературы как автор единственной, блистательной комедии «Горе от ума».
Человек с прекрасным образованием и гениальным складом ума, Грибоедов посвятил свою жизнь служению родине, полагая: «Чем человек просвещённее, тем полезнее своему отечеству». Близкое знакомство с декабристами и разделение их идей и ненависти по отношению к самодержавно-крепостническому строю многое дали поэту. Однако в революционный способ изменения российской действительности и в счастливый исход декабристского заговора он не верил. Раннее малоизвестное творчество Грибоедова тесно было связано с драматургией. Писатель соавторствовал с П. А. Катениным («Студент»), А. А. Шаховским и Б. М. Хмельницким («Своя семья, или замужняя невеста»), Жандром («Притворная неверность», блистательный перевод комедии Г. Барта). Первое самостоятельное произведением» писателя - комедия «Молодые супруги» - вольное переложение известного сюжета французского драматурга К. де Лессера.
Основная тема произведения - изображение действительности в таком виде, как она есть: развратность нравов и жизненных устоев загнивающего дворянства и печальное во многом несправедливое положение передового человека, оказавшегося в подобном окружении. Проблемы, которые ставит в произведении автор, действительно серьезны. Они касаются положения русского народа, принципов воспитания и образования, изживших себя и устаревших, самодержавия и самобытности России. Многие их них были подняты и ранее в произведениях других авторов этого времени, но большинство из них так и не получили своего логического разрешения.
Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом
был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что «умное действующее лицо» в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только «пылкий, благородный и добрый малый, "проведший несколько времени с очень умным человеком {именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями» Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в «Мизантропе» Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдин в «Недоросле» Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «Мильон терзаний». Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.
Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов:
«Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме»; Софья: «Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко» и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. «Комедия дает Чацкому только « Мильон терзаний» и оставляет, по- видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы». Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее («чувствителен, и весел, и остер», как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу»; описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..» Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!», т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. «Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». «Горе от ума» Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством («У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»), как говорит И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний», он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.
Название пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на этот вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав «умным» Чацкого, А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именно из-за традиционного понятия «благоразумия», которое в «Горе от
ума» связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким («один умный человек на 25 глупцов»), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Однако хотя его метод близок к реалистическому, но писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при показе характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, сокрытых в обществе того времени.
Яркий, образный, афористичный язык комедии по-прежнему делает произведение интересным для современного читателя. Нет такого произведения ни в русской, ни в зарубежной литературе, которое бы искрилось таким обилием крылатых слов и выражений. А. С. Пушкин говорил о мастерстве Грибоедова так: «О стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу». Крылатые фразы не только украсили текст произведения, органично вплетаясь в него и из него же вытекая, но и стали богатством языка русского, пошли «в народ».
Злободневность комедии по-прежнему неоспорима. Молчалины блаженствуют на свете. Типичные люди встречаются и сейчас только в масках приличия, с поведением, делающим их менее заметными в толпе, и с новым «лоском», на который падки современные же Софьи.
Каждый персонаж комедии стал нарицательным. О существовании подобных образов в реальной жизни, к сожалению, не приходится сомневаться. Взять хотя бы Репетилова - бесполезнейший, ненужнейший для общества человек, который, однако, принят в него благодаря своим блестящим способностям - умению «прилепиться» к более умному человеку и питаться его мыслями и идеями, извращая их и присуждая себе их авторство. Недаром в его уста вложена фраза, ставшая крылатой:
«Да, умный человек не может быть не плутом».
«Горе от ума» явилось величайшим произведением подобного толка для своих современников. До сих пор его образы живы, герои и темы существуют бок о бок с реальностью. Порой страшно становится заглядывать в будущее
- проходят века, сменяются поколения, но грибоедовская комедия продолжает оставаться, ведь мысль человеческая и человеческие суждения во многом консервативны. А судьи кто? Бессменные Фамусовы и Молчалины. Чацкие? Их предостаточно, но они занимают все то же место, что и несколько столетий назад. Они могут критиковать, вполне верно и обоснованно, могут ругать закостенелые и обветшалые, но без того не менее пошлые общественные условия. Но дальше критики дело обычно не продвигается, и выход остается только один: подобно главному персонажу комедии бежать.
Вон из Москвы!
Сюда Я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь,
Пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок».
Вневременное произведение Грибоедова останется таковым не только в силу его особенной остроты и актуальности, но и благодаря блестящему образному ряду, прекрасно налагаемому на современное общество:
Ну бал! Ну Фамусов!
Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать.
Комедией Грибоедова «Горе от ума» восхищались, восторгались, ее хвалили, переписывали от руки. И с не меньшей энергией - бранили и ругали.
А более всего спорили о Чацком, что вполне понятно: он - главный герой. Непонятно было другое: умен ли он? Или, говоря иначе, от ума ли горе?
В январе 1825 года, отвечая на критику Павла Александровича Катенина, Грибоедов писал ему: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению- девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! И в моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека)- и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
Так смотрел на своего героя Грибоедов. А вот Александр Сергеевич Пушкин, гениальный поэт и гениальный читатель, ситуацию оценил иначе. В январе того же 1825 года он поделился с князем Петром Андреевичем Вяземским: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен». В другом письме, к Александру Александровичу Бестужеву, уточнил: «А знаешь ли, кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским девушкам? Мол-чалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисер перед Репетиловым и тому подобным».
Более резко высказался рассердившийся на Грибоедова за его комедию «Московский старожил» Михаил Александрович Дмитриев: «Господин Грибоедов хотел представить умного и образованного человека. Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову. Чацкий есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее. Чацкий, который должен быть
умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным» С Дмитриевым не согласился Орест Михайлович Сомов, ибо считал, что Грибоедов «представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не совсем свободного от слабостей: в нем их две - заносчивость и нетерпеливость». Белинский разругал и Грибоедова, и его героя - Чацкого: «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком? Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади». Глубоко оценил эту комедию кто-то (здесь должно сказать о совпадении взглядов Белинского и Михаила Дмитриева), сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья. Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком глубокое противоречие человека с обществом, и вышло Бог знает что?» Позже взгляды Белинского стали меняться - «от порицания к восхищению».
С восхищением или, точнее, с явной симпатией писал о Чацком Аполлон Александрович Григорьев. Он впервые в русской литературе сблизил героя комедии с декабристами. Декабристом считал Чацкого и Федор Михайлович Достоевский, правда, в отличие от Герцена, выводы из этого делал другие: «Чацкий - декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же», - отметил Достоевский, размышляя об оторванности Чацкого от основ русской жизни.
Трудно сказать, в какой мере соответствуют взглядам Достоевского слова героя «Весов» Шатова, но в подготовительных материалах к роману в его уста вложена оценка в своем роде единственная: «Чацкий не понимал, как ограниченный дурак, до какой степени он сам глуп». Эти суждения долгое время хранились в бумагах Достоевского и, естественно, долгое время не были известны. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по‑разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и кто является в ней умным человеком?
Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» – комедия, перешагнувшая классицизм.
В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. «Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по‑видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).
Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу». Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: „Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме“. (И. А. Гончаров)
Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.
Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.
Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.
При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.
Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.
Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.
Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.
Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.
Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.
То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)
И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.
От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.
Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!
Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.
В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!
Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.
Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.
В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.
Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.
Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.
Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.
Знаменитый художник Валентин Александрович Серов написал много замечательных картин. Особое место в творчестве Валентина Александровича занимают портреты детей. Серов признан мастером детского портрета. Художник с доскональной точностью передавал
Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться
Я еще учусь в школе, и у меня много разных интересов. Одно дело я люблю особенно, мне нравится вышивать. Я умею вышивать крестиком, гладью и другими способами.
Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.
«Тамань» - это первая глава, с которой начинается повествование в дневнике Печорина. Так он старается передать внутреннее состояние мужчины. Повествование достаточно просто, по работе
Комедия «Горе от ума» стала настоящим потрясением для русского общества. Грибоедов совместил бытовую комедию и политическую сатиру, что было прямым нарушением требований господствовавшего тогда классицизма. Это было первое проявление реалистического метода.
Грибоедов работал над комедией в около семи лет, и первоначально она называлась « Горе уму». Окончательное название приобретает ярко выраженный иронический характер. По сути Грибоедов подвергает сомнению ум главного героя. Какой же это ум, если от него одно горе? Конечно, Чацкий прекрасно образован, он «славно пишет, переводит» обладает блестящим и острым мышлением, смело критикует пороки общества. Это пылкий и искренний молодой человек, который прямо выражает свои взгляды. Вернувшись в Москву после трехлетнего отсутствия, Чацкий рассчитывает найти здесь прежнее к себе отношение. И поначалу ему действительно рады. Фамусов встречает его почти как сына, Репетилов видит в нем единомышленника, московские барыни - жениха для своих дочерей, но очень быстро своими страстными монологами главный герой настраивает против себя всех. Чацкий не понимает, что Софья, ради которой он вернулся в Москву, уже прочно стоит на позициях московского света, что она влюблена в другого и ей важно и дорого все, что Чацкий так безжалостно высмеивает. Именно Софья невольно становится источником сплетни о безумии Чацкого. Его презрительное отношение к общественному мнению, к засилью иностранцев, возмущение нравственным падением общества приводят в негодование гостей Фамусова, и они охотно принимают версию о сумасшествии героя. Обществу удобно видеть в Чацком безумца, такой Чацкий им не опасен, ведь все, о чем он говорит,- это всего лишь плод больного воображения. Но те, кто противостоит Чацкому не глупцы, они умны по-своему. Пьеса как раз и построена на столкновении различных типов ума - блестящего и критического, который «свет ругает наповал», и ума, «способного семейство обеспечить», и «награжденья брать, и весело пожить». Именно таким умом обладает Максим Петрович, Скалозуб, Молчалин, да и сам Фамусов. Второй тип ума ценится в фамусовском обществе, а такие, как Чацкий, только нарушают гармонию существования. Он чужой в этом мире, в этом обществе.