ветвь культурной антропологии, в которой изучаются связи между принятыми в обществе способами воспитания детей и психическими характеристиками взрослой личности.
Отличное определение
проблема, исследованию к-рой в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со вт. пол. 19 в. и породившей такие понятия, как “нац. характер”, “нац. психология”. В ее развитие внесли вклад идеи таких классич. мыслителей, как Тард, Вундт, Дильтей, Шпенглер, Ницше и др. Первоначально (к. 20 - нач. 30-х гг.) исследование проблемы “К. и л.” было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер и др.). В этот период сложились такие категории, как “личность”, “социализация”, “Инкультурация”, “культурный паттерн”, “базовая, или модальная личность”. Направление, посвященное проблеме “К. ил.”, имеет важное значение для изучения этнокультурных процессов, поскольку ориентировано на сравнительно-культурные исследования следующих ключевых тем: соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов данной этнич. культуры и специфич. для нее стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной; соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифичными характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; связь модальных черт личности с реализацией социально необходимых для поддержания функций этнич. культуры; соотношение этноспецифичных модальных черт личности и культурных паттернов с характерными для данной этнич. культуры поведенч. и психич. отклонениями от принятых в ней норм. В наст. время проблема “К. и л.” составляет одну из предметных областей в рамках более широкого теор. направления “психол. антропология” и относится к изучению механизмов воспроизведения в опр., в том числе этнич., культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт. Лит. : Этнология в США и Канаде. М., 1989; Этнологич. наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М., 1991; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Honigmarin J.J. Personality in Culture // R. Naroll, F.Naroll. Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973. Э.А. Орлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти - человек и культура - неразрывно взаимосвязаны. Как человек творит культуру, так и культура формирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развивает его собственную сущность. Поэтому проблема "человек и культура" приобретает особую значимость.
По определению С. Л. Рубинштейна, личность - "это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития" *191 .
*191: {Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. - С. 635.}
Анализируя соотношение человека и культуры, исследователи отмечают его многоаспектный характер. Человек выступает как:
Рассмотрим различные проявления взаимоотношений культуры и человека.
Человек формируется как личность, выделяя себя из природы, определяя отношение к окружающему миру в процессе становления своего сознания и самосознания.
Эволюция культуры личности
Человек как продукт культуры является сознательным общественным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личности происходит в процессе инкультурации *192 и социализации *193 . Существенным звеном в этом процессе является овладение человеком речью, представляющей универсальное средство общения. Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходят усвоение культурных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искусству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм) *194 .
*192: {Инкультурация - процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.}
*193: {Социализация - приобщение человека к принятой в данной культуре и обществе системе ценностей и норм.}
*194: {См.: К равченко Л. И. Культурология. - М., 2000. - С. 99 }
Влияние внешнего мира, всех его компонентов определяет взаимоотношения человека с окружающими, в то же время, отражаясь в его сознании, формирует его внутреннюю структуру, перестраивает сознание.
Культура определяет и так называемые "экзистенциальные" (лат. existentia - существование), смысложизненные ценности: отношение к жизни и смерти, ответственность решения и выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое - все, что выражает само существо человеческого положения в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.
Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы и идеалы, у него складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана.
Именно система ценностей регулирует человеческие стремления и поступки, определяет те принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, опираясь на которые он следует тем или иным "образцам" действий, моделям поведения, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, но и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостности общества и культуры.
Процесс социализации осуществляется в несколько этапов:
Благодаря социализации происходит адаптация человека к социокультурной среде, обеспечивается вхождение индивидов в социокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания людей.
Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в процессе обучения, деятельности, получения информации из окружающего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жизненную позицию, что дает право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и созидании.
Представим этот процесс в виде схемы.
Огромную роль в процессе формирования человека как продукта культуры играет искусство.
По словам Гегеля, "искусство действительно стало первым учителем народов *195 .
*195: {"Гегель. Эстетика. В 4 т.- М., 1968. - Т. 1. - С. 92}
Произведения художественного творчества выполняют свою просветительскую миссию, в образной форме отражая явления действительности. Но не только в этом заключена великая роль искусства. Художественный образ эмоционально насыщен, он обладает удивительным свойством эмоционального воздействия на человека, привлекает тем эстетическим наслаждением, которое доставляет. Суггестивность (суггестия - от лат. suggestio - внушение) образов искусства, их эвристический *196 потенциал, привлекательность, коммуникативность - все это развивает человеческие чувства, насыщает духовный мир человека, и, следовательно, способствует развитию эстетической, художественной и нравственной культуры человека и социума.
*196: {Э в ри к а (греч. heureka - "я нашел") - слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-то сложной задачи, появлении удачной мысли, идеи и т. п.}
От того, насколько широк кругозор человека, как развиты его эстетические чувства, способность воспринимать художественные факты и явления, во многом зависит содержание личности, богатство ее внутреннего мира, что сказывается на взаимоотношениях с окружающими, на исполнении человеком его социальных "ролей". Так формируется личность, социально и культурно адекватная обществу.
Культура обусловливает формирование морального сознания человека, корнями своими уходящее в общественное бытие личности. "Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что вокруг него и в нем самом" *197 .
*197: {Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. - СПб., 2000. - С. 640. }
Процесс формирования человека не заканчивается с достижением возрастной зрелости: он продолжается на протяжении всей жизни. В итоге формируются те компоненты, синтез которых обусловливает сущность и содержание личности:
Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти - человек и культура - неразрывно взаимосвязаны. Как человек творит культуру, так и культура формирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развивает его собственную сущность. Поэтому проблема "человек и культура" приобретает особую значимость.
По определению С. Л. Рубинштейна, личность - "это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития" *191 .
*191: {Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. - С. 635.}
Анализируя соотношение человека и культуры, исследователи отмечают его многоаспектный характер. Человек выступает как:
Своеобразный продукт культуры;
Потребитель культуры;
Производитель культуры;
Транслятор культуры.
Рассмотрим различные проявления взаимоотношений культуры и человека.
Человек формируется как личность, выделяя себя из природы, определяя отношение к окружающему миру в процессе становления своего сознания и самосознания.
Эволюция культуры личности
Человек как продукт культуры является сознательным общественным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личности происходит в процессе инкультурации *192 и социализации *193 . Существенным звеном в этом процессе является овладение человеком речью, представляющей универсальное средство общения. Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходят усвоение культурных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искусству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм) *194 .
*192: {Инкультурация - процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.}
*193: {Социализация - приобщение человека к принятой в данной культуре и обществе системе ценностей и норм.}
*194: {См.: К равченко Л. И. Культурология. - М., 2000. - С. 99 }
Влияние внешнего мира, всех его компонентов определяет взаимоотношения человека с окружающими, в то же время, отражаясь в его сознании, формирует его внутреннюю структуру, перестраивает сознание.
Культура определяет и так называемые "экзистенциальные" (лат. existentia - существование), смысложизненные ценности: отношение к жизни и смерти, ответственность решения и выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое - все, что выражает само существо человеческого положения в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.
Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы и идеалы, у него складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана.
Именно система ценностей регулирует человеческие стремления и поступки, определяет те принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, опираясь на которые он следует тем или иным "образцам" действий, моделям поведения, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, но и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостности общества и культуры.
Процесс социализации осуществляется в несколько этапов:
Доморальный, характеризующийся преимущественно "внешними" по отношению к человеку нормативами и регуляторами;
Этап условного морального сознания, когда нормы и ценности социальных групп преобладают над индивидуальными;
Этап автономного морального сознания, определяющийся относительной свободой индивида от внешних норм.
Благодаря социализации происходит адаптация человека к социокультурной среде, обеспечивается вхождение индивидов в социокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания людей.
Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в процессе обучения, деятельности, получения информации из окружающего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жизненную позицию, что дает право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и созидании.
Представим этот процесс в виде схемы.
Огромную роль в процессе формирования человека как продукта культуры играет искусство.
По словам Гегеля, "искусство действительно стало первым учителем народов *195 .
*195: {"Гегель. Эстетика. В 4 т.- М., 1968. - Т. 1. - С. 92}
Произведения художественного творчества выполняют свою просветительскую миссию, в образной форме отражая явления действительности. Но не только в этом заключена великая роль искусства. Художественный образ эмоционально насыщен, он обладает удивительным свойством эмоционального воздействия на человека, привлекает тем эстетическим наслаждением, которое доставляет. Суггестивность (суггестия - от лат. suggestio - внушение) образов искусства, их эвристический *196 потенциал, привлекательность, коммуникативность - все это развивает человеческие чувства, насыщает духовный мир человека, и, следовательно, способствует развитию эстетической, художественной и нравственной культуры человека и социума.
*196: {Э в ри к а (греч. heureka - "я нашел") - слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-то сложной задачи, появлении удачной мысли, идеи и т. п.}
От того, насколько широк кругозор человека, как развиты его эстетические чувства, способность воспринимать художественные факты и явления, во многом зависит содержание личности, богатство ее внутреннего мира, что сказывается на взаимоотношениях с окружающими, на исполнении человеком его социальных "ролей". Так формируется личность, социально и культурно адекватная обществу.
Культура обусловливает формирование морального сознания человека, корнями своими уходящее в общественное бытие личности. "Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что вокруг него и в нем самом" *197 .
Содержание
Такая сложная взаимозависимость личности и социума, личности и культуры обуславливает одну из главных качеств личности - её уникальность. Неповторимость свойственна каждой личности настолько органически, что если её отнять, то исчезнет сама личностьСм.: Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 2006. С.389.
См.:Андреев А. Н. Указ. изд. С.30.. уникальность жизненного пути субъекта создаёт неповторимость индивидуальности. Индивидуальность и личность - это два полюса человека: первый представляет собой единичное, второй - особенное и общее, которые присущи человеку как его неотъемлемые составные части. Одновременно с этим мы можем констатировать тот факт, что любой человек, являясь существом уникальным, выстраивает свой субъективный мир, имея возможность соотносить его с общечеловеческими мерками, нормами культуры. И чем больше будет соответствовать этот духовный мир индивида человеческому миру культуры, тем более значимой будет личность данного человека.Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что "личность - "внутренняя социальность раскрывающая в себе все проявления культуры человечества". При этом пред нами всегда будет не просто человек, а "коллективный человек" (К.Г. Юнг), не личность, - а коллективная личность. Личность и культура соотносятся как субъект и объект культуры (соотношение может меняться на противоположное). Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.Личность вбирает в себя, стягивает в одной точке "Я" все те социальные отношения, на которых основывается современное ей общество. Она не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной жизнедеятельности. Личность как таковая существует лишь в системе реальных человеческих взаимоотношений через вещи, слова, поступки, объекты культуры, составляющие как бы единый организм. В такой "организм" может быть объединена или социальная группа, или этнос, или всё человечество. Личность опосредованно, через бесконечное количество отношений, каждый индивид на земном шаре реально связан с каждым другим, даже с тем, с которым он никогда непосредственно не входил и никогда не войдет в контакт. И эти связи становятся реальными в том случае, если человек владеет общими для всех людей формами социальной жизнедеятельности. Чем больше особенных форм жизнедеятельности осваивает индивид в своем развитии, тем более крупной оказывается личность этого человека, тем большее влияние оказывает она на других людей. Личность и культура выступают как две принципиальных формы существования духовности. Создается своеобразный банк культурных ценностей, которые могут быть востребованы и реализованы только субъектом, их создавшим: личностью. Вне личности культурная информация мертва, без личности её просто не может быть. Чтобы познать человека - надо познать культуру, а чтобы познать культуру, надо познать человека. В итоге личность и культура соотносятся как субъект и объект. Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.Глава 2. Главные составляющие культуры личности Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения.Культура нравственного сознания и поведения должна быть рассмотрена как целостная система элементов, выражающая объективную социальную необходимость последовательного формирования такой культуры нравственного сознания, которая адекватно воплощалась бы в поведении. В свою очередь, культура нравственного поведения - форма объективированной культуры нравственного сознания. Эта особенность моральной культуры объясняется ее единой "целью", "миссией", которая состоит в формировании "моральной надежности" личности. Единство культуры нравственного сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной культурой общества и практическую реализацию этой культуры.Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.Именно на основе единства этих факторов формирование моральной культуры личности и складывается ее нравственная мудрость как единство и гармония знания моральных требований - и их воплощение в поступках, способности найти оптимальное благородное решение, и проникновенного нравственного чувства, неповторимого личного опыта жизни, и основного богатства моральной культуры общества.В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. Ведь в любом случае прежде, чем принять требования данной системы морали или культуры в целом, надо их знать. Нравственные знания расширяют сферу морального выбора и делают сам выбор более обоснованным. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Роль и значение ценностей в жизни и общества трудно переоценить. В этой связи мы можем согласиться с известным русским ученым П. Сорокиным, который справедливо отмечал, что без оценок человеком "лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями" и именно ценность служит фундаментом всякой культуры Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарян. М.,2007. С.139. . Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.Обратимся ко второй составляющей нравственной культуры личности - культуре её нравственных чувств, эмоциональной стороне индивидуальной нравственности. Диапазон этих чувств может быть очень широк: от ситуативной реакции на личное оскорбление до высоких гражданских скорбей и радостей. Они могут быть направлены вовнутрь (чувства стыда, раскаяния, угрызения совести и т.п.) и вовне (чувства сострадания, ненависти, равнодушия и т.д.).Особую роль нравственные эмоции и чувства играют в человеческом общении. Здесь они - высшая ценность и цель. Общение, лишенное эмоционального тепла не может удовлетворить одну из высших, гуманистических в своей основе, потребностей человека в "роскоши человеческого общения" (Экзюпери) Культурология: Курс лекций. В 2ч.Ч 1/Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007. С. 56.. Однако абсолютизировать роль моральных чувств в структуре личности не следует, ибо они не являются панацеей от всех моральных ошибок и аморализма.Диалектическим единством, сплавом рационального и рационального уровня в нравственной структуре личности являются убеждения. Гарантию моральной надежности личности, дают уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.Культуру повседневного поведения личности составляют культура поступка и этикета. Этикет представляет собой ритуализированные формы человеческих взаимоотношений в той или иной среде, имеющий классовую, национальную и историческую окраску. Несмотря на всё многообразие этикетных форм, можно найти в них нечто устойчивое, представляющее непреходящую общечеловеческую значимость, а именно: вежливость, такт, скромность, точность, простота.Гораздо более сложную характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок в нравственной сфере не тождественен физическому действию: поступком может быть вербальное действие или просто уклонение от действия. В поступке всегда присутствует мотив. Любой поступок опосредован нравственным отношением человека к другому человеку.Культуру личности можно характеризовать и с точки зрения эстетической культуры. Это можно рассмотреть на примере центрального звена в эстетическом сознании человека - эстетическом вкусе. Под вкусом обычно понимается способность человека интуитивно постигать и эмоционально оценивать эстетические и художественные ценности. Существует две предпосылки формирования эстетического вкуса: психологическая и социокультурная. К первой относятся развитые основные психические способности человека: эмоциональность, интеллект, воображение, фантазия, интуиция. Неразвитость любой из указанных предпосылок обуславливает искажение вкуса. Эстетический вкус возникает тогда, когда человек включается в контекст человеческой культуры, эстетических отношений. Поэтому очень важной содержательной стороной вкуса являются эталоны, усвоенные личностью, культурный опыт общества. Усвоенные людьми ценности превращаются у каждого человека в своеобразные праобразы и критерии восприятия, которые и называют эстетическими эталонами. Объективный критерий вкуса -отношение личного эстетического опыта к опыту общества: чем полнее индивид усвоил опыт общества, тем развитее. В эстетическом опыте общество есть и классика, традиция, и актуальный опыт с его новаторством, поэтому развитый эстетический вкус характеризуется освоением и того, и другого. Неразвитый вкус - это когда человек абсолютизирует определенные эстетические или художественные ценности, их уровень, форму и содержание, тем самым, обедняя, исключая духовное богатство и многообразие эстетических ценностей.Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности. Выделяют три уровня развития эстетической потребности:1. Начальный - "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок;2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей;3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы См.: там же. С. 62.. Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры.Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.Заключение Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально-предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры, её пассивный реципиент. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности.Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся система, является актором культуры и включает в себя множество составных элементов, таких как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Каждый человек воспринимает и, внутренне в своём субъективном мире, в своем отношении к действительности признаёт своей культуру, в категориях которой он осознаёт реальность, которая сформировала его человеческие качества.Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры - максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история культуры - это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.Список используемой литературы
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
2. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения.М. 2003.
3. Ильенков Э.В. что же такое личность? С чего начинается личность. М., 2003.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2006.
5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани. М., 1988.
6. Культурология: Курс лекций. В 2ч. Ч.1 / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007.
7. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Под ред.Н.Г. Багдасаряна. М., 2007.
8. Философский словарь // Под ред. И.Г. Фролова. М., 2006.