Главная » 3 Как собирать » Роль лидера в команде. Прoцeсс фoрмирoвaния кoмaнды, лидeр в кoмaндe

Роль лидера в команде. Прoцeсс фoрмирoвaния кoмaнды, лидeр в кoмaндe

И САМОРАСКРЫТИЯ В ОБЩЕНИИ

Роль самораскрытия в межличностном общении.

Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать дру­гим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важ­ные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить се­бя самого.

«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к пре­кращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между дву­мя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие сво­его Я друг другу» (S. Jourard, 1964).

Без самораскрытия невозможно установить близкие личные от­ношения с другим человеком. Отношения между людьми развивают­ся по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не мо­жешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они от­носятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Что­бы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.

Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть от­крытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает дру­гой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.

Концепция самораск­рытия уходит своими корнями в психологию гу­манистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубеж­ной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):

1) определение понятия;

2) функции, послед­ствия самораскрытия для коммуникатора, реци­пиента, межличностных отношений;

3) внутрен­ние и внешние факторы самораскрытия;

4) самораскрытие и контексте, развития межличност­ных отношений;

5) самораскрытие в группах разного типа;

6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследова­ния.

Личностное самораскрытие является необхо­димым условием существования человека в обще­стве, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помо­щью самораскрытия человек вписывается в опре­деленный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индиви­де способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.

В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются по­пытки преодолеть описательность и поверхно­стность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью само­раскрытия является «раскрытие сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, пред­посылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораск­рытием «факт добровольного раскрытия конфи­денциальной информации о собственном внутрен­нем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассмат­риваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.

Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.

Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.



Итак, феноменология самораскрытия включа­ет все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характе­ра межличностных отношений и т п.

Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифици­ровать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосред­ственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, ко­торое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе су­щественно возросла. С появлением письма, а за­тем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим лю­дям, причем масштабы такого общения постоян­но возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэто­му, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскры­тие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседни­ком. Именно такая форма самораскрытия и изу­чается традиционно в зарубежной психологии.

Отдельное выделение опосредованного само­раскрытия обусловлено тем, что технические сред­ства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осу­ществляется не только через различные техни­ческие устройства, но и через письма, объявле­ния, автобиографическую прозу и т.д. С некото­рой оговоркой к опосредованному самораскры­тию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может про­работать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневнико­вые записи не предназначены для прочтения дру­гими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.

В качестве реципиента в случае опосредован­ного контакта может выступить реальный чело­век, который в настоящий момент находится да­леко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредован­ное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.

Была определена роль коммуникации в процессе налаживания эффективного взаимодействия с людьми. Сейчас мы рассмотрим другие навыки, необходимые для успешной работы в команде и познакомимся с рекомендациями по организации жизни группы. Сегодня в разных сферах деятельности: от работы в большой компании до развития собственного бизнеса - умение сплотить команду из, порой, самых разных людей и добиться с ней высоких показателей производительности является неотъемлемым атрибутом лидера. Именно поэтому в настоящее время многие учебные центры предлагают клиентам тренинги, призванные помочь участникам коллективных занятий развить умение работать согласованно и слаженно, поднять командный дух, познакомиться с методами разрешения конфликтов. Основа таких занятий - ролевые игры, обучение в группах. Поскольку индивидуально сложно добиться таких же результатов, как во время тренинга в команде, в этом уроке не будет практических упражнений, мы сосредоточимся лишь на рекомендациях относительно некоторых важных принципов организации эффективной работы команды.

Как определить роли в команде. Тест на командные роли

Тест, который вы сейчас будете проходить, основан на методике поиска эффективный ролей, которую придумал Рэймонд Мередит Белбин, и является нашей авторской интерпретацией данной методики. Рэймонд Белбин разработал и спродюсировал программу «e-Interplace», которая в настоящее время применяется во многих организациях при составлении рекомендаций по командным ролям.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • В каждом из семи блоков данного опросника распределите 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как вы полагаете они лучше всего подходят вашему собственному поведению.
  • Если вы согласны с каким-либо утверждением на все 100%, вы можете отдать ему все 10 баллов.
  • Одному предложению можно присвоить минимум 2 балла.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

«Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Выбор эпиграфа к данному уроку не случаен, это слова Д. Карнеги (1888-1955 гг.), автора многих произведений по самосовершенствованию, успешному общению, ораторскому искусству. Многие идеи, выдвинутые этим всемирно известным специалистом в области отношений между людьми, остаются актуальными по сегодняшний день. Некоторые советы американского психолога Дейла Карнеги из книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» можно применять как теоретическое пособие для организации эффективной работы команды. Основные из них:

  • Начинайте день с похвалы сотрудников. Это послужит залогом для большей самоотдачи и создаст дополнительную мотивацию;
  • Хвалите за любое достижение и успех. Следствием, как и в предыдущем случае, будет мотивация и желание дальше работать более эффективно;
  • Хороший лидер воспитывает лидеров у себя в команде. Ваши подчиненные должны быть лидерами сами для себя, уметь работать без вас;
  • Сделайте так, чтобы люди были счастливы выполнять свою работу. Видя в ваших предложениях выгоду для себя, сотрудник полюбит и вас, и свою работу, что сделает его более нацеленным на хорошее выполнение своих обязанностей;
  • Указывайте на ошибки лично. Критикуя человека публично, вы не только ставите его в неудобное положение, но и себя выставляете несочувствующим. Указывая на ошибки, будьте вежливым, приводите примеры собственных оплошностей. Это сделает вас в глазах других человеком, заслуживающим доверия;
  • Говорите о людях хорошо. Давая характеристику своим сотрудникам, указывайте на качества, которых, возможно, нет, но которые нужны для работы. Это будет мотивировать их соответствовать полученной репутации и развивать недостающие качества.

Как видно из вышеперечисленных принципов, эффективная организация работы команды держится на умении налаживать связь с коллективом и мотивации людей.

Лидер и командообразование

Командообразование (от англ. team building) - процесс, направленный на создание и повышение эффективности работы команды. Какова при этом роль лидера? Ранее мы определили, что лидер необязательно должен обладать харизмой (Б. Гейтс) или заботиться об общем благе (Наполеон). Непременной чертой каждого лидера является наличие последователей. Это умозаключение приводит к пониманию того, что лидер должен стать связующим звеном для команды, обеспечивающим и направляющим успешную работу как группы в целом, так и каждого ее члена.

Современные исследования в данном направлении дают следующие обще-методологические рекомендации по налаживанию деятельности команды:

1. Журнал «Forbes» выделяет 5 основных шагов по созданию эффективной команды:

  • Создать атмосферу доверия и уважения между членами (особенно это важно для старт-апов). Это позволит лидеру быть уверенным в команде, в ее работоспособности во время его отсутствия, а также в нормальной внутренней коммуникации.
  • Лидер должен быть верным данному слову. Человек получает то, что дает. Поэтому требуя высокой производительности от команды, нужно и самому хорошо выполнять свои обязанности.
  • Организуйте неофициальную встречу всех сотрудников. Хотя корпоративными праздниками сейчас никого не удивишь, их ценность как средства для знакомства, неформального общения и налаживания связей огромна. Если нет возможности провести корпоратив, просто пригласите своих сотрудников поиграть, например, в футбол. Часто во время командных действий проявляется индивидуальный характер и природные таланты, что позволяет лидеру лучше узнать подчиненных.
  • Разрешайте конфликты. Не должно быть никакого недопонимания между участниками. Привлекайте всех задействованных в споре и принимайте решение, выслушав обе стороны. Так формируется разносторонний взгляд на проблему.
  • Сделайте привлечение новых членов в команду коллективным решением. Обсуждайте кандидатуру нового сотрудника с группой. Пусть сотрудники поговорят с ним, ведь именно им работать с этим человеком бок о бок, и не последнее значение имеет то, как он впишется в коллектив.
  • Подбирайте в команду таких членов, которые мотивированы продемонстрировать свои навыки. Каждый участник группы должен быть уверен в ценности именно своих способностей и своего вклада в рабочий процесс для успешного результата всего проекта.
  • Привлекайте в команду людей с разными знаниями и навыками. Это даст возможность быть готовым к различным сложным ситуациям.
  • Сформулируйте цель для вашей команды и убедитесь, что каждый ее понимает. Так команда будет работать, как слаженный механизм.
  • Определите роль каждого члена команды, соотношение ролей и их значение для команды в целом. Таким образом, каждый будет знать, какую функцию выполняет он и другие в общем деле, нести ответственность за свою часть работы.
  • Все члены команды должны работать открыто перед остальными. Доверие непосредственно влияет на эффективность.
  • Вы должны воспитывать лидера в команде. Человеку, который выделяется среди других компетентностью, мотивацией, можно делегировать часть полномочий, поручить более важные задания.
  • Общаться в частном порядке с каждым членом команды, у которого возникли трудности. Лидер несет полную ответственность за устранение любых помех в работе.

Рисунок 9 – Этапы формирования команды

Этап «адаптации» c точки зрения деловой активности характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. На этом этапе происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осторожны и ведут к образованию диад, наступает стадия проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Результативность команды на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге.

Этап «группирование и кооперация» характеризуется созданием объединений по симпатиям и интересам. Отдельные подгруппы быстро понимают невозможность эффективного решения задачи без коммуникации и взаимодействия с другими подгруппами, что приводит к формированию схем общения и интергрупповых норм, общих для группы в целом. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «мы».

На стадии «нормирования деятельности» разрабатываются принципы группового взаимодействия, и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности. Характерная черта развития группы на этой стадии – отсутствие интергрупповой активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.

Стадию «функционирования» c точки зрения деловой активности можно рассматривать как стадию принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.

В приведенной выше трактовке процесса формирования команды, автор добавил ранее нами не рассматриваемый этап – адаптацию, но также не выделил этап подготовки. Данные этапы характеризуют, по сути, уже не процесс формирования, а процесс развития уже сформированной команды.

Различные авторы сморят на процесс формирования с разных сторон. Так, например, доктор технических наук Новиков Д.А. указывает на то, что этап формирования и этап функционирования – это два временных этапа существования команды и их следует различать. Формирование команды может быть, в свою очередь, подразделено на формирование состава команды и ее адаптацию, после чего возможен уже этап «стационарного» функционирования.

Рисунок 10 – Процесс формирования команды

Автор приведенного выше процесса формирования команды, на наш взгляд, прав, что следует различать процессы формирования и функционирования команды. Тут же можно отметить, что следует различать еще и процесс подготовки к формированию, процесс развития и дальнейшую поддержку команды топ-менеджментом.

Возможно выделение и несколько других, но похожих на перечисленные выше, этапов. Так, например, другие авторы выделяют следующие четыре этапа формирования команды:

Рисунок 11 – Этапы формирования команды

В этом случае, автор также добавляет в процесс формирования команды новый элемент, не рассматриваемый нами ранее – расформирование или преобразование команды. На самом деле, это еще один этап, который нельзя исключать из процесса формирования команды. Но это будет зависеть от того, на какую перспективу создается команда – долгосрочную или краткосрочную. В нашем случае, команда имеет целью стратегические изменения, поэтому по достижении цели она должна быть расформирована, соответственно в формировании команды изменений этот этап нужно учитывать.

Таким образом, были рассмотрены и проанализированы различные предложения по формированию команд. Одни авторы утверждают, что процесс формирования начинается с подготовительного этапа и заканчивается непосредственно поддержкой созданной команды, другие предполагают, что процесс формирования заканчивается на том моменте, когда команда готова к решению задач, ради которых она была создана. Также разошлись мнения по поводу процесса формирования и процесса развития. Есть предположения, что эти два процесса одно целое и неразделимое. В противовес этому предлагалось разделять эти процессы. Что касается нашего мнения, то нам кажется, что нужно разделение процесса формирования и процесса развития. Но именно разделение, а не исключение. Процесс формирования и процесс развития команды должны следовать друг за другом соответственно, но нельзя их путать. Сначала команда должна сформироваться, а уже следующим шагом в ней должны налаживаться связи и межличностные отношения. К тому же, как было выяснено, нельзя забывать про заключительный этап, касающийся конкретно команды изменений – расформирование. Но какие бы усилия не были приложены для создания команды, эффективной она не будет без наличия в ней лидера.

Лидер в составе команды изменений

Самый быстрый и надежный способ изменить ход стратегического управления в компании – это сменить руководителя процесса стратегических изменений. Лидерство в команде очень важно для эффективности ее работы. Хорошее руководство командой менеджеров приводит к созданию слаженно действующей команды и более полному и быстрому осуществлению стратегического плана. Для результативности команды стратегических изменений важны забота о членах команды и внимание к личным взаимоотношениям. Лидеры команды должны быть заинтересованы в своих подчиненных не только по долгу службы. Улучшение результатов управления стратегией изменений происходит в том случае, если лидеры активно заинтересованы в способности команды компетентно выполнять свою работу. Это является следствием того, что эффективность команды зависит как от выполнения стратегических планов, так и от личных взаимоотношений. Поведение, ориентированное на достижение стратегических целей, должно способствовать достижению командой своих целей.

Правильно было сказано, что лидеры команды должны быть заинтересованы в своих подчиненных, причем именно должны проявлять интерес, а не относится к ним как к своей работе. Открытые чувства всегда заметны и их ценят люди, а это очень важно для лидера команды. Лидеру необходимо чтобы его слова воспринимались не как приказы или наставления, а как дружеские советы. Но это свойственно в основном неформальным лидерам, собственно, почему они ими и становятся. А вот формальные лидеры чаще всего прибегают именно к приказным отношениям. Это больше подходит руководителям организаций, а лидеры должны быть «друзьями» и они должны выбирать себе поведение внутри команды. Ниже представлены некоторые типы поведения лидера.

В человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — "ведущий, первый, идущий впереди") — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера - человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер - это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна - будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, - нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, - психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, - лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли - уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои - это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер - это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Где интеллект?

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности ? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства - быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция - толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким "сырым материалом".

Лидер и руководитель - одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. "Зверь" он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще - если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали "лидера" сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, - это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер - это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес - его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше "мотать на ус" и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер - это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

Роль руководителя или лидера в рабочих командах просто неоспорима не только с человеческой точки зрения, но и с точки зрения бизнеса. Работа лидера ощущается не только для гарантии выполнения заданий, но и в повышении показателей, примера работы, гарантии для руководителей и подчиненных, для повышения духа командности и товарищества.

Вот некоторые особенности, которыми лидер должен обладать, чтобы быть примером для подчиненных и гарантом выполнения задач для руководства.

1. Способность вдохновить команду, чтобы даже при низких показателях рынка члены ее не унывали, а работали не покладая рук;
2. Соответствовать надеждам и ожиданиям руководства и рабочих;
3. Умение признавать и поощрять вклады каждого члена команды, мотивировать их на новые открытия и исследования, но таким образом, чтобы ничто не шло поперек рабочих планов;
4. Коммуникабельность, способность с радостью воспринимать достижения для дальнейшего отмечания их со всеми членами команды.

Теперь каждый из секторов рассмотрим более подробно, чтобы было понятно.

1. Обеспечить лидерство и вдохновление каждому из участников команды.
Очень важно, чтобы лидер подавал хороший и положительный пример каждому работнику для повышения ими рабочих показателей. Необходимо постоянно быть в приподнятом настроении, даже если ваши показатели не сулят хорошего настроения. Это не должно отражаться на работниках, потому как они – главная движущая сила компании.

2. Соответствие надеждам руководства и ожиданиям подчиненных дается очень трудно. Но несмотря на это, если показатели работника и его команды высоки, ничто для них не преграда. Критика со стороны лидера, по отношению к своим работникам должна быть конструктивной и обоснованной, дабы никого не обидеть. Необходимо вселять только позитивные эмоции, потому как даже самый патриотично настроенный работник будет работать плохо, если в начале дня он услышал плохую новость или увидел хмурое лицо своего лидера. Лидер должен решать все насущные проблемы сообща, чтобы у подчиненных не возникало ощущения единоличности лидера, только тогда они будут приходить к нему с предложениями и проблемами, и он будет постоянно в курсе.

3) Поощрение энтузиазма – залог повышения показателей команды. Поощрение дает мощную поддержку каждому работнику, они будут знать наверняка, что их идеи и вклады были признаны и оценены по достоинству. Если показатели команды низки, необходимо в срочном порядке мотивировать, чтобы они выполняли свою работу лучше, только в таком случае поощрения получат все ее участники. Постоянное обсуждение проблем, возникающих вопросов, поставленных руководством задач поможет точно знать, кто на что способен. Мини-соревнования, развитие небольшого духа конкурентности путем маленьких подарков поможет сильнее мотивировать рабочих. Необходимо постоянно быть на одной волне с рабочей командой, потому что вы, как руководитель, должны быть в курсе всех проблем, волнующих ваших сотрудников, постоянно общаясь с ними даже не на рабочие темы, вы сможете их знать.

4) Коммуникабельность и способность находить общий язык со всеми из своих подчиненных поможет произвести впечатление на своих работников, только позитивного характера. Найдя общий язык, вы сможете мотивировать их на обучение и повышение квалификации. Только в таком случае высокие рабочие показатели вам гарантированы. Если же руководитель будет решать абсолютно все вопросы и проблемы, то команда может перекинуть на него даже те мелкие проблемы, которые должны решать сами. А такая ситуация в свою очередь может плохо повлиять на развитие каждого из членов команды в интеллектуальном плане, что повлечет за собой снижение показателей.

5) Этот сектор не был заранее предусмотрен, но без него невозможно представить ни одного лидера, потому как эта часть самая главная. Лидер группы, руководитель, должен полностью посвятить себя в выполняемую работу, заражать своим энтузиазмом всех остальных ее участников. Таким образом, он сможет заслужить доверие как со стороны подчиненных, так и со стороны руководства, которое возлагает на него очень высокие надежды, и он, как руководитель команды, должен их всецело оправдать.

Существует очень много путей, которыми можно убить дух товарищества, который был или есть в команде. Но которыми не стоит пользоваться, дабы работа – главный показатель успешности человека в этой жизни.

Постоянная критичность по отношению ко всем рабочим и к команде в целом. Нельзя постоянно и по любому поводу критиковать. Потому как никому не нравится критикование выполняемой им работы. Критика может сформировать барьер между работниками и руководством, что очень плохо отразится на показателях.

Нельзя говорить за спиной человека. Это так же относится и ко всем вашим подчиненным. Нельзя говорить одному из них о плохих показателях или чертах другого. Таким образом вы заслужите репутацию некомпетентного и «серого» человека, что никоим образом не пойдет на пользу вашей репутации.

Нельзя говорить со своими подчиненными с точки зрения власти, которая относительно, сосредоточена в ваших руках. Это может ущемить их права и свободы, гордость. А такого рода ущемление не прощается, и грозит увольнением, иногда хороших и просто незаменимых специалистов.

Старайтесь быть в курсе того, что беспокоит ваших сотрудников на данный момент, но не перебарщивайте с назойливостью. Такие движения с вашей стороны могут быть расценены ими, как вторжение на личную территорию, нарушение моральных границ, соблюдение которых является обязательным для любого человека, не зависимо от его ранга и годового оклада.

Умейте признавать собственные ошибки и требовать это с остальных. Потому как если вы не сможете признать своих ошибок, соответственно, не сможете требовать этого и с остальных. Таким образом, вы «подмочите» свою репутацию честного человека. Никогда не обвиняйте в открытую ваших работников, даже если они сильно провинились. Необходимо четко и дипломатично объяснить суть создавшейся ситуации, от которой могут пострадать не только они, но вся компания в целом.

Таким образом, взяв во внимание все сказанные выше советы, вы сможете создать хорошую команду, успеху которой будут завидовать все.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта