Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.
Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?
Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).
Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.
Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.
Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :
Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.
Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.
Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:
Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.
Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.
Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.
Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.
Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.
Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:
Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.
Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.
Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.
Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.
Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.
На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.
Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.
Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.
Янв 29 2016
Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:
Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.
Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.
Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?
Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?
Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.
Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.
Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе
Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.
Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.
Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».
Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.
Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.
Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.
Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.
Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.
Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.
Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.
Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.
Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.
Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.
Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.
Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».
Развитие мышления – это упражнение, при котором мы изменяем ход своих мыслей об одном и том же предмете или явлении. Например, когда на улице жаркий летний день, можно думать о нем совершенно по-разному. Первое, как уже было сказано ранее, просто констатация факта: «На улице жаркий летний день». Или: «Отличная погода». Или: «Невыносимая жара». Или: «Превосходная погода для похода на пляж!». Способов рассказать о жарком летнем дне множество и каждый из них несет свою эмоциональную окраску, а значит, и определяет наше отношение к погоде за окном и определяет дальнейшее поведение. Точно так же обстоит дело с любым событием, происходящим вокруг нас.
Вот тут-то и возникает самая большая проблема – мы думаем всегда одним и тем же способом, к которому привыкли и даже не задумываемся о возможности посмотреть на знакомое явление под другим углом.
Получается очень интересная ситуация. Тысячи людей живут друг с другом, общаются, но при этом, каждый считает свой образ мышления самым верным и единственно возможным. При этом, практически никто даже не задумывается о том, что мыслить можно по-другому.
Потому и заключается развитие мышления именно в том, чтобы научиться думать по-разному, сделать свое мышление более гибким.
Начать развивать мышление очень просто – возьмите какую-нибудь проблему, которая уже давно вас беспокоит, но вы не можете найти ее решение. Подумайте о ней по-другому, потом еще раз измените точку зрения, а потом еще раз и еще. В конце концов, вы найдете тот путь, который сможет решить вашу проблему.
Вообще, само возникновение проблемы обычно связано с неправильным мышлением, неверным подходом к ее решению.
1. Вспомните детские задачи, где нужно найти выход из лабиринта. Если идти неправильным путем, упрешься в тупик, и прийти к выходу можно лишь вернувшись к одной из развилок. Таким же образом и следует развивать мышление.
2. Присмотритесь, как думают (говорят или пишут) другие люди. Попробуйте думать, как каждый из них, возможно, один из этих способов вам понравится.
3. Можно также изучить различные способы мышления, описанные в литературе – художественной и психологической.
4. Попробуйте собрать вместе способы мышления, о которых вы узнали и на их основе, создать свой образ мысли, скорее всего, он вам будет ближе всех.
Но самое важное – не останавливайтесь ни на одном из найденных вами образов мышления, так как каждый из них подходит для успешного решения только определенных ситуаций.
Смысл развития мышления состоит не в том, чтобы найти идеальный способ мышления, а в том, чтобы сделать свое мышление более пластичным, максимально разнообразным, ведь чем большее количество образов мышления будет в вас, тем к большему количеству возникающих перед вами проблем, вы будете готовы.
Считается, что богатые люди и бедные, счастливые и несчастные думают совершенно по-разному, учитесь думать по-другому, развивайте свое мышление и, скорее всего, найдете тот способ мышления, который поможет вам стать успешным и счастливым.
Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?
Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.
Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.
Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:
Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.
Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.
К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:
Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.
Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.
У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.
Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:
Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.
Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.
Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.
Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.
Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.
Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.
Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.
Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.
Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.
В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.
Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.
Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.
Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:
Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.
Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.
Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.
Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:
Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.
При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.
Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:
Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.
Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .
Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:
Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:
Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.
Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.
Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:
В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .
Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.
Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.
Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:
Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.
Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.
Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:
Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).
А теперь давайте поговорим об упражнениях:
Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.
В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .
В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!