Главная » Условно-съедобные грибы » Процесс усвоения индивидом протяжении его жизни. Политическая социализация

Процесс усвоения индивидом протяжении его жизни. Политическая социализация

Цели:

Освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

Потренироваться в определении четких призна­ков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;

Попрактиковаться в совместной работе над груп­повой задачей, анализируя влияние на резуль­тат разнообразных стилей руководства;

Продемонстрировать на практике различия, при­сущие подходу различных типов лидеров к ре­шению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности.

Размер группы: до 25 человек. Ресурсы: не требуются. Время: 1-1,5 часа

Ход игры

Во-первых, просим участников тренинга сесть по­удобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение "Когда я думаю о ли­дере, то я представляю себе...". Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, об­разы которых мы представили себе. Каковы наибо­лее яркие черты этих личностей?

Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: "Лидер - тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов"? Что бы вы могли добавить/изменить в предложен­ной формулировке?

Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (по­буждает группу работать ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются личные и общественные потребности членов команды). К какому из двух (или - к сме­шанному) типов относится личность, загаданная ва­ми?

Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, - демократический, авторитарный, попу­стительский?

Второй этап

Делим группу на три подгруппы, в каждой про­сим выбрать одного представителя на роль руково­дителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и оп­ределяем для него роль лидера, работающего в де­мократическом стиле. Соглашаемся также с канди­датурой лидера второй группы. У него стиль лидер­ства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам на­значает подгруппе лидера-автократа, склонного к ав­торитарному, диктаторскому стилю руководства.

Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять ми­нут.

Завершение

Прежде всего проверяем, какая группа лучше дру­гих справилась с задачей, какая - на втором, а ка­кая - на третьем месте?

Обсуждаем ход игры. Как группа реагировала на демократического/попустительствующего/авторитар­ного лидера?

Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Каков оптимальный стиль лидерства предполагает ситуация бытовой ссоры между супру­гами? Роли:

Капитана корабля, терпящего крушение в оке­ане?

Лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?

Директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров?

Учителя в ходе экспериментов, связанных с элек­троприборами?

Руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?

На чем основывался ваш выбор в каждом кон­кретном случае?

Квинн В. Н. Прикладная психология. 4-е международное изд. СПб.: Питер, 2000.

"Д. Макгрегор установил, что конкрет­ные методы работы лидера зависят от об­щей концепции, которой данный лидер придерживается в отношении людей. Макгрегор выделил две возможные кон­цепции, назвав их теорией Икс и теори­ей Игрек. Теория Икс - это пессимисти­ческий взгляд на природу человека. Ру­ководители, исповедующие теорию Икс, исходят из убеждения, что человек по природе своей ленив, избегает работы и связанной с нею ответственности. Они считают, что их подчиненные преследуют свои эгоистические интересы, что им без­различны интересы организации, что лю­ди в большинстве своем не желают са­мостоятельно принимать решения, а склонны подчиняться решениям выше­стоящего лица. В результате такой руко­водитель вынужден постоянно контроли­ровать своих подчиненных, ведь он убеж­ден, что... их нужно проверять, подго­нять и даже наказывать, когда они не желают приложить усилий.

Напротив, теория Игрек предполагает позитивный взгляд на человека. Ее при­верженцы считают, что человек от при­роды деятелен и способен сам организо­вать свою деятельность, что в благопри­ятных условиях он стремится к ответст­венности, к самостоятельному принятию решений, проявляя при этом присущее ему творческое воображение. Лидер, исповедующий теорию Игрек, не будет ока­зывать давления на людей или угрожать им наказанием, он скорее представит им полную свободу действий.

Развивая теорию Макгрегора, В. Оуши предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией Зет. Ли­деры, придерживающиеся теории Зет, ис­ходят из того, что людям присуща неко­торая активность, но без надлежащего руководства они скорее всего будут рабо­тать неэффективно. Такие руководители стремятся установить доверительные и кооперативные отношения со своими ра­ботниками, стараются воспитать в подчи­ненных преданность организации и пост­роить работу так, чтобы самые важные решения рядовые работники и управляю­щий персонал принимали совместно" (с. 499-500).

Глава 3 Лидер как эффективный коммуникатор*

* См. также: Кипнис М. Тренинг коммуникации / Сер. "Дей­ственный тренинг". - М., Ось-89, 2004.

Социализация — процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.

В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые ему для исполнения социальных ролей и приобретения тех или иных социальных статусов.

Политическая социализация является частью общей социализации. Ее особенность состоит в том, что в процессе политической социализации индивидом усваиваются нормы и ценности политической культуры, образцы политического поведения, знания и представления о политической сфере общества, формируются индивидуальные политические предпочтения.

Процесс политической социализации начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни индивида. В ходе социализации человек усваивает наиболее значимые элементы политической культуры, позволяющие ему стать полноправным субъектом политического процесса.

— это процесс интеграции (вхождения) человека в политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на индивида с помощью методов воспитания и обучения, так и под влиянием разнообразных спонтанных факторов (общения, чтения литературных произведений, средств массовой информации, влияния различных политических событий, личного опыта и т. д.).

Методы, средства и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной политической культуре, какие статусы и роли являются наиболее приоритетными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.) создает относительно устойчивую систему социализации. В классовом обществе эта система, как правило, состоит из целого ряда подсистем, каждая из которых предназначается для социализации определенных социальных слоев (классов). Так, в царской России представителям высших сословий стремились привить такие качества, как доблесть, преданность царю и отечеству, а представителям низших слоев общества — покорность и лояльность к своим угнетателям.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов — девиации.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить: «в семье не без урода».

Групповая девиация - более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться в рамках общепринятых ценностей и норм. В настоящее время в России существует значительное число различных политических молодежных организаций националистической и профашистской ориентации, этнорелигиозных экстремистов.

Групповая девиация — своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные и политические отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиант- ного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как естественное или неизбежное. Но такое положение долго продолжаться не может. Правящие элиты либо должны найти рациональные способы сокращения групповой девиации, либо она «заставит» их уйти с политической сцены.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре стадии (3. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость и старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старости — сохранять достигнутый ранее социальный статус.

Общая и политическая социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. Именно в семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Политические взгляды и приоритеты родителей влияют на политическую социализацию ребенка.

Следующий этап в становлении личности — школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. На этом этапе у ребенка формируется обшее представление об обществе и мире политики; он учится выделять приоритеты в социальных отношениях; приобретает навыки будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные и формальные группы, общественные и политические организации.

В настоящее время в России возникает (создается по «заказу» тех или иных политических сил) множество различных молодежных организаций («Идущие вмести», «Идущие без Путина», «Наши», «Молодежное Яблоко» и др.). В ноябре 2005 г. на базе молодежной организации «Идущие вместе» была создана организация «Молодая гвардия «Единой России». Цель этих молодежных организаций (движений) — привлечь как можно больше молодежи, содействовать их целенаправленной политической социализации. Нередко такая социализация больше напоминает манипуляцию с еще не сформировавшимся политическим сознанием юношей и подростков.

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, изменять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией. Так, в период перехода от советской тоталитарной системы к новым для страны демократическим отношениям многим россиянам пришлось коренным образом изменить свои взгляды и представления о политических приоритетах.

Значительную роль в общей и политической социализации играют агенты социализации - отдельные люди и группы, организации и социальные институты, которые непосредственно или опосредованно оказывают влияние на формирование у индивида тех или иных социальных (политических) качеств. Среди наиболее «влиятельных» агентов социализации можно выделить следующие: семья, дошкольные воспитательные учреждения, школа, сверстники и друзья, послешкольные учебные заведения (училища, лицеи, вузы), трудовые коллективы, партии, общественно-политические организации, политические лидеры, средства массовой информации, референтные группы и т. д.

Все агенты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации - родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, соседи, воспитатели и няни, учителя, врачи, тренеры, сверстники, которые непосредственно контактируют с индивидом (находятся в межличностных отношениях) и оказывают определенное влияние на процесс формирования его социальных качеств. Агенты вторичной социализации - различные социальные институты и организации (школа, вуз, армия, государство, партия, предприятие, церковь, средства массовой информации и др.). Они непосредственно не контактируют с индивидом (не находятся в межличностных отношениях), а воздействуют не него опосредованно: во-первых, создают общие объектные условия для социализации, во-вторых, обозначают приоритеты для самореализации индивида.

В отдельную категорию можно выделить таких агентов, как референтные группы и лидеры. Они могут быть агентами как первичной социализации, если индивид находится с ними в межличностных отношениях, так и вторичной, т. е. воздействовать на социализацию индивида опосредованно.

Телевидение оказывает двойственное влияние на процесс политической социализации. С одной стороны, телепередачи несут в себе массу интересной информации, с другой стороны, правящие элиты стремятся приукрасить реальную действительность и выдать желаемое за действительное. Поэтому разобраться рядовому гражданину во всех тонкостях политической манипуляции весьма сложно.

Существенную роль в политической социализации играют атрибуты социализации и социального статуса - внешние признаки индивида (одежда, символика, прическа, макияж и т. д.). Атрибуты позволяют окружающим определять социальный статус индивида и предписывают ему самому соответствующее поведение. Например, по внешнему виду мы можем определить, что перед нами военный, шахтер, бортпроводница и т. д., и будем ожидать от этих людей соответствующих действий и поведения. В случае угрозы нашей безопасности мы обратимся к человеку в милицейской форме, а в случае недомогания — к человеку в белом халате.

С раннего детства и до глубокой старости атрибуты играют важную роль в социализации индивида. Платье на девочке и брюки на мальчике способствуют усвоению ими тендерных различий и соответствующих социальных ролей. Вчерашний допризывник, надев военную форму, постепенно начинает ощущать себя солдатом. А скинхед, надев «свою» форму и нацепив соответствующую символику, будет ощущать себя «спасителем русского народа».

Роль атрибутов в социализации и в освоении тех или иных социальных ролей нельзя преувеличивать или приуменьшать. Они занимают особое место в этом процессе, тесно «взаимодействуя» с другими факторами социализации.

В политической сфере одновременно функционируют различные по своим взглядам референтные группы и политические направления. Наряду с господствующей политической культурой существуют и оппозиционные субкультуры. Индивид формирует свои взгляды на пересечении этих конкурирующих между собой политических течений, отдавая предпочтения одним и отвергая другие.

Наиболее ответственным этапом является достижение индивидом 18-летнсго возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ он становится полноправным гражданином, приобретает право участвовать в выборах и быть избранным в те или иные властные структуры. Вместе с тем в этот период перед индивидом могут возникнуть некоторые ограничения в политической сфере деятельности. Федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрен ряд ограничений для лиц, претендующих на те или иные выборные должности в структурах власти. Так, согласно ч. 2 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Политическая социализация даст человеку возможность адаптироваться в конкретной политической системе, усвоить правила статусного поведения, адекватно реагировать на те или иные политические явления, определять свою политическую позицию, свое отношение к власти. Но главным является то, что в ходе социализации человек становится полноправным субъектом политического процесса, способным защищать свои личные и групповые интересы.

Социализация - будучи междисциплинарным термином, отражает достаточно сложное социальное явление.

Чтобы понять и изучить проблемы социализации личности ребёнка нужно рассмотреть это понятие с разных точек зрения. Большинство словарей определяют социализацию как:

«… процесс усвоения дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» .

« … процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» .

« … процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» .

Процесс социализации - важнейшее многоаспектное явление в жизни человечества. В ходе его проходит формирование поколения будущего под влиянием таких факторов, как семья, средства массовой коммуникации, общение, детские общественные организации.

Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс по:

Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

Усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;

Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д .

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Автором термина «социализация» является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине ХХ века социализация выделилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. На современном этапе научного знания социализация и ее отдельные аспекты изучаются философами, этнографами, социологами, психологами, криминологами, представителями других наук.

Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, активное переустройство окружающего мира .

Таким образом, социализация - это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным. Адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. В свою очередь общество формирует нормы морали и поведения, целесообразные формы отношений между людьми в социальной среде

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития. Выделяют семь этапов:

1. Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков.

2. Вторым этапом социализации является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания несоответствия установок, полученных ребенком в семье и среде сверстников социальным нормам.

3. Третьим этапом социализации является выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его.

4. В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.

5. Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются второй - четвертый этапы, в других они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

6. На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние.

7. Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.

Таким образом, социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению - самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

Личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;

Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

Так же следует рассмотреть уровни социализации. Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях:

1. Биологический уровень - это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень - в процессе социализации выделяется две стороны личности - как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй - логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический уровень - это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность. Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно- временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

По мнению Андреенковой стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности, то можно выделить шесть стадий социализации:

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных, растительного мира. Это период становления и функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.

5. Конвективная стадия (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью».

Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.

6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей. Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная) .

Направленная форма социализации - это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Таким образом, можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

агентов первичной социализации - родителей, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей;

агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио и т.д.

Поскольку социализация подразделяет на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями, а вторичную - те, кто связан формально-деловыми отношениями. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции, а агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций.

Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения .

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах .

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующее.

1. Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.

2. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

3. Подражание - следование какому либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

4. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

5. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого .

Рассмотрим такие механизмы как, традиционный - представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям его окружения.

Институциональный функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Таким образом, социализация человека происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению - самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне. Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности. Включение в уровни (биологический, психологический, социально- педагогический) обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

А. Только духовная культура определяет жизнь общества.

Б. Духовная культура не оказывает существенного влияния на жизнь общества.

A. верно только А
b. верно только Б
c. верно и А и Б
d. неверно ни А, ни Б

2)Как называется процесс воздействия человека на самого себя?

A. обучение;
b. самовоспитание;
c. воспитание;
d. все ответы верны.

3)Какое из приведенных определений соответствует термину «культура»?

A. совокупность достижений человеческого общест­ва в производственной, общественной и духовной жизни;
b. просвещенность, образованность, начитанность;
c. умение, творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление человека;
d. все приведенные определения соответствуют термину "Культура"

А1

Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)
политика
2)

Общество
3)
экономика
4)
культура
А2

Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1)
объединение людей по сфере деятельности
2)
исторический этап в развитии человечества
3)

Все человечество в целом на протяжении его истории
4)
специфические свойства определенного этноса
А3

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1)
строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов
2)

Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3)
возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4)
составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
А4

Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1)
нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2)
исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3)

Законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4)
выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.
А5

В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1)
Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
2)
Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд
3)

По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
4)
Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
А6

Общество как динамическую систему отличает признак:
1)
наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2)
обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
3)

Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4)
вхождение природы и общества в единый материальный мир.
А7

В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
1)
экономическая, политическая.
2)

Социальная, экономическая, духовная.
3)
духовная, политическая, экономическая.
4)
экономическая, социальная.
А8

Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2)
духовность, научное сообщество, художественный образ.
3)

Власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
4)
рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки.

Часть 1А1. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. Человек от животного отличается тем, что он …
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью
А3. Что характеризует рыночную экономику?
1) частная собственность на средства производства
2) уравнительное распределение производимых продуктов
3) государственное регулирование ценообразования
4) централизованное планирование производства
А5. Репродуктивная функция семьи проявляется в …
1) организации потребления
2) моральной регламентации поведения
3) в воспитании детей в традициях семьи
4) биологическом воспроизводстве
А6. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
А7. В отличие от животного человек способен
1) реагировать с помощью органов чувств
2) вырабатывать условные рефлексы
3) удовлетворять потребности
4) предвидеть результаты своих действий
А8. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды –одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
А9. Дефицит государственного бюджета - это…
1) уменьшение числа налоговых поступлений
2) превышение государственных расходов над доходами
3) сокращение объёма денежной массы
4) снижение внешнего долга
А10. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?
1) экономическая
2) социальная
3) политическая
4) духовная
А11. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1) гражданина
2) индивида
3) личность
4) сына
А12. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
А14. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному
2) индустриальному
3) аграрному
4) информационному
А15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Истоки современной теории С. - работы француз. социолога Тарда, который в основу концепции положил принцип подражания, а также отношения "ученик - учитель", воспроизведенные на различных уровнях. В ХХ в. утвердилось понимание С. как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

  • - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте...

    Этнопсихологический словарь

  • - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценно­стей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общно­сти, группе. осуществляется как в ходе целенаправленного...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта. С. - рез-т и целенаправл...

    Энциклопедия культурологии

  • - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах...

    Психологический словарь

  • - - развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин "С." заимствован из политэкономии...

    Педагогический терминологический словарь

  • - , процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Философская энциклопедия

  • - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм....

    Новейший философский словарь

  • - Процесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе: 1) образцов поведения; 2) психологических механизмов...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах...

    Словарь юридических терминов

  • - процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Истоки современной теории С. - работы француз...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Политология. Словарь.

  • - 1) процесс интеграции какой-либо особи в популяцию, к которой она принадлежит. Социализация осуществляется путем обучения молодых особей взрослыми...

    Экологический словарь

  • - в криминологии - понятие, означающее процесс принятия индивидом к.-л. норм и ценностей, взглядов и образа действий, а т.ж. интеграцию системы общественных ролей...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Коллективизм...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Большая Советская энциклопедия

"Социализация" в книгах

Социализация сыроедения

Из книги Кулинарная книга жизни. 100 рецептов живой растительной пищи автора Гладков Сергей Михайлович

Социализация цвета

Из книги автора

Социализация цвета Согласно выводам В. Ф. Петренко, практика описания человека через цветовые характеристики, вызываемые его образом, имеет достоверные опытные основания. Так, в буддистски ориентированной литературе приводятся многочисленные примеры описания

25. Социализация личности

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

25. Социализация личности Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и

26 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

26 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ Влияние культуры на личность происходит впроцессах инкультурации и социализации,с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.Под социализацией понимают

Социализация инструментария

Из книги Метаморфозы музыкального инструментария:неофилософия народно-инструментального искусства XXI века автора Варламов Дмитрий Иванович

Социализация инструментария Неисповедимы пути Господни! Если бы в пору моей юности, лет двадцать назад, какой-нибудь провидец предсказал, что я буду писать книгу, связанную с социологией музыки, не поверил бы! Любил я тогда, да и сейчас, пожалуй, конкретные знания.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Более вероятно, что работники адаптируются и будут получать удовольствие от работы в организации быстрее, если процесс социализации проходит гладко. Социальные аспекты работы – взаимоотношения с коллегами – очень важны для многих людей. Степень

2.1. Воспитание как социализация

Из книги Сравнительное образование. Вызовы XXI века автора Джуринский Александр Н.

2.1. Воспитание как социализация Идеи и организация социального воспитания. Интерпретаторы социального воспитания в России и на Западе [см.: А.Н. Джуринский (2013)] ставят задачи усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в

Социализация ребенка

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Социализация ребенка Когда ребенок подрастет, запишите его в какой-нибудь кружок, куда он будет ходить вместе с няней. Но сначала убедитесь, что няня понимает свою роль: поощрить ребенка к общению, в игровой, развлекательной форме помочь ему сделать первые неуверенные

Социализация насилия

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Социализация насилия Травмы не только заставляют нас действовать под влиянием большинства, они изменяют наш характер и на более глубоком уровне. Криминологу Лонни Атенсу удалось установить, что превращает человека в жесткого преступника. Л. Атенс провел множество

Социализация

Из книги автора

Социализация процесс и результат вхождения и становления индивида в социальной среде как члена общества под влиянием всего спектра факторов: биологических предпосылок, социального познания и общения (мира вещей, социальных ролей и функций, норм, прав и обязанностей и

Социализация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С.

Социализация

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Социализация 2007 г. вызвал к жизни эпидемию социальных сетей, и «Яндекс» не хотел отставать, потому что, по словам Воложа, «монетизировать можно почти все». Ну а главное, надо было срочно восстанавливать упущенную на поисковом рынке инициативу и теряемые на глазах доли

Социализация

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Социализация Человек рождается, будучи потенциально готовым к социальным отношениям, но ему еще только предстоит сформироваться как личности. Поскольку содержательно социальные отношения не детерминированы генетически, ему придется их осваивать, что называется, с

Социализация

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Социализация Обратимся теперь ко второму общему вопросу, который мы должны рассмотреть в этой главе: к вопросу о детерминантах. Чем определяется социальное поведение ребенка: и те его формы, которые мы уже обсуждали, и другие? Излагая этот материал, основное внимание я



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта