Главная » Условно-съедобные грибы » Самодисциплина: Принятие. Дисциплина, воля и самовоспитание

Самодисциплина: Принятие. Дисциплина, воля и самовоспитание

Самодисциплина – это приобретенное качество личности, выражающееся в самоорганизации, самоконтроле, проявлении ответственности и способности выстраивать собственную деятельность соответственно принятому плану (режиму, регламенту, программе), а не эмоционально-настроенческому состоянию, которое преобладает у субъекта. Выглядеть это может как непосредственное выполнение составленного плана, который берет за начало осуществления момент его формирования (например, определился с профессией – записался на курсы, купил специализированные книги и учишься – последовательно и безотлагательно). В реальности же между моментом выбора цели и началом реального выполнения действий по ее воплощению могут проходить дни и месяцы (чтение книг откладывается, курсы посещаются через раз).

Сила самодисциплины значительно влияет на эффективность предполагаемой деятельности, скорость и степень развития человека.

Самодисциплина наиболее действенный прием саморазвития и борьбы с зависимостями, а также негативными привычками (опоздания, беспорядок, заедание проблемных ситуаций, несдержанность ). В современных различных областях, специализирующихся на методах развития и саморазвития личности, какое бы проявление они не имели (психология, энергетические практики, физические нагрузки, образование), самодисциплине отводится основная роль.

Понятие самодисциплина

Чтобы наиболее верно определить и понять, что такое самодисциплина, вначале необходимым является обозначение термина дисциплина. Дисциплина определяется, как способность человека неукоснительно придерживаться определенных жизненных норм и принципов. Дисциплинированность большей частью обусловлена внешними мотивирующими факторами, а не внутренними убеждениями (так, человек вовремя приходит на работу, так как боится увольнения; следит за внешностью и опрятностью одежды, так как хочет быть принятым в обществе).

Дисциплинированность проявляется как следование определенному и вполне естественному распорядку, принятому в данном социальном окружении.

Чтобы появилась самодисциплина, необходимы внутренние, дисциплинирующие факторы, т.е. для ее развития нужна самодисциплина, что ставит человека изначально в тупик. Разрешает этот замкнутый круг определение самодисциплины в контексте деятельностного подхода.

Самодисциплина подразумевает под собой неукоснительное следование выбранному пути и плану, а также отказ от действий, которые отдаляют от цели, пустого и бесполезного времяпрепровождения. Данное поведение требует высокого уровня осознанности при выполнении деятельности и сконцентрированности на цели.

Обычно проблемы с дисциплиной и самодисциплиной у человека возникают тогда, когда он заставляет делать себя нежеланные вещи, или совершать поступки, которые могут пребывать в сильном противоречии с убеждениями и принципами самого человека. Это ориентация целей и , которая исходит не из глубокого внутреннего понимания себя, а из копирования чужих установок и способов жизнетворчества. А копировать всегда тяжелее, чем жить своим знанием. Когда очередные попытки достижения и вынужденной самодисциплины терпят крах, стоит задумать не о том, какая техника развития самодисциплины еще нужна, а о том действительно ли и на самом ли деле человек хочет именно того, к чему стремится или это лишь верхняя часть айсберга истинной потребности.

В психотерапевтической практике часто встречаются случаи, когда человек прилагает огромные усилия для достижения определенной выбранной цели (например, выучиться на переводчика), тратит большое количество времени, внешних и внутренних ресурсов (например, репетиторы, образование), а в итоге ничего не выходит и напоминает топтание на месте. При таких случаях часто может вскрыться абсолютно другая потребность (например, угодить родителям, через осуществление их мечты о профессии переводчика), которую можно удовлетворить менее затратными и более адекватными методами.

Уровень развития и проявления самодисциплины не константная величина и зависит от адекватности прилагаемых усилий. Уровень дисциплины снижается при повышении импульсивности и отвлекаемости, а также к концу дня при возрастании утомления.

Самодисциплина имеет определенную степень зависимости, связанную с особенностями социального окружения. Так, находясь в контакте с дисциплинированным человеком, собственный уровень дисциплинированности также повышается, и наоборот, пребывая в расслабленных условиях, рядом с веселящимися людьми, уровень самодисциплины снижается.

Психология самодисциплины

Психология самодисциплины одна из самых востребованных и популярных тем, касающихся саморазвития (духовного, психического, интеллектуального или физического). Все больше людей сталкивается с тем, что основным препятствием для достижений является не недостаточность знаний, практических умений или несоответствие условий и прочее, а именно недостаток самодисциплины.

Психология самодисциплины включает пять основных процессов: оценка своего состояния, сила воли, направленный труд, старание, упорство в поставленной цели.

Оценка своего состояния, уровня развития выбранного навыка, степень приближенности или отдаленности от поставленной цели и необходимые задачи, стоящие на пути ее достижения – это все те элементы реальности, которые необходимо заметить и оценить прежде, чем приступать к активным изменениям. Как позитивный, так и негативный взгляд и оценка могут дать негативные результаты эффективности достижения, так как при излишне позитивном ситуации усилий будет прикладываться меньше, чем требуется, а при негативизации больше, чем человек может осуществить без ущерба для самого себя.

Развитая сила воли – это то, что позволяет начать действовать, преодолеть накопленную инерцию старого образа жизни. Добиться качественных изменений, используя только силу воли невозможно, однако именно она дает первый толчок к действиям и созданию новых поведения, согласно ранее выбранному плану. Задача личности максимально использовать энергетический потенциал силы воли за тот короткий промежуток, пока не иссякла энергия, и придать новой деятельности инерционную заряженность. На этом этапе развития самодисциплины необходимо предупредить возможные ремиссии (худеющим — убрать всю калорийную еду, решившим бегать — обзавестись абонементом или другом, который будет вытаскивать на пробежку, тем, кто нормализует свой режим дня – поставить таймеры отключения интернета и средств связи).

Направленный труд неотъемлемый компонент самодисциплины, ведь только прилагая существенные усилия, возможно, достичь результата и перестроить свою жизнь. Если человек продолжает выполнять какую-либо деятельность, прилагая усилия в той же мере, что и раньше, то развития не происходит.

Сила самодисциплины возрастает в тот момент, когда регулярно прикладываются существенные усилия на пути к выбранной цели. Старание предполагает собой выполнение необходимых действий в определенный, обозначенный заранее период времени, независимо от того, есть ли желание, интерес или эмоциональная предрасположенность это делать. Сюда входят рутинные или однотипные дела, возможно ежедневные и занимающие мало времени, но скучные. Именно тут и кроется соблазн не выполнить их, тогда результат начинает отдаляться, а уровень трудности возрастает, самодисциплина рушится.

Упорство заключается в выполнении действий, даже когда иссякла и хочется все бросить, это возможность продолжать действовать, даже если эмоционально человек абсолютно не готов или не желает заниматься данными делами сейчас. Упорство в достижении необходимых целей проявляется в постоянном мониторинге уровня развития необходимых навыков и приближения к результату, в зависимости от чего может меняться стратегия поведения или даже отказ от выполнения данных задач. Например, лучше отменить тренировку при гриппе, чтобы восстановить силы организма и продолжить достижение потом, чем идти в зал и получить осложнения, которые могут сделать достижение выбранной цели невозможным.

Мы рассмотрели главные психологические составляющие самодисциплины, на основании которых можно спланировать пути и способы ее развития.

Как развить самодисциплину?

Развитие самодисциплины это процесс, требующий постоянного поддержания, так как все наработанные в течение времени навыки сойдут на нет при прекращении действий, обусловленных дисциплиной. Однако при постоянной тренировке способность к постановке и выполнению все более сложных заданий повышается и достигается с меньшим количеством прилагаемых усилий. Чем масштабнее цель ставит перед собой человек, тем больше опосредованной выгоды он получает на выходе (помимо достигнутой цели развивается самодисциплинированность, повышается уровень возможностей достижения других задач, приобретение уникальных навыков).

Прежде чем непосредственно приступить к развитию самодисциплины следует определиться с собственными целями, желаниями, понять для чего и нужно ли вообще дисциплинироваться. Это очень глубокая работа, которая затрагивает экзистенциальные области самоопределения человека и может занять достаточно большое количество времени. Но потраченное время окупится сторицей, так как потом, даже при отказе от попыток развития самодисциплины, с человеком начнут происходить определенные изменения. Так, осознав своей жизни, соприкоснувшись с поиском ее смыла, становится невозможным часами пропадать в играх и социальных сетях, заниматься ерундой, смотреть в одну точку.

Дальше необходимо устранить мешающие и отвлекающие факторы, которые отдаляют момент (тут актуально определить время для работы и время для общения, обеспечить себе место для занятий, где не потревожат и т.д.). Стоит определить те области, где достаточно просто сформировать привычку, которая обычно формируется в течение двадцати одного дня, и сконцентрироваться на сознательном ежедневном выполнении заданий. Впоследствии установление привычек можно соотносить с определенным временным промежутком и расставив их несколько в течение дня, человек получает автоматическую дисциплинированность.

Важно на каждом этапе помнить, что самодисциплина это средство, а не цель и не стремится к полнейшему упорядочиванию своей жизни, всегда должно оставаться место для творчества и маневров. А также важно соотносить поставленные цели со своими потребностями и особенностями – не стоит заставлять себя просыпаться на рассвете, если вы сова, только в угоду развития самодисциплины.

Непосредственная связь уровня самодисциплины и мотивации давно замечена и учеными и обывателями. Когда человек осознает собственные цели, видит перспективы дальнейшего развития и желаемых приобретений, ему легче выполнять определенные задачи, следовать построенному плану. Чем на более длительный период времени распространяются цели, тем более высока вероятность заинтересованного выполнения промежуточных задач. Взаимосвязь ежедневных задач друг с другом и достижением чего-то значимого в будущем значительно повышает личную заинтересованность, мотивацию и соответственно самодисциплину.

Как развить самодисциплину? Для этого рекомендуют большие и сложные дела разбивать на более мелкие и простые задачи, планируя дела в своем ежедневном расписании. Важно расставлять приоритетность той или иной задачи и после чего хорошо выполнять дела по рейтингу приоритетности, без соскальзывания на мелкие и менее значительные дела (потому что они проще), чем выполнение одного более тяжелого, но приоритетного пункта.

При выполнении плана важна мотивация и умение уложиться в определенные сроки. Тут может прийти на помощь такая техника развития самодисциплины, как оповещение знакомых и общественности о планируемом проекте и сроках его выполнении (окружающие будут требовать результатов, тем самым подстегивая к выполнению планов вовремя). Так же можно разбить всю необходимую работу на несколько обозримых кусков, при выполнении каждого из которых нужно поощрять себя чем-то приятным. Важно следить не только за крайним сроком выполнения задания, но и за продолжительностью периода, который занимает выполнения. Стоит отмечать себе, сколько можно выделить времени на определенную деятельность и прекращать этим заниматься по истечении данного временного отрезка. Итак, помимо внутренней мотивации создается внешняя система наказаний и поощрений выполняемой задачи.

Однако стоит аккуратно подходить к данным элементам, чтобы стремление достигнуть цели не стало самоцелью и не отнимало отдых, нормальное питание, сон и прочее. В таком режиме человек не может функционировать нормально, поэтому одной из основных задач самодисциплины является ее применение для обеспечения себе режима сна, умеренной необходимой физической нагрузки, прогулок на свежем воздухе. Чем более отдохнувшим, здоровым и энергичным будет человек, тем легче ему будет направить свое внимание на организацию рабочих процессов.

Развитие самодисциплины стоит начинать постепенно, точно также как физические тренировки. Организму требуется время, чтобы перестроиться в новый режим функционирования. Главным критерием в оценке правильным ли путем в развитии самодисциплины движется человек, является его позитивное самоощущение и наличие видимых результатов.

06.06.2005 01:42

Первой из пяти основ самодисциплины является принятие. Принятие означает, что вы точно воспринимаете действительность и осознанно признаете данное восприятие.

Это может показаться простым и очевидным, но в действительности это чрезвычайно трудно. Если вы постоянно испытываете трудности в определенной области вашей жизни, очень похоже, что корень проблемы - неспособность принять действительность такой, какая она есть.

Почему принятие (или признание) является основой самодисциплины? Самой распространенной ошибкой, касающейся самодисциплины, является неспособность трезво признать и принять настоящее положение вещей. Помните аналогию между самодисциплиной и поднятием тяжестей из предыдущей статьи ? Если вы собираетесь достичь успеха в накачивании силы, первым шагом для вас будет определение веса, который вы способны поднять уже сейчас. Насколько вы сильны прямо сейчас? Пока вы не определите ваш текущий уровень, вы не сможете принять рациональную программу тренировок.

Если у вас нет четкого понимания вашего текущего уровня самодисциплины, очень сомнительно, что вы сможете его улучшить. Представьте начинающего культуриста, который не знает, какой вес сможет поднять, и наугад выбирает программу тренировок. Не вызывает сомнения, что выбранный вес будет либо слишком тяжел, либо слишком легок. Если вес будет слишком большим, спортсмен вообще не сможет его поднять и никакого роста мышц не будет. А если вес слишком мал, спортсмен будет работать с ним без нагрузки, и увеличение мышц не произойдет.

Точно так же, если вы хотите увеличить самодисциплину, вы должны знать ее уровень в данный момент. Насколько крепка ваша дисциплина сейчас? Какие задачи являются для вас легкими, а какие действительно невыполнимыми?

Этот список проблем поможет оценить ваш текущий уровень самодисциплины (список неупорядочен):

  • Вы принимаете душ/ванну ежедневно?
  • Вы всегда встаете в одно и то же время? Даже по выходным?
  • Есть ли у вас лишний вес?
  • Имеете ли вы зависимости (кофе, никотин, сахар и т.д.) от которых хотите избавиться, но не можете?
  • Пуста ли папка «входящие» в вашем почтовом ящике сейчас?
  • Ваше рабочее место аккуратно и хорошо организовано?
  • Ваш дом чист и содержится в порядке?
  • Сколько времени вы тратите на ерунду в обычный день? А в выходные?
  • Если вы даете кому-то обещание, какова вероятность, что вы его сдержите?
  • Какова вероятность, что вы сдержите обещание, данное себе?
  • Способны ли вы сутки не есть?
  • Насколько хорошо структурирована информация на жестком диске вашего компьютера?
  • Как часто вы делаете физические упражнения?
  • Самое тяжелое физическое испытание, с которым вы сталкивались, и как давно оно было?
  • Сколько часов вы целенаправленно работаете в обычный день?
  • Сколько дел в вашем списке, которым больше 90 дней?
  • У вас есть четко сформулированные, записанные цели? Есть ли у вас записанные планы, как их достичь?
  • Если вы потеряете свою работу, сколько времени в день у вас будет занимать поиск новой работы, и как долго продержится этот показатель?
  • Сколько времени вы сейчас проводите перед телевизором? Могли бы вы отказаться от него на месяц?
  • Как вы сейчас выглядите? Что ваш внешний вид может сказать об уровне дисциплины (одежда, ухоженность и т.д.)?
  • Ваш выбор еды прежде всего основан на ее полезности или вкусе/сытности?
  • Как давно последний раз вы сознательно приобрели новую хорошую привычку? Отказались от плохой?
  • У вас есть долги? Вы относитесь к своим долгам, как к инвестициям или как к ошибкам?
  • Вы заранее решили, что будете читать этот блог в данный момент, или это произошло случайно?
  • Можете сказать, что будете делать завтра? А на следующие выходные?
  • Как бы вы оценили общий уровень вашей самодисциплины по 10-бальной шкале?
  • Если вы ответили на последний вопрос 9 или 10, чего еще вы бы смогли достичь?

Так же, как существуют разные упражнениями для тренировки разных группы мышц, существуют и различные области самодисциплины: дисциплина сна, дисциплина питания, дисциплина рабочих привычек, дисциплина общения и т.д. Для тренировки каждой из них требуются различные упражнения.

Мой совет состоит в том, чтобы определить область, где ваша дисциплина наиболее слаба. Оцените свой уровень прямо сейчас, признаете и примите свою отправную точку и разработайте свою индивидуальную программу, направленную на улучшение этой конкретной области. Начните с достаточно легких упражнений, в положительном исходе которых вы уверены, и постепенно двигайтесь к серьезным проблемам.

Метод постепенного увеличения нагрузки работает с самодисциплиной, точно так же, как и с укреплением мускулатуры. К примеру, получится ли у вас регулярно просыпаться в 5:00, если обычно вы может встать с кровати лишь в 10:00? Скорее всего, нет. А смогли бы вы справиться с подъемом в 9:45? Очень вероятно. И как только у вас это получилось, вы можете прогрессировать до 9:30 или 9:15? Разумеется. Когда я начал постоянно просыпаться в 5:00, у меня уже был опыт просыпания в это время в течение нескольких дней подряд. Хотя мое обычное время пробуждения было 6-6:30, такой крупный шаг был сложным, но достижимым для меня, поскольку мой уровень самодисциплины в то время уже отличался от нулевого.

Без принятия вы получите или неведение, или опровержение . С неведением вы просто не знаете уровень своей дисциплины, возможно, вы даже не думали об этом. Вы не знаете того, чего не знаете. У вас будет лишь нечеткое понятие того, что вы можете и чего не можете сделать. Вы получите несколько легких побед и несколько неприятных поражений, в которых, вероятно, будете винить выбранную задачу или даже себя вместо того, чтобы просто признать, что "вес" был слишком тяжел для вас, и вам нужно еще увеличить свою силу, чтобы с ним справиться.

Когда вы находитесь в состоянии неприятия и опровержения объективной информации о вашем уровне дисциплины, вы скованы ложным представлением действительности. Ваша оценка своих способностей либо чрезмерно пессимистична, либо оптимистична. И подобно спортсмену, который не знает реальной силы своих мышц, вы не достигните ощутимых успехов, поскольку вряд ли наугад выберете правильную программу тренировок. При пессимистических взглядах вы будете продолжать «поднимать легкий вес» и уклоняться от нагрузки, с которой на самом деле в состоянии справиться, и которая сделает вас более сильным. А переоценив свои возможности, вы будете пытаться поднять вес, слишком тяжелый для вас, и раз за разом терпеть неудачу. В результате вы либо доведете себя до изнеможения, либо надорветесь, но ни первое, ни второе не сделает вас сильнее.

Я получил огромную пользу, следуя путем самодисциплины. Когда мне было 20 лет, я жил в небольшой квартире-студии и спал обычно с 4 ночи до часу дня. Питался в основном фаст-фудом и нездоровой пищей. Я не тренировался физически, за исключением редких длительных прогулок. Важной ежедневной деятельностью казалось получение почты, а остальное время дня я болтался с друзьями. В конце месяца я не мог назвать даже несколько значимых событий, произошедших за этот месяц. У меня не было ни работы, ни автомобиля, ни дохода, ни целей, ни планов и никакого реального будущего. Все, что я чувствовал, что у меня имеется большое количество проблем, которые не собирались решаться. Я не ощущал, что контролирую свой жизненный путь. Я просто ждал наступления событий и затем реагировал на них.

Но, в конечном счете, я увидел реальность и понял, что нельзя бесконечно откладывать свою жизнь. Если я собираюсь чего-то достичь, нужно приложить к этому какие-то усилия. И, прежде всего, это означало разобраться с ворохом накопившихся проблем. Я преодолел их за короткий период времени и стал от этого более сильным.

Оглядываясь на четырнадцать лет назад, я вижу разницу, как ночь и день. Я встаю в 5:00 каждое утро. Я занимаюсь физкультурой шесть дней в неделю. Я ем полностью вегетарианскую пищу с большим количеством свежих овощей. Мой домашний офис хорошо организован. Мой электронный и оффлайновый почтовые ящики не содержат неразобранной входящей корреспонденции. Я с женой и двумя детьми живем в хорошем доме. На моем столе лежит ежедневник с записанными целями и детализированными планами их достижения. Несколько из моих целей на 2005 год уже достигнуты. Я, как никогда ясно, осознаю свои желания и занимаюсь любимым делом. Я знаю, что имею значение. Я знаю, что сам управляю этими изменениями.

Ничего не случилось само собой. Все было сделано намеренно. Конечно, это случилось не вдруг. Потребовалось много лет тяжелой работы. Это и сейчас тяжелая работа, но я стал намного сильнее, и задачи, которые были недостижимы для меня в 20 лет, сегодня я выполняю с легкостью. Следовательно, я могу браться за более сложные задачи и достигать в них более высоких результатов. Если бы я попытался сделать все то, что делаю сейчас, раньше, когда мне было 20 лет, я потерпел бы полный крах. 20-летний Стив не выдержал бы этого даже в течение одного дня. Но для 34-летнего Стива это легко. И для меня является чрезвычайно захватывающим представлять, чего сможет достичь 48-летний Стив… достичь, разумеется, относительно моего жизненного пути, а не чьего-либо еще.

Я рассказываю вам это, чтобы произвести на вас впечатление, поразить вас. Но не мной, а вами самими. Я хочу удивить вас тем, чего вы сможете достичь за следующие 5-10 лет, если последовательно будете развивать свою самодисциплину. Это будет нелегко, но оно того стоит. Первым шагом нужно открыто принять ваше текущее положение и состояние. Хорошо вы себя чувствуете в данном состоянии или нет. Поддайтесь тому, с чем вам придется работать. Возможно, это не совсем честно, но что есть, то есть. Вам просто не удастся увеличить свою силу, пока вы не примете, своего текущего положения на этом пути.

Эта статья является второй частью серии из 6 частей по самодисциплине: часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5 | часть 6

Как известно, если у человека все в порядке в голове, то и в жизни у него тоже все будет в порядке. Быть ответственным перед собой и окружающими, уметь контролировать свое поведение и эмоции, уметь подстраиваться под изменчивый мир - значит, обладать внутренней дисциплиной. Человек, который обладает внутренней дисциплиной, имеет преимущества перед другими людьми, причем во всех сферах его жизни – карьера, семья, репутация и т.д. Он организован и собран, чаще всего у таких людей, всегда существует четкий «план действий» и они никогда не пренебрегают записями в своем ежедневнике. Попробуйте сами, заведите ежедневник и планируйте все свои дела. Вот увидите, вы будете все успевать или успевать сделать то, что действительно важно. Не получается? Тогда есть смысл поработать над тем, как развить самодисциплину.

Это даже интересно…

Сознательная дисциплина или самодисциплина означает вашу полную ответственность и контроль над собой. Развитие самодисциплины должно быть, прежде всего, осознанным намерением, необходимо принять решение и не изменять ему. Внутренняя дисциплина позволяет человеку в какой-то мере развивать силу воли, работать над своими комплексами, преодолевать страхи и неуверенность в себе.

Что касается того, как научиться самодисциплине, как выработать в себе самодисциплину, то здесь все начинается с мелочей. Для начала, приучите себя вставать каждый день в одно и то же время. Не важно, выходной это или рабочий день, необходимо следовать принципу «21 день». По мнению психологов, данный прием основан на том, что любая привычка вырабатывается за 21 день. Если в течение этого времени, каждый день делать одно и то же, то это занятие войдет у вас в привычку. В случае «сбоя в программе» начинайте заново. Помните, если уж вы решились заняться самодисциплиной, то проявите жесткость, не пытайтесь обманывать себя. В противном случае, кому вы сделаете хуже?

Следующим шагом должно стать планирование вашего дня, поэтому обязательно приобретите ежедневник. Записывайте с вечера все предстоящие дела на завтра, начиная с самого важного.

Относитесь ответственно к запланированным делам и своему времени, потому как время – это самый ценный ресурс. Удачи!

Видео: Обществознание. 7 класс

Видео: Дисциплина внутренней жизни - Решетинский

Видео: Модели жизни - Андрей Алексеев

Лекция 21. Сознательная дисциплина

Как результат целостного

Учебно-воспитательного процесса

Сущность сознательной дисциплины

Сознательная дисциплина в научной педагогике рассматривается как явление нравственное и политическое, как результат всего учебно-воспитательного процесса.

Организованность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека - важное условие успеха реформ, решения всех экономических, социальных, политических, культурных проблем. Граждане демократического общества в системе общественных отношений имеют дело с совокупностью различных видов сознательной дисциплины: гражданской, партийной, плановой, трудовой, технологической, исполнительской. Сознательная дисциплина - ин-тегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования. А.С. Макаренко подчеркивал, что дисциплина у нас есть явление нравственное и политическое, нарушитель ее требований по существу выступает против интересов коллектива, общества и своих собственных.

Научная педагогика выводит идеи сознательной дисциплины из органического сочетания интересов личности и общества, сознательного отношения к труду и бережного - к общественному достоянию. Сознательная дисциплина как общественное явление определяется мировоззрением, гражданскими убеждениями. Она предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решении задач обновления. Сознательная личность характеризуется проявлением активности и инициативы, непримиримой борьбой с застоем, трудностями и недостатками. Сознательная дисциплина есть дисциплина товарищеская, всяческого доверия, инициативы и солидарности в борьбе. Она представляет собой наилучшую форму достижения хозяйственных и политических целей.

Возрастные аспекты формирования сознательной

Дисциплины

Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и результат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни. А.С. Макаренко доказал, что она не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная дисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, как рождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всех воспитательных влияний.

В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, сужения сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как скучная и неприятная обязанность, как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А.С. Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений.

Нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду, общественному богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина есть лишь внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложное, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, состояния воспитательной работы, может быть различным.

Диалектика формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором собственной жизни, субъектом воспитания. Осуществление подростками самовоспитания и самоорганизации убедительно свидетельствует об их продвижении к самоорганизации и сознательной дисциплине. Ребята среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение, к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив, к самостоятельным общественно ценным действиям и поступкам.

Психологически сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к постепенному возникновению и формированию у них таких качественно новых психических образований, как самоутверждение, способность выбора и самостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени - спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, общению, представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в. действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, в овладение профессией, в ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение.

Разница между дисциплиной навязанной обществом и той, которую мы сами себе определяем – огромна, человек находится в совершенно разных мирах, в зависимости от той дисциплины, которой он привык придерживаться. Если говорить начистоту, то конечно внешние условия – это первоочередной фактор, который заставляет нас придерживаться хоть какой-то дисциплины, ибо по натуре человек расхлябан и безответственен, и только суровые внешние факторы, вынуждают его вырабатывать в себе определенные качества, которые делают его сильнее. Дисциплина безусловно является одним из таких качеств, никакой успех не возможен в этой жизни, если вы недисциплинированный человек, если ваши действия не носят принужденный характер, ибо в ряде случаев, нам приходится преодолевать себя, чтобы что-то сделать. Обратитесь к своему телу и спросите его, чего оно хочет, разве оно вам ответит, что хочет работать, да оно хочет валяться где-нибудь в теплом и мягком месте, чтобы никто и ничто не беспокоило его.

То же самое касается и нашего с вами мозга, который тоже не желает трудиться, хотя для человека думать – это основная работа. Все это физическая материя друзья мои, но мы с вами состоим не только из них, в нас сидит нечто именуемое душой, или гордым духом, как лично мне больше нравится, обладающим невероятной силой и энергией. Именно этот дух заставляет наше ленивое тело, этот никчемный кусок мяса, вставать и идти делать великие свершения, именно дух заставляет нас думать, благодаря чему мы и поднялись над остальным животным миром.

Я убежден в том, что наша сущность – это не наше с вами физическое тело, а именно тот самый дух, благодаря которому мы ничего не боимся и порою делаем невозможное, преодолевая все – страдания, боль, страх, холод и жару, но добиваемся своей цели. Для общества полезно держать каждого своего члена под контролем, в то время как наши никчемные тела мы держим под контролем сами, точнее должны держать, если не хотим быть расходным материалом для других. Затачивать свой разум таким образом, чтобы все свои действия считать необходимыми, прежде всего для себя самого, значит снимать с себя оковы общественного контроля.

Свободный человек всегда жил и будет жить только у нас в голове, но никак не снаружи, ибо именно дух должен быть свободным, и только он может дисциплинировать свое тело, а не кто-то другой. Но стоит только отдать власть над собой другим людям, стоит дать им возможность вас контролировать, как ваш дух засыпает, ибо это для него невыносимо. Остается только жалкое и ничтожное тело – эта, простите, ленивая обезьяна, которую постоянно надо подгонять палкой, чтобы от нее был хоть какой-то толк. Такая обезьяна, будет довольствоваться только самыми примитивными удовольствиями в жизни, удовлетворяя свои базовые потребности.

За возможность удовлетворить все свои базовые потребности, жалкое и ничтожное тело обезьяны, готово отдать все что угодно, в то время как наша истинная сущность, наш гордый и сильный дух, просто не в состоянии воздействовать на тело. Почему он не может это сделать? Да потому что это, друзья мои, дело выбора, который мы делаем, руководствуясь своим разумом. Вот она, наша с вами свобода – это свобода выбора. Только мы решаем, быть нам людьми, или той ленивой обезьяной, которая дана нам в качестве носителя нашей личности в этой жизни. И пусть на обезьяну наденут цепи, пусть заключат ее в темницу и любым другим способом ограничат ее действия, сделать то же самое с духом человека, с его разумом, никто не в состоянии.

И только когда вы сами решите, быть или не быть вам свободным, что делать, а что нет, вы можете либо потерять, либо обрести свободу. Дисциплина — безусловно нужна обществу, без нее его бы не было, но подумайте лучше над тем, что нужно именно вам, что лично вас приведет к успеху в жизни, что позволит вам в ней победить и закончить ее на уровне победителя? Самодисциплина естественно отвечает вашим собственным интересам, если не вы сами установите себе цели, за вас это сделают другие, если вы не будете стремиться к достижению своих целей, значит будете преследовать чужие.

Потому если вы не будете ковать своего счастья, тогда будете ковать его другим, тем, кто возьмет вас под свой контроль, кто будет вас дисциплинировать и направлять, кто не побоится отвечать за вас, если вы сами не в состоянии это сделать. Я нисколько не сомневаюсь в том, что даже самый безответственный, расхлябанный и безалаберный человек, может сделать свою жизнь полностью подконтрольной самому себе, он может заняться самодисциплиной и избавиться от внешнего на себя воздействия. Что для этого нужно – да просто разбудить в себе свой гордый дух, и начисто подавить в себе ленивую обезьяну, поняв, что мы — не наше тело, мы — нечто большее, гораздо большее.

Когда вы просыпаетесь утром, для своих новых великих свершений, для того, ради чего вы пришли в этот мир, ваше ленивое тело, требует еще сна, оно просит вас оставить его в теплой постели, оно не хочет ничего. Ведь это ничтожная физическая оболочка, у которой никогда не было и не будет великих целей, кроме одной единственной – пойти на корм червям. Задумайтесь на мгновение, что бы вы делали, если бы в этом мире вас вообще бы ничего не напрягало. Вероятно, вы бы только и делали, что валялись бы целыми днями в кровати, ели, спали, испражнялись, и худо-бедно совокуплялись, если бы было с кем. Ну разве это жизнь, достойная человека? А ведь некоторые люди так живут.

Посмотрите на бомжей – эти люди, полностью похоронили свой гордый дух, вы видите, чего просит их ничтожное тело, как оно себя ведет? И к этому нас всех без исключения призывают наши тела, опуститься ниже плинтуса, жить одним днем, удовлетворять свои жалкие и ничтожные потребности, разлагаться на глазах. Оно не хочет нам служить, не хочет выполнять перед нами свои обязанности, и его можно понять, ведь даже взятая напрокат лошадь, не хочет того, что хочет ее наездник, она хочет мирно щипать травку, а не скакать куда-то для чего-то большего. Так же и наше тело, оно не хочет ничего, но наш гордый дух, может превратить этот кусок мяса в резвого скакуна с характером, сделав тело железным, полностью ему подконтрольным.

И тогда друзья мои, вас никто и ничто не остановит, нет в этой жизни для вас никаких преград, просто нет. Дайте волю своему духу, и он сделает все что нужно, чтобы самому быть полностью удовлетворенным этой жизнью и в полной мере удовлетворить все потребности тела, без которого мы существовать в этом мире не можем. Наш мозг найдет ответ на любой вопрос, если заставить его работать, наше тело преодолеет любые трудности и любую боль, если оно будет слушать бесстрашный гордый дух, который победить невозможно.

Единственная борьба в этой жизни, идет между нашим духом и нашим телом, и это борьба заключается во влиянии на ваш выбор, на чью сторону встать. Выберете свое тело, эту ленивую обезьяну, тогда вы будете подвержены общественной дисциплине, которая будет эксплуатировать эту самую вашу обезьяну, пока та не отдаст концы. Но если вы выберете свой гордый дух, тогда самодисциплина и самоконтроль, будут определять все, что вы будете делать в этой жизни, а они вас непременно приведут к успеху и победам, можете не сомневаться.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта