Основное общее образование
Русский язык
Скачать демоверсию ОГЭ 2019 года вместе с кодификатором и спецификацией по ссылке ниже:
Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ОГЭ по русскому языку.
Книга содержит задания разных типов и уровней сложности, сгруппированные по темам, знание которых проверяется на ОГЭ, а также подробные комментарии. Кроме того, приводится информация о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку. В книгу включен разнообразный материал, который поможет ученику повторить изученное в 5-9-х классах, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену. Пособие позволит усовершенствовать умения, связанные с чтением текста, написанием изложения, анализом текста и созданием собственного речевого высказывания. Материалы книги могут быть использованы при организации самостоятельной работы учащихся 8-9-х классов, в процессе подготовки к предстоящему экзамену под руководством учителя, а также для проведения разнообразной работы на уроках русского языка, начиная с 5-го класса. Издание окажет помощь учителям при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Максимальный балл – 7.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
Федотовна вдруг проговорила:
(По Б. Васильеву*)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
Правильность выполнения данного задания определяется исключительно внимательным прочтением текста и владением учащимися навыками смыслового чтения.
Сначала надо найти предложения, которые противоречат содержанию текста и исключить их из вариантов ответа.
Затем определить, какие предложения соответствуют содержанию текста, но не дают ответ на поставленный вопрос.
Затем выбрать ответ на вопрос.
«Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
Ответ: 3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Формируем понимание у учащихся того, что в основе средств выразительности речи лежат слова в переносном значении. То есть нельзя буквально представить то, о чем образно говорится в предложении.
При выполнении задания необходимо отобрать только те предложения, в которых есть слова в переносном слове, а затем сделать окончательный выбор, исходя из условий задания.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
В первом предложении есть слова в переносном значении, но они не являются метафорами: с невероятным презрением – эпитет, трус несчастный (устойчивое выражение) – фразеологизм.
Во втором предложении есть метафора: «их вынули из её души». Переносное значение реализуется посредством сочетания слов.
В третьем и четвертом предложениях выразительных средств нет.
Ответ: 2.
Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
Самое главное, о чём нужно помнить:
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
В данном фрагменте тексте необходимо найти слово с приставкой, обозначающей «приближение». Данное значение характерно для приставки «ПРИ».
Ответ: пришли.
Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
Задание 5 связано с орфограммой «Правописание суффиксов разных частей речи». Тема, которая встречается чаще других в данном типе задания – «Одна и две Н в суффиксах прилагательных и причастий».
Сначала надо научить извлекать из задания нужную информацию, которая поможет правильно ответить на вопрос.
Во-первых, надо понимать, слово какой части речи необходимо найти.
Во-вторых, необходимо точно знать, сколько «Н» должно писаться в искомом слове.
Некоторые задания сформулированы иначе: надо найти то, что является исключением из правила.
Слова-исключения: деревянный, стеклянный, оловянный, ветреный, нечаянный, отчаянный, невиданный, слыханный, священный, медленный.
И ещё одно важное дополнение: страдательные причастия могут быть употреблены как в полной, так и в краткой форме: начитанный – начитана, лишённый – лишена и т.д.
(14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –
(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
Слово, которое является исключением из правила – прилагательное деревянную.
Ответ: деревянную.
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Синонимы – это разные слова, которые близки по смыслу.
Антонимы – противоположные по значению слова.
Стилистически нейтральные – уместные в любом стиле речи.
Чаще всего в этом задании даны разговорные, просторечные слова, которые нужно заменить стилистически нейтральными.
Подобранное слово должно быть той же частью речи, что и данное в задании.
«Пошушукались» – значит пошептались.
Ответ : пошептались.
Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание касается темы «Типы связи в словосочетании».
Тип связи в словосочетании определяется характером вопроса между главным и зависимым словом:
Данное в задании словосочетание необходимо заменить словосочетанием другого типа связи: поменять согласование на управление или наоборот, заменить управление на примыкание и наоборот.
Самое важное при этом понять, что «заменить» – это не значит переставить слова местами.
Заменить – значит подобрать к зависимому слову в данном словосочетании однокоренное слово другой части речи: к имени прилагательному, деепричастию или наречию – имя существительное; к имени существительному – или имя прилагательное, или деепричастие, или наречие. В этом и заключается смысл замены.
Замена слова иной частью речи приводит к изменению вопроса, который задается от главного слова к зависимому. А именно вопрос определяет тип связи в словосочетании.
Чтобы изменить тип связи, необходимо изменить вопрос. Это, в свою очередь, требует изменения части речи. Изменить часть речи – значит подобрать однокоренное слово: для управления – имя существительное, для согласования – имя прилагательное, для примыкания – наречие или деепричастие.
«Деревянная шкатулка» – это словосочетание с типом связи «согласование». Его надо изменить таким образом, чтобы связь стала управление. Необходимо сделать так, чтобы связь между словами в словосочетании была выражена не вопросом «какая?», а падежным. Для этого к прилагательному «деревянная» подбираем однокоренное существительное «дерево».
Соединяем в словосочетание слова «дерево» и «шкатулка» и получаем – шкатулка из дерева.
Контрольная проверка: проверяем, поменялся ли вопрос.
Шкатулка (из чего?) из дерева? Вопрос поменялся на падежный. Это управление.
Ответ: шкатулка из дерева.
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Грамматическая основа – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа в своем составе может имеет как оба главных члена предложения, так и один из главных членов предложения: только подлежащее или только сказуемое.
Поиск грамматической основы лучше начинать с глагола, затем по нему искать подлежащее.
В результате могут возникнуть следующие ситуации.
(22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. Находим в данном предложении глагол «создают» – это сказуемое. Ищем подлежащее, деятеля, который выполняет действие, выраженное глаголом. Деятель при данном сказуемом мыслится (они), но в предложении не назван. Значит, подлежащего нет. Грамматическая основа представлена только сказуемым.
Ответ: создают.
Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Обособляться, или выделяться запятыми, могут только второстепенные члены предложения: определения, обстоятельства, дополнения. Значит «обособленные члены предложения» – это второстепенные члены предложения, выделенные запятыми.
Если в части предложения, выделенной запятыми, нет грамматической основы, значит это обособленный второстепенный член предложения.
Когда второстепенные члены становятся обособленными?
В заданиях часто требуется найти предложение с обособленным приложением.
Существует только три вида второстепенных членов предложения, приложение в данную классификацию не входит. Значит, приложение – это разновидность одного из второстепенных членов предложения.
Приложения отвечают на вопрос «какой?» – значит это определение.
Приложение выделено в отдельную группу второстепенных членов, так как существенно отличается от определений. В отличие от них приложение – это определение, выраженное именем существительным. Кроме запятых, в качестве знаков выделения при приложении используется ещё и тире.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –
(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
Проанализируем, какие функцию выполняют в данном фрагменте запятые. Отметим те, где они выделяют второстепенные члены предложения. Обособление второстепенных членов предложения видим в 27 предложении: «вызывающий, полный непонятной для неё претензии». Этот обособленный второстепенный член предложения отвечает на вопрос «какой?»: тон (какой?). Следовательно, это обособленное определение.
Ответ : 27.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Найти вводное слово – значит найти слово, которое не является членом предложения, т.е. не связано ни с одним из членов предложения вопросом и не несёт никакой информационной нагрузки для понимания смысла предложения.
Вводные слова можно разделить на несколько групп.
Вводные слова на письме выделяются запятыми.
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
Проанализируем запятые, обозначенные цифрами в данном фрагменте текста. Определим, какие из них выполняют функцию разделения, а какие выделения.
Уже на данном этапе решения задания очевиден ответ. Это запятые 1 и 2, которые выделяют слово «видимо». Данное слово является вводным и по смыслу соотносится с первой группой вводных слов, обозначающих уверенность или неуверенность говорящего в предмете речи.
Ответ: 12.
Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.
Трудности, с которыми встречаются учащиеся, при выполнении данного задания.
Данные ошибки приводят к тому, что число грамматических основ получается больше, чем есть на самом деле, либо меньше.
Другой род ошибок связан с тем, что число грамматических основ по подсчётам учащихся получается меньше правильного ответа. Это происходит в том случае, если сказуемое выражено не глаголом, а другой частью речи.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Считаем глаголы и отмечаем деятелей при них.
Проверяем, какие пункты можно объединить. У глаголов «прикрыла» и «прислушалась» общий деятель – Анна Федотовна.
Объединяем и получаем следующую запись:
Сколько получилось пунктов, столько и грамматических основ в предложении.
Ответ: 3.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Существует три способа связи частей в сложном предложении:
Следовательно, чтобы установить тип связи, необходимо определить тип союза. Если союз сочинительный, то и связь сочинительная, если использовано средство подчинительной связи, то и связь подчинительная.
Сочинительные союзы |
|
Соединительные |
и, да(=и), ни-ни, тоже, также |
Противительные |
а, но, да (=но), зато, однако, же |
Разделительные |
или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то |
Подчинительные союзы |
|
Изъяснительные |
как, чтобы, что, будто |
Временные |
Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока |
Причинные |
Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что |
Целевые |
Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы |
Условные |
Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз |
Уступительные |
Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что |
Сравнительные |
Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно |
Следствия |
К средствам подчинительной связи, кроме союзов, относятся союзные слова: местоимённые наречия (где, куда, откуда и др), относительные местоимения (что, который, какой, чей) в различных формах (например, чем, какого, которого и др.)
Подчинительный союз в отличие от сочинительного может не находиться на границе частей сложного предложения.
Когда закончился дождь, мы пошли гулять. Это связь не бессоюзная, как многие ошибочно определяют, а подчинительная: подчинительный союз «когда» находится в начале предложения.
Если предложение, присоединяемое подчинительным средством связи, находится внутри другой части, то в ответ идут две запятые.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
Необходимо выписать цифры, между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Значит надо найти подчинительные средства связи, которые используются в данном предложении. Это союз что (цифра 2) и союз чтобы (цифра 5). Проверим, не находится ли часть «что они подлинные» внутри другой части. Если нет, то в ответ пойдет цифра 2, если находится – то в ответ пойдут две цифры – 23.
Часть «аккуратно сложила в шкатулку и сказала» является продолжением первой части «Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась». Следовательно, первая часть разрывается второй. В ответе должны быть две цифры.
Ответ : 235
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
1. Ответом в данном задании должно быть сложное предложение, отвечающее следующим условиям:
а) оно быть сложноподчинённым;
б) оно должно состоять как минимум из трёх частей, в связи с тем, что это предложение с несколькими придаточными. Данный вывод делаем, исходя из анализа формулировки задания: «подчинением придаточнЫХ»;
в) если в задании указано, что в предложении несколько видов связи придаточных, например однородное и неоднородное, то в искомом предложении должно быть как минимум четыре части.
Придаточное предложение – это одна из частей сложноподчинённого предложения, в которой находится средство подчинительной связи и к которой задаётся вопрос от другой части. Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то присоединяться они могут
Если однородные придаточные связаны одиночным союзом «И», то они не разделяются запятой. Это дополнительный ориентир в определении типа связи придаточных в сложноподчинённом предложении.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Отбираем сложные предложения с подчинительной связью.
Это предложения 2,4,6
Считаем число грамматических основ, если их меньше трёх, то такое предложение для ответа не подходит.
В предложении 2 две части (не подходит).
В предложении 3 три части (подходит).
В предложении 6 две части (не подходит).
Верный ответ получен методом исключения. Разберем структуру предложения и докажем, что это сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
В предложениях с однородным подчинением придаточные должны относиться к одной части и отвечать на один и тот же вопрос, т.е. быть одинаковыми.
Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма.
Внучка Таня рассказала (что?) что у вас на войне убили сына.
Внучка Таня рассказала (что?) что он вам писал письма.
Данные придаточные относятся к одному главному и отвечают на одинаковой вопрос. Следовательно, они связаны однородным подчинением.
Ответ : 4.
Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Это задание связано с заданием 12, только теперь надо найти предложения не с какой-то одной связью, а несколькими: это может быть и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь.
Пунктуация может помочь выбрать правильное предложение. Между частями сложного предложения иногда ставится тире или двоеточие. Однако не следует забывать, что тире и двоеточие могут употребляться и в простом предложении. Обязательно надо проверить, что эти знаки стоят на границе частей сложного предложения.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Необходимо найти предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Таким образом, как минимум в данном предложении должно быть три части.
Отберем такие предложения: это № 51 и № 53. Проанализируем первое предложение: в нем три части, но они связанны сочинительной связью.
В 53 предложении есть и бессоюзная, и сочинительная связь. На месте бессоюзной связи употреблено тире.
Ответ: 53.
Это сочинение, которое подразделяется на три вида.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Следуя инструкции, учащиеся выбирают только один вариант для написания сочинения
Сочинение в формате 15.1. должно отвечать следующим требованиям:
Высказывания, которые даются для сочинения в задании 15.1., так или иначе могут относиться к одному из разделов русского языка: фонетике, морфологии, синтаксису, морфемике, лексикологии, стилистике, пунктуации.
Например,
Высказывание филолога Н. М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» – относится к синтаксису.
Высказывание современного лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» – связано с пунктуацией.
Высказывание лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» -указывает на морфологию.
Высказывание известного лингвиста И. Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов» – тоже морфология.
Высказывание известного лингвиста А. И. Горшкова: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис» – это стилистика.
Сначала учащимся необходимо прокомментировать данное высказывание, объяснить, как они его понимают. Можно рекомендовать следующее вступление сочинения: Высказывание … относится к такой области языка, как морфология. Морфология, как известно, изучает грамматические признаки различных частей речи. По мнению ученого, именно существительному он отводит главную роль, называя эту часть речи – дирижёром грамматического оркестра.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Соотнесем высказывание Паустовского с одним из разделов русского языка.
Речь идет о таком разделе, как лексикология, который изучает лексику языка, его словарный состав. В своём высказывании Паустовский обратил внимание на лексическое богатство русского языка. Для всего, что есть в нашей жизни и для всего, что есть в нашем сознании, найдется точное русское слово. Докажем справедливость данного высказывания, обратившись к тексту Бориса Васильева.
Подлость детей, «взявших почин», наносит Анне Федотовне глубокую душевную рану: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Выбор словесных средств в данном рассказе не случаен, он помогает писателю выразить трагизм этой истории.
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 15.1. выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов. Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
Работа над сочинением 15.2. развивает навыки определения проблематики текста, аргументации позиции автора.
Исходя из критериев оценивания, сочинение в формате 15.2. должно отвечать следующим требованиям:
Максимальный балл – 9.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… ». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение пишется по следующему плану:
Необходимо объяснить детям, что фраза («Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… »), служащая основой для написания сочинения-рассуждения – это не тезис, в этой фразе заключена авторская позиция. Тезис пока ещё не сформулирован. Тезис – это ответ на вопрос, как вы понимаете смысл финала, почему автор так считает. Например, я понял смысл финала так образом и сейчас докажу, что я прав.
Покажем на конкретных примерах.
Борис Васильев пишет о том, что письма вынули не из шкатулки – их вынули из её души. И душа оглохла, потому что теперь её сын погиб вторично, угас навсегда. Письма давали Анне Федотовне ощущение, что он рядом, что он живой, поэтому она так берегла единственное письмо от него. – Это тезис.
В тексте не раз подчеркивается отношение женщины к этим бесценным листочкам. Оригинал письма она хранила в шкатулке, а с внучкой Таней они перечитывали сделанные с письма копии. – Первый аргумент.
А после разговора с детьми, который её очень расстроил, она обеспокоенно «ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением». – Второй аргумент.
Таким образом, мы видим, что письма были смыслом жизни Анны Федотовны. Наверное, известие о пропаже писем она восприняла с таким же душевным потрясением, как когда-то сообщение о гибели своего сына. – Вывод
Сочинение 15.3. отличается от сочинения 15.2. тем, что тезис в 15.3. уже дан. Это вопрос, на который и предстоит ответить.
Требования к написанию сочинения в формате 15.3 следующие:
Максимальный балл – 9.
Начинается данное сочинение с определения конкретного понятия: что такое дружба, доброта, сострадание, взаимовыручка. Далее учащиеся комментируют, почему они так считают, на чём основывается их мнение.
Тематически текст изложения и задание для написания сочинения 15.3. созвучны. Можно ориентировать детей обратиться к изложению при формулировании определения того или иного понятия.
В данной демоверсии для изложения даётся следующий текст.
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
171 слово
А в задании 15.3. требуется ответить на вопрос: «Что такое человечность?»
Потом начинается следующая часть, в которой необходимо ответить на следующие вопросы:
В конце обобщаем и делаем вывод.
Таким образом, структура сочинений форма 15.2. и 15.3 совершенно одинаковая.
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение– рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример– аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Обычно данное сочинение начинается с определения понятия. Можно объяснить слово «человечность» так:
Синонимом к слову «человечность» являются слова милосердие, доброта. Человечность проявляется в заботе о ближнем, в умении сострадать, понимать и прощать.
Чтобы не было ошибок в определении понятий, помните самое главное. В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Например, в определении «Клеветник – это человек, который занимается клеветой» присутствует круг, поскольку понятие «клеветник» определяется через понятие «клевета», т.е. фактически – через самое себя. Присутствующий в определении круг (или, по-гречески, тавтология – повтор) приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение является ошибочным.
Ещё одна распространённая ошибка в определении понятия заключается в том, что оно начинается со слов «это когда», а далее начинаются перечисления различных действий.
Человечность – это когда помогают, заботятся, сострадают.
Когда определение дано, его следует прокомментировать: «Почему я так считаю?»
Покажем – это на примере слова «человечность».
В слове «человечность» – высокая оценка личностных качеств человека. К сожалению, дать её можно не каждому. Антонимом к слову «человечный» является слово – бесчеловечный. Именно такой поступок совершили школьники, украв письма, даже не осознавая, что натворили. Они уничтожили доброе начинание «Нет неизвестных героев», которое задумывалась как сохранение памяти о погибших на фронтах Великой Отечественной войны людях.
Дети не проявили никакого интереса к трагической судьбе Анны Федотовны. Они пришли с одной целью: изъять у неё экспонаты для музея. И посчитали, что ради достижения цели все средства хороши.
Примером настоящей человечности в этом рассказе являются отношения Анны Федотовны с внучкой Таней. Васильеву удалось передать это всего одной фразой: «Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына». И мы понимаем, что каждый вечер Таня читала одно и то же письмо. Каждый вечер она находила время для своей бабушки, потому что понимала, как это важно для неё.
В жизни таких людей, как Таня, много. Я знакома со многими. Это и мои одноклассники, и соседи, и родители. Но хочется рассказать о совершенно незнакомом человеке, с которым я ехала в автобусе. На одной из остановок водитель хотел высадить из автобуса бабушку, у которой не хватило 5 рублей на билет. Старушке было неудобно, она просила довести его. Водитель оказался принципиальным, а пассажиры равнодушно ожидали окончания этой истории. Вдруг с сиденья встал мужчина и молча передал водителю недостающие деньги. Этот случай показал мне, что значит быть человеком и поступить по-человечески.
Завершается сочинение-рассуждение 15.3., как и остальные подвиды сочинений, небольшим выводом.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1). Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов
Максимальный балл за грамотность
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
Максимальное количество баллов , которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.
Проект
Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования в форме
основного государственного экзамена (ОГЭ)
Кодификатор
элементов содержания для проведения основного
государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ
подготовлен Федеральным государственным бюджетным
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Математика. 9 класс
2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Кодификатор элементов содержания для проведения основного государ-
ственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ
Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по математике (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее - КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.
Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
1 Числа и вычисления
Натуральные числа
1.1.1 Десятичная система счисления. Римская нумерация
1.1.2 Арифметические действия над натуральными числами
1.1.3 Степень с натуральным показателем
1.1.4 Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители
1.1.5 Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10
1.1.6 Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное
1.1.7 Деление с остатком
Дроби
1.2.1 Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей
1.2.2 Арифметические действия с обыкновенными дробями
1.2.3 Нахождение части от целого и целого по его части
1.2.4 Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей
1.2.5 Арифметические действия с десятичными дробями
1.2.6 Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной
Рациональные числа
1.3.1 Целые числа
1.3.2 Модуль (абсолютная величина) числа
1.3.3 Сравнение рациональных чисел
1.3.4 Арифметические действия с рациональными числами
1.3.5 Степень с целым показателем
1.3.6 Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий
Действительные числа
1.4.1 Квадратный корень из числа
1.4.2 Корень третьей степени
1.4.3 Нахождение приближенного значения корня
1.4.4 Запись корней с помощью степени с дробным показателем
1.4.5 Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби
1.4.6 Сравнение действительных чисел
Измерения, приближения, оценки
1.5.1 Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости
1.5.2 Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире
1.5.3 Представление зависимости между величинами в виде формул
1.5.4 Проценты. Нахождение процента от величины и величины по её проценту
1.5.5 Отношение, выражение отношения в процентах
1.5.6 Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости
1.5.7 Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Выделение множителя - степени десяти в записи числа
2 Алгебраические выражения
Буквенные выражения (выражения с переменными)
2.1.1 Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения
2.1.2 Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения
2.1.3 Подстановка выражений вместо переменных
2.1.4 Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений
2.2 2.2.1 Свойства степени с целым показателем
Многочлены
2.3.1 Многочлен. Сложение, вычитание, умножение многочленов
2.3.2 Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов
2.3.3 Разложение многочлена на множители
2.3.4 Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители
2.3.5 Степень и корень многочлена с одной переменной
Алгебраическая дробь
2.4.1 Алгебраическая дробь. Сокращение дробей
2.4.2 Действия с алгебраическими дробями
2.4.3 Рациональные выражения и их преобразования
2.5 2.5.1 Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях
3 Уравнения и неравенства
Уравнения
3.1.1 Уравнение с одной переменной, корень уравнения
3.1.2 Линейное уравнение
3.1.3 Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения
3.1.4 Решение рациональных уравнений
3.1.5 Примеры решения уравнений высших степеней. Решение уравнений методом замены переменной. Решение уравнений методом разложения на множители
3.1.6 Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными
3.1.7 Система уравнений; решение системы
3.1.8 Система двух линейных уравнений с двумя переменными;
решение подстановкой и алгебраическим сложением
3.1.9 Уравнение с несколькими переменными
3.1.10 Решение простейших нелинейных систем
Неравенства
3.2.1 Числовые неравенства и их свойства
3.2.2 Неравенство с одной переменной. Решение неравенства
3.2.3 Линейные неравенства с одной переменной
3.2.4 Системы линейных неравенств
3.2.5 Квадратные неравенства
Текстовые задачи
3.3.1 Решение текстовых задач арифметическим способом
3.3.2 Решение текстовых задач алгебраическим способом
4.1 4.1.1 Понятие последовательности
Арифметическая и геометрическая прогрессии
4.2.1 Арифметическая прогрессия. Формула общего члена арифметической прогрессии
4.2.2 Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии
4.2.3 Геометрическая прогрессия. Формула общего члена геометрической прогрессии
4.2.4 Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии
4.2.5 Сложные проценты
5 Функции
5.1.1 Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции
5.1.2 График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, чтение графиков функций
5.1.3 Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы
5.1.4 Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график
5.1.5 Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов
5.1.6 Функция, описывающая обратно пропорциональную зависимость, её график. Гипербола
5.1.7 Квадратичная функция, её график. Парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии
5.1.8 График функции y =
5.1.9 График функции y =
5.1.10 График функции y = | x|
5.1.11 Использование графиков функций для решения уравнений и систем
6 Координаты на прямой и плоскости
Координатная прямая
6.1.1 Изображение чисел точками координатной прямой
6.1.2 Геометрический смысл модуля
6.1.3 Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч
Декартовы координаты на плоскости
6.2.2 Координаты середины отрезка
6.2.3 Формула расстояния между двумя точками плоскости
6.2.4 Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых
6.2.5 Уравнение окружности
6.2.6 Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем
6.2.7 Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их систем
7 Геометрия
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
7.1.1 Начальные понятия геометрии
7.1.2 Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства
7.1.4 Отрезок. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой
7.1.5 Понятие о геометрическом месте точек
7.1.6 Преобразования плоскости. Движения. Симметрия
Треугольник
7.2.1 Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот или их продолжений
7.2.2 Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника
7.2.3 Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора
7.2.4 Признаки равенства треугольников
7.2.5 Неравенство треугольника
7.2.6 Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника
7.2.7 Зависимость между величинами сторон и углов треугольника
7.2.8 Теорема Фалеса
7.2.9 Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников
7.2.10 Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0о до 180о
7.2.11 Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов
Многоугольники
7.3.1 Параллелограмм, его свойства и признаки
7.3.2 Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки
7.3.3 Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция
7.3.4 Сумма углов выпуклого многоугольника
7.3.5 Правильные многоугольники
Окружность и круг
7.4.1 Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла
7.4.2 Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей
7.4.3 Касательная и секущая к окружности; равенство отрезков касательных, проведённых из одной точки
7.4.4 Окружность, вписанная в треугольник
7.4.5 Окружность, описанная около треугольника
7.4.6 Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника
Измерение геометрических величин
7.5.1 Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой
7.5.2 Длина окружности
7.5.3 Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности
7.5.4 Площадь и её свойства. Площадь прямоугольника
7.5.5 Площадь параллелограмма
7.5.6 Площадь трапеции
7.5.7 Площадь треугольника
7.5.8 Площадь круга, площадь сектора
7.5.9 Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шара
Векторы на плоскости
7.6.1 Вектор, длина (модуль) вектора
7.6.2 Равенство векторов
7.6.3 Операции над векторами (сумма векторов, умножение вектора на число)
7.6.4 Угол между векторами
7.6.5 Коллинеарные векторы, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
7.6.6 Координаты вектора
7.6.7 Скалярное произведение векторов
8 Статистика и теория вероятностей
8.1.1 Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс) за 2009 - 2018 годы .
Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку состоят из трех частей.
Первая часть представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Вторая и третья части содержат задания, которые выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Вторая часть содержит задания двух типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, и задания, где нужно самому дать краткий ответ.
В третьей части нужно выбрать одно из трех заданий и дать на него развернутый аргументированный ответ (необходимо написать сочинение-рассуждение).
К заданиям второй части даны правильные ответы, а к заданиям первой и третьей частей приведены критерии оценивания.
В демострационном варианте ОГЭ 2018 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года изменений нет.
Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2009 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2010 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2011 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2012 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2013 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2014 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2015 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2016 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2017 год | |
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2018 год |
В демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку 2009 года подверглись изменениям критерии оценивания.
В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку были внесены следующие изменения :
В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку принципиальных изменений по сравнению с демонстрационным вариантом 2013 года не было.
В 2015 году в демострационный вариант ОГЭ по русскому яыку были внесены следующие изменения:
В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2018 годов по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.