Главная » Несъедобные грибы » Герои сказки гадкий утенок андерсона. Из-за чего вообще начались беды утенка

Герои сказки гадкий утенок андерсона. Из-за чего вообще начались беды утенка

Литературно-методический анализ произведения

Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

1. Жанр данного произведениялитературная сказка. Социально направленное изображение мещанского мира даётся в образах представителей животного царства. Вряд ли кто-нибудь подумает, что это сказка о животных. Совершенно ясно: речь в ней идёт о людях. Сказочник изображает людей под видом животных и себя под видом гадкого утёнка?

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

2. Тема: счастливое спасение.

Проблема: борьба противоположностей: счастья и беды, добра и зла, самопожертвования и себялюбия, верности и предательства. Конфликт с обществом перерастает в личный: « А мать прибавляла: «Глаза бы мои на тебя не глядели!». Поэтому герой сказки уходит в неизвестность, потому что «Лучше погибнуть от их (прекрасных лебедей) ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой!» Не смирившись с жалкой участью отщепенца на птичьем дворе, Гадкий утёнок перемахнул через изгородь и был таков. Он скитался один; его преследовали опасности, голод и холод. Он чудом выжил в суровую зиму.

Место в ряду подобных. Современная тема: «Критика мещанства и аристократии» в первой половине 40-х годов – период создания таких сказок как «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Тень», в которых своеобразная новаторская художественная манера писателя приобретает более ярко выраженный характер. Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Велико гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

Название. Главный герой – Гадкий утенок, что показано автором в названии. В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.

3. Композиционно-языковые особенности. Новым для сказочного жанра явился живой и эмоциональный язык произведения, близкий к разговорному, и своеобразное построение сюжета. Важную роль в сказке играет автор-рассказчик с его симпатиями и антипатиями, с характерной оценочной интонацией и определённостью суждения. Огромная лирическая волна авторского сочувствия как бы поднимает скромного героя, наполняет его образ светом и благородством. Человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения. И особую прелесть им придаёт забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями. Сказка понятна людям разных возрастов за превосходный литературный язык. Сказка состоит из трёх полных частей и девять микро- частей. В конце сказки сказана почти та же фраза, что и в начале: “Ах, как тут было хорошо!” Хорошо то, что увидено или может быть увидено сверху - широким взглядом. В начале сказки так мир и показан. С чьей точки зрения? С высоты птичьего полёта, с точки зрения летящего лебедя. Так и будет отныне смотреть на мир бывший гадкий утёнок. Приёмы, которые помогают донести до читателя сказочную мораль сказки?

  1. Иносказание
  2. Ирония
  3. Подтекст

4. Характеристика героев. Главный персонаж сказки . Гадкого утёнка оценивают по его наружности и манерам. “Больно велик”, “не удался”, “несносный урод” - судят о нём. И ещё: “совсем рехнулся”, всё делает не так. Прежде чем увидеть мир глазами прекрасного лебедя, Гадкому утёнку предстояло совершить три маленьких сказочных подвига - и так обрести веру в себя. Первый он совершил, когда перемахнул через изгородь и на свой страх и риск пустился по белу свету. Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути. По дороге испытывается не только его характер, но и его способность наблюдать и сопоставлять. На птичьем дворе, на болоте, в избушке ему внушают, в чём смысл жизни. На птичьем дворе говорят: в том, чтобы хорошо плавать, не упустить угриную головку и держать лапки врозь (заметили иронический намёк на мамаш, учащих своих чад держать ноги вместе?). На болоте говорят: в том, чтобы летать к барышням-гусыням. В избушке говорят: в том, чтобы нести яйца, мурлыкать, выгибать спинку и испускать искры. При этом все уверены, что их птичий двор, болото, избушка и есть центр мира: “Вот какие дела идут на белом свете!”; “Мы и весь свет”. И утёнок осознаёт: все говорят по-разному, потому что видят только своё. Тогда он начинает возражать: “Вы меня не понимаете!” Отказаться от корма и убежища на зиму, но всё же высказать свою точку зрения - это и есть второй подвиг Гадкого утёнка. А третий - это подвиг самопожертвования ради красоты: ведь утёнок готов умереть за счастье побыть с прекрасными птицами. И за это ему награда - прозрение. Андерсен указывает: внешнее неотделимо от внутреннего. Если смотрят на мир сквозь призму ограниченных представлений, то всё новое кажется уродливым. У тех, кто считает утёнка гадким, просто плохое зрение. Не утёнок безобразен -нелепы взгляды на мир.

Вот что важно: утёнок преобразится, как только будет увиден теми, кто по-настоящему красив. Только среди лебедей утёнок впервые увидит своё отражение. И посмотрит на себя по-другому: не глазами невзрачных уток, а глазами прекрасных лебедей . В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

5. Возможные виды работ с произведением .

Словарная работа

  1. Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
  2. Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
  3. Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
  4. Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
  5. Озираться – оглядываться назад.
  6. Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
  7. Канава – длинный, неширокий ров.
  8. Бултыхнуться – падать в воду.
  9. Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

Первичное восприятие текста сказки – чтение учителем (или хорошо читающие дети) для пробуждения чувств, сострадания к чужой боли.

Вторичное осмысленное чтение – чтение сказки по частям, чтобы показать, как автор относится к своим героям.

Выразительное чтение (домашнее чтение), для передачи тона (загадочный), темпа (неторопливый).

Вопросы по тексту.

О чем мы с вами прочитали?

Где сидела утка?

Прочитайте, как появились на свет утята.

Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

Все ли утята сразу появились на свет?

Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

Должна ли была она так говорить?

На кого он был похож, по мнению утки?

Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

Куда отправилась утка со своей семьёй?

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок?

О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

Что говорили о нем на птичьем дворе?

Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Составление плана сказки и пересказ по плану.

1.Утка высиживает утят.

2.Утята появились на свет и стали познавать мир.

3.Самым последним вылупился огромный некрасивый птенец.

4.Утята знакомятся с обществом на птичьем дворе.

5.Бедный утёнок стал посмешищем двора.

6.Бедняжка убегает, сам не зная куда.

7.Встреча с красивыми птицами осенним вечером.

8.Гадкий утёнок переживает суровую зиму.

9.Счастливая встреча с прекрасными лебедями весной..

Подбор пословиц к сказке.

  1. Язык острее меча.
  2. Некрасив собой, но красив душой.
  3. Суди не по внешности, а суди по делам.
  4. Всему свое время.
  5. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  6. Не бросай друга в несчастье.
  7. Друзья познаются в беде.

7. Андерсен по-своему понимает закон сказочной справедливости . Он учит: судьба жестоко смеётся над себялюбцами. Пусть эгоисты считают, что на них сошёлся свет клином, - смерть-то об этом не знает. Они ещё любуются и гордятся собой, но смерть близко, и им от неё не спастись. В «Гадком утёнке» есть мораль явная и скрытая. Явная только лукаво обманывает читателя. Смысл сказки вовсе не в том, о чём сказано прямо: “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” В скрытой морали - настоящий смысл сказки: когда ты что-то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда уже смерть не имеет над тобой полной власти. Андерсен хотел показать своей сказкой, что заложенные в человеке дарования и высокие моральные качества, скрытые порой под бедными одеждами и неприглядной внешностью, в конце концов победят!


Для старшей группы

Характеристика героев сказки

Герой

Характер

Варианты оформления персонажа, атрибуты героя.

Гадкий утёнок

Добрый, слегка неуклюжий, застенчивый, несчастный.

В конце сказки - счастливый.

Серая шапочка с клювиком, серая жилетка.

2-ой костюм – белая шапочка с красным клювом, белая жилетка, крылья, красные тапочки.

Мама Утка

Заботливая, хлопотливая, любящая своих детей.

Коричневая шапочка с красным клювиком, передничек.

Утята

Весёлые, послушные, беззаботные, но считают себя лучше Гадкого Утенка.

Желтые шапочки с красными клювиками, желтые жилетки.

Петух

Гордый, задиристый, заносчивый.

Шапочка, яркие крылья, разноцветный хвост.

Курочка

Спокойная, равнодушная ко всему, кроме своих цыплят.

На голове пёстрая шапочка с маленьким гребешком, передничек.

Цыплята

Непоседы, шустрые, любопытные.

Желтые шапочки с маленькими гребешками, желтые жилетки.

Главная Утка

Самолюбивая, но не злая.

Шапочка с красным клювиком, крылья коричневые, красные тапочки.

Гуси

Своенравные, эгоистичные.

Серые шапочки с красными клювиками, серые крылья, на ногах красные тапочки.

Девочка-хозяйка

Заботливая, но пренебрежительно относится к Гадкому Утёнку.

На голове платочек, передник, в руках миска с кормом.

Деревья

Недоброжелательные.

Коричневые сарафаны или комбинезоны, на голове зелёные шапочки, с прикреплёнными к ним веточками (искусственными)

Лебеди

Грациозные, благородные.

Белые шапочки с красными клювиками, белые жилетки, крылья, красные тапочки.

Цели и задачи:

Воспитывать добрые отношения друг с другом, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, эмоционально откликаться на эмоциональное состояние: горе, радость, печаль, страх и т.д.

Воспитывать положительное отношение к своему телесному образу.

Формировать понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению друг к другу.

Помочь детям научиться видеть разные модели социально-нравственного поведения, выделять положительные и отрицательные стороны во взаимоотношениях между героями. Продолжить учить различать разные эмоциональные состояния и выражать их через жест, мимику, интонацию голоса.

Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.

Коррекционные задачи:

Корректировать отношения детей друг к другу, умение принимать друг друга, оценивая не по внешним данным, а по внутренним качествам.

Корректировать отношения детей к себе, помочь высвободить те творческие возможности, которые сковываются ощущением своей некрасивости, невыразительности.

Психологические игры с коррекционным направлением:

1. Занятие – игра №8 – коррекция отношения к себе.

2.«Добрые слова» - коррекция внимания.

3. Давайте говорить друг другу комплименты»- умение видеть и говорить друг другу положительное.

4.«Море волнуется раз»- коррекция неуверенности \ведущему важно найти в каждой фигуре то, что можно похвалить и сказать это, если ребёнок затрудняется, остальные дети помогают.\

5.»Холодно - горячо»- воспитывать терпение и умение доводить начатое дело до конца.

Сценарий.

Действие 1

Картина 1.

На сцене декорация леса. На переднем плане озеро. В глубине в середине сцены стул, на нём (к спинке) нарисованное гнездо. Мама Утка сидит на стульчике, гнездо за её спиной. Утята спрятались за гнездо, только макушки торчат, на макушках белые шапочки (как яички). Звучит кассета « Звуки леса».

Утка: Кря-кря, ну когда же они вылупятся. Ах как долго.(Вдруг раздаётся треск скорлупы, по очереди появляются головки утят, Утка радостно восклицает, поворачивается к ним и взмахивает крыльями.)

Наконец-то!!! (Утята опять исчезают, снимают шапочки и неуклюже, попискивая, озираясь кругом, вылезают из гнезда.)

Утка: Кряк-кряк! (Одобрительно смотрит на утят). Какие хорошенькие! Только этот совсем не похож на остальных утят, какой-то неуклюжий! (Оглядывает одного утёнка)

Утята: (восхищенно) Как велик мир!

Утка: Глупышки, уж не думаете ли вы, что тут весь мир? Сейчас я введу вас в общество и представлю на птичьем дворе. Ну, живо за мной! (Утята выстраиваются за уткой, Гадкий утёнок пытается влезть в середину, его отталкивают, клюют, пока он не оказывается последним.)

Картина 2.

Под песню «Уточки» утята вышагивают за мамой Уткой по направлению озера.

Мы уточки, мы уточки,

Мы топаем по улочке,

Идём себе вразвалочку

И крякаем считалочку.

Мама Утка гордо подняв голову, и слегка покачиваясь, вышагивает впереди, утята, пытаясь подражать ей, шагают следом. Гадкий утёнок бредёт сзади, всё время не в ногу. В это время один из утят спотыкается, оглядываясь по сторонам, и чуть не падает. Гадкий утёнок пытается поддержать его. Неловкий братец недовольно отряхивается и отталкивает его от себя. Растерянный Гадкий утёнок опять встаёт на своё место.

На начало припева утята подходят к озеру и выстраиваются полукругом.

Припев: Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Что нам реки и моря!

Раз, два, три, четыре, пять-

Нас водой не испугать.

Утята наклоняются друг к другу, вертят хвостиком, прыгают в озеро..

2 куплет.

В воде не страшно уточкам

Ни капельки, ни чуточки.

Ныряют наши носики,

Как славные матросики.

Утята плывут по кругу, гордо смотря по сторонам, руками делают движение, как будто загребают лапами воду. Мама Утка с любовью смотрит на утят и ходит по берегу. Выполняют имитацию ныряния: руки отставлены назад, наклоны туловища.

Припев: (Музыкальное сопровождение)

Утята продолжают плавать врассыпную, подплывают друг к другу. Гадкого утёнка как будто не замечают, проплывая рядом, демонстративно отворачиваются. Утка наблюдает за утятами.

Утка: Хоть этот последний и не красив, но от других не отстаёт, вон как славно лапками гребёт. И вовсе он не дурён, если к нему присмотреться. Кря-кря! (Утка машет крылом, зовёт утят.) Дети, за мной!

Утята выходят, строятся за мамой и под музыкальное сопровождение уходят.

Действие 2.

Птичий двор.

Картина 1.

Пруд убирается. На сцене забор, кадка с кормом. Звучит фонограмма «Птичий гомон» (Театральные шумы. Буренина.) С разных сторон выходят птицы. Курица с цыплятами. Курица начинает рыть землю, искать червячков. Цыплята копошатся рядом: клюют, машут крылышками. Курица следит за ними, озабоченно кудахчет. Рядом важно, высоко поднимая ноги, ходит петух. Иногда он останавливается и, наклонив голову, свысока оглядывает двор. С другой стороны выходят гуси, слегка покачиваясь, расставив крылья, вытянув шеи. Они подходят к кадке и начинают есть. Последней выходит главная Уточка. Она, высоко подняв голову, ни на кого не смотря, идёт медленно, и с достоинством. Останавливается посредине, начинает чистить пёрышки, достаёт зеркало, любуется собой, поправляя пёрышки.

Картина 2.

Звучит музыкальное сопровождение «Уточки». Входит Утка с утятами и останавливается у переднего края сцены с боку. Она поправляет пёрышки у утят, прихорашивает их.

Уточка: Видите вон ту старую Утку?! Она здесь знатнее всех. Крякните и поклонитесь ей.

Утка ведёт утят к знатной Утке, все остальные птицы провожают их взглядом и рассматривают. Утка и утята выстраиваются перед знатной Уткой в шеренгу. Утята, повторяя за мамой, наклоняют голову и говорят: «Кряк!»

Петух (возмущённо) Ну вот, ещё целая орава! Нас и так много! (Подходит к Гадкому утёнку и рассматривает его с пренебрежением)

Петух: А этот какой безобразный! Уж его мы не потерпим!

Выпятив грудь, угрожающе начинает наступать на него.

Цыплята: Урод, урод, фу какой большой!

Курица покачивает головой.

Гадкий утёнок сжавшись оглядывается. К нему подлетают два гуся, вытянув шеи начинают шипеть на него. Мама Утка встаёт между ними и Утёнком, защищая его.

Утка: Оставьте его! Ведь он вам ничего не сделал. Он не красив, но у него очень доброе сердце.

Главная Утка: Славные у тебя детки, только этот не удался. Ну, да ладно, будьте как дома.

Картина 3.

Под музыку входит хозяйка – девочка. Она начинает кормить птиц.

Танец импровизация

Бедного Утёнка все толкают, ему не удаётся подойти поближе к хозяйке. Наконец он пробивается, но девочка грубо его отталкивает.

Утёнок обиженно отходит, грустно смотрит как остальные суетятся. Клюют, копошатся. И медленно, опустив голову, покидает птичий двор.

Действие 3.

Картина 1.

Занавес закрыт. В углу стоит макет дерева с большим дуплом. Действие происходит на авансцене. Поют птички. Из-за кулис медленно выходит Гадкий утёнок. Щебет стихает, свет постепенно приглушается, из-за противоположной кулисы медленно выходят деревья. Звучит шелест листьев, ветер. Утёнок и деревья идут навстречу друг другу. Деревья качают ветками, обходят утёнка и встают врассыпную. Окружая его. Звучит вой ветра, напряженная музыка.

Этюд «В лесу»: утёнок идёт по лесу между деревьями, они его пугают. Утёнку страшно, он то приседает, то пытается спрятаться, прикрывая голову руками. Деревья качаются всё более и более угрожающе. Утёнок мечется. Наконец он в углу замечает дерево с дуплом и прячется там.

Ветер стихает, деревья уходят.

Прошёл год.

Ветер стихает, свет становится ярче, звучат голоса птиц, плавный переход к звукам дождя, вою ветра и завывания вьюги. В процессе звуковой композиции свет приглушается и в полной темноте на звуки завывания ветра луч направляется на стеклянный шар, чтобы возник эффект снегопада. Всё стихает. Постепенно зажигается свет. Слышны звуки леса.

Картина 2.

Занавес открывается. На сцене озеро, силуэты деревьев. Под музыку грациозно плавают лебеди. Утёнок в это время уже переодетый в костюм лебедя сидит в дупле.

Утёнок выглядывает из дупла и завороженно смотрит на лебедей.

Утёнок: Ах, какие удивительные птицы. Я полечу к ним! Они, наверное, заклюют меня, но лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы, да терпеть холод и голод зимой.

Утёнок вылетает из дупла, подбегает к озеру и зажмуривается. Лебеди подплывают к нему.

1-ый лебедь: Ты откуда, братец?

2-ой лебедь: Какой ты красивый!!!

3-ий лебедь ласково гладит утёнка.

Утёнок открывает глаза, видит своё отражение и удивляется.

Утёнок: Неужели это я?! (Рассматривает себя со всех сторон) Неужели это возможно?! Я так счастлив!!!

Звучит музыка, лебеди танцуют.

Лебедем стал утёнок – урод,

Даже у взрослого человека история превращения гадкого утенка в величественную и гордую птицу, рассказанная , вызывает слезы. Приключения несчастного птенца, заклеванного всем миром, писатель сумел описать чувственно и пронзительно. Главному герою повезло. В отличие от многих персонажей датского сказочника, его сказка – со счастливым концом.

История создания

В произведениях сказочного характера датский автор описывал неприглядную прозу жизни. «Гадкий утенок» не стал исключением, мало того, сказка считается автобиографичной. Ганс Христиан Андерсен не отличался внешней красотой, современники оценивали его наружность как нелепую и смешную:

«Фигура его всегда имела в себе что-то странное, что-то неловкое, неустойчивое, невольно вызывающее улыбку. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не случалось опасаться, чтобы кто-нибудь подменил его калоши. Нос его был тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».

Но не только внешность становилась предметом насмешек. Будущему автору «Русалочки», «Дюймовочки» и «Снежной королевы» пришлось испытать в жизни немало унижений, как и его пернатому персонажу. Андерсен учился в школе для бедняков, где его обзывали дураком и пророчили бесславную судьбу. А в университете он подвергался изощренным издевательствам от ректора.

Роднит с гадким утенком писателя еще один момент. Птенец, не смирившись с нападками, отправился в одинокое путешествие по свету, во время которого голодал и мерз, но не изменял мечте о прекрасном будущем. Душа неказистой птицы тянулась к величественным гордым лебедям.

Так и Андерсен – в 14 лет оказался без родственников и знакомых в Копенгагене, столице Дании, чтобы достичь цели и примкнуть-таки к славной когорте артистов, поэтов и художников. Впрочем, и писателю, и его сказочному герою удалось заполучить то, к чему так долго они держали путь.

Прототипом старушки, жившей в компании с котом и курицей, стала семья, которая с удовольствием принимала Андерсена в гости. Только один недостаток смущал молодого литератора – в том доме его постоянно учили жить, наставляли на путь истинный, диктовали свои правила поведения. Эта особенность перенесена и в книгу.


Сказку опубликовали в 1843 году. Ректор Симон Мейслинг, издевавшийся когда-то над будущим сказочником, занял пост королевского цензора, и снова пути недругов пересеклись. Учитель по-прежнему был безжалостен к бывшему ученику и назвал произведение возмутительной вещью.

С его слов, «Гадкий утенок» представлял собой пасквиль на Родину, где птичий двор – Дания, а его злобные жители – все датчане. Мейслинг грозился не допустить опубликования сказки в журнале, но обещаниям не суждено было сбыться. Произведение полюбилось датским читателям, а затем и книгочеям всего мира. Добралось оно и до России – на русский язык сказку перевела Анна Ганзен.

Образ и сюжет

Летним солнечным днем под раскидистым лопухом во дворе старой усадьбы мама-утка высидела потомство. Только из одного, самого большого яйца детеныш никак не мог появиться на свет. И вот, наконец, яйцо проклюнулось, и родился необычный серый птенец. Даже матери он не понравился. Позже выяснилось, что «уродец» еще и не умеет плавать. Общество животных, обитавшее во дворе, строго осудило утенка за непохожесть на свое семейство, а родные братья и сестры во время игр то и дело норовили клюнуть, унизить, высмеять.


Юный изгой решил бежать с родного двора. Кое-как перелез через забор и отправился в неизвестном направлении. На пути ему встретились дикие утки, которых тоже позабавил неприглядный вид утенка. Героя не тронула охотничья собака – настолько он был некрасив. Однажды утенок увидел прекрасных лебедей, величаво плывущих по озеру, и даже ответил на их крик, но так и не решился подплыть ближе, боясь, что и эти птицы его отвергнут.

Наступившую зиму путешественнику пришлось коротать в голоде и холоде в озерных кустах, а с приходом весны он вновь увидел лебедей и, переборов страх, подплыл к ним. К удивлению, птицы не стали клевать гостя, наоборот – гладили его клювами и шеями. В зеркале воды гадкий утенок вдруг увидел свое отражение – на него смотрел такой же красавец-лебедь.


Необычность произведения кроется в том, что автор наделил его элементами психологии. Судьба персонажа показана сквозь его душевное состояние: в уста утенка вложена россыпь монологов, в которых тот пытается найти причину такой нелюбви к себе. Птенец то грустный, то усталый, то переполнен радостью, обнаружив свое преображение. Чувственная сказка заставляет переживать вместе с героем.

Через характеристики героев, населивших сказку, Андерсен обличает главный порок общества – неумение принимать другого со всеми его недостатками. Мораль содержит и путь, пройденный утенком: только испытав страдания от унижений и не растеряв при этом душевную доброту и любовь, можно по-настоящему радоваться счастью. Писатель наделил сказку мудрой мыслью:

«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»

Экранизации

В кинематограф датская сказка вошла с легкой руки . В 1931 году на студии знаменитого американца сняли черно-белый мультфильм с одноименным названием. Следующая картина Диснея по мотивам произведения о несчастном утенке вышла спустя восемь лет, но уже в цвете.


Советские кинематографисты тоже не обошли вниманием «Гадкого утенка». Режиссер Владимир Дегтярев в 1956 году подарил зрителю невероятно красивый, яркий фильм, вошедший в золотую коллекцию российской мультипликации. Пернатый изгой заговорил голосом актрисы Юлии Юльской. Персонажей озвучивали также и , а в роли рассказчика выступил Николай Литвинов. Блестящий состав и блестящая работа – неудивительно, что мультик отметили дипломом британского кинофестиваля уже через год после премьеры.


Еще один мультфильм – подарок взрослым зрителям от постановщика . Авторскую интерпретацию «Гадкого утенка» мэтр киноискусства представил в 2010 году, позаимствовав лишь эпизод превращения утенка в лебедя и обозвав работу «притчей о ксенофобии». В конце ленты главный герой мстит своим обидчикам. Над озвучкой работали Светлана Степченко, и другие актеры. Голоса двора звучат в исполнении «Хора Турецкого». Фильм украшает музыка .


Мультфильм Гарри Бардина попал в опалу на телевидении – «Первый канал» и «Россия» отказались от показа. Но главный провал ждал автора в кинотеатрах: фильм шел в полупустых залах. Между тем, газета «Труд» назвала мультик «событием года».


Интересной интерпретацией произведения Андерсена считается фильм «Удивительная история, похожая на сказку», созданный Борисом Долиным в 1966 году. События разворачиваются в годы съемок картины: мальчик нашел лебединое яйцо и подбросил его в курятник. За образец авторы взяли датскую сказку, однако основательно ее перекроили. На главные роли пригласили Олега Жакова, Валентина Маклашина, Татьяну Антипину.


Гадкий утенок давно стал нарицательным именем. В этом смысле его любят использовать режиссеры. Так, в 2015 году на японские экраны вышла одноименная дорама, состоящая из нескольких циклов. А в России поклонники сериалов наслаждались четырехсерийным фильмом Фуада Шабанова «Гадкий утенок» с , и в главных ролях.

Цитаты

«Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним».
«Я желаю тебе добра, потому и браню тебя - так всегда узнаются истинные друзья!»
«Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие».
«- Вы меня не понимаете, - сказал утенок.
- Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет? Ты, что ж, хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне?»
«И старые лебеди склонили перед ним голову».
«Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости».

Меню статьи:

Кто не знает сказку, принадлежащую перу Ганса Христиана Андерсена, «Гадкий утенок», главные герои в которой – птицы с птичьего двора – и скромный утенок, обернувшийся красавцем-лебедем? Любители читать в детстве брали в руки книгу, а любители смотреть фильмы – включали советский мультфильм… О гадком утенке. Имя это стало нарицательным.

История создания сказки

Нередко писатель создает художественное произведение, опираясь на то, что видит в реальности. Обычно у литературных героев есть реально существовавшие прототипы. В случае Ганса Андерсена, главный герой не только похож на писателя – конечно, не внешне, но по совокупности характеристик, но также узнаются и события из жизни автора, и даже места. Главные герои сказки «Гадкий утенок» проявляют качества, присущие людям: в животных читатель замечает без труда как себя, так и свое окружение.

У писателя произошла похожая ситуация: из гадкого утенка Андерсен перевоплотился в прекрасного лебедя. Из безвестного человека, мечтавшего стать великим актером, юный мальчик стал великим писателем. Трудно сказать, кому из детей не дарили на дни рожденья и Рождество книги Андерсена, кому не читали их родители на ночь, перед сном.

Поэтому эта сказка имеет особенное значение для ее создателя.

Сюжет сказки

Если вы ведете читательский дневник, то, пожалуй, могли бы записать основные сюжетные повороты произведения. Ваш список выглядел бы приблизительно так:

Сказка начинается с того, что на птичьем дворе вдруг появляется уродливое создание. Кто его родители? Откуда это животное произошло? Неизвестно. Мы даже не понимаем, что это за птица. Видимо, утенок. Но для утенка он слишком уродлив. Несчастного утенка гонят и угнетают, поэтому однажды, не выдержав насмешек злобных птиц, наш герой решается бежать прочь из птичьего двора.

Утенок убегает. Его ждут приключения и опасности: например, в один день утенка чуть не убили охотники. Далее утенок прибивается к дому одной старухи. Кроме маленькой птицы старуха держит также кота и курицу. Впрочем, эти животные тоже не принимают утенка. После этого утенок снова вынужден бежать: замерзая, он уже практически примиряется с неизбежной кончиной. Однако вскоре его находит один добрый крестьянин и забирает к себе. В доме нового хозяина утенок мог бы пережить зиму, но страх толкает его на очередной побег. Зима и одиночество ждут птицу впереди.

Кроме того, что детей увлекает рассказ о путешествиях и странствиях главного героя, сказка также рассказывает о сложности и важности понимания собственной природы и места в жизни. Главные герои «Гадкого утенка» демонстрируют общественные стереотипы и их силу: мы увидим, что даже родители порой поддаются давлению общественного мнения, теряя способность адекватно оценивать ситуацию.

Но холода и морозы не вечны и однажды им приходит конец. Зима – это метафора. Главный герой переживает зиму не только буквально – как сезон года, но также он переживет зиму собственной жизни. В жизни, как и в культуре, не бывает постоянного нисходящего движения: однажды наступает весна и расцвет.

Гадкий утенок вдруг понимает: пришла весна. Лед на воде постепенно тает, и природа пробуждается к новой жизни. Возвращаются птицы, которые улетали зимовать в теплые края. Утенок тоже выходит из своего укрытия и видит перед собой прекрасных птиц. Кто они? Раньше он даже подумать не мог, что на свете живет такая красота! Но потом он замечает свое отражение в водной глади и осознает: он – такая же красивая птица, как те, которые прилетели с зимовки. Гадкий утенок оказался необычайной красоты лебедем.

Желая вновь увидеть птичий двор, утенок пролетает над ним, а птицы, смотря на него снизу-вверх, завидуют и любуются, наслаждаясь красотой его вида и полета. Наверное, этот момент в советском мультфильме – любимый для многих почитателей этой замечательной детской сказки.

Сказки бывают жестокими, как повествования братьев Гримм, но также сказки пишутся людьми добрыми, а доброта – это качество, которым обладают люди, пережившие немало страданий. В гадком утенке красота – не только в том, что он превращается в лебедя, но также в том, что жизненные невзгоды не превратили его в жестокое обозленное существо. Наоборот: мы наблюдаем расцвет и внешности, и внутреннего мира.

Главные идеи сказки

Терпение и усилия – это плата за достижения и жизненные успехи. Счастье не дается сразу, не падает на голову. Люди, желающие получить благо в будущем, должны быть готовыми к тому, что вначале придется пережить страдания и пройти через трудности и испытания.

Одновременно, произведение будто говорит читателю: нельзя судить кого-либо лишь по внешнему виду. В народе есть и соответствующая поговорка: встречают по одежке, а провожают – по уму.

Главные герои

Гадкий утенок

Начало жизни персонажа – безобразная, уродливая внешность. Он, конечно, совсем не утенок, но птицы с птичьего двора – настолько ограничены и глупы, настолько мало видели в жизни, кто называют его утенком, потому что тот родился в гнезде уток. Обитатели птичьего двора считают свой ничтожный и грязный мирок огромной вселенной. Домашние птицы не умеют летать и никогда не видели мира вне ворот двора.

Гадкий утенок родился в семье уток. Это было случайное происшествие, ведь яйцо, скорее всего, попало к уткам по стечению обстоятельств. С детства несчастный птенец унижается и угнетается жителями птичьего двора. Даже собственные родители не принимают его, так чего же можно ожидать от других птиц?

Утенок наделен человеческими чертами: это склонность к мечтам, романтичность, погруженность в себя. Птенец некрасивый (с точки зрения других птиц) и неуклюжий. Здесь автор поднимает и другую проблему – это вопрос красоты.

Писатель стремится показать, что объективных критериев красоты не существует, и когда мы судим кого-то, исходя из наших личных мерок, мы ошибаемся.


Не выдержав ужасного обращения со стороны птиц, утенок убегает со двора: он считает, что лучше смерть, чем унижение и оскорбление.

Андерсен пишет об утенке, но люди, которые не находят себе места среди своего окружения, без труда узнают в утенке себя. История знает множество примеров, когда непохожих и отличающихся от основной массы людей угнетали и унижали, не принимали. Часто судьбы таких личностей ломались, но порой эти люди становились великими, признанными гениями. Но гениев мы видим всегда издалека. Так случилось и с утенком: когда птичий двор наблюдает за полетом прекрасного лебедя, никто даже не узнает в нем былого уродливого утенка.

Утка – мама утенка

Мать главного героя – утка, которая ждет первое потомство. Утка – неоднозначный персонаж. Гадкий утенок появляется из яйца последним и его мать сразу понимает, что он несколько отличается от других ее детей. Сначала она пыталась защищать и оберегать сына от нападок других птиц с птичьего двора. Но потом слабость и давление птичьего общества возобладала над ней: утка стала вести себя по отношению к сыну так же, как и другие птицы. Гадкий утенок терпел унижение и презрение собственной матери, и больше не ощущал материнской любви и заботы, в которых так нуждался.

Мы охарактеризовали центральных персонажей. Теперь же стоит обратиться к героям второго плана. Большинство из них – это обитатели птичьего двора.

Знатная утка

Это самая старая птица, на ножке у которой даже повязана красная лента. Эта повязка словно отличает утку от других, превозносит ее. К ней приходят на поклон, словно она дворянка или императрица. Птицы ищут ее одобрения и боятся попасть в опалу. Нетрудно разглядеть в этом иерархически устроенном мирке птиц человеческое общество. Однако, когда здесь, Андерсен словно выпячивает, увеличивает под микроскопом – во много раз – абсурдность и парадоксальность общественных порядков.

Утка вызывает уважение и почтение, она задает общий тон на птичьем дворе, определяет место и положение других птиц – своих подчиненных.

Гуси

Дикие и гордые птицы, они только недавно водятся на птичьем дворе. В отличие от уток, гусей вовсе не пугает внешний вид утенка.

Стоит вспомнить, что наш главный герой с самого начала, когда понял, что он не похож на уток, пытается найти себе место.

В этих поисках он приходит в разные птичьи сообщества (например, пытается понять, а не индюк ли он), в том числе и в гусиное. Гуси приняли утенка, предложив ему быть одним из них. Но вскоре гуси были убиты охотниками, а с ними чуть не погиб и сам утенок.

Старушка

Когда утенок сбегает с птичьего двора, в странствиях он приходит к дому старухи. Бабушка поселилась в хилом и старом домике, который стоит на окраине. Она живет в компании курицы и кота. Старушка была слеповатая, а потому она не сразу поняла, кем является утенок. Она посчитала его уткой, жирной и упитанной, и взяла лишь потому, что понадеялась: теперь она будет иметь от нее больше яиц. Со временем утенок убегает и из этого дома тоже.

Кот

Животное, составляющее компанию старушке. Его трудно назвать положительным персонажем. Кота отличают такие черты, как высокомерие, презрение к другим, заносчивость, гордыня. Но для старушки он имеет ряд достоинств: он греет ее зимой своим теплом, мурлычет и красиво выгибает спину. Когда он злится, его шерсть становится дыбом так, что из нее даже начинают лететь искры.

Курица

Птица также, как и кот, живет в доме бабушки, к которой попал и утенок. Впрочем, курица-несушка тоже не отличается позитивными чертами: высокомерие, гордыня – те же черты, что и у кота. У курицы короткие ножки, она несет яйца и считает, что это основное преимущество всех животных. Так как утенок не умеет ни мурчать, ни нести яйца, курица не считает его достойным своего внимания и выказывает к нему всяческое презрение.

Охотник и его семья

Крестьянин-охотник описан добрым человеком. Мужчина пожалел утенка, когда увидел, что птица замерзает на улице. Охотник спас утенка ото льда и мороза, принес домой, отогрел. Однако утенок настолько привык к коварству и подлости – как людей, так и животных, что не сумел разглядеть доброты и отзывчивости в охотнике. Поэтому несчастный утенок снова убегает – от страха.

Это случилось потому, что у охотника была семья. Ситуация с домом охотника тоже отличается амбивалентностью. Если сам мужчина добр, то его семья – не так уж и добра к несчастной и бедной птице. Маленькие дети крестьянина подумали сперва, что птица – это новая игрушка. Утенок был напуган и в ужасе разбил несколько предметов кухонной посуды. Это не понравилось жене охотника. Женщина разозлилась и в порыве ярости бегала за птицей, пока та не покинула дом, испугавшись злобы хозяйки.

Еще один повод задуматься: люди ценят вещи больше, чем жизнь. Есть и обратная сторона: люди ценят жизнь человека больше, чем жизнь животного.

Лебеди

Прекрасные, благородные птицы. Лебеди знали: каждый из них рождается неприглядным птенцом, однако пройдет зима, наступит весна и лето, и птенец обернется в птицу необыкновенной красоты. Поэтому длинношеие птицы признали утенка частью своего сообщества, а также его превосходство. Утенок был молод и красив, а потому остальные лебеди преклонили перед ним головы: так, как когда-то на птичьем дворе утки преклонялись перед старой птицей с красной повязкой.

«Гадкий утенок»: главные герои сказки Ганса Андерсена

5 (100%) 2 votes

Ганс Христиан Андерсен

«Гадкий утёнок»

У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это индюшонок, не иначе, но плавал он лучше, чем остальные утята. Все обитатели птичьего двора нападали на гадкого утёнка, даже птичница отталкивала от корма. Мать сначала заступалась, но затем тоже ополчилась против безобразного сына. Однажды утёнок не выдержал и убежал в болото, где жили дикие гуси, знакомство с которыми закончилось печально: хотя два молодых гусака и предложили чудному утёнку дружить, их тут же убили охотники (охотничья собака пробежала мимо утёнка — «видимо, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!»). Ночью он добрался до избушки, в которой жили старушка, кот и курица. Женщина приютила его, сослепу приняв за жирную утку, но кот и курица, считавшие себя лучшей половиной мира, травили нового сожителя, ибо он не умел нести яйца и мурлыкать. Когда утёнка потянуло плавать, курица заявила, что это все от дурости, и уродец ушёл жить на озеро, где все по-прежнему смеялись над ним. Однажды он увидел лебедей и полюбил их так, как никого никогда не любил.

Зимой утёнок замёрз во льду; крестьянин принёс домой, отогрел, но от испуга птенец нахулиганил и убежал. Всю зиму он просидел в камышах. Весной взлетел и увидел плывущих лебедей. Утёнок решил отдаться на волю прекрасных птиц — и увидел своё отражение: он тоже стал лебедем! И по мнению детей и самих лебедей — самым красивым и молодым. Об этом счастье он и не мечтал, когда был гадким утёнком. Пересказала Маус

У домашней утки вылупились утята. Но один был самым поздним, потому и внешне не удался. Самая старая утка сильно напугала мать тем, что утёнок похож на индюшонка. А плавал поздний утёнок лучше других утят. Все, кому не лень, нападали и щипали бедного и гадкого утёнка. Даже птичница отталкивала его от корма. Мать сначала его жалела и заступалась за него, а потом и сама стала ненавидеть своего некрасивого сына. Бедный утёнок, затаив обиду, убежал в болото, где жили дикие гуси. Двух молодых гусаков, которые приняли его в свою компанию, застрелили. Даже собака, понюхав утёнка, пробежала мимо.

Ночью он добрался до избушки, в которой жил кот, курица и старушка. Кот и курица травили нового сожителя за то, что не умел нести яйца и мурлыкать, как кот. Гадкого утёнка всегда тянуло плавать, а курица заявляла, что это всё от дурости. Тогда он ушёл от них на большое озеро, где увидел красивых лебедей. В жизни своей он никогда не видел таких птиц. Они были ослепительно белыми и гордо поднимали свои длинные шеи. Гадкий утёнок, наблюдая из-за кустов, любовался ими и полюбил их.

Пришла холодная зима. Зимой утёнок замерзал на льду. Один крестьянин принёс утёнка и отогрел его, но утёнок, испугавшись, убежал от него в болото, где просидел в камышах.

Ранней весной он снова увидел этих красивых птиц, плывущих по реке. Увидев своё отражение в воде, он обрадовался тому, что он такой же, как они и поплыл к ним. Он о таком счастье и не мечтал.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта