Главная » Несъедобные грибы » Главная информация по обществознанию для огэ. Как сдать огэ по обществознанию

Главная информация по обществознанию для огэ. Как сдать огэ по обществознанию

Вариант 1. Обществознание 9 класс

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует

номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

  1. Общество в широком смысле слова означает...

1) естественную среду обитания человека

2) группу людей, объединённых общими интересами

3) стадию исторического развития народа

4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем

  1. К политическим проблемам развития общества можно отнести...

1) угрозу международного терроризма

2) снижение интереса молодёжи к чтению книг

3) рост инфляции

4) распространение наркотиков среди молодёжи

  1. Какой признак отличает традиционную экономику?

1) процветание фабричного производства

2) централизованное ценообразование

3) регулирование производства при помощи обычаев

4) преобладание частной собственности на средства производства

  1. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

1) продажа продукции фермерских хозяйств

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) оказание населению бытовых услуг

4) биржевые торги акциями предприятий

  1. Особенность научного знания состоит в том, что оно

2) основано на художественных образах

3) всегда применяется в реальной жизни

4) стремится к объективности

  1. Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?

1) начальное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) образование

4) среднее профессиональное образование

  1. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

1) науки

2) искусства

3) религии

4) познания

8. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена

современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

10. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

1) патриархальной

2) демократической

3) неполной

4) партнёрской

  1. В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

1) демографических

2) военных

3) экономических

4) экологических

  1. Административным проступком является

1) безбилетный проезд в автобусе

2) неуплата алиментов

3) отказ вернуть долг соседу

4) опоздание на учёбу

13. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

1) гражданским проступком

2) преступлением

3) административным проступком

4) дисциплинарным нарушением

14. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

1) административное

2) конституционное

3) гражданское

4) уголовное

15. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти

2) командно-административные методы управления

3) господство одной общеобязательной идеологии

4) защита прав и свобод граждан

16. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.

Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.

Б. Политика связана с отношениями власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

21. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) соблюдение определённых норм и правил;

2) создание воображаемой обстановки;

3) использование различных предметов;

4) целенаправленное получение знаний.

22. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

23. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

А) обеспечение правопорядка

1) внешние

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

2)Внутренние

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

24 . В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируются институтами гражданского общества.

2) Правительству страны Z целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов.

3) В странах Y и Z с разной успешностью проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы.

4) В стране Z, по сравнению со страной Y, существуют более благоприятные условия для развития правового государства.

5) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов.

25. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди опрошенных страны Z доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, больше доли тех, кто относится к ним с опасением.

2) Среди опрошенных страны Y суммарная доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, меньше доли тех, кто относится к ним с опасением.

3) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Y выше, чем в стране Z.

4) В стране Z только четверть опрошенных доверяют правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан.

5) Равные доли опрошенных страны Y не доверяют правоохранительным органам и относятся к ним с опасением.

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Ключевой элемент демократии - полноправие граждан.

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

Другой общепризнанный показатель демократии - власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен - идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.

Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений - без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан - более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.

(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя)?

29. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.

1324

245.

1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) способы воздействия граждан на государственную политику;

2) власть большинства как общепризнанный показатель демократии;

3) власть большинства и защита прав меньшинств;

4) гражданское общество и новый тип граждан.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

  1. правильном ответе могут быть указаны два показателя:

1) периодические выборы;

2) участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах и др.

Способы могут быть сформулированы иначе.

  1. Могут быть названы следующие два способа влияния:

1)во время выборов граждане могут отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями;

2)В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д.

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: независимое от государства объединение людей, образованное по инициативе самих граждан для совместного решения тех или иных вопросов, вызванных общими нуждами

(смысл понятия может быть сформулирован иначе);

2) два примера, допустим:

а) жители микрорайона создали общественную организацию, которая добилась отмены принятого решения о строительстве нового торгового центра на месте парка;

б) общество защиты прав потребителей представляет в суде интересы потребителей, пострадавших от недобросовестных производителей товаров и услуг.

Могут быть приведены другие примеры деятельности организаций гражданского общества.

5. В правильном ответе могут быть указаны следующие требования к демократическим выборам:

1) возможность выбора из нескольких кандидатов (партий), представляющих разные политические силы (выборы на альтернативной основе);

2) возможность получения правдивой и честной информации о кандидатах (политических партиях);

3) всеобщее, равное право каждого гражданина участвовать в выборах;

5) свободное и добровольное участие граждан.

Требования могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

6. Могут быть даны такие объяснения:

1) участие в выборах приучает соотносить заявления и обещания кандидатов с интересами, например, жителей города;

2) обращаясь в органы власти, граждане часто отстаивают общие интересы какой-либо группы.

Могут быть даны другие объяснения указанной связи.

В справочнике, адресованном выпускникам 9 классов общеобразовательных организаций, представлен материал курса «Обществознание» в объёме, проверяемом на основном государственном экзамене.
Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».
Полнота, компактность, наглядность и чёткость изложения обеспечивают максимальную эффективность подготовки к экзамену.
Образцы заданий разного типа и всех уровней сложности (базового, повышенного и высокого), ответы к ним и указание примерного времени их выполнения помогут объективно оценить уровень знаний и умений.
Книга адресована старшеклассникам, а также может быть полезна учителям для организации повторения.

Биологическое и социальное в человеке.
Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное (лат. socialis - общественный) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Полный справочник для подготовки к ОГЭ, 9 класс, Баранов П.А., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ОГЭ, Обществознание, 10 тренировочных вариантов, Баранов П.А., 2018
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Калачёва Е.Н.
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 32 варианта, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.

Следующие учебники и книги.

Тема №1

Общество и человек

План

1.Общество (широкое и узкое понимание).

2.Структура общества

3.Сферы жизни общества.

4.Ступени развития общества.

5.Развитие общества.

7. Глобализация.

1 .Общество.

Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).

Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека.

Общество (широкое и узкое понимание)

Общество в узком смысле

Общество в широком смысле

Определение

Примеры

Определение

Примеры

Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность

Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста

Обособившаяся от природы, но тесно связанная

с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием

Исторический этап развития человечества

Рабовладельческое,

феодальное,

капиталистическое индустриальное

Всё человечество в целом, в его

историческом и перспективном развитии

Глобальные проблемы современного общества

Социальное окружение

Дурное общество

Национально-государственное образование

Французское общество,

американское общество,

западноевропейское

общество

2.Структура общества

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.

Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.

Классификация социальных групп

Группы подразделяют на большие и малые.

Большие группы

Большие группы делятся на:

1. Неорганизованные, стихийно возникшие

К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:

Примеры: толпа, публика, аудитория.

2.О рганизованные, длительно существующие

Примеры : классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.

Малые группы

М алой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Малые группы делятся на:

1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.

2.Неформальные коллективы (приятельская компания)

Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.

Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.

Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.

3.Основные сферы жизни общества

Сфера жизни общества

Характеристика

Экономическая сфера(институт)

Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера(институт)

Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера (институт)

Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера(институт)

Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.

Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Эти нормы могут иметь форму:

  • Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
  • Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
  • Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.

4.Ступени развития общества.

Ступени развития общества

Характеристика

Традиционное(аграрное) общество

Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи.

Цель общества – поддержать существование человека как вида.

Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории.

Индустриальное общество XIX –XXвв.

Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе.

Цель общества:

Производство товаров массового потребления.

Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники.

Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки.

Постиндустриальное(информационное) общество

Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.

В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы.

Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти .

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии.

Человек властвует над силами природы.

Влияние на природу:

Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство.

Цель общества:

Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию.

5.Развитие общества.

Движущие силы исторического процесса

Общество как динамическая система

1.Изменяется и развивается общество в целом

2.Изменяются и развиваются его элементы

3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга

4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются

Два направления развития общества

  • Прогресс

Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;

К большей устойчивости жизнеспособности общества.

  • Регресс

Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;

от лучшего к худшему; к нестабильности.

Основные формы развития общества

  • Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
  • Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
  • Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.

6.Наука и общество. НТР и её последствия.

Наука и общество

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.

НТР и ее социальные последствия

  • Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
  • Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.

Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.

Примеры технического прогресса

  • Скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
  • Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
  • Появление управляющих машин.

Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.

  • Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
  • Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
  • Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.

Социальные последствия НТР

  • Положительные достижения

Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.

  • Отрицательные последствия

Достаточно вспомнить об экологических проблемах.

Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди.

Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.

И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.

7. Глобализация.

Глобализация (проблемы появляются в XX веке)

Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами

Положительное

  • Способствует развитию экономики
  • Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
  • Предостерегает государства от крайних действий

Отрицательное

  • Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
  • Диктуются правила выгодные развитым странам
  • Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
  • Появляются глобальные проблемы

Глобальные проблемы

Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.

Можно выделить следующие глобальные проблемы

  • Угроза новой мировой войны.
  • Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
  • Неравномерность экономического развития стран.
  • Увеличение числа техногенных катастроф.
  • Угроза мирового терроризма.
  • Проблема народонаселения (угроза голода).
  • Болезни.
  • Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
  • Кризис духовности.

Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:

Человек и общество, задания 1–4

Духовная культура, 5–6

Экономика, 7–10

Социальная сфера, 11–13

Политика и социальное управление, 14–16

Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год . Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности - до 10 минут.

Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:

Задание 26 → 15–20 минут

Задание 29 → 15–20 минут

Задание 31 → 10–15 минут

Как оценивается работа

1 балл → задания 1–21, 23–25

2 балла → задания 22, 24, 26–28, 30–31. Задание 22 оценивается в 2 балла, если ошибок нет, и в 1 балл, если допущена одна ошибка. В заданиях 26–31 баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.

З балла → задание 29. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла - в зависимости от полноты ответа.

Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 39 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

15–24 → «3»

25–33 → «4»

34–39 → «5»

Как решать задачи с кратким ответом

1. Внимательно читайте все слова в условии

В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет знание для правильного решения.

Задание 1. Отличительной тенденцией развития современного общества является:

1. Механизация

2. Индустриализация

3. Модернизация

4. Глобализация

Решение. В данном случае ключевое слово - «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.

Ответ: 4.

2. Выучите все термины и определения

Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.

Задание 2. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1. Личность

2. Темперамент

3. Индивид

Решение. Вспоминаем определения: «личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ на задание - личность.

Ответ: 1.

3. Читайте первоисточники

Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

Задание 18. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:

1. Председатель Совета Безопасности

2. Министр обороны

3. Начальник Генерального штаба

4. Президент РФ

Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».

Ответ: 4.

4. Будьте внимательны

Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.

Задание 21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1. Наступает только за совершённое преступление

2. Применяется компетентными органами государства

3. Строго регламентируется нормами права

4. Влечёт судимость гражданина

Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:

5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии

Если каких-то данных в задании нет - значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.

Задание 23. В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять некурящего специалиста?» Результаты опроса представлены в диаграмме ниже.

Результаты опроса для задания 23

Решение. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Предпочтение работодатели отдают некурящим офисным сотрудникам.

2. Наиболее важно для работодателей, чтобы не курили менеджеры по работе с клиентами.

3. Для работодателей не принципиально, курит или нет их бухгалтер, многие примут на эту должность курящего человека.

4. Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть некурящими административный персонал.

5. Работодатели не акцентируют внимание на курении медперсонала.

Нужно проанализировать диаграмму и найти несколько правильных вариантов ответа. Не привлекайте для решения задачи дополнительные знания и ничего не подсчитывайте, ведь никаких цифр и процентов на диаграмме нет. Достаточно простого сравнения.

❌ Вариант 1 не подходит, столбик «Офисные сотрудники» недостаточно высокий, чтобы говорить о предпочтении работодателей.

❌ Вариант 2 не подходит. По столбику «Менеджеры по работе с клиентами» нельзя сказать, что для их работодателей это так уж важно.

✔️ Вариант 3 подходит. Согласно данным этой таблички, курящего бухгалтера примут на работу более половины работодателей, а это действительно «многие».

✔️ Вариант 4 подходит. Столбик, посвящённый данным о «личных помощниках», самый высокий - такое большинство вполне можно назвать подавляющим.

✔️ Вариант 5 подходит. Столбик, относящийся к медперсоналу, говорит о том, что работодатели действительно не акцентируют внимание на его вредных привычках.

Ответ: 345.

На что обратить внимание. Правильная запись ответа выглядит именно так - 345, без пробелов и запятых.

Задание 24. Оно связано с заданием 23, для его решения нужно использовать ту же диаграмму.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1. Если вы хотите стать личным помощником руководителя солидной компании, стоит пересмотреть свои взгляды на курение, так как многие руководители предпочтут некурящего помощника курящему.

2. Врачи должны подавать пример остальным гражданам и отказаться от вредных привычек.

3. При трудоустройстве офисных сотрудников отрицательный ответ на вопрос о курении часто сыграет решающую роль.

4. Артисты, музыканты и иные творческие работники чаще всего курят, что не мешает их успешной карьере.

5. В резюме секретаря стоит указать, что отсутствуют вредные привычки, так как это повысит привлекательность данного работника.

Решение. Выполняя это задание, обращайтесь исключительно к диаграмме. Ориентируйтесь на представленные данные, а не на то, насколько правильным выглядит утверждение. Оно может быть абсолютно верным, но не иметь отношения к диаграмме.

В данном случае варианты 2, 3 и 4 неверны, из диаграммы подобных выводов сделать нельзя.

Ответ: 15.

На что обратить внимание. В задании 23 верными обычно бывают три варианта ответа, а в задании 24 - два варианта.

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Текст для заданий с развёрнутым ответом

Текст для заданий с развёрнутым ответом

1 - задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план - это ваша шпаргалка для выступления. Если, глядя на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 - задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 - задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 - задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

Значит, один пример нужно взять из текста, один - из других источников.

  • Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
  • Выберете две из них.
  • Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
  • К каждой черте приведите пример не из текста.
  • Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.

Государственная итоговая аттестация 2019 года по обществознанию (общество) для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются следующие умения и способы действий в рамках дисциплины обществознание:

  1. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.
  2. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия.
  3. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства.
  4. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
  5. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
  6. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
  7. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников).
Даты сдачи ОГЭ по обществознанию (общество) 2019 года:
30 мая (четверг), 4 июня (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по обществознанию (общество). Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта