Предложение как единица синтаксиса. Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям. Под предложением в самом общем плане понимают любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. В формальном плане эта самостоятельность проявляется в способности предложения отделяться от себе подобных паузами любой длительности в устной речи, в письменной речи - соответствующими пунктуационными знаками.
Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер , то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Ни фонемы, ни морфемы, ни даже отдельные слова и словосочетания не используются как коммуникативные единицы сами по себе, вне предложения. Только предложение выполняет самостоятельную коммуникативную функцию. Слова же, фразеологизмы, словосочетания являются названиями предметов, признаков, действий, выполняя в языке номинативную функцию. Коммуникативность - это свойство предложения отражать некоторую конкретную ситуацию. По своему содержанию между словом, например, зима и однословным предложением Зима! - громадное различие. Слово зима просто называет определенный класс реальных явлений, в то время как предложение Зима! - уже не просто название, а утверждение о наличии данного явления в данный момент времени и в данной конкретной ситуации. Это утверждение в предложении сопровождается также теми или иными эмоциональными коннотациями. Считается, что внешним, формальным выражением коммуникативности служит прежде всего интонация.
Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы. По своим размерам предложение может быть как отдельным словом - Ночь. Вечереет. Холодно. Светает, так и развернутым синтаксическим построением, включающим большое количество слов: Медная пика над самой спиной пронеслась и вонзилась в землю, желаньем пылая насытиться плотью людскою (Гомер).
Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. Это понятие неоднозначно трактуется в разных грамматических концепциях, но в любой из них ему отводится существенная роль. А.А. Шахматов отмечал, что простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений в предикативную, то есть зависимую, причинную, генетическую, связь. В самом общем плане предикативность определяют как отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Некоторые авторы полагают, что предикативность проявляется и раскрывается в грамматических категориях модальности, времени и лица . Другие считают, что предикативность выражается преимущественно посредством двух категорий - времени и лица, выделяя модальность в отдельный, самостоятельный признак предложения. В любом случае предикативность соотносительна с модальностью, так как в реальных высказываниях все категории - коммуникативность, предикативность, модальность - существуют совместно, формируя одну из центральных единиц синтаксиса - предложение.
Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм время может быть обозначено как предшествующее, совпадающее или последующее к моменту речи : Море шумело. Море шумит. Море будет шуметь и завтра. Категория лица определяется как отнесенность коммуникативной ситуации к говорящему. Категория лица проявляется либо в непосредственном приписывании ситуации говорящему, либо в отнесенности ее к собеседнику (собеседникам) или третьему лицу (лицам), либо в сопоставлении безличностного грамматического субъекта с говорящим. В предложении синтаксическая категория лица выражается с помощью личных местоимений и/или личных форм глагола. Отрицательная (нулевая) форма лица (не-Я) выражается при помощи различных частей речи, занимающих позицию грамматического субъекта. Так, коммуникативное содержание высказывания Я пишу письмо соотносится с говорящим, Ты пишешь письмо - с собеседником говорящего, Он пишет письмо - с третьим лицом. В высказывании Идет дождь безличностный субъект дождь (не-Я) противопоставляется говорящему как субъекту речи.
Предикативность иногда трактуют как свойство сказуемого, входящего в двусоставное предложение. Предикативной связью или предикативными отношениями тогда называют отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логический субъект и предикат суждения. Предикативность в таком употреблении уже осмысляется не как категория, присущая предложению как таковому, а как признак, свойственный таким предложениям, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.
Модальность рассматривают как категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать и т.д. Модальность выражается главным образом в глагольных формах наклонения. В русском языке в формах изъявительного наклонения закреплено модальное значение реальности, выражающее соответствие содержания высказывания действительности: Мальчик пошел в школу. Мальчик ходит в школу. Мальчик будет ходить в школу. В формах повелительного и сослагательного наклонений выражается модальное значение ирреальности, то есть несоответствия содержания высказывания действительности. Вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения. Коммуникативная ситуация в таких высказываниях предстает как возможная, желаемая, требуемая: Пошел бы ты в кино. Пусть он сходит в кино. Принеси мне книгу. Где же мальчик?
Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.
Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.
Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.
Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.
Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.
Словосочетание | Предложение |
|
Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой. | Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью. |
|
Две грамматические основы |
||
Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко. | Лес сегодня необычайно красив. Ему стало очень грустно. | Я пришла, чтобы выразить свое почтение. Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц. |
Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.
Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.
Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.
Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".
Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.
В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".
Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).
Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.
По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).
Также словосочетания делятся на простые и сложные.
В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.
Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.
Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:
Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.
Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.
Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.
Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.
Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.
К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.
Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.
Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.
Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.
Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:
Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.
Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.
Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.
Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.
Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:
"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.
Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.
Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.
Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.
Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".
Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.
Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.
Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).
Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.
Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.
Двадцать седьмое сентября. Классная работа.
Проверка домашнего задания.
Сформулируем тему урока:
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какую цель поставим для себя?
Предложение как единица синтаксиса.
Цели урока:
Актуализация знаний
Зима
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь...
(А. Пушкин)
Аналогично проанализируем словосочетание размытый путь и предложение Размытый путь .
Размытый путь.
Кривые тополя.
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум -была пора отлёта.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались жёлтые поля.
(Н. Рубцов)
Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?
Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:
Ученье – свет.
Астрахань – центр рыбной промышленности.
сущ. – сущ.
безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.
Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.
Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?
- Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.
Интонационными средствами являются:
Пошли домой . – если хотите сообщить
о совершившемся действии.
Пошли домой? – если задаётся вопрос.
Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.
Выполним задания:
Смысл, содержание предложения - это не только та информация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических конструкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения.
Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 метров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд».
Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?
Подведение итогов урока:
Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Простые предложения подразделяется на коммуникативные типы: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное. По характеру выражения отношения к действительности предложения делятся на утвердительные (утверждаются как реальные) и отрицательные (утверждаются как нереальные). По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют распространенные и нераспространенные предложения. Сложное предложение представляет собой объединение по определенным грамматическим правилам двух или более предложений на основе той или иной грамматической связи. Связь частей сложного предложения осуществляется при помощи:1 интонации2 союзов (сочинительных и подчинительных)3 союзных слов (знаменательные слова, которые служат средством связи придаточного предложения с главным и выполняющие одновременно функцию члена предложения):а) местоимения (то, что, который, чей, сколько)б) наречия (где, когда, откуда).Предложения в зависимости от средства связи делятся на союзные, бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные.
Самый главный признак предложения – предикативность – отнесённость высказывания к реальной действительности, которая грамматически выражается в категориях модальности (наклонение), времени, лица. (Виноградов).
Полипредикативность – наличие в предложении нескольких предикатов. (Эти дни тусклы, больны 2 , а туманы холодны 3).
Аспекты изучения предложения :
1. Логический (суждения, умозаключения и т.д.)
Но предл. не всегда логичны.
2. Коммуникативный (предл. рассм. как носитель актуального для говорящего информ.)
тема т - исходный пункт высказывания
рема r -сообщение о теме.
Выделение в предложении темы и ремы – актуальное членение.
3. Семантический (истолкование определ. ситуации с помощью предл.)
4. Структурный(анализ предл. в самом себе)
Лексика. Слово как предмет лексикологии
Лексика – уровень языка, обеспечивающий словарный запас языка.
1. Лексикология (от греч. lexis - слово, logos - учение) - наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.
2. Предметом лексикологии являются следующие вопросы :
· слово с точки зрения общей теории слова (роль слова в структуре языка и текста);
· структура словарного состава языка (принципы объединения слов в различные группы);
· функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости/несовместимости их понятий;
· пути пополнения и развития словарного состава языка (способы создания новых слов, формирование новых значений, использование ресурсов других языков);
· соотношение лексики и внеязыковой действительности (закономерности обозначений реалий внешнего мира лексическими средствами языка).
3. В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают :
· общую лексикологию - рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира;
· частную - изучает словарный состав конкретного языка;
· историческую - описывает историю развития словарного состава языка в целом или отдельных его групп;
· сопоставительную - изучает словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов;
· прикладную - связана с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т. д.
4. Лексикология включает в себя следующие разделы:
· ономасиология (от греч. опота "имя" и logos "учение") - наука, занимающаяся изучением теории номинации; исследующая процесс называния, присвоения имен предметам и явлениям внешнего мира;
· семасиология (от греч. semasia "значение" и logos "учение") - значения слов и словосочетаний;
· фразеология (от греч. phraseas "выражение" и logos "учение") - фразеологический состав языка, природа фразеологизмов, их типы, категориальные признаки, особенности функционирования в речи;
· ономастика (от греч. onomastike "искусство давать имена") - имена
собственные в широком смысле слова: географические названия изучает топонимика, имена и фамилии людей - антропонимика;
· этимология (от греч. etymologia < etymon "истинное значение" и logos "наука") - изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, реконструирующая словарный состав языка древнейшего (обычно дописьменного) периода;
· лексикография (от греч. lexikos "относящийся к слову" и grapho "пишу") - наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей.
Моносемия и полисемия
Моносемия - это свойство слов иметь одно значение
Полисемия - многозначность, наличие у слова (единицы языка) двух или более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений.
В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии. Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов может быть употреблена не только в собственно-личном, но и в обобщённо-личном значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!» и «Тебя не перекричишь». В подобном случае следует говорить о грамматической полисемии.
Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия - это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности (ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство). Например: рукав - рукав («часть рубашки» - «ответвление реки»). Между значениями слова могут быть установлены следующие связи:
Виды переносов:
По характеру языковой мотивированности:
Метафора
Например: конь - конь («животное» - «шахматная фигура»)
По частоте употребления и стилистической роли метафоры бывают:
а) сухие или стертые - необразные и известные всем (глухой переулок)
б) общепоэтические - образные, известны всем, используются в поэзии (седой туман)
Виды метафор:
1. Сходство формы - золотое кольцо - кольцо дорог
2. Сходство местоположения - крыло птицы - крыло здания
3. Сходство функций - перо птицы - перо стальное
4. Сходство цвета - золотые серьги - золотая осень
5. Сходство оценки - ясный день - ясный взгляд
6. Сходство производимого впечатления - теплый день - теплый прием
7. Сходство в способе представления действия - охватить руками - охватило беспокойство
Метонимия
Например: блюдо - блюдо («вид посуды» - «порция пищи»)
Метонимия - переименование по смежности
Виды метонимии:
2. Материал на изделие (выставка серебра)
3. Дейсвие на результат (курсовая работа)
4. Действие на средство действия (красивая упаковка)
5. Действие на место действия (подземный переход)
6. Объект науки на отрасль знания (лексика как наука)
7. Явление, признак, качество на обладателя ()
8. Имя человека на предмет открытый им (Рентген)
Синекдоха (вид метонимии)
Перенос часть на целое, множество на единичный, родовое на видовое и наоборот («Покупатель выбирает качественные продукты». Слово «Покупатель» заменяет все множество возможных покупателей.)
Виды синекдохи:
1. Множественное число вместо единственного (как ликовал француз)
2. Определенное число вместо неопределенного (тысячеголовая толпа)
3. Видовое вместо родового (береги и копи копейку)
4. Название атрибута вместо предмета (все флаги будут в гости к нам).