Главная » Выращивание » Справочник по русскому языку для подготовки. Русский язык

Справочник по русскому языку для подготовки. Русский язык

В учебнике на основе обновленных установок историко-педагогической науки рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. С учетом ретроспективного анализа педагогики предложены ответы на вызовы школе и педагогике, которые возникают в условиях глобализации, вследствие необходимости модернизации и инноваций российского и мирового образования в виде стандартизации, профильного обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего образования, мультикультурного образования и т.д. Соответствует Федеральному государственному образова- тельному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», «Социальная психология», «Педагогика», бакалавров, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных и школьных работников, а также всех, кто интересуется и занимается вопросами образования, кого заботят судьбы отечественной педагогики и школы.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебнике на основе обновленных установок историко-педагогической науки рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. С учетом ретроспективного анализа педагогики предложены ответы на вызовы школе и педагогике, которые возникают в условиях глобализации, вследствие необходимости модернизации и инноваций российского и мирового образования в виде стандартизации, профильного обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего образования, мультикультурного образования и т.д. Соответствует Федеральному государственному образова- тельному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», «Социальная психология», «Педагогика», бакалавров, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных и школьных работников, а также всех, кто интересуется и занимается вопросами образования, кого заботят судьбы отечественной педагогики и школы.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
    2. Кудаев М.Р., Апиш Ф.Н. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени (Документ)
    3. Галагузова М.А. История социальной педагогики (Документ)
    4. Диплом - Теоретические основы социальной педагогики (Дипломная работа)
    5. Батурина Т.В. История отечественной педагогики (Документ)
    6. Хрестоматия по Истории педагогики, д пед н, проф Юдина Н.П., 2004 г (Документ)
    7. Ответы к билетам по истории педагогики и образования (Шпаргалка)
    8. Методички по психологии и педагогике для интернет-тест с готовыми тестами для ИрГТУ специальность ПГС 2903 (Документ)
    9. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Пособие для сдачи экзамена (Документ)
    10. Шпаргалка по специальной педагогике (Шпаргалка)
    11. Желваков Н.А. Хрестоматия по истории педагогики. - Том IV. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции (Документ)
    12. n1.doc

      А.Н. Джуринский

      ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

      Министерством образования

      Российской Федерации

      в качестве учебного пособия для студентов

      высших учебных заведений, обучающихся

      по педагогическим специальностям


      ББК 74.03

      Рецензенты:

      Профессор, академик РАО

      Н.Н. Нечаев;

      Доктор педагогических наук, профессор

      А.Е. Дмитриев

      Джуринский А.Н.

      Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
      ISBN 5-691-00196-5.
      В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

      Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

      ББК 74.03

      © Джуринский А.Н., 1999, 2000

      © «Гуманитарный издательский

      Центр ВЛАДОС», 1999, 2000

      © Серийное оформление обложки.

      «Гуманитарный издательский

      ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000

      Предисловие

      Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

      Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

      Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

      Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.

      Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.

      В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.

      Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.

      Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.

      На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

      Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

      Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

      Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

      Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

      Глава 1. Возникновение воспитания

      К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания

      Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности. Речь идет, во-первых, о сведениях, касающихся редкостных сообществ, не тронутых современной цивилизацией, и, во-вторых, о трудах ученых и путешественников XIII - начала XIX в., содержащих описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор, корни которых уходят в тьму веков. Плодотворным средством познания является изучение метафорического уровня того или иного языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.). Например, древнее латинское выражение "собирать виноград в ежевике" означает совет учиться быть терпимым к сородичам.

      Концепции происхождения воспитания

      Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Как писал в этой связи П. Монро, "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

      Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

      Зарождение воспитания как особого вида деятельности

      Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

      Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

      Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

      Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Мало-помалу воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

      Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

      Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

      На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.

      С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.

      Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

      В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

      Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

      Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У африканских готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственным назиданиям родителей также придавался магический смысл. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: " Будь добрым, не бери чужого".

      Появление организованных форм воспитания

      Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.

      Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

      В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

      Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

      В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

      В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

      Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

      Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

      Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.

      М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.Воспитание в первобытном обществе.
      Возникновение воспитания.
      К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания.
      Концепции происхождения воспитания.
      Зарождение воспитания как особого вида деятельности.
      Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.
      Появление организованных форм воспитания.
      Школа и воспитание в древнем мире.
      Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока.
      Общий взгляд.
      "Дома табличек".
      Школа в Древнем Египте.
      Воспитание и обучение в Древней Индии.
      Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
      Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья.
      Воспитание и школа в Древней Греции.
      Философы Древней Греции о воспитании.
      Воспитание и образование в эпоху Эллинизма.
      Воспитание и школа в Древнем Риме.
      Педагогические идеи Древнего Рима.
      Воспитание и обучение у ранних христиан.
      Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира.
      Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. .
      Общий взгляд.
      Воспитание у восточных славян.
      Воспитание и школа в эпоху средневековья.
      Воспитание и школа в Византии.
      Общий взгляд.
      Педагогическая мысль.
      Система воспитания и образования.
      Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение.
      Воспитание и школа на Средневековом Востоке .
      Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.).
      Воспитание и обучение в Средневековой Индии.
      Воспитание и школа в Средневековом Китае.
      Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья.
      Общий взгляд.
      Философско-педагогическая мысль.
      Воспитание и обучение.
      Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации.
      Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.
      Школа в XV - начале XVII в. .
      Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.).
      Общий взгляд.
      Воспитание и обучение в Киевской Руси (X -XIII вв.).
      Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.).
      Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.).
      Школа и педагогика в новое время.
      Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.).
      Общий взгляд.
      Педагогическая мысль начала Нового времени.
      Педагогическая мысль эпохи Просвещения.
      Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции.
      Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений.
      Школа и педагогика в России XVIII в. .
      Общий взгляд.
      Школьные реформы первой половины XVIII в. .
      Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. .
      Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. .
      Общий взгляд.
      Педагогические идеи в философии.
      Классики педагогики XIX в. .
      Полемика вокруг школы.
      Главные направления развития школы.
      Школа и педагогика России первой половины XIX в. .
      Общий взгляд.
      Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. .
      Школьная политика второй четверти XIX в. .
      Педагогическая мысль в первой половине XIX в. .
      Школа и педагогика России во второй половине XIX в. .
      Общий взгляд.
      Школьные реформы 1860-х гг. .
      Период реакции в школьной политике.
      Педагогическая мысль во второй половине XIX в. .
      Школа и педагогика в новейшее время.
      Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.
      Общий взгляд.
      Основные педагогические течения.
      Итоги школьных реформ к середине XX в. .
      Попытки модернизации общеобразовательной школы.
      Современная школа и педагогика за рубежом.
      Общий взгляд.
      Основные направления развития педагогической мысли.
      Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
      Школьные системы.
      Практика школьного обучения и воспитания.
      Реформирование обучения и воспитания.
      Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв.
      Общий взгляд.
      Школьные реформы.
      Педагогические направления и идеи.
      Отечественные школа и педагогика советского периода.
      Общий взгляд.
      Школа и школьная политика.
      Развитие педагогической науки.
      Школа и педагогика России в конце XX в.
      Общий взгляд.
      Школьная система.
      Полемика о путях образования и воспитания.
      Практика образования и воспитания.

      ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

      Министерством образования

      Российской Федерации

      в качестве учебного пособия для студентов

      высших учебных заведений, обучающихся

      по педагогическим специальностям

      Рецензенты:

      профессор, академик РАО

      Н.Н. Нечаев;

      доктор педагогических наук, профессор

      А.Е. Дмитриев

      Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

      ISBN 5-691-00196-5.

      В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

      Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

      ББК 74.03

      © Джуринский А.Н., 1999, 2000

      © «Гуманитарный издательский

      центр ВЛАДОС», 1999, 2000

      © Серийное оформление обложки.

      «Гуманитарный издательский

      ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000

      Предисловие

      Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

      Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

      Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

      Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.



      Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.

      В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.

      Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.

      Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.

      На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

      Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

      Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

      Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

      Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

      Глава 1. Возникновение воспитания



      Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта