Главная » Галлюциногенные » Туманский она исчезла утопая в сиянье дня. Стихи о благовещении

Туманский она исчезла утопая в сиянье дня. Стихи о благовещении

В настоящее время существует очень большое разнообразие сортов и гибридных форм винограда. Одних только видов винограда, произрастающих в диком и культурном состоянии, известно около 600. Распространены они в странах с умеренным, субтропическим или тропическим климатом.

Разнообразие же культивируемых сортов винограда намного больше. Все сорта делят на столовые (для употребления в свежем виде) и технические (для приготовления варенья, соков, компотов, вина). Они значительно отличаются по срокам созревания, внешнему виду, вкусовым характеристикам, устойчивостью к болезням и вредителям, способностью переносить низкие температуры.

Исходя из особенностей каждого сорта винограда, определяются основные направления его производства. От сорта зависят свойства зрелых ягод, урожайность, особенности агротехники. Специфические особенности любого сорта по-разному будут проявляться в регионах с разными почвенно-климатическими условиями. Поэтому правильный побор сортов винограда в промышленном и в любительском виноградарстве будет определять продуктивность, рентабельность и ценность каждого виноградника. Особенно этот вопрос актуален при производстве столового винограда. В последние годы на виноградниках как промышленных, так любительских преобладают новые сорта и гибридные формы столового винограда, выведенные селекционерами в последние 30-40 лет. Основными сортами на виноградниках стали Восторг, Аркадия, Кодрянка, Молдова, Талисман и другие, быстро растут площади на виноградниках, занимаемые новыми гибридными формами, такими Преображение, Долгожданный, Рошфор, Супер Экстра и другими.

Но при всем разнообразии быстро распространяющихся новинок, на виноградниках, большей частью приусадебных или дачных сохранились еще старые хорошо проверенные временем классические европейские сорта винограда , сравнительно недавно бывшие основой промышленных и любительских виноградников. И пусть они уступают своей устойчивостью к болезням, не столь морозостойки как новые сорта или гибридные формы, но они отличаются неповторимым вкусом, красотой, и еще долго будут радовать истинных ценителей солнечной ягоды своими непревзойденными качествами. К таким классическим европейским сортам относятся следующие.

Жемчуг Саба

Жемчуг Саба - столовый сорт винограда. Синонимы: Чаба дендье, Перлина Саба, Перл де Чаба, Перла чабанська и др.

Сорт выведен в 1904 г. селекционером Штарком в Венгрии от посева семян неизвестного происхождения. Жемчуг Саба получил распространение в европейских странах, имеется в насаждениях Молдовы, России, Украины.

Цветок у него обоеполый. Гроздь средней величины, цилиндро-коническая или коническая, сравнительно рыхлая или средней плотности. Ягода средней величины, округлая, желтовато-зеленая. Кожица тонкая, рвущаяся. Мякоть сочная, нежная, с приятным мускатным ароматом. В ягоде 1-2 не больших семени.

Жемчуг Саба относится к группе очень ранних столовых сортов винограда. Полная зрелость ягод наступает 1-15 августа, в отдельные годы в конце июля. Кусты средней силы роста. Однолетние побеги вызревают хорошо. Виноград в средней степени поражается милдью, чувствителен к оидиуму. Серой гнилью сорт не поражается благодаря очень раннему сроку созревания. Листья сильно повреждаются паутинным клещом. Ягоды часто повреждаются птицами, пчелами и осами, поэтому иногда нуждаются в дополнительной защите. Зимостойкость сорта винограда несколько выше, чем у многих других европейских столовых сортов. Плодоносные побеги могут развиваться из замещающих и спящих почек Длина обрезки плодовых лоз средняя.

Сорт ценится за очень раннее созревание и высокие вкусовые качества ягод.

Королева виноградников

Королева виноградников (Королева Елизавета x Жемчуг Саба) - столовый сорт винограда, выведен в 1925 г. Синонимы: Королева винниц, Ранний Карабурну, Янтарный, Шёлёскерхек киралиной, Рейн де винь.

Возделывается в Украине, России, Италии, Франции, Тунисе, Болгарии, Румынии.

Цветок обоеполый. Ягода крупная, по форме от круглой до овальной. Окраска созревших ягод золотисто-янтарная. Мякоть плотная, со слабым мускатным ароматом. В ягоде 1-2 семени. Сорт относится к ранним, полная зрелость наступает к середине августа. Рост побегов сильный, вызревают они хорошо. Урожайность сорта высокая, требуется нормировка соцветий перед цветением, оставляют по одному соцветию на побег.

Устойчивость по отношению к грибковым заболеваниям на уровне других европейских сортов, нуждается в защите от милдью и оидиума. При повышенной влажности ягоды могут растрескиваться и загнивать. Морозостойкость сорта не высокая, возделывать нужно в укрывной культуре.

Сорт ценится за высокие вкусовые качества, хорошую урожайность.

Италия

Италия (Бикан x Мускат гамбургский) - столовый сорт винограда, был выведен в Италии в 1911 г. Синонимы: Мускат итальянский, Мускат Италия, Пировано 65, Гольдони

Этот сорт получил распространение в России, Украине, Италии, Франции, Болгарии, США, Чили и других странах. Выращивается в Крыму и считается одним из лучших поздно созревающих сортов винограда.

Цветок обоеполый. Гроздь крупная, цилиндро-коническая, часто ветвистая, сравнительно рыхлая. Ягода очень крупная, овальная или яйцевидная, желтовато-янтарная, покрыта густым пруином. Кожица прочная, толстая. Мякоть мясистая, высоких вкусовых качеств, с оригинальным мускатно-цитронным ароматом. Горошение ягод почти не наблюдается. Сорт позднего срока созревания: полная зрелость ягод наступает в конце сентября. Кусты сильнорослые. Однолетние побеги вызревают хорошо. Урожайность сорта высокая.

Нуждается в защите от грибковых заболеваний: милдью, оидиума, серой гнилью ягод. Возделывается в укрывной культуре. Сорт отличается высокой транспортабельностью и пригоден к длительному хранению. Ценится за большие грозди с очень крупными ягодами, мускатно-цитронный вкус.

Альфонс Лавалле

Альфонс Лавалле - французский столовый сорт винограда среднепозднего периода созревания. Синонимы: Сливовый, Рибье. В Украине встречается в коллекционных насаждениях и на приусадебных виноградниках.

Цветок обоеполый. Грозди крупные, цилиндроконические, часто с сильно развитыми крыльями, по плотности изменяются от рыхлых до плотных. Ягоды очень крупные, округлые или слегка сплющенные. Мякоть сочная. Кожица толстая, хрустящая. Вкус приятный.

Относится к сортам позднего срока созревания. Требует защиты от грибковых заболеваний (милдью и оидиум) и на зиму его кусты нужно укрывать для защиты от низких температур.

Сорт ценится за очень красивые и крупные ягоды и грозди.

Мускат гамбургский

Мускат гамбургский - (Франкенталь x Мускат александрийский) - столовый сорт, который был выведен в Англии для оранжерейной культуры. Синонимы: Мускат де Гамбург, Мускат черный александрийский, Тамайоза нягра Гамбург, Хамбургский Мискет и др

Этот сорт получил распространение в Украине, во Франции, Венгрии, Румынии, Греции, Тунисе, встречается в США, Аргентине и других странах.

Цветок обоеполый. Гроздь винограда средней величины или крупная, коническая, ветвистая, иногда крылатая, рыхлая. Ягоды по размеру изменяются от средних до крупных, округлые или овальные, фиолетово-синей окраски, с густым восковым налетом. Кожица плотная. Мякоть мясисто-сочная. Отличаются очень приятным, с тонким оригинальным мускатным ароматом вкусом. Кусты имеют в основном среднюю силу роста. Однолетние побеги вызревают удовлетворительно.

Сорт нуждается в защите от милдью, оидиума, серой гнили ягод. На зиму кусты нужно укрывать для защиты от низких зимних температур.

Виноград отличается хорошей транспортабельностью и может храниться до 3 месяцев. Это сорт ценится за высокие вкусовые качества, из его ягод делают ароматные компоты, соки, варенье и маринады, которые отличаются оригинальным вкусом.

Шасла белая

Шасла белая - столовый сорт винограда. Синонимы: Фондан белый, Гутедель вейсер, Шасла доре, Динка белая, Березка простая, Златина и др.

Это древний египетский сорт винограда. Он еще сравнительно недавно был одним и самых широко распространенных в мире, том числе в европейских странах: Швейцарии, Франции, Венгрии, Румынии, Болгарии и других странах. В Украине занимал большие площади виноградников в Крыму и Приазовье. В настоящее время встречается в коллекционных насаждениях и приусадебных виноградниках.

Цветок у сорта обоеполый. Гроздь средней величины, цилиндро-коническая или коническая, средней плотности или плотная. Ягоды средней величины, округлые, желто-зеленые, с красивым золотистым оттенком. Кожица тонкая, но сравнительно прочная. Мякоть очень нежная, тающая. Вкус приятный, гармоничный, без аромата.

Шасла белая относится к сортам раннего срока созревания, созревает с середины до конца августа. Сила роста кустов средняя. Однолетние побеги вызревают хорошо. Отличается высокой урожайностью. Сорт нуждается в защите от грибковых заболеваний милдью, оидиума, серой гнили. Относится к сортам со средней морозостойкостью. Но в тоже время имеет очень высокую плодоносность замещающих почек.

Шасла белая ценится за высокие вкусовые качества. В результате переработки ягод приготавливают высококачественные соки.

Мускат венгерский

Мускат венгерский - универсальный восточно-средиземноморский сорт винограда народной селекции. Синонимы: Ванилия, Мускат крокан, Мускат флер д"Оранж, Раздроб.

Цветок у сорта обоеполый. Грозди средней величины, конические, средней плотности, но вследствие осыпания цветков часто становятся очень рыхлыми. Ягоды средней величины и крупные, округлые, зеленовато-желтые с коричневым загаром; кожица толстая, мякоть плотная, хрустящая, очень сладкого вкуса с ярко выраженным мускатным ароматом.

Мускат венгерский относится по срокам созревания к поздним сортам, созревает в середине сентября. Сила роста средняя, вызревание побегов хорошее. Урожайность довольно высокая. Нуждается в защите от грибковых заболеваний: милдью, оидиума. На зиму кусты необходимо укрывать. К недостаткам этого сорта можно отнести высокую чувствительность ягод к повышенной влажности воздуха и почвы. При таких условиях ягоды во время созревания легко растрескиваются и плесневеют.

Сорт ценится за высокие вкусовые качества. Используется для потребления в свежем виде, при его переработке получают десертные соки и вина со своеобразным мускатным ароматом и вкусом.

Виноград америка появился на американском континенте ещё в 18 веке. Он является гибридным сортом виноградных растений. Кустики очень разветвлённые. Укоренение саженцев происходит прекрасно. Чтобы ягоды лучше завязывались, их нужно выращивать вместе с сортами-опылителями.

Сортовое многообразие способно выдержать низкие температурные режимы, доходящие до минус тридцати четырёх градусов по шкале Цельсия. Отлично приживается в любых природных зонах.

Растения отличаются устойчивостью к различным заболеваниям, в том числе филлоксерой. Ягоды виноградников используются для приготовления винных напитков красного вида. Вино способно угодить любому, даже самому взыскательному вкусу. Но некоторые садоводы-любители его выращивают специально, чтобы насладиться ягодами, имеющими изысканный и неповторимый вкус.

В современной Америке существует целое разнообразие виноградной отрасли:

  • Выращивается кишмиш и изготавливается изюм;
  • Выращиваются винные сорта, в основном гибриды;
  • Садят столовые виды.

Изюм производят из разнообразия кишмишевого винограда. Земли в Америке разделяют на определённые территории, где ведётся работа по разведению различных виноградных сортов и культур. Виноградники есть во многих штатах США, но под выращивание виноградной продукции отводится небольшое количество территории. Небольшую часть виноградного урожая отправляют на продажу в свежем виде, а большую часть используют для изготовления винных напитков.

Штаты по разведению виноградников

Кроме Калифорнии, больше всего виноградной продукции производят на нью-йокскских, мэрилендских, западно-виргинских, мичиганских, вашингтонских, пенсильванских, огайских, орегонских, арканзаских, миссурьских, айовских, иллинойских, северо-каролинских землях.

На других территориях США виноградники разводят в каждом домашнем хозяйстве. В Северной Америке развивается виноградарство, каждый год выводят новые виноградные сорта и гибриды.

К примеру, садоводами-любителями из Калифорнии в современных условиях выращивается свыше шестидесяти сортов винограда америка. В основном полученную виноградную продукцию экспортируют в другие страны, в том числе и Российскую Федерацию, особой популярностью пользуются ягоды крдинала, эмперона, перлета, рибье, а также кишмиша белой разновидности.

Ухаживают в Америке за посадочным материалом с помощью механического способа. Собирается виноградный урожай также механически, но в основной своей части это относятся к тем виноградным сортам, которые имеют большую по длине гребненожку.

Фермеры из Соединённых Штатов Америки применяют разнообразные опоры и способы обрезки виноградной культуры, на это влияют индивидуальные характеристики виноградного растения и быстрый рост виноградной лозы.

Разновидности американских сортов

Селекционеры в Соединённых Штатах Америки вывели более 28 видов виноградных растений. Их классифицируют, относя к витис-сортовому разнообразию. Для развития виноградников необходимо создать благоприятные условия. В основном виноградные растения растут в лесных зонах и вдоль речных побережий американского континента.

Виноградные сорта, завезённые с территории европейского континента, не прижились в американских условиях. Попытки были бессмысленными, так как на европейские сортовые культуры отрицательное влияние оказали грибковые болезни и филлоксера.

Американские селекционеры скрестили европейские сорта с местными виноградными растениями, им удалось получить такие разновидности, рост и плодоношение которых стало возможно на территории Штатов, несмотря на болезни. Именно из них появились позже такие сорта, как Изабелла, Лидия, Конкорд и многие другие разновидности виноградной лозы. Получение новых американских гибридов стало возможным благодаря искусству скрещивания многообразных видов. Многие кустарники потом были завезены обратно на территорию Европы, где отлично прижились. К примеру, это такие виды, как Рипариа, Рупестрис, Берландиери, Монтикола, Лабруска.

Растения смогли произрастать на территории Российской Федерации, так как они очень устойчивы к негативному влиянию филлоксеры и других грибковых заболеваний. В зонах, где филлоксера наиболее распространена, необходимо прививать на местные кустарники растения, привезённые из Америки. Получается гибрид, который очень стоек ко всем негативным явлениям.

Сорта группы Рипариа

Наиболее благоприятными условиями для произрастания и роста виноградников стали лесистые участки и территории вдоль рек. Виноградники выглядят кустиками, имеющими средний размер. Размер листьев большой с заострениями на кончиках. Грозди мелкие, размер ягод средний, имеющий своеобразный, напоминающий на вкус траву, оттенок ягоды, а также сока чёрный.

Подходит для разведения подобных сортов песчаная или смешанно-глинистая почва. Благоприятно для выращивания виноградников наличие гумуса, который должен находиться в большом количестве. При содержании в почве извести, даже в малом количестве, посадочный материал может погибнуть или не прижиться. Виноградные растения, которые привезены с американского континента, скрещивают с европейскими аналогами и получают такие гибриды, которые будут способными к росту и развитию даже, если температурный режим будет снижаться сверх нормы. Саженцы будут хорошо приживаться на участках и растут устойчивыми к негативному влиянию грибковых заболеваний. Привитие местных и американских сортов даёт гибрид, который отличается скороспелостью и большой урожайностью, которая порадует садоводов-любителей раньше на некоторый срок. Селекция применяется, чтобы прививать другие сорта и выводить новые гибридные растения, чтобы они росли вместе с европейскими виноградными лозами.

Виноградные сорта группы Рупетрис

В центральных и южных районах американского континента наиболее распространены сорта группы Рупетрис. Для них наиболее благоприятны открытые участки, где падает большое количество света, и отличающиеся тёплыми погодными условиями. Метод распространения побегов – ползучий. Основное отличие растений этой группы заключается в побегах тёмного оттенка, имеющих годовалый возрастной период. Имеют листья маленькие по размеру, а также между узлами небольшое расстояние. На вкус ягоды напоминают также травянистый.

Растения могут расти на почвах, имеющих глинистую структуру с присутствием камней. Растение может расти даже в засушливых климатических условиях. На участке, который отводится под посадку растений этой группы, не должна быть известь или она должна быть в небольшом количестве. Группа очень морозоустойчива, выдерживает мороз до 28 градусов Цельсия.

Сорта очень благоприятны для того, чтобы скрестить с растениями из европейской групповой принадлежности. Виноградники отличаются устойчивостью к влиянию грибковых болезней, они очень хорошо приживаются при пересадке. Селекционерами был выведен особый гибрид, полученный путём скрещивания европейских и американских сортов этой группы, который способен расти даже на почвах с большим содержанием известкового материала. Данная группа отличается медленной скоростью созревания виноградных ягод, поэтому поспевание грозди происходит в поздний период, поэтому его не стоит использовать для выведения виноградников, которые будут произрастать на северных территориях.

Виноградные сорта группы Берландиери

Сортовая группа растёт в центральной, южной и северной Америке. Структура виноградного кустарника вьющаяся. Средняя величина разрастания куста. Годовалый побег имеет коричневую раскраску. Листья имеют маленький размер. Грозди имеют неоднородный размер с небольшими и круглыми по форме ягодами, имеющими тёмный цвет. Хорошо приживается и растёт на почвах с большим содержанием извести.

Сортовое изобилие очень устойчиво к негативному влиянию филлоксеры и грибковым болезням, отлично скрещивается с европейскими виноградными растениями. Урожай отличается большим количеством ягод и бывает каждый год, а не периодически. Кусты радуют садоводов длительное время, а виноградные ягоды отличаются отменными вкусовыми качествами. Растения, которые относятся к данной сортовой группе, долгое время переживают вегетационный период, сорта отличаются плохой приживаемостью, поэтому селекционерами кусты утепляются во избегания вымерзания в зимнее время.

Виноградные растения используют, чтобы имеющиеся местные сорта стали выносливыми к различным заболеваниям. Сорта отлично приживаются даже в почвах с большим содержанием извести.

Виноградные сорта групп Монтикола и Лабруска

Наибольшее распространение подобных групп в центре американского континента. По внешним характеристикам группы имеют сходство с группой Рупетрис. Отличие заключается в том, что данные сорта растут не кустарником, а лазящей разновидностью виноградной лозы. Растение отлично развивается и противопостоит филлоксерному воздействию. Может расти на почвах, имеющих большое содержание известняка.

Растение вовсе не разрастается, саженцы отличаются плохой приживаемостью. Сорта группы почти не используются в российском виноградарстве. Сорта необходимы с целью привития.

Лабруску выращивают в южных и северных зонах. Сорт отличается абсолютной неустойчивостью к филоксерному воздействию. Но отлично противостоит грибковым недугам.

Виноградные сорта относятся к лиановидной групповой разновидности. Средний размер ствола около 25-27 см. Когда побег достигает годового возраста, то становится коричневого оттенка. Вид имеет средний размер грозди, ягоды чёрные по цвету и круглые по форме. Сорта отличаются хорошими вкусовыми характеристиками. На вкус ощущается необычный земляничный привкус. Растение очень выносливо. Оно отлично растёт и развивается на почвах с большим содержанием извести. Отличается возможностью роста в суровых климатических условиях. Сорта используют, чтобы развести новые виды виноградной лозы.

Как посадить виноградник с растениями сорта америка

Гибрид америка сажается таким же образом, как и другие сорта виноградных растений. Заготавливают виноградные черенки обычно в весеннее время.

Садоводы обычно отбирают ветви, имеющие коричневую расцветку, что показывает на их вызревание. В зависимости от числа междоузлий необходимо черенок обрезать определённого размера. Обычно оптимальное количество междоузлий варьируется в промежутке 4-7, при этом оптимальная толщина заготовки должна быть от 0,8 до 11 мм, а длина в пределах 20-40 см. Нужно делать выбор в пользу растений с неповреждённой механическим образом корой. Посадочный материал должен отличаться прямым и здоровым. Нужно произвести обработку растительного сырья после того, как срезали, что способствует защите от болезней, а также сможет оградить от гибели заготовок.

Уход за виноградными растениями сорта америка

Обрезку следует сделать в первый период процесса созревания, оставив от 5 до 8 почек. В этот момент куст должен иметь 30-35 глазковых элементов. Обрезать виноград следует ранней весной, до того момента, когда началось движение сока.

Сразу после посадки винограда америки его следует рыхлить в течение 60-дневного срока и поливать. Садоводы стараются в это время вносить разнообразные удобрения, чтобы на молодых побегах не появились болезни. Самым опасным заболеванием является оидиум. Стоит перед цветением использовать удобрения фосфора и калия. После конца цветения вносят удобрение, состоящее из марганцового, цинкового и железосодержащего материала. Внося эти удобрения, можно подкормить растения для быстрого роста и оградить от возникновения опасных недугов.

После поливочного процесса стоит взрыхлить землю, чтобы корнями впитывалась влага быстро, это способствует тому, чтобы не образовывалась гниль и не загнивали растения. При засушливом лете стоит в обязательном порядке проводить мульчирование виноградника для задержания влаги.

Для внешней привлекательности и получения более приятного вкуса ягод необходимо какое-то количество цветков удаляется. Это способствует тому, что увеличивается вес грозди примерно на 80%. Прореживают куст, удаляя соцветия, во избегания перегруженности растения, что способствует увеличению веса виноградинок на 30%. При выращивании сортов винограда с отсутствием косточек кольцевание проводится до того, как растение стало цвести или после цветения.

Поливать виноградную лозу стоит, подготовив специальные борозды, а также орошая её. Кроме этого, почвы обрабатываются и химическим путём устраняются сорняки. Сорта, привезённые с американского континента, часто подвергаются негативному воздействию различных опасных заболеваний. Выбор посадочного материала должен производиться самым тщательным способом.

Следует при выборе внимательно смотреть за развитием оидиума, антракноза и милдью, что очень опасно. Виноградные сорта американского происхождения часто гибнут от чёрной гнили. Есть болезни, которые негативно влияют и на ягоды, выступающие в виде грибков: голубой плесени, чёрной плесени, ризопуса, серой гнили, кладоспориоза. Грибок быстро распространяется, поражая даже собранный урожай ягод. Вследствие этого стоит производить тщательным образом обработку, чтобы защитить от заболеваний.

Окулисты в шоке! Чёткое орлиное зрение вернется через 5 дней, если использовать дешёвый… http://cpagetti2.com/QgqV/sub1/sub2/sub3/sub4/sub5

Если сахар выше 4.5 моль/литр, немедленно начните по утрам есть сырой… http://cpagetti2.com/GgqV/sub1/sub2/sub3/sub4/sub5

Как в 63 года выглядеть на 37? и Просто возьмите в привычку на ночь… http://cpagetti2.com/TgqV/sub1/sub2/sub3/sub4/sub5

Тамара Глоба: Запомните! Деньги всегда приходят в избытке, если в доме хранить небольшой... http://www.mycpagetti3.com/rcjx

Записывайте! Как я заработала 50 тыс. рублей на продаже клубники и земляники... http://www.cpagettigeneral2.com/rbtz

Убить великого поэта - все равно что стереть с лица земли целую цивилизацию, лишить мир мощного культурного слоя. Представьте себе, что в расцвете творческих сил убивают Гомера, и мы лишены возможности познать культуру древнейшей Греции за тысячу лет до Рождества Христова. Или Шекспира убивают, и некому написать Гамлета и Короля Лира. Великого поэта никто заменить не может. Его душа вмещает всю Вселенную, он открывает нам тайны, прежде неведомые миру:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха,пустыня внемлет Богу... В небесах торжественно и чудно.
Спит Земля в сиянье голубом...
Что за пустыня среди гор Кавказа, где было написано это стихотворение? Откуда Лермонтов знал, что Земля - в сиянье голубом, - это ведь только из космоса можно увидеть? А он и видел из космоса. Шел один по кремнистому Млечному пути среди бескрайней пустыни Вселенной, которая внемлет Богу, то есть послушна Его воле, и потому пребывает в величавой гармонии, торжествующей красоте. Все это знала великая душа поэта. Судите сами о ее масштабах. Это было одно из последних его стихотворений. Написано оно в начале июля 1841 года. Очевидно, что творческий потенциал Лермонтова не был исчерпан, наоборот, он только начинал свое восхождение к пророческому прозрению, к Богу. Его сбили на лету. Известно, что Пушкин написал свои самые зрелые произведения после тридцати лет. Лермонтов погиб, когда ему было двадцать восемь. Великий поэт всегда еще и пророк. Ему от Бога дано с раннего детства ясно все и всех видеть, чувствовать то, что другие чувствовать не могут. Этот дар, этот талант, и радость, и великая боль. Поэт именно "не от мира сего", ему в миру прижиться трудно. Он в нем чужой. "Такой уж мальчик уродился", - говорила о своем странноватом для посторонних внуке его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Она любила его без памяти и одна всю жизнь старалась защитить. Но силы были слишком неравны.

В 1838 году поэт пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом...
Что это за ошибки отцов, которые так мучили Лермонтова, лишали его душу гармонии, к которой он так стремился? Ошибки эти - предательство отцами веры предков, их отступничество от самого русского духа, служение масонскому братству на погибель России. Они еще пировали и праздновали в безумном ослеплении, некоторые из них, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, даже искренне верили, что служат Отечеству и человечеству. Они заваривали кашу, которую нам, их потомкам, вовек не расхлебать, А их лишенные корней сыновья, подобно Онегину и Печорину, уже томились в безысходной тоске и предчувствии катастрофы. Лермонтов все это видел, он, как никто другой, страдал от торжествующей пошлости и предательства, и потому даже не пророчествовал, а просто знал:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет.
Сам он никогда в этом "братстве" не состоял, что было почти невероятно в дворянских кругах того времени. Лермонтов открыто обличил это "общество" в своем стихотворении "Смерть поэта", написанном после гибели на дуэли Пушкина, тем самым подписав себе смертный приговор: "Надменные потомки известной подлостью прославленных отцов", - так он сказал о них. Какой это "известной подлостью"? В те времена все сразу поняли: их отцы и деды были так или иначе замешаны в заговорах против законных Государей, Петра III и Павла I, а они, их дети и внуки, приумножали совершенные предками подлости. Они представляли собой круги самого "высшего общества" того времени. Говорят, Лермонтова там "не принимали". Скорее всего потому, что он сам не хотел быть там принятым.
Вы, жадною толпой стоящие у трона...
Пред вами суд и правда - все молчи!
Но есть и Божий Суд наперсники разврата!
Такими он их видел. И ему слишком ясно было, что Пушкина довели до безумия распространением клеветы на его невинную жену. Месяцами глумились над самым дорогим, что было в земной жизни поэта, оскорбляли почти открыто в этом самом "высшем обществе". Читаешь последние письма Пушкина и видишь, что их писал человек, доведенный до крайности, до последней черты: "Не вынесла душа поэта позора мелочных обид...". За что убили Пушкина? Именно убили, потому что измученный, пребывавший последние дни в постоянном напряжении, несколько суток не спавший поэт неизбежно должен был промахнуться. А "его убийца хладнокровно навел удар, - спасенья нет. Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет." Ныне уже многим ясно, что Пушкина убили за то, что он отказался служить "братству", кроме "звезды пленительного счастья" ничего для них не написал, а писал он в последние годы жизни православные и патриотические стихи и поэмы. Это ныне стихи почти никто не читает, а в XIX веке великие поэты формировали общественное мнение.
Кажется, один только Лермонтов в ту пору понял, что убийство Пушкина - трагедия страшная, открывающая собою число сатанинских жертвоприношений. Отныне свободы творчества в России уже не могло быть. Начался, как точно определил Достоевский, либеральный террор. Лермонтов не раздумывая, один, с отчаянной отвагой кинулся в битву. Он, поэт лирик, не мастер был писать воззвания. Просто прокричал, что наболело, промолчать не мог. Стихотворение "Смерть поэта" Михаил Юрьевич предварил эпиграфом:
"Отмщенье, Государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу!"
(Из трагедии "Венцеслава" Ротру)
Но кто-то передал Николаю I список стихотворения под заголовком "Воззвание к революции" и без эпиграфа. 18 февраля 1837 года Лермонтова арестовали. Царь приказал медику "посетить молодого человека и удостовериться, не помешан ли он?". Николай I и не догадывался, что новый заголовок стихотворению придумали как раз те, кто готовил революцию. Лермонтов же хотел, чтобы Царь, пока не поздно, обратил внимание на то, кто и зачем жадною толпою стоит у его трона. Николай I не защитил ни Пушкина, ни Лермонтова. А члены "общества" никогда не прощали тех, кто посмел выступить против них. Лермонтов понимал, что жить ему осталось недолго. Он писал:
Настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений...
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый...
Он верил в бессмертие души. И он знал, что после смерти на земле на него будут клеветать, о нем будут сочинять небылицы: "Укор невежд, укор людей души высокой не печалит; пускай шумит волна морей, утес гранитный не повалит..." А что же Царь, к справедливому суду которого взывал поэт? Неужели он совсем ничего не видел и не понимал? Видимо, не понимал. Прозрел Николай I только во время Крымской войны, когда очевидно стало, что внешне могучая страна уже разложилась внутри. На всех ее ключевых постах были предатели, поставлявшие в армию негодное оружие и боеприпасы, тормозившие продвижение войск, отдававшие нелепые приказы во время сражений. Иначе как мы могли проиграть эту войну на своей территории заморским странам? "Братья" уже накинули сеть на беззаботно спавшую Россию. Голос поэта никого не разбудил. Жадная толпа, стоящая у трона русского Царя, невидимо для него служила Англии и Франции, а не России. Для революции уже тогда все было готово, кроме верного еще Царю русского православного народа.
Ожидая решения своей участи под арестом, Лермонтов писал: "И счастье я могу увидеть на земле, и в небесах я вижу Бога". Господь был с ним, и Он помог ему, приговоренному, достойно прожить эти последние четыре года своей жизни и написать свои лучшие произведения.
Царь приказал перевести Лермонтова из гусарского в драгунский полк и отправить на Кавказ, где шла война. Там поэт храбро воевал, но ни с кем близко не сходился, - почти как Печорин из "Героя нашего времени". Среди величественных гор Кавказа, на войне, он чувствовал себя в большей безопасности, чем в Петербурге.
Через год ему разрешено было вернуться в Петербург. Высшее общество, которому поэт "бросил в лицо" свой гневный стих, зазывало его на свои балы и вечера. Девицы переписывали его стихи. Он был окружен каким-то слишком большим вниманием и скоро заскучал. Просился на Кавказ, но ему отказали.
В это время усердно искал его дружбы Александр Иванович Тургенев, "серый кардинал" петербургских масонов, один из организаторов травли Пушкина. Зачем Лермонтов стал с ним встречаться, ездить на приемы в иностранные посольства, где Тургенев был своим человеком? Не мог же Михаил Юрьевич не знать, что общение с ним таит в себе смертельную опасность? Знал, конечно. Но, вероятно, хотел смотреть опасности в лицо, как привык на войне. Вскоре во Французском посольстве он встретил своего "Дантеса". Это был сын французского посла Барант, откровенно искавший с ним ссоры, якобы по той причине, что Лермонтов в своем стихотворении "Смерть поэта" оскорбил всю французскую нацию. Однажды он при большом стечении народа сказал, зная что в России дуэли запрещены законом:

Если бы я был в своем отечестве, то знал бы, как кончить это дело. - В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, - ответил Лермонтов. - И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно.

Барант вызвал поэта на дуэль. 18 февраля 1840-го года Михаил Юрьевич со своим секундантом Столыпиным поехал на поединок с французом к Черной речке, как Пушкин. Сначала сражались в глубоком снегу на рапирах, - так пожелал Барант, - потом стрелялись. Барант выстрелил первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в воздух.
Последствия дуэли: француз не был наказан, а Михаил Юрьевич был арестован. Бенкендорф, начальник III отделения, даже требовал, чтобы Лермонтов извинился перед Барантом, так как оскорбил его, выстрелив в воздух. Но Царь и Военный суд оправдали поэта, установив, что "он вышел на дуэль не по личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера". Николай I повелел перевести Лермонтова в пехотный полк и отправить на Кавказ. По дороге в действующую армию поэт останавливается в Москве и здесь наконец находит истинных друзей - славянофилов Хомякова и Самарина. Когда Лермонтов уехал из Москвы, Хомяков написал Языкову: "Боюсь, не убили бы его..." Поэта вполне могли убить и в бою. Его отряд воевал в Северном Дагестане, которому угрожал Шамиль. Лермонтов участвовал во многих боях, удивляя даже бывалых солдат своею храбростью. Казалось, в Петербурге и Москве его забыли. В начале лета 1841 года Лермонтов вдруг стал собираться в Пятигорск. Получил свидетельство от знакомого врача, что нуждается в лечении водами. Уговорил ехать с ним Столыпина, который, как его секундант на дуэли с Барантом, тоже был сослан на Кавказ.
В Пятигорске Лермонтова уже поджидал его будущий убийца, Мартынов. В Москве он попал в некую нехорошую историю. Пришлось выйти в отставку. "Братья" замяли его дело, но, вероятно, во избежании дальнейших неприятностей он должен был выполнить некое "задание". Чем выманили Лермонтова из действующей армии в Пятигорск, - совершенно непонятно, но Столыпин свидетельствует, что поэт стремился туда, преодолевая все преграды. Приехав в Пятигорск, Лермонтов и Столыпин сняли домик у подножья горы Машук. Здесь поэт много писал ночами напролет. Днем совершал одинокие прогулки. Во время одной из них к нему присоединился мало знакомый Михаилу Юрьевичу юнкер Павел Гвоздев. И Лермонтов вдруг сказал ему: "Чувствую, что очень мало мне осталось жить." Вспоминают, что в эти последние дни его жизни никто не смел смотреть ему в глаза. Даже Столыпин с ним почти не разговаривал. 13 июля вечером они приехали к Верзилиным, где собралось большое общество. Был здесь и Мартынов в черкеске и с невероятно большим кинжалом. На самом деле он был светский юноша и одеваться умел, чувство меры у него было.. Зачем он оделся так нелепо, "под Грушницкого"? Знал, что Лермонтов не выдержит и какую-нибудь остроту на его счет скажет? Михаил Юрьевич, взглянув на него, тихо отметил: "Горец с большим кинжалом". Мартынов, сверкая глазами, тут же подошел к нему, изображая глубокое оскорбление, и сказал: "Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!" Последовал вызов на дуэль. Рано утром 15 июля Лермонтов приехал к месту дуэли на склоне горы Машук. Началачь гроза. Поэт громко заявил, это слышали все секунданты, что он стрелять не будет. В такой ситуации Мартынов должен был или отказаться от дуэли или прямо согласиться стать убийцей. И он согласился. - Сходитесь, - крикнул секундант Мартынова. Лермонтов остался неподвижен и поднял пистолет дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал. Так вот просто убили великого русского поэта. Убийцу посадили в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца. Вот и все ему наказание на Земле. "В свете" его принимали и оправдывали тем, что этот дерзкий, несносный Лермонтов кого угодно мог привести в ярость. Так судят и многие современные литературоведы и биографы. "Но есть и Божий Суд..." В те времена закон приравнивал убитого на дуэли к самоубийце, и он лишался христианского погребения. Но в случае с Лермонтовым Православная Церковь судила иначе. Церковный суд признал его невинно убиенным. Михаила Юрьевича торжественно отпевали в храме. На его похоронах был весь Пятигорск, а также офицеры всех полков, в которых служил Лермонтов. Тело поэта было погребено на склоне горы Машук. Позднее Елизавета Алексеевна перезахоронила его в фамильном склепе в Тарханах. В качестве постскриптума: кто-нибудь заметил, что первой в самом начале перестройки вдруг почему-то, нас не спросив, переименовали станцию метро "Лермонтовская" в какие-то "Красные ворота"? Их даже построили, не поленились. Стоит незыблемо станция "Войковская", а вот "Лермонтовской" уже нет. Видно, кто-то не любит Михаила Юрьевича до сих пор.

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу.
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
- Ф. А. Туманский.

Часто люди пишут рецензии к фильмам. Шикарная картина. Хороший актёр. Просто шедевр. Я хочу написать рецензию к жизни. Вот я стою на собственных похоронах. На самом деле, это странно. Я будто раздвоилась. Вот я лежу в гробу, скрестив руки на груди, крепко сомкнув веки и никогда уже не посмотрю на мир этими глазами. Они навсегда закрылись. А вот я – тень. Или душа, как угодно. Я вижу своё мёртвое тело. Я вижу людей вокруг этого самого мёртвого тела.
***

В тот серый день мало кого можно было встретить на улице. Дождь лил стеной, он громко барабанил по крыше машины, мы ехали быстро, брызги воды под колёсами разлетались по сторонам. Городская местность уже давно успела смениться и пейзажи, которые попадались мне на глаза, казались для меня слишком скудными, хотя и до этого путь не представлял для меня особого интереса. Какой может быть интерес, если ты не испытываешь удовольствия от места, в котором скоро окажешься?
Дорога была очень долгой и как бы я не старалась её запомнить, я всё равно сбивалась на поворотах. В конечном счёте я перестала пытаться. Я была уверена, что никогда уже не смогу вернуться назад. Мой муж сидел спереди, я ощущала на себе его презренный взгляд очень часто, даже не смотрев в его сторону, я чувствовала, как он словно прожигал моё тело и знала, что ему в радость наконец избавиться от меня. И как бы я не боролась, он всегда был на шаг впереди.
Я помню всё в мельчайших подробностях. Я помню, как впервые передо мной предстал образ Вейстленда (~The wasteland). Сначала мы преодолели высокие ворота, при виде этих чёрных железных прутьев по коже пробежали мурашки. Мы проехали полукруг по размытой гравием дорожке, и водитель остановился перед главным входом. Нас уже ожидали. Мой муж, как всегда ловко действуя в любом обществе, вышел из машины первым. Он громко хлопнул дверцей, одёрнул чёрный вельветовый пиджак, обошёл машину и взглядом пригласил меня выйти за ним. Всё это, возможно, доставляло ему истинное наслаждение, а я старалась не самовольничать. Всё же, я бы так и сидела на месте, но его ладонь была уже протянута мне.
- Любимая, настало время, - его слова прозвучали омерзительно сладко, мне хотелось бежать со всех ног от его нежного и вместе с тем грубого голоса с хрипатом. Иногда он говорил со мной так, чтобы его не слышал никто другой, кроме меня. Это был именно тот случай. Я дотронулась до его руки холодными пальцами и вышла.
Теперь, наконец, я смогла полностью разглядеть здание Вейстленда. Оно сразу же показалось мне суровым и мрачным. На всех окнах были прикручены решётки, а стены выкрашены в белый цвет, но от того они не казались светлыми. Здание тянулось больше в ширину, чем в высоту. Я насчитала всего четыре этажа. Над главным входом возвышался козырёк, опорой которому являлись две белые колонны, величаво стоявшие на невысоком, просторном крыльце, а рядом в клумбах цвели белые розы. Мне сразу не понравилось такое количество белого цвета.
Я стояла в сером шёлковом платье с длинными рукавами, от талии тянулась юбка до пола, приятно развивающаяся на ветру, но в связи с тем, что лил дождь, ткань лишь прилипала к телу. Такой наряд выбрал для меня муж в честь этого события.
- Идём, - он взял меня под локоть и со спешкой повлёк внутрь.
Дверь, когда мы подошли ближе, стала ещё величественней, перед нами её открыл мужчина в сером костюме и чёрном плаще, тогда я ощутила на себе всю её массивность.
Как только мы вошли внутрь, первая моя мысль была о том, что всё здесь работает по особому механизму, как будто лучших кукол выставляют на передний план и управляют ими, дёргая за различные ниточки. В этом случае, ниточками оказались психотропные препараты и их разновидность могла вскружить голову. Я смотрела на людей в белых халатах и на других людей, которых здесь считали психами. Большинство из них в этот день просто походили на овощи, они сидели тихо, смотря в одну точку, некоторые разговаривали между собой.
Я нервно сглотнула. Я знала, что мне придётся остаться здесь. Знала, что вскоре стану таким же овощем. Я не боролась.
Кабинет доктора оказался достаточно масштабным, в нём располагалась небольшая библиотека, скорее всего состоящая из одних книг по психологии, а также диван, пару кресел и распростёртый ковёр посредине.
- Присаживайтесь, - доктор Лэмб указал на два кресла, расположенных напротив его громоздкого стола, заваленного различными бумагами и медицинскими карточками. Я отметила про себя, либо он очень рассеян, либо просто не привык поддерживать порядок.
- Мистер Лэмб, я уже рассказывал вам о своей, - Уолтер кашлянул, - жене. Как вы, должно быть, уже знаете, суд признал её невменяемой. Она не помнит и не осознаёт своих действий.
Краем глаза я взглянула на него и увидела, как он опустил взгляд и крепче сжал переплетённые пальцы.
- Да, я хорошо ознакомился с вашим делом, - ответил доктор, перебирая бумаги на столе, - мне известно мнение психиатра, мистера Далтона, который осматривал вашу жену, но я, прежде всего, сам осматриваю своих пациентов, ставлю им диагноз и провожу должное решение. Так что…
После его слов мне стало не по себе. Уолтер оставит меня здесь, Уолтер вёл меня под руку сюда, чтобы сделать это. Он ненавидит меня и больше всего хочет от меня избавиться.
- Если вы согласны с моим лечением и с требованиями нашей больницы, я прошу вас подписать этот документ.
- Да, - протянул он, причмокивая и пробегая глазами по листам бумаги, скрепленных скобами, - мы согласны, - он чиркнул ручкой на нескольких страницах, где требовалась подпись.
«Мы». Я не была согласна, но протестующее внутри меня никак не могло вырваться наружу. Моя рука слегка дёрнулась, но тут же ослабла на деревянной ручке кресла. Чувство борьбы иссякло, на тот момент я и не знала с чем мне бороться. Я видела это своими глазами, видела, как я сделала это. Я принимала это, как констатированный мне факт, но не осознавала. Будто бы этого вообще не происходило.
- Что ж, на этом мы берём контроль на себя. Всё будет проходить в рамках нашей больницы, можете не волноваться.
- Как пожелаете, - бросил Уолтер.
Доктор, всё это время, не обращая на меня никакого внимания, вызвал санитаров и двое из них взяли меня под руки. Я смотрела на мужа, хотела, чтобы он последний раз взглянул на меня, хотела посмотреть в его тёмные глаза, чтобы он понял, сколько во мне ненависти к нему. Но он так и не посмотрел на меня. А после я словно была в замедленной съёмке, я шла сквозь просторные залы, комнаты отдыха, через узкие коридоры, я видела много дверей, лица проносились сквозь меня и всё вокруг растворялось, в голове стоял шум, смешанный с громкой виолончелью (я часто играла на ней, когда ещё могла считать себя свободной) и далее громкий грохот, и пустота. Я оказалась в комнате, взаперти. В маленькой серой квадратной комнате с одной кроватью без окон.
Если бы вы встретили пустоту, то что бы вы ей сказали? Вы видели темноту? Но не такую, которая обладала теплом, например, когда вы засыпали в своей уютной постели. Я говорю про холодную, незнакомую вам темноту, хранящую в себе вечность, которая впоследствии превращается в клетку.
Клетка. Знаете, что случится с птицей, если запереть её в клетке? Она будет биться о железные прутья, в конечном итоге поранится и поймёт, что как бы она не пыталась взлететь, она здесь застряла. И весь её мир будет задействован лишь в этой клетке. Сможете ли вы когда-нибудь проснуться в этой темноте и почувствовать себя счастливым? А что вообще значит быть счастливым, как отличить это счастье?
Мои руки нащупали скрипящую железную кровать и чёрствый матрас. Я упала и свернулась калачиком, закрыв веки, я хотела заплакать, но слёз уже не осталось.
Я вспоминаю, как мы были рядом, как ещё несколько дней назад я находилась в нашем доме и считала, что я в полной безопасности. В нашем большом и просторном доме, в котором иногда блуждать по комнатам настолько завораживало; наблюдать за Уолтером, как он выходит из душа, целует нашу дочь и как читает ей сказки на ночь, чтобы она скорее заснула. А затем он идёт ко мне и обнимает; и я чувствую его запах, свежий запах и его кожу, от которой бегут мурашки, особенно когда он подкрадывается позади так незаметно и на шее ощущается только его дыхание; он переплетает наши пальцы и целует меня в висок. И Карэн, наша пятилетняя малышка, я помню её ребячий лепет, маленькие ручки, стремящиеся обнять тебя за шею. Карэн, моя малышка. Наши завтраки по утрам, я всегда сама готовила ей завтраки и никому больше не позволяла этого. Блюда могли быть самыми разнообразными, например, сандвичи с забавными рожицами или разноцветная яичница; Карэн обожала разноцветную яичницу, весь секрет был в том, что туда можно было набросать всякой всячины: ветчины, помидор, перца, да всего, чего вы пожелаете, а потом сверху залить это каким-нибудь вкусным соусом. Мы вместе ходили по магазинам, нам было весело. И честно признаться, я глупо верила в то, что наше счастье будет длится вечность. Сейчас всё закончится. Сейчас всё закончится. Сейчас всё закончится.
Проснувшись, я первым делом спешу проверить Карэн, но вдруг я вижу перед собой эти белые стены и железную дверь, я не сразу осознаю, где я нахожусь, но всё скоро становится очевидно. Мысли начинают проясняться и перед глазами появляются обрывки вчерашнего дня. Я не дома и больше Карэн не увидит меня, а я не увижу её. Это не был мой дом. Это был Вейстленд, психиатрическая больница. Я здесь, потому что я убила свою дочь.

Константин Бальмонт

Благовещение в Москве

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!

А. Красницкий.

В день Святого Благовещения

Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день - день радости людской –
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.

Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.

А. С. Пушкин.

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Ф. Туманский.

Птичка

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.

Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.

Анна Ахматова.

Выбрала сама я долю…


Выбрала сама я долю
Другу сердца моего:
Отпустила я на волю
В Благовещенье его.
Да вернулся голубь сизый,
Бьется крыльями в стекло.
Как от блеска дивной ризы,
Стало в горнице светло.

Марина Цветаева.

В день Благовещенья…

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, –
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
– Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
– Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

В. Бенедиктов.

Благовещение

Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой деве Назарета.
Дышит радостью чело,
Веют благостию речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник.
Скрещены на персях руки,
В сердце сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева, Сын Твой будет Бог».
Этот юноша крылатый –
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощенья,
А пред ним, полна смиренья,
Дева – Матерь Божества.

Сергей Брель.

Поговорим с тобой о Благовещенье…

Поговорим с тобой о Благовещенье,
когда мерещится вершинам свет,
когда свершается всё, что обещано,
и ангел вечера лучом согрет.

По краю пропасти, границе робости
парит Евангелие, Мария ждёт…
Речь не об опыте – он в этой области,
когда и сбудется, то пропадёт.

Речь об изгнании, небесном пламени,
безумстве Ирода, звезде волхва,
всё дело в имени, кресте и амене,
но это в будущем, где всё – молва.

Мария, кажется, нежнее саженца,
ей лет четырнадцать, и ангел юн.
На всё, что сбудется, она отважится,
строга, как стражница, печали вьюн.

Здесь ей – единственной – обет молчания,
озноб провидчества, слеженье дат.
Мария, радуйся! Укройся чарами
земной скиталицы, – твой вертоград

в тебе же – обжига непостижимого,
ты в нём, но всё-таки, и он в тебе.
Пусть Богу Богово, а миру – мирово,
но днесь встречается несходность бездн.

…уснули ближние. Тревога улицы
на платье ангела, и смуглость уст.
Мария, радуйся, когда тоскуется,
тобой всё сказано. Приветствуй груз!

Александр Блок

Благовещение

С детских лет – видения и грезы,
Умбрии ласкающая мгла.
На оградах вспыхивают розы,
Тонкие поют колокола.

Слишком резвы милые подруги,
Слишком дерзок их открытый взор.
Лишь она одна в предвечном круге
Ткет и ткет свой шелковый узор.

Робкие томят ее надежды,
Грезятся несбыточные сны.
И внезапно – красные одежды
Дрогнули на золоте стены.

Всем лицом склонилась над шелками,
Но везде – сквозь золото ресниц –
Вихрь ли с многоцветными крылами,
Или ангел, распростертый ниц…

Темноликий ангел с дерзкой ветвью
Молвит: «Здравствуй! Ты полна красы!»
И она дрожит пред страстной вестью,
С плеч упали тяжких две косы…

Он поет и шепчет – ближе, ближе,
Уж над ней – шумящих крыл шатер…
И она без сил склоняет ниже
Потемневший, помутневший взор…
Трепеща, не верит: “Я ли, я ли?”
И рукою закрывает грудь…
Но чернеют пламенные дали –
Не уйти, не встать и не вздохнуть…

И тогда – незнаемою болью
Озарился светлый круг лица…
А над ними – символ своеволья –
Перуджийский гриф когтит тельца.

Лишь художник, занавесью скрытый, –
Он провидит страстной муки крест
И твердит: «Profani, procul ite,
Hic amoris locus sacer est».

Валерий Брюсов.

Благовещенье

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят!
твой голос, о пророче.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта