Главная » Галлюциногенные » Венгры языковая семья. Переселение народов и история мадьяр

Венгры языковая семья. Переселение народов и история мадьяр

Существует немало доказательств в археологии, мифологии, лингвистике того, что венгры-угры пришли в IX веке на Дунай из Среднего Прикамья.
Казалось бы, венгры должны самолетами и вагонами приезжать с экскурсиями в Соликамск и Кишерть, чтобы хотя бы посмотреть на свою далекую историческую родину. Но этого не происходит. Почему?

Для начала прочтем небольшую главу из книги Б.Эренбурга "Звериный стиль"(Пермь, 2014).

Загадка венгров

В эпоху создания звериного стиля в Прикамье существовали два народа, северные и южные бьярмы. В науке известны две археологические культуры, ломоватовская и неволинская. Первая располагалась в Верхнем Прикамье по Каме, Колве и Вишере, вторая, неволинская культура, в конце IV — начале IX в. занимала довольно значительную площадь — около 15 тыс. кв. м (это примерно половина современной Бельгии) в бассейне реки Сылвы, одного из крупных левых притоков Камы. На этой территории известно более 270 памятников, из которых около 200 селищ и около 50 городищ (Голдина Р.Д., 1990). Неволинцы торговали с Византией и Ираном, на территории обнаружено более 20 кладов южного импорта, была развита металлур-гия, мастера славились наборными поясами, кресалами, подвесками и т.д.
Потомки аланов и пришедших сюда в VI веке угров, неволинцы сохранили в прикамской лесостепи коневодство, мобильность кочевников и аланские предания о городах Причерноморья.
В начале девятого века южные бьярмы таинственным образом исчезают.
По данным археологии, к концу девятого века города неволинской культуры пусты, могильники заброшены. Обычно пишут, что население ушло на юг и вошло в состав Волжской Булгарии. Отчасти это правда. По неизвестным причинам народ ушел, но гораздо дальше, не просто на Волгу.
Известно, что венгры пришли на Дунай в IX веке откуда-то из южнорусских степей.
Их язык, как доказано, имеет несомненное родство с угорскими языками хантов и манси. В венгерском языке выделено немало аланских слов: hid —мост, vert —броня, asszony — госпожа, женщина, kard - меч, ezüst —серебро, üveg — стекло и др. В древних погребениях венгров обнаружены посмертные серебряные маски. В погребении на Дунае найдено серебряное блюдо, в уральской манере прочерченное кинжалом (Фодор И.). Угорский язык, граффити на блюдах и обычай погребения в серебряных посмертных масках пересекались в одном месте: в Прикамье. И мы знаем целый народ, исчезнувший таинственно из этих мест.
Мы даже можем проследить путь этого народа по погребениям с масками и свидетельствам средневековых письменных источников. Маски и множество прикамских вещей встречаются в могильнике Большие Тиганы в низовьях Камы в центре Волжской Булгарии. Погребальный обряд аналогичен захоронениям в Венгрии. Могильник датируется серединой девятого века.
В Танкеевском могильнике на левобережье Волги (Булгария), кроме масок, обнаружено много шумящих подвесок, копоушек и других женских украшений, характерных для пермских создателей звериного стиля. Далее серебряная маска обнаружена в венгерском могильнике у с.Манвеловка в Приднепровье. Мы видим, что угры-венгры через Булгарию шли в Меотиду, в Причерноморье, где когда-то цвели города греко-сарматского Боспорского царства и куда в начале нашего тысячелетия каждую зиму приходили кочевые аланские племена. Ранняя венгерская хроника «Анонима» (Магистра П.) называет две возможные прародины венгров — Меотиду (Приазовье) и степи за Волгой возле Уральских гор. Это как раз крайние точки кочевого аланского «маятника».
Но угры не нашли родины «Золотого века» аланов в Меотиде. К IX веку города Боспора четыре столетия лежали в руинах. Правившие там хазары не обрадовались воинственным пришельцам и вынудили их покинуть территорию каганата. По письменным источникам мы знаем, что «орда Леведия» (так назвал группу племен византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей») покинула Булгарию, одно время жила в Приднепровье у границ хазарского каганата, затем ушла на запад и по горам, которые стали потом именовать угорскими, обошла Киев.
Под давлением печенегов венгры отошли в Болгарию, где потерпели военное поражение от царя болгар, но затем в битве при Прессбурге под руководством князя Арпада, объединившего семь племен, разгромили войска Великой Моравии. Воинственные племена венгров хотели еще захватить Баварию, но проиграли битву при Лехе немцам и осели на Дунае.
Споры о родине венгров велись веками. Венгерские ученые (А.Регули, Б.Мункачи и др.) не раз приезжали в Зауралье, изучали хантов и манси, нашли много общего у своих предков и уральцев, включая древний национальный миф о семи братьях вождях и младшем царе-всаднике, победившим братьев в конном состязании. Аналогичный миф сохранился у манси, где великий герой Мир-Сусне-Хум (Альви, Альвали, Али-Хум) победил братьев и первым привязал коня у небесной коновязи отца Нуми-Торума.
Католический венгерский монах Юлиан, посланный для поисков родины предков и обращения в христианство оставшихся в язычестве венгров, в 1236 году нашел «венгров-язычников» в неведомых краях за Волгой и говорил с ними на понятном для них венгерском языке. Путь к ним на север ему указали булгары, так что, скорее всего, монах провел месяц с уграми Прикамья.
Итак, мы знаем, что в начале девятого века один из народов Приуралья исчез, а в конце того же века на Дунае появился народ с той же мифологией, с родственным языком, с похожим погребальным обрядом. Не будем ничего утверждать, выводы делайте сами.
***

Добавим к этой главе, что на Огурдинском могильнике в Усолье А.Белавин нашел и описал ряд вещей, аналоги которых найдены в древневенгерских могильниках на Дунае. Чтобы доказать тождество народов, не хватает только фотографий древних венгров на фоне Сылвы и Камы, а затем тех же лиц на фоне Тисы и Дуная в девятом веке.
Итак, факты налицо, а любопытных венгров в Соликамске не видно. Отчего?

Более того, если финны считают местных финно-угров своими младшими несчастными родственниками, так сказать, заблудшими лесными братьями, то венгры презрительно отворачиваются и открещиваются от всех этнических связей с Уралом. Это может рассказать, например, Наталья Шостина, которая не раз пыталась пригласить венгров на этнофестиваль Камву.
Тот же вопрос - почему?

Чтобы ответить на это сразу определим роль официальной историографии любой страны.
Официальный историк - это обслуживающий персонал правительства, так же, как охранник, водитель служебной машины, уборщик. Такой же персонал, как официальный писатель, режиссер, политолог, редактор государственного телеканала. Как известно, любая история тут же переписывалась в угоду новому императору и правительственному курсу.
Нынешней Венгрии, освободившейся 25 лет назад от социализма и вновь ставшей частью европейского мира, нужна европейская история, далекая от связей с Россией и лесостепью Прикамья. Официальная историография Венгрии считает, что стыдно и нелепо выводить историю страны из каких-то лесов диких финно-угров. Венгерские националисты-историки вообще называют теорию исхода угров из Прикамья и Зауралья пророссийским заговором в науке и клеймят ее сторонников. Венгерская историография ищет предков венгров в основателях огромных кочевых империй и возводит историю нации к гуннам и Атилле. Доказательств этому нет, кроме одного: на Дунай пришла орда, то есть кочевой народ. И вот тут мы вынуждены согласиться с ними.

Но мы пойдем дальше и исправим важную ошибку венгров.
На Дунай пришли не дикие угры северных лесов. В Восточную Европу явились из лесостепей Прикамья потомки кочевого народа аланов, сыгравшего огромную роль в этногенезе прикамских угров. Сармато-аланы, пришедшие на север в IV веке, после разгрома их основных сил в южных степях гуннами, осели на Каме, образовали вместе с местными племенами т.н. неволинскую культуру, но сохранили в прикамской лесостепи навыки кочевых народов. По неизвестным причинам их потомки через несколько столетий покинули наши края и пройдя через Волжскую Булгарию и Приазовье устремились в Европу.

Про аланские слова в венгерском языке мы уже говорили. Характерно, что это вождистские слова, обозначающие добычу и оружие (меч, серебро, зеркала, женщины и т.д.). Добавим, что в Венгрию впоследствии в XIII веке бежали от монголов с Кавказа аланы-яссы и легко адаптировались в "чужой" стране.
Парадокс в том, что венграм-националистам не нужно возводить себя к отвратным (по мнению тогдашних европейцев) гуннам, происхождение их гораздо благородней.
Сармато-аланы - знаменитый народ, родством с которым гордились поляки, украинцы и даже французы, где аланы оставили большое наследство в топонимике городов: Alanville, Alansonum и аристократических имен Ален, граф Аллон и т.д. Аланская конница в составе римских войск смяла и уничтожила центр гуннской армии во главе с Атиллой в знаменитой битве на Каталаунских полях. Вообще, аланы - ираноязычный народ, европейские кочевники, в отличие от азиатов-гуннов, пришедших издалека.
Лишь в последнее время появились работы о сарматах в Прикамье (Д.Шмуратко, В.Овчинникова и др.) , неизвестные венгерским историкам. Дождемся ли мы дней, когда истина озарит гордых венгров, и они двинут изучать свою далекую историческую уральскую родину?
К тому же местами она не менее красива, чем берега Тисы и Дуная.

Среди европейских народов венгры, пожалуй, наиболее сильно отличаются от соседей своей речью. Дело в том, что венгерский язык относится к финно-угорской языковой группе, в то время как жители окружающих государств говорят на языках индоевропейской группы. А наиболее родственны венгерскому языки таких народов, как ханты и манси, проживающих на территории Западной Сибири. В одну языковую группу с ними также входят финны, карелы, эстонцы, коми. Но как венгры оказались так далеко от Урала и Сибири? Почему внешне они совсем не похожи на своих ближайших языковых родственников?

На фото: ханты и манси - ближайшие языковые родственники венгров

Венгры, или, как они себя называют, мадьяры, имеют интересную историю, а состав их языка отражает многие периоды формирования венгерского этноса. Более половины слов современного венгерского языка имеют финно-угорское происхождение. В первую очередь это основные глаголы, а также термины и понятия, относящиеся к описаниям природы, семьи, общества, охотничьи и рыболовные термины. Как полагают исследователи, это основа языка, которая осталась практически неизменной со времен существования единой угорской общности, проживавшей на территории Западной Сибири и Урала около IV-III тысячелетий до нашей эры. Затем произошло разделение угорских племен на северные и южные, которые сместились в сторону Аральского моря. Там они в значительной степени смешались с представителями народов иранской группы (сарматами и скифами) и освоили скотоводство. В результате этого венгерский язык обогатился словами, связанными с разведением животных, которые имеют иранские корни. Около середины I века нашей эры мадьярские племена мигрировали на северо-запад, на территорию современной Башкирии, где было найдено несколько захоронений мадьярской культуры. В дальнейшем происходило продвижение племен на запад и смешение их с тюркоязычными булгарами и хазарами, а также со славянскими племенами. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледелию, труду, жилищу, пище, быту, имеют славянское происхождения. Именно интенсивным смешением с разнообразными народами и объясняется такое значительное внешнее отличие современных венгров от представителей обских угров (хантов и манси). В конце IX века венгры добрались до территории Среднего Дуная, где они и проживают по сей день. Интересно, что к этому времени они уже приобрели современные европейские черты лица и по своему генетическому типу являлись скорее европеоидами, о чем свидетельствует анализ венгерских захоронений Х века на Среднем Дунае.


На фото: венгерские девушки

Но помимо основы древнего угорского языка, у венгров сохранились некоторые обычаи и традиции, которые говорят об их сибирском происхождении. Например, традиционный венгерский рыбный суп халасле готовится по аналогичному рецепту с супом ханты и манси. А некоторые блюда национальной кухни такие же, как у коми или карелов.

Вот так, по мнению ученых, происходило формирование удивительного венгерского народа. И сегодня мадьяры хоть внешне и не напоминают своих древних предков, но сохранили в своем языке и традициях частичку сибирских угорских народов.

Удивительна судьба этого угрского народа. До IX века нашей они расселялись от Урала до северного Причерноморья.

О том, что венгры принадлежат к угро-финскому этносу выяснилось только в XIX веке. Выясняли это очень долго. Особенно стойким было средневековое предположение, что венгры происходят от гуннов. Отсюда слово Hungary. Хоть сейчас и доказано, что это не так, но венгры по-прежнему очень хотят считать себя родственниками гуннов. Распространена была и тюркская версия происхождения этого народа.У венгров есть много легенд и мифов о их ранней истории, которые конечно все сильно приукрашивают. Они будто бы происходят и от Ноя и от Атиллы и от Бог знает кого еще из великих мира сего...

Но как говорят лингвисты, венгерский язык принадлежит к Уральской семье языков. А Венгры - родственники коренных уральцев . И их наипервейшие сородичи - народы манси, ханты и самоеды, проживающий на Северном Урале. А это совсем не то родство, о котором венгры мечтали в своих легендах. Но об этом отнюдь не почетном родстве подозревали еще в эпоху Возрождения. Итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини еще в середине XV века писал о североуральских родственниках венгров, что они пользуются тем же языком, что и венгры. Но эти предположения тогда никто не поддерживал.

Во втором тысячелетии до н.э. финская и угорская группы разделились, а к первому тысячелетию до н.э. относится появление протомадьяр. То есть им три тысячи лет. Место их обитания на то время локализуют как восточные и западные отроги Южно-Уральских гор. Ну, короче Челябинская область. У нас в ЮУРГу и в Педуниверситете есть исторические факультеты с отделениями археологии. И каждое лето ученые и студенты ездят на раскопки в степную зону Южного Урала. Находят там различные курганы, захоронения, относящиеся к разным эпохам и многочисленным народам, топтавшимся в наших степях на протяжении многих столетий. И не случайно каждый год к нам приезжают их коллеги из Венгрии и присоединяются к этим группам. Ищут свою прародину.

Так в Кунашакском районе Челябинской области, на берегу озера Уелги, археологи вскрыли курганы, которым около тысячи лет. И нашли там богатые захоронения древних кочевников – они были предками хазар, причерноморских булгар, дунайских мадьяр и венгров . К сожалению, часть погребений разграбили несколько веков назад. Но и нашим ученым достались удивительные находки: женские и мужские украшения, элементы конской упряжи, наконечники стрел, сабли, ножи, керамические сосуды. Все они свидетельствуют о знатном происхождении захороненных там людей.

Могильник состоит из двух пластов: нижний относится к IX веку, а верхний – к X-XI векам, - считает доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. - Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре.

Кстати, мировая наука располагает немногими артефактами из жизни древних венгров (мадьяр), когда-то кочевавших в южноуральских и башкирских степях, а затем переселившихся в Восточную Европу. Поэтому находка заинтересовала сотрудников Будапештского университета. Археологи считают, что следы древних мадьяр принадлежат периоду «обретения родины», то есть относятся ко времени их миграции в Карпатско-Дунайский бассейн.

В первом тысячелетии до н.э. венгры расселялись от Южного Урала и дальше в Западную Сибирь вплоть до Тобола и Иртыша. Там они были кочевниками-скотоводами. Главное было у них разведение лошадей. И так было приблизительно до V века нашей эры. Можно назвать это уральским периодом венгерской истории.

Как же лингвисты доказали, что венгры родственники финно-угров? Это нижний уровень языка. Числа, состояния (есть, пить...), движения (идти) названия частей тела, природных явлений. Но не только лексика, но и морфология языка. Как образуются уменьшительные, отрицательные формы. Все это доказывает родство. Вывод, что 88% венгерского языка это от оригинальной угрской лексики, 12% заимствовано из тюркской лексики, из аланского языка (аланы - предки осетин) и плюс заимствования из славянских языков.

С 4-5 века н.э. происходит тесное общение венгров с тюрками. Это время великого переселения народов. Из глубин Азиатского континента по Великой Степи двигались волны кочевников от Южной Сибири, перекатываясь через Южный Урал, до Прикаспийских степей и северного Причерноморья. В потоке этих многочисленных миграций венгры оказывались в орбите влияния то одного то другого тюркского этноса. Но особенность венгров в том, что заимствуя многое от тюрков, они не потеряли своего самобытного лица. Их выдавливали с прежних мест жительства. Их заворачивало и закручивало. Соседство с тюрками с 5 до 7 века. В первой половине 7 века венгры в составе анагурских племен смогли избавиться от тюркского владычества и они входят в состав нового политического объединения Анагуро-Болгария. Дальше под влиянием хазар это объединение распалось. Часть племен во главе с ханом Аспарухом оказывается на территории Болгарии, это начало Болгарской истории. Вторая часть двигается на север и образует Волжскую Булгарию, а третья часть остается в районе реки Кубань на Северном Кавказе и становится данниками хазар. В их числе были венгры. (Огромный Хазарских каганат в 965 году будет разгромлен князем Святославом Игоревичем).

В 889 году венгры занимают область Этелькёз. Всю вторую половину 9 века венгры рьяно занимаются грабительскими набегами на Европу. Это была череда ударов вплоть до Венеции и даже до Испании. В 895 году все обиженные венграми: болгары, византийцы печенеги и другие объединились против них. И венграм пришлось убираться с территории Этелькёза, где они обитали. С востока их давили печенеги. Есть такой закон кочевых племен - назад дороги нет. В 896 году венгерские племена двинули на запад. Несколько десятилетий они продолжали буянить, держа в страхе всю Центральную Европу. Наконец осели в Паннонии и Трансильвании, то есть на своем нынешнем месте. Быстренько обратились в христианство и стали оседлыми примерными европейцами.

Интересная история

Как монах Юлиан на Урал ходил.

Доминиканский монах Юлиан в 12 веке совершил путешествие на Южный Урал в поисках Великой Венгрии. И об этом составил отчет, который сохранился. Зачем ему это было надо? Из древних источников было известно, что где-то там на востоке существуют родственники венгров и они прозябают, потому что не знают истинной веры. И святой долг венгров донести до них правильную веру. Этого Юлиана позднее прозвали "Колумбом Востока". Он дважды совершал путешествие в Великую Венгрию и оставил потом отчеты. Это было как раз накануне ордынского нашествия на Русь. Можно сказать, что Юлиан проложил путь, по которому венгры двигались в обратном направлении в Европу.

Группа из четырех монахов-туристов во главе с Юлианом шли через Софию, Константинополь, Тьмутаракань и дальше на восток. Причем спонсировал эти два похода король Бела Четвертый. То есть не только церковь была заинтересована, но и королевская власть. Так монахи совершили очень трудный путь. Денег у них не хватило, наверное король пожадничал. С ними даже произошел такой случай. Для того чтобы выручить деньги на продолжение пути, двух их них решили продать в рабство (добровольно? или может по жребию?) НО. Никто монахов купить не захотел, потому что, как выяснилось, они ничего делать не умеют! Ни пахать, ни сеять, ни к какой работе не приучены. И эти два монаха, которых не купили, отправились обратно. Двое других пошли дальше. Один из них скончался по дороге, и только Юлиан смог достичь Волжской Булгарии. И вот там он узнал, что в двух днях пути живут люди, которые говорят на похожем языке.
Это было на реке Белая (Агидель в современной Башкирии). И там он действительно встретил венгров, своих соплеменников, не все же ушли на запад в IX веке. К грусти монаха эти родственники не только понятия не имели об истинной католической вере, но и вели достаточно дикий образ жизни. Они не знали земледелия, занимались скотоводством, причем употребляли мясо, молоко и кровь лошадей. Дикие венгры-уральцы очень обрадовались собрату, говорящему на их же языке и сразу же пообещали ему перейти в католичество. Причем эти венгры помнили о тех временах, когда они были с другими венграми, где-то жили и пришли оттуда на эти места. Юлиан понял, что Великая Венгрия лежит где-то еще дальше на восток.

Ве́нгры (самоназвание мадьяр) - народ в Центральной Европе, основное население Венгрии (9, 02 млн. человек, 2004), живут также в Румынии (1, 47 млн.), Словакии (574 тысяч), Сербии (357 тысяч), на Украине (156 тысяч, подавляющее большинство в Закарпатской области). В США 997 тысяч человек считаются потомками переселенцев из Венгрии. В Российской Федерации учтено 2, 78 тысячи венгров (2010). Общая численность венгров в мире оценивается в 12 млн. человек (2004). Говорят на венгерском языке финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: западный задунайский, южный (альфельдский), тисский (дунайско-тисский), палоцкий (северо-западный), северо-восточный, мезешегский (закирайхагский), секейский. Письменность с 10 века на основе латинской графики. Верующие - в основном католики, есть кальвинисты и незначительное число лютеран.

Угорские племена полукочевников-скотоводов, родиной которых считаются области к востоку от Урала, в первом тысячелетии нашей эры переселились предположительно в бассейн Камы, затем в причерноморские и приазовские степи и долгое время находились под властью тюркских племен оногуров и протоболгар. От племени оногур и произошел этноним «угры». В 895-896 угры перешли Карпаты и заняли земли в бассейне Среднего Дуная - так называемое «Обретение родины». Здесь произошел переход к оседлому образу жизни и земледелию. В начале 11 века возникло Венгерское государство, тогда же было принято католичество.

В средние века латинский язык, а позднее и немецкий были официальными языками Венгрии: в венгерский язык вошло много терминов немецкого и латинского происхождения. В 16 веке, после установления османского господства над южными и центральными областями Венгрии, многие венгры переселялись на север и восток. После австро-турецкой войны 1683-1699 и подавления освободительного движения 1703-1711 этническая территория венгров оказалась под властью Габсбургов в составе Венгерского королевства и Трансильванского княжества. Австрийское правительство переселяло в Венгрию колонистов, преимущественно немецких. Образование Австро-Венгрии в 1867 не устранило национальных противоречий. В этот период происходила мадьяризация некоторых невенгерских групп, особенно немцев, словаков. В 1918 Венгрия стала самостоятельным государством.

Сложная этническая история и природные условия различных районов страны послужили причиной формирования локальных субэтнических и этнографических групп, сложившихся преимущественно к началу 18 века и долго сохранявших свои особенности. Живущие в северной гористой части Венгрии этнические группы палоци (между городами Балашшадьярмат и Шальготарьян) и матьо (населяющие область с центром в городе Мезекевешд, получили название от имени короля Матьяша, одарившего их землями) славятся искусством вышивки на коже и полотне. К западу от Будапешта живет выделяющаяся своим декоративным искусством и одеждой группа шаркеза. На западе Задунайского края в средние века сформировались этнографические группы областей Хетеш и Гечей, в материальной культуре которых много сходных черт с соседними словенцами. Между Рабой и Дунаем живет этническая группа области Рабакез. Потомки половцев - куманы (куны), переселившиеся в Венгрию под натиском татаро-монголов в 1239, и ясы (близкие по происхождению осетинам) получили от венгерских королей земли в местностях Ясшаг, Кишкуншаг и Надькуншаг. Они восприняли венгерский язык и культуру. В окрестностях города Дебрецена сформировалась субэтническая группа гайдуков. На юго-востоке Трансильвании (Румыния) обитают венгры-секеи, у которых сохранились предания об их гуннском происхождении; некоторые ученые считают их потомками печенегов. Ряд групп, отделившихся в разное время от секеев, объединяются под названием чанго.

Главное место в традиционном хозяйстве венгров принадлежало скотоводству, а с 19 века уступило свое место земледелию. Экстенсивное пастбищное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы) было развито на равнинах восточной части страны - Альфельда, в частности в Хортобадьской степи. Давние традиции имеет коневодство, в основном на юге страны. Повсеместно развито свиноводство. Большую роль в развитии земледелия сыграли хозяйственно-культурные контакты венгров с тюркоязычными протоболгарами, а позднее со славянами. Об этом свидетельствуют многочисленные тюркские и славянские заимствования в земледельческой лексике венгерского языка. Главная продовольственная культура - пшеница. С 17-18 веков возделывается также кукуруза - основная кормовая культура. Картофель выращивается с 18 века. Давние традиции имеют виноградарство и виноделие (наиболее известный винодельческий район - Токайская возвышенность на северо-востоке), садоводство и овощеводство. Разнообразны народные ремесла - обработка льна и конопли, вышивка, плетение кружев, ткацкое, гончарное, дубление и выделка кожи и др. В современном народно-прикладном искусстве заметно стремление сохранить старые локальные традиции.

Основными формами поселений долго были крупные села (фалу, кезшег) и хутора (танья), особенно на востоке страны. Наряду с городами, возникшими в средневековье (Буда, Дьер, Печ), сформировались так называемые сельскохозяйственные города (мезевароши): альфельдские города Цеглед, Кечкемет, Ходмезевашархей. Большую часть населения этих городов ранее составляли крестьяне. В 20 веке разница между двумя типами городов во многом была стерта. Традиционные формы жилища различны в разных частях страны. В прошлом дома часто строились с земляными стенами, местами (в Альфельде) - с тростниковыми, обмазанными глиной стенами. У секеев, палоцей и на западе Задунайского края преобладали деревянные постройки.

Традиционная одежда Венгров весьма разнообразна. Женщины носили широкие сборчатые юбки, часто надеваемые на несколько нижних юбок, короткие рубашки с широкими рукавами, яркие безрукавки (пруслики). Появляться на людях они могли только в головных уборах - чепцах, платках. Мужской костюм состоял из холщовой рубашки, жилета и полотняных брюк (гатья). Среди головных уборов преобладали меховые шапки и соломенные шляпы. Мужская верхняя одежда - суконное пальто простого покроя (губа), расшитый плащ (сюр), длинная меховая накидка (шуба).

Традиционные формы костюма вытеснены городской одеждой, но в питании традиции устойчивы. Венгры употребляют в пищу много мяса, овощей (капуста, помидоры), мучных изделий (лапша, клецки), приправ (черного и красного перца - паприки, лука). Наиболее известные блюда - гуляш (густой мясной суп с луком и красным перцем), перкельт (тушеное мясо в томатном соусе), паприкаш (тушеное куриное мясо с красным перцем), турошчуса (лапша с творогом и шкварками). Среди алкогольных напитков преобладают виноградное вино, фруктовая водка палинка.

Современная семья малая, в прошлом была распространена большая патриархальная. В традиционной духовной культуре, календарных и семейных обрядах остались элементы, связанные с дохристианскими верованиями - следы тотемизма, магии, шаманизма, прослеживаются некоторые характерные мифологемы. В фольклоре выделяются песни и баллады (о разбойниках-бетярах), сказки (волшебные, шуточные), исторические предания, пословицы. Своеобразна венгерская народная музыка. В песнях «старого стиля» заметны черты, характерные для музыкального творчества народов Поволжья. Музыка «нового стиля» сложилась под западноевропейским влиянием. Известны венгерские танцы - вербункош, чардаш.

Их около десятка миллионов жителей. Также они населяют Румынию (около 2 млн чел.), Словакию и многие иные территории не только на евразийском континенте, а также в Америке и Канаде.

Сколько же их?

Итого мадьяров на земном шаре порядка четырнадцати миллионов человек. Основным языком для них является венгерский. Существует также множество диалектов, которые делают речь разнообразной в зависимости от территории.

Мадьяры - это очень древний народ, в чьей истории можно долго и увлекательно разбираться. Письменность развивалась уже с десятого века. Наиболее распространенной религией считается католицизм. Большинство остальных - последователи лютеранской и

Откуда они пришли?

Современные мадьяры происхождение свое описывают следующим образом: ранее это были кочующие мелкие племена, в основном занимавшиеся разведением скота. Они пришли с земель на востоке от Урала.

На заре первого тысячелетия эти люди последовали к бассейну Камы, потом обосновались на северном берегу Черного моря. В это время им приходилось повиноваться правящим на той территории народам. В конце девятого века мадьяры поднялись к и поселились на берегах реки Дунай.

Здесь они задержались надолго, ведь на данной территории было все для оседлого образа жизни. Мадьяры - это, по сути своей, земледельцы. В одиннадцатом веке эти люди стали частью венгерского государства и приняли католицизм.

Таким образом, древние мадьяры влились в венгерский народ, создавая анклавы. Местные жители приняли их. Стоит отметить, что в тогдашней Венгрии и без мадьяров было множество разных народностей, которые взаимно обогащались культурно и духовно.

Официально для письменности использовалась сначала латынь, а потом уже немецкий. Именно из них и почерпнул множество терминов. Мадьяры - это часть огромного бурлящего котла, содержимое которого менялось и перетекало из одних мест на другие на протяжении столетий.

Также некоторые представители этого народа покидали территорию Венгрии для того, чтобы основаться в прекрасных краях Восточного Прикарпатья. В XVI веке царило османское иго, оно затронуло и Венгрию, так что её гражданам приходилось спасаться бегством в сторону севера и востока.

Людей в государстве стало значительно меньше. Когда закончилась австро-турецкая война и освободительное движение было подавлено, землями венгров завладели Габсбурги. На территорию Венгрии подселяли немецких колонистов. Со временем как народ менялись мадьяры. История и культурное наследие пережили ощутимые перемены в то время, ведь национальные противоречия только нарастали.

Сила государства крепла, и все подселяемые народы проходили мадьяризацию. Так Венгрия перешла в состояние самостоятельной республики.

Кто из них в чем был хорош?

Начали формироваться различные группы венгров. Мадьяры - это не маленькое скопление жителей, а целый народ, столь же многочисленный, сколь неоднородный. Начиная с восемнадцатого века, эти группы сохраняли свои отличительные черты. Разумеется, у каждого поселения был свой конек, что-то, чем они отличались и в чем преуспевали больше своих сограждан.

Например, жители гор (палоци и матью) отличались большим мастерством в вышивании на коже и полотнах. Народ шаркёза в основном запомнился потомкам своими прекрасными навыками в создании предметов декоративного искусства и одежды. К западу Задунайского края во время средневековья образовались группы на территориях Хетеш и Гёчей. По достижениям в материальной культуре они наиболее походили на своих соседей - словенцев.

На омываемой реками Раба и Дунай территории разместился народ рабакёз. Куманы, они же куны, потомки половцев, ощущая натиск татаро-монголов в тринадцатом веке, а также ясы были удостоены получения земель от королей Венгрии. Подобно губке, они впитали в себя культуру и язык. Так появились и гайдуки.

А что же сегодня?

И вот спустя столетия что собой представляет венгерская нация? Мадьяры происхождение свое не забывают и чтят историю. Сегодня Венгрия считается довольно развитым государством. На высоком уровне функционирует промышленность, а также сфера обслуживания. Однако также большая роль отведена сельскому хозяйству, ведь эти земли все еще благодатны и плодородны, а технологический прогресс лишь открывает новые возможности для ее обработки. Хорошо развито как скотоводство (которое начало кормить венгров первым), так и земледелие.

С чего всё началось?

В древности развитием скотоводства отличались равнинные территории страны на востоке. Особенно популярным было разведение лошадей в южной части Венгрии. Немало пользы и от свиноводства. Знания об искусстве обработки земли венгры почерпнули от тюркоязычных протоболгар, а также славян. Это отражено даже в тогдашней лексике перечисленных выше народов.

Больше всего мадьяров кормила именно пшеница. Основной кормовой культурой была кукуруза. В восемнадцатом веке начали выращивать картофель. Без внимания не осталось виноделие, выращивание садовых деревьев и различных овощей. Обрабатывались лён и конопля. Отдельное внимание можно отвести прекрасной и уникальной вышивке, кружевам, произведениям Также мадьяры отлично управлялись с кожей. Современные венгры уважают свои традиции и стараются сберечь древние обычаи.

В каких условиях они жили?

Сёла венгров были довольно большими, также они селились на хуторах (по большей части в восточной части Венгрии). Сегодня подавляющая часть населения государства - это горожане. Из средневековья до наших дней сохранились такие города, как Печ, Буда, Дьёр и прочие.

Помимо этого, сформировались населенные пункты, кардинально отличающиеся от классического представления о мегаполисах. В прошлом их населяли крестьяне, так что отсюда и название - города сельскохозяйственного типа. Сегодня разница между двумя видами городов чувствуется не так сильно.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта