Главная » Маринование грибов » Экспресс курс подготовки к егэ по физике. Экспресс подготовка к сдаче егэ по физике

Экспресс курс подготовки к егэ по физике. Экспресс подготовка к сдаче егэ по физике

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.

Наталья Ивановна Яковкина
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
XIX век

ОТ АВТОРА

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: "Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой".

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Историко-культурный материал эпохи огромен. В настоящем издании изложение ограничено представлявшими наибольшее значение аспектами культурного развития - просвещением, литературой, изобразительным искусством и театром.

Данная книга возникла на основе лекций по истории отечественной культуры XIX века, читанных на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.

И в первую очередь она обращена к молодым читателям, для которых знание и понимание историко-культурного процесса не только познавательно, но интеллектуально обоснованно, так как именно в эту эпоху, кроме создания замечательных произведений искусства, были заложены основы современных этико-эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской интеллигентности.

Работа носит не искусствоведческий, а исторический характер. Соответственно, значительное внимание уделяется вопросам просвещения и распространения знаний, деятельности различных типов учебных заведений, библиотек и т. п. Освещение художественного процесса дается в контексте социокультурной обстановки того времени.

ПРЕДИСЛОВИЕ

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно невелико. Это относится прежде всего к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры - XIX веку. Если по истории культуры X–XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является "сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания" . В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой - обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению. Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе "петербургского" материала, ибо начиная с Петра I Петербург стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, "имеет необъятно великое значение для России".

Декан исторического факультета СПбГУ доктор исторических наук,

профессор И. Я. ФРОЯНОВ

Часть первая
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику.

Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть до 1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными "Жалованной грамотой". Важнейшим было исключительное право владеть "населенными землями", то есть землей с крепостными крестьянами. Торжественно утверждены были также права дворян на освобождение от обязательной службы и от личных податей, от постоя в помещичьей усадьбе, от телесного наказания, которое "да не коснется благородного". Грамота дозволяла дворянам заводить фабрики, предоставляла ряд привилегий экономического характера - по откупам, подрядам, поставкам. Тогда же была создана корпоративная организация дворянства - выборные дворянские уездные и губернские собрания с предводителями дворянства и чиновниками.

Естественно, что благодаря этим преимуществам дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако несмотря на привилегированность своего положения в первой половине XIX века дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям. "Дворянство - не замкнутая каста, - писал Герцен, - напротив, непрерывно вбирая в себя все, что покидает демократическую почву, оно обновляется благодаря своей основе. Солдат, получивший офицерский чин, становится потомственным дворянином. Приказный, писарь, прослуживший несколько лет, становится личным дворянином, если его повысят в чине, он приобретает потомственное дворянство. Сын крестьянина, освобожденный общиной или помещиком после окончания гимназии, делается дворянином".

Обращенность к моральной проблематике, обостренная этическая рефлексия — то, что можно назвать нравственным содержанием русской культуры, — складывались как результат повседневных культурных практик, обусловленных влиянием православной нравоучительной традиции, и не являлись объектом рефлексии вплоть до XVII века. На ранних этапах развития древнерусской культуры этика была представлена в нравоучительных текстах, которые носили синкретичный характер и определялись характером восточнохристианской традиции. Первые представления об этике как определенном знании, науке «ифике», были связаны на Руси с именем Аристотеля, который воспринимался прежде всего как «философ нравоучительны». Его имя встречается в «Изборниках», «Пчеле», ему приписывались нравоучительные высказывания, афористические суждения, вошедшие в обиход народного сознания назидательные поговорки и пословицы . В XVI веке упоминания об Аристотеле встречаем у Андрея Курбского, который пишет о своем знакомстве с текстами аристотелевских сочинений: «Прочитах, рас-смотрях физические и обучахся и навыкохеттических» ; Федор Карпов в известном Послании митрополиту Даниилу упоминает Аристотеля и приводит цитату из Десятой книги «Никомаховой этики», называя его «философ нравоучительны», а трактат Аристотеля — «Нравом» .

Однако возникновение дисциплинарного пространства этики относится только ко второй половине XVII века и связано, с одной стороны, с освоением латинского наследия, влиянием европейской мысли, а с другой — с социально-политическими установками государства на европеизацию России. Процесс становления этики как науки и образовательной дисциплины определялся в истории русской культуры не столько логикой развития самой науки, сколько социально-политическими запросами, культурными и идеологическими векторами. Являясь во многом результатом синтеза древнерусского духовного наследия и традиций западнорусского и европейского философствования, этика как научная дисциплина начала формироваться в курсах профессоров Киево-Могилянской академии , хотя в целом говорить о представленности этики в русской культуре на рубеже XVII—XVIII веков достаточно трудно. Терминологически этическая рефлексия закрепляется в русском языке лишь к концу XVIII века: так, термин «нравственность» был зафиксирован в «Словаре Российской Академии» в 1789 году, а термин «мораль» (от латинского «mos», «moralis») хотя и встречается в латинских текстах XVII века, но входит в язык только в XVIII столетии (достаточно вспомнить небольшую заметку А.П. Сумарокова «О слове Мораль» 1787 года).

Итак, несмотря на укорененность морали в культуре и повседневных практиках, мы можем отметить, что ее институционализация, а вместе с ней рационализация происходили сравнительно поздно. Однако здесь нас интересует именно процесс формирования этики как научной дисциплины; анализ культурных факторов и идеологических влияний позволяет определить вектор этической рефлексии, выявить те изменения культурной среды, которые обусловили включенность этики в русскую культуру в этом новом качестве. Мы можем отметить фактическое удвоение объектов: с одной стороны — этика как дисциплина в ее дисциплинарной специфике и предметности, с другой — формирующаяся в обществе на уровне общественного сознания моральная рефлексия. Описанная культурная саморефлексия в отношении укорененных в российской повседневности элементов нравственной жизни привела к фактическому появлению другой этики, которая не исчезла с появлением этики как науки. Произошедшее отделение, а фактически, в тер минах Карла Маркса, «отчуждение» содержания привело к тому, что отчужденный элемент культуры стал объектом идеологического воздействия, манипулирования как со стороны власти, так и со стороны интеллектуалов, занимающихся разработкой этики как науки. Таким образом, идеологическое влияние определяло судьбу этики как науки и учебной дисциплины. Подобные трансформации этики хорошо иллюстрируют процессы актуализации и деактуализации элементов культуры . Особо оговоримся, что для полноты передачи особенностей дискурса описываемого периода намеренно используются замечания и интерпретации сочинений современников.

2. НРАВСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЭТИКА: АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Начало XVIII века в истории России было ознаменовано реформами и преобразованиями Петра I, затрагивавшими все сферы общественной жизни и культуры. В этот период в России возобладал крайне утилитарный государственный взгляд на науку и образование, которое понималось в смысле выучки какому-то конкретному занятию, годному в узкопрактическом, прагматически-утилитарном отношении. Одной из главных целей и задач образования представлялось овладение профессиональными навыками, приготовление к определенным занятиям, прежде всего к государственной службе (военной и гражданской). Общее образование, необходимое для нравственного развития общества (в том числе и этика как наука и дисциплина), в разряд государственных задач не входило. В реформаторской деятельности правительство заботилось об основании и поддержании преимущественно специальных школ, а школьное образование понималось как выучка определенному занятию, овладение ремеслом, профессией. Это приводило даже к определенному пренебрежению общим образованием.

Петр желал видеть плоды образования немедленно и в исключительно ремесленной, профессиональной форме . Так, в одном из обстоятельных исследований М. Владимирского-Буданова дается общая характеристика понимания образовательных задач в Петровскую эпоху:

Проблеск сознания о том, что государство должно заботиться о народном образовании, независимо от непосредственного приложения его к государственной службе, проблеск, отмеченный нами в конце XVII в., погас. Крайнее развитие полицейского характера государства, характеризующее новый век, когда государство становит себя источником и целию всякой человеческой деятельности, вовсе не благоприятствовало развитию и укреплению высказанного принципа. Государство не призвано служить интересам личности человека, а вся личность, со всею совокупностью моральных сил, есть покорный слуга государства. Уже с самого первого года XVIII века русское законодательство начинает высказывать, что оно не признает никакой другой цели в образовании, кроме значения его пригодности для той или другой профессии. <…> Государство заботится о том, чтобы военная, гражданская и духовная служба отправлялись наилучшим образом. Все, что мы называем узаконениями об образовании, в точном смысле составляет узаконения о государственной службе. Понятия службы и образования смешиваются .

На первый план выступает не образование в собственном смысле этого слова, а некая «выучка», цель образования воспринимается как исключительно внешняя — «добывание хлеба и выслуга». «То, что может указать человеку в его профессии высшую общечеловеческую цель, повести его при исполнении профессии далее “добычи”, дается не профессиональным образованием, а общим» .

Таким образом, идеология российского государства, отличавшаяся утилитарной и прагматической направленностью, не включала в образовательные проекты нравственные дисциплины. Тем не менее петровские преобразования, оказавшие влияние на процесс секуляризации русской культуры, сказались на разграничении предметных сфер этики и нравственного богословия. Это разграничение было предпринято ближайшим сподвижником Петра, церковным реформатором Феофаном Прокоповичем. В богословии Прокопович «отделил богословие догматическое от нравственного, специализировав и то и другое и точнее определив их задачи», тем самым «утратив путаницу в преподавании того и другого» . Предмет нравственного богословия, по Феофану Прокоповичу, — «добрые дела, обозначаемые в Писании именем любви. Любовь двоякая: к Богу и ближним, поэтому нравственное богословие рассуждает 1) о религии, как выражении любви к Богу, 2) о справедливости, которая состоит в любви к ближнему». Этику Прокопович трактует как самостоятельную науку, разделяя, разграничивая этику и нравственное богословие, определяя предмет этической науки и нравственного богословия . Предметное выделение нравственного богословия, разделение его с этикой позволило этим направлениям этической рефлексии сформироваться дисциплинарно самостоятельно и определило два сценария развития этической мысли в России: в рамках религиозного сознания и образования — как нравственное богословие (теоретический расцвет этой дисциплины приходится на конец XIX века); в университетской, академической традиции — этика как предмет и сфера научного знания.

3. ПРОЦЕСС АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИКИ. ПОСТРОЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ИВОЛЬФИАНСТВО

Уже со второй половины XVIII века исключительно утилитарный подход к образованию и науке сменяется просветительским. Меняются идеологические установки, личностные идеалы. Этика становится востребованной, поскольку вписывается в просветительскую идеологию гражданственности, отвечает запросам и потребностям общества в просвещении и образовании сограждан, формировании гражданских добродетелей. Вектор образования смещается в сферу гуманитарного знания, формирующего просвещенную личность. Само образование начинает трактоваться как нравственное совершенствование. Под термином «просвещение» русские мыслители понимают определенный уровень образованности и нравственного развития человека и общества, а также употребляют его для обозначения гражданских добродетелей. В рамках просветительской парадигмы этика — или, как ее чаще называют мыслители XVIII века, нравоучительная философия — занимает одну из центральных позиций. Этическая мысль, высвобождаясь из-под влияния богословия, обращается к изучению человека как существа природного и исторического. Этика включается в политико-правовое сознание, что отчетливо обнаруживается в идеологии первого поколения русских просветителей — Я.П. Козельского, С.Е. Десницкого, Д.С. Аничкова, Д.И. Фонвизина, Н.И. Новикова. Обоснование нравоучительной философии занимало важное место в их сочинениях, в традициях просветительского рационализма они подразделяли философию на теоретическую, т.е. «философию в теснейшем смысле», и нравоучительную, или практическую. Философия теоретическая («умозрительная») включала в себя логику и метафизику, философия нравоучительная — юриспруденцию, или философию права, и политику. Русские просветители в своих концепциях стремились к философско-рационалистическому обоснованию морали. Основные моральные понятия должны были, по их мнению, соответствовать как требованиям «натуры человека», так и «истины рассуждениям». Таким образом, в идеологии российского Просвещения мораль рассматривалась в неразрывной связи с политикой и юриспруденцией. Мораль трактовалась как «частная, домашняя политика» (по выражению Мабли), а политика, в свою очередь, интерпретировалась как общественная мораль, что приводило, с одной стороны, к политизации моральной теории, с другой — к морализации самой политики.

Основой построения этических концепций русских просветителей была теория естественного права и общественного договора. В соответствии с этой теорией основой нравственности просветители признавали естественные побуждения «человеческой природы». Человек есть часть природы. Естественными правами человека являются свобода, природное равенство и т.д. Однако только общественное состояние, по мысли просветителей, дает человеку наивысшие законы и принципы, согласующиеся с его природой, при условии, что развитию истинной нравственности предшествуют и способствуют справедливое, рационально обоснованное законодательство и справедливые фор -мы государственного правления. Там, где истина, там добродетель. На принципах разума должна быть основана и религия, в противном случае она становится источником пороков и заблуждений.

Таким образом, нравоучительная философия встраивается в рациональный проект российского Просвещения и является едва ли не центральным его звеном. В этот период этическая мысль, с одной стороны, была представлена в философско-публицистических текстах на страницах просветительских журналов, формировавших общественное мнение, в художественных, исторических, правоведческих сочинениях, с другой — оформлялась в университетскую дисциплину в рамках школьной традиции. Такой школьной традицией для России XVIII века выступает немецкая философская мысль. Уже к началу XVIII века, в эпоху петровских преобразований, научная мысль и проекты институционализации науки и образования ориентировались прежде всего на немецкую модель. В рамках этой культурной традиции во второй половине XVIII века и в первые десятилетия XIX столетия этика как дисциплина складывается преимущественно под влиянием немецкой философской мысли, что сказывается на характере построения курсов, издании переводных учебников для университетов и гимназий. Этика была встроена в общую философскую систему, ориентировавшуюся на вольфианскую концепцию.

В соответствии с вольфианской системой философия разделялась на «рациональную, целью которой было научить управлять действиями ума; моральную, имевшую целью определить действия воли или нравы, и натуральную, или естественную, имеющую задачею исследовать все, что есть в природе» .

Натуральная философия разделялась на физику, математику и метафизику (именовавшуюся также естественным богословием), рациональная включала диалектику и логику. Моральная философия изучала принципы и свойства человеческих действий с целью определить понятие высшего блага как конечной цели человеческого существования и основные добродетели, необходимые для достижения блага.

В русской мысли весьма неоднозначно оценивались влияние Христиана фон Вольфа и его философская система в целом. Архимандрит Гавриил в тру -де по истории философии так характеризовал нравственную систему немецкого философа:

Нравственность, которой он учил, основывалась на следующем главном правиле: делай то, что усовершает тебя и твое состояние. Поелику все то, что делает нас и наше состояние совершеннейшим, называется добром, а все то, что делает нас и наше состояние несовершеннейшим, называется злом: то некоторые из последователей Вольфа выражают его начало следующим образом: делай добро и уклоняйся зла. Но сей закон Вольфа дышет самолюбием, а потому противен природе существа, одаренного разумом, который обязывает нас стараться о усовершенствовании других, иногда даже с ущербом собственного благоденствия .

Вывод архимандрита Гавриила звучал довольно категорично: «Можно сказать, что он (Вольф. — Е. А. ) своею медлительностию и бесполезным разбором логических понятий содействовал к происхождению отвращения к занятиям умозрительным, и в особенности к изысканиям метафизическим» .

Мария Безобразова в работе «Краткий обзор существенных моментов истории философии» рассматривает философию Вольфа как «настоящую школьную философию»: «Философия Вольфа пришлась как раз по вкусу и привилась ко всем немецким университетам. Ученикам Вольфа оставалось только ей учить, развивать же было уже больше нечего» . Вольф, пишет Безобразова, разделяет «теоретическую философию на онтологию, или науку о бытии, космологию — науку о мире, рациональную психологию, имеющую предметом душу, и естественное богословие — Бога. Практическая философия делится по-аристотелевски на этику, экономику и политику» . Однако особую заслугу Вольфа Безобразова видит в том, что он начал писать по-немецки и занимался разработкой философской терминологии. XVIII веку было свойственно пристальное внимание к национальному языку, разработке понятийно-терминологического аппарата философского знания. Русская мысль, пройдя выучку немецкой школы философствования, стремилась к терминологическому построению философской мысли на российской основе, структурированию и логическому построению знания, формированию русского философского языка.

Система Вольфа оказала влияние на систематизацию философского знания, включение этики в метафизический контекст, способствовала структурированию и дисциплинарному оформлению ее, вызвала интерес русских философов XVIII века к терминологическому аппарату философии. Однако уже к началу XIX века вольфианство перестает удовлетворять духовным запросам и потребностям общества, о чем пишет в своих записках в те годы студент, а впоследствии профессор Санкт-Петербургского университета А.И. Никитенко:

С двадцатых годов вообще в литературе нашей и молодом учащемся поколении возбудилось вдруг стремление к философской мыслительности <...> не одним случайно попавшим в среду нашу идеям надобно приписать это новое настроение мыслей: преимущественно оно было следствием нового духа, возникшего в преподавании философии в школах. <…> На кафедре философской начали появляться лица, которых не могла уже удовлетворить одна систематика и Вольфианский формализм, лица, не только хорошо знакомые с новым движением и требованиями науки в Германии, но и способные самостоятельно их обсуживать .

Можно предположить, что переход от вольфианской системы к философии Иммануила Канта свидетельствовал о возрастающих философских запросах русского общества, когда вольфианство начинает восприниматься как пройденная школьная традиция. Моральная философия Канта во многом способствовала предметному построению теоретической этики в России, анализу и критическому рассмотрению идеи автономии морали.

Уже с конца XVIII века для преподавания философии в Россию приглашаются немецкие профессора. В 1795—1797 годах нравственную философию в кантовском духе в Московском университете читал воспитанник Тюбингенского университета профессор И.М. Шаден. Как отмечал С.П. Шевырев, Шаден перенес в Россию господствующую в те годы философию Вольфа, но, «воспитавшись на философии Вольфа, Шаден не остановился на ней и следил за ее развитием до Канта» . С 1803 года в Московском университете работали гёттингенский профессор И. Буле, а также Ф.Х. Рейнгард. Последний опубликовал несколько сочинений, построенных на кантианских идеях .

В Харьковском университете в начале XIX века с идеями Канта знакомили профессора И. Шад и Л.-Г. Якоб. Как Шад, так и Якоб были авторами учебников по философии. Учебные руководства Якоба по логике, метафизике, естественному праву, практической философии были приняты не только в Германии, но и за ее пределами. Так, для российских гимназий он специально написал учебник, который был переведен на русский язык Н.И. Бутырским . В это же время моральная философия Канта вызвала дискуссию в русской университетской среде. Анализу проблемы обоснования морали были посвящены лекции профессоров Казанского университета. В 1817 году профессор Иосиф Срезневский выступил с «Рассуждением о разных системах нравоучения, сравненных по их началам». В нем, обращаясь к «Кантовой Критике практического ума», Срезневский выделяет семь систем «нравоучения», в том числе и «учение системы, основанной на понятии нравственного закона». Срезневский соглашается с этой системой: «Итак, идея нравственного закона современна разуму и тем более в оном раскрывается, чем более он сам образуется и просвещается», — но тем не менее критикует кантовскую систему за то, что Кант «слишком большое различие полагает между теоретическим и практическим разумом, который в самом деле есть один и тот же» . Проблема автономии морали является предметом обсуждения профессора теоретической и практической философии Казанского университета А. Лубкина. В «Рассуждении о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии» Лубкин выдвигает ряд аргументов против идеи автономии морали, утверждая необходимость основывать мораль на религии, а не выводить религию из морали .

Таким образом, практическая философия Канта уже в первые десятилетия XIX века становится объектом внимания и обсуждения в университетской среде. Однако она не только породила теоретическую дискуссию среди университетской профессуры по проблемам теоретической этики, но и во многом явилась причиной закрытия философских кафедр и увольнения профессоров.

Пристальный интерес к содержанию преподавания философских дисциплин, в первую очередь нравоучительных, был вызван усилением идеологического давления на учебные заведения, отступлением от либеральных реформ первых лет правления Александра I. Целью образования объявлялось достижение «согласия между верою, ведением и властью, или, другими выражениями, между христианским благочестием, просвещением умов и существованием гражданским» . Все преобразования должны были сводиться к одной цели — изгнанию опасного духа философского вольномыслия и установлению согласия между «верою, ведением и властью». Немецкие профессора вынуждены были вернуться в Германию, поскольку в их лекциях усмотрели дух вольномыслия. Так, попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий, выступая против кантианских взглядов профессора Якоба, с возмущением писал: «Студенты не знают заповедей, а научась в классе философии, что есть какой-то нравственный закон по системе Якоба, руководствуются сим законом, без всякого надзора…» В соответствии с Уставом, разработанным для Казанского университета Магницким, дирекция лично должна была следить за «нравственным образованием воспитанников», а целью образования было объявлено воспитание «верных сынов православной церкви, верных государю, добрых и полезных граждан отечеству» .

Выпускники Гёттингенского университета, преподаватели Петербургского университета А.И. Галич и А.П. Куницын были отстранены от преподавания естественного права и философских наук. По поручению попечителя Петербургского учебного округа Д.П. Рунича у студентов Отделения философских и исторических наук были изъяты конспекты: в них усмотрели преступление против религии, власти и народа. Рунич писал в дневнике:

Русский народ еще не вышел из детства. С ним еще нельзя говорить о свободе. Быть может, его толкали слишком насильственно на путь цивилизации. Люди не спаржа, а народное просвещение не теплица, но оно бывает опасною миною, которая может взорвать на воздух целое здание. В русских университетах, лицеях и высших заведениях и в частных домах проповедовались все пагубные теории современной философии. Немецкие системы естественного права, принятые русскими и иностранными профессорами, представляли нечто чудовищное и объявляли открыто войну всем нравственным принципам. Учение Шеллинга и вся немецкая философия и история, которые преподавались с кафедр, <…> дерзко подрывали основы Священного Писания <…>, Божественное право и монархический принцип одинаково отвергались и опровергались. Провозглашение нравов, которые проповедовал Марат, не могло бы принести более вреда .

Таким образом, преподавание естественного права, философских дисциплин, в том числе этики / нравоучительной философии, было прекращено. Дирекции учебных заведений, попечители учебных округов взяли на себя задачи нравственного воспитания. Теоретическое освоение этики, развитие ее как науки и академической дисциплины прекратилось.

Этот процесс «вытеснения» этики из академической среды имел во многом неожиданные последствия для русской культуры. К середине XIX века этическая мысль, лишенная кафедральной, университетской формы выражения, проявляется в литературно-философских текстах, русской публицистике, которые задают ей социально-политическую направленность, а также во взглядах ученых-естествоиспытателей, приобретая позитивистские ориентации. Поскольку этическая рефлексия в культуре является ее неотъемлемой составляющей, то, будучи лишенной академической кафедры, она находит иные способы своего выражения и конституирования. Вне академической, университетской среды русская мысль формирует особое этическое культурное пространство в художественной литературе, критике и публицистике, мировоззренческом дискурсе ученых-естествоиспытателей. Результатом «вытеснения» академической этики явилось формирование особого «дисциплинарного пространства» этического в русской культуре и этического языка художественного текста. Это позволяет говорить об особых формах этической рефлексии в русской культуре XIX века. В то же время можно наблюдать феномен морализаторства и ужесточения моральной нормативности, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. «Вытеснение» этики из университетской науки способствовало формированию особого «панморализма» русской мысли и русской культуры в целом.

Возвращение этики в университеты было связано с реформами Александра II, принятием нового университетского устава в 1863 году. В учебные программы были включены такие предметы, как история философии, логика и психология, а также гносеология, этика, эстетика и другие философские дисциплины. С семидесятых годов XIX века начинается новый этап в развитии этической мысли в России — и как расцвет теоретической этики в качестве университетской науки, и в целом как моральное самосознание общества, нашедшее выражение в философическом характере художественных текстов и в широких журнальных дискуссиях.

Издание адресовано выпускникам средней школы для подготовки к единому государственному экзамену по физике.
Пособие имеет уникальную структуру, предназначенную для экспресс-подготовки к ЕГЭ по физике. Весь материал разделен на 100 занятий, на каждое занятие отводится один день. Таким образом, всего за 100 дней ученик сможет успешно подготовиться к экзамену. Книга содержит тестовые задания в форме ЕГЭ (части А, В и С), а также подробные ответы и комментарии ко всем заданиям. На полях приводится краткая справочная информация.
Издание окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.

Пример.
Первоначальное удлинение пружины равно l. Как изменится потенциальная энергия пружины, если ее удлинение станет вдвое больше?
1) увеличится в 2 раза
2) увеличится в 4 раза
3) уменьшится в 2 раза
4) уменьшится в 4 раза

Одинаковые бруски, связанные нитью, движутся под действием внешней силы F по гладкой горизонтальной поверхности (см. рисунок).
Как изменится сила натяжения нити Т если третий брусок переложить с первого на второй?
1) уменьшится в 1,5 раза
2) уменьшится в 2 раза
3) увеличится в 2 раза
4) увеличится в 3 раза

В результате нагревания неона абсолютная температуря газа увеличилась в 4 раза. Средняя кинетическая энергия теплового движения его молекул при этом
1) увеличилась в 4 раза
2) увеличилась в 2 раза
3) уменьшилась в 4 раза
4) не изменилась

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ № 1 5
ДЕНЬ 1 35
МЕХАНИКА
1.1. Кинематика
1.1.1. Относительность механического движения, равномерное и неравномерное движение, скорость
ДЕНЬ 2 37
1.1.2. Ускорение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения
ДЕНЬ З 39
1.1.3. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Свободное падение
ДЕНЬ 4 11
1.1.4. Движение в поле тяжести Земли, движение по окружности. Центростремительное ускорение
ДЕНЬ 5 43
1.2. Динамика
1.2.1. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Сила. Принцип суперпозиции сил
ДЕНЬ 6 45
1.2.2. Равнодействующая сила. Взаимодействие. Второй закон Ньютона
ДЕНЬ 7 47
1.2.3. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
ДЕНЬ 8 49
1.2.4. Второй закон Ньютона. Сила трения
ДЕНЬ 9 51
1.2.5. Сила трения
ДЕНЬ 10 53
1.2.5. Сила трения
ДЕНЬ 11 55
1.2.6. Сила упругости. Закон Гука
ДЕНЬ 12 57
1.2.7. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести
ДЕНЬ 13 59
1.3. Статика
1.3.1. Момент силы. Плечо силы
ДЕНЬ 14 61
1.3.2. Условие равновесия твердого тела. Рычаг
ДЕНЬ 15 63
1.3.3. Закон Паскаля. Гидростатическое давление
ДЕНЬ 16 65
1.3.4. Закон Архимеда
ДЕНЬ 17 67
1.4. Законы сохранения в механике
1.4.1. Импульс тела. Импульс силы
ДЕНЬ 18 69

ДЕНЬ 19 71
1.4.2. Закон сохранения импульса
ДЕНЬ 20 73
1.4.3. Работа силы
ДЕНЬ 21 75

ДЕНЬ 22 77
1.4.4. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии
ДЕНЬ 23 79
1.4.5. Потенциальная энергия
ДЕНЬ 24 81
1.1.6. Закон сохранения механической энергии
ДЕНЬ 25 83

ДЕНЬ 26 85
1.4.6. Закон сохранения механической энергии
ДЕНЬ 27 87
1.4.6. Закон сохранения механической энергии
ДЕНЬ 28 89
1.5. Механические колебания и волны
1.5.1. Механические свободные колебания. Период и частота свободных гармонических колебаний
ДЕНЬ 29 91
1.5.2. Колебания математического и пружинного маятников - частота, период колебаний. Скорость и ускорение колеблющейся точки
ДЕНЬ 30 93
1.5.3. Механическая энергия свободных гармонических колебаний
ДЕНЬ 31 95
1.5.4. Вынужденные колебания. Резонанс
ДЕНЬ 32 97
1.5.5. Механические волны. Длина волны и скорость ее распространения. Звук
ДЕНЬ 33 99
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
2.1. Молекулярная физика
2.1.1. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения МКТ и явления, их обосновывающие: броуновское движение, диффузия, растворимость
ДЕНЬ34 101
2.1.2. Основное уравнение МКТ
ДЕНЬ 35 103
2.1.3. Уравнение Менделеева - Клапейрона
ДЕНЬ 36 105
2.1.4. Теория МКТ. Уравнение Менделеева - Клапейрона
ДЕНЬ 37 107
2.1.5. Уравнение Менделеева- Клапейрона. Диффузия
ДЕНЬ 38 109
2.1.6. Изопроцессы. Изотермический процесс
ДЕНЬ 39 111
2.1.7. Изопроцсссы. Изохорический процесс
ДЕНЬ 40 ИЗ
2.1.8. Изонроцессы. Изотермический, изохорный, изобарный. Графики изотермических процессов
ДЕНЬ 41 115
2.1.9. Насыщенные и ненасыщенные пары. Парциальное давление водяное пара. Влажность воздуха
ДЕНЬ 42 117
2.1.10. Насыщенные и ненасыщенные пары. Парциальное давление водяного пара. Влажность воздуха
ДЕНЬ 43 119
2.1.11. Испарение и конденсация. Кипение жидкости
ДЕНЬ 44 121
2.1.12. Плавление и кристаллизация
ДЕНЬ 45 123
2.2. Термодинамика
2.2.1. Внутренняя энергия
ДЕНЬ 46 125
2.2.2. Тенливое равновесие. Теплообмен
ДЕНЬ 47 127
2.2.3. Количество теплоты. Удельная теплоемкость веществ. Уравнение теплового баланса
ДЕНЬ 48 129
2.2.4. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики
ДЕНЬ 49 131
2.2.5. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики
ДЕНЬ 50 133
2.2.6. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики
ДЕНЬ 51 135
2.2.7. КПД тепловой машины. Циклический процесс
ДЕНЬ 52 137
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
З.1. Электрическое поле
3.1.1. Электризация тел. Два вида зарядов. Взаимодействие зарядов. Элементарный электрический заряд
ДЕНЬ 53 139
3.1.2. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона
ДЕНЬ 54 141
3.1.3. Закон Кулона. Независимость электрических полей, создаваемых зарядами
ДЕНЬ 55 143
3.1.4. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Силовые линии поля
ДЕНЬ 56 145
3.1.5. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле
ДЕНЬ 57 147
3.1.6. Потенциальность электрического ноля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряжением и напряженностью поля
ДЕНЬ 58 149
3.1.7. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электрического поля
ДЕНЬ 59 151
3.2. Законы постоянного тока
3.2.1. Постоянный ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление
ДЕНЬ 60 153
3.2.2. Закон Ома для участка цепи
ДЕНЬ 61 155
3.2.3. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цени
ДЕНЬ 62 157
3.2.4. Последовательное соединение проводников. Падение напряжения
ДЕНЬ 63 159
3.2.5. Параллельное и смешанное соединение проводников
ДЕНЬ 64 161
3.2.6. Смешанное соединение проводников. Токи и напряжения в сложных цепях
ДЕНЬ 65 163
3.2.7. Работа тока. Закон Джоуля -Ленда
ДЕНЬ 66 165
3.2.7. Работа тока. Закон Джоуля-Ленца
ДЕНЬ 67 167
3.2.8. Мощность тока
ДЕНЬ 68 169
3.2.9. Носители тока в различных средах
ДЕНЬ 69 171
3.2.10. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников
ДЕНЬ 70 178
3.3. Магнитное поле
3.3.1. Магнитное поле. Взаимодействие токов. Взаимодействие магнитов. Силовые линии магнитного поля. Индукция магнитного поля
ДЕНЬ 71 175
3.3.2. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера
ДЕНЬ 72 177
3.3.3. Действие магнитного поля на движущийся точечный электрический заряд. Сила Лоренца
ДЕНЬ 73 179
3.3.4. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции
ДЕНЬ 74 181
3.4. Электромагнитная индукция
3.4.1. Основной закон электромагнитной индукции
ДЕНЬ 75 183
3.4.2. Явление электромагнитной ИНДУКЦИИ. ЭДС индукции в движущихся проводниках
ДЕНЬ 76 185
3.4.3. Самоиндукция. Индуктивность
ДЕНЬ 77 187
3.4.4. Энергия магнитного поля
ДЕНЬ 78 189
3.5. Электромагнитные колебания и волны
3.5.1. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона
ДЕНЬ 79 191
3.5.2. Вынужденные электромагнитные колебании. Переменный ток. Емкостное и индуктивное сопротивления. Трансформатор
ДЕНЬ 80 193
3.5.3. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны
ДЕНЬ 81 195
3.6. Оптика
3.6.1. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Световой луч. Отражение света
ДЕНЬ 82 197
3.6.2. Отражение света. Плоское зеркало. Преломление света
ДЕНЬ 83 199
3.6.3. Линза. Фокусное расстояние в оптическая сила линзы. Построение изображении в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы
ДЕНЬ 84 201
3.6.4. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Оптические приборы. Глаз
ДЕНЬ 85 203
3.6.6. Интерференция света. Оптическая разность хода. Условия минимумов и максимумов интерференции. Дисперсия света
ДЕНЬ 86 205
3.6.6. Интерференция света: опыт Юнга. Дисперсия света
ДЕНЬ 87 207
3.6.7. Дифракция света. Дифракционная решетка
ДЕНЬ 88 209
3.6.8. Дифракционная решетка
ДЕНЬ 89 211
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
4.1. Корпускулярно-волновой дуализм
4.1.1. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Законы фотоэффекта
ДЕНЬ 90 213
4.1.2. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Работа выхода
ДЕНЬ 91 215
1.1.3. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Максимальная кинетическая энергии фотоэлектронов. Задерживающее напряжение
ДЕНЬ 92 217
4.1.4. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов. Красная граница фотоэффекта
ДЕНЬ 93 219
1.1.5. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Энергия фотона
ДЕНЬ 94 221
1.1.6. Фотон. Импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм
ДЕНЬ 95 223
4.2. Кинематика
1.2.1. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора
ДЕНЬ 96 225
4.2.2. Энергетические уровни атома, линейчатые спектры. Лазер
ДЕНЬ 97 227
4.3. Физика атомного ядра
4.3.1. Нуклонная модель ядра. Энергия связи. Радиоактивность. Радиоактивные превращения
ДЕНЬ 98 229
1.3.2. Закон радиоактивного распада
ДЕНЬ 99 231
1.3.3. Ядерные реакции. Цепная реакция
ДЕНЬ 100 233
4.4.4. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Регистрация продуктов реакции
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ № 2 235.

Если вы готовитесь к поступлению в технический вуз, вам необходима экспресс-подготовка к ЕГЭ по физике. Сдача тестирования требует хороших знаний по данной дисциплине. Легко и эффективно подготовиться к экзамену вам помогут опытные преподаватели, зарегистрированные на Юду.

Исполнители YouDo используют современные подходы и методы обучения, которые способствуют повышению уровня знаний ученика и успешной сдаче выпускных экзаменов.

Как быстро и эффективно подготовиться к тестированию?

Для того чтобы хорошо подготовиться, нужно пройти экспресс-подготовку к ЕГЭ по физике. Специалисты Юду дают не только теоретические знания, но и учат применять законы на практике.

Сотрудничая с опытными педагогами, зарегистрированными на Юду, вы получите много преимуществ:

  • разработка авторских программ
  • решение задач на законы
  • применение действенных методик
  • подбор материалов для обучения
  • повышение знаний ученика
  • разбор экзаменационных билетов и терминов (магнитное поле, гамма-излучение, длина волны и пр.)

Самостоятельная подготовка к экзамену может не принести ожидаемых результатов, поэтому лучше довериться опытному репетитору, который даст ученику больше знаний.

Стоимость услуг специалистов

У специалистов Юду вы можете заказать недорогую экспресс-подготовку к ЕГЭ по физике. Репетиторы готовят программу и задают домашние задания с учетом способностей школьника. Благодаря этому исполнителям удается более эффективно распределять учебное время.

Стоимость услуг педагогов, зарегистрированных на Юду, устанавливается в зависимости от таких факторов:

  • место проведения занятий
  • продолжительность урока
  • уровень знаний школьника
  • сложность программы

Заказать недорогие услуги исполнителя вы можете на сайте Юду круглосуточно.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта