Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.
Фактрум рассказывает о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.
Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», - произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.
Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.
Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.
Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.
Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.
Публика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.
Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он.
35 лет назад, 10 июня 1982 г. ушла из жизни женщина, чье имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали
, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала
никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.
Художник до конца дней любил свою музу, хотя на публике часто появлялся с другими женщинами: .
17 выбрали
Она с самого первого дня была для него вдохновением... А также мотором и умелым "продюсером". И ей посчастливилось не стать вдовой своего гениального мужа - он скончался спустя семь лет после ее кончины - 23 января 1989 года...
Он увидел в ней свой детский образ своей Прекрасной Идеальной Дамы и фактически считал ее своим двойником...
Они создали удивительный творческий союз, который подарил миру настоящую легенду о гении и его музе...
Она...
О месте рождения Елены Ивановны Делувиновой-Дьяконовой достоверно известно лишь то, что ее бабушка жила в Тобольске. Принято считать, что сама Елена родилась в Казани, однако последние исследования дали все основания считать, что "казанский" вариант не имеет под собой ничего общего - ни в год ее рождения, ни в год рождения ее сестры никаких отметок в официальных административных органах города найдено не было. Равно как не было найдено никакой информации о том, что семья Дьяконовых вообще имела какое-либо отношение к дому, в котором якобы родилась будущая Гала. Более того архивные и краеведческие изыскания показали, что в то время зданием владел совершенно другой человек - И.А. Котелов.
Как бы то ни было, в крови будущей музы текла татарская кровь. И ей абсолютно не нравилось имя, данное ей при рождении, поэтому и мать, и сама девочка представлялась как Гала. Видимо, инициатором этой метаморфозы была мать девочки, потому как в противовес мужу звала дочку Галиной.
Отец Елены скончался, когдa ей было около 11 лет. Мать повторно вышла замуж за адвоката Дмитрия Гомберга, и семья перебралась в Москву. Именно отсюда начинается официальная - задокументированная - летопись жизни будущей Градивы (которая, к слову, взяла отчество отчима).
В Москве Елена училась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко. Там же обучались сестры Цветаевы, но в 1912 году ее отправили в Швейцарию в Давос - лечиться от туберкулеза. Там девушка встретила холодный прием окружающих и дикий восторг молодого парижского поэта Эжена Гренделя. Ему было 17, ей - 18. Она придумала ему новое имя, которое впоследствии украсит обложки его стихотворных сборников: Поль Элюар.
Родные поэта были категорически против русской жены, но Поль давно все для себя решил, и в феврале 1917-го в церкви Святой Женевьевы Гала и Поль обвенчались. Подарком от родителей жениха стала огромная кровать. Гала сумела-таки расположить к себе свекровь, однако со свекром отношения так и остались прохладными.
Через год на свет появилась очаровательная малышка Сессиль.
Отношения между супругами были... гармоничными, но своеобразными. Восторженный поэт продолжал воспевать Гала, закрывая глаза на измены. Гала же, в свою очередь, как могла помогала Полю прославиться: она полностью взяла в свои руки все финансовые дела мужа и, надо отметить, весьма преуспела в этом.
Вращаясь в литературно-богемных кругах, пара не могла упустить возможности познакомиться с экстравагантным испанским художником, о скандальных выходках которого говорил весь Париж. Инициатором встречи был Поль, но он и не предполагал, что сам выступает в роли Судьбы, устраивая Ей встречу с Ним...
Он...
С самого детства он считал себя особенным. Не только потому что всегда акцентировал на том, что он - каталонец, но и потому, что усилиями родителей верил, что он - реинкарнация своего старшего брата, который умер от менингита за год до его появления на свет.
Маленький Сальвадор всегда добивался того, чего хотел. Любыми способами. Но чаще капризами и симуляцией. Однажды он устроил истерику на площади перед лавкой со сладостями. Была сиеста - святое время отдыха - однако крики, собравшаяся толпа и прибывшая полиция убедили хозяина лавки открыть магазин и подарить (!) капризному мальчику леденец. В этом был весь Сальвадор - его главной целью было привлечь внимание, выделиться из толпы, подчеркнуть, что он - иной.
Дела со школой не клеились, впрочем, как и отношения с одноклассниками. Но Дали с упорством маньяка продолжал попытки найти контакт с окружающими его детьми: затевал драки на пустом месте, ввязывался в азартные авантюры, устраивал эпатажные выходки, привлекая внимание сверстников. А те платили ему вниманием... и побоями, вовсю эксплуатируя комплексы и фобии будущего гения.
Знакомство Дали с живописью состоялось в 1914 году - он начал обучение в муниципальной художественной школе. Далее последовала Академия Сан-Фернандо, куда молодого эксцентрика приняли, сделав исключение (на вступительном экзамене Дали представил рисyнок меньшего размера, чем требовалось, а когда ему дали шанс исправить работу, принес картину еще меньше). На дворе стоял 1921 год. И тогда же Сальвадор получил очередной удар от жизни - умерла его мать.
Спустя четыре года Академия не выдержала эксцентричного гения молодого художника... и высокомерное отношение к преподавательскому составу. Дали выгнали, и он отправился в Париж, где его ждало знакомство с Пабло Пикассо и эксперименты с новыми веяниями в живописи.
О нем заговорил весь Париж. Он снимал короткометражки, устраивал, как сейчас сказали бы, перформенсы, шокировал общественность. Или, наоборот, иногда уходил в себя и мог долго сидеть и смотреть в пустоту.
Летом 1929 года Дали готовился к приему очередных гостей, среди приглашенных была и молодая пара - поэт Поль Элюар и... Она...
Они...
Когда Дали бросил короткий взгляд в окно на подъехавшую машину, он как раз готовился поразить гостей... новыми духами собственного производства. Ингредиенты парфюма в совокупности являли собой настоящий смрад стойла для коз. Однако, увидев Гала, Дали тут же помчался в душ. Ведь он узрел Ту Самую Даму, которая была изображена на авторучке, подаренной маленькому Сальвадору в далеком детстве: прекрасная дама в пушистой шубке ехала куда-то на санях, а сверху на нее медленно падали хлопья снега. Тогда она его заворожила. И вот теперь мечта стала явью.
Надо ли говорить, что Дали начал вести себя с еще большим сумасбродством (особенно рядом с Гала), так что их первая встреча не была любовью с первого взгляда. Напротив, Гала позже призналась, что увидела в Сальвадоре несносного типа с напомаженными волосами. Однако... Километры и часы совместных прогулок сделали свое дело. Несмотря на узы брака, семья Элюаров не отличалась стабильностью. Гала могла позволить себе закрутить роман, а Поль... Поль был готов на все, ради нее. Ведь она была и его музой. И оставалась ею до самой его смерти.
Гала стала его Богиней, его Музой и единственной женой. Развод с Полем Элюром обоим дался нелегко. Однако Гала проявила своеобразное уважение в память об их союзе - за Дали она вышла замуж только после смерти Поля.
Гала была не только вдохновением Дали. Она полностью перевернула финансовую сторону жизни Сальвадора, убедив его писать более понятные общественности картины, а в период нужды - заниматься разработкой костюмов для кино и театров, а также работать над логотипами брендов.
Она никогда не распространялась, почему оставила безбедную жизнь, официально развелась с Полем (раньше ей не мешал статус замужней дамы, даже когда ее любовники жили в их с Элюаром доме), сделать свекровь опекуном своей дочери, и переехать к порой совершенно неадекватному Дали. Ее дневники исчезли, а сам Сальвадор не задумывался над подобными мелочами.
Под конец жизни Гала перебралась в подаренный ей Сальвадором замок, куда он мог приехать лишь с ее письменного разрешения. Он пережил... точнее сказать, "пересуществовал" ее на семь лет. Позже в одном из дневников он напишет: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо, больше денег... "
Некрасивая русская, гениальный арт-менеджер, отчаянная нимфоманка, расчетливая хищница – так говорили о Гале Дали современники. Многие до сих пор не понимают, как русской девочке удалось покорить Францию и создать одно из главных чудес 20 века – Сальвадора Дали.
В обстоятельствах рождения Елены Дьяконовой не было ни намека на легендарную судьбу. Дочь казанского чиновника, рано погибшего. В 17 лет семья Лены переезжает в Москву, где девушка поступает в гимназию. Она училась вместе с Анастасией Цветаевой, сестрой Марины, которая позже напишет о Дьяконовой так:
В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими.
В 18 лет Елена заболевает обычным для того времени туберкулезом. Семья собирает все сбережения и отправляет девушку в санаторий в Швейцарии.
Там она меняет ненавистное простое имя Елена на Гала с ударением на втором слоге. Именно так она представляется молодому французскому поэту Эжену-Эмилю-Полю Гранделю.
Встреча Галы с Эженом приводит к страстному роману. Сын богатого торговца недвижимостью должен был излечиться в санатории от своих стихов, а вместо этого открыл в себе еще больший поэтический талант. Русская муза придумывает для него новое имя – Поль Элюар, под которым он и прославится.
Вернувшись в Россию, Гала сразу решает, что это ненадолго. Не такую судьбу она себе хочет.
Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями.
С этого момента вся жизнь будет складываться только так, как желает Гала. Весной 1916 года она отправляется в Париж и выходит замуж за Элюара – вопреки протестам его отца. Они планировали вместе умереть, но этот брак продержался 12 лет. За это время на свет появилась дочь, к которой Гала никогда не проявляла особого интереса. Жизнь проходила в шикарных кабаках и на элитных курортах. Оба супруга славились своими эротическими похождениями, а их любовный треугольник с художником Максом Эрнстом был известен всем.
В августе 1929 года Поль с Галой отправляются в испанскую рыбацкую деревню Кадакес в гости к молодому художнику. В этой глуши 35-летняя Гала встречает главную любовь своей жизни – Сальвадора Дали. Нелепый, весь из странностей, при виде ее он от волнения закатился истерическим смехом. Ей не понравились его лакированные волосы и женское колье из фальшивого жемчуга на шелковой рубашке.
Гала сразу увидела в Дали гениальность. Она рассталась с Элюаром, чтобы навсегда связать свою жизнь с Сальвадором.
Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга.
Как всегда, все произошло так, как хотела Гала. Многие позже увидели в ее выборе четкий расчет. Эта русская обладала удивительным талантом вдохновлять и при этом железной хваткой и прагматичным умом.
В момент встречи Дали был более, чем на 10 лет моложе Галы и почти не имел отношений с женщинами. Он всегда был абсолютно не приспособлен для жизни – боялся ездить в лифте, заключать договоры, пугал окружающих своими эксцентричными замашками.
Гала расстается с Полем и начинает скромную жизнь с художником в испанской деревушке, где она сама шьет себе наряды и оббегает галереи с работами Дали, ищет богатых спонсоров, продает его картины.
Она постоянно контролировала Дали, заставляла заниматься чем угодно – изготовлением шляпок, рекламой, оформлением витрин магазинов. Приносила художнику новые краски и материалы, уговаривала попробовать их. За этот неуемный пыл ее и прозвали тираном и хищницей.
Так писал об их союзе журналист Фрэнк Уитфорд:
Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны – счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гале удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали.
Энергия Галы, помноженная на гений художника, приносит щедрые плоды. О них все говорят, это самая эпатажная пара, каждое их появление на публике – скандал.
В 1934 году она решает, что им нужно в США. Такой интуиции мог бы позавидовать любой коммерсант. Америка в восторге от сюрреалиста, там пара проводит военные и послевоенные годы. Дали иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, костюмы для балетных и оперных постановок, пишет портреты богатых американцев, сотрудничает с Хичкоком и Диснеем – все под чутким надзором русской музы.
Во Францию Гала и Дали возвращаются еще богаче и известней.
До сих пор нельзя однозначно сказать, узнал бы мир о таланте Дали, не будь с ним рядом «жестокой» Галы. Она заменила художнику мать, которую он рано потерял, семью и весь мир. Без нее он не мог творить, расставаясь даже на день, Дали был не способен рисовать. Вот, что сам гений писал в своем дневнике:
Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: «Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер».
Сестра Галы, Лидия, писала, что никогда не видела более трепетного отношения женщины к мужчине:
Гала возится с Дали, как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя – Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай бог, с ним сделается припадок.
Неизвестно, что Гала любила больше – деньги или Дали. Под конец жизни она стала очень мелочной, считала каждый доллар, а после ее смерти под кроватью нашли чемодан с деньгами. Для Сальвадора она всегда была божеством, без которого его не существовало.
То, что Гала некрасива, признавали все, кроме Дали. Однако мужчины будто впадали в транс от ее природного магнетизма. На ее прекрасной точеной фигуре идеально сидели костюмы от Шанель. Шикарно одетая, она входила в салон с колодой карт и начинала предсказывать людям будущее.
После возвращения из США слава Галы и Дали становится мировой. Казалось бы, жизнь только начинается, но Гала стареет. В 70 лет она красит волосы, надевает парик и думает о пластической операции. Однако, что удивительно, сексуальное желание в ней с каждым годом только росло. Она всегда была невероятно любвеобильной, преследовала всех натурщиков Дали, многих из них соблазняла. Окружала себя молодыми мальчиками, устраивала оргии, одаривала любовников деньгами и безумно дорогими подарками.
Дали тоже заводит романы, но его любовью всегда остается только Гала. На 74-летие она получает от художника в подарок средневековый замок Пуболь. Посещать его Дали мог только с письменного разрешения Галы.
После ее смерти в 88 лет Дали проживет лишь еще семь – за это время он только раз возьмется за кисть и почти окончательно потеряет разум. Гала останется жить в его бесчисленных картинах: «Первый портрет Галы», «Галарина», «Просто портрет Галы», «Рука Дали стягивает золотое руно, чтобы показать Гале далеко впереди за солнцем обнаженную Аврору», «Портрет Галы с двумя бараньими отбивными на плече», «Три лица Галы на скалах», «Дали со спины, пишущий Галу со спины», «Гала и „Вечерняя молитва“ Милле перед неминуемым пришествием конических анаморфозов», «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна», «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры», «Портрет Галы с носорогическими признаками», «Дневной сон Галы», «Три славные загадки Галы», наконец «Христос Гала».