Главная » Маринование грибов » От чего может быть радость. Эмоция Радость с точки зрения модели НЛП

От чего может быть радость. Эмоция Радость с точки зрения модели НЛП

Учитель, здравствуй. Рада тебя видеть. Могу я задать вопросы, которые у нас назрели?

Ответ: Да, слушаю вас.

Вопрос: У нас возник вопрос о радости? Что это такое? Мы говорим, что радость - это эмоция, согласно классификации психологов. Гнев-Страх-Грусть-Радость. Эмоция - это внутреннее возбуждение, связанное с обвинением из-за страха за себя, и тогда непонятно почему радость также считается эмоцией. Когда учитель говорит о радости, что он имеет в виду? Как отличить радость от других состояний - веселья, например. Возможно, радость сродни страсти, которую можно назвать внутренним огнем, мощной энергией, внутренним топливом? Восторгом, стремлением, страстным желанием?

Ответ: Да, хороший вопрос.

Мир состоит из энергий, математически выверенных. Каждому чувству, эмоции свое место в этом мире.

Радость в этом понимании - это эмоция. Но что такое эмоция? Это отклик эмоционального тела на внешние события или внутренние. Необязательно негативный отклик. То есть Радость - это эмоция, когда внутри все откликается на то желание или намерение, которые соответствуют твоей душе. Если происходит сложение твоего желания и того, что произошло, возникает Радость. Например, рождение ребёнка, успех на работе, интересная и долгожданная встреча и так далее.

Эта эмоция возникает и держится недолго, так как мир суров и обязательно подкинет что-нибудь в противовес негативное. Но воспоминание об этом событии также вызывает радость.

Таким образом, договорились - это эмоция. Но это только одно определение радости. Такую радость знают все без исключения люди. Но есть и другое понятие радости.

Когда человек растёт духовно, мир для него открывается многими красками. Страдания и гнев уходят, а радость остаётся.

Вопрос: Почему остаётся? Технологии не пойму .

Ответ: Может вам кажется, что человек в 4 измерении не испытывает эмоций? Это не так. Только этому измерению соответствуют высокие вибрации, а радость - это как раз эмоция высоких вибраций. Но как и любовь она может проникать и на уровни низких вибраций. Иначе как бы человек мог увидеть свет в конце тоннеля, если бы он всегда был в гуще страданий.

Вопрос: Получается, что Радость - это эмоция в ответ на то, что совпадают желания души с происходящими событиями?

Ответ: Да, и чем больше они совпадают, тем больше радости в жизни. И если человек нашёл свой путь (путь своей души) - радость становится постоянной. Поэтому и называют Радость путеводной звездой твоих событий в жизни. Если дело, событие приносит радость, делай его. Это твой путь.

Вопрос: В одном из ченнелингов нам дали описание, что можно достичь постоянного состояния радости в жизни?

Ответ: Да, конечно, постоянно повышая вибрации.

Вопрос: В одном из комментариев на этот ченнелинг написали, что радость - это удовольствие, и нельзя ориентировать людей на удовольствие. Как ты это понимаешь?

Ответ: Определение Радости мы дали. А что такое удовольствие? Удовольствие - это ощущение удовлетворения для своего тела и его органов чувств. Например, вкусная еда - для тела, для желудка, хорошая музыка - для слуха, красота - для глаз, массаж- для кожи, мышц, тела и так далее. Не эмоциональное чувство, а на физическом уровне. Поэтому Радость - это, конечно, удовольствие, так как все органы, а особенно нервные клетки находятся в нирване. Поэтому тут не о чем спорить. Радость - это эмоция, а удовольствие - это ощущение тела и его клеток.

Вопрос: Объясни, пожалуйста, тогда веселье, восторг - что это?

Ответ: Всё это проявления радости в мире. В виде веселья - когда все смеются. Восторг - это высшее проявление радости, но здесь ещё примешиваются чувства красоты, благодарности и так далее. В чувстве радости замешиваются различные оттенки восприятия мира в зависимости от ситуации и человека. Как слух может быть музыкальным и немузыкальным. Так и здесь - только тысячи оттенков.

Вопрос: А тогда про Любовь расскажи. Это что такое?

Ответ: Смотря что вы называете любовью? Давайте сейчас поговорим о духовном смысле этого слова.

Любовью в духовном плане называют ту энергию, в которой мы все живём. Это энергия жизни. Чем больше этой энергии, тем больше любви в человеке. Любовь есть на разных вибрациях, и у любви есть разные проявления: через человека, через природу. Из этой энергии мы строим свою жизнь. Она пропитывает каждую клеточку тела. Можете её назвать энергией Бога, Абсолюта, Духа. Любовь создала мир. Чем выше ты поднимаешься по уровням этой энергии, тем больше ты любишь себя, весь мир и сама можешь его творить. Зная законы этой энергии, ты сможешь творить свою жизнь.

Спасибо, Учитель. Всё очень понятно. Заканчиваю канал.

Пояснение: .Вопросы психологического характера задаёт моя подруга, лайф коуч. Ответы даёт Учитель из Учительской системы.

Дорогие друзья! Мы переехали в Телеграм.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства?

Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции:

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека:

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство, можно узнать из таблицы.

Страх Грусть Злость Радость
Беспокойство
Встревоженность
Замешательство
Паника
Ужас
Додумывание
Дискомфорт
Замешательство
Замкнутость
Задетость
Испуг
Нервозность
Недоверие
Неопределенность
Неуверенность
Настороженность
Отверженность
Опасение
Осторожность
Сдержанность
Смущение
Стеснительность
Суетливость
Тревога
Трусливость
Сомнение
Шок
Апатия
Безразличие
Беспомощность
Депрессия
Отчаяние
Вина
Затруднение
Изнурение
Истощенность
Меланхолия
Мрачность
Неудобство
Никчемность
Обида
Озабоченность
Отвергнутость
Опустошенность
Одиночество
Печаль
Пассивность
Подавленность
Пессимизм
Потерянность
Разбитость
Расстроенность
Стыд
Сломленность
Скука
Тоска
Усталость
Угнетенность
Угрюмость
Хмурость
Агрессия
Брезгливость
Ярость
Бешенство
Гнев
Досада
Жестокость
Зависть
Мстительность
Недовольство
Ненависть
Нетерпимость
Омерзение
Неудовлетворение
Осуждение
Отвращение
Безумие
Оскорбление
Презрение
Привередливость
Пренебрежительность
Раздражение
Ревность
Резкость
Сердитость
Циничность
Досада
Язвительность
Блаженство
Бодрость
Возбужденность
Восторг
Достоинство
Доверие
Удовольствие
Интерес
Любопытство
Миролюбивость
Непосредственность
Облегчение
Оживление
Оптимизм
Энергичность
Польщенность
Покой
Счастье
Умиротворение
Уверенность
Удовлетворение
Упоение
Любовь
Нежность
Сочувствие
Удача
Эйфория
Экстаз

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Экстаз - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.

Энтузиазм - эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность. Очень ресурсное состояние, которое может быстро угаснуть.

Я

Ярость - сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева. Активное противостояние тому, что считаем злом, желание сражаться, биться за свою идею, права, свободу, независимость или другие ценности. Человек, находящийся в состоянии Ярости, практически не контролирует свои действия в конфликте.

В психологии существуют различные классификации эмоций, но в чем бы не заключались отличия между ними, есть эмоции, которые выделяют все исследователи, причисляя их к базовым. Это гнев, радость, страх, удивление и др. Это - своего рода «цвета спектра», при смешивании которых в различных пропорциях образуются все другие оттенки. Мы подробно рассмотрим две из них - гнев и радость.

Гнев

Основной причиной гнева является фрустрация (лат. frustratio - «обман, расстройство, крушение планов») - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникшими на пути к достижению цели. Основной особенностью фрустрирующей ситуации является то, что она неподвластна нашему контролю. Обстоятельства непреодолимой силы, разрушившие наши надежды, лишившие нас возможности удовлетворить свою потребность, могут быть как реальными, так и воображаемыми, но чувства, которые мы испытываем, одинаково реальны и в том и в другом случае.

Младенец, не получивший необходимой ему материнской ласки, подросток, лишенный одобрения со стороны значимых для него сверстников, менеджер, рассчитывавший на повышение, но в последний момент обойденный более ретивым коллегой, - все они испытывают фрустрацию, то есть чувство бессилия, невозможности добиться желаемого. И одной из самых частых эмоциональных реакций в таких ситуациях является гнев.

Ситуации, в которых человек не может достигнуть желаемой цели, возможны самые разные. Могут существовать объективные внешние препятствия; бывают случаи, когда сам человек не обладает какими-то необходимыми свойствами или возможностями для достижения желаемой цели (например, ему очень хочется водить автомобиль, по у пего слабое зрение, плохая координация и очень высокая тревожность); передки и ситуации, когда человек просто не может выбрать среди нескольких целей одну, чтобы направить все усилия на ее достижение. Все такие ситуации являются фрустрирующими, и каждая из них может вызвать эмоцию гнева.

Психолог К. Левин описал три основных типа внутриличностных конфликтов, в основе которых лежит проблема достижения цели, а следствием является фрустрация. В зависимости от типа конфликта фрустрация бывает более или менее сильной.

Конфликт положительных равнозначных возможностей . Самое наглядное (и одно из самых известных) описании этого конфликта дал французский философ Жан Буридан: наверняка вам знакомо выражение «буриданов осел» это несчастное животное обречено на голодную смерть, поскольку при наличии двух одинаковых охапок сена, расположенных на равном расстоянии от него, оно не в силах выбрать, какую из них предпочтительнее съесть.

К сожалению, и для такого высокоразвитого существа, каким является человек, необходимость выбрать лишь одну из одинаково привлекательных целей (при том, что обе одновременно осуществить невозможно), зачастую приводит к фрустрации, хотя (по сравнению с другими конфликтами) и не очень сильной.

Типичный пример такой ситуации - решение, на что израсходовать имеющуюся в вашем распоряжении сумму денег. Вы можете потратить на выбор какое-то время, попереживать из-за того, что у вас нет возможности осуществить все желания сразу, но в конце концов, решившись и получив что-то желаемое, вы все-таки испытаете удовлетворение.

Конфликт равнозначных отрицательных возможностей . В отличие от вышерассмотренной ситуации «буриданова осла», необходимость выбирать меньшее из двух зол чревата весьма сильной фрустрацией. Предположим, начальство на работе ставит вас перед выбором: вы должны взять на себя дополнительные обязанности или вам сократят зарплату. Вас не устраивает ни то, ни другое; помимо выбора из двух зол возможен и третий вариант - бегство, т. е. в данном случае - увольнение. Но что бы вы в итоге ни выбрали, вы будете ощущать бессилие от того, что вас принудили, поставили в безвыходное положение, и одной из самых ярких эмоций наверняка станет гнев, направленный на начальника (а может быть, и на самого себя - если вы склонны именно себя винить за то, что оказались в этой ситуации, не сумев отстоять свои интересы).

Конфликт положительно-отрицательных возможностей . Это наиболее распространенный тип внутреннего конфликта - проблема выбора, возникающая перед каждым из нас ежедневно. В большинстве случаев наши цели имеют и позитивные, и негативные стороны. Если вы согласитесь поработать сверхурочно, то получите хорошую премию - но в ближайшие недели будете сильно уставать и не сможете проводить вечера с семьей. Если возьмете ипотечный кредит — станете счастливым обладателем отдельной квартиры, но при этом в течение многих лет будете ежемесячно выплачивать значительные суммы денег.

Примеры можно приводить бесконечно, поскольку именно из таких вот выборов и состоит вся наша жизнь. Нам приходится взвешивать «за» и «против», даже когда мы выбираем утром одежду или заходим в супермаркет. Но если ежедневные бытовые решения обычно не вызывают сильных переживаний, то необходимость совершить серьезный выбор, который будет во многом определять ваше ближайшее или отдаленное будущее, может привести к столь же серьезной фрустрации.

Гнев - сильная эмоция, но, хотя это и может показаться парадоксальным, далеко не всегда осознаваемая. В силу того, что в целом гнев является эмоцией неодобряемой, большинство из нас совсем не умеют с ним обращаться: мы с детства приучены подавлять это «нехорошее» чувство и потому с испытываемым нами гневом все время происходят разнообразные превращения. Гнев «маскируется», точнее, мы принимаем его признаки за выражение каких-то других переживаний: думаем, что тревожимся, беспокоимся, стыдимся - а на самом деле гневаемся, по бессознательно.

Другой вариант - «маскируется» не сам гнев, а причина, его вызвавшая. Ведь ситуация фрустрации, вызвавшая гнев, - безвыходная, мы ничего не можем в ней изменить и злимся именно от бессилия и отчаяния. Одним из вариантов психологической защиты в этом случае может стать перенесение эмоций на что-то другое: мы будем злиться не на начальника на работе (выплеснуть свой гнев на него - вариант неприемлемый), а на собственного ребенка, который разбросал по комнате игрушки: он виноват, плохо себя ведет, нуждается в воспитании и исправлении - словом, тут можно и позволить себе побушевать, и найти якобы приемлемое основание для своего гнева. Наконец, еще один вариант - загнать гнев внутрь, обратить его на самого себя: это путь развития невроза или психосоматических заболеваний (таких, например, как артериальная гипертензия или язва желудка).

Гнев является столь порицаемой в обществе эмоцией, поскольку одно из основных внешних его проявлений в поведении - это . Агрессивное поведение может иметь самые разные формы: крайний, экстремальный вариант - физическое насилие, но гораздо чаще встречается агрессия вербальная, и тут разнообразие тоже велико - от криков и громогласной ругани до раздраженных споров и мелочных придирок. Так же велико и разнообразие форм самоагрессии, т. е. саморазрушительного поведения. Объединяет все эти формы поведения, часто совсем не похожие внешне, цель - причинить вред (моральный или физический, себе или другому), уничтожить то, что мы считаем причиной гнева, препятствием к достижению цели или виновником нарушения наших планов.

Конечно, разные люди очень по-разному проявляют гнев и агрессию. Исследователи пока не могут однозначно ответить на вопрос, является ли склонность к агрессии наследственным свойством или приобретается в процессе развития личности. Точнее, как и всегда, значение имеют оба фактора, но вот как именно они сочетаются, какие именно компоненты агрессивности обусловлены генетически, как происходит формирование агрессивного поведения в ходе развития - все это представляет почти безграничное поле для психологических исследований.

Например, психологи изучают механизмы научения агрессивному поведению. Исследования показали, что один из путей - научения на собственном опыте. Представим себе, что однажды именно помогло человеку избавиться от переживания гнева и фрустрации. Если этот путь оказался действенным еще несколько раз, то повышается вероятность того, что и в дальнейшем человек будет вести себя агрессивно - поскольку это оказалось эффективным средством разрешения его внутреннего конфликта.

Кроме того, люди учатся агрессивному поведению и на примере других людей - прежде всего это относится, конечно, к детям. Доказано, что дети, которых воспитывают агрессивные взрослые, проявляют большую склонность к агрессии, чем те, кто был воспитан в миролюбивой атмосфере.

Общепринято мнение, что на детей огромное влияние оказывают многочисленные телепередачи, фильмы и компьютерные игры со сценами агрессии: мол, насмотревшись подобных картин, дети и сами начинают вести себя агрессивно. Между тем, наука пока не может однозначно подтвердить это убеждение. Психологи проводят множество исследований и экспериментов, посвященных данной проблеме (изучая как детское, так и взрослое поведение), но результаты неоднозначны: далеко не все из них подтверждают негативное влияние просмотренных боевиков на поведение зрителей. Некоторые ученые полагают, что такие фильмы, наоборот, позволяют зрителям избавиться от внутреннего напряжения и освобождают их от потребности выражать агрессию в реальных действиях. Во всяком случае, достоверно доказано: если ребенок растет в конфликтной семье, где родители агрессивно общаются и с ним, и друг с другом, но при этом запрещают ему смотреть агрессивные фильмы и играть в соответствующие компьютерные игры, то такой ребенок все равно будет вести себя более агрессивно, чем тот, который имеет возможность смотреть «злые» фильмы, но при этом воспитывается в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

Как справиться с гневом

Мы можем выражать эмоции прямо и косвенно. Прямое выражение гнева позволяет сбросить напряжение и может принести незамедлительное удовлетворение.

Мы часто слышим, что гнев нельзя подавлять, что для сохранения душевного здоровья эмоции необходимо выражать свободно и открыто. Но каждому понятно, что на практике это невозможно: если вы злитесь, потому что у вас не завелась машина, вы вполне можете позволить себе пнуть ногой колесо и витиевато выругаться - в этом случае свободное выражение эмоций действительно допустимо. Но если причиной гнева стало неадекватное поведение другого участника дорожного движения, и вы беретесь за монтировку, чтобы дать выход своим чувствам, - это, согласитесь, далеко не лучший вариант действий.

В этом случае мы обычно выражаем свой гнев косвенно. Можно просто потопать ногами и поругаться, но очень часто люди переносят гнев с вызвавшего его объекта на другой, более безопасный: выше мы упоминали об этом, приводя в пример человека, который не позволяет себе накричать на разозлившего его начальника, но выплескивает эмоции дома па якобы провинившегося ребенка.

Но есть и еще один способ: как известно, профилактика всегда эффективнее лечения, и во многих случаях в нашей власти просто не дать развиться эмоции гнева.

Осознав причину гнева, ее иногда оказывается возможно устранить. Если вас раздражает толпа хохочущих подростков в вагоне метро, вы ведь можете и не глотать готовые сорваться с языка гневные замечания, а просто перейти в соседний вагон и в свое удовольствие читать детектив, вместо того чтобы накручивать себя, размышляя о нравах современной молодежи.

К сожалению, гораздо чаще причина гнева не поддается устранению. Однако существуют методы, помогающие взять под контроль собственное раздражение, неприязнь и гнев: не подавить уже развившиеся эмоции, а постараться изменить свое отношение к ситуации таким образом, чтобы ощущения фрустрации и гнева не возникало.

Вот один из возможных методов контроля над гневом:

  1. Осознайте, испытываете ли вы на самом деле гнев. Возможно, на самом деле это страх, стресс, стыд или усталость.
  2. Попробуйте встать на место человека, вызвавшего ваш гнев, увидеть ситуацию его глазами.
  3. Обдумайте сложившуюся ситуацию, попробуйте поговорить с собой в позитивном тоне. Возможно, вы увидите в этой ситуации что-то смешное. Чувство юмора - очень эффективное средство даже против сильного гнева.
  4. Выслушайте своего противника.
  5. Когда настанет ваша очередь говорить, попытайтесь почувствовать уважение и положительный интерес к противнику: стремитесь привлечь его на свою сторону, а не «победить», унизив и подчинив насильно.
  6. Старайтесь не отвлекаться от той темы, которую обсуждаете: стоит вам погрузиться в воспоминания о прежних обидах и претензиях, как контролировать свое эмоциональное состояние станет значительно труднее. Соблюдайте но возможности принцип: за один раз - одна проблема.

Обращайте внимание на свое физическое состояние, научитесь определять изменения в своем самочувствии, которые служат признаками гнева. Почувствовав эти «симптомы», остановитесь, сосчитайте до десяти, контролируя ровное и глубокое дыхание, чтобы успокоиться. Если есть такая возможность, давайте выход гневу посредством физических упражнений. При интенсивных переживаниях в организме вырабатывается дополнительная энергия, которую желательно использовать - и лучше всего именно в форме здоровой физической активности.

Освоите несложный комплекс релаксационных упражнений: это могут быть дыхательные приемы или упражнения на мышечную релаксацию, построенные на чередовании напряжения и расслабления самых разных мышц тела.

Радость

Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

Как и другие базовые эмоции, радость - преходящее, временное переживание. Более длительное ощущение радости принято называть счастьем, хотя и неспециалисту понятно, что счастье - нечто намного большее, чем просто «хорошее настроение и ощущение удовольствия».

Порой может показаться, что психологи все свое внимание уделяют только проблемам - исследуют всевозможные отклонения, нарушения, ищут способы их коррекции. Это не так. Ведь если цель практической психологии - помочь человеку стать более счастливым, то нужно не только представлять себе все препятствия на пути к этой цели, но и, так сказать, пункт назначения. Иными словами, нужно знать, что это такое - человек счастливый. Так что изучение счастья, особенностей душевно благополучных, гармоничных людей - это очень значимая часть психологической науки.

Например, американский психолог Фридман изучал связь между ощущением счастья и стилем жизни человека. Он исходил из предпосылки, что радость - эмоция кратковременная, а на протяжении длительного периода ее может испытывать только тот человек, который ощущает общую удовлетворенность жизнью и душевный покой.

Так, если вы выиграете миллион в лотерею, это еще не дает гарантию того, что отныне вы будете счастливым человеком: чувство радости в момент выигрыша и некоторое время после него будет, конечно, неописуемо сильным, но дальнейшие ваши реакции и настроение будут зависеть от ваших личностных особенностей и от того, какой стиль жизни уже был привычен вам к моменту выигрыша. Если вы человек тревожный, постоянно испытывающий стрессы, то внезапное богатство после первой эйфории, вероятно, лишь усилит вашу тревожность - ведь конфликты, связанные с выбором и достижением целей, останутся при вас.

Фридман задействовал в своем исследовании огромное число опрошенных - около ста тысяч человек! Если вы полагаете, что столь масштабные изыскания позволили ему открыть формулу счастья - увы, мы вынуждены вас разочаровать. Результаты исследования могут даже показаться вполне банальными. Например, Фридман обнаружил, что деньги не являются гарантией счастья, хотя и имеют значение: по достижении определенного уровня благосостояния дальнейшее повышение доходов уже не делает людей более счастливыми. Не было выявлено зависимости ощущения счастья от возраста или принадлежности к какой-то определенной религии, но в целом оказалось, что более удовлетворенными жизнью являются люди, обладающие активными религиозными убеждениями. Также в исследовании Фридмана был показан тот факт, что в большинстве своем супружеские пары чувствуют себя более счастливыми, чем холостяки и люди, живущие в «гражданском браке».

Итак, эмоция радости - меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения - например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости. Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.

Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость - задача намного более трудная.

Как предполагают некоторые психологи, радость - это, как правило, не прямое следствие наших действий, а, скорее, некий побочный продукт стремления к цели.

У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека. Первая младенческая улыбка - это улыбка радости, которую ребенок испытывает, когда видит лицо матери (или других взрослых). Психологи называют эту улыбку «социальной», поскольку она появляется при общении людьми, а не в ответ на какие-то внутренние раздражители. И тот факт, что первая радость в жизни любого человека связана с другими людьми, подтверждает, что наиболее надежным источником радости для нас являются отношения с окружающими.

Чуть позже, по мере развития ребенка, у него появляется и другой источник радости: он испытывает эту эмоцию, когда ему удается чего-то добиться - дотянуться до игрушки, построить высокую башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде и не упасть, получить самую главную роль в спектакле на детском утреннике… Словом, одним из основных источников радости становится радость от достижения. Кстати, исследования показывают, что радость переживается человеком острее и ярче, если ей предшествовали неудачи. Преодоление препятствий, как реальных, так даже и воображаемых, приносит большую радость.

Итак, позитивное взаимодействие с людьми , удача в достижении цели, в преодолении препятствий - вот основные источники радости. Эта эмоция тесно связана с чувством самоудовлетворения, самоуважения, уверенности в себе. С другой стороны, испытывая радость, человек распространяет хорошее отношение к себе и на окружающий его мир.

Как мы уже отметили, радость нельзя запланировать и достичь ее намеренно, т.е. нельзя поставить перед собой цель - испытать радость - и достичь этой цели сознательным усилием. Но зато мы можем ставить перед собой цели, достижение которых будет сопровождаться переживанием радости. Это различие достаточно важно, хотя, возможно, и неочевидно. Но осознать его нужно, потому что если мы будем просто стремиться к радости, нас поджидает разочарование.

Люди работают, чего-то добиваются, прилагают усилия и преодолевают препятствия, учатся, приобретают новые навыки, налаживают отношения с другими людьми… Все это не для того, чтобы «порадоваться», а потому, что им интересно то дело, которым они заняты, или потому, что они считают необходимым заканчивать начатое дело, стремятся повысить уровень мастерства, приобрести знания, добиться материального благополучия и т. д.

Достижение поставленных целей вознаграждается чувством успеха, реализации, воплощения своих возможностей и способностей - и очень ценным побочным продуктом этого чувства является радость. Таким образом, не имея возможности вызывать эмоцию радости преднамеренно, человек все же властен строить свою жизнь таким образом, чтобы переживать ее чаще.

Приведём описание внешних проявлений некоторых переживаний, особенно эмоций и чувств.

1.Смущение (замешательство):

  • голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
  • взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
  • улыбка сжатыми губами - «сдержанная улыбка»;
  • дотрагивание рукой до лица.

2.Радость:

  • брови и лоб спокойны;
  • нижние веки и щёки приподняты, прищур глаз, под нижними веками морщинки;
  • «гусиные лапки» - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
  • рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, - улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»), улыбка разини (всего 14).

Л.Н.Толстой, как известно, описал 97 оттенков улыбки, выражающих не только радость, но и другие чувства (он знал и о существовании 85 разных выражений глаз). На высоте проявления радость достигает степени ликования, при этом возникает двигательное и речевое оживление, иногда с речевыми итерациями радости. Как, к примеру, у А.С.Пушкина, который, чрезвычайно обрадованный творческой удачей, вдруг быстро заходил взад-вперёд, то и дело приговаривая: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

3.Внимание к чему-то внезапному, неожиданному:

  • горизонтальные складки во всю ширину лба;
  • поднятие бровей;
  • поднятие век - «делать большие глаза».

4.Умственное напряжение:

  • две вертикальные складки на переносье. Пифагор, зная об этом по своему опыту, говорил: «Не советуйся с теми, у кого лоб гладок - они не думают»;
  • брови нависают над глазами;
  • брови из дугообразных делаются горизонтальными.
  • плотное сжатие губ;
  • напряжение мышц тела, отсюда живость движений.

6.Печаль:

  • брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные опущены;
  • на средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
  • на переносье появляется несколько вертикальных складок (признак сосредоточенности на проблемах);
  • глаза слегка сужены, делаются тусклыми («потухший взор»);
  • уголки рта опущены;
  • темп движений и речи замедлен (признак «слабоволия»).

7.Злоба:

  • брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные - в противоположность печали, приподняты - лицо Мефистофоля;
  • на переносье образуются поперечные складки.

8.Страх:

  • поперечные морщины на лбу, в центре лба они глубже, чем по краям;
  • широкие глаза («смотреть во все глаза», чтобы ничего не упустить);
  • поднятие век так, что между верхним веком и радужкой обнажается белок глаз;
  • брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
  • рот открыт («отпала челюсть»);
  • углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
  • поперечные морщины передней области шеи (рудимент съёживания - «свернулся бы в клубок»);
  • застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или движения бегства);
  • сухость во рту, бледность лица (первое - признак, который учитывали древние детекторы лжи; второй издавна был известен полководцам - А.Македонский, по преданию, не брал в своё войско людей, которые бледнели в моменты опасности). Боулби добавляет к внешним признакам страха настороженный и напряжённый взгляд, направленный в сторону источника угрозы, а также дрожь в ногах, руках и теле.

Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление - на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны - знак невозможности действовать или что-то понять.

9.Гнев или «приступ к драке» (Дарвин):

  • голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
  • глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
  • брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между бровями появляются вертикальные складки;
  • неотрывный взгляд на объект гнева (Л.Н.Толстой);
  • шумное дыхание;
  • сжатые кулаки;
  • обнажение клыков;
  • гиперемия склер («глаза налиты кровью»);
  • зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты.

Гнев - один из элементов триады враждебности, включающей также отвращение и презрение. Этот аффект намного чаще других трансформируется в патологический.

10.Подозрительность:

  • неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
  • взгляд искоса (выражение желания дистанцироваться от объекта угрозы);
  • слабое смыкание губ (выражение неуверенности);
  • тело ориентировано от объекта угрозы (выражение желания уйти, отдалиться от опасности);
  • признаки злобы.

И.А.Сикорский указывает на вполне реалистическое художественное изображение подозрительности - портрет баварского короля Людвига XI, страдавшего паранойей. Король покончил с собой - он утопился, утопив заодно, как это бывает в случаях расширенного самоубийства, и профессора В.А.Гуддена (описавшего глазной синдром с его именем при алкогольной энцефалопатии и тяжёлом алкогольном делирии: миоз, анизокорию, отсутствие и ослабление фотореакции, нарушение конвергенции). Художники-реалисты вообще много внимания уделяют изображению актов экспрессии, проникая тем самым во внутренний мир прототипов персонажей картин, в отличие от художников формалистического направления в искусстве. На картинах последних не всегда можно определить даже пол или возраст персонажа, не говоря уже о его психологии.

11.Зависть (из описания Овидия):

  • медленная поступь;
  • бледное лицо;
  • косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего последнюю М.Ю.Лермонтов называет тайным чувством);
  • отсутствие улыбки за исключением тех случаев, когда завистник видит страдания других людей.

В зависти сочетаются элементы враждебности и печали. Уже в Библии говорится о телесных расстройствах, которые зависть вызывает. У.Шекспир называет ей зеленоокой, возможно потому, что зависть может повлечь и нарушения пигментного обмена;

12.Сомнение (по картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», изображение группы из шести сомневающихся в появлении Христа людей):

  • слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
  • опущенная голова;
  • опущенный взор;
  • руки прижаты к телу, они сложены, засунуты в рукава (выражение отсутствия побуждений к действию);
  • приподнятые плечи (это как бы знак вопроса: чему тут удивляться).

13.Негодование:

  • брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду размышлять вроде бы не о чём);
  • руки воздеты и обращены ладонями кверху («весы справедливости», высшим арбитром правосудия принимается при этом только сам создатель мира);
  • на лице выражение бесстрастия (во всяком случае, нет признаков злобы, гнева). Негодование, как это подтверждается его внешними проявлениями, - это благородный, праведный гнев, он безличен и распространяется лишь на действия, но не на человека, его вызывают не личное оскорбление или угроза своему благополучию, а причины, порождающие несправедливость.

14.Стыд:

  • прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-то присутствии, пусть и в воображаемом;
  • взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается (признак, указывающий, что стыдящемуся не хочется встретиться взглядом с теми, кому он причинил неприятность, - Ч.Дарвин);-веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (тут проявляется что-то детское: не вижу, значит, этого нет);
  • умолкание речи (признак понимания того, что оправдания неуместны, они могут лишь усилить гнев или негодование потерпевшего. В Библии так прямо и сказано: «Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда»);
  • действия украдкой, они тихие, бесшумные, по возможности незаметные (указание на то, что стыдящийся старается остаться незамеченным, он ведёт себя как бы по-воровски. Это вполне соответствует точности библейского наблюдения: «Крадутся люди стыдящиеся»);
  • тело сжимается, съёживается в подобие комка (чтобы не увидели, не заметили и не устыдили);
  • поверхностное дыхание с глубокими вздохами (как бы рудиментами плача);
  • внезапные остановки дыхания (вероятно, связанные с воспоминаниями о содеянном и приливами предчувствия чего-то ужасно страшного);
  • заикание (в данном случае как признак волнения или свидетельство робости характера);
  • краска стыда. Есть выражение «покрыться стыдом, бесчестьем», оно явно указывает на этот признак стыда, оставляющий, к счастью, надежду на исправление виновника. Ч.Дарвин считал «стыдливый румянец» самым человеческим из всех проявлений эмоций.

15.Самоуверенность:

  • отсутствие жестов у лица (прикрывания рта, почёсывания носа, головы и т. п., что говорит: «Я ничего не скрываю, я уверен, что прав»);
  • гордая, прямая поза (тем самым как бы говорится: «Уж я-то точно знаю, что делаю и говорю»);
  • пальцы рук соединены, иногда куполом - «моё мнение о себе выше мелочных подозрений». Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает индивид. Начальник может подчёркивать его тем, что смотрит на подчинённого сквозь соединённые пальцы своих рук);
  • руки могут быть соединены за спиной (это как бы подчёркивает готовность повелевать не физической силой, а правом на своей стороне);
  • высоко поднятый подбородок («взгляд свысока»). Два последних признака образуют авторитарную позу, которую часто можно видеть у высокого начальства, сержантов перед новобранцами, начинающего преподавателя перед студентами, у других пациентов с чрезмерным самомнением и т. п.;
  • неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости и силе власти;
  • выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или на пьедестале;
  • расположение ног на предметах (столе, спинке стула), а также поза, небрежно облокотившись на что-нибудь (она говорит: «Тут моя территория, тут я хозяин положения»).

16.Скука:

  • глаза полуприкрыты («не глядел бы на всё это, так надоело»);
  • голова лежит на ладони («эх, подушку бы, так хочется уснуть»);
  • машинальное рисование на бумаге («это куда интереснее, чем то, что я сейчас слышу и вижу»);
  • пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, «дневной сон» («тут и смотреть не на что, я это видел тысячи раз» или «я смотрю, но ничего не хочу видеть и слышать»).

17.Расположение к кому-либо:

  • наклон головы, тела в сторону собеседника («мне интересно, я не хочу лишиться вашего внимания»)
  • рука на груди или «на сердце» (жест честности и открытости). Жест римского легионера - одна рука «на сердце», другая протянута по направлению к партнёру. Считается, что это мужской жест;
  • взгляд в глаза («мне приятно вас видеть»);
  • покачивание головой в знак согласия с тем, что говорят («говорите, говорите ещё, я готов вас слушать сколько угодно»);
  • прикосновение к партнёру - «тактильный контакт» (жест, выражающий доверие, симпатию, теплоту отношения);
  • приближение к партнёру до пределов интимной зоны или даже ближе (указывает на особый характер отношения к нему и одновременно показывает другим людям, что «место занято, третий тут лишний»);
  • закрытая позиция партнёров: они смотрят один другому в глаза, их ступни расположены параллельно.

18.Ухаживание (у женщин):

  • приглаживание, оправление одежды, волос («я ещё хоть куда, вы только посмотрите»);
  • взгляды на себя в зеркало («ну как это может быть, чтобы я кому-то не понравилась, от меня глаз не отведёшь»);
  • покачивание бёдрами («нет, вы только посмотрите на меня, где вы такое ещё видели»);
  • медленное скрещивание и выпрямление ног (знак, вероятно, напоминающий объятие);
  • поглаживание себя по икрам, коленям, бёдрам («смотрите же, любуйтесь, тут есть на что поглядеть» или «я совсем не прочь, чтобы меня вот так погладили»);
  • балансирование туфли на кончиках пальцев ног («я с удовольствием осталась бы и без неё» или «не стесняйтесь, вам до желаемого осталось совсем ничего»);
  • сидя, подгибание ног под себя («уходить не собираюсь» или «я своего дождусь»);
  • прямой, неотрывный контакт глаз. Психологи утверждают: если человек смотрит в глаза партнёру более 60% времени беседы, он заинтересован не только в разговоре с ним.

19.Ухаживание (у мужчин):

  • прихорашивание: поправление галстука, пиджака, запонок («я, разумеется, и так хорош, а это такие мелочи»);
  • подтягивание носков («если что будет не по мне, я могу и уйти» или «я человек со вкусом и приличием, цену себе знаю, но я ничего и без носков»);
  • выпрямление тела («я стройный, как кипарис» или «энергии у меня предостаточно»);
  • подбородок то поднимается, то опускается («я гордый, но позволяю себе и слабости» или «не такой уж я и недоступный»).

20.Открытость:

  • открытые, развёрнутые навстречу партнёру руки («вот он я, весь у вас на виду»);
  • частое поднятие плеч («сомнения в моём расположении излишни»);
  • расстёгнутые пиджак или куртка («я ничего не таю, убедитесь сами, что мои намерения самые добрые»). Сравнительный психолог Смит не раз проделывал такой опыт: он, будучи лёжа, подставлял волку незащищённый живот. Волк «до смерти» пугал Смита, но не укусил его ни разу;
  • наклон в сторону партнёра.

21.Закрытость:

  • скрещивание рук со сжатыми кулаками или так, что одна рука сжимает другую («я ничего хорошего не жду, нахожусь в обороне»);
  • сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
  • ноги расположены поверх стола, кресла, стула (поза высокомерия, развязности; она как бы говорит: «Мне тут бояться нечего, в своём доме смела и шавка»);
  • скрещивание ног или поза нога на ногу через колено («я готов к конфронтации и понимаю, что ничего другого мне ждать не приходится»). Если при этом скрещены и руки, то это явный знак собеседнику: «Перед вами враг».

22.Внимание (к собеседнику):

  • рука расположена у щеки, голова опирается на руку, а указательный палец может быть при этом вытянут вдоль виска («я весь - внимание»);
  • голова наклонена набок («я слушаю вас с интересом» - Ч.Дарвин). Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (сомнение, настолько ли интересен собеседник, как это было вначале, или просьба «хватит, довольно, мне уже не терпится закончить этот разговор»), взгляд начинает блуждать по сторонам («поищу что-нибудь поинтереснее»), а тело принимает позу, обращённую от партнёра («хочу уйти, надоело, сколько можно ещё»).

23.Отвращение:

  • отворот головы («противно смотреть»). В псалмах библейского Давида часто встречается обращённая к Богу просьба не отвратить лицо, не отвратить взгляд;
  • нахмуренные брови («глаза бы не глядели на эту мерзость»);
  • сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
  • приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя («так бы и выплюнул, будь такое во рту»);
  • угловатая форма рта («как какая-то гадость во рту»);
  • язык слегка высунут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
  • туловище занимает позу с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
  • пальцы рук «растопырены» («ничего не возьму из чувства гадливости»). На картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» у Христа при произнесении слов «один из вас предаст меня» правая рука выпрямлена, чем выражается отвращение к акту предательства. Апостолы на картине изображены так, что это искусно передаёт сложную гамму чувств, которые каждый из них в это время испытывает. Человек, вызывающий отвращение своим гнусным поведением, называется потому отверженным, изгоем, к которому невозможно ни приблизиться, ни тем более прикоснуться.

24.Досада:

  • выражение злобы;
  • выражение напряжённой мысли;
  • отсутствие общего мышечного напряжения.

На картине Клодта «Начало реформ Петра I» изображён боярин, которому только что остригли бороду. Боярин раздосадован, он поглощён злобной думой, но в то же время видно, что на это насилие над собой он не склонен отвечать тем же.

25.Жеманство:

  • преувеличенные, нарочито замедленные, а временами задерживаемые движения. Например, дама жадно смотрит на своего визави, затем, резко прищуривая глаза, долго остаётся в таком положении. Она тем самым как бы подаёт знак: «Я смотрела бы и ещё, но, право, мне очень стыдно, ведь я так целомудренна»;
  • замедление, ускорение и утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание кого-то из присутствующих.

Жеманство (от «жмени», то есть горсти чего-либо) - это ломание, манерничанье, отсутствие простоты и естественности. Оно есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества. Кокетки, а это чаще женщины, усиленно демонстрируют прелести своего тела, «строят глазки» (глаза при этом обращены в одну, а голова и тело - в другую сторону), показывают свою весёлость, обнюхивают платок, цветок (изображают склонность к чувственным радостям) и одновременно пытаются как бы скрыть всё это, чем показывают, будто кокетничают невольно, будучи не в силах сдержать порывы страсти. Признаки кокетства обнаруживают также геи с женоподобными тенденциями.

26.Раскаяние:

выражение печали, убитого вида (вплоть до обезображивания своей внешности - рудимента разрывания одежд и посыпания головы пеплом);

выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Раскаяние может принять форму молитвенного экстаза;

сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения);

плач с закрытыми руками глазами, отдаление от других людей (чувство стыда). Разные формы раскаяния (с преобладанием одного из приведённых его признаков) с высокой точностью представлены на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», где изображена группа кающихся в своём грехе людей.

27.Подобострастие - обман путём подражания приятным манерам с целью произвести выгодное впечатление. Осуществляется преувеличенным изображением внешних проявлений уважения, расположения к кому-либо, чем достигается порой эффект раболепия, пресмыкания и низкопоклонства. Тело подпевалы при этом до предела наклонено вперёд, лицо копирует мимику объекта прислуживания или изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражая готовность угадать и исполнить любое её желание. В то же время в облике холуя незаметно признаков напряжения ума и воли, отчего становится ясно, что при других обстоятельствах он и не подумает о человеке, который в данный момент ему нужен только из побуждений корысти. Превосходное изображение раболепия представляет картина В.Е.Маковского «Деловой визит».

28.Удивление :

  • высокое поднятие бровей;
  • открытие рта;
  • разведение рук;
  • сильное напряжение внимания;
  • сильное напряжение мысли.

Художественное представление удивления особенно хорошо удалось Леонардо да Винчи в полотне «Тайная вечеря». Почти все апостолы, каждый в чём-то по своему, демонстрируют удивление в ответ на совершенно неожиданные слова Христа о предательстве. Не изумлён лишь любимец Христа Иуда.

29.Умиление:

  • признаки радости;
  • признаки печали;
  • слёзы.

Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз - душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:

С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко -

И верится, и плачется, И так легко, легко!

И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.

30.Недоумение:

  • застывание на одном месте и в одной позе;
  • признаки остановки мысли;
  • разведение рук - знак неспособности действовать из-за остановки мысли;
  • полуоткрытый рот, остановка вокализации.

Примером изображения недоумения может служить картина I.B.Greus «Разбитый кувшин», на котором запечатлена сражённая каким-то несчастьем девушка. Недоумение, указывает А.И.Сикорский, стоит близко к удивлению, но отличается от него тем, что оно более соответствует умственному состоянию, тогда как удивление более входит в область чувства и эмоций.

31.Тревога (боязнь, опасение, ожидание бедствия):

  • беспокойный взгляд:
  • суетливость, то есть бестолковая, бесцельная и торопливая активность, проявление усиливающегося беспокойства (потирание рук, непоседливость, хождение с места на место, метание, перестановка и перекладывание предметов, теребление одежды и др.);
  • тревожные вербигерации;
  • дрожание голоса, рук, всего тела (сопровождаемые чувством растущего внутреннего напряжения);
  • крики, плач;
  • бледность кожи.

32.Симуляция актов экспрессии проявляется сокрытием подлинных и искусственным изображением других переживаний . При этом нарочито изображаются внешние проявления ума, воли или эмоций.

Симуляция ума (точнее, его диссимуляция) обычно есть изображение равнодушия, невнимания к тому, что на самом деле индивида очень заботит. Он делает вид, будто не замечает, не слушает и не понимает происходящего. Иногда бывает и так, что симулянт изображает подобие человека глубокой мысли и высокого ума. Тут в его распоряжении много разных не слишком понятных слов, прочитанных книг, общих рассуждений. По-настоящему умный человек всегда очень прост в словах, обхождении и понятен даже ребёнку. Симуляция воли обнаруживает себя в позе Зевса. Это поза откинувшись назад и гордо поднятая голова. Но в то же время рот полуоткрыт или губы сжимают папиросу, а руки за что-нибудь держатся (признаки неуверенности в себе). Это хорошо показано в картине В.Н.Бакшеева «Неудачники».

Симуляция высших чувств обнаруживается, в частности, в таких проявлениях, как поза фарисея. В картине «Христос и грешница» (H.Hoffmann) лицемер изображён с высоко поднятой головой и одновременно с молитвенно сложенными руками, покорность явно не вяжется тут с заносчивой позой. К кому же фарисей смотрит в сторону главнейших участников сцены, явно ожидая одобрения своего благочестия. Также противоречат смирению упитанное тело и нарядная одежда лицедея, они никак не ассоциируются с ожиданием аскетизма человека, для которого превыше всего стоят ценности духовного порядка. В картине В.Е.Маковского «Вечеринка» изображена симуляция пафоса. Девушка стоит с гордо откинутой головой и выпрямленным с наклоном назад телом.

Это должно бы означать воодушевление, высокий порыв духа. Но в то же время заметны дугообразные брови (нет напряжения мысли), а главное - нет движения рук, они пассивно лежат на спинке стула и даже наклоняют его от себя (знак неуверенности, безволия). Видно также, что окружающих не трогает то, в чём она хочет их убедить, им скучно, а некоторых из них даже клонит в сон. Это потому, что героиня картины своей позой определённо говорит: «Поговорить о чём-то возвышенном я очень даже могу, но делать что-нибудь такое же, - уж нет, увольте».

33.Походка также может сказать нечто важное о её обладателе . Различают несколько типичных видов походки.

Походка скрытности: руки во время ходьбы прочно покоятся в карманах, это выказывает скрытность, излишнюю критичность в отношении других и склонность к их подавлению. Решительная походка: быстрая, с размашистыми движениями рук; она как бы говорит, что цель ясна и теперь дело только за тем, чтобы к ней идти не останавливаясь. Походка угнетённая: голова опущена вниз, ноги волочатся, руки находятся в карманах; она сообщает: всё потеряно, нет смысла ни говорить, ни что-нибудь делать.

Импульсивная походка (походка Черчилля): энергичная ходьба с руками на бёдрах, сменяющаяся вялостью, «летаргией», а затем очередным всплеском бодрости; в ней сказывается неуравновешенность характера, а быть может, и удачное сочетание своеволия, коварства и цинизма алкоголика, то и дело замышляющего что-то вероломное. Походка диктатора (походка Муссолини): с поднятой вверх головой, негнущимися ногами и подчёркнуто энергичными движениями рук; это явная игра на зрителя, которому надлежит видеть в дуче уверенного в себе вождя. Походка мыслителя: ритуально неторопливая, как бы самоуспокаивающая и подавляющая эмоции, нередко с руками за спиной или занятыми чем-то давно привычным, чтобы и они не мешали думать. Существуют и другие типы походки: топ-модели, моряка, военного человека и т. д.

34.К числу проявлений экспрессивности следует отнести и некоторые особенности речи , поскольку в ней выражаются не только мысли, но и личностные, а также характерологические качества. Так, размеренная речь свойственна сангвиникам, ускоренная - холерикам, медлительная - флегматикам, неуверенная и неровная - меланхоликам. В речи часто проявляются те или иные эмоциональные состояния. В подтверждение приведём здесь только фрагмент стихотворения А.И.Полежаева «Цепи»:

Я зрел: надежды луч прощальный Темнел и гаснул в небесах,

И факел смерти погребальный С тех пор горит в моих очах! Любовь к прекрасному, природа, Младые девы и друзья,

И ты, священная свобода - Всё, всё погибло для меня!

Без чувства жизни, без желаний, Как отвратительная тень, Влачу я цепь моих страданий - И умираю ночь и день!

В этих строках очевидно свидетельство едва ли не болезненной печали, гнетущей и парализующей волю к жизни тоски. Во всяком случае, можно определённо говорить о готовности поэта к самой настоящей депрессии.

35. Некоторое значение в качестве актов экспрессии имеют татуировки . Например, наколка «Серун» указывает на то, что индивид когда-то идентифицировал себя с определённой идеологией. Татуировка расшифровывается так: «Сталинизм есть раскрепощение угнетённых народов». Другая - «ИзаИда» - звучит так: «Иди за Ильичём, детка». Но это всего лишь примеры фанатизма, способного дискредитировать и самую светлую идею. Гораздо чаще в татуировках выражаются более прозаические, низменные и пошлые идентификации.

36.Мимические признаки обмана (Изард, 1999):

  • микровыражения - выразительные акты, маскирующие истинные проявления чувств. Например, выражение печали скрывается за искусственной улыбкой, ироничным пожиманием плеч;
  • «смазанные выражения» - попытки «убрать» или стереть подлинное выражение лица;
  • «честный взгляд» прямо в глаза партнёру;
  • частое моргание, а также слёзы;
  • асимметрия лица, выражение которого связано с определённой эмоцией, - при обмане одна половина лица искривляется сильнее другой;
  • длительность выражения лица - сохранение выражения лица более 10 сек обычно указывает на ложь;
  • выражение лица отстаёт от других актов экспрессии - удар по столу кулаком, например, совершается раньше изображения гнева на лице.

В заключение следует сказать, что распознавание эмоций и вообще переживаний человека часто бывает сопряжено с немалыми трудностями. Это связано с тем, что, во-первых, информация о переживаниях поступает наблюдателю по многим каналам в одно и то же время (слова, голос, выражение лица, жесты, позы и т. д.), воспринимать и оценивать такой поток разнородных впечатлений достаточно сложно. Во-вторых, редко бывает так, что человек испытывает только одно какое-то переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает несколько эмоций сразу. Например, индивид не только ощущает страх, он так или иначе реагирует на этот страх, ему в это время может быть стыдно, он бывает недоволен собой или чувствует вину, тревогу и др.

В-третьих, во внешних проявлениях переживаний много индивидуального и культурально обусловленного, но, вероятно, ещё больше неискреннего или наигранного, поскольку реакции человека очень часто бывают рассчитаны на окружающих. Наедине с собой люди реагируют совсем иначе, чем в чьём-то присутствии. Тем не менее всё сказанное здесь об актах экспрессии может, полагаем, быть полезным клиницисту в плане идентификации душевных состояний пациента, а также для более точного и конкретного описания своих наблюдений.

Далеко не всегда в клинической практике удаётся использовать детекторы лжи, с их помощью можно узнать лишь об относительно простых вещах («лжёт» индивид в данный момент или нет). Многие люди с трудом дифференцируют свои эмоции, поскольку делать это бывает достаточно сложно, или даже не вполне их осознают, как это свойственно алекситимии и особенно психической анестезии. Поэтому наблюдение за актами экспрессии нередко является основным или даже единственным источником информации о душевных состояниях пациентов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта