Главная » Маринование грибов » Сфера человеческой деятельности занимаются ученые 5. Большая энциклопедия нефти и газа

Сфера человеческой деятельности занимаются ученые 5. Большая энциклопедия нефти и газа

Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальное исследование, теоретическое объяснение различных явлений; структурированное, обобщенное и систематизированное отражение объективных процессов;сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

этапы развития: пре-модерн (накопление информации); модерн (классический этап науки); пост-модерн.

    естественные, общественные, гуманитарные и технические науки .

    науки о Земле, механико-математические, физико-технические, химико-биологические, общественные.

Цивилизация - конкретный вид общества, которое имело свою самобытную историю. Философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Цивилизации: традиционные и техногенные.

Традиционные: замедленные темпы соц. изменений. В них возникают инновации, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов, поколений. В культуре этих обществ приоритет отдается традициям и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.

техногенная: (“западная цивилизация”) - экстенсивное развитие истории заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Возникает новая система ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, новое. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее.

Первые научные программы возникли в античном обществе:

Платон обосновал необходимость специальной идеальной конструкции называемой теорией, которая необходима в обществе для отражения объективной реальности. Платон первый в мире создал академию.

Аристотель как ученик Платона уже в науке обосновал и вычленил ряд её структурных элементов (объект, предмет науки, метод, методологию), обозначил элементы диалектики и формальной логики.

Первой научной программой - математическая программа , представленная Пифагором, развитая Платоном. В ее основе лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Вторая научная программа – атомизм (Левкипп и Демокрит). Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей.

Третья научная программа - программа Аристотеля . Она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности, но в ней отчетливо проявляются тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом. Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслуга Аристотеля - «Органон» - трактата по логике, поставивший науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата.

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в 15 - начале 16 вв. В своей эволюции прошла 3 этапа: 1) борьба с ересями; 2) эмпирическое накопление и обобщение фактов эволюции природы и общества; 3) этап возрождения науки. Наука как институт обозначила: общий образ мирохозяйственного устройства; выделились основные категории, отражающие хозяйственную практику; явление науки стало обязательным для хозяйственной практики; выделились специально и профессионально обученные индивиды.

Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Институт экономической науки возник значительно позже, в начале 19 века, когда политическая экономия стала предполагаться лишь в университетах как дисциплина факультативная. Обязательной стала в конце 19 века, когда вышли «Принципы…» Маршалла.

Для науки в целом характерно использование классической механики, научной программы термодинамики и квантовой физики.

Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Метанаука - универсальная наука; наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе особого, общего для них метаязыка. Это обобщение какой-либо научной отрасли (когда она, в свою очередь, становится объектом исследования), может захватывать и смежные науки, с целью выявления взаимосвязей в структуре знания и методологии в рамках этой отрасли. «Мета» - попытка понять, каким образом.

Продолжаем играть в увлекательную игру, вопросы в которой становятся все сложнее. Но это не беда, ведь если появилось затруднение, можно всегда найти ответ у нас.

… - говядина, пустая шоколадина! (6 букв)

На данном этапе стоит вспомнить детскую пословицу о том, как называют человека, который не хочет делиться ни с кем всякими вкусностями. Дети всегда придумывают на такие случаи краткие стишки и здесь как раз нужно одно из таких. Верный ответ – жадина .

Если много съешь, глаза на лоб полезут (6 букв)

Здесь речь идет о продукте питания, который домохозяйки часто делают на дому. Он очень крепкий и жгучий. Прекрасно подходит к блюдам с мяса как соус или заправка. Рецепт к нам пришел из южных стран, где это вещь делают повсюду. Речь идет об аджике .

Приспособление для заточки ножей (6 букв)

Любая острая сталь после долгого использования имеет свойство тупиться. Восстановить ее прошлый вид можно с помощью специального устройства. Его названием и скрыто в данном уровне. Если вы еще не догадались о чем речь то вот ответ – наждак .

Место, где плохих ребят могут поджарить (2 буквы)

В этом уровне скрыто очень обширное понятие. Подземное царство, куда попадут все грешники. Там ждут только вечные муки и огонь длительностью в вечность. На самом деле это лишь представления людей и никто этого не знает. Речь идет об «аде ».

Синоним острой необходимости (5 букв)

Слово, скрытое на этом уровне обозначает процесс сильной необходимости чего-то или кого-то. Оно часто применяется в обычном быту людей. Иногда им обозначают бедность в обществе или семье. Речь идет о «нужде».

… с тоником (4 буквы)

Легкий напиток, который в клубе пьют все гурманы алкоголя. К нему часто добавляют тоник для создания специального аромата и вкуса. В своей жизни каждый хоть раз пробовал его на вкус. Если же нет, то берите «джин » с тоником и начинайте.

Это отличает одного мастера карате от другого (3 буквы)

Система мастерства в восточном боевом искусстве карате состоит из множества рангов. Последним считается черный пояс. Но даже среди владельцев этого титула есть свои различия. Они определяются количеством «данов » и это верный ответ в уровне.

Сфера человеческой деятельности, которой занимаются ученые (5 букв)

Без этой вещи люди бы уже давно вымерли как вид. Только постоянное стремление развиваться, совершенствоваться и находить новые пути помогают семи миллиардам и дальше свободно ходить по Земле. Речь идет о «науке».

Завтрак, обед, … (4 буквы)

Самый поздний прием пищи здесь скрыт под этими картинками. Часто люди делают его в то время, когда кушать уже вовсе вредно, но у каждого свой образ жизни. Лучше всего садиться за стол в шесть часов вечера и тогда «ужин » пойдет всем на пользу.

Общее название жесткокрылых насекомых (3 буквы)

На данном этапе нужно отгадать насекомых, которые при полете издают громкий звук. Это происходит из-за быстрого перемещения крыл по воздуху. Далеко не все люди любят этих животных, но они есть и с этим ничего не поделаешь. Верный ответ – жук .

сфера человеческой деятельности, функцией которой явл. выработка и теоретическая систематизация объективных сведений, знаний о действительности

Альтернативные описания

Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления

Область, в которой полно желающих перекусить гранитом, тем более, что зарплату задерживают постоянно

Урок, извлекаемый из жизненного опыта

. "... и жизнь" (журнал)

. "... страсти нежной"

. "Гранитные" знания

. "Его пример - другим..." (Пушкин)

. "Его пример другим..."

. "Порка не мука, а вперед..."

Академия ее храм

Астрономия

Ботаника

Ботаника и физика

Генетика

Гранитная пища студента

Ее "гранит" грызут все, кто следует принципу "век живи - век учись"

Ее гранит грызут студенты

Ее гранит тупоголовым не под силу

Ее двигает ученый

Ж. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут не мука, вперед наука. Наука не мука (не бука). Наука учит только умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не шубу секу, молодой науку даю (дружка бьет кнутом по шубе); чему учать или учатся; всякое ремесло, умение и знание; но в высшем значении зовут так не один только навык, а разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений. Математика наука обширная, сама распадающаяся на многие частные науки. Науковый, научный, до науки относящийся. Научное образованье, на науке основанное. Научный взгляд, образ мыслей, суждения ученого. Опыт нередко спорит с наукой (умозрительной) и научными сведениями. Научать, научить кого чему; учить, обучать, наставлять, вразумлять, направлять, руководить; показывать, объяснять, как что делать или понимать; передавать сведения, знания, умение свое. Он научил меня и грамоте, и ремеслу. Упрямого не научишь. Научи-ка черепаху петли выметывать, а зайца нырять. Не учили, покуда поперек лавочки укладывался, а во всю вытянулся, не научишь. Научи, как быть тут, дай ума! Что скоро скучит, то скоро научит. Многому научишь, сам без хлеба будешь. Получать, подстрекать, побуждать и поощрять к дурному, вредному или наущать, наустить (от уста?), уговорить сделать кому вред или что дурное, напр. ложное показание перед судом; подучить, подустить. Его научали даже поджечь дом. Меня научили показать на него. Не верь лукавым наущениям. Научаться, научиться, учить себя и быть научаему; перенимать что словом и делом у другого. Где ты научился грамоте, шалостям? школах дети научаются всему худому. Прислуга наущается мошенниками, которые и называют это захороводить людей. Научение ср. окончат. наука, научка ж. наук м. стар. а инде и ныне, действ. по глаг. на ть и на ся. Науком и конь возит. словах наук и навык видим замечательное сближение. Делать что по научке, по наущению, будучи подущену, по подговору к чему-либо. Научка об. вологодск. выученный знанию, ремеслу; человек, знающий какое-либо ремесло. Научник м. педант в науке, ученый школяр, человек с тесным и односторонним научным взглядом. Научень м. пск. ученик, отданний в науку, на выучку, в учение чему

Журнал "... и жизнь"

И физика, и философия

И химия, и физика, и математика

Корень первого слова в НИИ

Область желающих грызть гранит

Одна из "хозяек" Академии

Она "отраду старым подает"

Она юношей питает

Поприще ученого

Поэма Овидия "... любви"

Система знаний

Система знаний о природе, обществе

Систематическое расширение области человеческого незнания

Соперница искусства

Сфера деятельности ученого

Сфера деятельности, пополняющая знания человека о его незнании

Сфера профессоров

Урок на будущее

Урок на всю жизнь

Физика или ботаника

Философия, химия

Фильм Мишеля Гондри "... сна"

Химия, физика, астрономия

Химия, физика, математика

Химия, физика, психология

Хороший урок на будущее

Что постигают, грызя гранит

Юношеское "питание"

Лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет

Ее «гранит» грызут все, кто следует принципу «век живи - век учись»

Искусство достоверности

Одна из форм общественного сознания

Раньше - место под солнцем, сейчас - прибежище для нищих

Самый разумный путь к истине

Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления

Соперница искусства, оперирующая фактами

Урок, извлекаемый из жизненного опыта

Она отраду старым подает

Фильм Мишеля Гондри «... сна»

. «порка не мука, а вперед...» (посл.)

Онегинская «... страсти нежной»

Интуиция в услужении у логики

Поэма древнеримского поэта Овидия «... любви»

Получение новостей не из средств массовой информации

Что можно постичь, грызя гранит?

Академия - ее храм

Сфера деятельности, повышающая интеллект

Она и юношей питает, и отраду старым подает

. «его пример другим...»

Книжное издательство

Кибернетика

И биология, и химия

Двигатель прогресса

Сопромат - это что?

Юношеское «питание»

. «... и жизнь» (журнал)

Поэма Овидия «... любви»

. «его пример - другим...» (Пушкин)

Что постигают, грызя гранит?

То, что поучает, дает опыт

. «... страсти нежной»

Кладбище гипотез, по мнению Пуанкаре

Одна из «хозяек» Академии

. «гранитные» знания

. «порка не мука, а вперед...»

. «... не является и никогда не будет являться законченной книгой»

Что представляет собой химия?

Всестороннее развитие личности предполагает определение областей деятельности, в которых происходит развитие личности.

Экономическая деятельность - это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Она совершается, прежде всего, как преобразование вещества природы и базируется на трудовой природе человека.

Экологическая деятельность - это деятельность по регулированию отношений человека с природой, естественной окружающей средой.

Научная деятельность - это деятельность по познанию законов и свойств реального мира, по генерации знания любого вида и уровня: теоретического и эмпирического, академического и обыденного. Познавательная активность человека базируется на его мышлении, абстрактный уровень которого формирует сферу науки.

Художественная деятельность (искусство) - это деятельность по образному моделированию реального мира, по созданию, распределению, обмену, потреблению произведений искусства. Она базируется на образном мышлении человека. Искусство является универсальной социальной памятью человечества, компенсатором недостатков индивидуального опыта человека, универсальным языком общения людей.

Таким образом, экономическая, экологическая, научная и художественная деятельность направлены на производство вещей в натуральной или знаковой форме.

Перечисленные ниже еще 4 сферы деятельности в качестве главного объекта направлены на производство людей.

Медицинская деятельность - это деятельность по сохранению и восстановлению жизнеспособности человека и человеческого рода. Основной ее объект человеческий род, и она решает две задачи: сохранение (профилактика) и восстановление (лечение) людей. Она ориентирована на биологическую сущность человека (анатомические, физиологические и психические подсистемы человека).

Физкультурная деятельность - это деятельность по развитию физических возможностей человека, по достижению его физического совершенства. Физическое совершенство мы понимаем как оптимальное функционирование всех систем человеческого организма.

Педагогическая деятельность - это деятельность по передаче и освоению социального опыта человечества. Она осуществляется в многообразных формах образования, обучения и воспитания и соответственно самообразования, самообучения и самовоспитания.

Управленческая деятельность - это деятельность по управлению отношениями людей в обществе, по мобилизации готовности людей к деятельности. Управление - это процесс организации и координации людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Управление осуществляется по функциям планирования, прогнозирования, нормирования, организации, контроля, учета, анализа и регулирования.

Всесторонне развитая личность, прежде всего, включается в названные восемь видов деятельности общества, это поля ее социальной активности. Но каждая деятельность предполагает готовность к ней, потребность (установки) и способность (знания и умения). Через деятельность человек становится агентом социальных институтов общества (организации, учреждения, общества и пр.), т.е. осуществляется полное овладение сферами общественной жизни.

Если рассматривать общество как целостную систему в единстве способностей, потребностей, мотивации деятельности, отношений и институтов, то и человека как носителя общественной сущности надо рассматривать целостно. Отсюда и важность разработки теории сфер общественной жизни.

Таким образом, управление развитием личности человека является важнейшей функцией службы управления персоналом предприятия и каждого менеджера, который стремится наладить хорошие отношения в своем трудовом коллективе.

Всестороннее развитие личности предполагает определение областей деятельности, в которых происходит развитие личности. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что вся общественная деятельность поляризуется на производство вещей и производство людей.

Производство вещей исторически осуществляется в двух формах:
натуральной, направленной на материальную форму вещества (жилье, мебель, транспорт, одежда, продукты питания и др.);

знаковой, направленной на информационную форму вещества (модели, графики, чертежи, картины, книги, программы и др.).

Производство людей связано с процессом воспроизводства человека как биологической субстанции и социального существа и может быть рассмотрено в двух формах:
биологической как процесс зачатия, рождения, охраны здоровья и старения человека;
социальной как процесс воспитания и превращения биологического существа в собственно человека и управления социальными группами в обществе.

Развивая данный подход к всестороннему развитию личности, проф. Л.А. Зеленов разработал концепцию восьми сфер человеческой деятельности и теорию человековедения, призванную изучать эти сферы2. Кратко охарактеризуем содержание каждой сферы деятельности (рис.).

Экономическая деятельность - это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Она совершается, прежде всего, как преобразование вещества природы и базируется на трудовой природе человека. Разумеется, экономическая деятельность может сохранять свое постоянство только при условии видоизменения, модификации в разные исторические эпохи. Экономической деятельностью в нашем обществе заняты прежде всего непосредственные производители материальных благ (рабочие и крестьяне), а также представители конструкторско-технологической интеллигенции, поскольку они создают технические и технологические системы материального производства. Сюда же следует отнести всех, кто осуществляет непосредственное обслуживание процесса материального воспроизводства: транспортное, сырьевое, энергетическое, ремонтное и т.п. К экономической деятельности мы относим также различные формы внепрофессиональной экономической, хозяйственно-бытовой деятельности трудящихся: участие в строительных и сельскохозяйственных работах, ведение домашнего хозяйства.

Экологическая деятельность - это деятельность по регулированию отношений человека с природой, естественной окружающей средой. Она осуществляется в четырех функциях: природосохранение, природовосстановление, природосовершенствование и защита человека от пагубного воздействия природы (ураганы, землетрясения, суховеи, радиация и пр.). Забота о природе является не столько гуманным актом человека по отношению к ней, сколько заботой человека о среде своего обитания с учетом преемственности поколений.

Экологическую деятельность осуществляют как специалисты (экологи, геогигиенисты, дендрологи, цветоводы, лесники, селекционеры и др.), так и широкие массы трудящихся, поскольку охрана природы - всенародное дело. Борьба с загрязнением водоемов, воздуха, почвы, с городским и производственным шумом, сохранение и восстановление зеленых массивов, бережное отношение к птицам и животным, помощь им в трудное для них время года, ветеринарное обслуживание домашних и диких животных, выведение новых сортов растений, пород животных, развитие садово-парковой культуры, ландшафтной архитектуры и экологического дизайна - все это мероприятия экологического характера.

Специфика их состоит в том, что здесь решается задача сохранения природы, а не производства материальных благ для человека. Заметим, что в экономической деятельности попутно, положительно или отрицательно, могут совершаться и экологические функции (вырубка леса, охота, сбор ягод, грибов, добыча угля и нефти и т.д.), но они - не цель экономики, а побочный результат. Точно так же в экологической деятельности (очистные сооружения, селекция и пр.) могут попутно решаться и экономические задачи, но это тоже косвенный, а не прямой результат.

Научная деятельность - это деятельность по познанию законов и свойств реального мира, по генерации знания любого вида и уровня: теоретического и эмпирического, академического и обыденного. Познавательная активность человека базируется на его мышлении, абстрактный уровень которого формирует сферу науки. Любая сфера деятельности требует обеспечения ее знанием, а значит, и любой субъект логически движется к научному осмыслению своей сферы, поэтому мы и видим закономерность "онаучивания" общественной жизни.

Один из прогнозов утверждает, что в 2030 г. при нынешних темпах развития науки значительная часть взрослого населения высокоразвитых стран будет заниматься научной деятельностью. И это произойдет не за счет оголения всех других сфер, не за счет перехода людей из сфер экономики, педагогики, медицины, управления и т.д. в сферу науки, а за счет того, что каждый человек будет одновременно с основной деятельностью заниматься и научной работой. Такая грань всестороннего развития личности столь же естественна и закономерна, как и другие. А это предполагает овладение научной культурой каждым членом общества.

Художественная деятельность (искусство) - это деятельность по образному моделированию реального мира, по созданию, распределению, обмену, потреблению произведений искусства. Она базируется на образном мышлении человека. Искусство является универсальной социальной памятью человечества, компенсатором недостатков индивидуального опыта человека, универсальным языком общения людей. К этой деятельности подключаются и ее богатые прикладные формы -художественно-утилитарные виды деятельности: художественное конструирование, архитектура, прикладное искусство, художественные промыслы, художественные виды спорта, декоративная хирургия и т.п. Следовательно, перед каждым человеком открываются широкие перспективы включения в образное моделирование или в образное преобразование предметного мира.

Таким образом, экономическая, экологическая, научная и художественная деятельность направлены на производство вещей в натуральной или знаковой форме. Перечисленные ниже еще 4 сферы деятельности направлены, главным образом, на производство людей.

Медицинская деятельность - это деятельность по сохранению и восстановлению жизнеспособности человека и человеческого рода. Основной ее объект - человеческий род, и она решает две задачи: сохранение (профилактика) и восстановление (лечение) людей. Она ориентирована на биологическую сущность человека (анатомические, физиологические и психические подсистемы человека). Осуществляется медицинская деятельность многообразно: профилактика, терапия, хирургия, псиотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура и т.д. Кроме профессиональной медицины развивается и народная медицина, медицинская самодеятельность. Медицина и здравоохранение представляют одну из ведущих отраслей народного хозяйства, в которой заняты сотни тысяч людей, с финансированием из государственного бюджета.

Физкультурная деятельность - это деятельность по развитию физических возможностей человека, по достижению его физического совершенства. Физическое совершенство мы понимаем как оптимальное функционирование всех систем человеческого организма: сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, мышечной, костной, пищеварительной и т.д. Понятно, что спорт как высшая форма физкультуры такую задачу перед собой не ставит: ему нужны рекорды, чемпионы, сверхчеловеческие результаты. Физкультура вбирает в себя все богатство физических упражнений, спорт же по своей природе ориентирован на одноплановое специальное физическое развитие во имя высоких спортивных результатов. Последнее обусловливает и специализацию спорта, и нарастающую интенсивность спортивных тренировок, отключающих человека от другой деятельности, и возникновение специальных спортивных заболеваний, травматизм, диспропорции развития. В спорте существует ошибочная стратегия "победа любой ценой", а задачей его, как очень точно подметила олимпийская чемпионка Л. Латынина, должно быть "гармоническое развитие личности.... совершенствование человека".

Физкультура - это массовая форма физического развития населения. Ее характерными чертами являются массовость, комплексность, универсальность, непрерывность, потребность в минимальных материально-технических средствах. Одна из негативных тенденций современной России - спад интереса к массовой физкультуре и отсутствие государственной поддержки ее в школах, университетах, на предприятиях. Платность физкультуры имеет массу негативных побочных явлений, т.к. значительно снижает массовость и доступность физического совершенствования человека.

Педагогическая деятельность - это деятельность по передаче и освоению социального опыта человечества. Она осуществляется в многообразных формах образования, обучения и воспитания и, соответственно, самообразования, самообучения и самовоспитания. Образование разделяется по уровням обучения: начальное, общее среднее, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Управленческая деятельность - это деятельность по управлению отношениями людей в обществе, по мобилизации готовности людей к деятельности. Управление - это процесс организации и координации людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Управление осуществляется по функциям планирования, прогнозирования, нормирования, организации, контроля, учета, анализа и регулирования. Функции управления реализует государственный деятель, директор завода, мастер-бригадир, декан факультета, староста студенческой группы и др. В современных рыночных условиях развивается и демократическое самоуправление. Процесс демократизации общества относится как к управлению, которое надо совершенствовать, так и к самоуправлению, которое надо развивать. Все это требует формирования управленческой культуры (знания, умения, установки) каждого человека.

Всесторонне развитая личность прежде всего включается в названные восемь видов деятельности общества, это поля ее социальной активности. Но каждая деятельность предполагает готовность к ней, потребность (установки) и способность (знания и умения). Через деятельность человек становится агентом социальных институтов общества (организации, учреждения, общества и пр.), т.е. осуществляется полное овладение сферами общественной жизни.

Выделение восьми основных сфер человеческой деятельности создает методологическую основу для государственного планирования, разработки системы целевых комплексных программ: "Экономика", "Экология", "Управление", "Педагогика", "Медицина", "Физкультура", "Наука", "Искусство". В их границах могут существовать подпрограммы: скажем, в рамках целевой программы "Педагогика" могут быть выделены подпрограммы "Дошкольные учреждения", "Средняя школа", "Колледжи", "Высшая школа", "Система повышения квалификации", "Послевузовское образование".

Целенаправленное и перспективное планирование развития общества предусматривает органическое включение в это планирование человека. Аналогичным образом могут строиться и региональные (сельские, районные, городские, областные, республиканские) программы. Нужны комплексные программы всестороннего развития личности. Не случайно К. Прутков иронизировал: "Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя".

Если рассматривать общество как целостную систему в единстве способностей, потребностей, мотивации деятельности, отношений и институтов, то и человека как носителя общественной сущности надо рассматривать целостно. Отсюда и важность разработки теории сфер общественной жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта