Главная » Ядовитые грибы » Отечественная социология постепенно освобождается от. Становление и развитие отечественной социологии

Отечественная социология постепенно освобождается от. Становление и развитие отечественной социологии

Теория общественно-экономических формаций является краеугольным камнем материалистического понимания истории. В качестве вторичных базовых отношений в этой теории использованы отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические и производственные. Все многообразие обществ, несмотря на очевидные различия между ними, относятся к одной и той же ступени исторического развития, если в качестве экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате всё многообразие и множество социальных систем в истории было сведено к нескольким основным типам, эти типы получили название - «общественно-экономические формации». Маркс в «Капитале» проанализировал законы становления, развития капиталистической формации, показал её исторически приходящий характер, неизбежность новой формации - коммунистической. Термин «формация» был взят из геологии, в геологии «формация» обозначает - напластование геологических отложений определённого периода. У Маркса термины «формация», «общественно-экономическая формация», «экономическая формация», «общественная формация» употребляются в идентичном смысле. Ленин же характеризовал формацию как единый, цельный социальный организм. Формация это не агрегат индивидов, не механическая совокупность разрозненных общественных явлений, это целостная социальная система, каждый компонент которой должен рассматриваться не изолированно, а в связи с другими социальными явлениями, со всем обществом в целом.

В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами. В этом базисе и вырастает всё здание формации.

Можно выделить следующие элементы формации как целостного живого организма:

Производственные отношения определяют возвышающуюся над ними надстройку. Надстройка это совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих им отношений и учреждений. По отношению к надстройке производственные отношения выступают как экономический базис, основным законом формационного развития является закон взаимодействия базиса и надстройки. Этот закон определяет роль всей системы экономических отношений, главное влияние собственности на средства производства по отношению к политико-юридическим идеям, учреждениям, общественным отношениям (идеологическим, моральным, религиозным, духовным). Между базисом и надстройкой существует тотальная взаимозависимость базис всегда первичен, надстройка вторична, но в свою очередь она воздействует на базис, она развивается относительно самостоятельно. По Марксу воздействие базиса на надстройку не фатально, не механистично, не однозначно в различных условиях. Надстройка побуждает базис к его развитию.

В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Эти формы детерминируются способом производства, характером производственных отношений и ступенью развития производительных сил.

И, наконец, это тип и форма семьи.

Они также на каждом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

Важным вопросом является вопрос о закономерностях, общих тенденциях развития конкретно-исторического общества. Теоретики формации полагают:

  • 1. Что формации самостоятельно развиваются.
  • 2. Существует преемственность в их развитии, преемственность на основе технико-технологического базиса и отношений собственности.
  • 3. Закономерностью являются полнота развития формации. Маркс считал, что не одна формация не погибает раньше, чем разобьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора.
  • 4. Движение и развитие формаций осуществляется ступенчато от менее совершенного состояния к более совершенному.
  • 5. Страны высокого формационного уровня играют ведущую роль в развитии, они оказывают воздействие на менее развитые.

Обычно выделяют следующие типы общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включает две фазы - социализм и коммунизм).

Для характеристики и сравнения различных типов общественно-экономических формаций проанализируем их с точки зрения видов производственных отношений. Довгель Е.С. выделяет два принципиально разных их типа:

  • 1) такие, в которых люди принуждаются к труду насильственно или экономически, при этом у них отчуждаются результаты труда;
  • 2) такие, в которых люди трудятся по доброй воле, заинтересованно и обоснованно участвуют в распределении результатов труда.

Распределение общественного продукта при рабовладельческих, феодальных и капиталистических отношениях осуществляются по первому типу, при социалистических и коммунистических - по второму типу. (При первобытнообщинных общественных отношениях распределение осуществляется бессистемно и какой-либо тип выделить трудно). При этом Довгель Е.С. считает, что и «капиталистам», и «коммунистам», приходится констатировать: капитализм в экономически развитых странах сегодня - это только лишь традиционные слова и «таблички в мозгах», как дань безвозвратно прошедшей Истории, в сущности же, общественно-производственные отношения высоких уровней развитости (социалистические и коммунистические) являются уже весьма распространенными в странах с наиболее высоким уровнем эффективности производства и жизни людей (США, Финляндия, Нидерланды, Швейцария, Ирландия, Германия, Канада, Франция, Япония и др.). К СССР же определение страны, как социалистической применялось необоснованно. Довгель Е.С. Теория общественно-экономических формаций и конвергенция идеологий в экономике. «Организация и управление», международный научно-практический журнал, 2002, № 3, с. 145. С этой позицией согласен и автор данной работы.

Среди основных недостатком формационного подхода можно назвать недооценку способности капиталистического общества к самостоятельному изменению, недооценка «развиваемости» капиталистического строя это недооценка Марксом своеобразия капитализма в ряду общественно-экономических формаций. Маркс создаёт теорию формаций, рассматривая их как ступени общественного развития, причём в предисловии «К критике политической экономии» он пишет «Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человеческого общества». Маркс установил объективную взаимозависимость между уровнем развития и состоянием общества, сменой типов его экономической аргументации, он показал всемирную историю как диалектическую сменяемость общественных структур, он как бы упорядочил ход мировой истории. Это было открытием в истории человеческой цивилизации. Переход от одной формации к другой совершался у него через революцию, недостатком марксисткой схемы является представление об однотипности исторических судеб капитализма и докапиталистических формаций. И Маркс, и Энгельс, прекрасно осознавая и многократно обнаруживая глубочайшие качественная отличия капитализма от феодализма с удивительным постоянством подчеркивают однотипность, однопорядковость капиталистической и феодальной формации, подчинённость их одному и тому же общеисторическому закону. Они указывали на одинаковые по типу противоречия между производительными силами и производственными отношениями, там и тут фиксировали неспособность с ними справиться, там и тут фиксировали гибель как форму перехода общества на другую, более высокую ступень развития. Марксова смена формаций напоминает смену человеческих поколений, не одному поколению не дано прожить два жизненных срока, так и формации приходят, расцветают, умирают. Эта диалектика не касается коммунизма, он принадлежит другой исторической эре. Маркс и Энгельс не допускали мысли, что капитализм может открыть принципиально новые способы разрешения своих противоречий, может выбрать совершенно новую форму исторического движения.

Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу теории формаций, не является сейчас бесспорным. Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в, но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия: существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства в той или иной форме в важный фактор общественных производственных отношений; видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.

В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо отметить: Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. «Глобализация» его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма.

Выявленные в формационном подходе недостатки учитывает в некоторой степени цивилизационный подход. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разно качественность; утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе. Цивилизационный подход помогает увидеть в истории, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Социология в России прошла в своем развитии четыре исторических периода:

  • 1) дореволюционный (с 1860-х до 1917 г.);
  • 2) постреволюционный (с 1917 по 1937 г.);
  • 3) послевоенный (с 1957 по 1992 г.);
  • 4) современный (с 1992 г. по настоящее время).

Каждый исторический период в развитии социологической науки связан с крупными историческими и политическими событиями в нашей стране:

  • – первый период ограничен падением крепостного права (1861), развитием капитализма, социалистической революцией (1917):
  • – второй период характеризуется установлением советской власти, борьбой с "буржуазной" наукой, расцветом социологической мысли, а затем репрессиями (1937);
  • – третий период наступает после большого перерыва, с хрущевской оттепели, и связан с развитием эмпирических исследований и теоретической мысли в послевоенном СССР;
  • – четвертый, современный период знаменует распад Советского Союза, переход от социализма к капитализму, коренные изменения в социально- экономическом укладе общества.

Россия наряду с Францией, Германией, Англией, США и Италией принадлежит к шести великим социологическим державам, внесшим наиболее весомый вклад в мировую социологию.

Развитие социологии в нашей стране характеризуется следующими содержательными моментами.

  • 1. В течение 100 лет российскую социологию создавали не социологи, если брать в качестве критерия базовое образование.
  • 2. Институционализация отечественной социологии отстала от мирового уровня на 100 лет, если брать в качестве критерия время появления университетского социологического образования в США в 1892 г.
  • 3. Россия относится к странам с прерывной традицией социологического образования вместе с Германией и Италией.
  • 4. На протяжении всех четырех исторических этапов (на первом в меньшей степени, а на трех других – в большей) в отечественной социологии доминировала философская ориентация, в рамках которой господствующие позиции занимал марксизм.

Дореволюционный период

Дореволюционный период подразделяется на три этапа: 1) середина 1860-х – первая половина 1880-х гг.; 2) вторая половина 1880-х – конец 1890-х гг.; 3) 1900–1917 гг.

Как и на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне философии, когда другие социальные науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов, и поначалу формировалась в русле позитивистской традиции.

Русская дореволюционная социологическая мысль начинала свое развитие с того же теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология. Идеи О. Конта, пожалуй, даже раньше, чем на его родине, были изучены в России. Передовая интеллигенция тянулась ко всему новому, свежему. Русские социологи как с равными полемизировали с О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Выдающийся статистик А. И. Чупров оставил после себя глубокое эссе о неокантианской социологии. Наша страна дача миру социологов экстра-класса. Достаточно назвать Μ. М. Ковалевского и П. А. Сорокина.

Первый этап (1860–1880-е гг.)

На первом этапе в отечественной социологии доминировал позитивизм. В России О. Копта хорошо знали и любили. Пожалуй, ни в одной стране мира его идеи не разрабатывались так активно, как в России. Позитивизм привлекал не только своим научным, но и социальным пафосом: желанием немедленно переделать общество на строго научных основах.

Позитивистски ориентированная социология была представлена в России целым спектром различных подходов и направлений:

  • географическая школа (Л. И. Мечников);
  • органицизм (П. Л. Лилиенфельд, А. И. Стронин);
  • психологизм (субъективная школа – П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, С. Н. Южаков, социопсихологизм – Е. В. Де Роберти).

Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским, или материалистическим. Во многом продвижению точного метода в социальных науках способствовали достижения земской статистики – местных исследований, предпринятых на земские средства, в ходе которых опрашивались крестьяне, изучался их хозяйственный уклад и образ жизни. На становление социологии повлияли усложнение социальной структуры русского общества, активный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.

С середины 1860-х гг. в России появляются работы, в которых неоднократно встречается термин "социология", хотя новая наука все еще рассматривается как "философия истории на научной основе". В конце 1860-х гг., отмечал крупнейший историограф русской социологии Н. И. Кареев, "позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход".

Передовая отечественная журналистика выступала с критикой и требованием пересмотра архаических заветов и преданий прошлого, устаревших институтов и организаций. Наука об обществе – социология – многим представлялась тогда наиболее надежным помощником в деле преобразования русского общества. Русские мыслители предлагали не верить, а изучать и измерять; не преклоняться перед стариной, а разрабатывать практические программы обновления общества.

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не был непрерывным

процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам; субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением

географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского социолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую известность. Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной. Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.

Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация. В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренческий направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований. Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

В России первые шаги развития социологии связаны с педагогической деятельностью Н.И. Карссва (1850-1931). Этот российский обществовед в конце XIX в. прочитал первый систематический курс по социологии студентам Санкт-Петербургского университета. Затем он обобщил опыт этого чтения в своей работе «Введение в изучение социологии» (1897), ставшей первым русским учебником по социологии и выдержавшим два переиздания (1903, 1913).

Особую роль в развитии социологии сыграла открытая в Париже в 1901 г. Русская высшая школа общественных паук. В ней читали лекции виднейшие ученые и общественные деятели Франции и России, в том числе И.И. Мечников, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Лепин). Здесь на практике нарабатывались и «обкатывались» дидактические материалы по преподаванию социологии, в частности читались такие курсы, как «Введение в социологию» и «Социология в России», «Общая социология», «Роль личности в истории», «Юриспруденция и социология», «Философия и методология естественных и общественных наук». Школа подготовила условия для утверждения социологии в России. И этот процесс начал постепенно осуществляться, несмотря на явное противодействие со стороны правящей администрации и консервативно мыслящих обществоведов, которые в большинстве своем воспринимали социологию как теорию слишком радикальных социальных преобразований. (Достаточно сказать, что книга Л. Уорда «Динамическая социология», переведенная на русский язык в 1891 г., была сожжена по специальному решению царского правительства.)

В 1908 г. был открыт Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, который возглавил известный русский ученый В.М. Бехтерев. Целью этого учебного заведения стала подготовка медиков и педагогов особого профиля в области психологии и неврологии. Четыре факультета - основной, педагогический, юридический и медицинский - имели различные отделения и ряд специальных кафедр, в том числе кафедру социологии. Руководителями кафедры стали М.М. Ковалевский и Е. дс Робсрти. А среди первых слушателей были П.А. Сорокин, К.М. Тахтарсв и С.З. Кацснбогсн. Так постепенно социология стала внедряться в учебные планы российских университетов. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета, в 1916 г. было учреждено Русское социологическое общество.

Социология в России продолжала развиваться и в первые годы советской власти. В 1919 г. был образован Социобиблиогра- фичсский институт, которым руководил К.М. Тахтарсв. Основной целью института была пропаганда социологических знаний. Здесь проходили семинары и читались курсы лекций по общим и частным вопросам социологии. Н.А. Гредсскул, например, читал курс «История социологических учений», А.А. Гизетти - «История русской социологической мысли», П.А. Сорокин - «Социологическая аналитика и механика», П.И. Люблинский - «Уголовная социология».

В 1920 г. в Петроградском университете был создан факультет общественных наук с социологическим отделением и кафедрой социологии, которую возглавил П.А. Сорокин. Этот момент можно считать высшей точкой институционализации социологии в России, ибо социологов начинают готовить как профессионалов. Примечательно и то, что П.А. Сорокин издал и первые учебники по социологии в условиях новой советской власти: в 1920-е гг. вышли в свет его работы «Общедоступный учебник по социологии» и «Система социологии» (в двух томах), которые стали первыми учебными пособиями социологов-профессионалов.

В этот же период открывается кафедра социологии в Ярославском университете. Социологию как самостоятельную дисциплину изучают даже в средних учебных заведениях, чему содействовала большая организационная работа, проводимая Н.И. Кареевым.

К указанному времени относится и начало институционализации социологии в Беларуси: в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, первым ректором которого стал профессор В.И. Пичета. Среди четырех факультетов был и факультет общественных наук (ФОН) с рядом специализированных кафедр, одной из которых была кафедра социологии и первобытной культуры. Руководителем этой кафедры стал профессор С.З. Каценбоген, который одновременно являлся деканом факультета и проректором университета. Студентам этого факультета читались курсы по общей (или генетической) социологии, по проблемам организации труда, экономического развития, социологии права, культуры, семьи, религии и т.д. Уже в 1923 г. в университетском издании «Труды БГУ» (1923. № 4-5) был опубликован первый в республике курс социологии, прочитанный С.З. Каценбогеном, а в 1925 г. этот курс вышел отдельной книгой.

О развитии социологии говорит и тот факт, что с ростом масштабов социологического обучения усиливаются и тенденции проведения конкретных социологических исследований.

В Беларуси систематические исследования велись в области социально-экономических и политических процессов, культурологического развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гаваровский, С.М. Риверс), проблем молодежи (Б.Я. Смулевич, П.Я. Папкевич).

Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры (Инбслкульта) и создания на его базе в 1929 г. Белорусской Академии наук, которую возглавил В.М. Игиатовский.

Расширение научных исследований проблем общественной жизни положительно сказалось на процессе совершенствования самой науки, отработки методик исследования, получения конкретных научных результатов. Однако эти результаты резко расходились с теми идеологическими установками, которые пропагандировались властными структурами, что и предопределило негативное отношение в советском обществе к социологии вообще и к прикладной социологии в особенности. Социология если и допускалась, то только как чисто теоретическая наука, причем она полностью отождествлялась с историческим материализмом.

В период хрущевской «оттепели» ситуация начинает постепенно меняться. Расширяются международные контакты ученых, происходит обмен учеными и аспирантами. В СССР (и в странах социалистического лагеря в целом) оживляется интерес к социальной проблематике, к трудам западных социологов. Именно в этот период вновь появляются переводы работ зарубежных авторов, правда, с грифом «Для научных библиотек», т.е. рассчитанные на очень узкий круг специалистов. К изданиям такого рода можно отнести книгу Г. Беккера и А. Боскова «Современная социологическая теория» (1961) и Дж. Тернера «Структура социологической теории» (1985). В последней раскрывается суть западной теоретической социологии и показывается возможность иной, нежели в рамках исторического материализма, интерпретации социальных явлений.

Это, однако, не меняло идеологической ситуации в стране. От советских авторов по-прежнему требовался резкий критический разбор зарубежных концепций. Правда, некоторые из них, нс избегая критики, стремились дать более или менее объективную информацию о зарубежных авторах, пытались выявить то положительное, что имело место в критикуемых работах. Этим положительным ядром явились вопросы методологии и техники конкретно-социологических исследований. Большое значение в этом плане имели исследования Г.В. Осипова «Современная буржуазная социология» (1964), Г.М. Андреевой «Современная буржуазная эмпирическая социология» (1965), А.Г. Здравомыслова «Методология и процедура социологического исследования» (1969), В.А. Ядова «Социологическое исследование» (1972), «Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях» (1979) и др.

Перечисленные публикации не только имели научную ценность, но и служили учебной литературой для тех, кто стал самостоятельно проводить конкретно-социологические исследования. Продолжал расширяться и процесс институционализации социологии. В Ленинградском государственном университете была организована лаборатория социологических исследований под руководством В.А. Ядова. В 1969 г. в АН СССР открылся Институт конкретно-социологических исследований, который возглавил А.М. Румянцев (в 1972 г. был переименован в Институт социологических исследований). С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования» (главными редакторами которого были А.Г. Харчев, А.В. Дмитриев, в настоящее время - Ж.Т. То- щенко). В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация, первым председателем которой стал Ю.П. Францев. В учреждениях партийного просвещения стали читаться спецкурсы по социологической тематике, в том числе по методике социологического исследования.

На фойе этих позитивных тенденций оживился интерес к социологии и в Беларуси. Внимание к ней стали проявлять не только ученые, по и партийное руководство. Осенью 1965 г. вышло постановление ЦК КП Б «Об организации конкретно-социологических исследований в республике», в значительной мерс стимулировавшее решение ряда организационных вопросов, направленных на создание социологических служб и специальных исследовательских лабораторий. В 1967 г. в БГУ была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований, которую в разные годы возглавляли И.Н. Лущицкая, С.И. Дс- ришев, И.И. Зубов, Ю.Г. Юрксвич, Г.П. Давидюк, С.Д. Лаптенок. В 1968 г. в составе Института философии и права Академии наук БССР был открыт сектор проблем социологических исследований, преобразованный в Центр социологических исследований (1989), который в свою очередь подготовил базу для открытия в 1990 г. Института социологии (директор-организатор академик НАН Беларуси, профессор Е.М. Бабосов).

В 1960-е - начале 1970-х гг. в вузах республики на базе общественных кафедр стали создаваться хоздоговорные группы и лаборатории социологического профиля. Как в СССР, так и в БССР начали активно изучать проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления, социологии города, села, семьи и брака, трудящейся и студенческой молодежи и т.д. Одним словом, социология, казалось бы, заняла подобающее ей место в общественном сознании. Однако не хватало главного звена институционализации - вузовской подготовки специалистов, профессионально занимающихся социологическими исследованиями. С каждым годом все острее становилась проблема нехватки профессиональных социологических кадров, необходимость их вузовской подготовки. Пионером в решении этой проблемы стала БССР. Именно в БГУ, задолго до того как в вузах Советского Союза стали открываться отделения и факультеты социологии, была предпринята первая попытка подготовки социологов-профессиопалов. Инициатором ее стал профессор Г.П. Давидюк, который в свое время заведовал отделом социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, а в 1973 г. возглавил кафедру философии гуманитарных факультетов БГУ. Он открыл специализацию по прикладной социологии на философском отделении исторического факультета БГУ. Специальность «Прикладная социология» была открыта и в аспирантуре университета. В 1977 г. состоялся первый выпуск студентов, в дипломах которых уже значилась новая специальность.

Перестройка, в корне изменившая облик социалистического общества, раскрыла перед социологией новые возможности. Окончательно были сняты все запреты па ее полноценное развитие. В 1989 г. открылся социологический факультет в МГУ имени М.В. Ломоносова, деканом которого стал профессор В.И. Доб- репьков. На этом факультете были созданы специализированные кафедры и лаборатории социологического профиля, открыты аспирантура и докторантура, созданы советы по защите докторских диссертаций по социологическим специальностям. Постепенно социология приобрела статус полноценной институциона- лизировапой пауки, которая заняла достойное место в системе вузовского образования.

В этом же году в БГУ был открыт философско-экономический факультет с отделением социологии. Его деканом был назначен профессор А.Н. Елсуков. Этому факультету были переданы отделения философии и политической экономии, ранее существовавшие в рамках исторического факультета. На новом факультете были открыты кафедра социологии (ее первым руководителем стал А.Н. Елсуков, в настоящее время кафедру возглавляет член- корреспондент НАН Беларуси профессор А.Н. Данилов), аспирантура, докторантура и создан совет по защите докторских диссертаций по социологии, которым руководит профессор Д.Г. Рот- ман. После отделения от факультета экономической специальности он получил новое название - «факультет философии и социальных наук». Его деканом является доктор социологических наук, профессор А.В. Рубанов. На факультете издаются два научных журнала («Социология», «Философия и социальные науки»), на страницах которых широко представлены публикации белорусских, российских и западноевропейских авторов.

Таким образом, социология в России и Беларуси приобрела все признаки сформировавшегося научного знания и заняла достойное место в арсенале современных наук об обществе.

1. Становление и развитие российской социологии

2. Современный этап развития отечественной социологии

1. Становление и развитие российской социологии

Российская (русская) социология – уникальный феномен не только национальной, но и мировой культуры. Однако до сих пор история социологии в России – это наименее изученный раздел социологической науки, что обусловлено в первую очередь историческими причинами. С самого начала своего зарождения и становления русская социология была поставлена в весьма неблагоприятные условия по сравнению с теми, которые были созданы для нее в странах Западной Европы и США.

Несмотря на все сложности и трудности, российская социология успешно развивалась, смогла подняться на уровень мировых достижений и даже во многом превзойти и опередить по времени западную социологическую мысль. К середине 20-х г. XX в. она достигла научной зрелости, которая характеризовалась теоретико-методологической интеграцией, достижениями эмпирического уровня исследований, успешной институционализацией.

Социология в России возникает в 60-е г. XIX в. Можно выделить три группы причин появления и распространения социологической науки: социально-экономические, естественно - научные и идейно-теоретические.

К социально-экономическим причинам, безусловно, относится отмена крепостного права в 1861 г., которая повлекла за собой изменения во всех сферах жизни общества – экономической, политической, социальной, духовной. Начинается развитие индустриального производства, становление капиталистических отношений. В связи с этим изменяется и усложняется социальная структура общества: появляются новые классы и слои городской и сельской буржуазии, пролетариата, разночинцев и др. Происходит значительное оживление социально-полити-ческой жизни, связанное с бурной деятельностью народников, революционеров и других общественных организаций. Все эти процессы, конечно же, требовали изучения и анализа.

К естественно-научным предпосылкам можно отнести крупнейшие научные открытия, сделанные в середине XIX в. Это, прежде всего, эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, достижения в области химии, физики, математики. Открытие фундаментальных законов позволило получить точное и строгое знание о природном мире. Естественно, был поставлен вопрос о возможности получения подобного знания в отношении мира общественного.

Наконец, идейно-теоретические причины появления социологии в России связаны с влиянием отдельных как отечественных (западничество и славянофильство), так и западных (позитивизм) теорий и концепций.

Отечественная социология обладает рядом уникальных черт, отличающих ее от западной социологии, благодаря которым она приобрела собственные оригинальные формы и стала самостоятельно развиваться именно в русле своих национальных традиций:



1. Социальная мысль в России изначально, уже в первой половине XIX в. формировалась в русле философии истории. К середине века получили развитие социальные теории, в которых органично соединялись социальная философия и социологические элементы. В начале XX в. появляются уже собственно социологические теории.

2. Русская социология явилась ответом на потребности отечественной социальной жизни. Она была постоянно включена в социально-политическую практику. Российские социологи стремились предложить проекты правильного (на их взгляд) общественного устройства, т.е. пытались перевести теоретические положения на уровень практических программ, хотя и не всегда удавалось преодолеть оторванность социологии от реальных социально-политических процессов. Представители ведущих политических и идеологических кругов не осознавали (или не хотели осознавать) имевшуюся в обществе высокую потребность в конкретной науке о нем. Социологи подвергались гонениям и преследованиям.

3. Именно в отечественной социологии произошло четкое разделение на субъективистскую и объективистскую парадигмы, которые не только существовали отдельно друг от друга, но и имели тенденцию к постоянному сближению. В рамках объективизма предметом исследования являлось общество, рассматриваемое как система, имеющая внутренние закономерности. Задача социолога заключалась в описании и объяснении объективно существующих связей. Представители субъективизма обращались к жизненному миру конкретного человека, и их основной задачей становилось понимание этого мира.

4. Активно осваивались достижения зарубежной социологии. Отечественные социологи, в отличие от своих зарубежных коллег, которые имели слабое представление о развитии социологической науки в России, постоянно знакомились с достижениями западной социологической мысли.

Несмотря на все многообразие русской социологии, можно выделить ряд общих проблем и типологических черт, которые были присущи фактически всем направлениям и школам.

Во-первых, это использование органического подхода к анализу общества, т.е. стремление рассматривать мир как иерархизированное целое. Отсюда склонность отечественных социологов к широким социальным обобщениям, попытки найти общезначимый социальный идеал, ориентируясь на который можно освободить общество от элементов, разрушающих его органичность и гармонию.

Во-вторых, акцентирование внимания на проблематике социальной эволюции и прогресса, поиск объекта эволюции, критериев и «формул» прогресса.

В-третьих, переплетение утопической и реалистической линий в социальной мысли. Утопическая линия характеризовалась одномерностью социального мышления, исходила из представлений об обществе как механическом агрегате и из принципа социального конструктивизма. Считалось, что достаточно создать научный социальный проект, осуществить его революционным путем, полагаясь при этом просто на волю к изменениям, и тем самым ускорить исторический процесс.

Реалистическая линия утверждала многофакторный подход. Общество понималось как сложная, динамическая, равновесная система. Обосновывалась необходимость соразмерной эволюции. Осуществлялся поиск согласования интересов различных социальных субъектов. Утверждались идеи солидарности, кооперации, взаимной помощи.

В-четвертых, ярко выраженный интерес к проблемам социального поведения, социальной мотивации, социальной структуры, личности и группы.

Традиционно в истории развития русской социологии выделяют два основных этапа: классический (60-е г. XIX в. – 10-20-е г. XX в.) и современный (с 1917 г. – до наших дней).

В рамках классического этапа условно вычленяют три основных периода: первый - 1860-1890-е гг., второй – 1890-е гг. – начало ХХ в., третий – начало ХХ – рубеж 10-20-х гг. ХХ вв.

В рамках первого периода развития российской социологии (1860-1890-е г.) сложилось несколько основных направлений: позитивистское, натуралистическое в нескольких своих вариациях (органицизм, географический детерминизм); субъективное направление и экономический материализм. Но доминировали, прежде всего, позитивистские идеи. Российских ученых привлекало в позитивизме стремление его сторонников создать новую науку об обществе, дающую точное и конкретное знание о нем, использование методов естественных наук для исследования социальных явлений и процессов. Этим отличались труды М.М. Ковалевского, П.Ф. Лилиенфельда, А.И. Стронина, Л.И. Мечникова, Н.Я. Данилевского.

Наряду с позитивистским, огромное значение имело субъективное (иногда этико-субъективное) направление, являющееся исконно русским. К числу наиболее видных его представителей относятся П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, Н.И. Кареев. Представители данного направления основным элементом общества считали личность, следовательно, социолог, по их мнению, должен изучать внутренний мир человека, его устремления и помыслы, т.к. именно они влияют на поведение, а не внешние факторы. В качестве инструмента исследования предлагалось использовать субъективный метод, который и являлся подлинно социологическим, в отличие от естественнонаучных. Суть метода заключалась в «сопереживании» социолога исследуемому субъекту. Социолог как бы «вживался» в роль того, кого он исследовал, и смотрел на мир его глазами. Основными темами субъективного направления являлись проблемы личности в истории, ее возможностей по улучшению общества в целом, проблемы взаимодействия личности и массы. При этом особое внимание уделялось этическим и нравственным аспектам деятельности личности.

Второй период развития социологии в России (1890-е г. – начало ХХ в.) был связан с критикой позитивизма и попыток соединения социологии с естествознанием. Появляются антипозитивистские идеи. Центральная роль в этом принадлежала неокантианскому направлению, представители которого (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов) считали, что нельзя рассматривать жизнь общества лишь как часть природного процесса и, соответственно, недопустимо изучать социальные процессы, явления с помощью методов естественных наук.

Ошибкой позитивистов, по мнению неокантианцев, являлось то, что они стремились рассматривать общество как целое, упуская из виду его отдельные стороны. Социальная же жизнь, в понимании неокантианцев, представляет собой культурно-ценностные аспекты человеческого поведения, обладающего неповторимостью, уникальностью, особенностью. Задача социолога – не просто выявить и объяснить какое-либо явление, но и оценить его.

В рамках второго периода обострились отношения российской социологии и власти. Это было связано с негативными оценками политической жизни страны социологами и попытками их непосредственного участия в политической деятельности. Долгое время ученым не разрешали открывать свои кафедры, создавать научные объединения, выпускать собственные периодические издания. Публиковались только те работы, которые прошли жесткую цензуру. Многие видные социологи того времени (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтерев, П.Ф. Лилиенфельд) вынуждены были печататься за рубежом. Но с трудами отечественных социологов стали знакомится за границей, там они получили одобрение и признание, их стали привлекать к участию в международных социологических конгрессах.

Третий период в развитии отечественной социологии (начало ХХ в. – рубеж 10-20-х г. ХХ в.был ознаменован появлением неопозитивизма. Его представители (А.С. Звоницкая, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев) считали, что следует исследовать не общество в целом и не личность, а социальные действия, социальное поведение, социальные связи, социальные взаимодействия.

Развитие неопозитивизма в русской социологии связано также с существенной модернизацией самой социологической науки. Неопозитивисты считали, что она, во-первых, должна превратиться в описательную науку. Во-вторых, необходим резкий отказ от всякого рода редукционизма. В-третьих, получать точные данные стоит путем проведения эмпирических исследований. В-четвертых, как можно более эффективно следует использовать социологическое знание в практических целях. В-пятых, необходимо попытаться преодолеть негативное отношение власти к социологии. Активное влияние неопозитивистского направления на социологическую науку существенно изменило ее структуру и содержание.

Параллельно неопозитивизму развиваются такие направления, как «христианская социология» (Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, С.А.Франк), легальный (П.Б.Струве, М.И.Туган-Баранов-ский) и ортодоксальный (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов) марксизм.

В 1908 г. при Психоневрологическом институте создана первая в России кафедра социологии. Стоит отметить, что институт был частным, а государство по-прежнему настороженно относилось к социологической науке. В 1912 г. была открыта социологическая секция на историческом факультете Петербургского университета. В 1916 г. образовывается Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского.

Таким образом, в рамках классического этапа отечественная социология развивалась относительно благополучно. Определялась ее объектная и предметная область, вырисовывалась структура социологического знания, выбирались методы исследования, усложнялось содержание. К сожалению, эти процессы были прерваны в 20-30-е г. XX века.

2. Современный этап развития отечественной социологии

С 1917 г. по 1922 г. отечественная социология развивалась преимущественно как теоретическая наука. Эмпирические исследования почти не проводились, хотя потребность в них безусловно назрела к этому времени. В целом, отношение к социологии на первых порах после Октябрьской революции было положительным. Начался процесс ее институционализации. Активно издавалась социологическая литература как марксистского (Е.А. Энгель, Н.И. Бухарин), так и немарксистского толка (В.М. Хвостов, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев). Постепенно начинают появляться союзы, секции по изучению общественных наук.

В 1918 г. был создан Социо-библиологический институт, который представлял собой ассоциацию ученых и был призван решить несколько задач: популяризация социологического знания, оказание помощи всем желающим в ознакомлении с литературой по социальным наукам, проведение социологических исследований.

В 1919 г. Социо-библиологический институт был преобразован в Социологический институт. В нём стали работать такие выдающиеся ученые того времени, как К.М. Тахтарев, Н.Л. Гредескул, П.А. Сорокин. В институте велась работа по учету и систематизации всех трудов (книг, статей, брошюр), касающихся социальных вопросов; по популяризации социологии и социальных знаний; по разработке социальных вопросов путем самостоятельных исследований и опубликованию их результатов.

В 1919 г. возобновило свою работу «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского», председателем которого был избран Н.И. Кареев. Исследователи, педагоги и просто люди, желающие получить знания по социологии, регулярно собирались и слушали лекции и доклады ведущих ученых – П.А. Сорокина, К.М. Тахтарева, Н.А. Гредескула, Н.И. Кареева, А.А. Гизетти, П.И. Люблинского и др.

Именно Социологический институт и «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского» стали центром борьбы с марксизмом в области социологии. Впоследствии это явилось одной из причин прекращения деятельности Института и Общества. Социологический институт был закрыт в 1921 г., чуть позднее эта участь постигла «Русское социологическое общество». Власти прекрасно понимали, что нельзя давать возможность проводить исследования и издавать книги по социологии профессорам либерального направления.

Систематическая социологическая работа велась в «Лаборатории по рефлексологии социальных групп», созданной по инициативе П.А. Сорокина при Институте по изучению мозга и психической деятельности. Основной задачей данной лаборатории являлось изучение влияния профессии на поведение людей.

В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете II Петроградского государственного университета была создана первая в стране кафедра социологии, с таким руководителем, как П.А. Сорокин. На факультете стали читаться такие курсы, как: «Система социологии», «История социологических учений», «История социалистических учений». Факультативно велись «Уголовная социология» и «Этика общежитий». Была введена ученая степень по социологии.

Народный комиссариат по делам просвещения разрешил преподавать социологическую науку в школах. Была поставлена задача обеспечить переход к всеобщему обязательному изучению социологии. Однако правительство, увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. Вместо социологии было введено изучение так называемой «политической науки» - «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Конституция СССР» и др. Таким образом, положение социологической науки стало еще хуже, чем это было до 1917 г.

В связи с тем, что подавляющее большинство социологов являлись представителями враждебных марксизму идеалистических направлений, в отношении их самих и социологической науки стали планомерно производиться запретительные действия. В 1922 г. была закрыта кафедра социологии. Её руководитель П.А. Сорокин вместе с другими «идеалистами» отправлен за пределы страны на «философском пароходе». В 1923-1924 г. в вузах Петрограда было введено преподавание курса «Исторического материализма».

В конце 1924 г. прекратили свою деятельность «Философское общество», «Вольная философская ассоциация» и другие независимые объединения. Перестали издаваться журналы «Экономист», «Литературные записки», «Мысль» и др., в которых популяризировались идеи немарксистских философов и социологов.

Дореволюционная интеллигенция стала подвергаться гонениям. Результатом действий советского правительства в отношении нее стало прекращение научной, преподавательской и публицистической деятельности в сфере социологии. Значительная часть ученых вынуждена была уехать из страны. Лишь единицы социологов перешли на позиции марксизма.

Несмотря на все перипетии, в 20-30-е г. XX в. отечественная социология развивалась и на теоретическом, и на эмпирико-прикладном уровнях. В области теории шли разработки предмета и структуры марксистской социологии, ставился вопрос о соотношении социологии и марксистской теории общества. В связи с этим можно выделить несколько основных векторов развития марксистской социологии:

1. Отождествление социологии с историческим материализмом. Данная позиция имела наибольшее теоретическое влияние и была сформирована под влиянием книги Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологи» (1921 г.). Н.И. Бухарин и его последователи (С.А. Оранский, С.Ю. Семковский, Н.Н. Андреев, Д.С. Садынский) считали, что исторический материализм – это и есть социологическая теория марксизма. Они доказывали, что социология является самостоятельной наукой, но остается дополнительной по отношению к философии марксизма, к диалектическому и историческому материализму.

2. Убеждение, что социология – не отдельная наука, а составная часть философии. Данной позиции придерживались С.Я. Вольфсон, З.Е. Черняков, С.З. Каценбоген и др.

3. Направление, согласно которому в историческом материализме можно выделить философский и социологический аспекты. Первый заключается в материалистическом понимании истории, второй – в признании общей теории социальной жизни (В.В. Адоратский, И.П. Разумовский и др.).

4. Антисоциологическое направление, представители которого (А.М. Деборин, И.Н. Луппол и др.) отрицали социологическое значение исторического материализма. Он рассматривался только как научно-философская теория общества. Не признавалось право социологии на самостоятельное существование, её считали враждебной буржуазной лженаукой, и сам термин «социология» следовало изъять из употребления. К концу 20-х гг. именно эта позиция стала преобладающей.

В это же время, помимо дискуссии о соотношении марксистской и немарксистской социологии, широкое распространение вновь получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений и процессов, суть которых заключалась в том, что социология рассматривалась как часть естествознания, а при изучении общества ученые опирались на законы развития природы. Имели место такие теории, как «коллективная рефлексология» (В.М. Бехтерев), «фитосоциология» (И.К. Пачосский, В.Н. Сукачев), «зоосоциология» (М.А. Мензбир), «физиологическая социология» (Г.П.Зеленый, В.В.Савич), «социальный дарвинизм» (Н.А.Гредескул, Д.С. Садынский).

В научной литературе всё-таки поднимались вопросы социальной и национальной структуры общества, процессов классовой дифференциации.

Помимо теоретической социологии, в 20-е г. XX в. активно развивается эмпирическая социология. Прикладные и эмпирические исследования были посвящены проблемам труда и быта рабочих и крестьян, развития города и деревни, социальным аспектам развития производства (вопросы научной организации труда, производственных коллективов, социального управления), бюджетам времени различных категорий населения, проблемам культуры и образования, брака и семьи, образа жизни сельской, рабочей, студенческой молодежи и многим другим.

Благодаря организации и проведению конкретно-социологических исследований появляется отраслевая социология. Наиболее значимых успехов достигли такие отрасли социологического знания, как социология труда, социология управления, социология деревни, социология города, социология брака и семьи, социология образования и воспитания, социология религии, социология народонаселения и др.

Разрабатывается и совершенствуется методология, методика и техника социологического исследования. В качестве методов исследования чаще всего использовались массовые опросы, беседы, интервью, наблюдения, анализ бюджетов времени. Социологическому анализу подвергались данные социальной статистики.

Безусловно, существовал ряд серьезных недостатков в области разработки, организации и проведении конкретных исследований. Но надо понимать, что это были самые первые шаги эмпирической социологии. В ходе проводившихся исследований накапливался очень важный материал, который в дальнейшем становился основой для теоретических обобщений и практических выводов.

В начале 30-х г. резко сужается масштаб социологических исследований. Этому способствовали те обстоятельства, о которых речь шла ранее – победа «антисоциологической» линии, в рамках которой отрицалось право социологии на существование. Новой власти не нужна была (да и опасна для нее) наука, открывающая глаза на многие проблемы и вскрывающая противоречия общественных процессов.

Таким образом, в конце 20-х – начале 30-х г. XX в. развитие социологии было прекращено чисто волевым решением. В последующие 30 лет не разрабатывалась социологическая теория и не проводились конкретные исследования.

Вновь право на существование социология получает лишь в конце 50-х – начале 60-х г. XXв., во времена так называемой «оттепели», когда появились некоторые идеологические свободы и возможность, хотя и существенно ограниченная, творчества в области социальных наук. Правда, с конца 50-х г. до второй половины 80-х гг. социология развивалась, в основном, как эмпирическая наука. Разработка социологической теории по-прежнему находилась под идеологическим контролем.

В 1956 г. советские социологи приняли участи в работе III Всемирного социологического конгресса (г. Амстердам). В 1958 г. в Москве состоялось Международное совещание социологов, которое посетили президент Международной социологической ассоциации Ж. Фридман и ряд других известных социологов (Р. Арон, Т. Боттомор, Э. Хьюз и др.). В этом же году была создана Советская социологическая ассоциация, первым президентом которой стал Ю.П. Францев.

В этот период были проведены серьезные конкретные социологические исследования рабочего класса, крестьянства, научно-технического прогресса, брака и семьи, образования и др. Особая роль в этих исследованиях принадлежит Уральской социологической школе. В 1961 г. по итогам исследования, выполненного уральскими социологами на промышленных предприятиях, вышла книга «Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР» под редакцией М.Т. Иовчука. Эта была первая после столь долго перерыва книга, представлявшая результаты исследования. Она получила положительную оценку и дала импульс к дальнейшему исследованию проблем рабочего класса.

В 1960 г. в Уральском государственном университете была открыта первая в стране социологическая лаборатория, работниками которой проведены несколько серьезных конкретно-социологических исследований. Наиболее известное из них – это исследование социальной мобильности, описанное в книге М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова «Социальные перемещения». В отличие от западных исследователей социальной мобильности, наши социологи исходили из идеи о равном социальном положении людей в социалистическом обществе. Поэтому они рассматривали горизонтальные перемещения между равными социальными группами, а вертикальная мобильность в расчет почти не принималась, разве что при изменении образовательного, квалификационного, профессионального статуса внутри основных классов и групп советского общества. Авторы исследовали межпоколенные перемещения между группами рабочих, служащих, специалистов. В 1964 г. открывается первая кафедра конкретных социологических исследований в МГУ.

В 1968 г. создается Институт конкретных социологических исследований, в котором складывается уникальная атмосфера для научного творчества: возможность проведения исследований и публикация их результатов, привлечение к работе лучших социологов страны, организация научных дискуссий и т.п. В 1974 г. стал издаваться первый в стране социологический журнал «Социологические исследования» («Социс»). Быстро развиваются центры социологии в различных регионах страны (Москва, Ленинград, Урал, Сибирь, Поволжье и др). Активно работают такие известные социологи-профессионалы, как Г.М. Андреева, Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, В.С. Семёнов, З.И. Файнбург, А.Г. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.

В 70-е – 80-е г. на состоянии социологии сказывается общий дух периода «застоя». Партийному аппарату социология нужна была лишь для создания и распространения определенных социальных мифов, поэтому власти постоянно учиняли препятствия наиболее талантливым социологам, которые своими исследованиями диагностировали острые проблемы того времени. Социологии вновь пришлось преодолевать сопротивление командно-административной системы, что в большей степени удавалось сделать на уровне региональных центров.

Благоприятные условия для развития социологии стали появляться лишь во второй половине 80-х г. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС "О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества". Это означало, во-первых, что на государственном уровне была признана самостоятельность социологической науки. Во-вторых, социология получила возможность развиваться не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровнях. В-третьих, указывалось на ключевую роль социологии в выявлении и предложении путей решения проблем жизни общества.

Процесс институционализации социологической науки был продолжен. Создан Всесоюзный (впоследствии Всероссийский) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), задачей которого являлся мониторинг общественного мнения по самым важным вопросам развития страны. В 90-е гг. появляются различные центры, фонды, службы, специализирующиеся на проведении массовых опросов. Создаются социологические факультеты в вузах страны, т.е. появляется высшее социологическое образование, и люди получают возможность вполне законно приобрести профессию социолога.

Пишутся и издаются отечественные учебники по социологии, становится официально доступной западная социологическая литература, выпускаются новые социологические журналы ("Социологический журнал", "Мир России", "Вопросы социологии", "Социология: 4М", "Журнал социологии и социальной антропологии", «Мониторинг общественного мнения», «Личность. Культура. Общество», «Евразия», «Социология и социальная антропология» и др.).

Создаются научные общественные объединения, которые представляют собой добровольные союзы ученых, - Российское общество социологов (РОС), Профессиональная социологическая ассоциация, Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского, Общество социологов и демографов, Общество профессиональных социологов и др.

Развивается рынок социологических услуг. Появляются социологические фирмы, которые на коммерческой основе организовывают и проводят конкретные социологические исследования, занимаются маркетинговыми исследованиями, оказывают услуги по управленческому консультированию и мн.др.

Среди положительных моментов развития социологии в перестроечный и постперестроечный периоды стоит отметить и ряд проблемных: отсутствие достаточного государственного финансирования исследований; отказ от использования социологического знания при принятии важных управленческих решений; отставание от западной социологической мысли; трудности интеграции в мировую социологию. Поэтому сегодня очень важно преодолеть разрыв между отечественной и западной социологией и более широко привлекать социологов к изучению проблем всех сфер общественной жизни, выявлению социальных результатов и последствий деятельности по преобразованию российского общества.

2. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2007.

3. История социологии. Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова и др. Минск, 1997.

4. История становления советской социологической науки в 20-30-е годы. М., 1989.

5. Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука // Социс. 2008, №3.

6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

7. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии // Социс 2006, №7.

8. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Социология и общество. М., Норма. 2007.

9. Тихонов А.В. Отечественная социология: проблема выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социс. 2011, №6.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта