Главная » Заготовка и хранение » " человек как. предмет научного изучения

" человек как. предмет научного изучения

М.: Айрис-пресс, 2006. — 256с.Педагогика, ох педагогика! Сколько людей с тоской и горечью вспоминают тот ужас, который вызывали у них толстые и сложные учебники по этой дис-циплине. А в схемах, таблицах и опорных конспектах она выглядит вполне доступно, понятно, можно разобраться и выучить гораздо легче. Кому-то педагогика после такого изучения, может быть, станет интересной, осознается ее необходимость в педагегической деятельности. Пособие представляет собой краткий курс по педагогике, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц и опорных конспектов. Заключает пособие список рекомендуемой литературы. Приложение содержит основные международные и отечественные документы по защите и реализации прав детей, которые должен знать каждый работающий с детьми.
Материалы пособия составлены на основе анализа учебников по педагогике последних лет, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией прежде всего на Государственные стандарты по педагогике для вузов и средних педагогических учебных заведений. Курс педагогики разработан на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу.
Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными пособиями по педагогике и авторскими учебниками «Педагогика» (М. , 2003, 2004). Необходимые определения можно найти в издании «Словарь по педагогике: междисциплинарный» Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова (М. , 2005).Схемы помогают выделить конкретные составляющие того или иного педа-гогического явления или категории, обозначить их связи. В таблицах представ-лен сопоставительный материал или дано раскрытие общего через совокупность его частей. Опорные конспекты и конспект-схемы — это тезисное обозначение узловых вопросов темы. Они включают в себя не только текстовой материал, но и небольшие схемы и таблицы.
Таблицы, опорные конспекты и схемы могут быть использованы как препо-давателем в ходе лекции, объяснения нового материала, так и студентами для выступления с сообщением на семинаре, самостоятельно проработавшими ту или иную тему; для самопроверки. Предложенные наглядные средства могут применяться в качестве контрольных материалов на экзаменах, коллоквиумах, зачетах, при написании контрольных работ.Содержание:
Педагогика как наука о воспитании.
Позиция личности в воспитании.
Система образования и воспитания.
Методология педагогики и методы педагогических исследований.
Педагогический процесс.
Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса.
Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса.
Содержание образования и воспитания.
Методы целостного педагогического процесса.
Выбор методов целостного педагогического процесса.
Формы организации целостного педагогического процесса.
Субъекты целостного педагогического процесса.
Управление образовательными системами.
Нормативные документы Российской Федерации.
Международные нормативные документы.

Транскрипт

1 Г.М. Коджаспирова ПЕДАГОГИКА Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 Педагогика)

2 УДК 37(075.8) ББК 74я73 К57 Рецензенты: А.А. Вербицкий, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, проф., А.В. Мудрик, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, проф. К57 Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. М. : КНОРУС, с. ISBN Учебник представляет полный курс педагогики школы для педагогических вузов. В основу построения курса положена концепция целостного педагогического процесса. В учебнике сделана попытка представить курс педагогики на доступном для человека, имеющего общеобразовательную подготовку, уровне, при этом соблюдена логика и систематичность изложения. В содержании всех тем отражены новые подходы и трактовки. Для преподавателей педагогики и студентов педагогических учебных заведений всех уровней, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки. УДК 37(075.8) ББК 74я73 Коджаспирова Галина Михайловна ПЕДАГОГИКА Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от г. Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «BalticaC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 46,5. Уч.-изд. л. 35,0. Тираж 3000 экз. Заказ ООО «Издательство КноРус» , Москва, ул. Большая Переяславская, 46, стр. 7 Тел.: (495) , Отпечатано в ОАО «Московская типография 2» , Москва, пр. Мира, 105. Коджаспирова Г.М., 2010 ISBN ООО «Издательство КноРус», 2010

3 Оглавление Введение... 7 Часть I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Глава 1. Педагогика как наука о воспитании Воспитание как социальное и педагогическое явление Цель воспитания Предмет, понятия, структура педагогики Глава 2. Личность в воспитании Педагогическая антропология как философская база воспитания Теории развития личности Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса Безопасность образовательной среды Возрастные периоды развития и воспитания личности Глава 3. Система образования и ее характеристика Общая характеристика Непрерывное образование Основные звенья системы образования и их характеристика Дополнительное образование Инклюзивное образование Детские и молодежные общественные объединения Основные тенденции развития систем образования за рубежом Глава 4. Методология и методика педагогического исследования Методология педагогики Методы педагогического исследования

4 4 ПЕДАГОГИКА Часть II ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Глава 5. Сущность целостного педагогического процесса Понятие, структура и функции целостного педагогического процесса Закономерности и принципы целостного педагогического процесса Педагогическая деятельность Глава 6. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса Сущность воспитательного процесса Воспитательная система школы Педагогическая поддержка Глава 7. Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса Сущность учебного процесса Глава 8. Содержание целостного педагогического процесса Научные основы определения содержания образования и воспитания Носители содержания целостного педагогического процесса Содержание компонентов базовой культуры личности Глава 9. Методы целостного педагогического процесса Классификация методов целостного педагогического процесса Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля в обучении Технология активного обучения Современные образовательные технологии Методы воспитания

5 Оглавление 5 Глава 10. Средства целостного педагогического процесса Классификация средств целостного педагогического процесса Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе Технические средства обучения Компьютер в учебно-воспитательном процессе Глава 11. Формы организации целостного педагогического процесса Общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса Урок как основная форма организации учебного процесса Другие формы организации обучения Планирование учебного процесса Формы организации воспитательного процесса Часть III СУБЪЕКТЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Глава 12. Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии Отношения педагог воспитанник Сущность понимания ученика Понятие трудновоспитуемости и ее причины Характеристика трудновоспитуемых детей Глава 13. Семья как субъект социализации и воспитания Семья как социальный институт Психолого-педагогические основы семейного воспитания Взаимодействие семьи, школы и социума Глава 14. Учитель в учебно-воспитательном взаимодействии Философско-психологические основы педагогической деятельности Личностные профессионально значимые качества учителя Типы учителей Самопознание в деятельности учителя Педагогические способности Педагогическая эрудиция и компетентность Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя

6 6 ПЕДАГОГИКА Глава 15. Детский коллектив в процессе формирования личности Воспитательные функции детского коллектива Пути и средства формирования детского коллектива Личность и коллектив Часть IV ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА Глава 16. Сущность и понятие педагогической технологии Педагогическая технология Принципы и классификация педагогических технологий Характеристика отдельных педагогических технологий Глава 17. Педагогическая техника Сущность педагогической техники Педагогическое общение Методы и средства психотерапии в педагогическом взаимодействии Часть V УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Глава 18. Управление образовательными системами как отрасль научного знания Сущность и основные категории управления образовательными системами (УОС) Управленческий труд в школе Методы управления образовательными системами Глава 19. Внутришкольное управление Школа как объект управления Организационная культура школы Руководитель в системе управления и школьное самоуправление Внутришкольное руководство Материально-техническая база школы Глава 20. Анализ и самоанализ деятельности школы Аттестация педагогических кадров Внутришкольный контроль

7 ВВЕДЕНИЕ Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено, что в природе вообще не существует более сложной науки в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера ответственности ее человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни. В. Шаталов Педагогика, как правило, изучается на младших курсах и в отрыве от педагогической практики, которая начинается только на третьем курсе. Студенты младших курсов не изучали философию, психологию, сами только что со школьной скамьи, поэтому теоретические положения педагогики воспринимаются ими как очень отвлеченные и малопонятные вещи. Исходя из этого в учебнике сделана попытка представить курс педагогики на доступном для человека, имеющего общеобразовательную подготовку, уровне, при этом соблюдена логика и систематичность изложения. В основе содержания пособия прежде всего Государственный образовательный стандарт по педагогике нового поколения, все положения которого получили здесь полное и разностороннее раскрытие. Содержание курса педагогики в данном пособии построено на концепции целостного педагогического процесса (А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.), в органическом единстве составляющих его обучения и воспитания. Рассматривая общее в педагогическом процессе, мы тем самым определяем особенное и специфическое, присущие воспитанию и обучению. Кроме того, в пособии сделан акцент на субъектности позиций участников педагогического процесса и их роли как субъек-

8 8 ПЕДАГОГИКА тов этого процесса в паритетном (равноправном) взаимодействии обучающего и обучаемого. Красной нитью в учебнике проходит идея о том, что целью всей образовательной системы и ее участников разного уровня является личность обучаемого с ее уникальностью и неповторимостью. А это прежде всего ребенок, ученик, так как данный учебный курс курс по педагогике школы. Иными словами, автор попытался дать гуманистическую, личностно ориентированную трактовку педагогических идей и концепций.


Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент организации»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Под редакцией академика РАО Н.В. Бордовской Рекомендовано Научно-методическим советом Министерства образования и науки по психологии и педагогике в качестве учебного

И.В. Захарова, Т.В. Евстигнеева Маркетинг в вопросах и решениях Допущено УМО по образованию в области коммерции и маркетинга в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

И.А. ЯНКИНА ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. ПРАКТИКУМ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»

О.В. Каурова, А.Н. Малолетко БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебника

В.Д. СЕКЕРИН ЛОГИСТИКА Учебное пособие Допущено УМО по образованию в области коммерции в качестве дополнительной литературы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция

Второе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2008 УДК 001(075.8) ББК 87я73

Б А К А Л А В Р И А Т Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Рекомендовано Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Н.М. Чистяков ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И.С. Барчуков Теория и методика физического воспитания и спорта Под общей редакцией Г.В. Барчуковой Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в

А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Под редакцией доктора экономических наук, профессора А. Я. Кибанова Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию

Э.С. Хазанович, А.М. Ажлуни, А.В. Моисеев Инвестиционная стратегия Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

Б А К А Л А В Р И А Т С. Т. Тодошева Теория менеджмента Допущено Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент»

Е.М. Ашмарина А.Б. Быля Е.В. Терехова ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Под общим руководством ректора ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

Б А К А Л А В Р И А Т а.и. Рофе ОРганизация и нормирование труда Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории, национальной экономики и экономики труда в качестве

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. ГАЛАГАНОВ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

Б А К А Л А В Р И А Т Учебное пособие Второе издание, стереотипное КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 35(075.8) ББК 66.033.141.3я73 А68 Анненков В.И. А68 Государственная служба: организация управленческой деятельности

А.Ю. Александрова МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «География» Второе

Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова Государственное регулирование национальной экономики Рекомендовано Учебно методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

М.Б. Смоленский, Э.В. Дригола Административное право Учебник УДК 342.9(075.8) ББК 67.401я73 С51 Рецензенты: Л.В. Акопов, заведующий кафедрой административного и служебного права Северо-Кавказской академии

Для бакалавров Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарёва Теория бухгалтерского учета Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования», ГОУ ВПО «Государственный университет

Б А К А Л А В Р И А Т Н.В. Лясников, М.Н. Дудин, Е.В. ЧЕКАНОВ ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА Допущено УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

М.А. Гончаров ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И КОНСАЛТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для слушателей системы дополнительного педагогического

А.В. Пужаев Управленческие решения Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление

Общая социология Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.М. Вышегородцева Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

ВВЕДЕНИЕ Цель вступительного испытания заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности абитуриента к обучению в аспирантуре, предполагающей расширенное

Федеральное агентство по образованию Алтайский государственный университет В.В. Мищенко ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Учебное пособие УДК 332.14(075.8) БКК 65.049(2)-18я73 М 717 Рецензенты:

Б А К А Л А В Р И А Т В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов Гимнастика Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности

Б А К А Л А В Р И А Т Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве

Ю.В. Вертакова О.В. Согачева ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для

М.А. Абросимова Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении Рекомендовано ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов Инновационная политика Рекомендовано Учебно методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве

Б А К А Л А В Р И А Т М.С. Кузьмина Б.Ж. Акимова Управление затратами предприятия (организации) Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области экономики в качестве учебного пособия для студентов

Р.А. Алборов ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности

Б А К А Л А В Р И А Т Н.И. Кабушкин Допущено УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» КНОРУС МОСКВА

А. Н. Широков С. Н. Юркова Муниципальное управление Допущено Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Государственное и муниципальное управление» УДК 352(075.8)

В.Д. СЕКЕРин ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции и маркетинга в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Н.Н. Поташкова Ю.С. Холопова Бухгалтерское дело Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский

С.И. ГРИГОРЬЕВ, Л.Г. ГУСЛЯКОВА, С.Н. ПАВЛОВ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ: основные направления и современные формы Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия

Б А К А Л А В Р И А Т ФИНАНСЫ, ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Под редакцией Т.М. Ковалевой Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебника для студентов,

С.А. Шапиро организационное ПОведение Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Б А К А Л А В Р И А Т М.С. Кузьмина УЧЕТ ЗАТРАТ, калькулирование И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ в отраслях производственной сферы Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

Е.В. Пустынникова Основы менеджмента Допущено Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Управление персоналом» Второе издание, стереотипное

А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев Налоговый контроль в Российской Федерации Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших

Б А К А Л А В Р И А Т Е.О. Смирнова ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» к использованию в качестве учебника в образовательных

Б А К А Л А В Р И А Т А.А. Васильев СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Второе издание, исправленное и дополненное Допущено УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших

Е.П. Шаталова А.Н. Шаталов Оценка кредитоспособности заемщиков в банковском риск-менеджменте Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для

В.Г. Артёменко, Н.В. Анисимова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

Б А К А Л А В Р И А Т Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова Организационная культура Под редакцией доктора экономических наук М.Н. Кулапова Рекомендовано

Б А К А Л А В Р И А Т Допущено Советом Учебно методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации» Второе издание,

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Под редакцией И.П. Скворцова Допущено УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Экономика предприятия Под редакцией доктора экономических наук, профессора C.Г. Фалько Допущено УМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебника для студентов, обучающихся

Т.А. Белова, В.Н. Данилин ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ Допущено УМО по образованию в области прикладной математики и управления качеством в качестве учебного пособия для студентов

Утверждены приказом Министерства финансов от 01.12.2010 157н (действуют с 01.01.2011) Зарегистрировано Минюстом России 30.12.2010 19452 УДК 657 ББК 65.052.205.3 Е33 Е33 Единый план счетов бухгалтерского

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.В. Карасевой Учебник УДК 347.73(075.8) ББК 67.402я73 Ф59 Рецензенты: Д.А. Ендовицкий, д-р экон. наук, проф.; Л.К.

С.В. Ковалёв Система контроллинга персонала промышленной организации Допущено УМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

Среднее профессиональное образование Л.М. Куликов Основы социологии и политологии Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов,

А. М. Карлов Теория вероятностей и математическая статистика для экономистов Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, Ю.Ю. Слушкина, В.И. Маколов Инвестиционный менеджмент Допущено Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Под редакцией В.П. Кохановского Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве учебника для использования

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия

Л.Н. Краснова, М.Ю. Гинзбург Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях нефтяной и газовой промышленности Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного

Б А К А Л А В Р И А Т Н.И. ЛАХМЕТКИНА ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

Ã. Ì. Êîäæàñïèðîâà

ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ
…Все взрослые сначала
были детьми, только мало
кто из них об этом помнит.
А. Экзюпери

Ó×ÅÁÍÈÊ ÄËß ÑÏÎ
4-å èçäàíèå, ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå
Ðåêîìåíäîâàíî Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèì îòäåëîì ñðåäíåãî
ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ â êà÷åñòâå ó÷åáíèêà
äëÿ ñòóäåíòîâ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé ñðåäíåãî
ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå÷íîé ñèñòåìå
biblio-online.ru

Ìîñêâà  Þðàéò  2016

УДК 37(075.32)
ББК 74я723
К57

Рецензенты:
Вербицкий А. А. - доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент РАО, заведующий кафедрой социальной и педагогической
психологии Московского государственного гуманитарного университета
имени М. А. Шолохова;
Мудрик А. В. - доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
профессор кафедры социальной педагогики Московского педагогического
государственного университета.
К57

Коджаспирова, Г. М.
Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд. перераб.
и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 719 с. — Серия: Профессиональное образование.
ISBN 978-5-9916-6203-1
Издание является учебником по полному курсу педагогики школы.
В основу построения курса положена концепция целостного педагогического процесса. Издание содержит как теоретические, так и практические
аспекты педагогического знания. При подготовке учебника автор опирался
на классические основы педагогики. Однако в содержании всех тем отражены новые подходы и трактовки.
Учебник ориентирован как на преподавателей педагогики, так и на студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки. Книга будет полезна также научным работникам
в области педагогики и всем, кто интересуется проблемами воспитания
и обучения.
УДК 37(075.32)
ББК 74я723

ISBN 978-5-9916-6203-1

Коджаспирова Г. М., 2003
Коджаспирова Г. М., 2015, с изменениями
ООО «Издательство Юрайт», 2016

Îãëàâëåíèå
Предисловие....................................................................................9

ЧАСТЬ I
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Педагогика как наука о воспитании........................... 16
§ 1. Воспитание как социальное и педагогическое явление....................17
Контрольные вопросы и задания.......................................................................24
§ 2. Цели воспитания............................................................................................25
Контрольные вопросы и задания.......................................................................31
§ 3. Предмет, понятия, структура педагогики..............................................31
Контрольные вопросы и задания.......................................................................50
Литература..............................................................................................................51

Глава 2. Личность в воспитании............................................. 52
§ 1. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь
антропологизации педагогического процесса......................................53
Контрольные вопросы и задания.......................................................................64
Советы специалистов............................................................................................65
§ 2. Теории развития личности.........................................................................65
Контрольные вопросы и задания.......................................................................71
§ 3. Психолого-педагогическая безопасность образовательной
среды...................................................................................................................71
Контрольные вопросы и задания.......................................................................78
§ 4. Возраст в развитии и воспитании личности.........................................78
Контрольные вопросы и задания.......................................................................82
Литература..............................................................................................................84

Глава 3. Система отечественного образования........................ 85
§ 1. Общая характеристика системы образования.....................................86
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 102
§ 2. Инклюзивное образование....................................................................... 102
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 108
§ 3. Болонский процесс в реформировании системы
образования в России................................................................................ 109
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 114
§ 4. Основные тенденции развития систем образования
за рубежом..................................................................................................... 114
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 122
Литература........................................................................................................... 123
3

Глава 4. Методология и методика педагогического
исследования..................................................................... 124
§ 1. Методология педагогики.......................................................................... 124
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 132
§ 2. Методы педагогического исследования.............................................. 132
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 142
Литература........................................................................................................... 144

ЧАСТЬ II
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛОСТНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Глава 5. Сущность целостного педагогического процесса...... 146
§ 1. Понятие целостного педагогического процесса............................... 147
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 157
§ 2. Закономерности и принципы целостного педагогического
процесса.......................................................................................................... 157
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 167
§ 3. Педагогическая деятельность................................................................. 168
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 182
§ 4. Педагогическая технология..................................................................... 183
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 193
§ 5. Педагогическая техника............................................................................ 193
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 209
Литература........................................................................................................... 210

Глава 6. Воспитательный процесс как часть целостного
педагогического процесса................................................... 212
§ 1. Сущность воспитательного процесса................................................... 213
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 225
§ 2. Воспитательная система школы............................................................ 226
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 252
§ 3. Педагогическая поддержка и сопровождение................................... 254
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 259
Литература........................................................................................................... 259

Глава 7. Учебный процесс как часть целостного
педагогического процесса................................................... 261
§ 1. Дидактика как наука о сущности и закономерностях
учебного процесса....................................................................................... 261
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 266
§ 2. Сущность процесса обучения................................................................. 266
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 293
Литература........................................................................................................... 297

§ 2. Носители содержания целостного педагогического процесса.... 310
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 321
§ 3. Содержание компонентов базовой культуры личности................ 322
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 352
Литература........................................................................................................... 353

Глава 9. Методы целостного педагогического процесса......... 355
§ 1. Подходы к пониманию и классификации методов
целостного педагогического процесса................................................. 356
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 360
§ 2. Методы обучения........................................................................................ 360
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 396
§ 3. Технология активного обучения............................................................ 396
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 401
§ 4. Современные образовательные технологии...................................... 402
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 421
§ 5. Методы воспитания.................................................................................... 422
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 439
Литература........................................................................................................... 439

Глава 10. Средства целостного педагогического процесса..... 441
§ 1. Классификация средств целостного педагогического
процесса.......................................................................................................... 442
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 445
§ 2. Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе............. 445
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 451
§ 3. Аудио-визуальные технические средства обучения
и воспитания................................................................................................. 451
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 458
§ 4. Информационно-компьютерные технологии в учебновоспитательном процессе......................................................................... 459
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 469
Литература........................................................................................................... 470

Глава 11. Формы организации целостного педагогического
процесса............................................................................ 473
§ 1. Общее понятие о формах организации целостного
педагогического процесса......................................................................... 474
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 480
§ 2. Урок как основная форма организации учебного процесса......... 480
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 495
§ 3. Другие формы организации обучения................................................. 496
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 506
§ 4. Планирование учебного процесса......................................................... 508
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 519
§ 5. Формы организации воспитательного процесса.............................. 519
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 525
Литература........................................................................................................... 526
5

ЧАСТЬ ІІІ
СУБЪЕКТЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Глава 12. Ученик в педагогическом взаимодействии............. 528
§ 1. Сущность понимания ученика............................................................... 529
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 538
§ 2. Сущность трудновоспитуемости и ее классификации.................. 538
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 544
§ 3. Характеристика трудновоспитуемых детей....................................... 544
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 553
§ 4. Группы детей с ограниченными возможностями здоровья.......... 555
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 564
Литература........................................................................................................... 565

Глава 13. Семья как субъект социализации и воспитания...... 567
§ 1. Семья как социальный институт........................................................... 567
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 569
§ 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания......... 569
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 581
§ 3. Взаимодействие семьи, школы и социума.......................................... 582
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 596
Литература........................................................................................................... 597

Глава 14. Учитель в учебно-воспитательном
взаимодействии.................................................................. 599
§ 1. Философско-психологические основы педагогической
деятельности................................................................................................. 600
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 609
§ 2. Учитель как профессионал...................................................................... 609
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 623
§ 3. Типы учителей............................................................................................. 624
Контрольные вопросы и задания.................................................................... 630
§ 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
учителя............................................................................................................ 632
Контрольные вопросы и задания......


Педагогическое образование

Г. М. Коджаспирова

А. Ю. Коджаспиров

СЛОВАРЬ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

(междисциплинарный)

Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов,

учителей и преподавателей вузов

Издательский центр «МарТ»

Москва - Ростов-на-Дону

2005
ББК 74.00
К 56
Рецензенты:

Е. А. Ливанова - профессор, доктор педагогических наук
(МПГУ, Москва)
Н. М. Конышева - профессор, доктор педагогических наук

(МГПУ, Москва)

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

К 56 Словарь по педагогББК 74.00 ике. - Москва: ИКЦ «МарТ»;

Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­-
ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание
которых необходимо при изучении курса педагогики.

Издание предназначено для всех, кто изучает педагогику и ин -­
тересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до
профессорско-преподавательского состава и исследователей в обла-
­сти педагогики.

ISBN 5-241-00477-4 ББК 74.00

© Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2005

© Оформление: Издательский центр «МарТ», 2005

© Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005

Определяйте значение слов. Этим вы избавите че­-
ловечество от половины его заблуждений и недора- ­

Р. Декарт

«... аще где в книге сей грубостию моей пропись

или небрежением писано, молю вас: не зазрите мое-

­му окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не

ангел божий, но человек грешен и зело исполнен не­

ведения».

Обращение к читателю

древнерусских книжников

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что

говоришь.

Русская пословица

Чем богаче определяемый предмет, тем более раз­

нообразными могут быть определения его различных

Г. Гегель

ВВЕДЕНИЕ

В любой науке постоянно идет процесс переосмысления поня­тийного аппарата, что характерно и для педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный ха­рактер современной педагогической парадигмы, разработка техно­логий педагогического процесса сделали еще более значимой вза­имосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педа­гогики и философии, что обогатило педагогику терминологией из смежных наук, поэтому в словаре немало понятий из разных обла­стей знания, особенно из философии , социальной педагогики, психологии, социологии, сексологии и др. Кроме того, в настоящее время в связи с гуманитаризацией образования педагогику ввели в

СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4

Стандарт всех профессиональных образовательных стандартов и ее преподают во всех вузах страны, что значительно расширило круг обучаемых, которым необходимо овладеть педагогической терми­нологией. Повысился уровень обучения в педагогических учили­щах, многие из которых стали колледжами, дающими начальное высшее образование, что значительно приблизо преподавание в них к вузовскому обучению , а значит и к усложнению и более вы­сокому научному уровню преподаваемых курсов, в том числе и пе­дагогики. Составители данного словаря предприняли попытку по­казать смысловое содержание основных терминов курса «Педаго­гика», которые активно используются как в словаре современных исследователей, так и практиков, чтобы приблизить научные педа­гогические издания к широкому кругу читателей.

В силу учебного характера данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и учителям, которых затрудняет чтение ряда современных психоло­го-педагогических работ из-за насыщенности их текстов малозна­комой или незнакомой терминологией, в нем по необходимости в краткой и доступной форме даны свыше 1800 понятий, многие из которых в педагогику вошли сравнительно недавно или не исполь­зовались в силу господствующей до недавнего времени авторитар­ной парадигмы. Словарь содержит много новых понятий , содержа­ние и определение которых еще достаточно условно.

Совершенно очевидно, что при отборе словарного состава из­дания и определения сущности терминов, невозможно было все учесть и все свести в единую непротиворечивую целостность, да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Однако собственно пе­дагогические понятия даны с позиций целостного педагогического процесса. Предлагаемые дефиниции формулировались прежде все­го исходя из соображений их достаточной точности, ясности и пол­ноты, понимая в то же время, что и в таком виде не все читатели примут то или иное толкование без определенных уточнений или возражений. Но такова, как нам представляется, участь всех спе­циальных словарей.

При отборе терминов для словаря использовались различные словари , монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новей­шую психолого-педагогическую лексику. Основные из использо­ванных источников указаны в списке литературы в конце словаря. В словаре незначительно представлены педагогические понятия, не представляющие сложности в понимании и, как правило, оди­наково трактуемые авторами различных пособий по педагогике.

Если определяемое понятие имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъясне­ния идут через точку с запятой. Понятие, раскрываемое в статье, при упоминании в тексте обозначается начальной заглавной бук­вой. Если оно названо в виде словосочетания, то последующие сло­ва также обозначаются в тексте при упоминании одной начальной буквой, но маленькой.

Связи между словарными статьями прослеживаются посред­ством кустового расположения терминов , следующих в алфавит­ном порядке после базового слова и выделенных различным шриф­том или ссылкой на соответствующие статьи словаря. Словарь снабжен списком сокращений и алфавитным указателем.

В конце издания дается разговорный словарик, с указанием наиболее часто используемых слов и выражений учительской речи, нередко вызывающих определенные затруднения.

Издание адресовано всем, кто изучает педагогику или интере­суется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до про­фессорско-преподавательского состава и исследователей в облас­ти педагогики.

Составители словаря будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


амер.

- американский

англ.

- английский

в. (вв.)

- век (века)

греч.

- греческий

г. (гг.)

- год (года)

Д. б.

- должен быть

др.

- другой (другие)

европ.

- европейский

ЗПР

- задержка

психического

развития

итал.

- итальянский

к.-л.

- какой-либо

(кого-либо)

канад.

- канадский

к.-н.

- кого-нибудь

(какой-нибудь)

к-рый

- который

лат.

- латинский

мед.

- медицинский

м

(м-цев)

- месяц

(месяцев)

млн

- миллион

м. б.

- может быть

напр.

- например

НТР

- научно-техни-

ческая револю

ция

н. э.

- наша эра

(нек-рым) - некоторые (некоторым)


нем.

- немецкий

пед.

- педагогический

полит.

- политический

польск.

- польский

пр.

- прочее

психол.

- психологический

разг.

- разговорное

РФ

- Российская

Федерация

см.

- смотри

соц.

- социальный

СМИ

- средства

массовой

информации

т.д.

- так далее

т. к.

- так как

т. е.

- то есть

т. (тт.)

- том (тома)

т. п.

- тому подобное

Фр-

- французский

анс

- центральная

нервная

система

швейц.

- швейцарский

юрид.

- юридический

МОДУЛЬ II

Дополнительная

Основная

МОДУЛЬ I

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.

2. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000.

3. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки / Педагогические течения в начале века. М., 1994.

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону, 1999.

5. Блонский П.П. Педагогика как искусство и как теория / Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка). М., 1918.

6. Булкин А.П. Ключевые понятия педагогики. // Школа. – 1999. – №6.

7. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX в. – М., 1997.

8. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М., 1997.

9. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1997.

10. Галенко С.В. В ожидании образовательной революции: проблемы смысла и понимания // Alma mater. – 1997. – № 6.

11. Галенко С.В. Гуманитаризация: проблемы без перспективы // Alma mater. – 1998. – № 8.

12. Деятельность: Теории, методология, проблемы / сост. И.Т.Какавакин. – М., 1990.

13. Днепров Э.Д. Школа и общество // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 44-48.

14. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

15. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

16. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. – 1998. – №8.

17. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М., 1986.

18. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? – Волгоград, 1996.

19. Кутьев В.О. Все ли мы знаем о педагогике? // Советская педагогика. – 1990. – №8.

20. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией. // Педагогика. – 1994. – №6. – С. 24-31.



21. Михайлов Ф.Т. Что скрывает разум под словом «воспитание»? Вестник высшей школы. – 1989. – № 10.

22. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М., 1992.

23. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2001.

24. Философия образования для XXI века / Ред.-сост. Н.Н.Пахомов, Ю.Б.Тупталов. – М., 1992.

25. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 1999.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.

4. Общая и профессиональная педагогика: уч. пособие / Под ред. В.Д.Симоненко. – М., 2005.

5. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996.

6. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2000.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2003.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта