Главная » Заготовка и хранение » Кндр жизнь людей. Жизнь в кндр и южной корее в девяти графиках: кто счастливее? Туризм в Северной Корее

Кндр жизнь людей. Жизнь в кндр и южной корее в девяти графиках: кто счастливее? Туризм в Северной Корее

Что представляет собой коммерческая фотография? Это та фотография, которую можно продать за деньги. Другой вопрос - за какие деньги? Чем качественнее фотографии, сделанные фотографом, тем он успешнее и тем больше денег он за них получит. При технических возможностях, которые открываются сегодня, овладеть коммерческой фотографией и стать успешным, хорошо зарабатывающим фотографом, может каждый. Обладая острым, внимательным взглядом и хорошей современной техникой можно создавать великолепные работы.

Секреты коммерческой фотографии, известные ранее только экспертам, стали всеобщим достоянием. Как сделать коммерческую фотографию - ответ на этот вопрос несложно найти в Интернете. Мастера с удовольствием делятся своим опытом и наработками с начинающими фотографами. Даже несколько базовых советов могут стать неоценимой помощью, которая позволит получать бесценные кадры и стать настоящим профессионалом, снимающим замечательные коммерческие свадебные фото.

Коммерческая свадебная фотография

Благодатной нивой для любого профессионального и начинающего фотографа является коммерческая свадебная фотография . Само событие и его антураж, в котором главные действующие лица - жених и невеста, выглядят не как всегда, способствуют творческой и профессиональной реализации фотографа. Белое облако свадебного платья невесты, контрастирующее со строгим костюмом жениха, нарядные гости, актеры, приглашенные веселить гостей - все это, запечатленное фотографом, не равнодушным к своей профессии, открывает перед ним невероятные возможности.

Чем руководствоваться, что должен знать начинающий и профессиональный фотограф, чтобы его фотографии стоили не 10 - 15 $, а в сотни и тысячи раз больше. Знаете ли вы, что на биржах есть мастера, продающие свои работы за 2 000 - 3 000 $ за одно изображение? Такие цифры являются прекрасным стимулом для фотографа, планирующего сделать фотографию своей основной профессией. На фотобанка например Depositphotos принемают самые разные изображения которые можно продать многораз.

Что нужно чтобы стать коммерческим фотографом?

Базовые принципы, которые, помогут фотографу, снимающему обычные любительские фотографии, стать настоящим коммерческим фотографом:

Аппаратура самого высокого качества, профессиональный фотоаппарат.

Очень большие размеры фото, чтобы была возможность без ущерба качеству растянуть их до размера уличного билборда.

Сюжет фотографий максимально приближен к реальной жизни.

Сюжет снимка - это захватывающая история, заставляющая подолгу смотреть на фото.

Оригинальность натуры и места, в которых проводится съемка.

Качество композиции , сравнимое с картиной, чтобы у покупателя было желание повесить фото на стену и любоваться им.

Максимальное насыщение контрастом и цветом, отсутствие статичности. Даже при съемках неподвижного предмета, необходимо использовать освещение, дуновение ветра, тени и прочее, что может нарушить статику.

Любая фотография, тем более, свадебная, не должна вызывать отторжения, не должна быть депрессивной. Предпочтение отдается философским сюжетам, абстракции, глубокой перспективе и натуральным природным цветам.

Минимум Photoshop, добиваться результата необходимо во время съемки.

Эти советы пригодятся тем, кто мечтает о карьере успешного профессионального фотографа. Ведь коммерческая свадебная фотография - это бизнес, требующий высокого профессионализма свадебного фотографа и осознания им своих действий для удовлетворения не только своих творческих амбиций, но и требований заказчика.

Репортаж для газеты и репортаж для конкретного заказчика — совершенно разные вещи. Мы все об этом догадываемся, но многие из нас не знают, чем именно они отличаются, и какие решения подходят для качественного выполнения частного заказа.

Поделится мыслями профессиональный фотограф Александр Свет — человек, который выполнял заказы Сбербанка, телеканала ТНТ, Rolling Stone, РЖД, Kaspersky Lab, «Renault», «Lancome», «L’Occitane», «Deutsche Bank», Газпрома и многих других известных брендов и организаций. Именно он нам расскажет об особенностях коммерческого репортажа.

Что отличает коммерческую репортажную фотографию от репортажной фотографии в целом?

Есть одно ключевое принципиальное отличие - вы работаете по заказу конкретного клиента и ваши фотографии должны прежде всего выполнять поставленную им задачу.

Любой заказчик хочет получить «красивые фотографии», но «красивые» кадры для банка или для клуба экстремального спорта - две совершенно разные вещи.

И от этой задачи уже зависит, какие моменты нужно ловить, как строить кадр.

Для правильной организации съемки, конечно, необходим бриф с подробным описанием задачи фотографа, но в любом случае, опытный коммерческий репортажник всегда чувствует, какие именно кадры нужно снять для определенного клиента.

Обычно как раз на этом моменте и «срезаются» хорошие фотожурналисты или стрит-фотографы: они могут сделать действительно интересные фотографии, которые будут совершенно не нужны заказчику.

Как это проявляется на практике?

Например, стандартная задача - снять логотипы компании на мероприятии (брендирование). Многие фотографы делают скучные технические кадры, забывая о том, что именно для красивых и интересных фотографий бренда - во многом и нанимается профессиональный фотограф.

Унылые технические кадры сейчас может сделать практически любой человек с камерой.

Клиенты очень ценят, когда логотип компании «художественно» вписан в кадр, когда на фотографию действительно приятно смотреть.

О чем должен обязательно помнить фотограф, когда идет снимать мероприятие?

Поставьте себя на место клиента, подумайте, какие фотографии хотели бы получить вы, выступая в роли заказчика. И это касается любой съемки: от корпоративных репортажей, до съемки спортивных мепрориятий или семейных праздников.

У вас должен быть четкий внутренний ценз по качеству. Хотели бы вы сами получить такой кадр со своей свадьбы? Выступая на конференции, вам хотелось бы увидеть именно такой портрет себя?

Профессионализм это не просто техническое мастерство - вы сами по-человечески должны быть довольны материалом, который отдаете клиенту.

Какую репортажную съемку вы считаете самой сложной?

У каждого направления репортажа есть свои сложности, например, съемка свадьбы не только физически, но и психологически очень не простое занятие. По сути весь свадебный день - от ЗАГСа до полета букета невесты - это череда событий, каждое из которых нужно снять качественно и интересно - у профессионала нет права на ошибку.

Аналогичная ситуация во время съемки бизнесменов или артистов. Иногда у вас есть буквально 10-20 секунд, чтобы сделать нужный кадр с известным бизнесменом или политиком. И если вы ошибетесь - больше съемку у вас просто не закажут.

Но с годами учишься не думать об этом - ты уверен в себе и своей технике, и все само собой получается как надо.

Лично я больше всего не люблю работать в толпе фотожурналистов, когда все пытаются «урвать» кадр. Видимо, это просто не мое

Со съемки каких мероприятий лучшие начинать карьеру коммерческого репортажного фотографа?

Отличный вариант - начать снимать светские мероприятия для интернет-изданий (или своего блога). Денег на этом особо не заработаешь, но и спрос с фотографа меньше. Главное - вы получаете возможность снимать интересные события и узнаваемых людей.

Из таких кадров можно сделать неплохое начальное портфолио и начать искать уже серьезных клиентов.

Без какого оборудования, кроме фотоаппарата, на коммерческой репортажной съемке не обойтись?

Вспышка абсолютно необходима, так же нужен зум объектив и телевик. С этим уже можно работать.

Какие объективы вы чаще всего используете для съемки мероприятий и почему именно их?

С объективами вообще очень простая история: как я уже сказал, для старта вам нужен полупрофессиональный зум (например 18-70mm) или фикс эквивалентный 35mm, а также телевик. С этим комплектом вы сможете снять и общие планы - зумом, и красивые портреты - телевиком.

Затем, имеет смысл заменить бюджетный зум на хороший профессиональный 24-70mm f/2.8 - для репортажника это главная «рабочая лошадка» и он во много раз окупит себя.

После этого, если вы еще не взяли хороший светосильный телевик - не раздумывая, покупайте - красивые портреты с мероприятий отлично привлекают клиентов.

Так же к этому времени неплохо иметь и сверхширокоугольную оптику - 14-24mm или 14mm фикс.

Теперь у вас есть классический репортажный комплект объективов - вы покрываете фокусные расстояния от 14 до 200мм и можно задуматься о прекрасном.

На этом этапе покупают, например, «красивые» светосильные фиксы: 24mm f/1.4, 35mm f/1.4, 85mm f/1.4. Они дают действительно интересную картинку и выгодно отличают ваши фотографии от работ конкурентов. Единственный минус такой оптики - это цена. Но по своему опыту могу точно вам сказать - они того стоят.

Есть фотографы, которые на этом этапе начинают использовать ручнофокусную оптику на репортаже. У того же Карл Цейса потрясающе красивые объективы, их картинка сразу узнается. Хотя ручной фокус на репортаже - штука на любителя, перед покупкой обязательно возьмите такой объектив в прокат и опробуйте на съемке.

Кстати, прокат - отличная возможность использовать топовую оптику, пока нет возможности для ее покупки. Я и сам иногда беру технику в прокат, например, бывают съемки, где нужен дальнобойный 500mm объектив, но покупать его абсолютно не рентабельно.

В любом случае, ваша первичная задача - обзавестись комплектом оптики, которая покрывает фокусные расстояния 14-200mm, тогда вы сможете решать любые съемочные задачи.

Есть ли некий чеклист фотографий, которые нужно обязательно снять в ходе мероприятия?

Конечно, у вас в голове всегда должен быть список ключевых кадров, которые вы обязательно должны снять.

Например, снимая конференцию, важно четко представлять, какие кадры у вас уже есть, а какие еще нужно снять:

  • Брендинг заказчика
  • Регистрация гостей
  • Получение гостями подарков от организаторов (тут особенно важно засветить логотип заказчика в кадре)
  • Общение в кулуарах
  • Общие планы зала с гостями
  • При выступлении каждого спикера: крупный портрет (с разной мимикой), поясной портрет, ростовые снимки и обязательно кадр «спикер и зал».

Чем, в целом, может технически усложнить себе жизнь неопытный коммерческий фотограф-репортажник?

Большинство технических проблем связано с неумением правильно работать со вспышкой - картинка получается или слишком плоской, или пережженой. Если на фотографии синеватый передний план и желтый задник - сразу понятно, что фотограф просто не умеет работать с цветными гелями для вспышки.

Масса людей не понимают связи между светом от вспышки и освещением на площадке, для них они как-бы существуют в разных вселенных. Поэтому свет от вспышки на их кадрах выглядит неестественно, он не вписывается в общую картинку.

Именно тому, как научиться сочетать свет от вспышки и естественное освещение я уделяю много времени на своих мастер-классах.

Вообще для многих начинающих фотографов вспышка - это такая непонятная коробка, которая пыхает светом, убивая всю «художественность» фотографии, а то и совсем портит ее.

На самом деле все, конечно, не так. Вспышка прекрасный инструмент дополнительного освещения кадра, надо лишь уметь с ней работать.

У меня есть статья “Основы работы со вспышкой на репортаже” - там я постарался рассказать о всех основных моментах работы со вспышкой. Но кроме теоретических знаний тут еще и очень важен опыт - поэтому обязательно начинайте экспериментировать и учиться использовать вспышку.

В каких случаях на мероприятии вы используете вспышку?

Около 90% моих кадров в помещении сняты со вспышкой. Но это не значит, что я хожу и всюду луплю вспышками в лоб. Нужно уметь отражать свет, менять направление света, контролировать его цветовую температуру. Иногда нужно снять вспышку с камеры и светить сбоку или сверху. Как только вы поймете, что вспышка это полностью подконтрольный вам источник света - все технические проблемы исчезнут.

Какие вспышки вы используете?

С собой на съемке у меня всегда две вспышки: SB-910 основная и SB-900, как дополнительная. В редких случаях использую старенькую SB-600, когда нужно третьей вспышкой дополнить освещение.

Есть мнение, что портативный свет ограничивает свободу фотографа-репортажника. В чем это ограничение, если оно есть?

Конечно, если вы не умеете работать со вспышкой - она очень сильно ограничит вашу свободу.

Опытным фотографам вспышка только добавляет новых возможностей - вы сами формируете свето-теневой рисунок или просто аккуратно подсвечиваете тени. В ваших руках полностью изменить атмосферу кадра или же подкорректировать освещение таким образом, чтобы картинка выглядела интереснее.

Когда вам приходится использовать несколько вспышек?

Обычно это съемка “статичных” мероприятий: конференций или бизнес-форумов. Когда место действия практически не меняется, и вы работаете целый день в нескольких залах, можно собственными вспышками подкорректировать огрехи освещения.

Проблема в том, что хороший свет, как правило, бывает только на очень публичных мероприятиях, куда приглашены телеканалы и фотографы от разных СМИ.

На более закрытых конференциях про качественную освещенность площадки думают в последнюю очередь и фотографам приходится использовать собственные дополнительные вспышки.

В чем состоит основная сложность работы с несколькими источниками портативного света?

Ключевой момент - синхронизация работы вспышек, и для этого существуют разные технологии, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Например, когда вторая вспышка находится недалеко от меня (скажет съемка у пресс-волла) отлично работает система Nikon Creative Lighting System (или ее аналог у Canon). Без каких либо дополнительных устройств вы можете не только синхронно запускать вспышки, но и управлять мощностью всех вспышек с вашего фотоаппарта - это очень удобно.

Но для больших залов, где мощности инфракрасного сигнала недостаточно, необходимо использовать радио-синхронизацию. И тут тоже есть огромный выбор устройств, в зависимости от вашего бюджета и задач.

Какими программами вы пользуетесь для обработки репортажных фотографий?

Абсолютно всю обработку я делаю в программе Capture One.

На мой взгляд, Capture One показывает максимально правильные цвета, а ее инструменты позволяют очень просто, качественно и главное - быстро обработать фотографии, что очень важно для репортажного фотографа.

Интерфейс Capture One можно полностью изменить под себя - для обработки репортажа это особенно удобно. Я убираю все лишние инструменты, которые не нужны для репортажных кадров, а основные функции - наоборот располагаю максимально удобно.

Если вы никогда не работали в Capture One, рекомендую прочитать мою статью “Обработка RAW в Capture One” и обзор новых возможностей седьмой версии программы.

Так же по Capture One я веду он-лайн курс “Профессиональная обработка RAW в Capture One” . Там есть бесплатная запись обзорного занятия - уверен, узнаете много нового и интересного про этот RAW конвертер.

Если говорить о других программах, то в редких случаях я использую Photoshop для сложной ретуши, а отбор больших объемов фотографий (3000-5000 кадров) делаю в Photo Mechanic - тут с ним по скорости ни один RAW конвертер не сравнится.

Какой процесс обработки репортажных фотографий вы считаете наиболее удобным?

Для быстрой и качественной обработки репортажа необходимо три вещи:

1) Правильно настроенный интерфейс.

Все лишнее - убираем, ключевые инструменты группируем.

Все главные инструменты обработки репортажа должны быть всегда под рукой: Обработка экспозиции, Shadow/Highlights, Баланс Белого, Clarity, Levels, Curves.

При этом в других вкладках у вас должны быть собраны остальные важные инструменты, которые используются реже - для работы со слоями, исправления оптических дефектов, сложной обработки цвета.

2) Постоянно использовать хоткеи (горячие клавиши).

Движение мышки желательно свести к минимуму, а все возможные операции делать быстрыми клавишами на клавиатуре.

Сэкономленные доли секунды на каждом действии в итоге складывают в десятки часов освободившегося времени. Это я вам говорю, как человек, который в неделю обрабатывает несколько тысяч фотографий

3) Копировать настройки от одного файла к группе фотографий.

Обработка каждого кадра с нуля - бессмысленный и долгий процесс. Если вы хотите снимать 4-5 мероприятий в неделю и не проводить все остальное время за обработкой - учитесь работать с группами файлов.

Принцип очень простой - берем серию кадров, снятых в похожих условиях, обрабатываем один кадр, а затем копируем все ключевые настройки (Баланс Белого, Экспозиция, Шэдоу-Хайлайтс, Клэрити) на остальные фотографии из этой группы.

После этого вам остается только быстро пробежаться по этим кадрам, внося индивидуальные правки (кроп, горизонт, слои).

Если вы начнете мыслить группами файлов - обработка репортажа сразу пойдет быстрее.

Главное при этом не допускать ухудшения качества работы. Для этого нужно после обработки отвлечься минут на 15 - выпить чаю или прогуляться с собакой. Затем вернуться к фотографиям и свежим взглядом еще раз быстро просмотреть материал.

Сколько времени отнимает у вас обработка фотографий с одного мероприятия?

Тут все зависит от мероприятия, бывают съемки в очень сложных условиях, где приходится доводить практически каждый кадр индивидуально. А иногда снимаешь 5 часов в одном зале, тогда обработка материала идет очень быстро.

Но, если говорить очень условно, на стандартную 4-5 часовую съемку (300-500 кадров на выходе) обычно уходит 2-3 часа обработки.

В заключение хотелось бы задать вопрос для решительных. В какой последовательности вы бы посоветовали начинающему фотографу изучать азы коммерческой репортажной съемки и готовиться к первой «вылазке»?

Прежде всего стоит просто начать - снимите несколько мероприятий, без каких-либо серьезных обязательств. Это могут быть небольшие, малозначимые эвенты, но этот опыт сразу покажет ваши слабые места. У кого-то проблемы в работе со вспышкой, кто-то не знает, как правильно обрабатывать, кому-то надо учиться совсем базовым вещам в фотографии.

Примерно год назад мы рассказывали историю пермского путешественника Эльнара Мансурова, который уже несколько лет ездит по самым разным уголкам мира. Сейчас его заметки выросли в полноценный проект о путешествиях mishka.travel . Сегодня представляем вашему вниманию отчет о поездке в Северную Корею, в котором Эльнар рассказал, как ходил в мавзолей Ким Ир Сена, знакомился с корейскими девушками и чуть не был принят за шпиона.

(Всего 12 фото)

Спонсор поста: Регистрация на aliexpress : Для того чтобы зарегистрироваться на Aliexpress.com вам нужно совсем немного – иметь email и желание заказывать недорогие вещи из Китая.Источник: furfur.me

1. В самолете мы летели вместе с Деннисом Родманом, который, погостив у Ким Чен Ына, решил возглавить сборную КНДР по баскетболу. Сюрреализм какой-то: я лечу на новом АН-124 в Пхеньян, стюардесса приносит на обед бургер, а недалеко от меня сидит большой темнокожий парень, которого я помню еще по игре NBA на приставке Sega.

Многое, что пишут в СМИ о Северной Корее, - неправда. Даже информация, которая поступает на телевидение и ведущие СМИ в России, сильно искажена. Например, по сообщениям некоторых из них, в День независимости 9 сентября в Пхеньяне состоялся военный парад, которым руководил лично Ким Чен Ын. На самом деле военной техники в тот день в городе не было, праздников в этой маленькой стране много, а любой военный парад - затратное мероприятие, поэтому 9 сентября перед нами была трудовая армия ополчения (это что-то вроде армии в запасе) или рабоче-крестьянская красная гвардия КНДР. Я почувствовал себя в хрониках военной киноленты, словно провожаю бойцов Северной Кореи на войну. Сотни ЗИЛов с людьми в форме, девушки с автоматами Калашникова, медсестры, военный оркестр и один длинный черный лимузин с портретом великих вождей на крыше. Корейцы плачут, запускают в небо воздушные шары и кидают ополченцам искусственные цветы. Живых цветов в этой стране нет, в аэропорту мы также наблюдали, как близких встречали с искусственными цветами.

2. В отчетах о посещении КНДР можно прочитать про культ личности, запрете фотографирования из окон автобуса и полном отсутствии автомобилей на дорогах. Времена меняются, большинство фактов становится мифами, а правда такова, что в Пхеньяне мы даже стояли в небольшой автомобильной пробке. На дорогах встречаются автомобили в основном китайского производства, иногда наши уазики и «Приоры». В деревнях можно встретить легендарные грузовики с газогенератором, топят их дровами или углем. По дороге в Вонсан мы неоднократно их встречали, но корейцы довольно ревностно реагируют, когда начинаешь их фотографировать.

При въезде теперь не отбирают телефоны - наоборот, вы можете купить сим-карту местного оператора и звонить домой, правда, дешевле звонить из гостиницы.

3. Фотографировать по-прежнему нельзя военных, военные объекты, работающих людей, а также те места, о которых скажет гид (например, внутри мавзолея или какого-нибудь музея). Обычных людей фотографировать можно, но гиды просят не пугать северокорейцев, а попросить разрешения сфотографировать их. Я путешествую по всему миру с головой медведя, но делать фотографии в ней на фоне монумента двум вождям мне запретили. Также запрещено снимать скульптуры, пародируя вождей или обрезая части тел на снимке. Их могут попросить удалить. Фотографии с головой медведя тайком все же удалось сделать.

В КНДР запредельный коллективизм и стукачество, система доносов работает отлаженно. Поэтому даже если вы сбежите из гостиницы от надзора вашего гида, простые горожане тут же вас сдадут. Возле ресторана после обеда я отошел к трамвайной остановке, пытался познакомиться с местными, пообщаться; первое, что они сделали, - это разбежались. А на следующий день гид спросила: «Эльнар, а зачем вы пытались пообщаться с корейцами? Поймите, что они редко видят туристов». То есть информацию об этом ей уже доложили, и со мной провели дружественную разъяснительную беседу.

4. Водитель нашего автобуса гордился, что за 25 лет не попал ни в одну аварию. Наверное, потому что машин в последние 25 лет практически на дорогах не было, а сами дороги - шести- или восьмиполосные «бетонки». Сейчас на улицах Пхеньяна можно встретить такси, а также начинают появляться частники на мотоциклах. Вполне возможно, что через лет десять Пхеньян не будет полупустым городом, а станет обычным азиатским шумным мегаполисом со всеми выхлопными газами и мототаксистами, кричащими и спорящими друг с другом из-за очередного клиента.

Для меня все путешествие было сплошным фильмом со шпионами. И, надо сказать, я не был разочарован. В диктофон на телефоне я иногда записываю путевые заметки, но как-то раз гид после нашей с ней беседы увидела значок микрофона на телефоне и заподозрила меня в том, что я веду запись всех наших бесед. Я ждал, что при вылете из страны ко мне будет особый интерес спецслужб, поэтому попрятал карты памяти с фотографиями. Но обошлось.

5. А вот Игорю, представителю тогда еще никому не известной украинской партии «Удар», повезло меньше. Он любил шутить над вывесками и лозунгами, шутливо переводя их на свой манер, корейцы юмор не оценили и заподозрили его в знании корейского языка. Во время посещения мавзолея «чекисты» выловили Игоря и допрашивали на тему «настоящей цели его визита в КНДР».

6. Мы были очарованы одной корейской девушкой, ее звали Ун Ха, она была гидом-практиканткой в другой туристической группе. Попросили нашего гида организовать свидание с моим холостым другом, шутки шутками, а провернуть встречу нам удалось. Правда, свидание было вчетвером: помимо их двоих, были я и наш гид. По-другому нельзя. Друг взял французского вина (я думаю, вы представляете, сколько оно стоит в закрытой стране), я взял пива, чтобы с наслаждением наблюдать за происходящим. Кореянки пили только воду, смущение нарастало, мы обсуждали общие темы о том, бывают ли они в интернете, собираются ли снова посетить Россию, попадаются ли вредные туристы из нашей страны. Похоже было все на пионерлагерь и знакомство с другим отрядом. Через 20 минут скучной монотонной беседы нашему гиду стало плохо и она ушла в номер, за ней тут же последовала Ун Ха.

В тот вечер мы позвали отметить наш отъезд нашего гида Дзо, который по своему возрасту больше всего походил на представителя спецслужб, поскольку наш гид, товарищ Пак, была, по общему мнению, действительно гидом, что подтверждалось и появлением ее в других отчетах. Третий наш гид, практикант Ким, был весьма молод, его знание языка было заметно хуже, поэтому Дзо (мы называли его Джо или Цой) в наших глазах был из органов. В тот вечер наши «шпионские игры» продолжились. После того как мы решили, что все мы братья, и ушли в наш номер за виски, началось самое интересное. Считается, что каждый номер в гостинице прослушивается, Дзо прибавил звук телевизора, чтобы пообщаться с нами начистоту. Спрашивал, кто в нашей группе «хороший», а кто «плохой», говорил, что Игорь явно тут неслучайно. Говорили о запрещенных книгах, о реальном положении дел в России, а не о том, что говорит их пропаганда. Обменялись с ним денежными купюрами на память, которые, как впоследствии оказалось, вышли из оборота.

7. Желание угодить туристам, чтобы сломить негативный фон вокруг КНДР, чувствуется. Электричество в гостинице не отключают, круглые сутки доступна горячая вода. Но проколы бывают в самых простых мелочах. Например, пакетик черного чая на завтрак не дают, его лишь смачивают в кипятке. Затем два пакетика складывают вместе и макают их следующим туристам, а когда чай перестанет завариваться, десять использованных пакетиков заливают кипятком и заваривают. Несмотря на это, питание туристов было отличным, а пиво и лимонады считаю одними из лучших в мире.

В КНДР отличное пиво, самое распространенное - Taedonggang, несмотря на свою цену, оно нравится всем туристам. Легкий освежающий лагер без посторонних привкусов, возможно, именно таким было «Жигулевское» в СССР в первое время. Про их завод ходит много легенд, якобы они выкупили пивной завод в Англии, разобрали его и перевезли в Пхеньян. Пиво «Тендоган» - один из немногих продуктов, которые даже рекламировались на государственном телевидении. Говорят, его можно найти в Южной Корее, но вряд ли за 1 евро, как для туристов в самой Северной Корее.

8. В КНДР в рационе обычного местного жителя собачатины практически нет, хотя в декабре этого года в пермском аэропорту и задержали корейца, пытавшегося провезти восемь килограммов мяса. Туристы едят собак гораздо чаще, половина нашей группы рискнула попробовать. Мясо собаки богато легкоусвояемыми белками и считается полезным и вкусным, и мы всем столом согласились с этим, когда принесли суп. Если холодную закуску многие не ели, то суп был просто хитом. В КНДР в меню данный суп называется танкогичжан или танкогикук.

9. Впечатлили шикарные пустынные пляжи Японского моря (его, кстати, называют Восточно-Корейским, и никак иначе, а Желтое море - Западно-Корейским). Вдоль моря построен забор с колючей проволокой под напряжением, чтобы коварные империалисты из Японии не смогли высадиться на корейский берег. Понятно, что построен он, чтобы свои не разбежались.

Интернет в КНДР - крайне привилегированная штука, для туриста он с перебоями бывает доступен только в одном месте - в отеле в Алмазных горах. Стоимость одной минуты - один доллар.

10. В мавзолее есть традиция почтить память «великих товарищей» и проявить к ним уважение, поклонившись им. Кланяются перед вождем три раза: в пол, находясь к нему лицом, и еще дважды - зайдя сбоку. Очень забавно наблюдать за американскими туристами, которые кланяются северокорейским лидерам, ведь именно об этом вожди и мечтали. Туристические визы американцам дают спокойно, страна нуждается в деньгах от туризма.

Корейцы тщательно мониторят интернет, гиды чувствительно реагируют на плохие отзывы о них и стране в целом. Я обещал, что расскажу только правду. Чего не отнять у корейцев, это гостеприимства и наивной простоты.

11. Северокорейцы стараются показать любые свои технологические достижения, поэтому мы побывали на заводе, где производят минеральную воду (на итальянском оборудовании), ездили в город Нампхо, чтобы увидеть ГЭС (построенную с помощью советских инженеров).

Из интересных фактов: КНДР объявила о смене календаря, теперь эра отсчитывается не с момента рождения Христа, а с момента рождения Ким Ир Сена. Самого вождя причислили к «вечному президенту», чей дух продолжает править государством из мавзолея, где хранится его тело.

12. Мы обещали нашим гидам, что не будем писать ничего плохого, а напишем только правду. Перед получением визы мы давали расписку, что обязуемся не публиковать в СМИ заметки о КНДР. Я буду честен: страна прекрасная. Отличная природа: восхитительные Алмазные горы, озера и шикарные пляжи. Гостеприимные люди. А самое главное - это, пожалуй, последняя страна из прошлого, КНДР - осколок и эхо холодной войны, что пережила и Берлинскую стену, и СССР. В любой момент коммунистический диктаторский режим может рухнуть, а туристы уже никогда не увидят этот памятник истории. Успевайте.

11 августа 2016

Закрытость Северной Кореи порождает много мифов об этой стране, и в данном случае многие из них нередко оказываются отнюдь не мифами, какими бы неправдоподобными они не были...

Самые распространенные истории рассказывают о тотальном контроле со стороны государства за всем и всеми, а также о тотальной нищете простых граждан. На фоне всего этого довольно неожиданным открытием для многих становится тот факт, что в Северной Корее есть и богачи, посещающие роскошные рестораны (да, они в Северной Корее есть) и разъезжающие на иномарках класса «люкс».

Пиршество при подготовке к голоду

Они могут позволить себе заплатить за стейк 50 долларов США, притом, что в среднем по стране зарплата составляет около 10 долларов в месяц. Еще они прибегают к услугам пластических хирургов, чтобы изменить форму век и придать своему лицу европейские черты, ходят в дорогие фитнес-клубы, где красуются ухоженным телом и модным спортивным гардеробом.


По данным правозащитников Walk Free Foundation, в мире сейчас насчитывается около 46 млн. человек, которые живут в фактическом рабстве. Больше всего «рабов» организация насчитала в Индии и Северной Корее. Не исключено, что в эту категорию по версии правозащитников попало почти все население страны. Ключевое слово – «почти», потому что 1% населения КНДР купаются в роскоши. Конечно, особенной, северокорейской роскоши, но все же они отстоят на астрономическое расстояние по уровню потребления от среднестатистического северокорейца. В основном это дети высоких государственных чиновников, которые за годы послабления режима в плане уклона в рынок, успели сколотить состояния.

Около 10-15 лет назад страна начала плавно двигаться в сторону рыночной экономики. Власти изо всех сил стараются эту тенденцию не афишировать, но «процесс пошел» и уверенно двигается. Особой интенсивности изменения набрали с приходом к власти Ким Чен Ына. Молодой правитель активно взялся за изменение облика Пхеньяна, и за время его правления в северокорейской столице многое изменилось на западный лад. В богатых районах начали вырастать современные небоскребы, появились дорогие рестораны и фитнес-клубы. Все это составило для местных богачей свою собственную параллельную вселенную.

В 2016 году весной в южнокорейских СМИ прошла информация о призыве руководства КНДР к своим гражданам «готовиться к голоду». Причиной такой удручающей перспективы власти страны назвали «сложный путь к революции». Насколько точно южнокорейские СМИ передали заявления властей своего воинственного соседа, судить сложно, но и без этого в массе других солидных мировых изданий неоднократно описано, в сколь тяжелых условиях живут простые граждане КНДР.

«Непростых» же граждан все эти трудности не касаются. Для «новых северокорейцев» работают суши-бары, изысканные кофейни и шикарные рестораны, где богатые миллениалы и их родители могут заказать себе что угодно по цене годовой зарплаты среднего гражданина страны и запить это «что угодно» любым из десятков сортов местного пива. Любителям домашней кухни в ресторанах Пхеньяна подадут традиционное блюдо – пибимпап. Это рис с вареным яйцом, овощами и, опционально, с добавлением мяса. Порция будет стоить около 7 долларов США – это даже дороже, чем в столице «другой» Кореи – Сеуле. Цены на кофе в столичных кофейнях варьируются от 4 до 8 долларов США, то есть в среднем чашка кофе стоит половину месячной зарплаты среднего северокорейца. Нетрудно понять, какая именно публика может позволить себе такую роскошь.

ООН уже не первый год бьет тревогу насчет гуманитарной ситуации в Северной Корее, которая, мягко говоря, сложная. Целых 70% граждан страны не могут себе позволить даже такого рациона, который необходим для поддержания здоровья, не говоря уже о всяких вкусностях и деликатесах для удовольствия. Рацион «среднего» северокорейца скуден и однообразен – рис, пшеница и кукуруза. Позволить себе небольшой кусок мяса простые люди могут только по праздникам, и то не всегда. Главные праздники в стране, естественно, это дни рождения Ки Ир Сена и Ким Чен Ира.

Но, опять же, это проблемы простых людей. Для богатых северокорейцев никаких ограничений нет. Ведь в Пхеньяне можно купить что угодно – и европейские сыры, и мраморную говядину, и норвежского лосося. Также никаких проблем нет и с хорошим алкоголем. Можно купить что угодно – от крафтового пива до изысканного шампанского. Все это есть, и все это можно свободно купить в универмаге «Потонган Рюген», но только за валюту, так как только ее там и принимают.


Значительно изменилась за последние годы ситуация с автомобилями. Нет, на улицах Пхеньяна автомобильных пробок вы не увидите – отчетливо заметен не количественный, а качественный скачок. Стало больше импортных дорогих машин класса «люкс». Согласно санкциям ООН, на территорию КНДР запрещено ввозить предметы роскоши – представительские автомобили, яхты, ювелирные украшения, но все это, тем не менее, без проблем «просачивается» в страну. Впервые чуть ли не за всю историю страны в Пхеньяне заработали первые службы такси. Сейчас их в столице насчитывается около пяти-семи по данным The Independent.

Красота сама себя не покажет

Отдельного рассмотрения заслуживает то, во что одеваются северокорейцы, и какие когнитивные диссонансы в связи с этим могут возникать у мыслящего и независимого наблюдателя.

Нетрудно догадаться, что богатые граждане КНДР предпочитают известные западные бренды. Больше всего в ходу Zara, Uniqlo. Даже «бюджетный» H&M считается (да и по факту является) брендом для богатых. Везут одежду известных торговых марок из соседнего Китая.


Как и во многих других странах, образцом для подражания у местных женщин является первая леди – Ли Соль Чжу. В отличие от своего супруга, она любит появляться на публике в ярких костюмах, нередко носит кружевные вещи, и даже туфли с открытым мысом, что в Северной Корее считается весьма дерзким на грани с эпатажем. В продолжение темы когнитивного диссонанса стоит сказать, что Ли Соль Чжу без всяких идеологических проблем носит вещи, в значительной мере олицетворяющие так ненавистный для северокорейского режима Запад, а именно - ожерелье Tiffany & Co и сумочку Dior.

Но, вернемся к простым смертным. В Северной Корее до сих пор действует определенный дресс-код, в особенности для женщин. Так, даже вполне обеспеченные северные кореянки могут надеть для выхода в люди далеко не любые из, казалось бы, безобидных вещей. Так, буквально накануне, в апреле этого года, в стране был введен правительственный запрет на ношение «западной одежды». Уточняется, что теперь вне закона короткие юбки, топики без рукавов и прочее.


Дочь бывшего высокого северокорейского чиновника, семья которого смогла сбежать в США, рассказывала, что на улице Пхеньяна спокойно могут остановить любую женщину за слишком яркий стиль одежды. Инспектор в таких случаях записывает имя, которое затем передают по радио в соответствующем контексте. Ли Си Хен добавила, что из-за требований к консервативному стилю в одежде, люди, которые могут себе это позволить, идут в фитнес-залы, и только там могут продемонстрировать красивое тело и модные вещи. Из спортивных брендов и стилей девушки предпочитают Elle, леггинсы и короткие топики, а мужчины носят вещи Nike и adidas, - рассказывает Ли Си Хен.

Еще один бесспорный признак богатого северокорейца – это «следы» (в хорошем смысле) блефаропластики на лице. Пластика век – это самая популярная операция у состоятельных северокорейцев. Практически в 100% случаев эта операция делается для того, чтобы сделать глаза «европейскими». Операция сама по себе – не самая простая, да еще и в КНДР вся пластическая хирургия запрещена. Как рассказывает Ли Си Хен, выехать из страны можно по медицинским показаниям для лечения, но «пластика» в эту категорию не входит. Поэтому желающие часто обращаются к подпольным хирургам, где блефаропластика обходится от 50 до 200 долларов США. Такие деньги могут заплатить только богатые, но многие северокорейцы и среднего достатка готовы к таким тратам, так как, по словам Ли Си Хен, в Северной Корее красота – это серьезное конкурентное преимущество, гораздо более серьезное, чем в «свободных» странах.


Как видим, роскошь по-северокорейски весьма специфична и имеет отличия от «западной» роскоши. Однако, все познается в сравнении, и если не забывать, что в стране с населением в 25 млн. человек всего 3 млн. граждан могут позволить себе мобильный телефон, досыта поесть и сходить в фитнес-зал, такая «особенная» роскошь выглядит вполне органично.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта