Главная » Заготовка и хранение » Тесты орфография задания 8 14.

Тесты орфография задания 8 14.

Орфография. Задания 8 – 14 ЕГЭ

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ№8.

Пл..нительный , к..сательная , г..мназист, р..месленник, покл..нение

ЗАДАНИЕ№9.

пр…вратить, пр…ступить к занятиям

ра…чёт, ра…плескать

интер…ер, кинос..емка

без…мянный, дез..нформация

пр..способленный, пр..мудрый

заброш_нный, слыш_мый, спряч_шь, тревож_щий, выполня_мый

знач…мый, щипл…т траву, неопису...мая радость, непромока…мый плащ, расходу…мые

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (НЕ) ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

Комната Павла была (НЕ) ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Случилось, Петрович, так, что мне (НЕ) КОМУ было рассказать о своих сомнениях.

Из-за густого тумана (НЕ) БЫЛО видно сигнальных огней.

Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (НЕ) ЗАРОСШИЙ густым камышом берег.

ЗАДАНИЕ №13.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину

ЗАДАНИЕ №14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

Вариант 2

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выр..сли, г..рьковатый, с..мпатия, эт..кетка, выч..тать

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…поведник, ..тдал

в..ходить, в..бираться

пр..вычка, пр..возмочь

раз..скивать, сверх..нтересный

от..явленный, в..ются

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

засе_вший, рассекреч_нный, закле_шь, колыш_тся,та_щий

независ…мый, подозрева…мый, встрет…шь, постав…шь, потрат…м

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В глубине озера (НЕ) ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.

Ещё (НЕ) ЗАЖИВШАЯ от когтей медведя рана давала о себе знать.

Отец велел нам, (НЕ) ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.

Нашему коту Тимофею (НЕ) МЕНЬШЕ десяти лет.

Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (НЕ) ЖАЛЬ.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Я люблю ТОТ(ЧАС) , когда, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплываешь на лодке (НА) ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.

В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

Вариант 3

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пот..плевший, эв..люционный, л..цензия, неук..снительно, пл..вец

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..кладка, о..бойный

пр..колотить, пр..восходный

на..граться, из..мать

бар..ерный, с..язвить

и..пуг, не..терпимый

ЗАДАНИЕ№10.

услыш_нный, приготов_шь, стел_щийся, колебл_мый, зала_ли (собаки).

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

немысл…мый, точ…шь, налаж…нный, тревож…шься, завис…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.

Хозяева встретили долгожданных гостей с (НЕ) ОБЫКНОВЕННЫМ радушием.

Но страх (НЕ) СЖАЛ души моей.

Он вскочил на лошадь, (НЕ) ВЗГЛЯНУВ на стоящего рядом отца.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (НЕ)СТАЛЬНОЙ, а бамбуковый

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, (ЗА) ТО озеро Ясхан изобилует прекрасной водой, (В) ТЕЧЕНИЕ многих веков об этом складывали легенды.

Кошки отличаются тонким слухом: (В) ВИДУ особенностей организма они слышат все звуки, а (ЗА) СЧЁТ голоса эти животные могут выразить много разных чувств.

Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.

Сегодняшние мастера особенно любят работать с ювелирными украшениями, покрытыми эмалью, (ПО) ТОМУ что такие изделия не тускнеют (С) ТЕЧЕНИЕМ времени.

Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

Вариант 4

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

насл..ждаться, обн..мать, т..лант, ун..верситетский, д..агноз

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..амурский, пр..толстый

под..грать, из..мать

не..гибаемый, ни..послать

о..дача, пре..теча

р..звлечение, п..догреть

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

зате_вший, выскоч_шь, подыш_м, завещ_нный, укол_шь

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

мел..шь, несмолка…мый, толка…шь, слыш…мый, обурева…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ) СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ) СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи от сундука деда до сих пор (НЕ) НАЙДЕНЫ.

Я терпеть Ваши шутки (НЕ) НАМЕРЕН.

У Насти были (НЕ) ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ (ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОМУ все были очень довольны.

(В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.

Баржа двигалась вниз (ПО) ТЕЧЕНИЮ, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.

Павел Петрович (НЕ) РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

Вариант 5

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зач..рстветь, выт..рать, оп..раясь, пол..жение, экспер..ментальный

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличивать, пр..лепить

бе..думный, ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый

из..мать, дез..нформация

пр..встать, пр..дирки

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

пове_вший, невид_мый, расстрел_нный, мурлыч_т, выгон_шь

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

притерп…шься, откликн…шься, знач…вшийся, вылеч…шься, муч…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Компьютер (НЕ) ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ) ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.

Этот деревянный домик (НЕ) БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

(НЕ) У КОГО было спросить, как проехать к концертному залу.

Ученик (НЕ) СПОСОБЕН запомнить это правило.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК (ЖЕ) , как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

(ПО) НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В) ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Линия УМК Кудрявцевой. Русский язык (10-11)

Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий 1–14

ЕГЭ состоит из заданий разных по составу и по уровню сложности. Получить высокий балл ученику помогают не только накопленные знания, но и хитрые алгоритмы работы с тестом, подсказанные опытным педагогом. Своими наработками поделилась учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

База для успеха

Подготовка к ЕГЭ начинается уже в тот момент, когда школьник только знакомится с орфограммами, учится определять части речи и части слова. В 10-11 классах, конечно, важно уделить время тренинговым упражнениям, но их выполнение должно быть осмысленно, основано на знаниях и умениях. Есть учебники, которые хорошо зарекомендовали себя в среде преподавателей по русскому языку старших классов. Так, курс Татьяны Пахновой отлично готовит к практике, к написанию сочинений, а подходящие упражнения для отработки правил можно найти в учебнике Ирины Гусаровой.

Советы ученикам по выполнению заданий 1–14

Задание 1: определение главной информации текста. Вначале изучите не сам текст, а варианты ответов. Выберете варианты, похожие по содержанию. После – прочитайте текст уже с целью проверки.

Задание 2: средства связи предложений в тексте. Чтобы избежать досадных ошибок, помните: для связи причины и следствия используются слова «поэтому» и «так что», при противопоставлении – союзы «а», «но», «однако»; связь уступка создается с помощью союзов «несмотря на что», «и хотя», условие обозначается союзом «если».

Задание 3: определение лексического значения слова. В представленном тексте обратите внимание не просто на указанное слово, а на все словосочетание, и сопоставить его со словосочетаниями в вариантах ответов.

Задание 4: постановка ударения. Попробуйте использовать ассоциативный прием запоминания. Например, можно выучить привычные сочетания слов с одинаковыми ударениями («чЕрпать вОду») или словосочетания с противопоставлением («бАрмен не супермЕн»).

Задание 5: употребление паронимов. При подготовке разбирайте варианты ответов со словарем паронимов, пробуйте подставлять альтернативные слова.

Задание 6: морфологические нормы. Если кажется, что ответ найден, но подобрать правильный вариант слова не получается – то вы, возможно, вы ошибаетесь. Переключитесь на другие слова.

Задание 7: синтаксические нормы, нормы согласования, нормы управления. Сначала прочитайте представленные предложения, обращая внимание на опасные зоны: причастный и деепричастный обороты, однородные члены предложения, приложение, падежные окончания существительных, согласование подлежащего и сказуемого. На основе этого исключите грамотные предложения, а после сопоставьте оставшиеся варианты со списком ошибок.

Задание 8: правописание корней. Чтобы уметь правильно определять корни с чередованием, с проверяемой гласной и с непроверяемой, нужно регулярно разбирать словообразование и морфемы.

Задание 9: правописание приставок. Попробуйте метод исключения. Для начала найдите слова с приставками ПРЕ- или ПРИ-, а уже после рассмотрите другие варианты ответов.

Задание 10: правописание суффиксов (кроме -Н- / -НН-). Определите, к каким частям речи относятся представленные слова, и вспомните правила словообразования.

Задание 11: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Запомните закономерность: букве «е» в окончании глагола в единственном числе соответствуют буквы «у» и «ю» во множественном числе (скачЕт – скачУт). Букве «и» соответствуют буквы «а» и «я» (обидИт – обидЯт). Справедливо и обратное.

Задание 12: правописание «не» и «ни». Для выполнения этого задания вспомните правила правописания «не» с разными частями речи.

Задание 13: слитное, дефисное, раздельное написание слов. Для начала найдите среди вариантов ответов слова, которые пишутся через дефис. Если вам встретились слова «от того»/«оттого», «от чего»/«отчего» помните, что в этом случае слитное написание соответствует причинному значению фразы («Отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста»)


Валеева Фидания РашитовнаЧелябинская область,
Г. Миасс, МАОУ «МСОШ№16»
2015 год
Орфографический блок (8-14 задания ЕГЭ)
ВАРИАНТ 1


выр..стающий
предст..вительныйк..сатьсяк..мпаньонл..ловый9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..старелый, пр..дел (желаний)
и..подтишка, ра..жалобитьо..гадать, по..битьоб..скать, дез..нфекциян..лево, д..гадываться10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.удушл..выйраскорч..ватьзапуг..ватьдостра..ватьпривередл..вый
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
догон...шьомыва…мыйподстрел…нныйшепч…шьсяобурева…мый12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.
Комната Павла была (НЕ)ОСВЕЩЕНА поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
Случилось, Петрович, так, что мне (НЕ)КОМУ было рассказать о своих сомнениях.
Из-за густого тумана (НЕ)БЫЛО видно сигнальных огней.
Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (НЕ)ЗАРОСШИЙ густым камышом берег.







1) После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.
ВАРИАНТ 2
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..мантичныйорг..низоватьр..формаукр..тительразг..раться9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
нед..верчивый, пр…бабушка
под..тожить, не..скусный пр..воз, пр…думать
бе..ценный, и..мерить в..ются, видеос..ёмка10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.успока..вающееотрасл..войзапасл..выйуспока..ватьсянасла..вать11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
забот…вшийсявыпячива…мыйзавис..мыйсмотр….шьгон…шься12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
В глубине озера (НЕ)ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.
Ещё (НЕ)ЗАЖИВШАЯ от когтей медведя рана давала о себе знать.
Отец велел нам, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.
Нашему коту Тимофею (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (НЕ)ЖАЛЬ
.
1) В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях из дома, и В(МЕСТЕ) сидят на завалинках.
Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.
Утром шёл дождь, день ТО(ЖЕ) не радовал, так как и днем было темно от туч, (ПО)ЭТОМУ у меня окончательно испортилось настроение.
(ОТ)ТОГО, как пройдет эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.
(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
2) В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.
ВАРИАНТ 3

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
отр..слевойогл..влениер..стовщикпредпол..жить
т..ропливый9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..брать, не..гибаемый10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.выздоравл..ватьмолод..нькийуспока..ватьсязастра..ватьразглаж..вающий11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
помож…шьувлека…мыйверт…шьвымуч…нныйзаслуж…нный 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Нас поливал ни на минуту (НЕ)ПРЕКРАЩАЮШИЙСЯ дождь.
Засыпаны опавшей листвой (НЕ)ПОДМЕТЕННЫЕ дорожки сада.
Характер дневниковых записей (НЕ)ВПОЛНЕ обычный.
Лёшка почему-то (НЕ)ПОНИМАЛ смысл её слов.
Студент бойко отвечал на поставленный вопрос, (НЕ)СМОТРЯ в тетрадь.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ТО усердие, с каким Серёжа играл на скрипке, а ТАК(ЖЕ) за длину волос его называли Башметом.
Хотя и двух жизней не хватит, ЧТО(БЫ) исполнить все мои мечты, (ЗА)ТО у меня всегда есть надежда на лучшее.
Внутренне мы ТАК(ЖЕ) молоды, как и лет тридцать назад, и ПО(ЭТОМУ) в праздник веселимся от души.
Баржа двигалась вниз (ПО)ТЕЧЕНИЮ, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
Удивительное создание – кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверёк необычайно терпелив и вынослив.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
3) Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.ВАРИАНТ 4
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заг..релыйр..птатьподп..рать
д..рижерскийз..ря9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..челюстной, и..пугпр..творить (в жизнь) , пр…морскийбез..нициативный, до..гратьи..кажённый, бе..жалостный
и..брать, не..гибаемый10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.солом..нкаподчёрк..ватьтюлен..выйудва..ватьнемилост..вый
леч…шьсяуправля…мыйпар…шься
вид…мый
провер…шь 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (НЕ)ОГОРОЖЕННЫЙ
Хозяева встретили долгожданных гостей с (НЕ)ОБЫКНОВЕННЫМ радушием.
Но страх (НЕ)СЖАЛ души моей.
Он вскочил на лошадь, (НЕ)ВЗГЛЯНУВ на стоящего рядом отца.
Громадный кран так вздрагивал, будто он был (НЕ)СТАЛЬНОЙ, а бамбуковый.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ОТ)ТОГО поворота дорога шла (В)ВЕРХ среди столетних сосен.
Я заметил, что сестра ТАК(ЖЕ), как и я, волнуется, (ПО)ЭТОМУ поспешил её успокоить.
По карте можно странствовать ТАК(ЖЕ) , как по земле, но когда попадаешь на эту настоящую землю, (ТОТ)ЧАС сказывается знание карты.
(В)ПЕРВЫЕ эксперимент прошёл удачно, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.
ВАРИАНТ 5
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
оз..рениеп..ссимистическийпост..ратьсяпок..рать
предл..жить9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
меж..языковой, об..ёми..коверкать, бе..жизненный
пр..лестная, пр..митивныйбез..дейный, супер..грапр..рекание, пр..ближённый10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.усидч..выйзатм..ватьзапуг..вающий.въедл..выйпередёрг..вать11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
слыш..мая
задерж…шься
выгон…шьлеле…мыйзатоп…шь 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ(СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
Ключи от сундука деда до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.
Я терпеть Ваши шутки (НЕ)НАМЕРЕН.
У Насти были (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым – (ЗА)ТО её и любили в деревне.
Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы: один (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.
(С)НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперед, ЧТО(БЫ) не остаться во тьме.
КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на лес по ту сторону реки.
В ТУ(ЖЕ) секунду в голосе сурового адвоката послышалось нечто (В)РОДЕ сочувствия.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
5) В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.
ВАРИАНТ 6
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зач..рстветьвыт..ратьоп..раясьпол..жениеэкспер..ментальный
пр..образовать, пр..способитьсяна..пись, пре..логра..ползаться, и..дательствопод..грать, пост..ндустриальныйбе..дарно, бе..пристрастный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.миндал..выйзапот..ватьпреодол..ватьлокт..войюрод..вый11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстел…шь
продолж…шь,
очист…вшийслыш…мыйскрюч…шься
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Компьютер (не) подключён к сети.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ)ОШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.
Этот деревянный домик (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.
(НЕ)УКОГО было спросить, как проехать к концертному залу.
Ученик (НЕ)СПОСОБЕН запомнить это правило.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
5) Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, (ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.
А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.
В 1896 году Врубель, (НЕ)ВЗИРАЯ ни на какие трудности и удары судьбы, был вполне счастлив: (В)НАЧАЛЕ года он познакомился, а позже обвенчался с певицей Надеждой Забелой.
Хозяйка быстро пошла (В)ГЛУБЬ квартиры – (ОТ)ТУДА послышался детский плач.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
6) На картине Ф.Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия.
ВАРИАНТ 7
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
насл..ждаться
обн..мать
т..лантун..верситетскийд..агнозОтвет__________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..увеличивать, пр..лепитьбе..думный, ра..шифровать
о..далённый, на..треснутыйиз..мать, дез..нформацияпр..встать, пр..дирки10.. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.буш..ватьбяз..выйкорч..ватьникел..выйуспока..вать11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
сдерж..нныйохраня…мыйнеж…шьсяизуч...нныйкудахч…шь 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
После происшедшего с ним случая Никита сделал далеко (НЕ)ВЕРНЫЕ выводы.
(НЕ)РАЗ мы вспоминали этот забавный случай.
(НЕ)УБРАННОЕ осенью поле нагоняло на крестьянина тоску и уныние.
(НЕ)ЯРКОЕ пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
В этом (НЕ)ДОСТРОЕННОМ дачниками доме часто собирались бродяги.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Витька ТО(ЖЕ) пошёл в кондитерскую, ПОТОМУ(ЧТО) очень любил пирожные.
Боттичелли жил во Флоренции – в городе, который (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких столетий (ПО)ПРАВУ считался центром итальянской культуры Возрождения.
«Что вы имеете (В)ВИДУ?» - директор посмотрел (ПО)ОЧЕРЕДНО на своих собеседников.
(НЕ)СМОТРЯ на плачевную судьбу первой постановки, «Лебединое озеро» Чайковского перевернуло представления о балетной музыке и стало (В)ПОСЛЕДСТВИИ визитной карточки русской балетной школы.
Она ВСЕ(РАВНО) осталась за дверью, ЧТО(БЫ) подслушивать.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
7) На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.
ВАРИАНТ 8
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пот..плевшийэв..люционныйл..цензиянеук..снительнопл..вец9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..амурский, пр..толстыйпод..грать, из..матьни..вернуться, ни..послатьо..дача, пре..течар..звлечение, п..догреть10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.фасол..выймагнии..выйпреодол..вающийизменч..выйцел..вой11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
заброш…нныйнакорм…шьпотревож…нныйсыпл..шьподмеч…нный

В этот вечер вам со мной (НЕ)БЫЛО скучно?
Петр быстро ушел, (НЕ)ВЗГЛЯНУВ на стоявших соседей..
(НЕ)ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ, напечатанный на старенькой машинке роман достался ей от дяди.
Мост через нашу реку до сих пор (НЕ)ПОСТРОЕН.
Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (НЕ)ПРИНИМАТЬ волевых решений
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
7) Акула часто нападает (С)НИЗУ, загибая рыло, ТАК(КАК) оно мешает ей захватывать добычу.
Антон Степанович ТУТ(ЖЕ) показал нам старинный медальон (В)ВИДЕ сердечка.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы, большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
За (ПОЛ)ЧАСА он собрался в город, ПРИ(ЧЕМ) забрал все деньги.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера княгиня (ОТ)ТОГО была невесела, что давно не виделась с братом.
Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
ВАРИАНТ 9
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
выр..слиг..рьковатыйс..мпатияэт..кеткавыч..тать
9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..кладка, о..бойныйпр..колотить, пр..восходныйна..граться, из..матьбар..ерный, с..язвитьи..пуг, не..терпимый10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.затм..вать, молод..нькийрасстра..ватьсякремни..выйплаточ..к

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
немысл…мыйточ…шьналаж…нныйтревож…шьсязавис…мый12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Нужная к уроку книга учениками (НЕ)ПРОЧИТАНА
Клементьев замолчал, (НЕ)ОТВЕЧАЯ на наши вопросы.
(НЕ)ВЫСКАЗАННЫЙ упрек светился в глазах Софьи Николаевны.
Нельзя было отредактировать рассказ, (НЕ)ИСПОРТИВ его.
Новая шинель адъютанта (НЕ)СШИТА.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.
(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав.
ВАРИАНТ 10
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пл..нительныйк..сательнаяг..мназистр..месленникпокл..нение9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…поведник, ..тдалв..ходить, в..биратьсяпр..вычка, пр..возмочьраз..скивать, сверх..нтересныйот..явленный, в..ются 10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.извил..стыйстрях..вать диков..нка оскуд..ватьизюм..нкаОтвет: __________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
постро…т
бор…щиеся
дремл…щие
полыха…щая заря
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Пришлось говорить (НЕ)ГРОМКО, а едва различимым шёпотом.
В ещё (НЕ)РАСКРЫТЫЕ окна заглядывает синичка.
Позвонить Тане Игорёк не смог по (НЕ)ЗАВИСЯЩИМ от него причинам.
(НЕ)НАДО думать о плохом: всё будет хорошо.
Но говорят, вы (НЕ)ЛЮДИМ: в глуши, в деревне всё вам скучно.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, (ЗА) ТО озеро Ясхан изобилует прекрасной водой, (В) ТЕЧЕНИЕ многих веков об этом складывали легенды.
Кошки отличаются тонким слухом: (В) ВИДУ особенностей организма они слышат все звуки, а (ЗА) СЧЁТ голоса эти животные могут выразить много разных чувств.
Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.
Сегодняшние мастера особенно любят работать с ювелирными украшениями, покрытыми эмалью, (ПО) ТОМУ что такие изделия не тускнеют (С) ТЕЧЕНИЕМ времени.
Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
10) Обращение А.Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

Орфография (8-14)

Вариант 1

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..гаться благосл..вение

оз..боченный р..сточек

к…саться

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мудрый, пр..командировать

и..кажённый, бе..жалостный

о…данный, на…пись

под…шел, с…звучие

пр…следую, пр…пасы

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расклан..ться

ливн..вый

выстра..вать

непоседл…вый

находч…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

развеешь

заброш..нный

потревож..нный

независ..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Сережа, еще (не)окрепший после болезни, примостился на диване.

Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

Солнце (не)было видно.

В кюветах блестела вода, оставшаяся после (не)продолжительных июльских ливней.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите оба эти слова.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В) ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, ПО (ТОМУ) , например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ) ЧАС заплакать, (НЕ) СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

(Что)бы полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает за(границу).

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

Орфография (8-14)

Вариант 2

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

опт..мизм ок…зался

г..рящий пр..чудливый

пред..стеречь

не..говорчивый, во..делывать

пр..дедушка, пр..бежка

пре..почесть, о..бить

бе..жизненный, в..бодрить

пр..милый, пр..крыть

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

находч..вый достра..вать

фасол..вый насмешл..вый.

наста..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

каракул..вый объявля..шь

дремл..шь гоня..шь

вскоч..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен.

Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!

Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.

Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.

Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.

СЛИТНО

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел

познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.

Орфография (8-14)

Вариант 3

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неприк..сновенный сбивч..вый

орнам..нт похв..ла к..рьерист

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..язык, воз..бновил

пр..блудный, пр..мило

и..правлю, в..крикнул

по..бить, о..гадать

пр..богато, пр..близив

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

успока..ваться гор..вать

насла.вать приветл..во

затраг..вать

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

расскаж..шь обижа..шь

успоко..нный омыва..мый откле..ваться

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный библиограф П. Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий – лицо (не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести.

Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.

Горький в романе «Мать «рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)?

(ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?

Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.

(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем.

Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

Орфография (8-14)

Вариант 4

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стовщический дисс..нансный

бракосоч..тание разн..мать насл..ждение

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..быточно, в..бежал

пр..азовье, пр..добрый

на..пись, пре..теча

ни..падать, и..бежав

под..брав, пр..история

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

распуг..вающий ябедн..чать

удва..вая черешн..вый жалостл..вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

щипл..т просе..вший

устраива..мый ненавид..мый развеш..нный

12.Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Непривычному к такому лесу человеку трудно пробить себе дорогу, когда мохнатые ветви, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЕ луча солнца, образуют над головой сплошной шатёр.

Как (НИ)СОВЕРШЕННА современная система водоснабжения, а родники продолжают играть свою скромную роль.

Героиня (НЕ)ЛИШЕНА привлекательности.

Три лесные птицы, очень близкие между собой родственники, вовсе (НЕ)ОДИНАКОВО в едут себя, когда к заповедным лесам с их дремучими чащами и нехожеными тропами приближается человек.

Она читала стихотворение (НЕ)ГРОМКО, но отчетливо.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В ТО(ЖЕ) мгновение тяжесть схлынула, а (ЗА)ТЕМ Гагарина словно подняло с кресла.

Я слизывал с губ капли дождя и ругал себя (ЗА)ТО, что так долго не был на родине и ездил по чужим краям. (ЗА)ЧЕМ?

(И)ТАК, в большинстве случаев болезнь можно вылечить, но могут остаться и КАКИЕ(ТО) последствия.

(НЕ)СМОТРЯ НА раскрытые окна, было душно, и мы вышли в сад, где (НА)ВСТРЕЧУ нам повеял свежий ветерок.

ЧТО(БЫ) ещё вам рассказать (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ нашей встречи.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

День был безветре(1)ый, вдоль берега, усея(2)ого острыми камнями, разведчики вышли к непаха(3)ому полю, командира беспокоили пута(4)ые известия от разведчиков

второй роты.

Орфография (8-14)

Вариант 5

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите

это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура восприн..мать

р..стениеводство разл…нованный несоч..таемость

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы-пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..тактный, и..пить

пр..скачу, пр..весёло

Морально, ..правдал

пр..пирался, пр..гнул

пре..дверие, о..бить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

затейл..вый разве..ть

диагонал..вый устойч..вый раскраш..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

невид..мый обиж..нный

наде..вшийся побре..шься непредсказу..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

Сказал (НЕ)ГРОМКО, как надо было, а так, что даже сос ед ничего не понял.

Жизнь прожить – (НЕ)ПОЛЕ перейти

Она была хороша собой: у неё были (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но милые черты лица.

Чёрные, давно (НЕ)ЕЗЖЕННЫЕ колеи едва проступали в траве.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

Азбуки немых она, (ПО)ВИДИМОМУ, не знала, ЗА(ТО) с болезненной страстью любила

(В)ТЕЧЕНИЕ всего апреля почти не было тёплых солнечных дней, ЗА(ТО) май выдался такой жаркий, что мы даже купались.

Ребята немного прошли пешком, (ЗА)ТЕМ сели в автобусы и поехали (НА)ВСТРЕЧУ с известными футболистами «Спартака».

(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки лошади отстали, и (ПО)УТРУ в окно кибитки она снова увидела безмолвное белое поле.

Вторая группы туристов направлялась к лагерю, мы ТАК(ЖЕ) двигались (ПО)ЭТОМУ маршруту.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы шли мимо магазинов с товаром, выставле(1)ым прямо на улице: здесь стояли кухо(2)ые табуреты, на которые были навале(3)ы подушки, под табуретами лежали прося(4)ые веники.

№ задания

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Вариант №5

благословение

оказался

наслаждение

разлинованный

созвучие

безжизненный

взбодрить

исправлю

вскрикнул

предтеча

бестактный

ливневый

фасолевый

горевать

черешневый

диагоналевый

независимый

вскочишь

отклеиваться

ненавидимый

невидимый

непродолжительных

необыкновенной

неглубокий

негромко

неправильные

несмотря

вследствие

несмотря

навстречу

вследствие

обречена

огражденному

тушенные

очищенными

безветренный

усеянного

выставленным



Предыдущая статья: Следующая статья: