Главная » Засолка грибов » Роль партизанской войны война и мир. Партизанская война и её герои

Роль партизанской войны война и мир. Партизанская война и её герои

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по старой Смоленской дороге, их войско двигалось по тому же пути, каким пришло в Россию, поэтому вместо обильных, урожайных земель их встречали выжженные поля и разоренные деревни. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Из-за неповоротливых обозов с награбленным в Москве имуществом войско двигалось медленно, окончательно сбив строй.

Но не голод и болезни, а множество партизанских отрядов, успешно нападавших на обозы и даже целые отряды французов, уничтожало французское войско. Партизанские отряды сильно различались: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок, взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Были партизаны, относившиеся к пойманным французам как к военнопленным, с должным уважением, были те, которые безжалостно убивали их за разорение своих деревень, домов или ради богатой добычи.

В части романа «Война и мир», рассказывающей о партизанской войне, описаны события всего лишь неполных двух дней, но сколько реализма и трагичности в этом повествовании! Именно здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая. О смерти князя Андрея, даже о смерти Элен и старого Безухова мы узнаем косвенно. Герой на минуту покидает умирающего и уже не видит его смерти. Автор просто констатирует факт. А смерть Пети Ростова, такая быстрая и неожиданная, происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть просто и коротко описана читателям. Этим усугубляется суровый реализм описания. Вот она, война. Даже вид Бородинского поля, усеянного трупами и ранеными, не вызывает такого тяжелого впечатления. Толстой дает почувствовать читателю, что война – это когда убивают. Она ужасна, неприемлема, противоестественна. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из вражеского стана, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!»? Эти вопросы ставит Толстой перед читателями. Опомнитесь, люди, перестаньте убивать ради убийства, ради денег, ради чего бы то ни было!

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – это война народа, который не может по самой своей сути жить под властью захватчиков. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях, независимо от социального происхождения, «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации уверен Толстой. Движимые различными целями и интересами люди разных сословий делают все, что можно только сделать для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считает, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны для чего-то вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Медведь, залезший в улей, мог бы прогнать, победить другого медведя, если бы тот был слабее его, но он ничего не может поделать с роем разъяренных пчел. Так и французское войско: оно могло бы победить русскую армию в сражении, но оно бессильно против партизанских отрядов, голода и болезней. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Поэтому Наполеон напрасно ждал ключей от Москвы на Поклонной горе, хотя, по правилам ведения европейской войны, мог считать себя хозяином города и рассчитывать на соответствующий прием. Поэтому его войско было уничтожено благодаря партизанской войне, «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

В своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них – показать развитие, «диалектику души» героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого из них по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя беспокойство и страх, а порой – просветлением души, желанием жить дольше и лучше.

Некоторых своих героев Толстой «испытывает» даже не один раз. Например, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Причем создается впечатление, что, по мнению писателя, Болконский оба раза после ранений не прошел испытания, так как после первого ранения (под Аустерлицем) так и не оставил честолюбивых мечтаний, а во второй раз ему не хватило воли, чтобы выжить. «Просветление» Андрея оказывается лишь признаком «пробуждения от жизни». Он наконец-то находит до той поры неизвестный ему смысл жизни (любовь божескую) и умирает.

Пример благотворного воздействия «дыхания смерти» - это испытание Пьера Безухова. Перенесенная Безуховым угроза расстрела в плену у французов вкупе с влиянием немудреной философии Платона Каратаева открывают перед Пьером возможность наслаждения самой жизнью, такой, какая она есть в данный момент и которая была скрыта от князя Андрея.

Такой уникальной способностью жить счастливо и дарить счастье окружающим обладала с рождения Наташа Ростова, ставшая впоследствии женой Пьера. Ровное течение ее жизни нарушает лишь вмешательство отрицательного персонажа Анатоля Курагина, что в итоге толкает Наташу к попытке самоубийства. Однако она выдерживает это испытание смертью. Желание жить перебороло в Наташе желание умереть. В дальнейшем заложенная в ней жизненная сила, главная составляющая которой любовь, помогает героине преодолеть кризис. Как ни странно, известие о смерти Пети, страдания матери помогают ей опять полюбить жизнь, жить во имя близких.

Однако не всегда смерть или угроза смерти помогает героям осмыслить жизнь. Например, смерть Лизы, жены князя Андрея, становится всего лишь упреком ему, тогда еще холодному и потерявшему интерес к своей судьбе и судьбе своих близких. Смерть’Элен Курагиной, отрицательного персонажа, показывает нам, как незаметна смерть человека, существование которого было столь же мелко и бесполезно. Уход из жизни Элен не вызывает никакого чувства жалости. Писатель лишь вскользь упоминает о нем.

Однако, как ни странно, смерть идеального героя Платона Каратаева также не вызывает жалости. Сожаление – да, но не жалость. Каратаев не боится смерти, он принимает ее, как один из атрибутов жизни, поэтому в ней я нет трагичности. Мы сожалеем об уходе из жизни «вполне хорошего» человека, но жалеть самого Платона незачем.

События, происходившие в России в 1812 году, воспевали поэты всех поколений потомков. За несколько месяцев Наполеон привел французскую армию под стены Москвы. Бонапарт ликовал, на всем пути наступления, выигрывая или проигрывая сражение, ему удавалось истреблять русских солдат. Но столкнувшись с гневом народным, французы проиграли военную кампанию. Партизанская война в романе «Война и мир» пересказана Львом Толстым в исторических деталях с акцентом на героизме простых мужиков, проявленном в борьбе за Родину.

На что рассчитывали французы

Армия Наполеона была хорошо вооружена. За плечами боевых формирований были десятки побед над соседними государствам, сильными крепостями и укрепленными городами. Главнокомандующий, готовясь к наступлению, выбирал самый удобные возвышения, сухие пригорки, привольные равнины, где можно было выгодно для своего войска построить боевые шеренги и спрятать конницу. Французы любили неожиданные маневры и делали их мастерски.

Последние годы показали, что нет в Европе более могущественной армии. Завоевав очередную страну в доблестном сражении, победители не встречали серьезного сопротивления со стороны мирного населения. Поверженный враг капитулировал, подданные беспрекословно слушали власть. Такой расклад дел после победы стал привычным для французов. Войдя в Москву, Наполеон думать не мог, что жители поведут себя иначе.

Как зарождалось народное сопротивление

Лев Толстой с грустью патриота описывает пожар древнего города. Люди жгли все, что могло представлять для врага стратегическую ценность. Наполеоновская армия тащила за собою мощный обоз, состоящий из рогатого скота и лошадей. Надо было кормить не только солдат, а животных, которые тянули технику, везли солдат, служили едой.

В одночасье враг столкнулся с проблемой нехватки сена. Крестьяне предпочитали сжечь свой урожай, только бы ничего не досталось врагу. Наполеон обиделся, о чем исторически свидетельствуют его письма императору Александру I. Бонапарт указывал, что мужики не соблюдают военных правил, жгут провизию и запасы на зиму, чтобы французским конным дивизиям нечем стало кормить лошадей.

Наполеон решил отступить на зимнюю стоянку по другой дороге, не разоренной его солдатами в период наступления. Мужики встретили врага воинственно, самые слабые массово деревнями уходили вглубь леса пересидеть беду, увозя с собой все съестное. Когда кушать было нечего, ничего не оставалось, как нападать на отступающие французские обозы. Сначала нападения носили хаотический характер.

Развитие партизанской войны

Многие раненные русские офицеры, как Пьер Безухов, оказались в лесной чаще вместе с прятавшимися людьми. Боевые солдаты не могли сидеть, сложа руки, они владели знаниями войны, имели солидный боевой опыт. Военные часто становились во главе мужиков, чтобы со знанием дела вести их в бой.

Об отряде Дениса Давыдова ходили легенды, офицер сплотил людей, ввел военную дисциплину. В партизанском формировании Денисова была своя кавалерия, санитарная часть, разведка, обеспечение. Мужики проходили солдатские учения, чтобы овладеть мастерством ведения ближнего боя в лесной чаще и сохранить жизнь товарищей.

Толстой упоминает о курьезных реальных случаях. Известно об одном партизанском отряде времен Отечественной войны 1812 года, во главе которого стоял священнослужитель. А в другой деревне ополчением руководила молодая женщина, она вошла в историю, как Старостиха.

Партизаны, рассыпавшись сотнями отрядов и тысячами маленьких команд по всему пути отступления вражеской армии вдоль дороги, надкусывали ее по чуть-чуть. Французские солдаты, привыкшие смыкаться в боевой шеренге, не знали как вести борьбу против вил и дубинок. Между тем, поток отступавших захватчиков таял. Партизаны развеяли миф о непобедимости Наполеона. Почувствовав свою организованную силу, партизаны превратились из прятавшейся толпы в грозную освободительную стихию.

В трудные годины, которые не раз были у нашей Родины, на ее защиту становились не только регулярные войска, но и простые люди. Они не имели к армии никакого отношения, но не могли спокойно жить, когда их дому угрожала беда. Создавались партизанские отряды. Вначале они возникали стихийно, а через какое-то время объединялись и вырастали до больших народных соединений.

Такую партизанскую войну по защите родной земли против французских войск и описал в своем романе Лев Толстой. Он показал, как простые русские люди с первых дней, когда враги пришли на их родную землю восстали против этого, создали вначале маленькие отряды из трех-десяти человек, а затем они объединились в большие группы, которые вынуждено было признать император, полководец Кутузов и другие генералы.

Под руководством Давыдова и Долохова это были мобильные объединения, которые в тылу врага, нападали на обозы и небольшие военные отряды, нередко добывали важные сведения, то есть, как могли, помогали регулярной армии. Это были совершенно разные люди. В обычной жизни многие так бы и не встретились друг с другом, но в сложные времена они все становились героями, которые не жалели своей жизни для победы. Так, например Тихон Щербатый, простой мужик, который от природы был хитер и изворотлив, один пробирается в тыл к французам, чтобы добыть «языка».

В партизанских отрядах были совершенно разные люди: и богатые, и бедные, и известные, и совсем никому не известные. По разным причинам объединились они вместе - кто пришел, как Петя Ростов, за романтикой, но большая часть просто осознавала, что если они не встанут на защиту, отчего дома, то беда, непременно, придет в него. Они боролись, защищали и погибали за правое дело. Чтобы их имена и прообразы остались в нашей памяти, и дошли до будущего создал автор свое великое произведение.

Вариант 2

Произведение описывает события Отечественной войны 1812 года, в которых писатель анализирует причины и факторы победы русского народа с точки зрения не только действий армейских сил, но и участия в войне обычных простых людей.

Автор ярко иллюстрирует жестокость и ужас войны, но в то же время утверждает, что результат военных сражений всегда зависит от человеческого фактора, причем не только от регулярного войска, но и от войны, которую ведут разрозненные люди, объединившиеся в небольшие партизанские отряды.

Действия партизан резко контрастируют с военной тактикой армии, поскольку они борются с захватчиками, находясь в тылу врага. Методы партизанской войны отличаются спонтанностью, отсутствием единых правил и военных законов. Единственным мотивом, объединяющим и военных, и партизан, является жгучее желание одолеть ненавистного врага, освободить родную землю и жить спокойно.

Взаимоотношения людей, попавших в партизанское движение, писатель описывает на примере образов Давыдова, Долохова, Денисова, Тихона Щербатого, являющихся противоположными людьми и по положению, и по взглядам, но объединившихся ради защиты отечества, понимающих, что воюют и погибают ради восстановления справедливости, ради своих родных и близких людей.

Персонажи используют разные приемы борьбы с французскими захватчиками, захватывают военные обозы, истребляют малочисленные вражеские отряды, берут в плен офицеров с целью получения необходимой информации, но в жизни – это совершенно разные люди. Щербатый, отправившись на задание раздобыть пленного француза, захватив офицера и поняв, что он не имеет нужных сведений, с легкостью его уничтожает. Денисов же, являясь предводителем одного из партизанских соединений, запрещает бессердечно убивать попавших в плен захватчиков. При этом оба партизанских героя осознают, что их в аналогичном случае никто не пощадит и не пожалеет.

Причины пребывания в партизанах персонажей разнообразны, присутствуют даже романтические натуры (образ Петра Ростова), представляющие войну как игровую площадку. Но все участники партизанского движения по собственной воле принимают решение таким образом защищать своих близких и родину, при этом каждому из них присуще естественное чувство страха и боли за товарищей, за собственную жизнь, за судьбу страны.

Повествуя не только о знаменитых сражениях Отечественной войны, выигранных русской армией, писатель сосредотачивает внимание на ключевом факторе окончательной победы над французами. По мнению автора, патриотизм участников партизанских отрядов является неоценимой помощью действующим войскам, становится решающим моментом в переломе военных событий и способствует изгнанию французских завоевателей с территории российского государства.

Сочинение Партизанская война в романе Толстого Война и мир

Оставив Москву, французы отправились дальше по Смоленской дороге, но повсюду их преследовали неудачи. Армия французов потихоньку исчезала голод никого не пощадил, а еще начали нападать партизанские отряды, который могли разбить небольшие отряды армии.

Лев Николаевич Толстой в своем романе описывает события, которые произошли за два неполных дня. Это описание смерти Петра Ростова, описана она коротко, но в ней столько непонятного и возникает множество вопросов. Толстой и спрашивает, почему люди убивают друг друга и за что. Смерть Петьки Ростова происходит на глазах Долохова и Денисова, смерть несправедливая и жестокая.

Толстой вообще говорит о том, что война это нечто противное и страшное, вокруг несправедливость и убийства. Лев Николаевич описывая партизанскую войну, писал о том, что в ней участвовали люди, которые очень сильно любили свою страну и не хотели находиться под гнетом чужаков. Партизанами были различные люди социальных групп и слоев населения, но у них была одна общая цель, они хотели выгнать врагов со своей территории.

Русский народ моментально среагировал на вторжение врага и начал сливаться организовывая партизанские отряды для того чтобы всем вместе победить врага. У французского войска не было шансов против народа любящего свою страну. Русский народ относится особенно к своей земле, словно к родной матери, которая их выкормила. Возможно, конечно французы и смогли бы выиграть, но все сыграло против них и болезни и голод и холод, а тут еще и партизаны начали нападать.

Лев Николаевич Толстой хотел написать о том, что какими бы дедами не занимался народ, если надо прийти на помощь Отчизне и отстаивать свои права они готовы стать плечом к плечу и несмотря ни на что стоять насмерть.

Толстой описывают картину войны так, что фехтование между двумя людьми продолжалось очень долго. Один из них понимает, что выиграть он не сможет и это может кончиться для него смертью. Тогда человек решает бросить шпагу и взять в руки дубину, таким образом, побеждает противника. Именно поэтому у французов не было шансов выиграть ведь фехтовальщик француз, а второй, который взял дубинку русский человек с огромной, открытой душой.

Не один из историков не смог однозначно описать войну, а вот Лев Николаевич решил это сделать с точки зрения обычного человека. В своем романе он показал, что русский народ сможет постоять за себя и свою Родину.

  • Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс

    Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

  • Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

    Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

  • Анализ произведения Гранатовый браслет Куприна

    В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве.

  • Согласно военной науке, во время войны «Право всегда на стороне больших армий». Рассказывая о партизанской войне в романе «Война и мир» Толстой , опровергает это утверждение и пишет: «Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу».

    Французы в 1812 году, считая, что они покорили Россию, очень ошибались. Они никак не рассчитывали, что война – это не только соблюдение правил военной науки, это еще и та незримая сила, которая таится в душах русских людей. Именно эта сила вела за собой и простых крестьян и военных, объединяя их в небольшие отряды, которые оказали неоценимую помощь русской армии в победе над французами.

    Наполеон, так пафосно и напыщенно ведущий себя в Вильне, был уверен, что его войско завоюет Россию легко и красиво, и никак не ожидал встретить сопротивление не только со стороны армии, но и от простого народа. Он считал, что его многочисленное войско будет победоносно шествовать по территории России и добавит еще одну страницу в книгу его славы.

    Но Наполеон никак не рассчитывал, что эта война станет народной и его армия будет практически уничтожена маленькими отрядами людей, иногда далеких от военной науки – партизанами.

    Партизаны часто поступали вопреки логике войны, по наитию, соблюдая собственные правила ведения военных действий. «Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай» – писал о них Толстой.

    Потому что, когда дело доходит до защиты своего Отечества, все средства хороши, и, понимая это, абсолютно не знакомые люди в едином порыве объединяются этой целью.

    Партизаны, описание и характеры

    В романе «Война и мир» партизанская война поначалу описывается как стихийные и бессознательные действия отдельных мужиков и крестьян. Толстой сравнивает уничтожение французов с истреблением бешеных собак: «тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку».

    Государство не могло не признать силу и эффективность отдельных разрозненных отрядов партизан, которые «уничтожали Великую армию по частям» и поэтому признало партизанское движение вполне официально. К нему примкнули уже многие «партии» по всей линии фронта.

    Партизаны – люди особого склада характера, авантюристы по натуре, они в то же время являются настоящими патриотами, без высокопарных речей и красивых выступлений.
    Их патриотизм – это естественное движение души, не позволяющее стоять в стороне от событий, происходящих в России.

    Яркие представители армии в партизанском движении в романе – Денисов и Долохов. Со своими отрядами они готовы напасть на французский транспорт, не желая объединяться ни с немецким, ни с польским генералами. Не задумываясь о тяготах и сложностях походной жизни, словно играючи, они захватывают в плен французов и освобождают русских пленных.

    В романе «Война и мир» партизанское движение объединяет людей, которые в обычной жизни, возможно, даже и не встретились бы друг с другом. Во всяком случае, общаться и дружить не стали бы. Как, например, Денисов и Тихон Щербатый, так по-доброму описанный Толстым. Война проявляет истинное лицо каждого человека, и заставляет действовать и поступать так, как велит значимость этого исторического момента. Тихон Щербатый, ловкий и хитрый мужик, в одиночку пробирающийся во вражеский стан, чтобы захватить языка – воплощение людей из простого народа, готовых служить уничтожать врагов из «верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества», как говорил Денисов.

    Интересны взаимоотношения между людьми во время военных действий. С одной стороны, Тихон, взяв «пластуна» и решив, что он не подходит для Денисова, потому как ничего толком не знает, легко убивает его. А с другой стороны, он же и говорит, что «Мы французам худого не делаем… Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…»

    Денисов, беря в плен французских солдат, отсылает их под расписку, жалея расстреливать на месте. Долохов даже подсмеивается над этой его щепетильностью. При этом и Денисов и Долохов прекрасно понимают, что если попадутся французам в плен – пощады не будет ни тому, ни другому. И то, что Денисов благородно обращался с пленными, не будет иметь никакого значения. «А ведь поймают - меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку» – говорит ему Долохов.

    Некоторые приходят в партизаны за романтикой, так как на войну пришел Петя Ростов, представляющий все происходящее в виде игры. Но чаще всего, люди, участвующие в партизанском движении, делают осознанный выбор, понимая, что в такие сложные и опасные исторические периоды каждый человек должен приложить все свои усилия для победы над врагом.

    Русский народ, сочетающий в себе душевную теплоту, смирение по отношению к близким, простоту и скромность, в то же время полон бунтарского духа, смелого, мятежно-стихийного, не позволяющего спокойно наблюдать за тем, как по родной земле ходят завоеватели.

    Выводы

    В романе «Война и мир» Толстой, рассказывая о событиях, представляет их не как историк, а как участник этих событий, изнутри. Показывая всю обыденность героических по сути явлений, автор рассказывает нам не просто о войне 1812 года, но о людях, которые привели Россию к победе в этой войне. Он рассказывает читателю о простых людях, с их обычными печалями, радостями и беспокойством о том, как они выглядят. О том, что, несмотря на войну, люди влюбляются и страдают от измен, живут и радуются жизни.

    Кто-то использует войну в своих целях, чтобы продвинуться по службе, как Борис Друбецкой, кто-то просто выполняет приказы начальства, стараясь не задумываться о последствиях выполнения этих приказов, как со временем начинает поступать Николай Ростов.

    Но есть особые люди, те, кто идет на войну по велению души, из патриотизма, это партизаны почти незаметные, но при этом незаменимые герои войны. Закончить сочинение на тему «Партизанская война в романе «Война и мир» я хочу цитатой из романа: «Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям»

    Партизанская война в романе «Война и мир» – сочинение по теме |

    После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

    В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

    Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

    Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

    Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]


  • Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта