Главная » 1 Описание » Ошибки в употреблении местоимений. Военные моряки северного флота вернулись из дальнего арктического похода

Ошибки в употреблении местоимений. Военные моряки северного флота вернулись из дальнего арктического похода

Официальное прибытие отряда кораблей и судов Северного флота, возглавляемых большим противолодочным кораблем (БПК) «Вице-адмирал Кулаков», после завершения дальнего похода, было запланировано на 4 апреля нынешнего года. И, вероятно, что торжественная встреча моряков, со всеми полагающимися по традиции и флотским законам, в Североморске состоится именно сегодня. «Рассекретили» прибытие кораблей… жены и подруги моряков, которые не удержались от радостных реплик в соцетях: «Вернулись, родименькие! Ура!».

Впрочем, отряд кораблей после дальнего океанского похода, по планам командования, и не должен был сразу устремиться к родному причалу, а отрабатывал боевые задачи даже на последних милях в Баренцевом море. До этого моряки-североморцы, шедшие под флагом командира бригады противолодочных кораблей СФ капитана 1 ранга Александра Машинецкого, выполнили задачи плановой боевой подготовки в Северной Атлантики.

БПК «Вице-адмирал Кулаков» даже проходя через Ла-Манш (Английский пролив) умудрялся проводить учения при оживленном судоходстве. А буквально несколько дней назад, 30 марта «Кулаков» встретился в Северном море с фрегатом проекта 11356 «Адмирал Эссен», который направлен на Северный флот в рамках госиспытаний. Моряки отработали совместное маневрирование и проверили навигационные, а также радиотехнические средства. Это тоже боевая учеба и в какой-то степени наставничество - так матерый боцман учит молодого лейтенанта, выпускника военно-морского училища.

И вот, после пятимесячного похода, пройдя более 24 тысяч морских миль, посетив Лимасол на Кипре, Карачи в Пакистане, порт Салала в Омане, обеспечив безопасность мореплавания в Аденском заливе и Красном море, отработав не один десяток разного рода учений, БПК «Вице-адмирал Кулаков» вернулся в родной Североморск.

По традиции, помимо высокого начальства, корабль «встречал» и жареный поросенок. Эта традиция зародилась на флоте еще со времен Великой Отечественной войны - поросенком встречали подлодки за уничтоженные вражеские корабли. Впоследствии этот обычай перешел на все корабли, которые возвращались в базу после дальнего похода. К слову, на счету «Кулакова» уже есть 13 поросят.

Могло быть и больше, но у большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков», проекта 1155 (по классификации НАТО - Udaloy class frigate), вошедшего в состав Северного флота еще в 1982 году (корабль был спущен на воду в 1980-м), был достаточно длительный период ремонта, который затянулся с 1991 года по 2010. Так что у этого корабля, не смотря на 35-летний возраст не такой уж большой «пробег» по морям-океанам. А современное оснащение и вооружение, которое получил «Кулаков», оставляет его мощным и надежным кораблем.

Не исключено, что он может попасть под программу переоснащения кораблей проекта 1155, получит современные пушки а-192 «Армат», ракеты «Калибр» и новейший комплекс ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут». И тогда БПК «Вице-адмирал Кулаков» может фактически стать эсминцем, способным уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. По крайней мере, в планах ВМФ России до 2020 года значится и перевооружение кораблей проекта 1155.

«Корабли этого проекта списывать на берег еще рано, - считает член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Дмитрий Саблин. - И дело здесь даже не в экономической сообразности, хотя разница в постройке нового и модернизации старого кораблей весьма существенно. Эти большие противолодочные корабли, входящие в состав флота, а их осталось восемь, успешно решают поставленные задачи и надежно обеспечивают присутствие России в Мировом океане. Переоснащаемые на новые виды вооружений, они способны быть той силой, которая обеспечивает безопасность нашей страны. Конечно, им на смену должны прийти более современные корабли, и они уже появляются у российского флота, но пока основная нагрузка лежит именно на этих «старичках» и запас их прочности еще позволит оставаться в строю не один год».

А вот нынешние основные характеристики «Кулакова» таковы. Водоизмещение 6840 тонн (полное 7480), длина –163 метра, ширина - 19 метров, осадка - 7,8 метра. Максимальная скорость - 29,5 узлов. Дальность плавания 6882 морские мили, автономность 30 суток. Экипаж 293 человека (одного поросенка на всех маловато, но их, на самом деле, выделяется экипажу больше - на всех).

Вооружение БПК состоит из 2-х четырехконтейнерных установок ракето-торпед «Раструб», 8-ми пусковых установок зенитно-ракетного комплекса «Кинжал», 2-х 100мм артиллерийских установок АК-100, 4-х шестиствольных пулеметов АК-630М, реактивных бомбометных установок РБУ-6000. На борту корабля располагаются 2 вертолета Ка-27.

Своего первого поросенка БПК «Вице-адмирал Кулаков» получил еще в 1988 году, за дальний поход с визитом в Гавану. Остальные уже были после ремонта и модернизации корабля. Начиная с 2013 года этот БПК стал редким гостем в родной гавани - будто наверстывая упущенное, он буквально не вылезал из морей. Если на карте провести линии его маршрутов, то испещренными получится едва ли не полмира.

Список стран, в города которых «Кулаков» заходил с официальными визитами, исчисляется десятками. Его присутствие было отмечено в Средиземном и Черном морях, в том числе во время проведения операции российских ВКС в Сирии, которых БПК прикрывал с моря. Его запомнили в Аденском заливе и Суэцком канале, на Кубе и Венесуэле, в Атлантическом и Индийском океанах. И, естественно, в Баренцевом море, где отработано большинство учебных задач с практическими стрельбами из всех видов вооружений.

Большому противолодочному кораблю «Вице-адмирал Кулаков» принадлежит и самый длительный поход в новейшей истории флота России. Выйдя 14 апреля 2014 года из Североморска, он вернулся домой спустя 265 дней 5 января 2015, преодолев за это время свыше 34 тысячи морских миль. Нынешний поход был менее продолжительным по времени (начался 23 октября 2015 года) и по расстоянию - более 24 тысяч морских миль, но столь же значимым, что и все предыдущие.

И уже традиционно моряки «Кулакова» вновь отметили день рождения своего корабля - 16 января (когда над ним впервые был поднят флаг ВМФ) - в море. Это - хорошая примета, значит, его боевой век будет долгим. И жареные поросята еще не раз встретят моряков в родной гавани.

1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Задание 3: в предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой .

1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Класс просил поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение

Ошибки в употреблении глагольных форм

Задание: исправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении различных форм глагола.

1. Когда наступил ноябрь, погода резко менялась. 2. Главный герой романа жаждает бурь и приключений. 3. Молодые поэты двигают направление символизма вперёд. 4. После ангины мой сосед сильно осипнул и охрипнул. 5. Будь осторожен, не махай руками! Рядом оса! 6. Не надо избегать домашних обязанностей! ты же знаешь, что по субботам мы убираемся в доме. 7. Каждое утро малыш сыпет горсть пшеничных зёрен в кормушку для птиц. 8. Мы игрались в лесу очень долго. 9.Мама мне говорит: «Едь, сынок, один в город». 10. Мама, я сейчас пропылесошу комнату. 11. Не ложи сюда свои вещи. 12. Развитие науки обуславливает технический прогресс. 13. При подготовке к занятиям необходимо сосредотачивать внимание на главном.

Пояснение:

1 . В русском языке не употребляются формы 1 лица ед. ч. настоящего или будущего времени от глаголов победить, пылесосить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др.

Отсутствующие формы выражаются описательно: буду пылесосить

2. В современном русском языке нет форм ложит, ездиет , только – кладёт, положит, ездит.

3. Некоторые глаголы на – СЯ имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла.

Например: Выпускники направляются в разные уголки нашей страны. (сами или их направляют?).

4. Литературными считаются формы повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь , высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, лакомься, закупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.

5. В парах видеть - видать, слышать - слыхать, мучить - мучать, лазить - лазать первые глаголы – книжные, вторые – разговорные

6. Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет ).

7. Более распространёнными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул )

8. Возможны вариантные формы со смысловым различием:

- брызгает (спрыскивает, окропляет) - брызжет (разбрасывает капли, сыплет брызгами);

- двигает (перемещает, толкая или таща что-нибудь) - движет (побуждает, руководит);

мечет (бросает с размахом, кидает; производит потомство) - метает (прошивает крупными стежками).

9. Глагол класть употребляется в формах несовершенного вида: не клади (что делай?) сюда свои вещи. Глаголы с корнем -лож- употребляются в формах совершенного вида: куда ты положил (что сделал?) мою книгу?; и в формах несовершенного вида с суффиксом -ся, образованных от инфинитива лечь : снег (что делает?) ложится на поля.

10. Глаголы несовершенного вида, образованные от глаголов совершенного вида с помощью суффикса -ыва (-ива) , условно делятся на две группы:

Глаголы, сохраняющие корневой гласный -о: отсро чить - отсро чивать, узако нить - узако нивать, подыто жить - подыто живать, опоро чить - опоро чивать, приуро чить - приуро чивать, обусло вить - обусло вливать и др.;

Глаголы, в которых чередуются гласные о - а : оспо рить - оспа ривать, застро ить - застра ивать, успоко ить - успока ивать, удосто ить - удоста ивать и др.

В разговорной речи чаще употребляются чередующиеся формы.

Запомните: нормативными являются следующие формы глаголов:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ФОРМЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Образ поэта-пророка, созданного Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 2. Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят. 3. Освещённый город яркими огнями неожиданно показался на горизонте. 4. Концерт, состоящийся на прошлой неделе, стал значительным событием в культурной жизни города. 5. Удивительно красива звучащая песня жаворонка в чистом и ясном небе. 6. Особый интерес посетителей вызвали новые экспонаты, разместившиеся в павильонах выставки. 7. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, показали отличный уровень подготовки. 8. Дети играли на покрытом лугу свежей травой. 9 . Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его.

Пояснение:

1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом образ (какой?) созданный

2 . Правильно: Не подкреплённые фактами (какие?) слова

3. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Освещённый яркими огнями (какой?) город

4 . Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: состоявшийся .

5. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: песня жаворонка, звучащая в чистом и ясном небе

6. Неверное употреблением действительного причастия вместо страдательного. Правильно: размещённые

7. Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: участвовавшие

8. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: на лугу, покрытом свежей травой

9 . С причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

Задание 1: выберите один из вариантов А или Б, который вы считаете правильным. Свой ответ обоснуйте.

Моряком можно родиться, а подводником нужно стать .

1. Кинопросмотры

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Эта цитата из полного собрания сочинений В.И. Ленина присутствовала в фойе всех кинотеатров страны на видном месте, а в дальнем походе приобретала особую актуальность.

Дело в том, что в автономном плавании подводной лодки нельзя было посмотреть ни балет, ни выставку картин, и поэтому кино - жизненная необходимость для подводников. На корабле имелись два узкопленочных киноаппарата «Украина» - техническое средство, несущее искусство в массы, и набор художественных и документальных кинофильмов. Причем количество фильмов превышало количество дней «автономки», то есть личный состав боевых смен ежедневно получал от замполита разные фильмы. В каждой смене было по 2-3 подготовленных киномеханика - «общественника», которым и доверялся показ фильмов. Качество пленки в основном было хорошее, а время создания фильмов не превышало 10 лет. В каждой «автономке» часть фильмов была совершенно новой, а у некоторых, на момент ухода нашего корабля в море, не было премьеры даже в кинотеатрах Москвы и Ленинграда. Иногда бывало так, что, посмотрев такой новый фильм на глубине 200 метров в районе Гавайских островов и убыв после похода в очередной отпуск в Севастополь или Самару, я видел, что демонстрация этого фильма там только начинается. Как правило, такие фильмы для первого показа выдавались замполитом той смене, которая занимала первое место в соревнованиях за неделю. В будние дни просмотр начинался в вечернее, ночное или утреннее время, после смены с вахты и приема пищи. Кинопоказ производился в двух местах одновременно - в столовой и в кают-компании. А в воскресенье фильмы крутили круглосуточно, после завтрака, обеда и ужина. За сутки можно было посмотреть до пяти фильмов. Естественно, на время тревог и учений демонстрация прерывалась. Так как средний возраст экипажа не превышал тридцати лет, то интимно-постельные сцены, а тем более эротика, в фильмах исключались. За этим строго следили политотделы всех уровней. И при отборе фильмов «эротический криминал» из пленки вырезался. Но однажды такая сцена - помывка женщин в бане в х/ф «Открытая книга» - была пропущена, и этот фильм закрутили «до дыр» в пленке. Правда, потом эту сцену кто-то вырезал. Большим успехом пользовались мультфильмы (особенно «Ну, погоди») комедии, современные фильмы о гражданской и Великой Отечественной войне, фильмы об армии и флоте. Большинство фильмов были отечественного производства, иногда - из стран социалистического лагеря.

2. Викторины

Начиная со второй трети «автономки», когда жизнь в боевых сменах входила в накатанную колею, а личный состав уже «притерся» друг к другу, в свободное от вахты время, обычно перед просмотром фильмов, проводились викторины. Вопросы викторин выбирались руководителями боевой смены, согласовывались с замполитом и объявлялись за несколько дней до ее проведения. Основная тематика - киноискусство, география, литература и устройство корабля. Морякам, занявшим призовые три места, в качестве призов вручались пачка сигарет, банка сгущенки и пара сушеных вобл. В конце «автономки» особо ценились сигареты. Бывалые подводники - офицеры и мичманы, не один раз побывавшие в дальнем походе, знали свои потребности в куреве и брали с собой необходимое количество сигарет. А моряки срочной службы, опыта походов не имевшие, к концу похода с куревом «пролетали». И поэтому за первое место в викторине призом была пачка сигарет (для этого я брал с собой лишний блок болгарских сигарет). Победителями, как правило, были молодые матросы, очень желающие покурить своих. Правда, после получения такого приза эта пачка у дверей курилки моментально «расстреливалась» его товарищами по смене. Второй и третий призы съедались в более узком кругу сослуживцев - любителей сладкого и солененького. Таким образом, проведение викторин повышало интеллектуальный и профессиональный уровень подводников и доставляло им маленькие личные радости.

3. Курение на корабле

О том, что курение - привычка, вредная для здоровья, знают все, но, пока молоды, об этом не задумываются. И тем не менее, просто сказать о курении на подводной лодке - это не сказать ничего. Курение на ней - своеобразный ритуал. При нахождении корабля в море в надводном положении курение допускается в ограждении боевой рубки с разрешения вахтенного командира. Курящих в экипаже, по моим наблюдениям, было не больше 75 %. В подводном положении для курения предусмотрено специальное герметичное помещение, оборудованное вентилятором и системой фильтрации дыма. Одновременно в этом помещении могли находиться несколько человек в течение времени, необходимого для выкуривания одной сигареты. Курилку посещал только личный состав смен, свободных от вахты, в порядке живой очереди. Курение в других местах, на вахте, во время тревог запрещалось. В «автономке» количество курящих немного сокращалось. Очевидно, причиной был газовый состав воздуха в отсеках, значительно отличавшийся от естественного.

4. Праздничные мероприятия

Несколько раз время «автономок» совпадало с государственными праздниками. В этот день на корабле устраивались концерты художественной самодеятельности в каждой боевой смене. Причем смена, организовавшая лучший концерт, признавалась победителем соревнований, и ей вручался праздничный торт. На камбузе готовились праздничные обед и ужин, в меню которых входили такие «домашние» блюда, как пельмени, манты, салат, винегрет. Пельмени лепили всей сменой, готовить салат поручали особо талантливым. Так как в то время майонез был в дефиците и в состав продовольственного снабжения корабля не входил, делали его сами, из продуктов, предусмотренных нормами снабжения. Подводников, особо преуспевших в боевой и политической подготовке, поощряли в праздничном приказе. Праздничные мероприятия транслировались по корабельной радиосети. Радиосеть использовалась для выпуска радиогазет, поздравлений именинников, исполнения музыкальных заявок. Практиковалось перед «автономкой» записывать на магнитофон для именинников поздравления и пожелания родителей, жен и детей. Заранее об этом не говорили, а в море их ждал приятный сюрприз.

5. Подводное народное творчество

В первые дни «автономок» рабочие дни подводников были перегружены, а в воскресенье просто хотелось отоспаться после предпоходовой нервотрепки на берегу. Но и в эти дни, а особенно во второй половине «автономки», все, у кого были умелые руки, а таких в экипаже набиралось до 90%, находили час-другой свободного времени, чтобы заняться поделками. Материал и инструмент для этого творчества доставлялся на корабль заранее. Это рукодельное мастерство на всю долгую «автономку», имело, в сосновном, одинаковую для членов экипажа тематику. В одном походе все делали макеты подводных лодок из эбонита, в другом - модели парусников, в третьем - картины из разноцветного шпона, в четвертом - шкатулки. При этом более мастеровитые помогали начинающим и теорией, и практикой. Кроме этого, делали макеты маяков, разделочные доски для домашней кухни, сувенирные изделия. Занимались этим и офицеры, и мичманы, и личный состав срочной службы. Некоторые добивались в этом творчестве определенных успехов, и дело их рук можно было назвать произведением искусства. Правда, встречались иногда любители еще одного вида «народного» творчества, мастера, которые себя не афишировали. Для работы им требовались механическая бритва и тушь. А результаты работы - на теле «продвинутых» подводников срочной службы в виде татуировок. Такое творчество было дисциплинарно наказуемым, а «инструмент» уничтожался. Из поделок, изготовленных экипажем, можно было организовать хорошую выставку. После возвращения корабля в базу все эти сувениры, на радость родным и близким, занимали почетные места в квартирах офицеров и мичманов, а матросы и старшины увозили свои поделки домой при убытии в отпуск или при увольнении в запас.

6. Занятия физкультурой и спортом

В первых походах многие члены экипажа, для поддержания своей спортивной формы пытались работать с «железом» - гантелями, гирями, штангой. Но специфический газовый состав воздуха в отсеках отрицательно сказывался на самочувствии, особенно после интенсивных тренировок. Все это не могло быть не замечено корабельным врачом, и его рекомендации не заставили себя долго ждать. Спортивные тренировки были прекращены, а допускалось выполнение легких физических упражнений в течение непродолжительного времени. В то же время это не исключало проведения тренировок по борьбе за живучесть на общекорабельных учениях. В течение нескольких месяцев плавания экипажу приходится дышать воздухом, который в основном вырабатывали специальные установки. При этом контроль постоянно велся только за теми ингредиентами, которые взрыво-пожароопасны или токсичны для организма. Например, при повышении содержания водорода более 3 % возникала опасность взрыва, а повышенное (более чем в 10 раз) содержание углекислого газа, окиси и двуокиси азота, других газов приводило к быстрой утомляемости, повышенному потоотделению, сонливости. Даже физическая нагрузка средней тяжести негативно сказывалась на работе сердечно-сосудистой системы. Такой газовый состав отсечного воздуха усиливал и алкогольное опьянение. Всему экипажу ежедневно к обеду выдавалось, и сейчас выдается по 50 граммов сухого вина. Другое употребление спиртных напитков на лодке запрещено. Но в конце 70-годов в одной из наших «автономок» произошел случай, когда четверо молодых, физически крепких ребят (несрочной службы) отметили день рождения одного из них. После выпитой бутылки водки, с хорошей закуской, в отдельной каюте, их нашли в полубессознательном состоянии в разных отсеках корабля. Они долго не могли вспомнить, как там оказались, а один несколько дней провел в корабельном изоляторе в реанимации. Есть и у меня личный опыт. Однажды, в одном из походов, по какому-то радостному поводу соседи по столу (пять человек) во время обеда отдали мне свои 50 граммов. Добавив эти 250 граммов хорошего югославского вермута к своим 50, я после плотного обеда дошел до каюты, лег в койку и вырубился. Вахтенный через шесть часов с трудом разбудил меня на ужин.

7. Серьезно о смешном, или Курьезы на корабле

В декабре 1974 года наш корабль стоял у достроечного пирса судостроительного завода в Приморье. Предстояла покраска всех внутренних помещений и отсеков лодки, которые перед этим должны были быть освобождены от имущества и вещей экипажа. По приказу командира с корабля был выгружен и аварийный запас воды и пищи (шоколад, галеты, сахар, тушенка, сгущенка). Его передали на ответственное хранение интенданту - мичману Гене Афанасьеву. Аварийный запас в бачках он разместил на территории завода в своей «кандейке» (контейнере) под замком. Перед Новым годом интендант «злоупотребил» и оставил на несколько дней «кандейку» открытой. Этим не преминули воспользоваться заводчане. Любители сладкого и мясного растащили почти весь аварийный запас корабля. И потом ветер долго гонял по территории завода фантики от шоколадок. Их пропало около 800 штук и более 250 банок тушенки и сгущенки. Интендант, конечно, был наказан, но предстоял выход в море, а с некомплектом аварийного запаса это недопустимо. Командир принял единственно верное в тот момент решение - пополнить аварийный запас пищи продуктами, которые предстояло получить экипажу в период перехода из Приморья на Камчатку. А в рацион питания включили другое, заменяющее эти продукты продовольствие.

Старшиной команды рулевых-сигнальщиков (боцманом) в этот период у нас был мичман Александр Шевченко, ранее служивший срочную службу на крейсере «Александр Суворов» Тихоокеанского флота. Осенью 1974 года, ночью, на ходовых испытаниях лодки в Японском море, наш курс опасно пересекал небольшой рыболовецкий сейнер. На сигнальную ракету, выпущенную боцманом в сторону сейнера и упавшую на его палубу, никакой реакции не было. На наш сигнал семафором о том, что сейнер должен изменить свой курс, последовал ответ: «Хожу там, где привык». На что боцман семафором указал ему кратчайший путь с использованием анатомии человека. Во избежание столкновения мы свой курс изменили, но и сейнер чуть отвернул в сторону.

В новогоднюю ночь, после встречи в составе экипажа нового, 1975 года, мы с несколькими офицерами и мичманами решили прогуляться по городку Большой Камень. Снега не было, но елки стояли на всех площадках и в скверах. На центральной площади, вокруг самой большой елки городка, ходил хоровод, а массовиком-затейником у них был Шура Шевченко. Наш боцман в сапогах, в тельняшке, «канадке» и в маске Деда Мороза, изрядно «приняв на грудь», развлекал песнями и плясками местных жителей. Но его, как и интенданта, заводчане запомнили хорошо. Когда в январе 1975 года наш корабль уходил с судостроительного завода, боцман собрал с пирса и причальной стенки и погрузил в надстройку корабля все урны, имеющие форму пингвинчиков. Правда, потом они куда-то исчезли. Летом 1975 года, после проведения уникального многоракетного залпа, наш корабль вернулся в базу. На торжественном построении от имени командования за успешную стрельбу нам вручили живого поросенка. Поросенок сумел вырваться из рук командира и с визгом стал носиться по плацу. Ловить его, перед строем соединения, пришлось боцману Шевченко.

По корабельному расписанию боцман открывает после всплытия ПЛ в надводное положение верхний рубочный люк для командира и вторым, после него, поднимается на мостик. Однажды, после всплытия по окончании «автономки», его ждала непредвиденная работа. В начале «автономки» мы зацепили корпусом многокилометровую иностранную (очевидно японскую) рыболовецкую сеть. Часть сети перерубило винтами лодки, а часть, зацепившись за ограждения рубки, болталась там весь поход. Акустики докладывали о наличии посторонних шумов по корме, но потом они исчезли. И вот, после всплытия, увидев эти обрывки, командир приказал боцману и его команде срочно освободить корпус лодки от этого «подарка». Не один час боцман провисел на мокрой скользкой поверхности корабля, на страховочных ремнях, убирая остатки сетей. Но к приходу в базу корпус корабля был чист.

Участвовал боцман Шевченко и в спасении человека. Зимой 1977 года лодка возвращалась в базу. К пирсу, во льдах, ее вел ледокол. Осматривая акваторию бухты вокруг медленно двигавшейся лодки, боцман в метрах двухстах от фарватера обнаружил на льду черное пятно. Направив на это место прожектор, Шевченко увидел, что посередине бухты на деревянном ящике сидит человек в шинели. Передали сигнал на ледокол. Тот развернулся, подошел поближе и принял на борт «ледового рыцаря». Оказалось, что это молодой офицер, который ночью, под воздействием горячительного, решил сократить путь домой. Вместо того чтобы идти в городок по дороге, пошел напрямик, через бухту. Когда увидел ледокол и лодку, остановился переждать, присел на ящик и стал засыпать. И заснул бы навечно, если бы не наш корабль. Отделался он легким обморожением некоторых ответственных мужских органов, но службу продолжил.

Но самый курьезный случай с боцманом произошел в 1977 году, в его последней «автономке». В подводном положении он нес вахту на пульте управления рулями, который для обеспечения живучести корабля подключается к противоаварийной системе, работающей в активном режиме. Эта система находилась в моем ведении. Командир во время вахты задавал коридор глубин для корабля, эти данные вводились в противоаварийную систему, и она, в случае выхода корабля из коридора по любой причине, автоматически (как автопилот) возвращала лодку на заданную глубину. При этом система подавала сильный звуковой сигнал «ревуном» и отключала ручное управление всеми горизонтальными рулями. Боцман на ночной вахте «закемарил», ситуацию по глубине не контролировал, и лодка вышла из заданного коридора. В отсеке заревел «ревун», а система, отключив боцману управление рулями с его пульта, сама стала возвращать лодку на заданную глубину. Шевченко, проснувшись, стал беспорядочно дергать отключенные рукоятки управления рулями и кричать, что лодка рулей не слушается. Получив подзатыльник и «комментарий» ситуации от командира, он проснулся окончательно. А система, выполнив свои действия, передала ему управление и отключила «ревун». До конца похода Шевченко был на вахте самым бодрым, но на систему смотрел с опаской и просил ее отключить. Просьбу его я удовлетворить не мог, а система безотказно работала все последующие «автономки», не давая спать нерадивым рулевым. Шевченко в скором времени уволился в запас и поступил работать на рыболовецкий траулер в Петропавловске-Камчатском.

ИВАНЕНКО Владимир Петрович, капитан 2 ранга в отставке, ветеран военной службы, член совета Самарского городского общественного фонда поддержки ветеранов ВМФ

ЭКИПАЖ К-27 ПОКОРЯЕТ АТЛАНТИКУ. . 1959г. Экапаж апл К-27 во главе с Гуляевым И.И.продолжает учебу
в Учебном центре,изучает стенд 27/ВТ,который представлял собой
прототип-
реактора,который планировался установить на К-27.
Его создание началось в 1953г и была связана с многочисленными
аварийными ситуациями.В частности в 1959 году,прибывшим
морякам с К-27 пришлось принимать участие в ликвидаци аварии
на стенде дважды.Результат?..Моряки получили различные дозы
радиации.Двое моряков стали инвалидами.Некоторых будущих
подводников списали на берег,признали не годными для службы
на атомных подводных лодках.Но основной костяк эпипажа
выдержал это испытания,в том числе и его командир Гуляев Иван
Иванович. В 1960 году учеба закончилась и моряки прибыли в
Северодвинск.Приняли самое активное участие в постройке своего
корабля,который 1 апреля 1962 года был выведен из цеха 42 и в торжественной обстановке спущен на воду под гимн СССР и брызги шампанского.
Следует сказать,что когда апл выводили с цеха,молодые офицеры
тогда,ныне здравствующие капитаны 1-го ранга Сорокин Юрий Михайлович.,
Нечипуренко Виталий Александрович(третьего к сожалению не помню) традиционно разбили
бутылку шампанского о нос,рубку,винты.
Так вот бутылка в районе нахождения реактора на левом борту..не разбилась...Моряки
подводники народ мужественный,не верят в приметы...но..надо
добавить..левый ядерный реактор всегда в дальнейшем приносил аварийные
проблеммы.
А 24 мая 1968 года практически"поставил " крест на самой лодке Но возвращаюсь в 1960 год.Лодка строилась,а Гуляева И.И. ,как опытного подводника послали вторым командиром в пятимесячный поход на дизельной лодке в Атлантику.Если мне не изменяет память,это была ДПЛ Б-82,где командиром был капитан 2-го ранга Геннадий Швецов.За данный поход,Иван Иванович получил орден Красного Знамени. За время стороительсва апл К-27,Иван Ивановичу неоднократно приходилось выходить в море на других ДПЛ. Особенно во время учений.Без моря он н мог,хотя душа и сердце болела за свой корабль,который строился и строительство,которого затягивалось или прерывалось.Это впервую очередь касалось ядерных установок,которые на то время были единственные в мире и планировались установить на К-27.
Жидкометалический реактор очень капризно реагировал на малейшие недостатки в теплоизоляции.Достаточно малейшего места недоизолированного,как в системе образовывалась "пробка"..Короче..дел было много..как для конструкторов,так и для экипажа и лично для его командира Гуляева Иван Ивановича.
Особенно самыми напряженными были 1962 и 1963 годы.
Вот хронология того, что происходило в эти годы..
-08.05.1962-10.06.1963гг-достройка апл,швартовые испытания механизмов.
-15-08.1962г—загрузка в реактор активной зоны..
-06-07.12.1962.- загрузка житкометаллического теплоносителя в первый контур ядерного реактора.
-07.12.1962г—окончание монтажа энергоустановок.
-28.06.1963г-на апл К-27 поднят Флаг ВМФ СССР.
22.06.-26.06.1963г-заводские испытания.
- 29.10.1963- 30.10.1963гг—государственные испытания апл.
-30 окрября 1963 года был подписан Акт Правительственной комисии и приеме атомной подводной лодки К-27(645 пр.) зав.номер 601 в состав ВМФ СССР.Акт подписал вице-адмирал,знаменинитый подводник Холостяков Георгий Никитич.
Думаю подводники как офицеры,так и матросы и старшины,которые тогда служили на апл,да и те,которые служили на строящихся апл,и пройдя все те испытания до сдачи корабля ВМФ, знают,каких это сил стояло каждому моряку-подводнику, и тем кто этот корабль строил,конструировал.
Тогда был лозунг " От стенки завода-на боевую службу"...и эпипаж К-27 во главе с со своим командиром,капитаном 2-го ранга Гуляевым Иван Ивановичем, готов был выйти прямо после подписания Акта на боевую службу в Атлантику.
Два дня прошло после пописания Государственного акта и вхождения апл К-27 в состав ВМФ СССР, и ее командир Иван Иванович Гуляев вывел ее в море для дальнейшего следования в Атлантику.Было это 2 ноября 1963 года. Несколько дней экипаж,начиная от матроса и заканчивая ее командира..стоял на "ушах".Загружали ЗиП,провизию,офицеры грузили свои пожитки и семьи на военный корабль,который должен их доставить в Гремиху,постоянное место базирования нашей лодки.
Так было всегда..такие вот темпы..быстрее...быстрее...И в 1965 году при подготовке во второй поход,и в 1967 году при подготовке к своему третьему уже кругосветному подводному плаванию.
Ничего не менялось.Вспоминаю 1965,1967 г.В 1967 году прошли капремонт,произвели загрузку зоны,потом все надлежащие испытания,которые положены после ремонта включая глубоководные в Белом море...хаотическая(бардачная) погрузка всего того что нужно в длительном походе в море..
Но..это для было "золотое" время для снабженцев! Ну,по крайней мере для нашего..бывшего прапорщика стройбата,а потом мичмана Бересневича Г.И..Это был "ас"..в вопросах чего достать,поменять..правило "ты мне,я тебе" было для него жизненным кредом.
Он знал..походы заканчивались,а провизия всегда оставалась.И он всегда находил ей приминение. Но как говорят в народе..всему наступает конец. Плачевно он закончился и для нашего снабженца,участника 2-х боевых походов,награжденного медалью Ушакова Бересневича Григория Ивановича. После ядерной аварии в мае 1968 году,у него после прийома материальных ценностей выявили приличную недостату..он "сбежал"..Ну а дальше его следы потерялись..по сведениям,которые доходили..он был осужден.
Но возвратимся в 1963г Лодка выходит в море.

Вице-адмирал Холостяков Георгий Никитич- руководитель похода.Отмечу,что уважаемому адмиралу на то время было уже 60 лет! И он настоял на своем участии в длительно походе. Аналога в мире этому я например не нашел.
-главный конструктор апл Назаров Александр Карпович.
- инженер-конт-адмирал Дорофеев Иван Дмитриевич.
Ведущие конструктора СКБ,рабочие завода. Всего тогда по воспоминаниям моих старших сослуживцев в море вышло 124 человека.Хотя цифры назывались и другие.. от 130 до 180!!!
Командир провел контрольную дифферентировку (после допзагрузки продовольствия) и вывел корабль по фарватеру в Белое море в точку погружения.Проверяется прочность легкого корпуса,задраивается верхний рубочный люк и апл погружается...
Командир,весь его экипаж, как и присутсвующие "гости"..считали... с погружением начался боевой поход в Алантику...
Но..этого тогда не случилось..........Шли вторые сутки подводного плавания.Командир понимая,что последние три месяца эпипаж фактически жил без выходных и отдыха,не заставлял его заниматься боевой подготовкой.И ему за это были благодарны,хотя..как вспоминают участники того похода,какой то был "отдых"..Все делились впечатленими,предположениями, чем они будут заниматься после окончания похода.
Моряки,у которых закончился в 1963 году срок срочной лужбы, готовились к демобилизации,некоторые офицеры к переводу к новому месту службы.Короче у всех были свои житейские планы на будущее.Убирался ЗиП и провизия с проходов и закреплялась на свои места,наводился порядок в отсеках.
Думаю что лучше обратиться к воспоминаниям тех,кто непосредственно был участником тех далеких событий ноября 1963 года,и первого испытательного похода апл К-27 в Атлантику.
Со многими автор записок служил впоследствии,хорошо их знал,но то было время,когда о многом чего принято было не говорить, как офицерам,так и матросам и старшинам
В 1968 году мы расстались, как оказалось с некоторыми на долгие десятилетия..
.Более 15-ти лет поисков(хотя с некоторыми я не расставался со дня окончания службы) ..дали результаты Найдены сотни офицеров и мичманов, около 400 матросов и старшин,служивших в разные годы на моем корабле,начиная с 1958 года,когда Гуляев И.И начал комплектовать экипаж, и до 1981 года,когда маленький эпипаж в составе всего 10 -ти моряков-подводников во главе с и.о командира корабля Ивановым Алексеем Анатольевичем,капитаном 2-го ранга, повел К-27 в свой Последний поход...Карское море к ее место захоронению.
Хочу сказать.Иванов Алексей Анатольевич-пришел на апл в 1958 году молодым лейтенантом после окончания военного училище в Гатчине,прослужил на корабле до 1981 года.Стал капитаном 2- го ранга.Участник 2-х походов.Участник ликвидации ядерной аварии на апл в мае 1968г.Награжден Орденом Красного намени и Орденом Мужества.10 сентября 1981 года он последний как и положенно капитану со слезами на глазах покинул корабль,при этом поцеловав, сняв Флаг.
Об этом человеке можно много рассказывать.К стати он был единственный офицер,который пришел беспартийным лейтенантом,так и сошел с апл в звании капитана 2-го ранга беспартивный.В то время..это многое о чем говорило.... И так слово
- Фытову Геннадию Александровичу,тогда капитан-лейтенант,помошник командира корабля.,ныне капитан 1- го ранга.
"На пятые сутки мы всплыли на перископную глубину на сеанс и вновь погрузились.Через час Гуляев Иван Иванович зачитал шифровку полученую на его имя от Главкома..в которой говорилось,о том что апл надлежало к 19-00 7 ноября 1963 года прибыть в Западную Лицу для дополнительной проверки корабля офицерами штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок по задаче 1 и готовности к несению боевой службы в океане....Это было полной неожиданностью как для командира, так и для руководителя похода Холостякова Г.Н.
Но приказ Главкома,есть приказ. Ровно в 19-00 7 ноября 1963 года атомная подводная лодка ошвартовалась к причалу в губе Западной Лицы..."
...Содержание шифровки Главкома стало достоянием эпипажа.. И здесь снова проявилилось умение Гуляева И.И работать с людьми.Его сдержанность.Он обьяснил офицерам(а обращался он к ним почти всегда по имени и отчеству) что надо проверить состояние отсеков,навести уставной порядок,проверить у личного состава форму одежды и быть перед проверяющими на высоте.
Дальше Фытов Г.А вспоминает..."7 ноября был тогда праздником.Уже накануне некоторые флагманские специалисты начали отмечать годовщину Октября...А тут им вводная..проверить апл К-27...Но вместо того,чтобы прибыть на корабль..они не утруждая себя в праздничный день,решили в рапорте о результатах проверки записать"типовые замечания", каких у них было достаточное количество..В составе флотилии уже тогда были две дивизии атомоходов..не менее 16 подводных лодок 627А пр и 658 проектов.Вот они и решили результаты ` проверок положить на стол командующему флотилии,указав там вместо апл 627 пр и номера лодки (замечания) апл К-27!.! На этом и "сгорели"..
Этот рапорт был прочитан как Гуляевым И. ,так и Холостяковым Г.Н. Тот прочитав "недостатки" со злостью и гневом прямо сказал конт-адмиралу Петелину Г.Н.." Это что..саботаж или провокация".. И заявил,что он немедленно едит в Москву с докладом Главкому о соответсвенном безобразии. А безобразия заключалось в том,что в акт были включены замечания по механизмам,которых физически просто не могло быть на апл К-27.
Замечания по дизелю...а его просто нет на лодке.
Замечания, что коллектор навесного генератора искрит..а его тоже нет на корабле.Там отсек турбогенераторный. Ну и так далее."..
Не знаю, что в дальнейшем случилось с этими проверяющими..история умалчивает,
но тот кто добивался срыва испытательного похода в Атлантику в ноябре 1963 года добился своего.
Более того,Западная Лица,сама база была не приспособлена для прийома такой атомной лодки как К-27 с ее уникальными ядерными реакторами Не было технических средсв для поддержания постоянно темпертурного режима сплава не ниже 125 гр при стоянке в базе.Экипажу приходилось сжигать драгоценное топливо.Но об этом не думали.
Более двух месяцев "мурыжили" командира и его экипаж базе. Гуляев И. даже слег в госпиталь.И только в конце января 1964 года атомная лодка перешла из Западной Лицы свою родную базу Гремих.а.
Уникальный поход в Атлантику в 1963 году был сорван.

Сегодня с ноября 1963 года прошло почти 45 лет,но найти ответ на вопрос...почему и кем был сорван выход уникальной атомной подводной лодки в океан..трудно.
В мемуарах,книгах,где речь заходит об апл К-27, об этом не говорят.Не знают..? Или не хотят говорить?
Из бесед с непосредственными участниками того выхода,из материаллов,которыми располагаю,можно предположить,что выход К-27 в океан тогда в далеком ноябре 1963 году был Сорван Преднамеренно.Более того,никто за это не был Наказан из высоких военных чиновников.Тогда время,политическая обстановка работала на них.
-Карибский кризис,отставание СССР от США в вопросе создания атомных лодок.Шла "холодная война". Правительство СССР принимало все меры чтобы не допустить военного преимущества США в вопросе атомного подводного строение.
Атомоходы начали "штамповать" как "сосиски"..На языке всех был поход Первой апл К-3 к Северному Полюсу..
Более того борьба двух направлений..какие атомоходы и с какими реакторами(водоводяными или с жидкометалическим теплоносителем) проигрывалась сторонниками Лейптунского(создателя реактора с ЖМТ)..
Думаю ко всему этому надо отнести и само отношение к кораблю Главкома СССР.
Вот один из примеров поведение командующего в то время Касатонова к командиру и его экипажу перед выходом в море..Его можно назвать циничное и хамское. Вот как вспоминают офицеры апл(тот же Фытов Г.А) ,которые были свидетелями того случая.
"Касатонов подводил итого проверки гововности апл К-27 к выходу в океан(в который раз!) проявив при этом в присутствии многих грубость.О Касатонове на флоте шла слава "сумашедшего с бритвой"
Он без всяких нато причин в грубой форме снимает с похода капитан-лейтенанта Прибыш А.И. (КГДУ)) и старшину торпедистов Семенова,не считаясь с мнением командира Гуляева И.И,который пытался доказать,что этих моряков просто за сутки не кем заменить.Но с доводами командира Касатонов не посчитался..более того, прямо..при всех заявил.." что мы все утонем и будь его воля,он нас в море не выпустил,да от приказ Главкома"...
После всего сказанного,Гулев стоял на сцене перед личным составом белый как мел,сжав кулаки и скулы.После окончания разборки Касатонов решил одеть шинель,но никак не мог попасть в рукав и бросив через плечо" Хоть бы кто нибудь,догадался подать шинель адмиралу"..
На сцене стоит Гуляев и сидел Холостяков Г.Н-вице-адмирал.Ни тот,ни другой с места не сдвинулись."
..Уже будучи в море,произошла смена командующего Северного Фота.Вмсто Касатанова был назначен вице-адмирал Лобов Семен Михайлович.Это сообщение подводники К-27 встретили в отсеках громким "Ура".

Наступил тот день,когда позади остались все..многомесячная нервотрепка со стороны чиновников,преодоленна трудная изнурительная учеба эпипажа перед выходом в океан.
Конечно труднее всего было командиру Иван Ивановичу Гуляеву. Он мог,за годы проведенные без отдыха при строительстве уникальной подводной лодки К-27 в один из дней просто написать рапорт и уйти,как уходили многие..Поводов для этого у него было придостаточно.При этом виной были не моряки,ставшего таким близким его экипажа,а чинуши с высоких военных ведомств.
Но Иван Иванович,был другой закалки человек.Он не допускал мысли,что уйдет,оставив экипаж, не доведя до конца дело,которое он начал,когда его назначили командиром апл К-27 в феврале 1958 ода.
.Думаю что день выхода 21 апреля его корабля в океан, был самым счастливым днем в жизни Гуляева Иван Ивановича,как и в тех кто пришел с ним на апл К-27 которая только готовилась к закладке.
О том испытательном походе мною написана статья,которая называлась "51 день подводного плания" ,опубликованной в Литературной России 14 мая 2004 года за номером 19-20. Поэтому остановлюсь только на тех событиях,которые стали известны уже после выхода статьи. А лучше об этом походе расскажут непосредственные его участники,которые поделились с автором записок в своих письмах и встречах.
- Капитан 1-го ранга Гужеленко Анатолий Иванович(г.Калининград,Россия) тогда в 1964г капитан-лейтенант,командир БЧ-4 (РТС)..
"Сначала наш поход был расчитан на 40 суток подводного плавания на различныз режимах,потом дважды нам разрешали(Холостяков "пробивал") опускаться южнее и 17 мая 1964г,мы достигли широты 10гр(это уже экваторильные воды) и двое суток носились под водой на средних и полных ходах.На экватор нас не пустили(там...сверху все таки не доверяли технике и нам..да и завистников было в отношении нашего корабля много).Но Иван Иванович Гуляев дал команду всему экипажу провести праздник Нептуна,который мы и отметили..как положенно в этом случаи...
В этом походе все было впервые...в истории советского подводного Флота..1000 миль под водой,затем 5000 тысяч,потом 10 000!!!. 4 июня весь экипаж отметил 42-ю годовщину со дня рождения своего командира Гуляева И.И.Самое странное..что его день рождения..42 года..совпал с часами,когда мы были на широте..42 гр.с.ш.! Особых потрясений в походе не было,если не считать серйозную ситуацию в реакторном отсеке с одним из ядерных реактором,которые мы испытывали...но об этом пусть лучше расскажут те кто непосредственно ликвидировал эту аварию...12 июня 1964 года мы отшвартовались в Западной Лице.За 53 суток(из них 51 сутки под водой) подводная атомная лодка прошла 12345 миль из них под водой 12166миль.Этому никто не верил,это было большим ударом по престижу Западной Лице,тогдашней столице советского подводного Флота.Нам не верили,проверяли все и всех.Заставляли писать рапорта,обьяснения.Буквально каждого члена экипажа,участника похода ДОПРАШИВАЛИ с пристрастием..это точно все было..мы н и где не всплывали?..Но факт был фактом.Нашей лодкой "из какой то "задрыпанной Гремихи"..был установлен на то время МИРОВОЙ рекорд ПОДВОДНОГО плавания в океане.....
Ну, а дальше возвращение Гремиху,торжественная встреча..традиционно поросенок...отпуск..и подготовка к новым похода
Спустя 41 год в марте 2007 после долгих поиском были разысканы еще несколько участников того похода,спецтрюмный,главный старшина - Раина Григорий Отарович,главстаршина Ханицкий Андрей Степанович, кавалеры очень почетной среди моряков награды Медаль Ушакова,Ганжа Николай Яковлевич,главстаршина,кавалер Ордена Красного Знамени с которыми мы расстались в далеком 1966 году,после завершения ими службы,а автору записок предстояло еще два года служить на апл К-27. 24 мая этом году мы впервые встретились с Гришей Раиным после его ухода со службы в 1966 году.В тот день не только мы встретились после долгих лет разлуки,но и Григорий встретился со своим командиром реакторного отсека, капитаном 3-го ранга Домбровским Владиславом Владимировичем,прибывшего с Москвы,Ивченко Иваном Ивановичем,мичманом,тогда они были срочники-одногодки с Днепропетровской бласти,Андреем Степановичем Ханицким с Молдовы,боцманом корабля.
Двое суток засиживались до глубокой ночи..сколько воспоминаний. Касались мы и того первого похода в Атлантику(кроме Домбровского Влада) они были его участниками..
Из воспоминаний Григория Раина,тогда старшего матроса,спецтрюмного 4-го реакторного отсека К-27(г.Кировоград,Россия)
" На лодку я и мои сидящие здесь товарища пришли с учебки в 1963 году..И через месяц море..госиспытания. Все думали что осенью этого года уйдем в поход. Особенно этого ждали ребята,которым надо было уже демобилизовываться в этом году.Они расчитывали сходить в автономку и после этого на ДМБ. Не получилось.Не знаю почему.Разговором было много. Промурыжили нас в Гремихе больше 2- месяцев,потом пришли в Гремиху.
Ребят у которых закончилась служба демобилизовали,а мы практически без выходных днями и ночами были на корабле.Знали что все равно придется идти в поход..а вот когда?...
И дождались. На вопрос,а что особенно заполнилось во время похода..все ответили...это день рождения командира...и та авария в реакторном отсеке.когда стоял вопрос..быть дальшему пребыванию в океане..или нет..В общем.страх был... А также большая усталось....
...В отсеке..рассказывает Раин Григорий,неожиданно повысилась радиактивность.
Командиру пришлось часть экипажа даже вывести в кормовые отсеки и запретить хождение по кораблю.
Была создана спецгруппа во главе с капитаном 3-го ранга Шпаковым Александром Васильевичем.Туда вошли сцециалисты з завода,института,я,Саша Осюкин,Ганжа Николай.Оделись в сцецробу защитную и начали работу по пробивке пробки в системе. Надо было вручную прошомполовать газовую трубку,вытолкать застывший металл,а потом сварить.Работа должна быть ювелирная.И все это при большой жаре около 80% и тесноте.О радиации никто не говорил.Работа была выполнена на отлично.
По приходу с моря, эпипаж лег в госпиталь,прошли медкомиссию.Взяли у каждого анализ костного мозга..и поехали в отпуск.Кто думал о какой то радиации..в 21-23 года?."
- Конечно кто тогда думал..сколько кто получил...и какую дозу?...Пройдут годы и она о себе даст знать многим морякам-подводникам.Многие из того экипажа,который ходил в первый испытателный поход в Атлантику..не дожили до нашего времени..а ведь им на сегодня было бы 64-70 лет!Мнгие стали инвалидами...
Андрей Степанович Ханицкий-главстаршина(Молдова)..." Особенно памятен день рождения нашего командира Гуляева Иван Ивановича.Ему исполнялось 42 года.
Поздравления шли с каждого отсека.Наш кок Вара..выпек огромный торт,каждому досталось моряку. И конечно з а командира выпили..свои положенные 50 грамм морских,а может и больше(шило) было в запасе.Конечно много не разгонишься..все таки поход..но некоторые умудрялись напиться в стельку... Оторвались по полной программе рабочие,ученные-специалисты,которые вышли с нами в море.Некоторые ходили по отсекам и пели песни...нашему "дяде Мише"(замполиту..это капитан 2-го ранга Петухов Михаил Васильевич),приходилось их сопровождать к месту их коечки..Тогда шутили..если бы американцы знали что рядом возле их берега находится советская атомная субмарина с пьяным экипажем..они бы в шоке разбежались..(конечно это было преувеличение).."...Поход атомной подводной лодки во главе с командиром капитаном 2-го ранга Гуляева Иван Ивановича подходил к завершению.
Экипаж полностью справился с заданием,которое ему было поставлено Правительством СССР. И самым странным было..то,что по приходу корабля в свою родную базу...это Правительство забыло отметить командира,экипаж наградами,которые Они Заслужили!
Это поразило тогда многих командиров первых атомных подводных лодок.
Почему это произошло?... Почему действительно,эпипаж показавший рекордный по тем временам автономность,экипаж который испытывал уникальный ядерный реактор,которому не было аналогов в мире,остался непризнанным и не оценен Правительством, за совершенный при этом подвиг? Почему только вмешательство Министра Обороны Радиона Яковлевича Малиновского поставило точку в этом вопросе через два года, после того как атомная подводная лодка К-27 совершила уже пару автономок?
А все заключалось в неприязне Главкома ВМФ ССССР Горшкова к Холостякову еще с времен ВОВ,когда Горшков был в пдчинении Холостякова.
Все попытки Георгия Никитича добиться награждения экипажа К-27,натыкались на глухое сопротивление со стороны руководства ВМФ СССР.
Помог случай. В 1965 году Малиновского и Холостякова пригласили в Будапешт(Венгрия) как активных участников освобождения этой страны.Там Малиновский поинтересовался..как служится Холостякову(они знали друг друга еще со времен войны).-
-Да вот собираются увольнять меня со службы на пенсию...
После этой поездки,ты зайди ко мне,_сказал Малиновский.
Холостяков,конечно,пришел.Там он и рассказал об экипаже уникальной лодки,о ее командире,о том что вот уже полтора года не может добится чтобы этот экипаж за их подвих наградили.
Малиновский молча выслушал и пообещел во всем разобраться. А самого Холостякова забрать к себе советником,что и сделал.Правда,забегая наперед скажу,что после смерти Малиновского,Георгий Никитич был сразу же отправлен на пенсию, и о нем власть только вспомнила,когда этого прославленного подводника бандитски с женой убили в 90-х годах в Москве в его квартире за боевые награды.
Так вот после вмешательства Родиона Малиновского,Министра Обороны СССР,02 марта 1966 года вышел Указ о награждениии Золотой Звездой Героя командира апл К-27 Гуляева Иван Ивановича и орденами и медалями его славный экипаж.Справедливость была восстановлена. В это время Гуляев И.И служил уже начальником штаба соединения подводных кораблей в Ленинградской военно-морской базе.
Завершая рассказ о первом командире атомной подводной лодке К-27 Гуляеве И.И и походе в Атлантику,следует отметить,что этот человек за свои десятилетия службы на Флоте оставил яркий след о себе как о подводнике,офицере,командире лодок, просто как человек,которого любили и уважали.Он не стал адмиралом,ибо таких власть не любила.Он для ее был неудобен.
После того как он ушел на пенсию Иван Иванович не порывал связей с членами экипажа апл,встречался,помогал многим получить определенные льготы,решить их житейские вопросы.

Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 Пояснение: 1. Как правило, местоимение замещает ближайшее к нему предшествующее существительноетого же рода и числа . Замещение существительного местоимением 3-го лица (он, она, оно, mm) не должно приводить к двусмысленности или искажению смысла: Управление находится при министерстве, оно недавно было реорганизовано (управление или министерство?). Следует сказать: Управление, находящееся при министерстве, недавно оно реорганизовано. 2. Не следует заменять в последующем предложении собирательные существительные (крестьянство, студенчество, большинство, группа и т.п.) местоимением они , так как при этом нарушается соотношение в числе. Неверной является фраза: «Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права; они неоднократно восставали против своих угнетателей» . Вместо слова крестьянство в первой части предложения следует использовать слово крестьяне или местоимениеоно – во второй части. 3. При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой зачастую возникает неясность в вопросе о соотнесенности местоимения и существительного: Отец просил сына провести гостей в свою комнату (комнату отца или сына?). Следует учитывать, что местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Предложение можно не править в зависимости от вложенного в него смысла так: свою комнату. Или: Отец просил сына, чтобы он провел гостей в его комнату. 4. Определительное местоимение САМ, сочетаясь с одушевлёнными существительными и личными местоимениями, имеет значение «самостоятельно» (Малыш впервые оделся сам ), а в сочетании с неодушевленными существительными может использоваться с целью уточнения или выделения (Само выступление артиста не вызвало у публики никаких эмоций ). Данное местоимение изменяется по родам и числам, при этом форма женского рода в В.п. представлена двумя вариантами – САМОЁ и САМУ . Первый вариант является книжным и устаревающим, второй – общеупотребительным и более современным. 5. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они ) в одних случаях прибавляется в начале слова звук Н , в других не прибавляется. Звук Н прибавляется: - после всех простых предлогов (без, в, для, до, из, с и др.): без него, для нее; - после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, после и др .): вокруг них, мимо неё . Звук Н не прибавляется: - после предлогов наречного происхождения, управляющих родительным падежом: вопреки ему, наперекор им; - после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, по поводу их; - после наречий и сравнительной степени прилагательных: сестра старше его; работает лучше её. Правильными являются формы у неё, от неё . Формы у ней , от ней носят разговорный или устаревший характер. 6. Нормативным является употребление местоимения их . Форма ихний считается просторечной и находится за пределами литературного языка.

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта