— это весело и поучительно! Как объяснить малышу, откуда идет дождь и куда девается вода из луж. Можно показать картинки из энциклопедии, но мы пошли дальше. Давайте сделаем наглядный пример круговорота воды в природе.
Нам понадобится:
Зип-пакетик
Маркер или краски
Вода
Краски
Стакан
Скотч
Детские ручки
Немного фантазии и хорошего настроения
Ход эксперимента
1. Берем пакетик с зип замком и рисуем на пакете солнышко, тучки, волны на воде и можно даже кораблик.
2. Наливаем в стакан небольшое количество воды и добавляем в него несколько капель пищевого красителя или же просто обычной акварельной краски и хорошо перемешиваем.
3. Выливаем подкрашенную воду в пакет.
4. Закрываем пакет.
5. При помощи скотча приклеиваем пакетик в стеклу желательно на солнечной стороне.
6. Наблюдаем.
Обсуждаем с детьми результаты. Под теплыми солнечными лучиками вода испаряется из пакета и превращается в пар. При охлаждении пар оседает на стенках пакета, образуя капельки воды – это и есть конденсат. По такому принципу образуются облака. Когда в небе концентрируется большое количество воды, тогда она выпадает на землю в виде осадков. В природе это дождь или снег. Они могут выпасть в какой-то водоем или на землю. Далее вода под действием тепла испаряется и цикл снова повторяется.
Веселых и развивающих экспериментов!:)
Дарья Настенко
НОД детей старшей группы с элементами сказкотерапии «Ходит капелька по кругу»
Ход занятия
1 слайд
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель:
Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».
Воспитатель:
Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель:
Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель:
Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель:
Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)
1 этап. Проблема практики:
Воспитатель:
Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
1 слайд Включить звук
2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке:
На проекторе анимированное изображение подводного царства.
Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель:
А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель:
Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель:
Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)
3 слайд
Воспитатель:
Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
3 слайд включить звук
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
4 слайд
Воспитатель:
Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель:
Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель:
Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель:
Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
(гипотезы детей)
Воспитатель:
Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна.
нажать на раковину и раковина увеличивается
Смотрите, какая большая жемчужина,
нажать на жемчужину она увеличивается
Да это же сказочная, скрытая подводная фотокамера.
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»
21 слайд. Включить звук
(дети перешагивают через обруч).
5 этап. Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?
- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?
- Кому понравилось путешествие?
- Хочу подарить вам на память о нашем сказочном путешествии вот эти веселые капельки.
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)
на тему : «круговорот воды в природе»
(возраст дошкольников: 5-6 лет)
педагога – организатора
По экологии
Максимовой С.А.
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Основные задачи :
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», иллюстрации по теме. Презентация к теме«Круговорот воды в природе» (6 слайдов). Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, губка, цветные карандаши (синий, коричневый, жёлтый, зелёный).
Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Методические приемы:
Беседа
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность);
Загадки.
Сюрпризный момент.
Первая часть: (информационно-познавательная)
Организационный момент:
Педагог эколог входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.
Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой отгадывая загадку:
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.
Беседа с детьми о глобусе
На экране слайд № 1 глобус и вид нашей планеты из космоса
Воспитатель: Что это такое?
Дети: это глобус.
Воспитатель: А, что такое глобус?
Дети: это модель Земли?
Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?
Дети: круглая.
Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: это вода (моря, реки, океаны.)
Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: Это суша.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе.
Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду,т.к.ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т.к. вода нужна животным и растениям.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Слайд № 2, Слайд № 3, Слайд № 4
Воспитатель: - А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).
Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.
Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом).
Физкультминутка:
Слайд № 5 Свойства воды
А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Ребята! Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?
Дети: это круговорот воды в природе
Послушайте сказку о путешествии капельки…
“Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.
Продолжение каждый из вас может придумать сам, зарисовать на раскрасках которые я вам раздам (раскраска Н.А.Рыжовой – «Круговорот воды в природе»)на каждого ребёнка.
Воспитатель:
Опыт № 1
Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь. Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.
Опыт №2
Воспитатель: А сейчас понаблюдаем как образуется облако. Поймаем облако в 3-х литровую банку и понаблюдаем за ним.
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела
Во что превратилось наше облако? (Дождь)
Как называется это явление? (Круговорот воды в природе)
Слайд № 6 Круговорот воды в природе.
Подведение итогов.
Для организации детей педагог предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.
Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
Что понравилось больше всего?
– Что хотели бы рассказать?
Лилия Абрамкина
Беседа: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».
Беседа «Вода вокруг нас . Круговорот воды в природе ».
Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни , показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде , рассказать, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу .
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .
Цель : Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе .
Развивающая среда : глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе , запись музыки Э. Мариконэ «Капли дождя» , трафареты рыбок, карандаши, ножницы.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Владимировна, я хочу с вами познакомиться. Я буду подходить к вам, а вы положите на мою ладонь свою ладошку и назовите своё имя.
Вот мы и познакомились, какие тёплые у вас ладошки, я думаю нам будет приятно вместе общаться.
Читает стихотворение Н. Рыжовой :
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить :
Без неё нам не прожить!
Вот это да! Какая важная
Какая нужная вода !
«Путешествие по глобусу»
В. Скажите, кому и для чего она нужна?
Д. Человеку, животным, растениям.
В. Интересно много ли воды на нашей планете ? Давайте посмотрим на глобус. Знаете, что такое глобус?
Д. Отвечают.
В.: Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.
В.: Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Д.: Вода .
В.: Какие цвета вы ещё видите?
Д.: Зелёный, коричневый, жёлтый.
В.: Что обозначено этими цветами?
Д.: Горы, леса, пустыни.
Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает : какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
Д.: Значит, что воды больше .
В.: Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
А вы знаете, что в морях и океанах вода солёная ? А можно употреблять морскую солёную воду для питья?
В. Конечно, нет. Но посмотрите как много солёной воды на нашей планете ! Кому- то же, она наверное нужна. Как вы думаете, кому?
Д. Морским обитателям, людям для плавания и др.
В. Могут ли люди, животные, населяющие Землю пить воду из моря, океана?
В. А какую воду можно пить людям, животным?
Д. Несолёную, пресную.
В. Откуда берётся пресная вода .
Д. Из родников, ручейков, рек и озёр.
В. А как же рождается речка? Хотите узнать?
Моделирование реки.
Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.
Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?
Д. Из широкой. (Выкладывают)
В.: Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?
Д.: Маленькие речки и ручейки.
В.: Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают) .
В.: Кто теперь расскажет, как рождается большая река?
Д.: Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.
Мы с вами сделали модель реки, теперь вы знаете как рождается большая река. Проходите на свои места.
В.: Мы с вами узнали, что большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Ребята, подумайте и скажите :
А как ещё может вода в речку попасть ?
Д.: Когда идёт дождь, тает снег и т. д.
В.: А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы , называется он : «Круговорот воды в природе » .
Круговорот воды в природе .
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе , рассказывает, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу , объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю . Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много , много. Когда солнышко греет вода испаряется , превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше , тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе , получается круговорот ». Давайте вместе скажем : - Круговорот воды в природе .
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .
Одеть детям ободки- капельки.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя) . Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает что им делать.
«Полетели Капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу ). Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Дети садятся на места.
Экспериментальная деятельность.
Ребята, а теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой. Скажите : вода в них одинаковая ?
Д.: Нет. В одной ёмкости вода чистая , а в другой грязная.
В.: А какую воду вы хотели бы выпить – эту, или эту?
Д.: Вот эту.
В.: А почему?
Д.: Потому, что воду надо пить чистую.
В.: А давайте попробуем очистить грязную воду и посмотреть, что же делает воду такой грязной? Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальную бумагу и начнём пропускать воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
Д.: Вода стала чистой .
В.: А что стало с бумагой?
Д.: Она стала грязной.
В. Как вы думаете, откуда столько грязи в речной воде?
Д. Люди бросают мусор в реку, моют машины.
В.: Ребята, а как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?
Д. В чистой, светлой.
В.: Да, в той, в которую не бросают мусор, не моют машины, не сливают грязные отходы заводы . В вашем посёлке есть речка или озеро? А вы как бережёте свою речку?
Д.: Отвечают.
В. Молодцы, заботитесь о своей реке, хорошо живётся в ней рыбкам! А давайте сделаем рыбок для нашей речки, которую мы моделировали. У вас на столе есть рыбки из картона, карандаши. Дорисуйте детали, старайтесь делать всё аккуратно, тогда рыбки получатся у вас красивые.
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.
По окончании работы воспитатель с детьми прикрепляют рыбок.
Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые.
8. Итог занятия.
Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
Что интересного вы узнали?
Что понравилось вам на занятии?
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда!
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,
По снежным долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь ,
В природу вглядитесь !
Вас окружает везде и всегда –
Наша спутница –
Волшебница … (хором) Вода
Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали замечательных рыбок. Спасибо вам за активную, заинтересованную работу на занятии.
Почему с неба идёт дождь и куда исчезают лужи? Рассказать малышам об этом можно не только по картинкам в энциклопедии. Предлагаю сделать вместе с детьми интересный опыт, который можно провести, не выходя из дома. В результате у вас получится наглядный пример того, как происходит круговорот воды в природе. Такие опыты для детей в домашних условиях позволяют в игровой форме объяснить многие сложные вещи, интересные для маленьких почемучек.
Что понадобится для изготовления наглядного пособия:
На зим-пакете перманентным маркером (чтобы не смывался) рисуем любой природный сюжет. Например, море, солнце и облака.
Подкрашиваем воду в банке.
Выливаем воду в пакет и крепко закрываем.
При помощи скотча проклеиваем зип-застёжку пакета, чтобы получилось прочнее.
Крепим пакет с опытом на окно при помощи скотча. Желательна солнечная сторона.
Наблюдаем за процессом круговорота воды в природе.
Расскажите детям о том, как происходит круговорот воды в природе. Тёплые солнечные лучи нагревают землю или водоём, в результате чего вода испаряется и превращается в пар. Когда пар охлаждается, капельки воды — конденсат оседают на пакете. В природе таким образом получаются облака. Затем вода выпадает в виде осадков — дождя или снега и возвращается назад — на землю, в моря, океаны, реки и озёра.
Такие опыты в домашних условиях обычно очень нравятся детям и позволяют в игровой форме изучить окружающих мир и его законы. В дальнейших статьях я продолжу рассказывать о том, как сделать домашние опыты своими руками.
Например, в этом видео вы узнаете, как сделать интересный опыт по проращиванию зерна в СД-диске.