Главная » Условно-съедобные грибы » Московский государственный университет печати. Дисфункции социального института

Московский государственный университет печати. Дисфункции социального института

Валовой внутренний продукт методом конечного использования рассчитывается как сумма трех компонентов:

  1. расходов на конечное потребление товаров и услуг;
  2. валовое накопление;
  3. сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.

Расходы на конечное потребление товаров и услуг – это расходы домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления и некоммерческих организаций , обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают в свой состав следующие элементы:

  1. расходы на покупку потребительских товаров и услуг;
  2. потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и т. д.;
  3. потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.

Также в составе расходов на конечное потребление домашних хозяйств учитываются покупки резидентами товаров и услуг за границей и исключаются аналогичные покупки нерезидентов на территории данной страны.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций , обслуживающих домашние хозяйства, определяются как величина текущих расходов на содержание этих учреждений, включая потребление основного капитала , за исключением поступлений этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам и от частичного возмещения потребителями их стоимости, плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленных этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение доходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования .

Валовое накопление – это чистое приобретение резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. В составе валового накопления выделяют три элемента:

  1. валовое накопление основного капитала;
  2. изменение запасов материальных оборотных средств ;
  3. чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление капитала – это вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов. Также валовое накопление основного капитала включает затраты на улучшение непроизводственных активов и расходы в связи с передачей права собственности на непроизводственные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств – это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств определяется как разность между поступлениями продукции в запасы и изъятиями из них.

Чистое приобретение ценностей – это приобретение предметов не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т. е. предметов, ценность которых со временем увеличивается (драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия и т. д.).

Экспорт и импорт товаров и услуг – это экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами. Экспорт и импорт товаров рассчитывается как стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну товаров.

В состав экспорта и импорта включаются транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги и другие виды услуг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1. Виды и функции социальных институтов

2. Основные социальные институты

3. Социальные последствия глобализации

4. Понятие безработица

5. Понятие коррупция

Список используемых источников и литературы

1. Виды и функции социальных институтов

Социальный институт - это устойчивые и повторяющиеся формы социальной практики, с помощью которых осуществляется организация социальной жизни и обеспечивается стабильность общественных отношений. Социальные институты развиваются при помощи институализаци общественных сфер и путем усовершенствования уже существующих институализированных структур.

Институализация - это возникновение и формирование социальных институтов, основой которой является потребность в создании новых видов социальной деятельности, создании общих целей и норм. В результате проведения институализации образовываются системы статусов и ролей. Показатель эффективности институализации - это успешное усвоение индивидами новых социальных норм, ценностей и форм поведения.

Социальными институтами осуществляются социально необходимые функции, которые обеспечивают организацию и развитие общества:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений - это выработка определенных стандартов поведения индивидов с помощью определенной системы норм, ценностей и правил;

Адаптационная функция - при помощи действие социальных институтов общества приспосабливается к изменяющимся условиям природной и социальной среды;

Интегративная функция социальных институтов - при помощи действий, норм, предписаний обеспечивается взаимосвязь, взаимоответственность и солидарность индивидов и социальных групп;

Коммуникативная функция - информация, которая была произведена в одном институте, распространяется как внутри самого института, так и между институтами, организациями, которые действуют в обществе;

Социализирующая функция - с помощью социальных институтов формируется и развивается личность, ею усваиваются социальные ценности, нормы и роли, реализуется социальный статус;

Регулирующая функция социальных институтов - обеспечивается регулирование взаимодействий между индивидами и социальными группами путем выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрения за одобряемые обществом действия.

Социальные институты формируются в разных областях общественной жизни. В их цели входит закрепление в обществе социально признанных норм и правил.

К видам социальных институтов относятся:

Институт экономики, который направлен на обеспечение жизнедеятельности индивида и общества в целом, на процесс производства и распределения благ;

Институты семьи и образования, целью которого является обеспечение воспроизводства и воспитания членов общества;

Политический институт, функцией которого является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами;

Культурные институты, которые обеспечивают сохранение и передачу духовных ценностей.

2. Основные социальные институты

Деятельность социального института определяют:

Набор специфичных социальных норм и предписаний, который регулирует соответствующие типы поведения;

Интеграция социального института в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества. Данная интеграция позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности какого-либо социального института, производить социальный контроль над институциональными типами действий;

Наличие материальных средств и условий, которые обеспечивают успешную реализацию нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

При помощи Социальных институтов члены общества, социальные группы имеют возможность удовлетворять свои потребности, стабилизировать социальные отношения, вносить согласованность, интегрированность в действия членов общества.

К основным видам социальных институтов относятся:

1. Экономические институты - это наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в области хозяйственной деятельности. другими словами - институализированные экономические связи. Сюда относятся институты, которые производят и распределяют блага и услуги, регулируют денежное обращение, организуют и разделяют труд, (собственность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.).

2. Политические институты - это институты, которые связанны с борьбой за власть, с ее осуществлением и распределением. Характерной чертой данных институтов является ориентированность на выполнение функции мобилизации возможностей, которые обеспечивают функционирование общества как целостности: государство, армия, полиция, партия. К этим политическим институтам так же относятся общественные движения, объединения, клубы. Характерной чертой которых является широкое распространение строго определенных институализированных формы деятельности: митингов, демонстраций, выборов, предвыборных кампаний.

3. Институты культуры и социализации - это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействии в сфере укрепления, создания и распространения культуры, социализация молодого поколения, овладения культурными ценностями общества: семья, образование, наука, художественные учреждения.

4. Религиозные институты относятся к несветской культуре, но играют очень важную роль в жизни многих людей в качестве системы норм культурного поведения, то есть служения Богу.

Статистические данные о числе верующих в начале XXI века многое говорят о социальной значимости религии в мире: из 6 млрд. населения земного шара более 4 млрд. - верующие. При этом, примерно 2 млрд. исповедуют христианство.

Православие внутри христианства стоит на третьем месте после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд., иудаизм - более 650 млн., буддизм - более 300 млн., конфуцианство - около 200 млн., сионизм - 18 млн., остальные исповедуют другие религии.

К основным функциям религии как социального института относится:

Объяснить прошлое, настоящее и будущее человека;

Регулировать моральное поведение от рождения до смерти человека;

Одобрить или подвергнуть критике социальные порядки в обществе;

Объединить людей и поддержать в трудные минуты.

5. Семья и брак как социальные институты общества.Семьяявляется соиально-биологической системой общества, обеспечивающей воспроизводство членов сообщества. В данном определении содержится основная цель семьи как социального института. Помимо этого, семья выполняет следующие функции:

Социально-биологическая - удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;

Воспитание, социализация детей;

Экономическая, проявляющаяся в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;

Политическая, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;

Социокультурная - регулирование всей духовной жизни семьи.

Становление в обществе хорошо налаженных, четко регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий - это главный путь развития общества. Все элементы, которые содержат в себе социальные институты, являются важной системой социальных регуляторов, определяющих общественный строй и, соответственно, экономический, политический строй, тип культуры, образования и т.д. Другими словами, если нужно понять общество, то необходимо взять его социальные институты, изучить механизмы регулирования, понять характер социальных связей в этом обществе.

Необходимо помнить, что общество развивается во многом с помощью развития социальных институтов. Чем больше институализированна среда в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость является, пожалуй, самым верным критерием зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.

3. Социальные последствия глобализации

Характерной чертой глобализации является сложное взаимодействие собственно культурного фактора и цивилизационного развития, его противоречивое, сложное влияние на прогресс общества.

С конца XX века глобализация все больше стала проявлять себя как социокультурное явление. Это объясняется возникновением целого ряда сравнительно новых тенденций, которые проявляются в развитие культуры в условиях глобализации:

Увеличились скорость и масштабы социокультурных изменений в целом;

Доминируют интегративные тенденции в культуре на фоне обострения тенденций ее дифференциации и диверсификации в различных социальных системах;

Повысилась интенсивность культурных взаимодействий в информационном обществе;

Наступает западная культура, зачастую это проявляется в весьма агрессивной форме (культурная экспансия, вестернизация);

Растут масштабы культурной индустрии в связи с появлением ТНК в области производства культурных товаров и услуг;

В процессе модернизации общества усилилось влияние глобализации на ценностно-нормативные основы национальных культур;

Происходит глобализация универсалий и символов культуры, особенно это касается массовой культуры;

Обострились потребности культурной идентификации;

Расширилось влияние английского языка в современных средствах коммуникации и общения.

К глобальным проблемам общества в первую очередь следует отнести проблемы:

Предотвращения термоядерной войны, создания безъядерного ненасильственного мира, который смог бы обеспечить мирные условия для социального прогресса всех народов;

Взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

Преодоления повышающего разрыва экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранения во всем мире экономической отсталости, ликвидации голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей;

Обеспечения дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

Преодоления экологического кризиса, который порождается катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, и сопровождается загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

Прекращения стремительного роста населения, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоления демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией; своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Это наиболее важные и настоятельные глобальные проблемы современной эпохи, которые встали перед человечеством нового тысячелетия. Список глобальных проблем, конечно, не исчерпывается перечисленными выше, многие зарубежные ученые и ученые нашей страны с определенными основаниями включают в него и другие:

Международный терроризм,

Распространение наркомании и алкоголизма,

Распространение СПИДа, лихорадки Эбола, новые вспышки туберкулеза и малярии и другие проблемы здравоохранения,

Проблемы образования и социального обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т.д.

Принципиальное значение, конечно, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка глобальных проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное - поиски научно обоснованных и реалистичных в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связаны общетеоретические, социально-философские и методологические вопросов в их изучении, которые к настоящему времени сложились в последовательную концепцию глобальных проблем современности, опирающуюся на достижения современной науки и философии.

4. Понятие безработица

Безработица - социально-экономическое явление, которое заключается в том, что определенная часть экономически активного населения не имеет работы, и соответственно, заработка, желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Безработные граждане вместе с занятым населением формируют рабочую силу страны, которую чаще принято называть экономически активным населением. Она определяется исходя из возрастного состава граждан.

Условно население страны принято делить на три большие группы: от 0 до 19 лет, от 20 до 64 лет, от 65 лет и старше. Экономически активным населением считается вторая возрастная группа, то есть граждане от 20 до 64 лет. при этом военнослужащих так же относят к экономически активному населению, но они представляют самостоятельную категорию. Но при расчете безработицы учитываются граждане, достигшие 16-летнего возраста, а граждане, находящиеся в местах заключения, в психиатрических больницах и военнослужащие из расчетов исключаются.

Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) определяет уровень общей безработицы как удельный вес количества безработных в численности экономически активного населения.

Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.

Продолжительность безработицы - продолжительность поиска работы.

Норма безработицы - отношение числа безработных граждан к числу совокупной рабочей силы в процентах, которая представляет собой сумму занятых и безработных.

Граждане, имеющие работу и граждане, занятые неполный рабочий день относятся к категории занятых. Граждане, не имеющие работы и активно ее не ищущие, относятся к категории выбывших из состава рабочей силы. К ним относятся граждане трудоспособного возраста, которые потенциально имеют возможность работать. Но по определенным причинам не работают - учащиеся, пенсионеры, домохозяйки, те. кто уже отчаялся найти работу и прекратил ее поиски. В состав рабочей силы так же не входят граждане, которые находятся длительное время в специализированных учреждениях - тюрьмах, психиатрических больницах.

К основным видам безработицы относятся:

1. Фрикционная безработица (текучесть). Этот вид безработицы связан с поиском или ожиданием выхода на работу, переменой рабочего места, переменой места проживания, обучением. Фрикционная безработица неизбежна и отражает свободу выбора людьми места работы. Ее особенностью является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенными навыками, уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Главной причиной продолжительности фрикционной безработицы является отсутствие информации о наличии рабочих мест.

2. Структурная безработица. Возникает в результате постоянно меняющейся структуры национального хозяйства, а так же структуры спроса на продукцию различных отраслей производства. Такой вид безработицы подразумевает, что спрос и предложение на один и тот же вид труда в различных организациях, отраслях и регионах не совпадают. Структурная безработица возникает в случаях, когда сокращаются одни отрасли и возникают другие. Такой вид безработицы характерен для работников, которые владеют устаревшей профессией или же низкой квалификацией. Так же структурная безработица обычно охватывает экономически отсталые регионы страны.

Одной из форм структурной безработицы является технологическая безработица, которая связана с технологическими сдвигами в экономике, в результате чего происходит обесценивание уровня квалификации определенных категорий рабочей силы. Причиной такой безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Технологическая безработица носит преимущественно долговременный и вынужденный характер, в основном более шести месяцев подряд.

Фрикционная и структурная безработицы составляют естественный уровень безработицы (U), то есть такой уровень, ниже которого опуститься невозможно. Такой уровень в условиях устойчивого состояния экономики сопутствует полной занятости. При этом полная занятость понимается ни как занятость всего населения, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы. Другими словами это означает, что если граждане имеют желание работать и активно ищут работу, то непременно ее найдут. Современное название такого показателя - уровень безработицы не ускоряющий инфляцию. Естественный уровень безработицы вычисляется путем усреднения фактического уровня безработицы по всей стране за последние десять лет.

К основным причинам существования естественного (устойчивого) уровня безработицы относятся:

1. Длительность поиска работы в условиях системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице в некоторой мере снижает стимулы к активному поиску работы и быстрому трудоустройству. В долгосрочной перспективе такая ситуация способствует сбалансированности структур рабочих мест и структур рабочей силы, но с другой стороны. увеличение пособий по безработице и срока их выплат повлечет собой рост численности безработных граждан и повышению уровня безработицы.

2. Устойчивая заработная плата влечет за собой «безработицу ожидания», возникающую в результате превышения уровня заработной платы над ее равновесным значением.

В долгосрочном периоде увеличение естественного уровня безработицы влечет за собой увеличение доли молодежи и женщин в составе рабочей силы, а так же более частые структурные сдвиги в экономике.

Потенциальный выпуск - реальный объем выпуска, который соответствует естественному уровню безработицы. И если экономика находится на уровне потенциального выпуска, соответствующего естественному уровню безработицы, то инфляция не ускоряется. На сегодняшний день величина такого уровня безработицы в развитых странах составляет 5 - 6 %.

Величина безработицы, которая равна разнице между фактическим и естественным уровнями безработицы, именуется циклической безработицей. Этот вид безработицы постоянно меняется по масштабам, продолжительности и составу, а так же связан с циклом деловой конъюнктуры, что может объясняться и недостаточными совокупными расходами в экономике, и сокращением совокупного предложения.

Уровень цикличной безработицы, с одной стороны, может быть положительным при падении производства в течение двух или более месяцев (рецессия), а с другой стороны, отрицательным при подъеме. В периоды циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, а в периоды циклического подъема циклическая безработица и вовсе может отсутствовать.

Полная безработица - такой вид безработицы, при котором человек, по какой либо причине потерявший работу, негде не работает, но ищет ее.

Частичная безработица - такая безработица, которая больше относится к неполной занятости, когда человек работает неполный рабочий день.

Открытая безработица - безработица, официально зарегистрированная органами службы занятости. К такой безработице относят тех граждан, которые являются постоянно или частично безработными и находящимися в поисках постоянной работы.

5. Понятие коррупция

Употребление термина «коррупция» приписывают еще Аристотелю, который определил тиранию в качестве неправильной, испорченной, то есть коррумпированной формы монархии. В римском праве данным термином обозначали деятельность нескольких лиц, направленную на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом.

Одно из наиболее коротких современных определений термина «коррупция» дал Дж. Сентурия: «коррупция - это злоупотребление публичной властью ради частной выгоды».

Основная часть исследователей определяет коррупцию к взятку и злоупотребление служебным положением. Такое определение коррупции дают и международные организации. Например, Кодекс поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».

Существует множество суждений, касающихся последствий коррупции, ее влияния на различные сферы общественной жизни.

Исследователи чаще всего выделяют воздействие коррупции на экономический рост и развитие. Многие отмечают положительную сторону коррупции в таких аспектах как ускорение принятия решений, оживление экономической деятельности и предпринимательства в странах, которые страдают от сильного государственного вмешательства.

Н. Лефф считал, что коррупция в форме взяток помогает преодолевать многочисленные жесткие правила, которые устанавливаются властями развивающихся стран. И хотя взятка идет в карман чиновнику, а не государству (в чем проявляется ее отрицательная сторона), эффективность распределения ресурсов при этом повышается.

Споры по поводу воздействия коррупции на экономику продолжаются. Зачастую сторонники положительного воздействия ссылаются на опыт стран Юго-Восточной Азии в период с 1965 г., которые продемонстрировали быстрый рост, но в то же время и высокий уровень коррупции. Однако экономический рост был итогом целого набора факторов, и влияние коррупции в данном случае неясно. Можно предположить, что главное здесь - изначальная эффективность экономики. Если изначально она не является эффективной, то коррупция может дать стимул к более эффективному поведению и росту. В случае, когда экономика достаточно эффективна, то коррупция может исказить ориентиры роста, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на экономике.

Если отдельный субъект использует коррупцию как инструмент в конкурентной борьбе для достижения определенных целей, то для государства в целом коррупция является ограничителем конкуренции, и выражается в недоборе налогов, росте теневого сектора экономики и сокращении инвестиций. Так же нельзя забывать о том, что коррупция усиливает неопределенность и неуверенность экономической среды, что и без ее влияния является проблемой государств, которые проводят реформы, та как проявляется кумулятивный эффект искажения ориентиров экономического роста, создаваемый множеством отдельных коррупционных сделок.

Для того, чтобы оценить коррупцию необходимо иметь в виду особенности правящего режима. Здесь главными показателями являются политическая централизация и демократическая прозрачность, а также характер их взаимодействия с институциональными структурами, посредствам которых осуществляется политический контроль и влияние. Государства, проводящие модернизационные реформы, в которых деятельность представительных институтов, призывающих к ответственности правительство, очень слаба или вовсе отсутствует, создают широкие возможности для коррупции. Причиной тому является отсутствие политических механизмов, с помощью которых может быть смещено правительство, которое потакает коррупции или непосредственно в ней участвует. Основой опасности коррупции является политическое влияние, которое могут оказывать правительственные чиновники и политики на бюрократические институты, судебную и правоохранительную систему. Когда нет четких правил, которые ограничивали бы влияние политиков на бюрократические институты, а также когда существует недостаточное разделение власти между судебной системой и правящим режимом, для коррупции появляются все шансы значительно вырасти. Средства массовой информации и развивающееся гражданское общество могут играть мониторинговую роль в плане коррупции. Но их возможности сильно ограничены в условиях автократических режимов, а в случае совпадения интересов политического и судебного истеблишмента СМИ и гражданское общество могут оказаться теми малочисленными каналами, с помощью которых можно уменьшить коррупцию.

Достаточно важную роль в плане ограничения негативного влияния коррупции на общество играет степень ее предсказуемости и организованности. Сотрудничество бюрократических структур в сфере установления размеров взяток и выполнения обязательств коррупционерами могут существенно повлиять на ослабление ее отрицательного воздействия.

Наконец, для правящих элитных групп и для оппозиции коррупция в качестве возможности получения больших взяток, может являться серьезным стимулом к завоеванию или удержанию политической власти и влияния. Так же она может обострить отношения между элитными группами и привести к политической дестабилизации. Установление власти, которая мотивирована стремлением сохранения привилегий и получения коррупционных платежей, искажает принципы социальной и экономической политики, когда провозглашаемые цели и стратегии развития лишь в малой степени отвечают интересам страны.

Г. Блумер утверждал, что социальные проблемы являются продуктами процесса коллективного определения, а не набором каких-то объективных социальных условий. На самом деле, множество факторов указывает на то, что проблема коррупции является вопросом интерпретации, восприятия реальности. Социологическому узнаванию и признанию явления в качестве социальной проблемы предшествует ее обозначение как таковой со стороны общества - общественного мнения.

Возможно, новый взгляд на коррупцию связан с концепцией социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что хотя реальность социально определена, само ее определение воплощается в конкретных индивидах и группах, которые творят это определение.

С. Чибнелл и П. Саундерс, применяя этот подход к анализу коррупции, пришли к выводу, что коррупция - это скорее поведение, которое стало результатом переговоров, нежели качество, которое внутренне присуще определенному типу поведения. Они продемонстрировали, как интерпретация одного и того же действия может меняться в зависимости от специфики социального контекста и запаса знаний.

Исследователи социальных проблем располагаются в континууме от «разоблачителей обмана» до чистых конструктивистов. Дж. Бест описывает также подход так называемых «контекстуальных конструктивистов», которые считают, что знание социальных условий может быть использовано не только для того, чтобы объяснить возникновение определенных требований и привлечь внимание к каким-то явлениям, но также для того, чтобы объяснить, почему они притягивают это внимание или даже принимают форму публичной политики. В таком ключе В. Паваралой осуществлено исследование коррупции в Индии. Он, в частности, отмечает, что коррупция в Индии выступает полем выяснения отношений элитных групп. Это не столько обсуждение самой коррупции, ее сути и т.д., сколько споры и конфликты вокруг экономических, политических и социальных структур, которые различные элитные группы ведут между собой.

Обвинения в коррупции обычно исходят от групп, которые стремятся к реформам. В развивающихся странах этими элитами коррупция представляется как неотъемлемая характеристика прежних политических режимов и общественных систем, которые они хотят если не разрушить, то, хотя бы, модернизировать. Таким образом, эти группы имеют прямой интерес в дискредитации прежних режимов путем обвинений в коррупции.

Так как чаще всего коррупция осуждается обществом, то обвинение в коррупции является действенным инструментом манипуляции общественным мнением и инструментом политической борьбы.

Но это вовсе не означает, что подобного рода обвинения являются по определению ложными. Более того, правящие элиты, обычно, являются вовлеченными в коррупцию по причине поиска возможностей, способов расширения потока благ, которые приходят по официальным каналам. Как указывала Е. Этциони-Халеви, элиты - это те, кто охраняет демократию, но они также являются теми, кто при определенных обстоятельствах увеличивает свою силу путем коррупции правил и процедур демократии.

Наконец, необходимо помнить, что коррупция также является инструментом, который способен обеспечить вертикальную мобильность тем социальным группам, точнее, их представителям, для которых закрыты иные возможности.

социальный глобализация безработица коррупция

Список используемой литературы и источников

1. Габдуллина К., Раисов Е. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Алматы: «Нур-пресс», 2005 - 202 с.

2. Быстрова А., Сильвестрос М. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы.

3. Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Москов. философ. фонд; «Academia-Центр»; «Медиум», 1995.

4. Макроэкономика. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. 2011 - с.257

5. Макроэкономика. Галаева Е.В., Корсакова А.А. и др. МФПА 2003 - с.153

6. Социология. Конспект лекций. Давыдов С.А. 2008 - с.63

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины и сущность глобализации, её последствия для человека и общества. Влияние процесса глобализации на разные аспекты современной жизни. Характеристика современных социологических теорий глобализации: теория империализма, зависимости, мировой системы.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Социальные институты как постоянно повторяющиеся отношения людей. Основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство, распределение, управление и контроль. Простая форма существования социальных институтов.

    презентация , добавлен 07.12.2011

    Изучение понятия, функций и предпосылок возникновения социальных институтов духовной сферы. Характеристика роли институтов науки, религии и культуры в развитии современного общества. Анализ отношений, возникающих в процессе создания духовных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2011

    Понятие глобализации и ее социальная сущность. Основные черты проявления глобальных социальных изменений в современной России. Аспекты глобализации, ее причины и социальные последствия. Удовлетворенность опрошенных респондентов различными сторонами жизни.

    реферат , добавлен 15.12.2012

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Понятие "социологического института" в научной литературе. Явные и латентные функции социологических институтов. Причины возникновения дисфункции. Институты-субъекты и институты-механизмы. Трансформация социальных институтов. Вырождение элитных групп.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) Э. Дюркгейм;

г) К. Маркс.

3. Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется …

а) урбанизацией;

б) стратификацией;

в) институционализацией;

г) ресоциализацией.

4. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

а) явной функцией;

б) латентной функцией;

в) девиацией;

г) дисфункцией.

5. Передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям происходит с помощью ________ функции.

а) транслирующей;

б) интегративной;

в) регулятивной;

г) коммуникативной.

6. Социальный институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, называется …

а) политическим;

б) формальным;

в) религиозным;

г) неформальным.

7. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

а) политические институты;

б) экономические институты;

в) правовые институты;

г) брачно-семейные институты.

8. В основе выделения нуклеарной семьи лежит критерий …

а) формы брачных отношений;

б) состава семьи;

в) благополучия в семье;

г) функций семьи.

9. Какая из форм брака преобладает в современных обществах?

а) полиандрия;

б) полигиния;

в) моногамия;

г) групповой брак.

10. Тип семьи, при котором власть распределяется неравномерно в пользу старшего мужчины, называется …

а) эгалитарный;

б) матриархальный;

в) патрилинеальный;

г) патриархальный.

Тема 8. Социология организации и управления

1. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:

а) целерационального типа социального действия;

б) ценностно-рационального типа социального действия;

в) традиционного типа социального действия;

г) аффективного типа социального действия.

2. По стилю управления выделяют общественные движения …

а) тоталитарные;

б) демократические;

в) консервативные;

г) либеральные.

3. Наиболее выраженное негативное последствие бюрократии в организации и обществе проявляется в том, что …

а) рационально используются ресурсы;

б) повышается производительность управленческого труда;

в) цели общества или организации игнорируются;

г) улучшается культура обслуживания.

4. Компонент организации, который считают самым главным и от которого зависят все составляющие организации, - это …

а) социальные льготы;

б) социальные технологии;

в) цели организации;

г) персонал.

5. Отсутствие вознаграждения за участие и работу в организации характерно для …

а) принудительных организаций;

б) утилитарных организаций;

в) ассоциаций;

г) тотальных институтов.

а) позиция лидера вне группы;

б) члены группы не информируются о перспективных целях;

в) личные инициативы членов группы игнорируются;

г) решение принимается лидером единолично.

7. Если руководитель не вмешивается в действия подчиненных, позволяя им принимать решения и действовать самостоятельно, то он использует ___________ стиль управления.

а) демократический;

г) попустительский.

8. Демократический стиль управления в группе наиболее эффективен при …

а) низкой квалификации работников;

б) большом числе участников группы;

в) выполнении срочной работы;

г) решении творческих задач.

9. В кооперативных организациях преобладают отношения …

а) борьбы;

б) соперничества;

в) вражды;

г) сотрудничества.

10. В таблице приведены определения некоторых экономических статусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по вашему мнению, имеют отношение к ним.

Род занятий

Капиталист – владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего прибыль

Предприниматель – человек, затевающий новое, часто рискованное, дело и вкладывающий в него собственные либо позаимствованные средства

Менеджер – должностное лицо, планирующее и осуществляющее управление предприятием, в подчинении которого находится один и более человек

Род занятий: 1. Брокер. 2. Рантье. 3. Банкир. 4. Заимодавец. 5. Кредитор. 6. Директор. 7. Дилер. 8. Фермер. 9. Продюсер. 10, Министр

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Т.е. если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, то это называется дисфункцией института .

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Рассматривая дисфункцию социального института можно привести такой пример: институт образования - готовит всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь необразованных людей, дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Если происходит нарастание дисфункции, то это может привести к дезорганизации общества .

Основные социальные институты

Институт государства

Политика как социальный институт - это совокупность определенных организаций, регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами. Политический институт - институт государства - осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом.Также обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.

В центре внимания политики - власть и управление в обществе. К политическим институтам можно отнести: государство, политические партии, общественные организации, имеющие свои политические интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные общности и т.д.).Главным политическим социальным институтом и носителем политической власти выступает государство .

Государство - это форма власти, социальное образование, характеризующееся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

Государство, опираясь на законодательство, осуществляет регулирование и контроль над социальными процессами, обеспечивая тем самым нормальное и стабильное функционирования общества.

Государственная власть состоит из следующих органов власти::

1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);


2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);

3) судебные органы;

4) армия и органы госбезопасности;

5) государственная система информации и т. д.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Основные функции государство - это обеспечение правопорядка и национальной безопасности общества; обеспечение политической и экономической стабильности; развитие культурной, социальной и образовательной системы, а также развитие и поддержка международных отношений.

Для выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов и санкций, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.).

Современное государство представляет собой очень сложный механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти институты обладают такими свойствами, как легитимность или законность.

Основа политики - власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.

В основе подчинения власти лежат:

1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);

2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);


3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).

Форма государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии. По форме современные государства делятся на монархию (традиционную и конституционную) и республику (парламентскую или президентскую). Н. Смелзер, так же приводит такие типы государств, как демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).

В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви - исполнительную, законодательную, судебную). Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах. Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты: индивидуализм, конституционная форма правления, общее согласие управляемыми, лояльная оппозиция.

Все политические институты влияют на формирование и развитие государственных и властных структур.

В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите. В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя для этого контроль над экономикой, СМИ, семьей и т.д. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.

Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности. В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе, т.е. ведет к отклонению от принятых норм власти.

Институт образования

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Система образования вносит существенный вклад в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Питирим Сорокин отмечал, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом, с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Главная функция системы образования -- накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Система образования включает в себя следующие учреждения:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Чем больше развивается общество и получает более значительным объем знаний, тем более усложняется процесс образования. Для этого необходимо: провести специальную подготовку профессиональных учителей, носящую дифференцированный характер; улучшить систему образования, которая стала многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации); способствовать появлению специализирующих школ, т.е. школ определенного направления и уклона в образовании (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя:

Определенную сферу деятельности группы лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей,


Организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.),

Материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.).

Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.).

Основная цель высшей школы -- удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории. Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

В сфере образования реформы стартовали задолго до 1992г. Начало им положил в декабре 1989г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Это демократизация, много вариантность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер и т.д.

Эти принципы были направлены на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой надстройки над ними.

Нормативной базой преобразований в данной сфере на начальном этапе стали Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1 и закон "Об образовании" от 10 июля 1992г. (затем его новая редакция от 13 января 1996г.).

После того как закон "Об образовании" разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, а не заместивших государственные.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества. Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.

Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека. Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

Институт семьи

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в исследованиях Рилза и Ле Пи. Они первые независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние различных социальных факторов на институт семьи. С тех пор институт семьи постоянно находится в центре внимания у социологов.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчив и массовым.

Семья -- самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.

Как и все другие институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и развитие детей, а также удовлетворение других общественно значимых потребностей.

Когда мы говорим о семье, то представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется нуклеарной. Помимо этой формы существуют и другие формы семьи, например:

Полигамная - многоженство

Полиандрия - редкая форма полигамии - многомужие.

Моногамная семья - существование брачной пары - мужа и жены.

Экзогамия - запрет на браки между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (между родственниками).

Эндогамна форма - брак между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (эндогамные группы - племя, существовали в эпоху первобытнообщинного строя).

Сожительство - незарегистрированный брак. Часто называют такой брак «гражданским». Это брак, где отношения между партнерами не оформлены в установленном законом порядке.

Сложная семья (расширенная) - совместное проживание нескольких поколений родственников. Т.е. различные родственники одного или каждого из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связанны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции -- репродуктивная, сексуального регулирования, социализация детей, содержание детей, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная. А общество наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. На основе института брака позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

Несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

Противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными.

Низкая сплоченность группы;

Падение престижа традиционного брака.

Сейчас соц. исследования идут в направлениях:

Изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

Изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований, создание несколько типологий семей;

Отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

Качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

Функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль -- один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более.

Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Интересно, что, несмотря на значительные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным.

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть с 9,7 чел. на 1000 населения до 7 чел. в 1998г., при этом в городах число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения - в селе). Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше. Так же в определенной мере повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке.

На модель формирования семьи влияет не только снижение брачности, но и сдвиги в устойчивости брака. На фоне снижения брачности происходит значительный рост разводимости. Если в 80-х годах число разводов на 1000 населения составляло 3,2 человека, то в 1990 - уже 3,4, а в 1999 - 4,6 человек. По числу разводов мы опережаем все европейские страны и уступаем лишь США, где этот показатель еще выше.

Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия - одна из самых веских причин развода).

Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.

Институт церкви

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу. О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд. населения земного шара более 4 млрд. - верующие. Причем около 2 млрд. исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд., иудаизм - более 650 млн., буддизм - более 300 млн., конфуцианство - около 200 млн., сионизм - 18 млн., остальные исповедуют другие религии. Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института является церковь.

Церковь - один из важнейших социокультурных институтов. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом. У церкви имеются колоссальные материальные средства, возможности влиять на сознание, поведение людей. Церковь нужна обществу, т.к. является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущих справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей. Величайшие достижение церкви -- идея отпущения грехов после покаяния.

Церковь, как один из социальных институтов обладает рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.

Внутренняя структура института религии представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы.

Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем, за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций.

Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе общества. В функционировании церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены -- религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Что религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Если рассмотреть приведенные точки зрения, то можно понять, что важнейшей функцией религии и церкви является регулятивная. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.

Наряду с регулятивной функцией, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

Мировоззренческая -- религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

Компенсаторная -- религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

Интегрирующая -- заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

Религия и церковь, выполняя компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей -- в плане, как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчает бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяется братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Общение складывается в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев -- письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Церковь выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функции» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции -- это способы действия религии в обществе, роль -- суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.

В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть - представители других религиозных конфессий (5 %). В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.

Церковь оказывает непосредственное влияние на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Т.е. происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Отсюда можно сделать вывод, что Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

Заключение

И так в заключении подведем итог о нашем представлении, о «Социальных институтах».

Социальный институт - это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми. Также это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.

Люди пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Например, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт.

В процессе времени социальные институты видоизменяются и развиваются. Происходит процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, которые каждый по - своему удовлетворяет общественную потребность. На основе этого процесса появляются устойчивые лидеры, которые официально выбираются, назначаются и оформляются. Кроме этого каждый такой лидер может обладать определенным статусом и выполнять соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д.

В результате под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Социальные институты находятся в постоянном развитии. Это осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта