Главная » Несъедобные грибы » Дубина народной войны отрывок учить. Партизанское движение – «дубина народной войны

Дубина народной войны отрывок учить. Партизанское движение – «дубина народной войны

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «Тувсинская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики

Реферат по литературе

Дубина народной войны по роману Л. Н. Толстого « Война и мир »

Работа ученика 10 класса

Александрова Геннадия

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

Иванова Т.Б.

Введение

1 Народная война

2 Капитан Тушин. Купец Ферапонтов

3 Партизанское движение

4 Бородинское сражение

5 Патриотизм и самоотверженность русского дворянства

6 Кутузов - представитель народной войны

7 Развенчание Наполеона

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Патриотизм со стоит не в пышных возгласах...»

В.Г. Белинский

«Мы погибли бы, если бы не погибли».

Фемистокл

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем же под Москвой».

М.Ю. Лермонтов

Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые ими народы поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов. Исторически так случилось, что за все время своего существования, начиная с Киевской Руси, русский народ постоянно подвергался нападению извне. И каждый раз на борьбу с врагом поднималось не только войско, но и весь народ, проявляя чудеса мужества, героизма и патриотизма.

Написание Л. Толстым эпопеи «Война и мир» тоже можно считать проявлением патриотизма, т. к. в своем произведении он признает за народом решающую роль в историческом процессе. В таком представлении о роли народа в движении истории Толстой оказался близок взглядам революционных демократов. Идея создания исторического романа возникла у писателя под влиянием общественной атмосферы 60-х годов XIX столетия. В этот период формируется движение революционных демократов.

Вот Л. Толстой и задумал соединить две эпохи: эпоху первого революционного движения в России - эпоху декабристов - и шестидесятые годы - эпоху революционных демократов. Толстой пытался осуществить нелегкую задачу: понять и осмыслить современность через призму истории. И чем больше он углубляется в работу над романом, тем более ему хочется «провести уже не одного, а многих героев и героинь через исторические события...».

Рассказав в своем романе и об исторических деятелях, и о лучших представителях дворянства, об отдаленных семьях и лицах, вымышленных и действительных, и раскрыв «характер русского народа и войска», Л. Толстой создал роман-эпопею. Свое преклонение перед героизмом и жертвенностью «лучших людей» писатель выразил в своем произведении. Отечественная война 1812 года, когда усилия всей русской нации были собраны в единый кулак для отпора наполеоновскому нашествию, была благородной темой. Эта тема легла в основу романа, потому что в годину тяжких испытаний патриотизм сближает людей, объединяя представителей разных классов в борьбе с завоевателями.

1 НАРОДНАЯ ВОЙНА

Л.Н. Толстой, изображая войну в своём грандиозном романе «Война и мир», не показывает военные парады, награждения отличившихся солдат, грациозных коней, сидящих на них героев, полководцев. Это форма. Лев Николаевич этому предпочитает ничем не приметные, но теряющие при этом своего значения военные будни; скромных, но способных на героизм обычных солдат; их ежедневную борьбу с неприятелем. Это содержание.

Война как физическое уничтожение массы людей - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Жажда власти, имеющая самые разнообразные проявления; борьба за власть привели к появлению форм поведения, не имеющих аналогов в природе. Но война русского народа - война справедливая, ведь она не против Франции. Она даже не против бесчинства и зла, она за родную Россию, за её свободу, за её красоту, за добро. Очередное доказательство того, что утверждение, а не отрицание - истинный путь. Автор дарует своим читателям возможность уникальную погрузиться на глубину внутреннего мира обыкновенного человека. В нём нет бравады, ложной доблести, желания получить «лишний крестик или ленточку»; в нём простота, добро, правда (без фирменной толстовской триады не обошлось); воля сочетаются с обыкновенной необыкновенностью, неповторимою индивидуальностью и душевной красотой.

Именно от совместных действий таких людей зависит дальнейший шаг Истории, результат войны. «Причин исторического события нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами», - продолжает наши размышления писательствующий философ Толстой, идеи которого вступили в непримиримое разногласие с провозглашавшими «формулу европейского героя» Гегеля и Ницше.

Народ, связанный едиными чувствами и стремлениями, а не исключительная личность решает судьбу человечества - таково мнение Толстого в вопросе о роли личности в истории.

2 КАПИТАН ТУШИН . КУПЕЦ ФЕРАПОНТОВ

Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с французами в 1805 г., описав Шенграбенское сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но и в проигранных сражениях Толстой показывает настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы встречаем здесь героических русских солдат и мужественных командиров. С большой симпатией Толстой рассказывает о Багратионе, под предводительством которого отряд совершил героический переход к деревне Шенграбен.

А вот другой незаметный герой - капитан Тушин. Это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к соблюдению парадного военного устава, что вызвало недовольство начальства. Но в бою именно Тушин, этот маленький, неприметный человек, показывает пример доблести, мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал батарею и не покинул своих позиций под натиском неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Внешне неказистым, но внутренне собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин, рота которого «одна удержалась в порядке». Не видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к противнику. Да и офицеры разобщены и не могут донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю.

Совсем иное состояние у российских солдат и офицеров после вступления наполеоновской армии на территорию России. Эту войну Толстой изображает как войну народную, освободительную. Против врага поднялась вся страна. На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить, но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы. Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая «на вольный божий свет». И здесь её роль равносильна тому, что даёт ищущим героям Толстого общение с народом. Лидия Дмитриевна Опульская писала: «В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды». Это были новые отношения между людьми перед лицом общенациональной опасности.

В Шенграбенском сражении, в битве на Бородинском поле было немало моментов колебания, страха, неуверенности. В такие минуты пехотным полкам помогает необъяснимый подъём, воодушевление, охватывающее отдельных солдат, способных с криками «ура!» повести за собой потерявшее было надежду войско. Так сделал офицер Тимохин, скромняга, без задних мыслей «с одной шпажкой» и «безумной решительностью» бросившийся на французов. Таким же образом вносит весомый вклад в общую победу не побоявшийся взять инициативу на себя начальник батареи Тушин со своими артиллеристами.

Причина поражений в Австрии, Пруссии - отсутствие цели и мотивации. Теперь же всё обстоит иначе. Цель Отечественной войны 1812 года определена, она едина для всех её участников. Встретившийся Пьеру в Можайске солдат говорит именно об этом: «Всем народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Местью за испытанные оскорбления, за родную землю, за прошлые неудачи, охвачены все. В «народном сражении» - Бородинской битве победу обеспечил общий «дух войска», присовокупленный к «скрытой теплоте патриотизма». Потери были фактически одинаковы, но победа русских в них не измерялась: это была «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии». «Чудесный, бесподобный народ» терпит всё: беды, мучения, боль, - и всё ради освобождения родной земли.

война толстой народ кутузов наполеон

3 ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Могучей волной поднималось партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и величественной силою». «И благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, который встал во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей сотни французов.

Несомненно, велика роль партизанского движения во время войны. Жители деревень, обычные мужики с вилами в руках бессознательно шли на врага. Они уничтожали непобедимую наполеоновскую армию изнутри. Одним из них является Тихон Щербатый, «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. С топором в руках с безграничной, перерастающей порой в жестокость жаждой мести он идёт, бежит, летит навстречу врагу. Его ведёт естественное патриотическое чувство. Его энергией, динамикой, решительностью, храбростью заряжаются все.

Но есть среди мстящего народа не только беспощадность, но и человечность, любовь к ближнему. Таков пленный солдат Апшеронского полка Платон Каратаев. Его внешний облик, своеобразный голос, «нежно-певучая ласка» - противоположность, ответ грубости Тихона. Платон - неисправимый фаталист, всегда готовый «безвинно напрасно пострадать». Ему характерны трудолюбие, стремление к правде, справедливости. Невозможным представляется вообразить Платона воинственным, сражающимся: его любовь к человечеству слишком велика, он воплощение «всего русского, доброго и круглого». Л.Н. Толстой тем не менее всё-таки за борющийся, нежели пассивный, как Каратаев, народ: «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Дубину осмелился поднять на врага именно народ, но ни в коем случае не толпа, которая, обезумев, приветствует царя; не толпа, которая зверски расправляется с Верещагиным; не толпа, которая лишь имитирует участие в военных действиях. В народе в отличие от толпы есть единство, объединяющее начало и нет агрессии, враждебности, бессмысленности. Победа над французами была одержана не благодаря фантастическим подвигам одиночных героев, её заслужил «сильнейший духом» русский народ - носитель высших нравственных ценностей.

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Основную роль в победе Толстой отдает простому народу, ярким представителем которого был крестьянин Тихон Щербатый.

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажонками», а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой.

Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка», вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: «Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь»

Он был «самым нужным человеком» в партизанском отряде, т. к. умел делать все: раскладывать костры, доставать воду, обдирать лошадей для пищи, готовить ее, изготовлять деревянную посуду, доставлять пленных. Именно такие труженики земли, созданные лишь для мирной жизни, становятся защитниками Родины.

4 БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Такая всенародная поддержка придавала русской армии громадную силу. С особой полнотой это раскрывалось в Бородинском сражении. Главное действие Бородинского сражения произошло двадцать шестого августа. Кутузов математически точно просчитал, что, «принимая сражение и рискуя потерять четверть армии, он, наверное, теряет Москву», но и Наполеон, «принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии» еще более растягивает свою линию.

Само сражение было страшным, «в крови, страданиях и смерти». Это была тяжелая и трудная работа. Л. Толстой изобразил Бородинское сражение, взглянув на его как бы с двух сторон: русской и французской. Это сражение мы видим глазами Пьера, который случайно опал в центр батареи. И вместе с Пьером не перестаем удивляться мужеству и героизму русских людей.

Попав на редут Раевского, Пьер решил, что это было самое незначительное место в сражении, «где небольшое количество людей, занятых делом, было ограничено, отделено от других канавой», - здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление. Отовсюду слышались веселый говор и шутки. Солдаты как бы не замечали разбитых орудий, летящих снарядов и пуль, но это не просто удаль, это героизм людей, и им, как всему живому, присущ страх смерти: «ведь она не помилует... нельзя не бояться». И смерть не миновала многих защитников редута: на глазах у Пьера смертельно ранило молоденького офицера, а, вернувшись через некоторое время на редут «из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого». И, несмотря на толпы раненых, русских и французов, на тысячи убитых, «гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевала, но и усиливалась до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил». Толстой изобразил подлинную героику войны как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. Это сражение было нравственной победой русских, а французы получили смертельную рану.

5 ПАТРИОТИЗМ И САМООТВЕРЖЕННОСТЬ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА

Чувство патриотизма было свойственно и дворянству, которое сохранило добрые национальные традиции. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухое - это любимые герои Толстого. Именно на примере семей Волконских и Ростовых Толстой показывает патриотизм и самоотверженность русского дворянства. Именно такие семьи были близки к народу, любили русскую природу, национальную культуру. Их серьезные интеллектуально - нравственные запросы в годину серьезных испытаний явились основой патриотического порыва. «Скрытый патриотизм, который выражается не фразами... а незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты», был движущей силой для победы над французами. Как и в Смоленске, большинство жителей понимало, что покидать Москву - это не предательство, а тяжкая необходимость. «Под управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после» него.

С другой стороны, с большой неприязнью Толстой пишет о мире аристократического барства, который далек от народа. Сама власть антинародна. Беспощадно Толстой рисует Растопчина, градоначальника, который пытается «отстоять» Москву. Хищничество, бездушие, скудоумие - характерные черты аристократов, которые собираются в салоне фрейлины Шерер. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - это их интересы, этим они живут. Вся эта ленивая и лицемерная толпа была против назначения на должность главнокомандующего «старика» Кутузова.

К этим светским людям относятся и Борис Друбецкой, и Берг, цель жизни которых - получить хорошее место, сделать блестящую карьеру, пробраться к «верхам». «Они заняты только своими маленькими интересами» и ждут только минуту, чтобы «получить лишний крестик или ленточку», - говорит о таких людях А. Болконский.

Более того, такие «воинствующие» военные не только не содействовали общему делу, но даже мешали ему. Так граф Бенигсен распорядился передвинуть войска на высоту, не понимая, что войска были поставлены в засаду. Более того, он об этом изменении даже не доложил главнокомандующему. Молодой князь Б. Друбецкой, «неоценимый человек» в свите графа Бенигсена, «воздает раболепное уважение Кутузову», давая понять окружающим, что старик плох. Он говорит патриотические фразы «с самым естественным видом», но, «очевидно, только для того, чтобы быть услышанным светлейшим».

Особое место в романе занимает князь Андрей, в котором любовь к Родине, к народу рождает настоящего героя. Он долго ищет и находит смысл своей жизни.

«Чтобы не для меня одного шла жизнь моя»,- говорит князь. Он стремится жить для других. В тяжелый период войны, где бы князь ни находился, он проявляет себя истинным патриотом и честным офицером, глубоко переживающим страдания своего народа, бедствия Родины. Он завоевывает симпатии солдат, его ласково называют «наш князь», им гордятся, его любят.

Но не только сражения рождают героев. Например, Пьер Безухов борется с врагом в пылающей Москве. Проявляя лучшие качества человеческой души, он спасает из огня девочку, а чуть позже бросается на помощь девушке-армянке, из-за чего он и попадает в плен. Пьер не умел равнодушно относиться к чужому страданию, сам того не осознавая, он совершает настоящий подвиг. Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает «ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они». «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны».

Так, в этих образах мы видим поистине настоящих героев. Преодолеть сомнения и стать настоящими героями им помогает чудодейственная сила, исходящая от сотен жителей русской земли, с которыми их свела эта проклятая война.

6 КУТУЗОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ

Неотделим от народа и образ великого русского полководца Кутузова. Это подлинно историческая фигура, именно с его помощью Толстой обосновывает свою философию о значении личности в истории. Основу его взглядов составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности. Великий человек, по Толстому, - это человек, способный отказаться от личных интересов, подчинить их общенародной необходимости. И дело не в том, что Кутузов предугадывает действия и маневры противника, а в том, что в его деятельности выражается всенародная воля. «Источник необычайной силы и особой русской мудрости заключался в том народном чувстве, которое он нес в себе во всей чистоте и силе его». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты наилучшие люди из дворян. Поэтому в годину опасности России «нужен свой, родной человек». Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно давал оценку событий и принимал единственно правильное решение. Так, после победоносного Бородинского сражения он настоял на отступлении, жалея своих солдат, свою обескровленную армию.

У Кутузова нет другой задачи, кроме служения отечеству и желания изгнать захватчиков. Он не думает о славе подобно Наполеону или Александру. Он чрезвычайно тонко разбирается в значении народного смысла событий, чувствует происходящее внутри каждого солдата. Михаил Илларионович - величайший полководец, хотя бы только потому, что осознал роль «роевого начала», постигнул истинный дух войска, разделил волю народа и воплотил всё это в себе. В полной, рыхлой, сутулой фигуре этого старика нет места личным амбициям, есть феноменальная чуткость к воле народа, к воле Бога. «Долголетним военным опытом он знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска». Именно поэтому, на первый взгляд, Кутузов кажется бездеятельным, безразличным, во всём сомневающимся «дедушкой». Но за этой внешней инертностью скрывается высочайшая внутренняя активность. Вообще, общеизвестным критерием успеха является наименьшее приложенное усилие. Кутузов, по-видимому, знаком не только с законами истории, но и с законами жизни, духовными законами. Никакие собрания, никакие замысловатые стратегические расчёты вовсе не имеют смысла, т. к. источник побед - что-то неухватываемое, невидимое, неуловимое, неощущаемое.

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: «Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

С.П. Бычков писал: «Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны.

Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Доброта, простодушие, мудрость, пожертвование личными интересами ради блага целой нации - ключи Кутузова, с помощью которых он способен повести за собой, увлечь, направить, объединить…

После освобождения страны представитель народной войны чувствует себя выполнившим главную в жизни миссию. И он умирает в 1813 году.

7 РАЗВЕНЧАНИЕ НАПОЛЕОНА

В романе Толстой противопоставляет «простую, скромную и потому величественную фигуру» Кутузова «лживой форме европейского героя Наполеона». Это два полюса романа. Писатель подчеркивает все отталкивающее в облике Наполеона.

Император был лишен способности понять, что мир существует не для исполнения его желаний. Он не мог себе представить, чтобы кто-то, в том числе и враги, не обожали его. По Толстому, Наполеон - лживый герой. Он далек от своих солдат. Основным движущим стимулом у Наполеона была жажда личной славы, величия, власти, какими бы путями это ни достигалось.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции «мысли народной».

С.П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие. Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма. Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и жёлтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к портрету, чувствуя, «что-то, что он скажет и сделает теперь, - есть история»; «сын его в бильбоке играл земным шаром» - в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать «самую простую отеческую нежность». Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия, и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой показывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война - не «игра», а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль - «мысль народную» - Толстой доказывает на примере войны 1812 года. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества - М., 1954.

2. Громова - Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - М.: Наука, 1987.

3. Громова-Опульская, Лидия Дмитриевна. Избранные труды / Л.Д. Громова-Опульская; Рос. акад. наук; Ин-т мировой культуры им. А.М. Горького. - М.: Наука, 2005.

4. Шепелева З.С. Мастерство Толстого в «Войне и мире» - Кострома, 1954.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого "Война и мир". Анализ фигуры Кутузова как великого полководца. Мнение иностранных энциклопедистов, несправедливая и необъективная критика. Популярность Наполеона Бонапарта, его роль в истории Европы.

    сочинение , добавлен 04.05.2009

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    сочинение , добавлен 15.04.2010

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Тема красоты в романе-эпопее Льва Толстого "Война и мир". Сравнительный анализ образов Элен, которая считалась идеалом высшего света, и Марии Болконской, преданной своей семье. Богатство внутреннего мира как тот ориентир, к которому нужно стремиться.

    эссе , добавлен 29.10.2013

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

Дубина народной войны

Дубина народной войны
Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н, Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею... Фехто-
вальщик, требовавший борьбы по всем правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские... Несмотря на все жалобы французов о неисполнении правил... дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Иносказательно: о больших возможностях народной войны.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Дубина народной войны" в других словарях:

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кириченко. Иван Фёдорович Кириченко … Википедия

    Основная статья: Новомосковск (Тульская область) Герб Новомосковска История Новомосковска берёт своё начало с посёлка Бобрики (1765 1930), который в начале 1930 х годов всего за несколько лет стал крупным промышленным городом, столицей… … Википедия

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. - Освободительная война России против наполеоновской агрессии. В июне 1812 года полумиллионная армия Наполеона, возглавляемая императором Франции, стремившимся к мировому господству, перешла русскую границу. План Наполеона состоял в том, чтобы… …

    Войска: сухопутные войска Род войск: автобронетанковые войска … Википедия

    ВОЙНА И МИР - Роман эпопея Л.Н. Толстого*. Роман «Война и мир» был написан в 1863– 1869 гг. в период жизни писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант… … Лингвострановедческий словарь

    Крылатые слова - устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение

    УССР, Украина, расположена на Ю. З. Европ. части СССР, на Ю. омывается Черным м. и Азовским м. Граничит на З. с СРР, ВНР, ЧССР и ПНР, на С. с БССР, на С. В. и В. с РСФСР, на Ю. З. с Молд. ССР. Образована 12 (25) дек. 1917. В дек. 1922 вместе с др … Советская историческая энциклопедия

    - … Википедия

Книги

  • , Дюков Александр Решидеович. Организация партизанского движения в годы Великой Отечественной войны - по-прежнему одна из наименее изученных страниц нашей истории. До сих пор историки спорят: почему централизованная…
  • Народная война. Партизаны против карателей , Дюков, Александр Решидеович. Организация партизанского движения в годы Великой Отечественной войны - по-прежнему одна из наименее изученных страниц нашей истории. До сих пор историки спорят: почему централизованная…

Самым великим произведением Л.Н. Толстого по праву является роман-эпопея «Война и мир». Уже по названию понятна одна из тем романа – военная. Толстой всегда считал, что война – это «страшное дело», а участие в этом деле одновременно и великое преступление, и вынужденная самозащита. Самозащитой стала для России и Отечественная война 1812 года. Однако интересен сам характер этой войны – она была народной. В ней принимали участие не только войска, но весь народ.

Крестьяне наряду с дворянами несли военную службу, часть своих доходов отдавали на нужды армии купцы, большая часть крестьян уходила в партизаны. При этом роль партизанского движения была поистине масштабной.

Крестьянские отряды объединялись с благородной целью – для защиты своей Родины. Прототипами руководителей крестьянского движения стали партизанка Василиса Кожина – в романе старостиха Василиса, генерал-лейтенант Денис Давыдов. Помимо вышеотмеченных героев в романе присутствуют другие лица, прототипами которых являются реальные исторические личности. Самым колоритным персонажем среди партизан является, без сомнения, Тихон Щербатый. Он проявил себя необычайно смелым разведчиком, но в нем нет никакого показного героизма. Он активен, весел и готов на любой подвиг, не считая его при этом подвигом, а лишь исполнением долга. Он является собирательным образом всего русского народа. Таких людей было очень много и в других отрядах.

Другим народным героем, противоположным активному, находящемуся в постоянном движении Тихону Щербатому является Платон Каратаев. В образе этого героя нет ничего воинственного, его облик настолько мирный, что подчеркивается автором в его «круглости». У него простой и добрый характер, он ни к кому не испытывает ненависти, даже к французам. Но сколько народной мудрости мы слышим из его уст!

Оба персонажа – Тихон Щербатый и Платон Каратаев – изображены схематично. Они показывают разные ипостаси русского народа, но, тем не менее, оба эти образа символичны. Они не созданы для войны, как не создан для нее и любой русский человек. Но уж коль Родине угрожает опасность, они оба готовы ринуться на ее защиту.

Главным руководителем народной войны, под предводительством которого давался отпор французским войскам, был уже не молодой умудренный опытом полководец М.И. Кутузов. Он по воле народа занял свою должность и сам был близок к народу.

Изображая народную войну, автор проводит антитезу между офицерами, выражающими заботу о солдате, берегущими и ценящими его жизнь, и офицерами, которых интересует только собственная безопасность и продвижение по службе. К первому типу офицеров, несомненно, относится Тушин, оставшийся с малочисленным отрядом и всего парой пушек отстреливаться от наступающего неприятеля, в то время, как струсивший Жерков не довез до капитана приказ об отступлении.

Автор изображает русский народ, готовый защищать свою родную землю от захватчиков любой ценой. Достаточно вспомнить купца Ферапонтова, который поджег свои амбары, только бы его добро не досталось врагу. Народ идет на неприятеля с простым оружием – дубиной. И эта дубина становится настоящим символом народного освободительного движения против наполеоновской армии. «…Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Наполеон со своей армией оказался слишком слаб рядом с могучим духом обычных русских людей, которые боролись за освобождение своего великого Отечества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Оставив Москву, русская армия по Рязанской дороге дошла до Москвы-реки, перешла на ее правый берег и, круто свернув на запад, двинулась вдоль реки Пахры на Подольск и далее на старую Калужскую дорогу. Никто в армии, кроме корпусных командиров, не знал направления движения.

На Рязанской дороге был оставлен казачий отряд. Его преследовал французский кавалерийский корпус. Несколько дней французы думали, что преследуют главные силы Кутузова. Кутузов же перевел свою армию к Красной Пахре, а затем к селу Тарутино за рекой Нарой и хорошо там укрепился.

Так он исполнил свой гениальный Тарутинский марш-маневр. Посмотрите на карту: русская армия, оторвавшись от противника и совершив крутой поворот, буквально нависла над его коммуникациями (путями сообщения), угрожая ударом во фланг или тыл. Русская армия прикрыла южные губернии с их запасами хлеба и фуража и с Тульским оружейным заводом.

Портрет Д. В. Давыдова. Гравюра 1814 г.

Москва была окружена кольцом партизанских отрядов, выделенных Кутузовым из состава армии. Вместе с ними действовало множество крестьянских партизанских отрядов. Развернулась «малая война».

Первым, кто обратился к Кутузову с просьбой послать его в тыл противника с небольшой партией, был подполковник гусарского полка, поэт Денис Васильевич Давыдов. Вначале он получил 50 гусаров и 80 казаков. Началась партизанская жизнь: целыми днями отряд на. конях рыскал по окрестным дорогам, налетал на неприятельских фуражиров, на транспорты с продовольствием и оружием, отбивал пленных. Некоторых из освобожденных пленных Давыдов брал к себе в отряд. Многие замыслы Давыдова осуществлялись успешно благодаря помощи крестьян. Они вовремя оповещали партизан о появлении неприятеля и его численности, снабжали отряд продовольствием. Давыдов, в свою очередь, передавал крестьянам свои военные знания и опыт. Он написал для крестьян наставление, как действовать при приближении французов, как связываться с военными отрядами русской армии. Денис Давыдов охотно делился с крестьянами и трофейным оружием.

Командир партизанского отряда Александр Самойлович Фигнер всегда брался за самые опасные поручения. Отлично зная французский, итальянский и немецкий языки, Фигнер в мундире наполеоновского офицера проникал в расположение вражеских войск, заговаривал с солдатами и офицерами и получал важные сведения. Однажды он переоделся в крестьянское платье и проник в Москву. Он хотел убить Наполеона, но ему не удалось пробраться в Кремль.

Положение завоевателей в Москве становилось все более тяжелым. «В течение шестинедельного отдыха Главной армии при Тарутине партизаны мои наводили страх и ужас неприятелю, отняв все способы продовольствия; уже под Москвою должен был неприятель питаться лошадиным мясом», - писал Кутузов. В тот день, когда французы вошли в Москву, в городе начались пожары. Почти вся Москва сгорела. Участник похода - известный французский писатель Стендаль рассказывал: «Особенную грусть навел на меня... вид этого прелестного города... превращенного в черные и смрадные развалины...» Наполеоновские солдаты начали грабить в первый же день пребывания в Москве. Военный лагерь стал похож на ярмарку: здесь бойко шла торговля награбленным. Дисциплина пала. Армия превращалась в разнузданную толпу мародеров.

Бегство французской конницы, которая съела своих лошадей в России. Карикатура И. Теребенева. 1813 г.

Наполеон понимал, в каком он опасном положении. Его власть в завоеванных странах держалась на штыках солдат и непрерывных победах. Но теперь он был далеко от Центральной Европы, армия разлагалась, а о победе нечего было и думать. Наполеон посылал письма и послов к Александру I и Кутузову с предложением мира. Ответа не было. Тогда Наполеон решил уйти из Москвы. Но к этому времени русская армия уже была готова вырвать инициативу у врага и перейти в контрнаступление. Перед уходом Наполеон приказал взорвать Кремль и другие древние памятники русской культуры, уцелевшие от пожара. К счастью, захватчики успели осуществить это злодеяние лишь частично.

Наполеон повел свою армию из Москвы в сторону Калуги, где были сосредоточены большие запасы продовольствия и откуда можно было двигаться на запад по дорогам, не разоренным войной. Командир партизанского отряда Сеславин известил Кутузова о том, что Наполеон вышел из Москвы. Кутузов решил задержать неприятельскую армию на пути в Калугу, у Малоярославца. Бой начался на рассвете 12 октября. Наполеон восемь раз бросал

свои войска на Малоярославец, восемь раз город переходил из рук в руки. Наконец город (вернее, его развалины) захвачен французами. Но на пути к югу непоколебимо стояла мощная русская армия. И Наполеон приказал отступать. Его армия вынуждена была двинуться по Смоленской дороге, разоренной дотла. Однако французская армия все еще была грозной силой. Она пополнилась и насчитывала около 100 тыс. человек. Перед Кутузовым стояла нелегкая задача: уничтожить захватчиков, но так, чтобы как можно меньше пролить крови своих людей.

Наполеон стремился к Смоленску. Русская армия, не отставая, преследовала неприятеля. Основные силы двигались по параллельной дороге с левой стороны. Это обеспечивало связь с хлебородными губерниями, и, кроме того, как объяснял Кутузов, «неприятель, видя меня, рядом с собою идущего, не посмеет остановиться, опасаясь, чтобы я его не обошел». Но Кутузов не просто двигался рядом с вражеской армией. Легкие войска нападали на неприятельские отряды, громили их, захватывали орудия, обозы, знамена. Смело действовали партизаны.

К Смоленску армия захватчиков уменьшилась наполовину. Наполеон надеялся в Смоленске дать отдых армии, подтянуть резервы. Но продовольствия здесь оказалось меньше, чем думали. То, что было, немедленно разграбили толпы солдат, первыми вошедшие в город. Пришлось продолжать отход. Русская армия непрерывно наносила удары по врагу. Особенно славными были для русской армии бои под Красным. За три дня неприятель потерял здесь около 26 тыс. пленными и лишился почти всей своей артиллерии и кавалерии. Атакуемый русскими частями, неприятель бился не на жизнь, а на смерть.

Партизаны истребляли живую силу неприятеля, защищали население от грабежа, освобождали пленных. 4 Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» (Л. Н. Толстой).

Завершился разгром врага при переправе через Березину. Здесь Кутузов хотел окружить и пленить Наполеона. Только ошибки адмирала Чичагова и генерала Витгенштейна спасли от плена остатки французской армии. Через Березину переправилось около 10 тыс. голодных, больных и обмороженных людей.

Отечественная война закончилась. «Храбрые и победоносные войска! - обратился Кутузов к солдатам. - Наконец вы на границах империи. Каждый из вас есть спаситель отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Декабристы о войне 1812 года

Бородино. Тарутино. Красное... Славные вехи Отечественной войны. С ними связаны подвиги героев 1812 года, будущих декабристов. Почетные раны, золотые шпаги «За храбрость», георгиевские кресты... Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Сергей Волконский, Михаил Фонвизин. Многие другие.

А «младшие» декабристы? Прошла ли Отечественная война мимо них?

«Приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве...» Это слова Ивана Пущина - лицейского товарища Пушкина и Кюхельбекера, сверстника Кондратия Рылеева.

Впоследствии, в казематах Петропавловской крепости, в сибирской ссылке, декабристы много размышляют о 1812 г., об отношении народа к Отечественной войне, о его роли в. победе над захватчиками.

«В 1812 году нужны были неимоверные усилия; народ радостно все нес в жертву для спасения отечества», - писал Петр Каховский.

Но народ не только жертвует всем, он не пассивен: при «появлении врага деревни поднимались добровольно, и крестьяне повсюду вели партизанскую войну, сражались с удивительной храбростью» (И. Тургенев).

Декабристы считали, что главная заслуга в победе над французами принадлежит народу.

«Все распоряжения и усилия правительства были бы недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении... Каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле» (И. Якушкин).

Декабристы отметили и справедливую ненависть народа к захватчикам: «Не было пощады для врагов, ознаменовавших всякими неистовствами нашествие свое в нашем отечестве» (Н. Муравьев).

Отметили и его великодушие:

«К чести нашего доброго народа надо сказать, что он принимал их (пленных) с состраданием, кормил их. И прикрывал, чем мог, наготу их» (А. Беляев).

«Народная война 1812 года вызвала такую уверенность в народной силе и патриотической восторженности, о коих до того времени никакого понятия, никакого предчувствия не имели» (А. Розен).

Все эти наблюдения помогли декабристам понять противоестественность крепостного рабства, в котором находился героический народ, понять справедливость народного возмущения своим положением. А. Бестужев со стыдом и горечью вспоминает, что воины, вернувшись домой, говорили:

«Мы проливали кровь... а нас опять заставляют потеть на барщине! Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа!»

А. Бестужев писал: «...Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России».

«Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-т,о желание деятельности» - это могли сказать вслед за М. Фонвизиным многие декабристы. Коротко и выразительно сказал о значении событий Отечественной войны для декабристов М. Муравьев: «Мы были дети 1812 года».

Русская армия 1812 года

Русская армия времен Отечественной войны 1812 г. была одной из лучших в мире. Она имела большой опыт войн с сильным противником, прошла суровую школу военного искусства под руководством таких выдающихся военачальников, как Петр I, Румянцев, Суворов и другие.

Армия по роду войск делилась на пехоту, кавалерию, артиллерию. Пехота была основной боевой силой. Она делилась на линейную и легкую. Линейная, или тяжелая, пехота (полки лейб-гвардии Семеновский, Преображенский, Измайловский и Литовский, полки гренадерские и пехотные) предназначалась для действия в сомкнутом строй огнем и штыковым ударом. Легкая пехота (полки лейб-гвардии егерский и полевые егерские полки) действовала в рассыпном строю ружейным огнем. Пехота была вооружена гладкоствольными кремневыми ружьями, стрелявшими на 300 шагов, винтовальными егерскими ружьями, стрелявшими на 1000 шагов, и пистолетами, стрелявшими на 25 - 30 шагов.

Кавалерия также делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая кавалерия (кирасиры и драгуны) действовала в сомкнутом строю, в линиях, атакуя противника. Легкая кавалерия (гусары и уланы), более подвижная, действовала в тылу и на флангах противника, использовалась для разведки и преследования в авангарде и арьергарде. Кавалерия имела драгунские ружья, карабины, штуцеры, а также холодное оружие.

Огромную роль в разгроме захватнической армии Наполеона сыграла русская артиллерия. Полевая артиллерия состояла из гладкоствольных медных орудий различных калибров, заряжаемых с дула. Прицельная дальность артиллерийского огня, в зависимости от калибра орудия и заряда, колебалась от 200 до 800 м. Артиллерийские роты имели по 12 орудий. На каждое орудие полагалось по 10 - 13 человек орудийной прислуги и 4 - 6 лошадей. Роты делились на батарейные и легкие (в зависимости от калибра орудий), пешие и конные. Артиллерийские роты сводились в бригады.

В составе артиллерийских бригад действовали также инженерные части - пионерные (саперные) и понтонные роты.

Особое место в русской армии занимали казачьи войска и другие иррегулярные части (калмыцкие, башкирские и др.). Последние призывались на службу только в военное время. Эти войска, особенно донские казаки, сыграли большую роль в победоносном исходе войны.

Иррегулярным было и народное ополчение - военные части, сформированные только на время войны. После окончания войны ополченцы, как правило, распускались по домам, в то время как солдаты служили 25 лет.

В 1812 г. около 300 тыс. добровольцев из народа составили ряды ополченцев. Ополчение было одним из основных источников пополнения полевой армии, одним из главных факторов, определивших народный характер войны.

Обмундирование русской армии этого времени резко различалось по родам войск.

Это облегчало управление войсками в ходе военных действий. Пехота шла в атаку во весь рост, и лишь егерские части (стрелки) применялись к местности. Кавалерия действовала тоже совершенно открыто. Главнокомандующий мог свободно наблюдать бой и управлять им.

Обер-офицер и нижние чины лейб-гвардии Измайловского полка.

Рядовые и обер-офицер гренадерских рот лейб-гвардии егерского полка.

Унтер-офицер егерских полков.

Обер-офицер Владимирского уланского полка.

Рядовой армейской пешей артиллерии.

Орудия русской артиллерии, применявшиеся в войне 1812 года: вверху - мортира, внизу - гаубица (единорог).

Рядовой кирасир кавалергардского полка.

Рядовой лейб-гвардии драгунского полка.

Рядовые Гродненского гусарского полка.

Пионер 2-го пионерского полка.

Урядник Донского войска.

Егерь, пеший и конный казаки Тверского ополчения.

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта