Главная » Несъедобные грибы » Стоит верить тестам психологическим. Стоит ли доверять психологическим тестам? До какой степени можно тестам доверять

Стоит верить тестам психологическим. Стоит ли доверять психологическим тестам? До какой степени можно тестам доверять

Говорит ли о чем-то любовь к желтому цвету и что такое «шкала лжи».Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности

Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности, откуда любознательные пользователи черпают все объясняющие диагнозы, как для себя, так и для ближних, - за несколько кликов можно убедиться в собственной интроверсии или внезапно открыть в себе социопата. Но насколько полезна такая самодиагностика, каким тестам действительно можно доверять и пользуются ли ими сами психотерапевты или психиатры? Как про меня писали

Как оценить качество того или иного теста? Для большинства пользователей это вполне очевидно - если получившийся результат соответствует реальности, значит, в опроснике как минимум что-то есть. Но способны ли мы объективно охарактеризовать самих себя? В 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел эксперимент - выдав студентам психологический тест, по результатам которого он якобы собирался провести анализ их личностей, он попросил их как можно подробнее заполнить его. Затем, под видом результатов, он раздал всем один и тот же текст, взятый из гороскопа, и попросил оценить достоверность характеристики.

Средняя оценка, данная студентами, составляла 4,26 балла из 5. Впоследствии эксперимент повторялся сотни раз, и средний результат на сегодня составляет 4,2 балла. Эффект, обнаруженный в ходе эксперимента, получил название эффекта Форера (а позже еще и эффекта Барнума - в честь американского шоумена, известного талантом к психологическим манипуляциям). И люди, знакомые с этим когнитивным искажением, оценивают результаты психологических тестов и их правдоподобность чуть более критично.

Докопаться до сути

Тем не менее тесты, которым доверяют специалисты в области психиатрии и психотерапии, существуют. Правда, на их составление требуется довольно много ресурсов и усилий.

При разработке теста команда исследователей в первую очередь определяет его целевую группу - лексика и уровень сложности должны ей соответствовать. Одна из главных трудностей - максимально полно раскрыть каждую характеристику индивида с помощью минимального количества вопросов. Слово «минимального» не нужно понимать буквально - редкий серьезный тест насчитывает меньше сотни пунктов. Как правило, помимо вопросов «по сути» в опросник добавляется так называемая «шкала лжи» - вопросы, помогающие определить, был ли отвечавший честен и внимателен. К ним относятся повторы одного вопроса с некоторой частотой, переформулирование одного вопроса, вопросы-ловушки и многое другое. Получить честные ответы также помогает искаженное описание теста - рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом анкетируемый может писать честнее.

После формулировки вопросов к тесту составляются инструкции и задаются временные рамки. Наконец, тест проходит проверку на надежность (два варианта ответов от одного человека должны быть в идеале идентичными) и валидность, то, насколько тест отражает настоящее положение вещей, - это можно проверить, к примеру, сравнивая результаты составляемого теста и другого, уже зарекомендовавшего себя.

В результате всей этой подготовительной работы на выходе получается инструмент, с помощью которого можно оценивать те или иные особенности клиентов или пациентов. Неудивительно, что по-настоящему «серьезных» психологических тестов не так много. Расскажем про некоторые из них.


Я-структурный тест Аммона (ISTA)

Согласно теории немецкого психиатра Гюнтера Аммона, из взаимодействия различных черт личности между собой и со средой и вырастает внутренняя идентичность человека. Основополагающие черты, составляющие фундамент этой конструкции, не осознаются, но лежат в основе всего, что мы говорим, делаем и чувствуем. Они, помимо всего прочего, могут быть конструктивными, деструктивными и дефицитарными. Конструктивная агрессия, к примеру - осадить хама, кричащего в метро. А деструктивная - накричать на пятерых подчиненных после такого случая, никак не осадив самого хама. Индивид с дефицитарной агрессией же не сделает ни первого, ни второго - лишь уйдет в собственные мысли о жестокости мира вокруг. Определить конструктивность, деструктивность и дефицитарность можно, по мнению Аммона, для шести основных черт личности - к ним относятся агрессия, тревога/страх, внешнее отграничение «я» (то есть способность задавать свои границы в коммуникации), внутреннее отграничение «я» (то есть понимание своего внутреннего мира), нарциссизм и сексуальность. Для каждой из них в тесте Аммона есть своя шкала. Смысл психиатрии по Аммону - восполнение дефицитов и устранение перекосов в ядре личности. А для этого, предсказуемо, то и другое надо найти. Вот для этого-то и используется этот тест.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (MMPI)

Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов - и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.

MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования - созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой - вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.

16-факторный личностный опросник Кеттелла (16-РF)

В 1930-х годах XX века два американских психолога пришли к выводу, что любая значимая индивидуальная черта рано или поздно обретет имя в языке. Это заключение получило название «лексической гипотезы». На этом команда из двух психологов не остановилась - они выписали из двух самых уважаемых английских словарей 4500 (то есть все, которые нашли) прилагательных, описывающих личность. Их современник, Рэймонд Кеттелл, оценив список, решил, что все прилагательные можно структурировать, отнеся к той или иной более общей характеристике личности. И по итогам экспериментов разбил их все на 12 факторов. После чего дописал еще четыре, которые, по его мнению, тоже должны были появиться. Несмотря на несколько сомнительную методологию, именно это выделение 16 факторов личности легло в основу теста, который на сегодня считается одним из наиболее заслуживающих доверие и часто используется в управлении персоналом, маркетинге, исследованиях и других областях.


Работают ли «тесты в картинках»?

Помимо психологических тестов, предусматривающих заполнение анкет, есть и другие - в которых отвечающему вообще не нужно думать о себе и своих качествах: бессознательное и проективное мышление должны все сделать за них. Самые известные из них - тесты Люшера и Роршаха.

Цветовой тест Люшера

Швейцарский психотерапевт Макс Люшер верил, что цветовое восприятие людей объективно, - то есть каждый из цветов для всех значит одно и то же (фиолетовый, скажем - нереалистичность и очарованность, а желтый - эксцентричность, проактивность и вдохновение). Но предпочтение того или иного цвета субъективно - каждый человек считает тот или иной оттенок приятным или неприятным, исходя из своего внутреннего состояния. Следовательно, показывая ему цветные карточки и глядя на его отношение к цветам, можно определить черты его личности и общее состояние.

С 1948 года, когда тест появился, в его адрес высказывались и критика, и восхищение. Сегодня в профессиональной среде к нему скорее относятся настороженно. Отчасти потому, что гипотеза об объективном цветовом восприятии до сих пор не имеет серьезного научного основания (хотя Люшеру и удалось подтвердить ее эмпирически с помощью количественных исследований, до сих пор никто не может гарантировать, что желтый цвет ассоциируется с вдохновением у 100% населения Земли). А отчасти потому, что результаты теста почти не совпадают с классическими тестами, к примеру, MMPI.

Тест Роршаха

Смысл, концепцию и цели теста Роршаха чуть более чем полностью передает анекдот «Доктор, а откуда у вас такие картинки?». Тест Роршаха - проективная методика, в рамках которой испытуемому предлагается описать, на что, по его мнению, похожи чернильные пятна, предлагаемые психотерапевтом, на основе чего последний описывает те или иные черты его личности. Небольшой курьез заключается в том, что существует больше одной версии интерпретации результатов теста. В рамках одной из школ результаты интерпретируют с позиций классического психоанализа (то есть рассуждая об инстинктивных влечениях клиента и их выражении), в рамках другой - с позиций психологии «я», и здесь психологи рассуждают о стиле мышления и регуляции эмоциональной жизни клиента. Словом, даже при наличии подробных инструкций по прохождению с формулами по расчету отдельных критериев в этих пятнах все же можно увидеть что-то свое.

Психологи любят тесты. Дети и взрослые тоже любят тесты. Мы ждем, что они расскажут нам о человеке, помогут определить тип темперамента, коэффициент интеллекта, черты характера, склонность к агрессии, подверженность стрессу, общительность, способы реагирования в конфликтной ситуации и многое другое. Тесты в некоторой степени удовлетворяют наш интерес к себе, психологу же дают работу и материал для размышлений.

До какой степени можно тестам доверять?

За способность теста давать точные результаты в соответствии с поставленной целью отвечают критерии надежности и валидности. То есть, если мы хотим измерить агрессивность, важно, чтобы тест мерил именно агрессивность, а не тревожность или раздражительность. Также нам важно разобраться с самим понятием «агрессивности»: что оно означает, а что к его проявлениям не относится.

Также нам важно определиться с тем, что считать нормальным показателем, что завышенным или заниженным, и что это означает для тестируемого. Конечно, каждый уважающий себя психолог скажет, что понятие нормы в психологии весьма условно, но в тестах оно необходимо. Норма определяется статистически с помощью кривой нормального распределения свойств, присущих большинству в данной выборке и в данном историческом отрезке времени.

Действительно ли тесты, которыми мы пользуемся, достаточно соответствуют психометрическим основаниям? Практика показывает, что это не всегда так.

И полбеды, если времена изменились, а нормы пересмотреть не успели, как в тесте ММPI, где уровень маскулинности современных девушек поголовно зашкаливает. Беда, когда тесты, призванные выявить психические отклонения, опасные для общества и самого человека, ничего не находят. Как не нашли психиатры ничего особо критического в поведении Дмитрия Виноградова, устроившего стрельбу в офисе и убившего семь человек, или Андреса Любитца , который намеренно разбил самолет с полутора сотней пассажиров на борту.

Статистические методы не могут учесть то, что выходит за границы статистической нормы. Так, например, человек высокой нравственности может «запороть» тест по критерию искренности, потому что у «среднестатистического» человека «так не бывает». И наоборот, потенциальный убийца, может достаточно легко пройти все «ловушки» теста и выйти совершенно «нормальным». И, к сожалению, профессиональное чутье специалиста не всегда позволяет его вовремя определить.

Очевидно, что мы слишком разные, чтобы сравнивать нас со «статистическим средним». Чтобы делать адекватные заключения, нужен новый, более точный инструмент, который будет основываться не на статистике или субъективном определении нормы, а на реальном понимании устройства человеческой психики.

Каждый человек уникален, но познаваем

Системно-векторная психология Юрия Бурлана совершенно по-иному подходит к проблеме психодиагностики. Согласно СВП, «среднестатистического» человека не бывает. Каждый человек является носителем уникального врожденного набора желаний и соответствующих ему психических свойств, которые очень сильно отличаются друг от друга. Всего таких наборов врожденных свойств восемь, они называются векторами, и в одном человеке может сочетаться в среднем от трех до пяти векторов (реже больше).

Как нельзя найти среднестатистические показатели между картошкой и апельсином, так нельзя сравнивать поведенческие реакции и особенности характера людей с разным набором векторов.

Когда нам говорят, что в данном фрукте присутствует 5% сахара, это говорит нам о его вкусе? Так же, получая в итоге прохождения тестов те или иные характеристики, не всегда понятно, какое место они занимают в структуре психики и что с ними делать дальше.

Например, когда тест показывает, что у человека высокий показатель по шкале экстраверсии, то это может означать очень разные вещи. Согласно системно-векторной психологии к относятся четыре вектора: кожный, зрительный, оральный и уретральный. Экстраверсия каждого из них имеет свою, отличную от другого, природу и причину.

Для человека с кожным вектором это налаживание полезных связей, знакомств, поиск «нужных» людей. Для человека со зрительным вектором это, прежде всего, выстраивание эмоциональных связей. Для оральника это говорение как оно есть. А для обладателя уретрального вектора, как для природного вождя, экстраверсия принимает форму отдачи себя своей «стае».

Так же и интроверсия в каждом из четырех других векторов проявляет себя абсолютно по-разному.

Другой пример: мы можем получить одинаковый результат по шкале агрессии у человека с кожным вектором и у человека с анальным вектором. При этом причины и возможные последствия этой «одинаковой» агрессивности будут очень отличаться.

Основная причина агрессивности в кожном векторе, которая выражается в быстро проходящих вспышках злости и раздражительности, это зависть к имущественному и социальному превосходству, финансовые потери.

В анальном векторе причина агрессии — это всегда обиды , нередко застарелые, тянущиеся из детства, очень часто имеет место хроническая социальная и/или сексуальная неудовлетворенность. В последнем случае есть реальная опасность тяжелых садистических проявлений.

Понятие «нормы» у каждого из восьми векторов сугубо индивидуально

Так, с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, сенситивность «выше среднего» это природное свойство зрительного вектора, обеспечивающее возможность его развития. Но проявлять себя в жизни оно может совершенно по-разному в зависимости от уровня развития, реализации и полного векторного набора человека: от тревожности, различных страхов, истероидности и эмоциональной лабильности до самоотверженности и высших проявлений любви.

А для звукового вектора, наоборот, «нормальны» слабая чувствительность к телесным сигналам (голод и др.), интроверсия и внешнее отсутствие эмоциональных реакций, некоторая оторванность от реальности с низкой значимостью всех тех материальных ценностей, которые определяют счастье всех других людей (без звукового вектора).

Как можно богатейшую эмоциональность зрительника сравнивать с абсолютной погруженностью в абстрактные смыслы звуковика? Это все равно что сравнивать кислое и тяжелое. Каждый из них выполняет свою роль и задачу в обществе. Один создает эмоциональные связи между людьми, культуру, снимающую неприязнь, а другой идеи, двигающие мир в будущее.

При сочетании векторов картина становится более сложной и интересной. Но, тем не менее, поддающейся точному анализу и прогнозу.

Без знания восьмимерного устройства структуры психики очень трудно найти верное объяснение поведенческим проявлениям человека. Почему внешне спокойный, тихий, вежливый человек вдруг берет оружие и начинает расстреливать ни в чем не повинных людей? Или безо всякой видимой причины ложится на рельсы поезда, или прыгает с многоэтажки или уходит воевать в ИГИЛ?

Знания системно-векторной психологии позволяют вовремя распознавать людей в самых сложных состояниях, а также объяснить причину и, главное, – оказать помощь таким людям в коррекции их психического состояния.

Например, если к системно-векторному психологу попадает на прием человек с анально-звуковой связкой векторов (которого он, кстати, распознает без всяких тестов), тот обязательно проверит его на предмет обид и особо опасного состояния — морально-нравственной дегенерации , которое бывает только у обладателей такого сочетания векторов, и которое абсолютно незаметно несистемному наблюдателю и не определяется какими-либо тестами. Именно это состояние приводит к массовым убийствам, как это было в случае с Брейвиком, Виноградовым и другими.

Тесты или глубокое понимание психики человека

Означает ли это, что диагностические тесты бесполезны? Ни в коем случае! Тесты важны для определения симптомов и психического статуса, а также для диагностики профессионально важных качеств для конкретной профессии, но их значение в целостном определении состояния личности и ее потенциала не может быть верно установлено без учета восьмимерного строения психики.

Таким образом, используя знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы можем говорить о норме дифференцированно и судить о проявлениях человека, исходя из понимания заданных ему природой свойств, тенденций их развития и реализации, которые прослеживаются с математической точностью.

Системно-векторная психология не только помогает понять психологические особенности конкретного человека, но и соотнести его текущее состояние с тем потенциалом, который в нем объективно (не гипотетически, а реально) заложен. И объяснить, с чем связаны конкретные психологические проблемы и вопросы, куда правильно направить энергию, увидеть, в чем корень проблемы и знать, как ее устранить. Понимание свойств и желаний дает большой плюс в принятии любых решений, как для самого человека, так и для специалиста, который с ним работает. Более 14 тысяч отзывов подтверждают результативность этой методики.

Я не преувеличу, если скажу, что СВП сделала с психологией то, что в свое время с химией сделала таблица Менделеева.
Станислав Стародубцев, врач-психиатр, психотерапевт , Москва, 1 февраля 2015

Для меня Системно-векторная психология Юрия Бурлана является очень мощным инструментом для проведения диагностических и психотерапевтических сессий. Это тот инструмент, которого мне очень не хватало при работе с людьми.
Благодаря СВП я получаю конкретный, видимый результат в своей работе, а вместе с этим удовлетворение и наполнение.
Фарафонова Татьяна Дмитриевна, психолог , Чита, 1 июля 2015

Системно-векторная психология позволяет определить доминирующий психотип личности пациента, при этом особенности, раскрываемые системно-векторной психологией, по глубине и целостности не сопоставимы ни с одной из существующих классических систематик личностей. На основе данных Системно-векторной психологии можно быстро выявить наиболее оптимальные мишени для психотерапевтического воздействия и подобрать эффективные методы терапевтического вмешательства.
Чандишвили Оксана Иосифовна, практикующий врач-психиатр, психотерапевт Чита, 12 ноября 2012

"Психологические" тесты сейчас можно встретить буквально везде... В интернете, в популярных журналах, при приёме на работу, ну и конечно, собственно в работе психолога. Чаще всего они применяются в школах, когда надо оценить по какому-то критерию весь класс или собрать информацию о конкретном ребёнке. Если же речь идёт о длительной работе, тест может стать её началом, отправной точкой, так сказать.

Отношение к тестам разное, от полного недоверия и отрицания, до обратного - принятия любого результата теста за истину. Ну и конечно же правда где-то по середине. Попробую немного рассказать о том, как и для чего психологи используют тесты.

  1. Первое предварительное знакомство. Иногда бывает полезно начать с тестов, особенно, если долгой работы не предполагается, чтобы во-первых, немного снизить напряжение клиента, так как сразу начать говорить о важном бывает сложно, ну а во-вторых, самому психологу слегка сориентироваться, кто же перед ним.
  2. Как частный случай первого пункта, тест может служить поводом поговорить с подростком, ведь они часто бывают достаточно закрыты, а кроме того, не всегда хорошо ориентируются в своих чувствах и переживаниях, чтобы о них говорить. А тест, с его вопросами, дает отличную почту для разговора. Часто одного обсуждения и уточнения вопросов бывает достаточно, чтобы установить контакт. Ну и вообще подростки любят узнавать о себе новое и чувствовать интерес к себе.
  3. Попытка выявить зону, в которой лежит проблема, например, школьной неуспешности. Взять, например, ситуацию, когда ребеноку почему-то не дается заучивание новых слов. Причина тут может быть разная, это может быть связано со слухом, с краткосрочной или долгосрочной памятью, с мотивацией и так далее…
  4. Написание заключения. Иногда психолог должен написать некое заключение, например, для школы, тогда проводится более менее стандартный набор диагностических методик, по которым это заключение потом пишется.
  5. Оценка уровня сформированности навыка или развития психической функции, такой как память, например.
  6. Решение точечной задачи, например, профориентация. Но и там невозможно обойтись одним только тестом, всегда очень важно обсуждение.
  7. Определение психопатологии. Патологии мышления часто можно выявить с помощью некоторых тестов. Конечно, нужны не только тесты, но они помогают и ускоряют процесс, так как провоцируют проявление болезни.
Тест это сетка. Ответы никогда идеально не отражают живого человека. Поэтому потом всегда необходимо говорить и получать живое впечатление, уточнять вопросы и так далее. Ну а психотерапия вообще далека от теста, ибо там именно индивидуальное, уникальное важнее всего. Так что на мой взгляд, тест хорошо как первоначальный инструмент, если его не идеализировать и не злоупотреблять им. ъДТБЧУФЧХКФЕ! уЕЗПДОС ЧФПТОЙЛ - Б ЪОБЮЙФ, РТЙЫМП ЧТЕНС ДМС ЙЪХЮЕОЙС ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, ЪОБОЙЕ ЛПФПТПК НПЦЕФ УЙМШОП ХРТПУФЙФШ ОБЫХ ЦЙЪОШ. дБЧБКФЕ РПРТПВХЕН ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ: "уФПЙФ МЙ ДПЧЕТСФШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙН ФЕУФБН?" й ЕУМЙ ДБ, ФП ЛБЛЙН? уЕЗПДОС ФЕУФЩ ЕУФШ ЧЕЪДЕ, ЙИ ОЕ РХВМЙЛХЕФ ТБЪЧЕ ЮФП МЕОЙЧЩК. дБЦЕ ДЕФУЛЙЕ ЦХТОБМЩ РЕУФТСФ ФЕУФБНЙ, Й ДЕФЙ СЧОП ДПЧПМШОЩ. й ИПФС ЧУЕ ЬФЙ ФЕУФЩ ХУМПЧОП УЮЙФБАФУС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ, РП УХФЙ ФБЛПЧЩНЙ ЧПЧУЕ ОЕ СЧМСАФУС. рПЬФПНХ ДБЧБКФЕ ТБЪВЙТБФШУС, ЮФП ФБЛПЕ ФЕУФЩ, ПФЛХДБ ПОЙ ЧЪСМЙУШ, ДМС ЮЕЗП ЙУРПМШЪХАФУС Й ЮФП УПВПК РТЕДУФБЧМСАФ ЙИ ТЕЪХМШФБФЩ.

с ЪБФТБЗЙЧБА ЬФПФ ЧПРТПУ Ч ТХУМЕ ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, РПФПНХ ЮФП НОПЗЙЕ МАДЙ ИПФСФ МХЮЫЕ ХЪОБФШ УЕВС, ЙУРПМШЪХС РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛХ ДМС МЙЮОЩИ ГЕМЕК. й ЬФП ОПТНБМШОП. рТПУФП ОХЦОП ЪОБФШ, ЛБЛЙНЙ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ НПЦОП РПМШЪПЧБФШУС УБНПУФПСФЕМШОП, ЛБЛЙНЙ - У РПНПЭША УРЕГЙБМЙУФБ, Б ЛБЛЙЕ ЧППВЭЕ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ ОЕ СЧМСАФУС.

йФБЛ. фЕУФЩ - ЬФП УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЩ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЮЕУЛПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТЙНЕОСС ЛПФПТЩЕ, НПЦОП РПМХЮЙФШ ЛПМЙЮЕУЧЕООХА Й ЛБЮЕУФЧЕООХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ ЙЪХЮБЕНПЗП СЧМЕОЙС.

лУФБФЙ, ЙНЕКФЕ ЧЧЙДХ, ЮФП РТЙ МАВПН ФЕУФЙТПЧБОЙЙ (Б ФБЛЦЕ - ЧП ЧТЕНС ЗБДБОЙС!) ЙНЕЕФ НЕУФП ЬЖЖЕЛФ вБТОХНБ: ЕУМЙ ОБН ЮФП-ФП РТЕРПДОПУСФ РПД ОБХЮОП-НЙУФЙЮЕУЛЙН УПХУПН, ДБ ЕЭЕ Ч МЙЮОПУФОПК БДТЕУПЧЛЕ - НЩ УЛМПООЩ Ч ЬФП ЧЕТЙФШ. фБЛ ЮФП ВХДШФЕ ВДЙФЕМШОЩ

уФПЙФ УЛБЪБФШ, ЮФП ПФ ДТХЗЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НЕФПДПЧ (ОБВМАДЕОЙЕ Й ЬЛУРЕТЙНЕОФ), ФЕУФЩ ПФМЙЮБАФУС ФЕН, ЮФП ЮФП ПОЙ УФТПЗП УФБОДБТФЙЪЙТПЧБОЩ ОБ ЛБЦДПН ЬФБРЕ - РТПЧЕДЕОЙС, ПВТБВПФЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ.

рЕТЧЩЕ РПДПВЙС ФЕУФПЧ РПСЧЙМЙУШ Ч ТБВПФБИ жТЕОУЙУБ зБМШФПОБ Ч ЛПОГЕ 19 ЧЕЛБ. уБНП УМПЧП «ФЕУФ» ЧРЕТЧЩЕ ХРПФТЕВМСЕФУС лЕФФЕМПН Ч 1890 ЗПДХ. б РПДМЙООЩН УПЪДБФЕМЕН ФЕУФБ УЮЙФБЕФУС бМШЖТЕД вЙОЕ - УПЪДБФЕМШ ЧУЕН ЙЪЧЕУФОПЗП ФЕУФБ ЙЪНЕТЕОЙС ХТПЧОС ЙОФЕММЕЛФБ - 1906 ЗПД.

фЕУФПЧЩЕ НЕФПДЙЛЙ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ДБЧБФШ РТПЗОПЪЩ, РП ВПМШЫЕК ЮБУФЙ ПОЙ УЙФХБФЙЧОЩ - Ф.Е. ДБАФ ЙОЖПТНБГЙА П ФЕЛХЭЕН УПУФПСОЙЙ. оП ЬФП ЧП НОПЗЙИ УМХЮБСИ ПЮЕОШ ХДПВОП. й ОБЙВПМЕЕ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС Ч ЛМЙОЙЮЕУЛПК РУЙИПМПЗЙЙ.

чУЕ ФЕУФЩ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ДЧЕ ВПМШЫЙЕ ЗТХРРЩ.

1. лПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ - ФЕУФЩ УРПУПВОПУФЕК. йЪНЕТЕОЙС РТПЙУИПДСФ Ч ВБММБИ.

2. мЙЮОПУФОЩЕ - ПРЙУБОЙЕ МЙЮОПУФЙ Ч ГЕМПН. ъДЕУШ РТЕПВМБДБАФ ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ НЕФПДЙЛЙ.

мЙЮОПУФОЩЕ ФЕУФЩ Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ДЕМСФУС ОБ ПРТПУОЩЕ Й РТПЕЛФЙЧОЩЕ.

пРТПУОЩЕ ФЕУФЩ ОБЙВПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕОЩ Ч ВЩФХ Й РПОСФОПЕ ДЕМП, РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК УРЙУПЛ ОЕЛПФПТЩИ ЧПРТПУПЧ. ьФЙ ФЕУФЩ ЙНЕАФ ПДОЙ ПЗТПНОЩК НЙОХУ - РТЙ ФЕУФЙТПЧБОЙЙ ЧЛМАЮБЕФУС ЬМЕНЕОФ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ. ьФП ЛПЗДБ ЧЩ ПФЧЕЮБЕФЕ ОБ ЧПРТПУ ОЕ ФБЛ, ЛБЛ ЕУФШ ОБ УБНПН ДЕМЕ, Б ФБЛ, ЛБЛ ЧБН ИПФЕМПУШ ВЩ ЧЩЗМСДЕФШ Ч ЗМБЪБИ ПЛТХЦБАЭЙИ. оЕ УФПЙФ ДХНБФШ, ЮФП ЧЩ ЮЕУФОЩ У УПВПК Й УПГЙБМШОБС ЦЕМБФЕМШОПУФШ ЧБН ОЕ РПНЕИБ. ьФП РТПЙУИПДЙФ РПДУПЪОБФЕМШОП Й РПФПНХ ДЕКУФЧХЕФ ОБ ЧУЕИ, Х ЛПЗП ЕУФШ РПДУПЪОБОЙЕ

рПЬФПНХ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ ФЕУФБИ ПВСЪБФЕМШОП ЙНЕАФУС ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ УОЙЦБАФ ЧМЙСОЙЕ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ ОБ ТЕЪХМШФБФ. чП ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ МАВЙФЕМШУЛЙИ ФЕУФБИ ФБЛБС ЫЛБМБ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ПФУХФУФЧХЕФ. б ЪОБЮЙФ Й ТЕЪХМШФБФЩ ВХДХФ УПНОЙФЕМШОЩНЙ. мХЮЫБС ЙЪ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ НЕФПДЙЛ ОБ ТХУУЛПН СЪЩЛЕ - ЬФП унйм. рТПКФЙ НПЦОП УБНПУФПСФЕМШОП, ОП ЪБ ЙОФЕТРТЕФБГЙЕК ТЕЪХМШФБФПЧ МХЮЫЕ ПВТБФЙФШУС Л УРЕГЙБМЙУФХ, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ ЙНЕООП У ЬФПК НЕФПДЙЛПК. пОБ РТЕДПУФБЧМСЕФ ППППЮЕОШ НОПЗП ТЕЪХМШФБФПЧ П ЧБЫЕК МЙЮОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ОБЧЕТОСЛБ РТЙЗПДСФУС Ч ТБЪМЙЮОЩИ УЖЕТБИ. рПЬФПНХ РТПКФЙ ЕЕ ИПФС ВЩ ТБЪ УФПЙФ ЛБЦДПНХ.

рТПЕЛФЙЧОЩЕ НЕФПДЙЛЙ ЧБН ФПЦЕ ОБЧЕТОСЛБ ЪОБЛПНЩ. фЕУФ РСФЕО тПТЫБИБ ОЕ ТБЪ ДЕНПОУФТЙТПЧБМУС Ч ЛЙОП.

нЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ» ЙМЙ «дПН, ДЕТЕЧП, ЮЕМПЧЕЛ» ЪОБЛПНБ НОПЗЙН ТПДЙФЕМСН, РПФПНХ ЮФП ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ТБВПФЩ У ДЕФЛБНЙ.

вПМЕЕ ЙЪЧЕУФОЩК Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЛТХЗБИ фбф (ФЕНБФЙЮЕУЛЙК БРРЕТГЕРФЙЧОЩК ФЕУФ) - ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ РТЕДЯЧМСЕФУС ЛБТФЙОЛБ Й РТЕДМБЗБЕФУС ПВЯСУОЙФШ, ЮП РП ЕЗП НОЕОЙА ФБН РТПЙУИПДЙФ.

ф.Е. ЙЪХЮБЕФУС РТПЕЛГЙС ЙУРЩФХЕНПЗП ОБ УФЙНХМШОЩК НБФЕТЙБМ.

лБЛ ЧЩ РПОЙНБЕФЕ, ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ФБЛЙИ ФЕУФПЧ ДПМЦОБ РТПЧПДЙФШУС ЙУЛМАЮЙФЕМШОП УРЕГЙБМЙУФПН, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ У РТПЕЛФЙЧОЩНЙ ФЕУФБНЙ. рТЙЮЕН, ЕУФШ ПФДЕМШОЩЕ УРЕГЙБМЙУФЩ РП ФЕУФХ тПТЫБИБ, Б ПФДЕМШОЩЕ - РП фбф. рПФПНХ ЮФП ДЕМП ЬФП ЛТБКОЕ УМПЦОПЕ. юЕУФОП ЗПЧПТС, ДБЦЕ ПВЩЮОБС НЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ», ИПФШ Й ЙНЕЕФ РТПУФХА ОБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ЙОФЕТРТЕФБГЙА, ФПЦЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОБ ОЕЧЕТОП - ЛПЗДБ ЧЩ ФТБЛФХЕФЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПФДЕМШОП ПФ ДМЙФЕМШОПЗП ОБВМАДЕОЙС ЪБ ЛМЙЕОФПН ЙМЙ ПУОПЧЩЧБЕФЕУШ ФПМШЛП ОБ ТЕЪХМШФБФБИ НЕФПДЙЛЙ. оЕ ТБЪ ОБВМАДБМБ ЛБТФЙОХ, ЛПЗДБ ДПТЧБЧЫЙУШ ДП НЕФПДЙЛЙ, ОБТПД ОБЮЙОБМ ДЕМБФШ ЧЩЧПДЩ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ПФОПЫЕОЙС Л ЮЕМПЧЕЛХ, ОП ОБРТБЫЙЧБАЭЙЕУС ЙЪ ЕЗП ТЙУХОЛБ.

чЩЧПД ПЮЕЧЙДЕО - ФЕУФЩ ОЕ СЧМСАФУС УБНПДПУФБФПЮОЩН ЙОУФТХНЕОФПН Ч РПЪОБОЙЙ МЙЮОПУФЙ. оП НПЗХФ ЪОБЮЙФЕМШОП ДПРПМОЙФШ ЙОЖПТНБГЙА Й ПВМЕЗЮЙФШ РПОЙНБОЙЕ, ЕУМЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ УФБОДБТФЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЙЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС УРЕГЙБМЙУФПН.

чУЕ ПУФБМШОЩЕ ФЕУФЩ - ДМС ТБЪЧМЕЮЕОЙС.

Психология давно и надежно обосновалась в женских журналах. Психологическими тестами пестрят сайты для женщин. Но знаете ли вы что эти тесты опасны? И что их результаты не достоверны?

Вы можете подумать что недостоверны результаты тестов, которые выдумали в редакции без участия психологов. Возможно даже вы скажете что используете только тесты, взятые только из проверенных источников. Или всемирно известными вроде MMPI .

Спешу вас расстроить. Даже оригинальный MMPI не даст вам достоверного результата. Почему так происходит? Для начала мне придется рассказать немного о том, как создаются психологические тесты.

Как создаются психологические тесты

Знакомьтесь, это - Ученый. Прямо сейчас он, специально для вас, создаст тест и позволит вам понаблюдать за этим процессом.

Для начала, Ученый выбирает что хочет измерять. Допустим, это будет уровень агрессии. У Ученого нет отдельной теории, которая структурирует агрессию или разбивает ее на составляющие. Он хочет мерить просто агрессию. В общем и целом.

Для начала, он составляет список из того, что, по его мнению, характеризует агрессивных людей. Ну какие они? Что они делают? Они часто кричат, комфортно чувствуют себя в споре, считают что лучшая защита - это нападение и конечно любили драться в детстве. "Ах да!" - вспоминает Ученый о Фрейде - "у них наверняка был властный отец!".

Из списка утверждений Ученый делает список вопросов: "Легко ли вы переходите на крик? Вы комфортно чувствуете себя в споре? Ваш отец часто заставлял вас выполнять работу по дому силой?"

Затем Ученому нужно проверить как работает его опросник. Для этого ему нужно много людей. Он собирает 1000 людей и нарекает их выборкой. Ученый заставляет несчастных людей заполнить его опросник. Теперь настало время Ученому быть несчастным.

Он обрабатывает полученные данные. Он смотрит на то, какие ответы давали люди на вопросы. Используя математические и статистические методы, Ученый выявляет неэффективные вопросы и выкидывает их. Другие аспекты исследования он усиливает дополнительными вопросами. Прибегает к ухищрениям чтобы минимизировать разные эффекты, искажающие результаты. Ученый наверняка проведет еще несколько проверочных исследований.

Затем Ученый определяет надежность . Это важный показатель, который говорит нам что тест дает достоверные данные. Для определения надежности, Ученый дает тот один и тот же вариант теста одним и тем же людям, но с паузой между подходами. Если для каждого человека тест дает примерно один и тот же результат - он надежный. Ученый подгоняет тест под определенные требования к погрешностям. Для этого, возможно, придется вернуться на несколько шагов назад.

Валидность - еще один важный показатель. Он говорит нам что тест измеряет действительно то что должен. Чтобы не получилось так что мы хотели померить агрессию, а померили уровень открытости или длину большого пальца правой руки. Ее тоже сложными методами проверяют и доводят до высокого уровня.

В результате нескольких лет(!) упорной работы в горах анкет, людей, столов и цифр, на свет рождается тест. Он измеряет всего-лишь одну шкалу - шкалу агрессивности. Ученый устал, Ученый уходит на пенсию со спокойной душой. Он обогатил мировую коллекцию психологических тестов еще одним.

Мировую ли? Как выясняется - нет, только локальную.

Стандартизация и требования к использованию тестов

Если перевести тест на другой язык - будет ли он работать так же хорошо? Ученые пробовали и однозначно отвечают - нет, не будет. Разница в языке и культуре очень значительна. Для того чтобы он заработал так же, как оригинал, нужно провести все те процедуры, что проводил Ученый, подгоняя надежность и валидность и бесконечно изменяя тест и проверяя его на больших выборках. То есть, фактически создать его заново.

Именно так. Просто переведя вопросы, вы превратите микроскоп в кучу мусора.

Пойдем дальше. Влияет ли бланк, на котором даются вопросы на точность теста? Ученые пробовали, изучали и точно отвечают - да, влияет. Влияет не только бланк с вопросами и ответами, но обстановка в комнате, процедура проведения теста. Проводится ли он один на один? Остается ли тестируемый в одиночестве с опросником? Может, тест дается группе респондентов? Читались ли психологом инструкции? Отвечал ли психолог на вопросы, возникающие у испытуемых? А как он отвечал?

Все это крайне важно и абсолютно точно - влияет на точность теста.

Итак, тест - это мощный инструмент, но чтобы просто им пользоваться, нужно учиться. Причем долго. На западе нужно получать лицензию для использования каждого (!), теста. Отучившись год для использования опросника Кеттела , психолог будет использовать его везде. И подтрунивать над коллегами за то, что они не имеют права его использовать потому что не умеют. Более того, опросник Кеттела они нигде не достанут! Потому что продается он только в специальном магазине по лицензии. И стоит дорого.

Тест - это не просто инструкция в два предложения и список вопросов с ключом. Это книга! В которой описано все. Зачем создавался тест? Что он измеряет? На ком его можно использовать? Когда? Какие редакции существуют? В чем отличия? Какова валидность теста (в процентах)?

Инструкция - это не просто несколько предложений. Там расписано все. В плоть до пауз между словами и уровня громкости произнесения некоторых фраз. Инструкция зачитывается с листа, либо заучивается наизусть! В противном случае данные теста будут настолько ненадежны, что проще их выбросить.

Психологические тесты в интернете

Вы прочитали все что выше и теперь знаете о психологических тестах много. Куда больше чем средний человек, не имеющий отношения к психологии. Но вы наверняка смущены. Ведь вы видели огромное количество тестов. Даже на специальных психологических сайтах. И нигде не было ничего подобного.

Вот именно. И теперь вы понимаете какова цена всех этих тестов и их результатов.

Даже отличный валидный и надежный тест, переведенный в электронный вариант, меняет свои показатели. Достоверно известно, что существуют специальные эффекты для тестов, которые проводятся при помощи компьютера. Например, люди склонны отвечать что-то неопределенное или среднее (например при выборе из трех вариантов да-возможно-нет) при проведении компьютерного варианта. Разумеется это сказывается на работе теста.

Но ведь тесты работают!

Воскликнете, возможно, вы. "А как вы это поняли?" - Спрошу я. Скорее всего, вы, получив результат теста и посмотрев его расшифровку в приложении, сопоставили ее с собой. Там написано что-нибудь, что характеризует вашу личность. Вы читаете это и понимаете что это про вас. Ну или почти про вас, но довольно точно. Ишь ты! Не соблюли все эти бюрократические процедуры, а тест-то работает!

Нет, не работает. Это просто ваша оценка себя.

Если бы каждый человек мог себя адекватно оценить (желательно в цифрах), то психологические тесты были бы не нужны.

Расскажу вам о еще одной забавной вещи. Она известна как Эффект Барнума . А в народе - эффект гороскопов.

Эффект Барнума

Тейлор Барнум

Вот выдержка из википедии:

Эффект Барнума - общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.

Вы только что ответили на кучу вопросов личного характера и подсчитали какие-то баллы. Практически, совершили научные манипуляции по инструкциям, созданным (как хочется думать) большими учеными. Ну конечно полученный результат характеризует исключительно вас! Эффект Барнума в действии.

Этот эффект будет работать для чего угодно. И это неоднократно проверено. Впервые это было доказано в эксперименте Форера .

"Женщины по имени Маша легки на подъем и просты в общении. Но могут постоять за себя когда нужно. Они любят доверять людям. Иногда они грустят, не прочь пожалеть себя-родимую, но в общем жизнерадостны и приветливы. Из них получаются хорошие жены."

Здесь привязка к вам идет по имени и полу. Остальное - набор ничего не значащих общих характеристик, которые подходят практически кому угодно. Если вы - женщина и вас зовут Маша, вы будете более склонны определять данное описание как подходящее вам.

Так почему опасны психологические тесты?

Вернемся к тезису статьи. Я утверждал что тесты опасны. Да, это так. Как скальпель в руках специалиста - инструмент спасения жизни, так он же в руках неумехи - просто острый кусок железа, которым можно серьезно повредить что-нибудь жизненно важное.

Назовем тест, результаты которого не заинтересуют ни одного нормального психодиагноста, плохим тестом. Это может значить что сам тест хороший, но применялся неправильно. Но для краткости - плохой.

  • Итак, результат плохого теста может быть воспринят субъективно как отрицательный. Например, он покажет что испытуемый - неудачник. Если испытуемый склонен сильно верить этому тесту, это может нанести психологический вред. Идентифицируя себя с неудачником (тест же показал!) человек может изменить свою жизнь в худшую сторону. Психолог знает что результат теста не говорит о том "хорошо все или плохо", он просто показывает. Как стрелка на спидометре. Когда психолога рядом нет, человек воспринимает показания теста как "хорошие" или "плохие". У этого есть негативные последствия.
  • Результат плохого теста может быть не воспринят как достоверный. Это, в общем, правильно. Человек получил плохой результат и отверг его. Но вместе с этим результатом он отправляет в мусорную корзину результаты грамотно проведенных тестов. И сами эти тесты. Теперь он не верит в психологические тесты вообще. И в психологию, кстати - тоже. Вред тут не очевиден, но это будет тормозящим фактором, который может помешать человеку обратиться к психологу тогда, когда это ему потребуется. Человек будет страдть, отвергая помощь.
  • Ну и последнее. Оно, вообще говоря, относится не только к плохим, но и к хорошим тестам в руках плохих психологов. Психологический тест всегда поставит человека в какие-то определенные рамки и даст ему характеристику, оценку. Он теперь не просто человек, а сангвиник, склонный к вербальному выражению агрессии и обладающий выраженной способностью к эмпатии. С одной стороны, это дает ему какие-то знания о себе (зачем они ему, кстати?), но с другой - делает пленником этих определений.

Он может теперь надеть личину сангвиника и вести себя как подобает сангвинику (а не Пете Иванову), он может использовать их как щит: "Я же склонен к вербальной агрессии, могу обзываться сколько хочу, такой уж я!". Заключения теста могут не давать человеку видеть изменений в себе. Он, может, уже закрылся, но все еще считает себя способным к эмпатии.

Ну и что делать?

Для начала, я рекомендую задаться вопросом: "А зачем мне проходить психологический тест?". Что вы хотите узнать? Какой результат вы хотите получить и что вы с ним будете делать. Ответ "ну интересно же" - не в счет. Почему интересно?

Если вы считаете что все-таки психологический тест вам пройти необходимо, то обратитесь к профессиональным психодиагностам. Теперь вы знаете насколько серьезна процедура тестирования и сможете отличить серьезного академического психодиагноста, который сможет профессионально применить инструменты и проанализировать результат, от непрофессионала, который проведет вам тест, который будет не точнее газетных.

Хотя конечно, никто не запрещает использовать тесты в журналах и интернете просто для развлечения. Важно только понимать что результаты, полученные вами таким образом, далеки от точных и объективных. А для проведения досуга они вполне подходят.

  • ( на ту же тему)


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта