Главная » Выращивание » Верные утверждения а фрейд. Психоанализ детства

Верные утверждения а фрейд. Психоанализ детства

Рыбный промысел требует усердия, терпения и… смирения. Если сегодня результата нет, то кто же виноват? Надо прийти завтра, спокойно и уверенно двигаться к своей цели. Закидывающие сети рыболовы составили большинство из тех, кого позвал за Собой Христос, чтобы они разносили по миру Благую Весть. Галилейского рыбака Андрея Учитель позвал первым.

Воды Писания

Библейская история полна воды. Уже второй стих Бытия гласит: «Дух Божий носился над водою». Позже были воды потопа, покрывшие всю землю. Воды моря, расступившиеся перед Моисеем и поглотившие египтян. Долгожданный дождь по молитвам пророка Илии. География и символика Нового Завета во многом строится вокруг воды. В водах Иордана на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Большинство из 12 апостолов были рыбаками. По водам бушующего озера Господь шел к Своим ученикам. А слова Христа о воде, способной утолить жажду навек, изменившие жизнь простой самарянки, призваны изменить и жизнь каждого из нас.

Море Киннереф (Чис. 34: 11; Втор. 3: 17) или Хиннароф (Нав. 11: 2), Хиннерефское (Нав. 12: 3; 13: 27) или Тивериадское (Ин. 21: 1) море, Геннисаретское озеро (Лк. 5: 1) - это сегодня озеро Кинерет. Но для нас самое знакомое его название - Галилейское море. Оно служит проточным бассейном для реки Иордан на ее пути к Мертвому морю. Древние полагали, что Иордан рассекает озеро пополам и проходит насквозь, не смешиваясь с его водами. С лодки на Галилейском море Христос проповедовал собравшемуся на берегу народу, на нем он укротил внезапно разразившуюся бурю, ходил по его водам (см.: Мф. 4: 13-17; 8: 24-26; Мк. 4: 37-41; Лк. 8: 23-25 и др.). Размеры озера невелики: всего около 20 км в длину и 13 в ширину. Поэтому морем оно называлось исключительно по своему историческому значению.

Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников - рыбаков

Во время земной жизни Христа здесь был промышленный центр Палестины; берега озера были застроены городами, а воды заполнены многочисленными судами: военными кораблями римлян, золочеными галерами из дворца Иродова, лодками вифсаидских рыбаков… Озеро славилось обилием рыбы, поэтому многие местные жители занимались рыболовством. Их и без того нелегкий труд осложнялся еще и климатическими особенностями местности: летом в низине, где находилось озеро (а его побережье является одним из самых низких участков суши на Земле), стояла невыносимая, удушливая жара, а зимой налетали свирепые штормы, грозящие гибелью рыбакам.

«Ловцы человеков»

На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18-20).

Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, - это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке.

«Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», - писал святитель Николай Сербский.

И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47-48).

«Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

Древо росло медленно. Часто Христос сталкивался с непониманием не только «внешних» людей, но и своих ближайших учеников. Вспомните их спор о том, кто будет первым в Царствии Небесном (см.: Мк. 10: 35-45). Или слова Христа, обращенные к апостолам: «Как же не разумеете?» (Мк. 8: 21) и «Неужели и вы так непонятливы?» (Мк. 7: 18). Но услышав призыв Христа, Андрей и Петр тот же час, не раздумывая, оставили сети и пошли за Ним. Сердца двух братьев уже настолько определились в выборе добра, что они, словно дети, простодушно и доверчиво последовали за Учителем, словно всю жизнь только и ждали этого призыва: «Я сделаю вас ловцами человеков».

«Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим» (святитель Николай Сербский).

«Гонимы, но не оставлены»

О земной жизни Первозванного апостола известно на удивление немного. Апостол Андрей носил греческое имя, значащее «мужественный». Он родился на берегу Генисаретского озера, в Вифсаиде. Был братом Симона, нареченного позже Петром и ставшего Первоверховным апостолом. Андрей однажды уже оставил свои сети и последовал за пророком, проповедовавшим на Иордане. Но как только Иоанн Предтеча указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Так Господь призвал на служение первого своего апостола. Встреча у Галилейского моря была несколько позже.

Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» говорил: «Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! Андрей после Петра родился в жизнь и первый привел Петра к Евангелию - и как уловил его: “Мы нашли, - сказал, - Мессию”. От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете».

Крайне мало сведений об апостоле Андрее можно почерпнуть из Евангелия: известно, что именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить слушателей нового учения. А еще он с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов, а вместе с тремя избранными учениками Христа - Петром, Иаковом и Иоанном - был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (см.: Мк. 13: 3). Андрей Первозванный в числе 12 апостолов присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа ученикам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (см.: Деян. 1: 13). Он вместе со всеми участвовал в выборе двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота и присутствовал при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (см.: Деян. 2: 1).

По древнехристианскому преданию, после Пятидесятницы апостолы бросили жребий, в соответствии с которым и отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Апостолу Андрею достались обширные земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, простирающиеся до Черного моря и Дуная, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи.

Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть?

Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Понта Эвксинского («Гостеприимного моря»), то есть Черного моря. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть, точно сказать практически невозможно. Ориген, живший в первой половине III века, ясно утверждал, что Скифия входила в апостольский удел святого Андрея. Вся последующая византийская традиция (от «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вплоть до Месяцеслова Василия II) также разделяла это мнение. «Скифией» назывались земли к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть это территория современных Крыма, Украины, черноморского побережья России - Кубани, Ростовской области, Калмыкии, частично земель Кавказа и Казахстана.

Существует и другая, древнехристианская, традиция, которая иначе очерчивает территорию апостольского служения Андрея Первозванного. Согласно тексту апокрифических «Андрея деяний», восходящему ко II веку и восстановленному на основании «Книги о чудесах» Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Согласно этой традиции, Андрей Первозванный посетил Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару.

Практически всюду апостол Андрей подвергался гонениям от язычников, претерпевал скорби и страдания. Такая участь выпала каждому из двенадцати. Апостол Павел в Послании к Коринфянам писал: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8-10).

Все бедствия Первозванный апостол переносил «с услаждением», трудясь во славу Христа: «Племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию, неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси» и «богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу».

Апостольское служение Андрея Первозванного сопровождалось многочисленными чудесами, исцелениями и воскрешениями из мертвых.

Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей

В городе Патры на полуострове Пелопоннес апостол Андрей обратил в христианство жену проконсула Эгеата Максимиллу и его брата, собрав вокруг себя большую христианскую общину. Здесь же, в городе Патры, апостол принял мученическую кончину. Увидев орудие своей казни, Первозванный апостол, согласно житию, воскликнул: «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса! Ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» Для казни был выбран крест в виде буквы Х, который называется теперь Андреевским.

Согласно преданию, правитель Эгеат, чтобы продлить мучения апостола, распорядился не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги. Когда апостол в мучениях пробыл на кресте уже два дня, неустанно проповедуя, в народе, слушавшем его, начались волнения. Люди потребовали помиловать апостола и снять его с креста. Правитель, опасаясь смуты, решил выполнить требования. Но решимость Андрея Первозванного принять мученическую кончину была непоколебима. Житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием.

Сегодня на месте распятия Первозванного апостола, рядом с источником, забившим после его кончины, возвышается величественный собор Андрея Первозванного - самый большой православный храм Греции.

«Апостол Русский»

Земной путь апостола Андрея закончился примерно в 70-х годах I века. Но семя Древа Жизни продолжало расти. Спустя девять веков оно проросло и на берегах Днепра. «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет», повествует о том, что апостол Андрей поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже (что, впрочем, ставится под еще большее сомнение) добрался до Новгородской земли.

«А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров».

Указывая на место, где впоследствии будет основан Киев, апостол Андрей, по преданию, сказал: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать».

Петр Великий в основание Петропавловской крепости заложил ковчег с частицей мощей апостола Андрея

Согласно летописной легенде, апостол поднялся на эти горы, благословил их и водрузил крест. По преданию, в XIII веке на этом месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста. А в 1749-1754 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны на этом легендарном месте был построен храм во имя самого Первозванного апостола. Удивительная по красоте Андреевская церковь неизменно привлекает к себе всех гостей Киева. Она расположена на правом берегу Днепра, над исторической частью города - Подолом, на Андреевском спуске, соединяя верхний город с нижним.

Ни доказать, ни опровергнуть легенды о «хождении» апостола Андрея по русским землям невозможно. Многие историки, как светские, так и церковные, достаточно скептически к ним относятся. Так, А.В. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви» писал: «Не имея прямых данных к тому, чтобы без остатка отклонять предание об ап. Андрее, идущее от такой глубокой древности, и толкуя его в географическом отношении пока согласно с господствующим в науке мнением, мы без насилия ученой совести можем допускать, что Первозванный апостол если и не был в странах на север от Черного моря, то мог быть в Грузии и Абхазии, а может быть, и в Крыму…» Но с точностью мы можем сказать одно: образ Первозванного апостола, ступали или нет его ноги по землям нашего Отечества, стал тем фундаментом, на котором и поныне стоит Русь Православная.

Дерзнем сказать, что ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей.

Уже в XI веке на Руси глубоко почитали Первозванного апостола. Это подтверждает и тот факт, что в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, который является первым упомянутым в летописных источниках женским монастырем Руси.

Особо почитали апостола в Новгородской земле. В конце XI века в Новгороде был построен первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В предисловии к житию новгородского святого преподобного Михаила Клопского, составленному по благословению архиепископа Макария в 1537 году, говорится о жезле святого Андрея Первозванного: после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем безценное и честное оно сокровище - многоцелебный жезл - полагается, о немже многа и неисповедимая сказуются чудеса иже и до ныне всеми видим есть».

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом Андреем Валаама.

Киевский Собор 1621 года даже засвидетельствовал: «Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благоволили».

Апостол Андрей, брат Первоверховного апостола Петра, небесного покровителя Санкт-Петербурга, также является заступником этого города: в день основания северной столицы - праздник Пресвятой Троицы 16/27 мая 1703 года - Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея.

Орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства. Это первый и самый знаменитый русский орден. До 1917 года - высшая награда Российской империи, а с 1998 года - и Российской Федерации. Орден был учрежден Петром I в 1698 или 1699 году. Согласно проекту статута ордена, составленному в 1720 году Петром I, он должен вручаться «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Большинство из 12 апостолов были рыбаками. Но покровителем военного флота России стал именно Первозванный апостол. Учреждая русский военно-морской флот, Петр I для его знамени выбрал изображение голубого косого Андреевского креста. Он лично разрабатывал проект флага, и, согласно преданию, «Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря - вот что символизирует Андреевский флаг».

В 1718 году в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевского флага, который стал развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел».

Флаг с Андреевским крестом сегодня снова, после десятилетий атеистических притеснений, реет над военными кораблями России.

«Лодка Иисуса»

Зимой 1986 года, после продолжительной летней засухи, уровень воды в Галилейском озере резко опустился. Обнажился юго-восточный берег. Двое молодых людей - местные рыбаки - заметили в иле вещи явно древнего происхождения - куски дощатой обшивки судна. В этот момент на небе засияла двойная радуга. Юноши сообщили о находке в археологические службы. Начались работы по извлечению лодки из ила.

Этот артефакт стали называть «лодкой Иисуса»

Судно оказалось достаточно большим: его длина составляет 8 метров, а ширина - 2,3 метра. Такая лодка могла вместить 13 человек. Исследования показали, что при строительстве было использовано 12 пород дерева: кедр, сосна, кипарис и др. Изготовили ее простые люди, которые пустили в ход каждую доску, что была в их распоряжении.

Сегодня ученые единодушны в определении времени постройки и крушения лодки - начало I века н.э. Именно на таких лодках плавали рыбаки, промышлявшие добычей рыбы на Галилейском озере.

Найденная лодка - уникальное и единственное судно той эпохи и культуры - хранится в специальном музее на берегу Галилейского моря. Артефакт стали называть «лодкой Иисуса». Одни - имея в виду ее возраст. Другие - предполагая ее прямое отношение к Новозаветной истории.

Первое чудо Спасителя - претворение воды в вино. Последнее чудо, ознаменовавшее конец земного служения Христа, тоже связано с водой - из Его пронзенного ребра излилась кровь и вода. Иоанн Златоуст отмечал: «Не без значения и не случайно истекли эти источники, но - потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются». А блаженный Феофилакт Болгарский продолжал: «Кровь показывает, что Распятый - человек, а вода, что Он выше человека, именно - Бог».

Апостол Иоанн возвещал: «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5: 8).

Будем же молитвенно надеяться, что Господь, предстательством Своего Первозванного апостола, не лишит и нас места в Своей лодке и «источника воды, текущей в жизнь вечную».


Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

В работе "Норма и патология детского развития" (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца "Три очерка по теории сексуальности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным З. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлении в 20-30-е годы педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые - психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями. Во время и после второй мировой войны эти исследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными родителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: бессознательное или "Оно", "Я", "Сверх-Я". Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности). Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидонозных фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная). Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Для развития инстанции "Я" А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснения, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и др. Анализируя развитие "Сверх-Я", А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т. п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

С точки зрения А. Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А.Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно - принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Однако, для осуществления таких телесных потребностей ребенка, как голод, сон, температурная регуляция, младенец полностью предоставлен ухаживающему за ним взрослому. И если поиск удовольствия - "внутренний принцип" ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. По мнению А.Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа, то есть основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. Наблюдения за детьми вновь подтверждают, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. "Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и что ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение",- замечает А. Фрейд.

Несмотря на беспомощность, ребенку очень рано удается научиться проявлять определенные отношения к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различать детей послушных, "хороших", легко управляемых, и детей нетерпимых, своевольных, "тяжелых", которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, сна и т.д., считает А. Фрейд, тем более отходят на задний план телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенок стремится к их удовлетворению с тем же рвением, как прежде стремился к насыщению при чувстве голода. И снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Ребенок, естественно, стремится осуществить свои инстинктивные цели безотлагательно, не учитывая внешних обстоятельств, но это может стать опасным для его жизни, поэтому взрослый, хочет он того или нет, вынужден ограничивать ребенка. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствию и учетом реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, "запутаны" в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоровым во многом зависят от того, насколько его "Я" способно вынести лишения, то есть преодолеть неудовольствие. Для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или любое ограничение удовлетворения желаний. Они отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения; ничто не может их удовлетворить, любые замещения отвергаются ими как недостаточные. У других детей те же самые ограничения не вызывают такого возмущения. Интересно, что подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе - на стороне внешнего мира. От этой моральной зависимости, которая для детства вполне нормальна, начинается длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек, становясь "судьей в своем деле", способен контролировать свои намерения, подвергать их рассудительному анализу и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить, отложить или превратить в действие. Такая моральная независимость - результат многочисленных внутренних столкновений.

В раннем детстве принцип удовольствия господствует без внутреннего сопротивления. У более старших детей он все еще владеет такими сторонами психики, как бессознательная и, отчасти, сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. Тот, кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А. Фрейд, пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требований. На этом основании можно предположить, что принцип удовольствия и десоциальное, или асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. Но все это не так просто, как кажется на первый взгляд.

А. Айхорн первым заметил, что беспризорные дети и юные преступники могут достичь высокой степени развития принципа реальности, не используя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности - лишь предварительное условие социализации индивида. Продвижение к принципу реальности само по себе еще не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти - толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация - это защита от них. Некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с собственной персоны на другую (проекция) и т.д. С точки зрения А. Фрейд, между процессами развития и защитными процессами нет никакого внутреннего противоречия. Действительные противоречия лежат глубже - они между желаниями индивида и его положением в обществе, поэтому невозможно гладкое протекание процесса социализации. Организация защитного процесса - это важная и необходимая составная часть развития "Я".

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступить раньше, чем различные функции "Я" достигнут определенных ступеней развития. Только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением - оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации - таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции "Сверх-Я". Формирование эффективного "Сверх-Я" означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и "сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем". Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем.

Подражание, идентификация, интроекция - необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги "наружу": из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождается отказом от личных преимуществ, от "индивидуально-внимательного" отношения к себе. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. "Законы жестки и безличны, и их нарушение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или осложняет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень", - подчеркивает А. Фрейд. Однако, от нормального человека не требуется, чтобы он знал все общественные предписания, принимал их и делал своими собственными; За исключением основополагающих правил морали от него ожидается, чтобы он признавал необходимость права и закона и в принципе был готов подчиняться им. В сравнении с нормой уголовный преступник похож на ребенка, который игнорирует авторитет родителей. Встречаются и такие люди, чьи моральные требования к себе самому строже и выше, чем от них ожидает окружающий мир. Их идеалы исходят из идентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя. Как замечает А. Фрейд, такие люди ведут себя самоуверенно и морально превосходят своих ближних.

По глубокому убеждению А. Фрейд, о котором она неоднократно заявляет, негармоничное личностное развитие основывается на многих причинах. Это и неравномерный прогресс по линиям развития, и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внутренних инстанций друг от друга, и формирование связей между ними, и многое другое. "При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития", - подчеркивала А. Фрейд.

Однажды на вопрос о том, что нормальный человек должен уметь делать хорошо, З. Фрейд ответил: "Любить и трудиться". Позднее, как бы полемизируя с отцом, А. Фрейд пыталась ответить на вопрос о том, какое детское достижение заслуживает названия жизненно важного. Она писала: "Игры, учение, свободная деятельность фантазии, тепло объектных отношений - все являются важными для ребенка. Однако по значению их нельзя сравнить с такими фундаментальными понятиями, как "способность любить" и "трудиться". Я возвращаюсь к более ранней гипотезе (1945) , когда я утверждаю, что только одна способность в детской жизни заслуживает этого положения, а именно способность нормально развиваться, проходить предписанные по плану ступени, формировать все стороны личности и выполнять соответствующим образом требования внешнего мира".



Психической жизни с динамической (с точки зрения конфликтов влечений), топографической (уровня бессознательного, предсознательного и сознания) и "экономической" (принцип удовольствия)точек зрения. Изменения, внесенные Фрейдом в прежний вариант психоанализа , заключались в том, что к прежнему сведению всех влечений к сексуальному (либидо) присоединялся особый инстинкт, названный "инстинктом смерти" - Тананосом. Под ним понималось...

https://www.сайт/psychology/11067

Стороне и Россия. 16–17 декабря в Москве будет работать международная конференция «Зигмунд Фрейд – основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике», организованная Русским психоаналитическим обществом. Накануне начала работы конференции... психология личности. Трансперсональная психология – психология необычных состояний психики. В этом случае психоанализ – это психология бессознательного. У Фрейда было много учеников. Многих он считал еретиками и предателями. Однако была...

https://www.сайт/psychology/11638

Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные... Я ребенка, а остальная - давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд , внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. ...

https://www.сайт/psychology/17485

Обстоятельств, во втором - их виновником: это существенное расхождение сохраняется вплоть до сегодняшнего времени и несомненно будет определять будущее психоанализа . Таблица 2 в краткой форме демонстрирует основное различие этих теорий. После того как Фрейд стал постоянно узнавать от своих пациентов, что они подвергались сексуальной атаке со стороны родственников, в его голову закрались...

https://www.сайт/psychology/15322

Во внутренний конфликт, названный Фрейдом «Эдипов комплекс», и формирует различные неврозы, пытающиеся разрешиться теми или иными психическими путями в Социуме. Но реально у психоанализа нет выхода из ситуации, описанной Фрейдом . Для Кафки это объективное... уровне. Уровне, ставшем коммерческим и идеологическим. А сколько вреда эти якобы «научные» методы психоанализа принесли литературе. На многие годы замолк писатель Фицджеральд под критикой невежественных американских психоаналитиков. Хемингуэй...

https://www.сайт/psychology/16224

Его обобщений в вопросах культуры. Такая критика неправомерна: эти обобщения просто отражают определенные спорные принципы психоанализа , которые действительно далеки от сути того, что может предоставить психоанализ . Как мало значения придает Фрейд культурным факторам, видно также по его склонности рассматривать определенные воздействия окружающей среды как случайности в судьбе...

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Базовые идеи психоанализа

Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

  • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
  • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
  • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.

Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

  • Либидо , являющееся энергией жизни
  • Агрессивная энергия , являющаяся инстинктом смерти

Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

  • Оно (Ид)
  • Я (Эго)
  • Сверх-Я (Супер-Эго)

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

  • Функция совести
  • Функция самонаблюдения
  • Функция, формирующая идеалы

Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

  • Сновидения
  • Сублимация
  • Компенсация
  • Блокировка механизмами защиты

Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами , такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии - эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека - механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эту заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением - я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми - семейное право, ей она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы). Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд

В.В. Старовойтов

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН

Анна Фрейд (1895 - 1982) - младший ребенок в семье Фрейда, получила частное педагогическое образование и с 1914 по 1920 годы работала учительницей. В годы первой мировой войны начала изучать психоанализ. Зигмунд Фрейд лично провел учебный анализ своей дочери, хотя до начала 20-х годов он не являлся обязательным элементом подготовки психоаналитиков, что еще более усилило ее привязанность к отцу, а также сказалось на ее научной позиции в психоанализе - она навсегда осталась поборницей классического психоанализа З.Фрейда. В 1921 году А.Фрейд была принята в Венское психоаналитическое объединение. С 1923 г. она стала заниматься детским анализом. После эмиграции в Англию в 1938 году была принята в члены Британского психоаналитического общества. В декабре 1940, совместно с Дороти Барлингем, ближайшей подругой и соратницей, организовала "Хэмпстедский детский дом", где проводилось психоаналитическое исследование детей. Здесь А.Фрейд развивает детский анализ как самостоятельную область психоанализа. В 1952 открываются Хэмпстедская клиника и курсы детской терапии под руководством А.Фрейд. Сама она неоднократно избиралась на должность вице-президента МПА.

В начале 1920-х в Вене стал развиваться педагогически ориентированный психоанализ. Гермина Хуг-Хельмут (1871 - 1924) первой из аналитиков в Вене начала систематическое изучение детей. Анна Фрейд также оказалась в ряду детских психоаналитиков. Помимо Вены, другим центром детского психоанализа был в те годы Берлин, где Мелани Кляйн разработала "игровой метод" для анализа детей, а затем теорию раннего детского анализа. В 1926 М.Кляйн окончательно переехала в Лондон, где продолжила развивать теорию и практику анализа детей. На протяжении многих последующих лет А.Фрейд находилась в непримиримой полемике с М.Кляйн из-за острых разногласий по вопросам детского анализа.

Их первое заочное столкновение произошло в 1927 году, после выхода книги А.Фрейд "Введение в технику детского анализа", в которой она обсуждает возможность изменения аналитической техники при работе с детьми.

Говоря о специфике анализа детей, А.Фрейд выделяет следующие моменты:

1. У ребенка нет сознания своей болезни и воли к выздоровлению. Решение подвергнуться анализу никогда не исходит от маленького пациента, а принимается его родителями. Поэтому аналитику требуется подготовительный период, чтобы вызвать в ребенке недостающую готовность и согласие на лечение. В силу этого аналитик должен прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком.

2. Однако после такой предваряющей анализ стадии аналитик становится слишком ярко очерченным лицом и плохим объектом для переноса.

4. К тому же, родители продолжают быть любовными объектами ребенка в реальности, а не в фантазии, поэтому он не испытывает необходимости заменять в своих переживаниях родителей аналитиком. Как следствие, у ребенка не формируется невроз переноса, хотя могут присутствовать отдельные его компоненты.

5. В силу вышесказанного, аномальные реакции ребенка продолжают разыгрываться в домашней среде. Поэтому аналитик должен быть в курсе всех семейных взаимоотношений. Там же, где, по мнению А.Фрейд, обстоятельства или отношение родителей исключают возможность совместной работы, результатом является утрата подлежащего анализу материала. В подобных случаях А.Фрейд приходилось ограничиваться анализом сновидений и грез наяву у детей.

6. И, наконец, при работе с детьми возникает дополнительная проблема. Так как Супер-эго ребенка еще очень тесно связано с воспитывающими его лицами, то есть в большинстве случаев с родителями, то оценка бессознательных инстинктивных побуждений ребенка передается на усмотрение не Супер-эго, а его близких, которые своей чрезмерной строгостью и подготовили появление невроза у ребенка. Единственным выходом из этой тупиковой ситуации, согласно А.Фрейд, может стать занятие аналитиком на время работы с ребенком места Эго-идеала последнего. Однако это становится возможным только в том случае, если для ребенка авторитет аналитика становится выше авторитета родителей.

Детские аналитики пытались компенсировать нехватку свободного высказывания ребенком всех возникающих у него мыслей различными техническими приемами. В частности, М.Кляйн заменила технику свободных ассоциаций техникой игры, полагая, что действие более свойственно маленькому пациенту, чем речь. Она считала каждое игровое действие ребенка аналогом свободных ассоциаций у взрослого и сопровождала его собственным толкованием. А.Фрейд подвергла критике такое уподобление игровых действий мыслям взрослого человека и отвергла наличие постулированного М.Кляйн невроза переноса у ребенка.

В ответ на публикацию книги "Введение в технику детского анализа", работавшие под руководством М.Кляйн в Лондоне аналитики провели симпозиум, на котором подвергли резкой критике взгляды А.Фрейд на анализ детей. В частности, они считали, что невроз переноса не наступал в работе А.Фрейд по причине введенной ею вступительной фазы анализа. Ими также подчеркивалась необходимость использования игровой техники в силу меньшей предосудительности игры для ребенка, когда он не может продуцировать свободные ассоциации из-за тех или иных страхов. К тому же, согласно взглядам М.Кляйн, Супер-эго, а за ним и Эдипов комплекс образуются у ребенка на первом-втором году жизни, в силу чего она отвергла педагогический подход к анализу ребенка, свойственный А.Фрейд.

Впоследствии А.Фрейд внесла изменения в технику детского психоанализа, начав изучать всё то, что могло вызвать у ребенка вытеснение и другие защитные механизмы: фантазии, рисунки, эмоции, - найдя в них эквивалент свободных ассоциаций, что сделало предваряющую анализ стадию излишней. В то же время А.Фрейд продолжала считать даваемую М.Кляйн символическую интерпретацию детской игры ригидной, стереотипной, не учитывающей неизвестные компоненты Эго, в силу чего получалось искаженное представление о личности ребенка. Сама А.Фрейд утверждала, что путь к Ид ребенка лежит через проработку защит Эго.

В своей второй книге "Эго и механизмы защиты" (1936) А.Фрейд систематизировала всё, что было известно в то время о действии используемых Эго защитных механизмов. Помимо вытеснения, она включила в этот список регрессию, изоляцию, проекцию, интроекцию, превращение в противоположность, сублимацию, реактивное образование и др. Данная систематизация значительно расширила понимание защитных и синтезирующих функций Эго, поскольку, согласно взглядам А.Фрейд, нет антитезы между развитием и защитой, так как все "защитные механизмы" служат как внутренним ограничениям влечений, так и внешней адаптации.

Что касается техники лечения, то она выстраивалась А.Фрейд в соответствии с моделью интрапсихического конфликта, где всё, что не являлось новым, описывалось как перенос. Исходя из такого понимания переноса, она подчеркивала его спонтанность. Ее точка зрения полностью совпадала со взглядом Фрейда, который также считал, что перенос создается не врачом.

Понимание Фрейдом навязчивого повторения как биологического атрибута живой материи, дающего объяснение вездесущести феномена переноса, привело к подчеркиванию спонтанности переноса как создающегося исключительно пациентом, и, вследствие этого, к модели интрапсихического конфликта и стандартной технике психологии одной личности. Краеугольные камни психоанализа - перенос и сопротивление - были заложены в основание идеализированной научной беспристрастности. Это вело к "интерпретационному фанатизму", когда всё, происходящее в аналитической ситуации, рассматривалось прежде всего как проявление переноса, что вело к явному неравенству между вездесущим объектом - аналитиком, и неравным субъектом - пациентом. Данное неравенство разрасталось в результате генетических интерпретаций аналитика, которые вели к восприятию пациентом аналитика как человека, знающего всё о его прошлом, в том числе и о происхождении сопротивления. При этом суждение о том, что является истинным, а что - искажением "истины", отдавалось целиком на усмотрение аналитика.

Всё же, позднее, в статье 1954 года "Расширение показаний к психоанализу", А.Фрейд, наконец, поставила вопрос о том, не могут ли некоторые агрессивные реакции пациентов, обычно рассматриваемые как трансферентные, вызываться категорическим отрицанием того факта, что аналитик и пациент как взрослые люди находятся в реальных личных отношениях. Таким образом, она пришла к мысли о том, что не всё в анализе является "переносом".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта