Главная » Маринование грибов » Традиционными методами педагогических исследований являются. Методы педагогического исследования

Традиционными методами педагогических исследований являются. Методы педагогического исследования

Духовность - сложное, синтетическое понятие, которое трудно до конца истолковать логически. Попытки определить этот феномен в рамках строгого научного познания ведут лишь к большей рациональной ясности, не исчерпывая всей его глубины и многозначности. Проникновение в смысл духовного предполагает некоторое прочувствование, интуитивное искание, включение механизмов фантазии и творчества. В проблемное поле духовности входит комплекс вопросов, которыми занимаются разнообразные науки социально-гуманитарного цикла, богословие, политика. Широкое осмысление духовности разными авторами прошлого и настоящего приводит к значительным расхождениям в ее трактовке. В идеалистических концепциях это понятие связывается с действием высшей духовной субстанции. В некоторых философских системах феномен духовности редуцируется либо к религиозным ценностям, либо к естественнонаучным понятиям.

Наряду с "духовностью" широко используются близкие понятия "дух" и "душа". С попытками их анализа мы встречаемся уже в древности. Часто значение понятия "дух" ограничивают его религиозным пониманием. Но мы будем понимать, что Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. А русская же духовность, постоянно эволюционируя, сохраняет некоторые глубинные, устойчивые комплексы - архетипы, позволяющие ее носителям осознавать свою духовную общность и специфичность. В процессе работы сопоставлялись светский и религиозный способы осмысления духовности.

Феномен русской духовности нельзя свести к национальному учению или системе взглядов русских мыслителей, поэтому его анализ не может ограничиваться традиционным рациональным пониманием. Исследуя проблему духовности, необходимо интеллектуальное познание дополнить эмоциональным, с помощью интуиции проникнуть в область бессознательного, иррационального.

Современную эпоху, знаменующую собой не просто рубеж двух веков, но и тысячелетий, справедливо можно назвать переломной. Она характеризуется динамизмом социальных процессов, обострением множества противоречий, разрешить которые способно лишь социально и духовно обновленное общество. В начале третьего тысячелетия стало очевидно, что техногенная цивилизация исчерпала себя. Дальнейшее развитие в этом направлении, при сохранении сложившихся стереотипов мышления, угрожает человеческому существованию. Современные обстоятельства требуют нового осмысления проблемы духовности, переоценки роли нравственной и моральной компоненты в истории человечества в целом.

Дискуссии вокруг проблемы духовности приобретают особое значение для современной России. И это вполне объяснимо, ибо в конце XX в. российское общество вступило в полосу сложнейших кризисных явлений. Коренные изменения во всех сферах общественной жизни повлекли за собой разрушение стабильной системы ценностей, пересмотр ранее существовавших духовных ориентиров. Кто мы? Что такое Россия? Каково ее будущее?.. Эти вопросы волнуют любого россиянина, стремящегося определиться в процессе национальной самоидентификации и радеющего за великую будущность Родины.

Мы вновь оказались перед историческим выбором пути развития, перед настоятельной необходимостью восстановить смысл истории России и культурную самобытность страны, определиться с нашими национальными ориентирами, сформировать новые идеи, образы, мотивы и типы поведения. Не случайно проблема духовности начинает занимать в современной научной литературе место "новой идеологии".

"Новая" духовность должна строиться на базе традиционных духовных ценностей и ориентации русского народа. Представляется весьма спорным, в контексте анализа эволюции российского общества, полагать, что реальный путь выхода России из кризиса осуществим на основе модернизации, равносильной "вестернизации" или "американизации". Обществу в период кризиса, чтобы перейти на более высокий качественный уровень и выбрать достойное будущее, необходим "поворот" к прошлому, его переосмысление в современном социокультурном контексте. Иными словами, обоснование нового пути общественного развития невозможно без учета специфики России, наличия в ее духовности традиций соборности, солидарности, нравственной ответственности за решение общественных проблем. На протяжении столетий социокультурная жизнь России пребывала в состоянии частичного или полного кризиса, неустроенности, катастрофизма, в условиях которых выживать приходилось "всем миром". Поэтому сегодня очень важно понять, что объединяло народы России и побуждало их сохранять общую жизнь и государственность.

Забегая вперед, отмечу, что неотъемлемой, органичной чертой русской духовности всегда было наличие высокой цели, возвышающей свой народ и свою страну. Нужна "русскя мечта", которая связала бы воедино прошлое и настоящее и предлагала бы реальный и одновременно привлекательный образ будущей России. Идеалы западного капитализма, абстрактные понятия "деловой успех", "деловая культура" вряд ли обретут в русском менталитете конкретное воплощение. Современная русская духовность должна строиться на основе отечественных традиций, на возрождении национального духа и обращении к духовному опыту предшествующих поколений.

Возникает базовая проблема -- что такое духовность, каковы ее составляющие? Существует большое количество работ, авторы которых пытаются найти общенаучные критерии, оценки этого явления. Расхождения в высказываниях, в позициях касаются практически всех выявленных аспектов проблемы. Множественность разногласий, толкований феномена духовности затрудняет анализ процесса становления русской духовности, ее характеристику на современном этапе. Представляется, что исследователю феномена духовности крайне сложно оставаться на объективных позициях, ибо он сам является носителем определенных духовных начал, и его оценки событий и фактов всегда определены его индивидуальной духовностью и личной позицией.

Актуальность проблемы русской духовности обусловлена историческим своеобразием и социальной уникальностью глобальной ситуации, сложившейся на рубеже двух веков. В XXI в. мировое сообщество нуждается в общей перспективе развития, направленного на преодоление глобальных проблем: термоядерной угрозы, кризиса в экосистеме, этнических конфликтов, международного терроризма, нарастающей бездуховности социума. Выход видится в осознании человечеством своей планетарной общности и разработке универсальной этики, основой которой может послужить, например, духовное наследие России -- идеи всеединства, космической целостности, идеи активной эволюции, ведущей мир по пути разума и нравственного чувства.

Современный этап мировой истории характеризуется двумя тенденциями: глобализации и национального самоопределения. Глобализация экономических и социальных процессов в конце XX века привела к противостоянию технизированной американской культуры, претендующей на роль общемирового гегемона, и других социокультурных типов. На активизацию национального фактоpa в социальной жизни к XX в. указывают новые направления в социальном познании, ориентированные на изучение национального характера, национальной идентичности, национальной традиции. В последнее время проблематика духовности широко разрабатывается в связи с концепциями духовного возрождения России. Обращение к проблеме русской духовности как к некому самобытному духовному типу, является особенно актуальным.

Важность исследования русской духовности определяется не только насущными проблемами национального и общечеловеческого развития в третьем тысячелетии, но и потребностями в теоретико-методологическом уточнении таких категорий, как "духовность", "менталитет", "национальный характер". В настоящее время этим понятиям даются различные, иногда противоречивые определения.

В работе применяется термин "русская", а не "российская" духовность. Под "русской духовностью" понимается духовность русского полиэтноса. На протяжении всего своего исторического развития русская нация, ассимилируя культуру иных этносов, сохраняла свои оригинальные культурные черты. Самобытность русского народа не растворилась в российской самобытности, а стала ее основой. Признаками, определяющими духовное своеобразие России, можно назвать русский язык, русские традиции, русские духовные верования.

Проблема русской духовности является предметом постоянной рефлексии отечественной философии прошлого и настоящего. В последнее время в различных отраслях общественных наук появилось большое количество достаточно неравноценных работ, посвященных данной проблеме.

Весь спектр литературы по исследуемой проблематике можно разделить на несколько групп. Во-первых, это труды универсального содержания, в которых раскрывается круг вопросов, связанных с определением специфических черт и базовых ценностей русской культуры. Эти работы позволяют реконструировать образ русской духовности в предшествующие периоды ее развития, выделить особенности русского национального самосознания, составить представление об исторических попытках решения проблемы культурной сущности русской нации. Прежде всего, здесь необходимо отметить работы, написанные в эмиграции в 20-50-е гг. и переизданные сегодня в России. Авторы предисловия к сборнику «О России и русской философской культуре. Философы русского зарубежья» считают, что эмиграция создала «своеобразное культурологическое, философско-историческое, историко- и религиозно-философское россиеведение, образующееся на стыке истории, философии, социологии и богословия». Это философско-исторические экскурсы, эссе, статьи и фундаментальные исследования Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.В. Карташова, П.Н. Милюкова, П.А. Сорокина, Ф. Степуна, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и др.

Отдельно можно выделить статьи и монографии современных исследователей (С.С. Хоружий, Н.К. Бонецкая, В.К. Кантор), посвященные анализу взглядов мыслителей прошлого на русскую культуру. Их переосмысление позволяет создать представление о динамике изучения проблемы духовности, сравнить исторические и современные принципы ее анализа и подтвердить преемственность в оценке национальной культуры мыслителями различных поколений.

Но все же, особо следует остановиться на работах Н.А.Бердяева «Дух и реальность», «Философия свободного духа», в которых представлено социально-философское осмысление категории "духовность". В них автор проанализировал духовность в соотношении с понятиями "дух", "душа", "душевность", "сознание", исследовал соотношение духовности и социальности. Он писал о том, что русской душе чуждо стремление к строгости, четкости, упорядоченности, организованности. Бердяев не раз подчеркивал, что, наряду с великим и плохо организованным пространством, особенностью формирования славянской духовности является многоэтничность и «вечно женское» происхождение ее души. В то же время, Бердяев отводил не последнюю роль в формировании общих черт русского народа и геополитическим особенностям территории. Огромная территория, которую занимает наша страна, действительно, не могла не оказать влияния на духовную культуру людей. Н.А. Бердяев пишет, что «русская душа ушиблена ширью» и отмечает, что «русские находятся под давлением обширного пространства своей страны, которое буквально порабощает их». Но вот мнения по поводу того, каким оказалось это влияние могут быть совершенно различными. Вот какое продолжение находит эта идея у М.Н. Громова, он пишет: «не устоявшийся, развороченный, слишком пространственный физический ландшафт России продуцирует соответствующий интеллектуальный и мыслительный ландшафт, где можно встретить что угодно, кроме размеренности, порядка, законченности начатого дела».

Существующая литература демонстрируют многообразие подходов, идей при определении специфики русской духовности. Представляется, что, несмотря на возросший в настоящее время интерес к проблемам русской духовности со стороны философов, культурологов, политиков и общественных деятелей, данная тема остается недостаточно разработанной как на теоретическом, так и прикладном уровнях и может стать предметом специального исследования.

Однако, возвращаясь непосредственно к истокам основ национальной духовности, следует отметить два важнейших слагаемых становления русского самосознания (хотя, безусловно, у русских гораздо больший исторический опыт: восточно-византийский, православно-славянский, евразийской цивилизации и, наконец, мировой социалистической системы): славянское темное язычество и, наложившееся на него, византийское христианское влияние. Следует обратить внимание именно на этот этап становления, поскольку, до него, условно говоря, чего-либо «русского» еще не существовало, так как отдельные группы недославян не спешили объединять свои усилия в становлении общественности, а, спустя дюжину веков формировать духовность уже, разумеется, поздно.

Собственно, трудно назвать какую-либо стану, обладающую древним коренным этносом и впитавшую веру во Христа, не развившуюся за время своего развития по такой формуле. Начало национальной ментальности и современного духа, разумеется, необходимо искать в дохристианском периоде. Так, говоря о славянском внутреннем сакральном мире и его коренных особенностях, нужно сказать про интимность веры во что бы то ни было, как это не парадоксально, про «духовность менталитета». Смиренное поклонения и отсутствие попыток заигрывания с тем, что стоит выше и богоподобно, тождественно примирению с волей стихии. Отсюда робость перед необъяснимым и смирение. Когда же человек, привыкший постоянно бороться (с природой и богами) находит единомышленников, то вполне справедливо предположение некоторых психологов о том, что произойдет сближение. Открытость и сплоченность и моральное целомудрие также есть одни из столпов русской ментальности. Также нельзя забыть и об одной из основных особенностей русской нации - немыслимом по глубине патриотизме. «Любовь к Отечеству, или патриотизм, - писал великий учёный Д.И. Менделеев, - составляет одно из возвышеннейших отличий нашего общежитного состояния». Философ И.А. Ильин писал о народе и Отечестве, как об одном целом.

На такой почве не требуется прилагать немыслимых усилий для привития нового способа служения божественному, особенно если отныне народ получает возможность невиданного Спасения. Русское православие создало образы ослепительной святости, оно воспитало в народе поклонение святости и святым, оно дало возможность многострадальному русскому народу смиренно нести свою тяжелую долю и открывало каждой душе человеческой путь спасения. Но русское православие не давало того закала личному и народному характеру для жизни исторической и для создания культуры, который на Западе давало католичество, а по-своему и протестантство. Наше народное религиозное воспитание не было благоприятно культуре. Духовенство не давало народу необходимого просвещения. В народе религиозно воспитывался дух смирения по отношению к власти, но совершенно не воспитывался дух активности и самодисциплины. К самоуправлению народ не был подготовлен всем своим прошлым. В русском православном сознании заложено своеобразное народничество, недоверие к культуре и культурному слою. Поэтому некий крах потерпело религиозное старчество- оно слилось традиционной исповедью и культом старейших. Влияние византийской духовной культуры (помимо обозначенных линий влияния) проявилось и в том, что человек начинает осознавать себя целью и вершиной творения, образом самого Творца. Радостное мироощущение явилось важным стимулом быстрого взлета культуры Древней Руси. Все, знаменующее собой сферу духа, указывающее на нее и направляющее так или иначе к ней человека, доставляло древнему русичу духовную радость, постоянно противопоставляемую им чувственному наслаждению. Духовную радость, восторг испытывали древние славяне от соприкосновения с христианскими святынями, от посещения святых мест, от бесед с подвижниками. Так или иначе, нельзя не согласиться с точкой зрения В.В. Бычкова, высказавшего мысль о том, что «общественное сознание Киевской Руси, открыв бытие духовной сферы, восприняло ее в первую очередь эстетически, усмотрело в ней высшую красоту, т.е. обрело новый эстетический идеал».

С особым воодушевлением, хотя и не сразу была воспринята на Руси и основная идея христианской этики - идея любви к ближнему. Феодосий Печерский ярко описывает божественное человеколюбие и призывает людей подражать ему. Много о человеколюбии писал и Кирилл Туровский, призывая людей следовать божественному примеру и возлюбить Бога и своих ближних.

С момента принятия христианства Древняя Русь получала из Византии произведения культового искусства. Кроме того, на начальном этапе существования христианства на Руси греческие мастера приняли активное участие в создании памятников искусства. Но, несмотря на это, русские мастера сумели переработать византийский стиль и создать искусство, качественно отличающееся от искусства других систем.

Византийская духовная культура оказала существенное, но отнюдь не определяющее воздействие на формирование эстетического сознания и эстетической культуры древних славян. Объясняется это тем, что русский народ до принятия православия имел свое особое мировоззрение и свой особый племенной характер. Древнерусская эстетика, конечно, испытала влияние религиозной идеологии, характерной для Византии, но основные элементы византийской эстетики были творчески переосмыслены и в большинстве своем приобрели специфическую окраску.

В данной исторической ситуации обращение к духовным ценностям христианской религии, которая как в старь пытается охватить все сферы жизни и деятельности человека - отношение к семье, старшему поколению, труду, веротерпимости, толерантности в отношении других наций, защите Отечества, служения государству может служить одной из направляющих при проектировании системы гражданско-патриотического воспитания, но если делать ставку на архаичное мировидение. Как было отмечено выше, православие уже внесло колоссальную лепту, как одна из главнейших составляющих в становление русской духовности. Так или иначе, влияние Церкви на общество в нынешнем социальном пространстве не сможет дать результат, оказывающий благоприятное влияние и являющейся прогрессивным в части реорганизации морали нашей нации. Как показывает история, духовность человека (но родиться русским мало -- русским надо ещё стать) является направляющей во всей его дальнейшей жизни. Также, должно быть, происходит в государственном и историческом масштабе. И когда уверенная в своем посыле держава будет излучать триумф, опора на отечественные моральные традиции даст возможность расширить воспитательное пространство для, хотя бы, стран-спутников. В этот момент мы хотя бы на шаг приблизимся к заветной мечте многих русских философов,- мечте о том, что «русская идея» спасет мир.

духовность бердяев самосознание

Традиционными называются методы, доставшиеся современ­ной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Этими методами пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци. Применяются они в нау­ке и поныне. Их называют еще эмпирическими, интуитивными.

К традиционным методам педагогических исследований отно­сят наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблю­дением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обы­денного, житейского. Главные его отличия: 1) определяются за­дачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;. 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются; 4) результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть дли­тельным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его дос­тупность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренних сто­рон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. По­этому наблюдение чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает ор­ганизованную познавательную деятельность, направленную на уста­новление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью этого метода анализируются пути решения конкретных проблем, выво­дятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому метод нередко называ­ют еще «историческим». Он тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также «архивным». Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов, конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, ус­тавы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материа­лы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов или отдельных учите­лей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педаго­гической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В. Ф. Ша­талова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигну­тые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, со­вершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на фак­ты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

В процессе научно-педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитатель­ный процесс. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится множество объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зави­симости, взаимосвязи изучаемых явлений. Изучение документа­ции дает, например, ценные статистические данные для установле­ния связи между состоянием здоровья и успеваемостью, качеством расписаний и работоспособностью учащихся и т. д. Изучение школь­ной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефе­ратов, отчетов, результатов эстетического и технического творчест­ва - опытному исследователю скажет о многом. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклон­ности, и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспита­тельных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректно­го использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

БЕСЕДА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

К традиционным методам педагогических исследований отно­сятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются от­ношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен, умело применяя целенаправленные беседы, получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим иссле­дователя проблемам также получают с помощью бесед. Но бесе­ды- не всегда надежный метод. Поэтому его применяют чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъ­яснений и уточнений того, что не было достаточно ясным при на­блюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять не­избежный оттенок субъективизма, применяются специальные меры: 1) разработка четкого, продуманного с учетом личности собеседника плана беседы; 2) обсуждение интересующих иссле­дователя вопросов в различных ракурсах и связях; 3) варьиро­вание вопросов, постановка их в приятной для собеседника фор­ме; 4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Совре­менные технические средства позволяют делать это незаметно для испытуемых. Правдивости информации это однако способст­вует мало.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюи­рование, воспринятое из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интер­вьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ста­вит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Но даже заранее подготовленные ответы тоже не всегда правдивы. Поэтому, применяя интервьюирование, не следует за­бывать предостережение древних: язык человеку дан не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы ус­пешно их скрывать.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Слово «эксперимент» - латинского происхождения и в пере­воде означает «опыт», «испытание». Педагогический экспе­римент - это научно поставленный опыт преобразования педа­гогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике носит созидательный характер. Экспе­риментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Эксперимент - это по сути строго контролируемое педаго­гическое наблюдение, причем экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который он сам и осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учени­ков, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными - в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей ги­потезы, разработки исследуемого вопроса, составления детально­го плана и строгого его соблюдения, точной фиксации результа­тов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит опреде­ляющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования «очищают» гипотезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие, пока не будет установлена или опровергнута связь между экспе­риментальными факторами. Исследование гипотезы - это фор­ма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от со­блюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяе­мых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, прове­ряется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экс­периментальном, так и в контрольном классе. Однако соблюсти это требование на практике очень трудно из-за большого количества причин, влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их клас­сифицируют по разным признакам: направленности, объектам ис­следования, месту и времени проведения и т. д. В зависимости от преследуемой цели, различают эксперименты: 1) констатирующие, при которых изучаются существующие педагогические явления; 2) проверочные, уточняющие, когда проверяется гипотеза, создан­ная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательные, преобра­зующие, формирующие, в ходе которых конструируются новые педагогические явления.

Чаще всего эксперименты применяются не изолированно, а в неразрывной последовательности. Констатирующий эксперимент, называемый иногда методом срезов, направляется обычно на уста­новление фактического состояния исследуемого объекта, конста­тацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель - зафиксировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, цель которого - создать и проверить эффектив­ность новых методов, которые могут, по замыслу экспериментато­ра, повысить достигнутый уровень. Как правило, для достижения устойчивого педагогического эффекта требуются длительные сози­дательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в вос­питании и развитии обычно не приходится.

По месту проведения различают естественные и лабораторные педагогические эксперименты. Первые представляют собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид экспери­мента избирается в случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учеб­ники и учебные пособия, приемы, методы обучения и воспита­ния, формы учебно-воспитательного процесса.

Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследователь­ские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В пе­дагогических исследованиях его применяют нечасто. Конечно, естественный эксперимент ценнее лабораторного, так как он бли­же к реальной действительности. Однако в связи с тем, что здесь берутся естественные факторы во всей их сложности, возможность избирательной и точной проверки роли каждого из них резко ухудшается. Приходится идти на дополнительные затраты и пере­носить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтроли­руемых факторов, побочных причин свести к минимуму.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Слово «тест» в переводе с английского означает «задача, ис­пытание». Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Оно позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, опреде­лять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование - далеко не новый, но до последнего времени мало применяемый в отечественной педагогике метод исследова­ния. Еще в 80-90-е гг. XIX в. исследователи начали изучать ин­дивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине. Из­мерение школьных успехов, интеллектуального развития, степе­ни сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики.

В современной школе широко применяются тесты элементар­ных умений - чтения, письма, простейших арифметических операций, а также различные тесты для диагностики уровня обученности (тесты успеваемости) - выявления степени усвое­ния знаний, умений по всем учебным предметам.

Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени для ответов на все вопросы, ведь нужно отвечать очень быстро и правильно; по тестам мощности у каждого такая возможность есть, здесь ско­рость не имеет значения, важны глубина и основательность зна­ний. Большинство практических школьных тестов составляется для проверки достигнутого уровня обученности и функционирует в режи­ме «щадящего» контроля.

В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое (обычно 5-10) ко­личество вопросов. В практике применяется много разновидно­стей тестовых заданий, например, на определение соответствия или последовательности, на умение выявить, распознать, найти определенный объект, классифицировать по заданным призна­кам и т. д.

Традиционные методы исследования

Определение 1

Традиционными называются методы, которые пришли в современную педагогику от ученых, стоявших у истоков педагогики.

Традиционными методами педагогических исследований считаются:

  • наблюдение;
  • изучение опыта;
  • изучение первоисточников;
  • анализ документации;
  • изучение творчества учеников;
  • беседы.

Наблюдение – это самый распространенный и доступный метод работы над изучением педагогической работы. Научным наблюдением считается целенаправленно организованное восприятие объекта исследования в естественной среде. Научное наблюдение отличается от житейского по следующим признакам:

  • определение задач, выделение объектов, разработка схемы наблюдения;
  • фиксация результатов наблюдения;
  • обработка полученных данных.

При всех своих достоинствах наблюдение не раскрывает внутренние аспекты педагогических явлений, не обеспечивает полную объективность информации.

Метод изучения опыта означает организованную и познавательную работу, которая направлена на определение исторических связей воспитания, выкристализацию общего и устойчивого в педагогических системах. При помощи этого метода анализируются возможные способы решения определенных проблем, формулируются заключения о целесообразности их применения в конкретных исторических условиях. Часто этот метод называют историческим. Он тесно переплетается с изучением первоисточников, который еще называют архивным.

Реальные научно-педагогические исследования требуют анализа документации , которая характеризует учебно-воспитательный процесс. В документах содержится множество объективных данных, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

Изучение продуктов творчества учащихся о многом может рассказать опытному исследователю. Личные особенности детей, наклонности, интересы, отношение к деятельности, мотивы деятельности поможет определить данный метод.

Традиционным методом педагогических исследований считается беседа . Педагогическая беседа отличается целенаправленными попытками ученого-педагога проникнуть во внутренний мир, определить причины поступков собеседника.

Педагогический эксперимент

Эксперимент в педагогике носит созидательный характер.

Эксперимент по своей сути - контролируемое педагогическое наблюдение при котором экспериментатор наблюдает самостоятельно осуществляемый процесс. Степень надежности экспериментальных выводов имеет прямую зависимость от соблюдения всех условий эксперимента. Любые факторы, за исключением проверяемых, должны быть полностью уравнены.

Педагогическое тестирование

Определение 3

Тестирование представляет собой целенаправленное и одинаковое для всех испытуемых обследование, которое реализуется в строго контролируемых условиях и позволяет объективно измерить изучаемые моменты педагогического процесса.

Тестирование отличает точность, простота, доступность и возможность автоматизировать исследование.

Применение тестов в исследованиях послужило началом развития психометрического метода. Психология, подарив педагогике инструментарий для анализа, теснейшим образом с ней соединилась.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы, затрагивающие воспитание, образование и обучение, носят коллективный характер. Соответственно часто применяемыми методами их изучения являются массовые опросы, шкалирование, социометрические методики и сравнительные исследования. Все эти методы пришли в педагогику из социологии, поэтому их называют социологическими методами.

Количественные методы в педагогике

Анализируя качество в процессе исследования, ученый определяет, к какой группе известных явлений принадлежит объект исследования и в чем заключается его специфика. Далее он определяет причинно-следственные связи между явлениями. В этом случае задача количественного анализа заключается в измерении и подсчете выявленных свойств.

Традиционными называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон, Коменский и Песталоцци, применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс.

Источники информации – классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю.

Еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые "продукты свободного времени", "хобби-занятий". Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания: наблюдениями и беседами.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы.

В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

    наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

    обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

    варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

    умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это и незаметно для испытуемых.

Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Заранее подготовленные ответы не всегда бывают правдивы. Вспомним, что говорили древние: язык человеку дан не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно их скрывать.

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1. Определяются задачи, выделяются объекты4 2. результаты обязательно фиксируются; 3. Полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Так, наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий – словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести множество примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Достаточно в этой связи вспомнить, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф.Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов. Многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации – классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

3. Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы были заимствованы педагогикой у социологии их часто называют социологическими.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Педагогов же анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной исследования и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.

Широко используется в педагогике и метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

В результате применения данной методики появляется возможность объективно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Одним из преимуществ данного метода является возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

4. Количественные методы в педагогике

Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое – обработка результатов наблюдений и экспериментов для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Особенно широко распространен статистический метод. В его пределах используются следующие конкретные методики:

Регистрация – выявление определенного качества у учащихся данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом других изучаемых объектов.

Все более мощным преобразующим средством педагогического исследования становится моделирование. Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представленной информации. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта