Главная » 1 Описание » Основные типы поведения людей в малой группе. Поведение людей в группах

Основные типы поведения людей в малой группе. Поведение людей в группах

Наряду со статусом беженца, временным убежищем иностранные граждане и лица без гражданства, приезжающие в Российскую Федерацию, могут получить политическое убежище.

Политическое убежище – это право въезда и пребывания, предоставляемое государством иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые обратились с соответствующей просьбой к данному государству.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется в соответствии с указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года, в котором утверждено Положение. В данном Положении сказано, что политическое убежище в России предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от реальной угрозы или преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащими демократическим принципам, признанным мировым сообществом, а также нормам международного права.

Ходатайство о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России. Иностранные лица, а также лица без гражданства, которые желают получить политическое убежище в России, обязаны в течение 7 дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, которые не позволяют им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства. Обращаться необходимо лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в письменном виде.

Документы, необходимые для получения политического убежища

Паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий личность (однако не предоставление документов, удостоверяющих личность, не может служить основанием для отказа в приеме ходатайства);

Две личные фотографии в черно – белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (головной убор допускается, если он не скрывает овал лица, тем гражданам, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головного убора);

Ходатайство о предоставлении политического убежища.

Ходатайство заполняется на русском языке. Если заявитель не может заполнить ходатайство самостоятельно, то оно заполняется ответственным сотрудником территориального органа ФМС. Подпись заявителя в ходатайстве заверяется уполномоченным на это сотрудником территориального органа ФМС России. После заполнения ходатайства с заявителем проводится опрос и заполняется анкета, являющейся составной частью ходатайства. Если необходимо, то с заявителем могут быть проведены дополнительные индивидуальные собеседования.

После подачи ходатайства заявитель в обязательном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию в установленном порядке.

Порядок действий при получении политического убежища

В течение 7 дней с момента прибытия на территорию РФ, либо с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного проживания, иностранные граждане и лица без гражданства должны обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с ходатайством.

Заявитель вправе приложить любые документы в обоснование своего ходатайства.

Сотрудник территориального органа ФМС, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, делает ксерокопии документов, удостоверяющих личность заявителя, проверяет тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе. После этого сотрудник ФМС проводит опрос заявителя и заполняет анкету. После заполнения анкеты и небольшого перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование.

Ходатайство, опросные листы, анкета и другие документы формируются в личное дело заявителя. Личному делу присваивается номер.

В случае принятия ходатайства к рассмотрению выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ в связи с рассмотрением ходатайства данного лица о предоставлении политического убежища.

Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории России.

Если имеются достаточные основания для рассмотрения ходатайства, то его направляют в ФМС России. Днем принятия ходатайства к рассмотрению считается день поступления в ФМС России всех необходимых документов.

После получения заключений МИД России и ФСБ России ФМС России направляет ходатайство и все необходимые документы со своими заключениями в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ. Срок рассмотрения ходатайства в ФСБ России, в ФМС России и в МИД России не должен превышать 1 месяца в каждом органе.

В случае подписания Президентом РФ Указа о предоставлении лицу политического убежища ФМС России в течение 7 дней со дня издания такого Указа уведомляет лицо через территориальные органы о принятии решения.

Предоставление политического убежища также распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии того, что они согласны с ходатайством. Согласие детей в возрасте до 14 лет не требуется.

Лицу, которое получило политическое убежище, а также членам его семьи территориальный орган ФМС России по месту обращения с ходатайством выдает Свидетельство о предоставлении политического убежища. Затем территориальный орган ФМС России оформляет лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи вид на жительство.

Если Президент РФ отклоняет ходатайство, территориальный орган ФМС России вручает, либо направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории страны регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территории России.

Кому не может быть предоставлено политическое убежище

1. Лицу, которое преследуется в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного пребывания за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением.

2. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу.

3. Прибывшему из третьей страны, где ему преследование не грозило.

4. Прибывшему из страны, с которой Россия имеет соглашении о безвизовом пересечении границы.

5. Лицо предоставило заведомо ложные сведения о себе.

6. Лицо прибыло из страны, в которой имеются развитые и устоявшиеся институты в области защиты прав человека.

7. Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

8. Причины, по которым лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного пребывания, носят экономический характер, либо причинами является голод, эпидемия, чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера.

Лишение политического убежища

Право на политическое убежище утрачивается:

Если лицо вернулось в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

Лицо выехало на жительство в третью страну;

Лицо добровольно отказалось от политического убежища;

Лицо приобрело гражданство РФ или гражданство другой страны.

Политическое убежище утрачивается по решению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению ФМС России на основании заключений ФСБ России и МИД России.

Причинами лишения лица политического убежища также могут быть:

Государственная безопасность;

Деятельность лица, противоречащая целям и принципам ООН;

Совершение лицом преступления.

Все необходимые документы для получения политического убежища вы можете скачать на нашем сайте .)

Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персо­налом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на груп­повые виды деятельности. Эффективность работы любого руково­дителя тесным образом связана с пониманием особенностей груп­повой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей груп­пой. Исследования последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие показатели.

Большинство курсов по управлению персоналом излагают руко­водства относительно повышения эффективности групп. Сюда от­носятся такие вопросы, как: стиль лидерства; методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы. Эти вопросы являются наибо­лее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.

Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффективность работы менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо проблем в организациях. И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Он поместил группу в темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на ка­кое расстояние он переместился. Хотя в действительности свет во­обще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос бы­ло много различий. Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно на­правления и величины перемещения света, и было достигнуто груп­повое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конк­ретных мнений, которые люди высказывали до этого.

Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного объяснения этому поведению, но по­ведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:

1. Люди живут в группах в состоянии постоянной в заимозависи­мости.

2. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие
цели.

3. Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или ме­нее специализированы. В действительности их специализация зави­сит от потребностей людей.

4. Индивиды участвуют по многих группах. Группа является есте­ственной и неизбежной частью жизни человека. Существуют посто­янные, временные и случайные группы.



5. Некоторые группы являются свободными. В них вступают по
желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет,
мы не выбираем семью, этническую группу или нацию).

6. Рабочие группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы характеризуются организованной структурой.
Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют
тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяе­мыми внешней средой, культурой. В неформальной группе сущест­вуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ро­лях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей -
результат взаимодействия внутри группы.

Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче де­лать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек,
который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием
и уважением группы.

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заста­вить их соответствовать нормам группы (нормы поведения, речь,
производительность, отношение к руководству, производству, сверх­
урочной работе и т.п.).

Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные чле­ны группы, однако группа дает лучшие идеи: с лучшей проработкой,
со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за
них.

Группы (как это ни странно) принимают более рискованные
решения, чем отдельные члены группы. По всей вероятности, раз­вивается определенный тип «группового мышления», при котором
группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как
явление смещения риска.

Конфликт между группами и внутри группы - вполне естест­венное явление (мы и они, те, кто в группе и вне группы). Могут
быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлеж­ности, межгрупповые, социальные. Последствия конфликтов - об­разование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «коз­ла отпущения», организационные изменения в группе, появление
или смена руководителя, распад группы.

Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для налаживания эффективного управления.

Известно, что поведение личности - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не до­стигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состоя­ние, которое приводит к новым действиям.

Отметим вначале, что групповые цели, как и цели каждого инди­вида, не обязательно ясны и осознаны. Кроме того, подчеркнем, что общие цели не являются чисто формальными целями, навязанными организацией ее членам. Здесь мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. И третье - сходство личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель.

Важен следующий результат наблюдений и экспериментов: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других. При на­личии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направ­лении. Индуктивная сила предложенной цели варьирует в зависи­мости от привлекательности группы для ее членов. Личность вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления.

Цели, которым группа может служить в организации, могут быть различными: начиная от распределения работы, осуществления управления и контроля за работой для решения проблем и принятия решений, до поднятия чувства ответственности и причастности к де­лам. Некоторые группы могут возникать и для выполнения других, менее формальных задач.

Любая организация состоит из групп людей. Такие группы - это не просто случайная совокупность людей, но, как правило, тщательно отобранный, обученный и подготовленный к выполнению определенных действий коллектив. Поэтому организационное поведение может рассматриваться под углом зрения группового поведения, понимаемого как совокупность действий групп и отдельных индивидов, их составляющих. Если индивиды составляют группы и определяют их цели, планы достижения целей и необходимые для этого средства, то группы как целое, в свою очередь, воздействуют на индивидов, изменяя, модифицируя их поведение, интересы и потребности. Менеджер должен знать психологические закономерности поведения людей в группах и использовать эти знания для обеспечения наивысшей производительности группы.

Определение и классификация организаций и групп

Прежде чем начать рассмотрение группового поведения необходимо дать определения понятиям "организация" и "группа", а также привести их классификации.

Организация - это группа, состоящая из двух или более человек, взаимодействующих и зависящих друг от друга, объединившихся для достижения общих целей. Различают формальные и неформальные организации.

Формальная организация представляет собой группу людей, определенным образом структурированную, и обладающую специальными документами (например, уставом, свидетельством о регистрации), в которых указаны ее цели и прописан ее юридический статус. Такая организация "оформлена" в соответствии с действующим законодательством. В формальной организации поведение каждого се члена должно быть направлено на достижение общих целей.

Неформальная организация - это группа, которая в отличие от формальной организации не имеет ни определенной структуры, ни документа, удостоверяющего ее существование. Большая часть таких групп обычно формируются в служебной среде, они появляются для удовлетворения каких-либо социальных потребностей, например, общения или демонстрации личных профессиональных достижений. Так, трое служащих из различных отделов, которые всегда вместе обедают и при этом обсуждают различные темы - пример неформальной организации.

Можно предложить следующую классификацию групп: управляемые; целевые; по интересам; дружеские.

Управляемые и целевые группы относятся к формальным организациям, а вот группы по интересам и дружеские коллективы - это скорее примеры неформальных организаций.

Рассмотрим характеристики этих групп.

Управляемая группа состоит из менеджера и тех подчиненных, которые отчитываются за проделанную работу непосредственно перед ним. Так, например, директор школы и 12 учителей, которые там преподают, - это управляемая группа. К этому же тину относится группа старшего ревизора па железной дороге и его помощника.

Целевая группа также организационно оформлена, она представляет собой объединение людей, которые совместно трудятся для достижения какой-либо общей рабочей цели. Однако целевая группа объединяет не только ближайшее иерархическое окружение, она также может затрагивать и другие взаимоотношения. Так, например, специалист аналитического отдела корпорации при возникновении проблемы может обратиться не только к коллегам или руководителю отдела, но также и к знакомому юристу, работающему в корпорации, опытному снабженцу, секретарю начальника департамента и другим лицам, которые, как он считает, могут оказать помощь. В свою очередь, он и сам готов оказать помощь и содействие этим людям. Объединение всех этих людей и будет составлять целевую группу. Следует отметить, что все управляющие группы - это еще и целевые группы; их члены трудятся для достижения конкретных целей.

Группа по интересам создается в том случае, если есть двое или больше человек, рабочие интересы которых совпадают. Так, например, служащие, которые хотят изменить свой график отпусков, - это группа по интересам. Такую группу будут составлять, например, люди, желающие поддержать уволенного сослуживца. Рабочие, выступающие за улучшение условий труда, - это опять же объединение, у которого есть общий интерес.

Дружеские группы формируются на основе того, что у людей есть одна или несколько похожих черт характера. Эти объединения зачастую выходят за пределы организации, они могут складываться на основе одинаковых этических принципов, сложившихся у людей, могут объединять рабочих одного возраста или, например, фанатов футбольного клуба. Такие группы могут формироваться и из тех, чьи политические взгляды совпадают или же объединять людей, чьи характеры в чем-то схожи.

Таблица 4. Причины вхождения людей в группы

Причина

Объяснение причины

Безопасность

Становясь членом группы, каждый человек уменьшает вероятность возможности "остаться одному", он чувствует себя сильнее, меньше сомневается в себе. Когда люди объединяются в группы, то им успешнее удается противостоять возникающим проблемам

Человека, который является членом какой-либо группы, уважают и признают

Самоуважение

Группа даст каждому своему члену чувство самоуважения. То есть человека почитают не только окружающие, но и сам он гордится своей принадлежностью к данной группе

Объяснение причины

Обеспечение потребностей

Любая группа создается для того, чтобы удовлетворять те или иные социальные нужды. Людям свойственно общаться между собой, поэтому большинство групп удовлетворяет естественную человеческую потребность во взаимодействии

Зачастую то, чего не может выполнить отдельный человек, легко осуществляется усилиями всей группы. В данном случае сила заключается в количестве

Достижение целей

Иногда бывает необходимо сконцентрировать усилия нескольких человек для достижения той или иной цели. Может возникнуть потребность в объединении навыков, таланта, силы для успешного выполнения рабочего задания. В этом случае управление должно ориентироваться на создание формальных групп

Неформальные группы возникают для удовлетворения социальных потребностей работников. Людям свойственно общаться между собой, вот почему служащие часто вместе играют в гольф или едут домой с работы, вместе обедают и во время перерывов совместно пьют чай. Важно помнить, что такие группы хотя и не являются формальными, но оказывают большое влияние на поведение работников в организации.

Трудно выделить единственную причину, которая объясняла бы, зачем люди объединяются в такие неформальные группы. Очевидно, что разные группы приносят разные выгоды своим членам, вот почему один человек зачастую может входить в несколько разных неформальных объединений. Типичные причины вхождения людей в группы показаны в табл. 4.

О группе часто говорят как об организме. Одним из доказательств этого является готовность членов группы к сближению мнений и психологических качеств. В результате группа может решать совместные задачи.

Зачастую перед группой возникают задачи, в которых трудно найти объективный показатель правильности решения. Тогда мнение большинства оказывается единственным ориентиром поведения для каждого. Ситуация становится критичной, когда участник группы обнаруживает, что его точка зрения противоречит мнению других. Тогда у него возникает внутренний конфликт: «верить себе или мнению других людей». Выход из этой затруднительной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых главными являются следующие:

  • сложность задачи, которую приходится решать: увеличение сложности задачи ведет к уменьшению уверенности в себе;
  • опыт решения подобного типа задач: если опыт большой, задача решается легко, но если его мало, то возникают затруднения с ориентированием в задаче - ориентироваться на себя или на других людей?
  • авторитет личности в данной группе: если он высокий, то можно положиться на свои способности, но если он низкий, тогда мнение других может стать предпочтительнее;
  • значимость группы для того, кто принимает решение: если человек уважает мнение группы, и она ему необходима, то вопрос решается путем соглашения с мнением группы, если группа не является значимой, выбор ориентирован только на собственное мнение.

Исследованиями обнаружено, что одного только присутствия других людей достаточно, чтобы изменились ощущения личности, ее эмоциональные состояния и поведение.

Обычно расхождения во мнениях в начале формирования группы больше, чем при сформировавшейся структуре отношений. В значительной степени на сближение мнений членов группы влияют единые задачи. В сознании каждого они формируют готовность скорее согласиться, чем оспаривать положение дел. Правда, возможны исключения, если в группе идет борьба за лидерство. Эта борьба диктует членам группы свои правила поведения. Борьба за лидерство часто разделяет группу на две, со своими лидерами в каждой. Эта ситуация называется двойным лидерством. Возникшие группировки питают самолюбие лидеров, и они завершают раскол группы. В этом случае единая задача приобретает два смысла - отдельный для каждой из подгрупп. Сближение мнений становится в такой ситуации самым проблематичным.

В основе изменения и сближения мнений лежит механизм подражания и внушения. Академик В. М. Бехтерев считал, что подражание и внушение зачастую слабо осознаются человеком. Люди различаются степенью осознанности и критичности в тех случаях, когда им приходится менять собственные суждения. Один, например, осознает факт противоречий и соглашается с мнением группы или лидера-руководителя, но затем возвращается к собственному суждению. Другой, неосознающий эффекта подражания и внушения, настолько поддается влиянию, что перестает замечать подмену собственного суждения чужим (групповым, лидерским). Исследователи выделяют следующие обстоятельства, определяющие меру податливости членов группы:

  1. Максимальное внушающее давление на члена группы оказывают три человека с единым мнением. Особенно если эти лица обладают авторитетом.
  2. Влияние группы зависит от положения человека в группе. Меньше всего подвержены внушению лица, слабо зависимые от группы, но высоко ценимые ею. Обычно способности этих людей большие, чем у остальных членов группы, что заставляет большинство идти за высоко ценимым лидером. Более способному легче выбирать между группами, в которых ему приходится функционировать.
  3. Единство мнений сильнее в группах с демократической системой отношений, чем в авторитарных группах, но порядка и точности больше в авторитарном типе групп. Это происходит из-за того, что в группах с демократическими отношениями ее члены переключаются на межличностное общение. Если ситуация далека от экстремальной, критической, то снижается и эффективность совместной деятельности. Авторитарная система отношений оказывается эффективнее в сложных, кризисных ситуациях. Более жесткое распределение ролей и функций не только упорядочивает поведение каждого, но и повышает точность решения управленческих задач.
  4. Мнения, высказанные вслух, оказывают большее внушающее воздействие, чем полученные в письменном виде. Исключение составляют документы вышестоящих инстанций, которые в авторитарных обществах имеют особое значение. Живые свидетели всегда ценнее, т. к. бумаги можно уничтожить.
  5. Податливость групповому давлению зависит от очередности высказываемых мнений. Члены группы, раньше других высказавшие свое мнение, оказывают большее влияние на поведение остальных. Единство мнений большой части членов группы сильнее влияет на высказывания последних выступающих. Для повышения внушающего эффекта лидер, руководитель может высказать свое мнение не только в начале, но еще и подвести итог в конце, выбрав оптимальную линию поведения.
  6. Подверженность влиянию со стороны других значительная, если расхождение во мнениях существует, но оно незначительно. Оптимальной является определенная степень достоверности расхождений, не доходящая до абсурда.
  7. В сплоченных группах давление единого мнения на отдельных ее членов сильнее, чем в менее сплоченных. Сложившиеся положительные отношения связывают членов группы обязательствами друг перед другом. В менее сплоченных группах ее членам нечем особенно дорожить, кроме собственного мнения, поэтому они и испытывают меньше давления со стороны друг друга.
  8. При угрозе наказания чаще всего возникает эффект публичного согласия при внутреннем неприятии. Инакомыслие, всячески подавляемое тоталитарными режимами, приводит к внешнему единомыслию, что обеспечивает самосохранение членов групп и общества в целом. Однако это внешнее единомыслие делает людей равнодушными, пассивными, безынициативными, что приводит к постепенному снижению эффективности труда при внешнем благополучии.
  9. Мнение, выработанное группой, более устойчивое, нежели индивидуальное мнение рядовых членов группы. Групповое мнение становится нормой, «образцом для подражания». Неслучайно законотворчество на этапе завершения, принятия требует обязательного обсуждения и голосования.

Психологами определены типы поведения людей, которым приходится решать дилемму: быть независимым, но отвергнутым группой или быть несамостоятельным, но принятым группой. Было выделено три независимых и три несамостоятельных типа поведения:

  • Первый тип независимых людей характеризуется полным доверием к собственным интеллектуальным способностям и жизненному опыту. Обычно это люди старшего поколения с высоким авторитетом в прошлом, и тем более в настоящем.
  • Второй тип независимых людей характеризуется их уходом от давления группы с сохранением своего собственного мнения. Такое поведение возможно при наличии других значимых групп и авторитетов.
  • Третий тип независимых людей отличается значительной напряженностью и сомнениями в условиях выбора решений. Но все же они, как правило, остаются при своем мнении.
  • Первый тип несамостоятельных людей проявляет достаточную уверенность в своих интеллектуальных способностях, но нежелание быть отвергнутыми группой заставляет их принять чужие суждения. Их можно считать осмотрительными людьми.
  • Второй тип несамостоятельных людей сравнительно легко принимает точку зрения большинства, т. к. мало доверяет собственным интеллектуальным возможностям.
  • Третий тип несамостоятельных людей не замечает, что их мнение определяется точкой зрения большинства.

Объяснения людей несамостоятельных типов разнообразны. Одни оправдывают свое поведение недостаточностью информации для правильного принятия решений. Другие однозначно считают, что большинство всегда право, поэтому нечего и напрягаться.

Подверженность влияниям группы зависит от рода профессиональной деятельности. Специалисты, связанные с техникой, больше доверяют собственным знаниям, и мнение группы для них менее значимо. Гуманитарии и особенно обществоведы менее уверены в достоверности и истинности гуманитарных знаний и скорее изменят свое суждение в условиях группового давления.

Податливость человека влияниям группы зависит и от его психологических качеств. Более внушаемыми оказываются лица со следующими личностными характеристиками:

  • тревожные, эмоционально неустойчивые, мечтательные и утонченные
  • имеющие тип темперамента, близкий к меланхолическому и чуть реже к холерическому (стабильные сангвиники и флегматики слабо реагируют на мнение других, даже авторитетных людей);
  • малообщительные, ответственные и любящие порядок;
  • имеющие оригинальное творческое мышление и хорошие показатели теоретического и практического интеллекта, хотя это может показаться и парадоксальным.

Таким образом, для управления группой менеджер должен знать о психологических механизмах, влияющих на поведение людей. Ситуации бывают разные, и в каждом случае необходимо максимально точно определять причины согласия или несогласия, податливости или сопротивления. Часто поведение людей зависит не от экономических факторов, а от его психологического склада, обстоятельств, в которых приходится принимать решение.

Цивилизованные отношения предпринимателей, менеджеров должны опираться не на сиюминутную выгоду, а на перспективу. Для этого нужно находить психологически приемлемые варианты деловых отношений.

  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

Групповая психология как объективный фактор. Психология группы не есть лишь сумма ценностей, взглядов и убеждений, присущих каждому члену группы, здесь не действует принцип
сложения. Групповую психологию характеризует, скорее, прин-цип умножения, возведения в степень индивидуальных психо логических категорий, что, во-первых, придаст групповой пси хологии интенсивность, повелительность, намного превосходя щую влияние индивидуально-психологического воздействия, и, во-вторых, придает групповой психологии объективный, т. е. не зависящий от воли отдельных членов группы, характер. Группо вые нормы предстают перед индивидом как объективный фак тор в виде заранее предустановленных критериев оценок, сте реотипов, образцов поведения.
В ряде исследований отмечалось, что в качестве важной чер ты процесса социализации следует выделить образование общих норм для группы, от которой зависит отдельная личность, и действие этих норм в качестве факторов саморегулирования группового поведения. Иначе іоворя, психологическая зависи мость отдельного лица от группы является мотивом для приня тия им норм, общих для всей группы. Это ключевой момент процесса социализации, т. е. процесса усвоения и активного вос производства индивидом социального опыта, усвоение ценнос тей, убеждений, общественно значимых форм поведения.
Основные характеристики социальной среды так или иначе воплощаются в людях. Социально-психологические структуры таких социальных групп, как семья, производственная группа, группы совместного проведения досуга, учебная группа, воин ское подразделение, группы, связанные общностью совмест ного проживания, и другие формы непосредственного взаимо действия людей в случае реального включения индивида в сис тему межличных отношений в таких группах обусловливают возникновение серьезного влияния на соответствующее лицо, влияния, направленного на обеспечение желаемого (с точки зрения данной социальной группы) поведения.
Психологическая структура группы и неформальный лидер. Психологическая структура группы представляет собой сложную сеть психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. От дельными элементами такой структуры являются индивидуаль-ные позиции, занимаемые каждым индивидом в процессе его самоутверждения в группе В эту структуру включаются также от дельные мелкие группы, объединяющие индивидов по психоло гическим признакам.

Психологическая структура выражается также в определен ных видах взаимоотношений, возникающих между индивидами в повседневном общении. Психологическая структура произ- водна. Ее образование обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, но, раз сложившись, она сама явля ется фактором, оказывающим огромное влияние на личность. В силу этого она требует учета, изучения и вмешательства.
Психологическую структуру неформальных фупп характери зует ряд важных особенностей. В ходе постоянного взаимодей ствия индивидов их отношения начинают ранжироваться по степени их важности для членов фуппы; внутрифупповые от-ношения приобретают структуру, основанную на степени пред почтений, оказываемых друг другу членами такой фуппы. В каждой фугіпс неизбежно выделяются из своей среды тс, кому члены фуппы отдают наибольшее предпочтение.
Тот из числа членов группы, по отношению к кому проявляет ся наибольшее число предпочтений, становится лидером социаль ной группы На другом полюсе структуры фуппы располагаются те (или тот), по отношению к кому проявляется наименьшее число предпочтений (отверженные). Структура эта складывает ся стихийно, но, раз сложившись, начинает во многом опре делять поведение ее членов. Принципиальную важность приоб-ретает роль лидера социальной группы.
Центральный признак лидерства - способность оказывать влияние на убеждения и деятельность членов фуппы. Лидер со-циальной фуппы тот, кто инициирует действия, отдает прика зы, решает споры между ее членами и выносит по ним обязыва ющие решения. Лидер одобряет или не одобряет действия членов фуппы, подбадривает или пресекает такие действия. Члены со циальной фуппы действуют, думают и чувствуют так, как этого желает лидер, поддаваясь его влиянию в гораздо большей степе ни, чем такому же влиянию любого другого члена фуппы.
Деятельность формальных (признанных обществом, зако ном) групп становится более эффективной в случае, если не избежно складывающиеся в их рамках неформальные группы ориентированы на достижение целей своей формальной груп пы, а неформальный лидер либо поддерживает деятельность формального руководителя фуппы, либо (что оптимально) сам становится ее официальным руководителем. Антисоциаль ные, преступные группы - группы неформальные, складыва-
ющиеся стихийно, и в этих условиях поведение, значение, роль их лидера («авторитета») имеет особое значение.
Психологическая структура группы служит мощным ката-лизатором индивидуального поведения, однако в зависимости от содержания соответствующих групповых норм - катализа тором социально полезных либо социально вредных форм по ведения Социальную группу могут характеризовать недостатки двоякого рода. Так, возможны дефекты се внешней структуры Типичный пример такой ослабленной социальной группы - это семья, где отсутствует один из родителей. Возможны слу чаи, когда за внешне нормальной структурой социальной нор мы скрываются серьезные дефекты во взаимоотношениях се членов. Такие недостатки часто не соответствуют тем социаль но полезным целям, которые определяют деятельность данной социальной группы, лишают отношения в данной группе их реального содержания, вступают с ними в конфликт.
Поляризация групповой принадлежности. На заре человеческой истории в рамках первых сообществ людей появляется и осозна ние взаимной принадлежности друг к друїу, объединснности, т. с возникает представление «мы» (мы - племя, мы - род, мы - семья и т. д.). Существенно, однако, что представление «мы» возникаю только тогда, коїда данное сообщество сталки валось с другим сообществом и возникала необходимость обосо биться от каких-либо «они». Осознание себя группой людей в качестве некоторой общности совершается только через проти вопоставление данной «своей» общности - той, «другой», «чу жой» общности или группе. Само понятие «мы» возможно толь ко в связи и по поводу категории «они». «Мы» прежде всего это нс «они», а уже за тем происходит осознание и выделение со держательных характеристик, присущих данному «мы».
Представление о различии между «мы» и «они» может отра жать либо незначительную степень субстанциональности, со держательности, либо усиливаться вплоть до приписывания такому различию качественного, сущностного свойства, до полного, кардинального (полярного) противопоставления «нас» «им», до убеждения в существовании полного отличия, абсолютной несовместимости категорий «мы» и «они». Это раз личие может характеризоваться определенной степенью нега тивизма по отношению к «ним» - от сравнительно нейтраль-
ного до отрицательного и враждебного. В этом крайнем случае категории добра и зла поляризуются, причем, как понятно, добро - это «мы», «наше», а зло - это «они», не «наше», «чужое».
В последнем случае «им» может приписываться роль источ ника тех бед и лишений, причины которых неизвестны или неясны, или (что очень трудно признать) источником своих бед являемся «мы» сами. В такой ситуации возникает возмож ность, очень часто реализуемая, возникновения в обществен ном сознании вымышленных, нереальных, мнимых, но злове щих «они», на которых взваливается ответственность за все беды. Мнимые «они», завоевывая свое место в общественном сознании, приобретают силу, становятся реальностью в дей ствиях и устремлениях людей, выполняя свою социальную функцию. Эта функция заключается в подстановке вымышлен ных «они» там, где недостает действительных «они» для фор мирования определенных социальных общностей и групп.
Принципиально важно, что общность «мы» формируется путем подражания членов данной группы друг другу, в резуль тате стремления быть подобными один другому. Представление «они» строится путем выделения черт, приписываемых «им», и такие черты, соответственно, используются для сплочения «нас» путем запрета уподобляться «им». Категория «они» нуж на, чтобы сформировать и укрепить «нас», чтобы «мы» не по ступали, как «они». Отличие от тех, кто «не мы», стимулирует подобие «среди нас», отрицание, негативное отношение к «ним», усиливает уподобление среди «нас».
Дезорганизация социальных общностей и групп. Динамика социальных процессов (демографических, миграционных, процессов урбанизации, индустриализации) в качестве неже лательного результата может оказать деструктивное воздей ствие на социальные группы и общности, привести к их час тичной дезорганизации. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре социальных общнос-тей, так и на внутренней, содержательной, функциональной их характеристике.
Так, с внешней стороны социальные процессы типа мигра ции, развития городов, промышленности и т. д. ведут к распаду больших семей, к невозможности сохранения совместного се мейного проживания двух или трех поколений, замене тради-
ционной семьи семьей «нуклеарной» (муж, жена, ребенок); в производственных группах - к ослаблению профессиональной солидарности (распад гильдий); в территориальных - к утере социальной, этнической гомогенности, чувства территориаль ной принадлежности, росту числа мигрантов в составе корен ного населения, к нарушению естественной уравновешенной половозрастной структуры.
Дезорганизация функций таких обшносгей выражается в расшатывании групповых ценностей, противоречивости стан дартов и образцов поведения, ослаблении нормативной струк туры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов общностей и социальных групп. Так, среди 20 областей России с наивысшим коэффициентом прибытия мигрантов находятся 18 областей с наивысшим коэффициен том преступности.
Дезорганизация социальных групп ведет к отклонениям в поведении се членов в случаях:
участия индивида в различных социальных группах, ко торые навязывают ему противоречащие друг другу системы со циальных ценностей и образцов поведения;
участия индивида в дезорганизованных группах, для кото рых характерна неопределенность социальных ролей, соци альных требований, предъявляемых к индивиду; отсутствие об щественного контроля, неясность критериев оценок поведения.
Такого рода явления связаны с ослаблением социально- психологического эффекта общности, который служит сред-ством обеспечения внутригрупповой сплоченности и взаимо понимания, направленного против тенденций, ведущих к на рушению общности.
В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд своих существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой стандартов поведения, чувством солидарности и принадлежности к общности, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания. Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единство их позиций представляют собой величи ну, обратно пропорциональную количеству социальных отклоне ний. Если степень единства (интегрированности) социальной группы (класса, общества) растет, то падает количество от-
клонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель ослабления ин тегрированное™ социальных групп.
В этих условиях неэффективность влияния на индивидуума первичной социальной группы, слабость процесса его социа лизации (включение человека в систему ценностей и норм по-ведения, характерных для общества в целом) приводят к уси лению воздействия на него стихийно складывающихся групп, противопоставляющих себя общественно признанным нормам и ценностям, снабжающим индивида чувством принадлежнос ти и групповой солидарности, за счет включения его в антисо циальную, преступную активность. Таковы различные преступ ные группировки, группы потребителей наркотиков и т. д.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта