Главная » Условно-съедобные грибы » Предложения с обособленным дополнением исключая. Обособленные дополнения

Предложения с обособленным дополнением исключая. Обособленные дополнения

Обособленные дополнения - это падежные формы имен существительных с предлогами и предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая и т. п. Подобные сочетания имеют значение включения, исключения, замещения, т. е. ограничительное или расширительное значение.

Обособление этих оборотов не является обязательным и зависит от смысловой нагрузки, объема оборота, желания его выделить с целью подчеркнуть роль в предложении.

Например: В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Паустовский).

1. Обороты со значением включения, исключения и замещения называют предметы, включенные в однородный ряд или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие.

Они выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста: в зависимости от степени их распространения, места расположения в предложении.

Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания: кроме, наряду, помимо, включая, исключая, за исключением, сверх, вместо и др.

Например: Когда наступили трудные годы Гражданской войны, Лизе, наряду со всеми , пришлось искать службу (Фед.); Отряд, за исключением трех-четырех человек «бездомных» , по обыкновению, распался на группки (Фад.); Отсюда и любовь Толстого к народному творчеству, к фольклору – работа, имеющая, помимо всего , и большое чисто научное значение (Пауст.); Вырубка и родничок заросли лещиной, все кругом стало полуживое, исключая пустошей , таинственно синевших впереди (Леон.); Наряду с другими , я оказался в колонне демонстрантов (газ.); Четыре орудия поочередно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания , орудийный огонь не внес заметного замешательства в ряды красных (Шол.).

2. Оборот со словом кроме имеет два значения:

1) одно совпадает со значением слов за исключением , т.е. оборот имеет значение исключения из ряда подобных предметов.

Например: На всех берегах залива на протяжении сотен верст мною не было встречено ни одного человека, и, кроме горчайшей полыни и сухого бурьяна , я не сорвал ни одной травинки (Пауст.); Пробившиеся к самому берегу мужики сколько ни смотрели, ничего уже, кроме быстрой, по-осеннему темной воды , не увидели (Пауст.); Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека , лежавшего на песке у моря (М. Г.); Как ни вглядывался Вихров, ничего не разглядел в потемках, кроме белесого продолговатого пятна (Леон.); Вершинин отправил луговиков в институт, всех, кроме Свиридовой , – ее он включил в высокогорный отряд (Зал.).

2) другое значение – противоположное – это обозначение включения в ряд подобных предметов.

Например: У Бунина, кроме блестящих, совершенно классических рассказов , есть необычайные по чистоте рисунки (Пауст.); Кроме студентов , на конференцию приехали и преподаватели. Кроме блюд и соусников , на столе стояло множество горшочков (Г.); Теперь слышались, кроме грачиных , человеческие голос а (А.Т.); Кроме дикого зверя , есть в этих местах и разная птица.

Однако в печати встречаются и необособленные обороты с предлогом кроме со значением включения: Кроме зарплаты они получают и премиальные; Кроме рисунков были приложены ещё чертежи; Кроме хозяев в комнате были и гости; Кроме вашей химии существуют ведь и другие науки.

Вариативность пунктуации позволяет в некоторых случаях внести ясность в текст.

Сравните: Пригласили и других, кроме тебя (значение исключения: «пригласили и других, а тебя не пригласили»). - Пригласили и других кроме тебя (значение включения: «пригласили тебя наряду с другими»).

Иногда объем обособляемого оборота с предлогом кроме со значением включения меняется в зависимости от вносимого в предложение смысла.

Сравните: Кроме записей живой диалектной речи , на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи живой диалектной речи являются дополнительным источником к уже имеющимся на местах). - Кроме записей живой диалектной речи на местах , имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи на местах являются дополнительным источником к имеющимся другим источникам).

Как правило, обособляется оборот с кроме при отрицательных местоимениях никто, ничего и вопросительных местоимениях кто, что .

Например: Я ничего не мог различать, кроме мутного кручения метели (П.); На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды (Л.Т.); Никто, кроме солнца и голубого неба , не глядит на него (М.Г.); Кто, кроме нас самих , должен заботиться об охране природы?; Что, кроме осуждения , может вызвать неуважение к обществу?

Обособляются обороты с сочетаниями кроме как, кроме шуток и кроме того (в значении вводного слова).

Например: Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марк.);Кроме шуток , неужели вам нравятся такие книжки? (Дост.); Мечик окончательно уверил себя в том, что Бакланов гораздо лучше и умней его, что Бакланов, кроме того , очень смелый и сильный человек (Ф.).

Оборот кроме того обособляется и после союза: И, кроме того…; Но, кроме того…; Если, кроме того…; Хотя, кроме того… и т. д.

3. Оборот с предлогом вместо употребляется и обособляется в двух случаях:

1) как дополнение, зависящее от глагола-сказуемого.

Например: Вместо весёлой петербургской жизни , ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (П.) - оборот связан со сказуемым, так как и то и другое «могло ожидать меня»; обособление факультативно.

2) Как особая конструкция, не управляемая глаголом-сказуемым.

Например: Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (П.) - оборот синтаксически не связан со сказуемым, поскольку не образуется словосочетание подать ответ ; Вместо ответа на какой-то запрос , Зурин захрипел и присвистнул (П.) - то же самое: слово ответ лексически не сочетается со словами захрипел и присвистнул ; обособление обязательно .

Сравните также: Помимо своей работы , я теперь тружусь ещё и в Радиокомитете (Павл.).

Но если предлог вместо имеет значения «за», «взамен» , то оборот с ним не обособляется .

Например: Вместо гнедого жеребца Коржу дали толстого белого мерина (Дик.); Вместо шубы надел пальто; Пошёл на заседание вместо заведующего . Он сел в кабину машины вместо шофера («за шофера, в качестве шофера»).

В предложениях: Он медленно обходил все гавани и все причалы – неимоверно худой и торжественный, как Дон Кихот, опираясь вместо рыцарского копья на толстую палку (Пауст.); Наталья попробовала улыбнуться, но вместо улыбки жалкая гримаса исказила ее лицо (Шол.) предлог вместо имеет значение «взамен» ; именно в таких случаях выделение необязательно , особенно при отсутствии распространения оборота.

Тема урока: «Обособление дополнений».

Сегодня мы будем дополнять информацию . Познакомимся с обособленными дополнениями . И выясним условия обособления дополнений.

На уроке мы

Нам уже знакомо понятие обособленных членов предложения . Мы знаем, что обособленный член предложения получает большую самостоятельность и выделяется пунктуационно и интонационно.

Мы успели также выяснить, что выделяться в некоторых случаях могут определение и обстоятельство. Но ведь наш ряд второстепенных членов предложений как будто неполон! Сегодня мы выясним, что и дополнение тоже может обособляться.

Дело в том, что обособленные дополнения – очень условный термин. В основном такие дополнения выделяются благодаря возможности поставить к ним падежный вопрос.

Дополнения в тексте обособляются факультативно . Это значит, что обособление не во всех случаях обязательно .

Что оказывает влияние на обособление дополнений в тексте?

- объем конструкции

- близость к центру предложения

-цель говорящего

-стилистическое задание

Дополнения в тексте обособляются факультативно

Обособленные дополнения выражаются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями.

Считается, что к дополнениям относятся конструкции со значением

- включения

- исключения

- замещения

Обособленные дополнения выражаются

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

Обособленные дополнения могут быть представлены конструкциями со значением включения.

В таком случае существительные употребляются с предлогами помимо, сверх, включая, наряду с.

Такие конструкции могут обособляться, а могут и не обособляться.

Солдатам выдали паек сверх нормы . Конструкция стоит в конце предложения. Она достаточно короткая, и нам незачем дополнительно выделять ее при помощи интонации. Кроме того, она тесно связана с текстом: это не дополнительное пояснение, а обязательное. Если мы уберем его, получится, что солдатам просто выдали паек. Значение предложения изменится.

В воспоминаниях наряду с этой темной фигурой возникала другая. Несмотря на то, что конструкция дополнения стоит в середине предложения, она не будет обособляться, поскольку тесно связана с основным текстом . Можем ли мы отделить ее от этого текста? Нет, не можем.

В данных случаях конструкции тесно связаны с основным текстом предложения и не выделяются интонационно.

Рассмотрим еще несколько случаев.

Мы решили, помимо конфет, купить имениннику отдельный подарок . Конструкция стоит в середине предложения, может быть отделена от основной части. Значит, выделяется запятыми.

Заметим, что в этом предложении предлог помимо выступает в значении «сверх, кроме». Если бы он выступал со значением «вопреки», выделения бы не требовалось: Все решилось помимо меня.

Все, включая Вовочку, выступали за это решение . Конструкция стоит в середине предложения и может быть отделена от основного текста. Кроме того, конструкции с предлогами «включая» и «помимо» обычно обособляются.

Наряду с похвалами, мальчик получил и несколько замечаний . Конструкция стоит в начале предложения и может быть отделена от основного текста. Поэтому она обособляется.

Итак, наши конструкции дополняют предложение и могут быть отделены от основного текста, а потому обособляются.

Обособленные дополнения могут быть представлены конструкциями со значением включения

Обособленные дополнения могут быть также представлены конструкциями со значением исключения.

Эти конструкции образуют существительные с предлогами кроме, за исключением, исключая.

Конструкции со значением исключения обычно обособляются.

Все, кроме Паши, обрадовались хорошей погоде.

За исключением отличников, никто не прошел этот тест. Обособляем конструкцию со значением исключения.

В классе никто не слышал об этом правиле, исключая Васю, который знал его наизусть. Обособляем конструкцию со значением исключения.

Обособленные дополнения могут быть также представлены конструкциями со значением исключения

Обособленные дополнения могут быть представлены конструкциями со значением замещения. В таких случаях существительные употребляются с предлогом вместо.

Дополнения со значением замещения обособляются не всегда

Вместо сочинения мы писали изложения . Дополнение не будет обособляться, потому что составляет вместе со сказуемым словосочетание. Писали (вместо чего?) вместо сочинения. Это сочетания с типом связи управление.

Катя, вместо ответа на мои вопросы, вдруг заплакала . В этом предложении конструкция с дополнением обособляется, поскольку не составляет со сказуемым словосочетание.

Обособленные дополнения могут быть также представлены конструкциями со значением замещения

Если вы хотите дополнить информацию в предложении – как разобраться, нужна запятая или нет?

Рассмотрим несколько примеров.

На мой день рождения пойдут все кроме Коли.

Кроме Коли – конструкция со значением исключения.

Такие конструкции, с предлогами кроме, исключая, за исключением, как правило, выделяются.

Вместо Коли я позову двух подруг.

Вместо Коли – конструкция со значением замещения. Проверим, составляет ли эта конструкция словосочетание со сказуемым. Позову (вместо кого?) вместо Коли. Да, составляет словосочетание. Значит, обособление не требуется.

Если вы хотите дополнить информацию в предложении…

Ну ладно, я позову всех, включая Колю.

Дополнение выражено конструкцией со значением включения. Проверим, можем ли мы отделить эту конструкцию от основного текста, выделяется ли она интонационно.

Если вы хотите дополнить информацию в предложении…

Дополнения в предложениях обособляются не всегда.

Обособление дополнений зависит от смысловой нагрузки, объема конструкций, цели говорящего, близости конструкций к центру предложения и стилистического задания.

Конструкции со значением включения обособляются , если выделяются интонационно, а также когда содержат предлоги помимо и включая .

Конструкции со значением исключения обычно обособляются.

Конструкции со значением замещения обособляются , если не составляют словосочетания со сказуемым.

Дополнения в предложениях обособляются не всегда

Тема урока . Условия обособления дополнения

Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблица-схема, толковый словарь русского языка

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Назовите известные вам обособленные члены предложения.

    Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)

II . Сообщение темы и цели урока

    Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

    Какие дополнения обособляются?

    Каковы основные значения обособленных дополнений?

(Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)

Предлоги

+ сущ.

Примеры

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

    включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

    за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

    вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

    «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

    «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

    Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

    Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

    Выделите границы обособленного дополнения.

    Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

    Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

    Обособьте дополнение.

    Практическое применение новых знаний

1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места. 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали. 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

2. Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

3. Творческая работа

Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

    Работа с текстом

Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

В приморском парке

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

    Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

    Какова основная мысль текста?

    Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

    Какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор?

    Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

    Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

    Написание каких слов следует объяснить?

    Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

    Объясните значение слова «экзотический ». Подберите синонимы к слову. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Почему в тексте используется данное слово?

    Подведение итогов урока.

    С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

    Каковы условия обособления дополнений?

    В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

    Домашнее задание

Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных дополнений.

Тема: БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения

Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП; 2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП; 3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах; 4. содействовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: таблицы, карточки

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.

Запятая меду частями БСП:

    части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

III. Объяснение нового материала.

1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)

2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в

Алгоритм анализа БСП:

3. Объяснительное письмо. Запишем предложение, объясним значение второй части:

На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.

Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.

Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.

Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.

Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Двоеточиие 1: (потому что)Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.

2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком. 3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.

5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.

Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.

А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Народы знают: правда есть!

Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.

6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение,дополнение. Схема.

1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

пояснение : .

2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина : .

3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение : .

4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение : [ и ].

5. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение : . .

6. Печален я: со мной друга нет. причина : .

7.Однако пора спать: уже без четверти шесть причина : .

8.Знаю: батька на сынишку издержал последний грош. дополнение : . .

9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина :

IV. Подведение итогов урока.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: упражнение, придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.

3 1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)

4 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно) У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

5 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

6 Упражнения для закрепления:

7 Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление? Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление?

8 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3) Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

9 Задание 2. Конструирование предложений Объедините простые предложения в бессоюзные сложные с двоеточием. Напишите их и расставьте знаки препинания.

10 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

11 Вывод: Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: а) есть значение причины; б) второе предложение поясняет первое; в) второе предложение дополняет первое.

Правила русского языка сложны и не всегда понятны большинству людей. Недаром пунктуация является одним из самых труднопреодолимых барьеров. Некоторые люди, дожив до преклонных лет, не знают, где нужно ставить запятые. Школьная программа по русскому языку не всегда преподносит правила в доступной для понимания форме, которая необходима школьникам. Поэтому неудивительно, что после окончания школы многие так и не знают, что такое обособленное дополнение.

Этот раздел проходят ученики на уроке русского языка в 8 классе. Нельзя сказать, что эта тема легкая, но если вникнуть и усвоить несколько правил, можно без труда разобраться в данном вопросе.

Сначала надо понять, дополнение. Само слово обособление подразумевает то, что какое-то слово или словосочетание необходимо выделить, как правило, запятыми с обеих сторон, чтобы придать предложению смысловой окрас и подчеркнуть то, на чем автор делает акцент. Обособленные дополнения часто можно встретить в текстах, которые носят официальный и публицистический характер. Чтобы не ошибиться при расстановке стоит искать предлоги, они помогут точно определить обособленное дополнение.

К таким предлогам можно отнести следующие: помимо, наряду, вместо, кроме, за исключением, сверх и т.п. Вот пример, в котором сразу будет видно обособленное дополнение: "Кроме меня, никого в доме не было, только ветер гонял занавески по окну". В данном предложении «кроме меня» означает то, что больше никого не было, поэтому ставится запятая, чтобы усилить значение предложения.

Если материал по обособлению дополнений точно уяснен, то можно приступать к изучению темы о том, обособленные и необособленные определения. Тут тоже все не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Начнем с простого: если дополнения вносят смысловой окрас в предложение, то определение этот смысл расшифровывает. Разберем пример, на котором это будет хорошо видно: «Маленькая, хрупкая, она обладала какой-то внутренней силой». В данном предложении идет определяющий контраст «хрупкая» и «силой». Или вот такой вариант: «Оскорбленный и разочарованный, Павел замолчал». Здесь идет усиление состояния, в котором пребывает человек.

Как и дополнение, очень часто используется в художественных произведениях. Такие великие писатели, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский при написании произведений использовали для раскрытия качеств многих своих героев яркие определения.

В русском языке много случаев, когда обособление требуется по смыслу, но по правилам запятые не предусмотрены. Чтобы не запутаться, стоит внимательно выучить, где обособление точно производится, а в остальных случаях запятые не нужно будет расставлять. Изучение языков, в частности русского, требует выдержки, терпения и желания, тогда каждый сможет понять и запомнить правила орфографии и пунктуации. А ведь в жизни, особенно в современной, это очень часто может пригодиться.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта