Конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель:
1.Образовательная:
2. Воспитательная:
3. Развивающая:
Оборудование:
ХОД УРОКА
Мотивация учебной деятельности
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении.
Ребята, по окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016 / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону, 2015. Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).
Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом. И работа эта и на уроках, и на факультативах нами ведется. Результаты лингвистического сочинения, которое мы писали в понедельник и анализ проделанной вами работы еще впереди, а сегодня я предлагаю вам сосредоточиться на 2 тестовой части экзамена и еще раз обратиться к заданиям, которые непосредственно связаны с темой наших последних уроков.
Итак, какому разделу русского языка посвящены наши уроки в 9 классе. (Синтаксису сложного предложения ).
Хорошо! И сегодня мы продолжим говорить о сложных предложениях. Вспомним все, что на сегодняшний день мы о них знаем, и познакомимся с указательными словами.
Ребята, скажите, пожалуйста, а есть ли в тестовых заданиях ОГЭ задание, связанное со сложным предложением? (Да, 11-14 задание).
- Какое же предложение называется сложным? (с 2-мя и более грамматическими основами ) (Слайд 1).
- Простые предложения, входящие в состав сложного, могут объединяться: 1) сочинительными союзами; 2) подчинительными союзами; 3) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением) (Слайд 2)
Какие 2 способа связи существуют при союзном соединении простых предложения при построении из них сложного? (сочинение и подчинение).
- Действительно, в 12 задании, посвященном сложному предложению, представлено как сложносочиненное, так и сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение мы с вами уже изучили, и сегодня 2-й урок, посвященный изучению сложноподчиненного предложения. - Чем различаются эти типы сложного предложения. (При сочинении предложения равноправны, связь происходит при помощи сочинительных союзов, а при подчинении одно из предложений подчинено другому, в построении участвуют подчинительные союзы или союзные слова ).
Как отличить союз от союзного слова? (Ответы учеников сверяются по слайду 3).
- Я прошу вас открыть 1 вариант книги Сениной «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Найдите, пожалуйста, 12 тестовое задание из 1 варианта (стр. 237). Читаем задание . (Предложения выписаны на доске или представлены на слайде ).
В задании предлагается из определенного предложения (или нескольких предложений) с пронумерованными запятыми выписать цифры, обозначающие подчинительную связь между частями сложного предложения. Ваши предложения: с чего начнем анализ? (1) с выделения грамматических основ, 2) установим границы простых предложений и найдем средства связи между частями сложного предложения, 3) выделим среди всех средств связи подчинительные союзы и союзные слова (они входят в состав придаточных). Цифры, стоящие перед этими средствами связи, и будут вашим ответом.
Возле доски мать развернулась, (1) и я увидел, (2) как быстро заработали ее яркие,(3) огненные лапы.
И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти.
Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации.
- Я прошу вас обратить внимание на последнее предложения из данного отрывка текста. Здесь в главном предложении имеется некое слово, на котором мы с вами, когда произносим главное предложение, делаем логическое ударение. Слово это можно назвать предвестником придаточного предложения. Оно отвечает на тот же вопрос, имеет то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение . (Это слово той ).
- К какой части речи принадлежит это слово (Указательное местоимение).
Что же получается придаточная часть может присоединяться к главной не только при помощи союзов и союзных слов, но и при помощи слов указательных!
Как вы считаете, только указательные местоимения могут выступать в качестве подобных слов ?
Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (слайды)
Способ выражения указательных слов
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия
Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.
Так вот тот подаро к, что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой)
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия
Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия
Никто, ничто, нигде, никогда и др.
Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков)
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия
Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др.
По какой – то причине , о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков)
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями
При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)
А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак)
Ребята, как вы думаете, какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
Объяснительный диктант. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?
Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).
Работа с учебником
Ребята, рассмотрите опорную таблицу, данную в учебнике на с. 44.
Указательные слова являются членами главного предложения и помогают определить основное значение придаточного предложения.
Выполните упражнение 83 на стр. 44, определив значение придаточных предложение по значению указательных слов.
«Тренинг начинающего редактора»
Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.
Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.
Задание № 3 . В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.
1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
Тест.
2 . Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.
Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
3. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.
1. 1, 2, 3
2. 2, 3
3. 1, 2
Итог урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу.
Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
Домашнее задание.
Придаточное Придаточное Придаточное
предл. предл. предл.
4. Главное предл. 5. Главное предл.
Придаточное Придаточное
предл. предл.
Предмет русский язык
Класс 9 б
Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока: .(Слайд 2.)
1.Образовательная:
углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
воспитывать языковое чутьё;
внимание к происходящим процессам.
3.Развивающая:
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.
План урока:
Этап урока | Время (мин.) |
||
Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | ||
Проверка домашнего задания | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении | ||
Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении | |||
Знакомство с новым материалом | Указать на то, что учащиеся должны запомнить; дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения | ||
Научить систематизировать полученные знания | |||
Работа по развитию речи | Развить речевые умения учащихся | ||
Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП. | |||
Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | ||
Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.
Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких - союзные слова.
Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.
Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.
2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)
Работа с предложениями, записанными на доске.
Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует произносить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и придаточным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?
Работа над темой урока .(Слайд 5.)
Объяснение учителя
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких
[тот] , (кого...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
[того + сущ.], (который...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)
Способ выражения указательных слов
Разряд | Перечень слов | Примеры |
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия | Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. | Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский). Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой). |
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия | Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. | В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия | Никто, ничто, нигде, никогда и др. | Я не знаю никого ,кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков). |
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия | Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др. | По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков). |
5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями | При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) | А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак). |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении Урок русского языка в 9 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ Сандовская СОШ Бойцова Ольга Алексеевна 2018 г.
2 слайд
Описание слайда:
Задачи урока: 1.Образовательная: углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным; формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова; с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами; 2.Воспитательная: воспитывать языковое чутьё; внимание к происходящим процессам. 3.Развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
3 слайд
Описание слайда:
«Лови ошибку» Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
4 слайд
Описание слайда:
Работа над темой урока - Роль указательных слов в организации СПП неодинакова. Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких СПП: какой? с. с. [ тот] , (кого...) Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова. какого? х с. с. [того + сущ.], (который...) Указательные слова являются членами главного предложения
5 слайд
Описание слайда:
Способ выражения указательных слов Разряд Перечень слов Примеры 1.Указательные местоимения и местоимённые наречия Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько,потому, оттого и др. Так вот тот что онобещалей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский). Нет величия там, где нетпростоты, добра и правды (Л. Н. Толстой). Нет 2.Определителные местоимения и местоимённые наречия Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев).2.Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин). 3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия Никто, ничто, нигде, никогда и др. Я не знаю никого, кто бы могзаменитьстарого графа (Н. С. Лесков). 4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др. По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков). 5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) А это удаётся в том случае, если сам он относится к словамнеравнодушнои непривычно (С. Я. Маршак).
6 слайд
Описание слайда:
Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника. Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения? Какой частью речи являются указательные союзы? В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
7 слайд
Описание слайда:
Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова? 1.Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
8 слайд
Описание слайда:
Практическая работа с языковым материалом Задание № 1. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения, Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении? 1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно (Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).
9 слайд
Описание слайда:
Задание № 2. Спишите. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить? 1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Я. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали, стуча смычками по пюпитрам (Е. В.Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский). Укажите неопределённо-личные предложения. Объясните правила пунктуации во 2-м и 4-м предложениях. К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд слов, принадлежащих к этой группе.
10 слайд
Описание слайда:
«Тренинг начинающего редактора» Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите. 1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы. К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.
11 слайд
Описание слайда:
Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова. Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.
12 слайд
Описание слайда:
Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах. 1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи - ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
13 слайд
Описание слайда:
Задание из печатной тетради №10(1) Найдите СПП, в главной части которых есть указательное слово; определите, каким членом предложения оно является.
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
продолжим разговор о средствах связи в СПП;
поговорим об указательных словах в СПП;
узнаем, зачем нужны указательные слова в СПП.
Сегодня мы…
Сложноподчинённое предложение – предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.
Вспомним…
1. Одна часть – главная, а вторая – придаточная.
2. От главной части к придаточной ставится вопрос.
Наши собеседники не знают, что мы хотим использовать СПП.
Но откуда мне знать, что в главном предложении ты сообщил не всю информацию?
Я видел картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в музее,
где сейчас выставка.
Для меня очевидно было, что картину рисовал мастер.
Правда?!
Ух ты!
Неужели?!
Поэтому в CПП используются указательные слова.
Я видел такую картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в том музее,
где сейчас выставка.
Для меня очевидно было то, что картину рисовал мастер.
Теперь главные части предложений какие-то неполные!
Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует придаточное.
Где я могу получить информацию?
Сложноподчинённое предложение
Придаточное вон там!
Указательные слова
Местоимения
тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто, кто-то, что-то и т.д.
Наречия
туда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и т.д.
Запомните!
Т
от
ак
уда
огда
аков
акой
В
се
сё
езде
сюду
сякий
Запомните!
К
акой
аждый
оторый
то-то
ни
то
В предложениях указательные слова
образуют пары с союзами и союзными словами.
то − что
Мы с союзом ходим парой.
тот − кто
такой − какой
такой − который
столько − сколько
так − как
там − где
тогда − когда
Передай мне тот учебник, что лежит в верхнем ящике стола.
Я хотел бы такой подарок, который запомнится до конца жизни.
Путешественники устремились туда, откуда доносились звуки.
В предложениях указательные слова
образуют пары с союзами и союзными словами.
В других CПП указательные слова необходимы.
Я с удовольствием выслушаю то, что ты скажешь.
Ты знаешь столько историй, сколько я никогда не знала.
Счастье иногда находят не там, где искали.
Указательными словами могут становиться
части некоторых союзов.
потому
что
Указательные слова
Союзы
так
как
оттого
что
для того
чтобы
,
,
,
,
Союз.
Сравните!
Указательное слово + союз.
Чем отличаются такие предложения?
Я не пришёл в школу, потому что заболел.
Я не пришёл в школу потому, что заболел.
Потому!
Потому!
И ещё раз потому!
Вот причина.
При помощи указательного слова подчеркивается событие в главной части СПП.
потому
что
Указательные слова
Союзы
так
как
оттого
что
для того
чтобы
,
,
,
,
Слова-подсказки
и, не,
только, лишь,
ещё и,
именно,
прежде всего,
очевидно,
вероятно,
может быть
Он брал уроки у репетитора, для того чтобы выучить английский язык.
Союз.
Он брал уроки у репетитора только для того, чтобы выучить английский язык.
Сравните!
Указательное слово + союз.
Он брал уроки у репетитора именно для того, чтобы выучить английский язык.
Указательное слово + союз.
Указательные слова такого рода в предложении выделяются дополнительно.
Союз
Доп. слово
Указ. слово