Главная » Выращивание » Обучение как фактор социализации личности. Роль образования в социализации личности

Обучение как фактор социализации личности. Роль образования в социализации личности

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агетами социализации. В этом каспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Образование имеет практическое и символическое значение . Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи.Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре. Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников. Исследуя поведение студентов Троу выделил четыре типа студенческой культуры: коллегиалов, профессионалов, академиков и нонконформистов (богему).

Сущность и этапы социализации личности.

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.

Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация - это не однонаправленный процесс.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.


Мотивация поведения личности.

Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Физиологические Безопасность Социальные потребности Эгоистические Самореализация

Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).

Сущность и этапы социализации

Человек включается в социум благодаря социализации. Социализация - это передача обществом индивиду социального опыта человечества и освоение его индивидом. Необходимость социализации обусловлена тем простым фактом, что соци­альный >I[ыт человечества (культура, в частности) не может быть передан по каналам генетической наследственности, био­логически. Общество организует социальный канал наследова­ния, но которому передается все то, что не может быть унасле­довано генетически.

Социальный опыт человечества произведен от социальной практики, т.е. включает в себя все то в практике, что имеет ис­торическое, межпоколенное значение. Есть педагогическая практика, а есть педагогический опыт; есть производственная практика, а есть производственный опыт; есть медицинская практика, а есть медицинский опыт и т.д. и т.п. Опыт - это про­изводное от практики. Практика шире опыта, в опыт входит все значимое, существенное, константное.

Конечно, само понятие значимости, важности еще не гово­рит о ценности, о позитивности, о положительных сторонах опыта, поэтому опыт не равен культуре. Культура - это все ценное, позитивно-значимое, а опыт - это все значимое, и не­гативно значимое и позитивно значимое. Поэтому в процессе социализации человечество, общество, социальные институ­ты (школа, семья, вуз, колледж) могут передавать и передают не только ценное, но и неценное, не только положительное, но и отрицательное, не только культуру, но и антикультуру. Все это важно с точки зрения полной, целостной ориентациивид будет сталкиваться нотолько с добром, но и злом, не толь­ко с прекрасным, но и с безобразным, не только с полезным, но и с вредным, не только со справедливым, но и с несправедли­вым, не только с истиной,но и с ложью, т. е. как с культурой, так и с антикультурой.

Таким образом, предметом социализации является весь со­циальный опыт человечества. Остается определить содержа­ние социального опыта человечества, т.е. содержание того, что не передается генетически. Состав социального опыта слага­ется из трех подсистем:

Совокупность знаний, информационная подсистема;

Совокупность умений, операциональная подсистема;

Совокупность социальных установок, мотивационная подсистема.

Эти три подсистемы и должны быть репродуцированы че­рез каналы социализации, что и определяет трехаспектное со­держание этапа первичной социализации, который получил название идентификации:

Образование - передача знаний;

Обучение - передача умений;

Воспитание - передача установок.

На этапе идентификации активные функции берет на себя общество, оно передает опыт индивиду, делая его тождествен­ным другим людям (идеи - такой же). Только благодаря иден­тификации индивид может стать человеком, т.е. подобным дру­гим, обладающим общими с другими людьми качествами, в ча­стности, знаниями, умениями и установками.

Но выше уже было сказано, что каждый человек в ходе жизни должен обрести индивидуальную неповторимость, стать индивидуальностью. Это осуществляется на этапе вто­ричной социализации, который получил название индивидуа­лизации. Здесь уже активная роль принадлежит самому ин­дивиду, состоявшемуся человеку, поэтому индивидуализация осуществляется тоже трехаспектно:

Самообразование; самообучение;

Самовоспитание.

Человеку предстоит самому выработать отношение к раз­личным социальным механизмам уподобления другим. Среди них выделим хотя бы два: конформизм и моду.

Конформизм (от греч. кон ~ такой же, форма - вид) - это уподобление человека вкусам, взглядам, увлечениям, образу

жизни, облику других людей. Можно выделить четыре при­чины конформизма:

а) психологическую - инстинкт подражания;

б) историческую - опыт прошлых поколений;

в) педагогическую - стандарты и штампы образовательных учреждений;

г) социальную - доминирование ложного принципа - «неза­менимых людей нет».

Мода - это временное господство чьего-то вкуса: чей-то вкус на какое-то время начинает господствовать на планете. Уже все три признака моды говорят против нее. Во-первых, мода - это временное явление, живущее в диапазоне от 3 месяцев (шляге­ры) до 6 лет (джинсы или мини-юбка), а над истинно прекрас­ным время не властно. Во-вторых, мода - тиран; она диктует, как одеваться, как танцевать, какие иметь увлечения, какие профессии избирать, что и как любить и т.д. Ее призывы к из­бирательности всегда заканчиваются классическим оборотом: «Итак, в этом сезоне модно...» Заметим, что в обществе суще­ствует в принципе три вида норм: обязательные - юридические, рекомендательные - нравственные, избирательные - эстетичес­кие. М< да является эстетическим образованием, а пользуется правовыми регуляторами, правовой нормативностью: надо но­сить мини или бриджи, ходить на шпильках или платформе и т.д., даже если человеку это не идет. Ведь секрет красоты не в форме или силуэте, не в цвете или фасоне, а в гармонии, в соот­ветствии вещи человеку: красиво не то, что модно, а то, что идет человеку, соответствует его конституции, цвету волос, образу жизни, возрасту, полу и т.д.

В-третьих, мода всегда утверждает, навязывает вкус, кап­риз, причуду какого-то человека: короля Людовика XV или ак­трисы Бриджит Бардо, 18-летней девушки из Лондона, обла­годетельствовавшей мир в 1964г. мини-юбкой, и т.д. Худож­ники-модельеры (Шанель, Диор, Зайцев, Юдашкин и др.) моду не создают: они создают модели или работают на персональ­ного заказчика.

Секрет моды, в конечном счете, коммерческий, финансо­вый, потому что каждый ее поворот приводит к удорожанию вещей или материалов, из которых вещи сделаны. Как ни пе­чально, но все это относится и к моде на духовную продук­цию, на искусство, на увлечения, на убеждения. И второй важный аспект моды - социально- психологический:создание имиджа, ложного или уподобленного образа, облика, вида.

В логике поведения нормального человека можно выделить четыре аспекта: «потребность - вещь - функция - роль или ста­тус». Скажем, у какого-то человека есть потребность в автомо­биле, он покупает вещь, вещь функционирует и порождает ста­тус - автомобилист. А у «жертвы моды» нет потребности, но вещь куплена, и хотя она не функционирует, но рождает ста­тус, имидж хозяина, как автомобилиста. Иначе говоря, мода ра­ботает на старый принцип уподобления - «важно не уметь, а иметь». А само владение порождает цепочку позиционных со­стояний: у меня тоже есть; у меня лучше, чем у тебя; у меня есть, а у тебя нет. Рождается болезненная и соблазнительная социально-психологическая конкуренция, в ходе которой чело­век теряет свою индивидуальность, самобытность.

Стать индивидуальностью можно за счет саморазвития, пе­дагогической самодеятельности.

Наконец, в ходе социализации человек должен превратить­ся в личность, в субъекта исторического процесса, в социально ответственного и социально функционирующего агента обще­ственной жизни. Этот этап третичной социализации называет­ся персонализацией - превращение индивидуальности в персо­ну, в личность, в субъекта общественной жизни. Этот процесс осуществляется за счет самодеятельности, т.е. внутренне моти­вированной творческой деятельности. Исторически все виды деятельности (основанной на «надо» и на «стандартах») превра­щаются в идеале в самодеятельность (основанную на «хочу» и на творчестве). То есть исторически все люди в социуме долж­ны стать активными свободными творческими субъектами -личностями.

Личность - это социально функционирующий человек, не объект, а именно субъект общественной жизни. Ведь объект -это то, на что направлена деятельность, а субъект активен, он не пешка в руках других, а активный самостоятельный дея­тель. При этом важно подчеркнуть общественный, социальный характер деятельности личности в отличие от индивидуально­сти. Индивидуальность утверждает себя, а личность - некие социальные идеалы; у индивидуальности - индивидуальная са­модеятельность, а у личности - общественная, общественно значимая. В личности как бы в диалектическом единстве, в снятом виде существует и человек (общее) и индивидуальность (особенное). В соответствии с диалектическим законом отри­цания отрицания идентификация отрицается индивидуали­зацией, а индивидуализация отрицается персонализацией.

Персонализация - это как бы возврат к первому этапу, но е удер­жанием всего ценного на втором этапе и слаганием нового, более развитого состояния единичногопредставителя человечес­кого рода - превращение индивидуальности в личность.

Механизм социализации

Социализация в форме идентификации, индивидуализации и персонализации осуществля­ется в системе социума с использованием всех форм, каналов, путей, средств, социальных институтов общества. Централь­ная роль в ходе социализации принадлежит педагогической сфере общества, то есть всем социальным институтам, целенап­равленно и профессионально осуществляющим процессы обра­зования, обучения и воспитания: дошкольные учреждения, школа, лицеи, гимназии, колледжи, ПТУ, техникумы, вузы и вся послевузовская система непрерывного образования. Между всеми институтами педагогики, или, точнее, институтами социализации, должна соблюдаться согласованность действий, целен,планов и программ, чего сегодня нет нигде. По крайней мере каждый институт социализации должен четко сформулировать «модель выпускника», которая будет определять и содержание учебных планов и программ. Сегодня мы можем назвать пока только одно достаточно четкое, полное форму­лирование целостной модели выпускника, представленное в концепции Нижегородской авторской академический школы (НАА) № 1 86г. Н.Новгорода. Поскольку оно уникально, для иллюстрации приведем его полностью: «Система деятельнос­ти Школы ориентирована на подготовку выпускников, отвеча­ющих следующим требованиям:

1) это физически, психически и нравственно здоровый человек;

2) это человек, владеющий компьютерными технологиями на локальном, региональном и глобальном уровне коммуникации;

3) это человек, свободно владеющий устной и письменной английской речью в 8 сферах международной коммуникации (наука и искусство, педагогика и управление, медицина и физ­культура, экономика и экология);

5) это человек, способный к целостному и гармоническому освоению мира с различных мировоззренческих позиций: ре­лигии и мифологии, науки и философии, народного опыта и искусства в авторском диалоге с альтернативными позициями;

Это профессионально сориентированный человек, на осно­ве выявленных в деятельности склонностей и способностей с ав­ торским маршрутом вхождения в профессиональную культуру;

7) это патриот своейРодины, заботящийся о ее восстановле­нии, сохранении, совершенствовании и защите, способный квсемирной отзывчивости и культурному диалогу на междуна­родном уровне;

8) это человек, способный к эффективному индивидуально­му и коллективному творчеству по решению задач гармониза­ции отношений человека и окружающей среды;

9) это человек, владеющий методами комплексной, системно-интегративной, междисциплинарной постановки и эффек­тивного решения проблем культуры, возникших на рубеже XX и XXI веков от локальных до глобальных».

За пределами профессиональных педагогических учрежде­ний существуют социальные институты, которые тоже решают задачи социализации: семья, трудовые коллективы, армия, СМИ, общественные объединения и т.д. У них нет специальных программ и профессиональной подготовки, но они оказывают значительное, целенаправленное или стихийное, влияние на формирование общей, мировоззренческой, гражданственной и профессиональной культуры личности. Мера их воздействия оп­ределяется их статусом в социуме, возможностями, кадровым составом. Особое место в этом составе принадлежит семье и сред­ствам массовой информации.

Уже в семье родители должны стремиться универсально развивать ребенка (что и доказала семья Л. и Б. Никитиных), формировать его хозяйственно-бытовую, нравственную, худо­жественную, физическую культуру, его управленческие на­выки, его первичные медико-валеологические умения, его ми­ровоззрение. Дошкольные учреждения призваны как бы про­должить эту логику всестороннего развития, что они, кстати сказать, успешно делают.

Вот школа уже начинает заниматься ранней специализаци­ей, «профориентацией» детей вместо подготовки их к органич­ному включению не в математику, не в спорт, не в экономику, не в менеджмент, не в искусство, а в жизнь, которая универсальна. Не ясно ли, что структура жизни должна найти адекватное отра­жение в структуре учебного процесса в школе: сферы обществен­ной жизни должны педагогически трансформироваться в учеб­ные циклы в средней школе (сколько сфер - столько и учебных циклов). Иначе говоря, предметно-дисциплинарный принцип преподавания должен уступить место цикловому принципу.

Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, сказались на всех сферах жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Система воспитания упорядочивает процесс социализации и придает ему целеустремленность.

Особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту - образованию и приобретению профессии.

Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданского общества невозможны без социализации образования, то есть без решения наиболее важных задач в социокультурной сфере общества. Их диапазон весьма широк: усвоение и переработка информации, знаний и социального опыта, соблюдение духовно-нравственной преемственности поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, физического и профессионального потенциала, трудоустройство выпускников учебных заведений, их социальный статус и т.д. Социализация образования позволяет преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры: естественнонаучного, технико-технологического и социально-гуманистического. Одной из главных характеристик социализации образования является оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей в реализации социально признанных ценностей и собственных творческих сил при решении конкретной учебно-воспитательной, производственной или управленческой задачи. Очевидно и то, что при формировании специалиста любого профиля приоритетным является не столько набор специальных знаний (хотя они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная подготовка как "стартовая площадка" и необходимое условие саморазвития личности профессионала, его творческой самореализации.

Становится все более актуальным, что научный рационализм, утилитарный техницизм, не способны справиться с возникающими социально-экономическими, социально-политическими и экологическими проблемами. В эпицентре социализации образования находится антропоцентризм: стремление помочь человеку найти действительно адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоционального потенциала, творческого начала. Эти параметры социализации выступают как категорический императив для любых перспективных моделей и типов образования. Данный принцип вытекает не из "благих" или "злых" пожеланий, а из самой объективной логики развития гражданского общества. Это и есть фундаментальный методологический принцип социализации образования, который необходимо обязательно учитывать при проектировании, программировании и прогнозировании развития систем образования от уровня отдельного образовательного учреждения до уровней регионов, федерации и глобального социума.

Социализация образования предполагает осуществление следующих конкретно-практических действий в реализации данного принципа:

первостепенным для профессорско-преподавательского корпуса является воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В "сухом остатке" образования должны быть не только чисто профессиональные знания, умения и навыки, но и более высокий уровень социальной зрелости, понимания мотивов поступков, самопознание и самореализация как одно из измерений личностного развития гражданина. Стремление видеть в человеке не только обучаемого будущего специалиста, а прежде всего личность человека с его индивидуальностью, социально обусловленными человеческими качествами во всем богатстве и многообразии связей, взаимодействий с окружающим миром на основе педагогики сотрудничества и социального партнерства в системе взаимоотношений "преподаватель- студент"; внимательный учет и анализ специфики состава студентов, той сферы деятельности, к которой они готовятся как будущие специалисты, а также социально-психологических особенностей в развитии личностного, интеллектуальных, профессиональных факторов формирования человека в возрасте от 17 до 27(30) лет, стимулируя напряжение его умственных способностей, мотиваций и ценностей в эмоциональной, рациональной и волевой сферах. Сопряжение обучающей деятельности с развивающей, при которой проблемно-ситуационный подход к учебной деятельности сочетается с трудовой, с развитием потребностей в творчестве; формирование целостного, а не "частичного", "усеченного" человека и специалиста. Целостный подход выражается в вовлеченности, включенности студента во всех аспектах, направлениях деятельности, составляющих основу общей и профессиональной культуры человека. Всесторонняя сущность, которая проявляется всесторонним образом - вот кредо целостности индивида; расширение арсенала и потенциала средств обучения и воспитания, ориентированных на становление творчески и нравственно полноценной личности гражданина. Существенное развитие должны получить новые технологии образования: переход от монологичного (преимущественно лекционного типа) образования к диалогичному (главным образом проблемно-практическому); широкое использование дискуссионных форм занятий, деловых имитационных (квази) и развивающих игр и ситуаций; смещение акцента в учебном процессе в пользу самостоятельно поисковой работы, сочетание аудиторных и внеаудиторных форм занятий, ибо главная задача вуза - научить студентов учиться, правильно мыслить и адекватно действовать. Новые технологии должны опираться на новую учебную базу: учебники и учебные пособия, методические разработки, набор технических средств, ориентированные на активные и деятельностные формы обучения.

Следовательно, все эти действия, направленные на социализацию образования, способны качественно и социально изменить состояние общества. Эти действия развивают воображение, творческую фантазию, расширяют границы в использовании интеллектуальных и образных средств и в образовании и в воспитании. Такая концепция социально-гуманитарной подготовки предполагает введение индивида в культурный мир цивилизационных гуманистических ценностей гражданского общества. Специалист, профессионал не будет ради "сиюминутной" производственной и экономической выгоды рисковать общепринятыми ценностями материальной и духовной культуры, цивилизации. Своеобразный категорический императив, внутренний запрет, невозможность переступить этико-правовые нормы будут способствовать утверждению гуманных норм социальной жизни, ее стабильности и устойчивости. Социализация образования, в конечном счете означает переход от понимания образования как института подготовки к профессиональной деятельности и жизни к пониманию его как института организации, социализации самой жизни и обращенности к человеческим качествам, культурным универсалиям. Гражданское общество не тождественно своему прошлому, посттоталитарному обществу, оно характеризуется наличием динамичных тенденций, постоянным изменением сфер деятельности, усложнением структур и соответствующих форм сознания и нравственных алгоритмов. Вместе с тем, оно перманентно: противоречия между новыми тенденциями социального развития и культурными эталонами, образцами, фиксирующими прошлый опыт, постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи в его функционирование. Отсюда новые требования к институтам образования: последние не могут больше ориентироваться только на передачу прошлого опыта, его стереотипов. Содержание, передаваемое в образовательных системах, должно быть принципиально иным, то есть позволяющим подготовить человека к жизни, деятельности в новых ситуациях. Образовательные системы должны обеспечивать, с одной стороны, подключение индивида к совокупному человеческому технико-технологическому опыту, зафиксированному в культурно-технических ценностях, а с другой - подготовку к будущей техногенной, информационно обслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, формирование способности к предвидению будущего, творческой переработке традиций. Словом, социализация образования означает способность и возможность производить не только полезные вещи, но прежде всего, самого себя, свою сущность, быть субъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.

Елена Сатина
Социализация как фактор развития личности школьника

Выступление на тему :

«Социализация как фактор развития личности »

учителя начальных классов

М. Горьковского филиала

МБОУ Туголуковская СОШ

Е. В. Сатиной

«Человек – существо социальное , и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе , а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьёв, русский философ.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду , систему социальных связей ; с другой -активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .

Существует большое количество факторов , влияющих на социализацию человека , которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально -экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы .

Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников , является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность , которая в основном замыкается на слове «активность» . Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни , взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы .

Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации , когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям , и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы : семья как первичный агент социализации , школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации , к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения .

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики , необходимые для успешной социализации обучающегося : готовность и способность и личностному самоопределению ; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции . Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы .

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально -экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников .

Важными задачами являются : формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума . Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности , общественно полезной деятельности и важности успешной социализации .

Ориентации социального направления должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме , научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся .

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность , то можно предположить : все - и родители, и школа , и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные) . Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации . Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога дополнительного образования.

Именно эти задачи реализует педагог дополнительного образования, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой) ; в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы .

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса : педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума , в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Сущность социализации состоит в том , что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том , что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность .

Эффективная социализация ребёнка , которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности , является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Задача школы сегодня - развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема : падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Социальное становление личности – это процесс , в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность .

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление , нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития , знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной деятельности, его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа ) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Многое в становлении личности может сделать педагог дополнительного образования. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития . Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности .

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда , а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности , её социализация связаны с социальным воспитанием . Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания , педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют :

Природа и родной язык;

Общение в семье, детском саду, школе , окружающая среда;

Его деятельность;

Средства массовой информации, искусство, литература;

Образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу с этого и следует начинать : организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относят следующие :

Состояние психического здоровья детей;

Наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе) ;

Создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка , в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

Обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

Организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей ;

Разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

Построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально -ориентированном процессе.

Таким образом, социализация , понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности . Социализированность , как результат социализации , представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств , установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности .

Список литературы

Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель : повышение качества жизни ребенка в школе . [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.

Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении . [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М.: Учитель, 2013. – 75 с.

Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников - 2014 . - №6. - с. 3-11.

Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации - Кемерово : КРИПКи ПРО, 2014. - Ч. 1. – 272 с.

Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе - 2014 . - №6. - 27-35 с.

Практически все специалисты сходятся во мнении о том, что образование как социальный институт выполняет функцию социализации личности. Однако различные исследователи по-разному трактую механизмы и способы ее реализации. Э.Дюркгейм видел в образовании средство сохранения общественного порядка: «Образование является средством, с помощью которого общество подготавливает еще у детей основные условия своего существования» 11 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - С.261.. К.Манхейм, развивая подобный взгляд, определил образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем. Д.Дьюи полагал, что образование, влияя на умы, способно изменить характер взрослого общества. Поэтому молодежь следует как можно дольше держать под влиянием системы образования. В соответствии с этой ролью образование, по мнению Т.Парсонса, выполняет следующие функции:

Экономическую , связанную с возрастающим значением образования в подготовке работников и их определенной «сортировкой» для последующей деятельности в различных сферах жизни общества;

Социальную , обеспечивающую мобильность людей, способность продвигаться по социальной лестнице;

Политическую , нацеленную на обеспечение большего социального равенства, расовой интеграции людей;

Социального контроля , заключающегося в приобщении обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.

Столь высокая значимость образования проявилась в растущем внимании общества к проблемам обучения: удлинении сроков обязательного школьного образования; его реорганизации, направленной на создание единой системы средних школ как средства, способного обеспечить большее социальное равенство; в разработке общенациональных и специальных программ развития образования; в дифференциации образовательных учреждений по целому ряду параметров (массовое и элитарное обучение, государственное и частное, общее и профессиональное и т.д.).

Вера в адаптивные возможности образования породила в 50-60-е годы настоящий бум исследований. Они подтвердили огромную роль образования в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей и одновременно продемонстрировали его влияние на социальные перемены. В образовании видели важную предпосылку для «восходящей мобильности», основанной на учебных результатах учащихся. Под влиянием этих исследований в 70-е годы родилась теория «человеческого капитала», согласно которой образование является своеобразным капиталовложением в будущее. Чем выше качество образования, получаемого человеком, тем более существенными окажутся дивиденды. И наоборот: чем оно ниже, тем меньше шансов на жизненный успех в будущем. Но вскоре пришло отрезвление. Уже с середины 70-х годов статистика стала показывать, а исследователи подтверждать, что адаптивные возможности образования не беспредельны. Заговорили о том, что основными качествами, обеспечивающими передвижение человека по социальной лестнице, являются предприимчивость и деловая хватка, а не образование. Оказалось, например, что меры по ликвидации расовой сегрегации в школах США еще не обеспечили высокого качества образования. Ряд исследователей обнаружили, что раса и статус родителей оказывают более важное влияние на мобильность и статус детей, чем количество лет, потраченных на учебу. Изучение жизненных достижений людей показало, что они зависят не столько от качества полученного образования, сколько от семейной среды и классовой принадлежности родителей.

То, что источники неравенства лежат вне системы образования и она не способна эти факторы «отменить», вовсе не означает, что образование не обладает социализирующими возможностями в адаптивном контексте. Во-первых, результаты исследований побудили педагогов искать в содержании и организации обучения возможности, компенсирующие недостатки «культурной среды» (дифференцированный подход к учащимся, гуманизация образовательных технологий и т.д.). Во-вторых, повысилось внимание государственных и общественных структур к образованию как социальному институту, призванному готовить человека к продуктивному участию в общественной практике. Это выразилось в закреплении в законодательствах стран права на образование и доступность обучения для всех; во введении всеобщего среднего образования на единой и бесплатной основе; в расширении системы профессионального образования и повышения квалификации и т.д. В-третьих, расширились рамки изучения роли образования в жизни человека. К традиционным объектам изучения - дошкольному и школьному этапам жизни - прибавился новый - жизнь взрослого человек.

Дополнительные социализирующие возможности образования раскрыли сторонники «развивающей» концепции, видевшие в нем важный фактор формирования личности. В качестве одного из ведущих направлений в этой области следует выделить исследования образования как фактора социализации интеллекта. Так, научный коллектив, работавший под руководством Б.Г. Ананьева, пришел к выводу, что под влиянием образования повышается уровень развития интеллекта. Он становится более гибким и подвижным.

На основании целого ряда исследований, предпринятых в 60-70-е годы, Д. Брунер утверждал, что «... один только факт посещения школы создает неизмеримые возможности для интеллектуальной жизни ребенка».

Одновременно развернулись исследования, посвященные социализирующей роли образования как фактора развития межличностных отношений. Оказалось, например, что с ростом образовательной подготовки уходит на второй план сугубо утилитарный смысл общения. Оно начинает охватывать широкий спектр проблем и обеспечивать избирательность в сфере контактов. Преимущество отдается тем людям, общение с которыми существенно обогащает человека, а отношения делает более прочными и надежными 11 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976..

Социализирующие возможности, которыми обладает образование, не обедняются в кризисном обществе. Стабильная ориентация учащихся девятых классов на получение полного среднего, а выпускников школ на получение высшего образования, растущий конкурс при поступлении в вузы - тому свидетельство. В сознании молодых людей качественное образование выступает в определенной мере гарантом будущего жизненного успеха. Поэтому суждения о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», что образование перестает быть «опорой социальной жизни», вряд ли правомерны.

Наиболее последовательную критическую позицию заняли представители гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.). С одной стороны, они видели в школе «ту единственную в мире реальность, которая специально предназначена для детей и играет в их жизни чрезвычайно важную роль» 11 Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс. - С.40.. С другой стороны, они считали господствующий тип обучения тоталитарным, поскольку все ученики выполняют предписанным образом одни и те же задания, учебные предметы, представляют науку как кодекс законов со сборником рецептов в придачу, а формы контроля по преимуществу оказываются репрессивными 22 См.: Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М., 1994. - С.121.. Подобный тип обучения исследователи объясняли тем, что образование представляет собой преимущественно закрытую и замкнутую систему: она сама ставит перед собой конкретные цели и задачи; информация о происходящем в ней, «внутри» нее, сводится лишь к так называемым показателям успеваемости и дисциплинированности. Социализация в этом случае приходит в противоречие с индивидуализацией. Этот разрыв К. Роджерс связывал с «формирующим воспитанием», осуществляемым взрослыми. Оно приводит к тому, что ребенок оказывается в ситуации вынужденного выбора: или быть собой, или следовать «идеалам», предлагаемым взрослыми, и за это получать их одобрение и любовь. Поскольку вторая потребность оказывается сильнее, ребенок постепенно переориентируется на внешние требования, в угоду которым начинает негативно воспринимать себя. А потеря значимости собственного «Я» ведет к потере веры в будущий социальный успех и в возможность стать полезным членом общества.

Завершая анализ различных подходов к образованию как фактору социализации, важно отметить, что сторонники адаптивной концепции связывали стратегию его развития с социально-политическими и экономическими мерами, видя в образовании важный общественный институт. Представители развивающей концепции в большей мере обращали внимание на возможности самой образовательной системы, ее потенциалы. При этом для них образование не ограничивается институциональными рамками, а выступает как пространство, создающее условия для саморазвития личности.

Два обозначенных подхода вряд ли целесообразно противопоставлять друг другу. Лишь их взаимодополняемость создает предпосылки для развития образования как фактора социализации личности.

Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания.

3. Факторы социализации

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации :

- мегафакторы , к которым относят космос, планету, мир, и котрые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

- макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

- мезофакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

- микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Факторы среды - это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда - это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема - складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо­дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема - это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема - это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив­ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде­ятельности).

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - ин­ституты социализации" (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация - приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и др.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализаций в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.

Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности.

Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним.

Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. ге... - приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) - восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Роль - это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль - поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­еиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, уж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль - исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным но­шением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль - это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля-ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился, каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума, Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружу-жения, возраста, профессиональной деятельности ипр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, э тапы и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида. Он - носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация - проявление защитного механиз­ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон­кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра­зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность.

Индивиду­альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин- дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов. Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация - утрата самосознания ибоязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин- дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла­ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат.- личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Имеет место и деперсонализация - как следствие отчуждения про­дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.

Личность - это конкретный человек, наделенный сознанием, ин­дивидуальностью, стожившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде­ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци­ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото­рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич­ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, обще­нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу­словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта­пах, - это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. В этом аспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом, осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.

Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта