Главная » Маринование грибов » История древней Греции: главные заблуждения . Географическое положение греции

История древней Греции: главные заблуждения . Географическое положение греции

Казалось бы, известный всем ещё со школьной парты предмет. Но в том-то и дело, что именно в школе ученики усваивают многие искажённые взгляды на историю древней Греции, возникшие ещё в XIX веке.

«Свободные» Афины и «деспотичная» Спарта

Через всю историю древней Греции красной нитью проходит противопоставление Афин и Спарты в социальном и политическом устройстве. В школе внушают, что Афины были свободным, демократическим государством (с оговоркой, конечно, что у свободных там имелись и рабы, на которых не распространялись гражданские права), а Спарта – военизированным, основанным на подавлении личности. Система образования в Афинах воспитывала-де в молодых людях всесторонне развитых личностей, а в Спарте – беспрекословно повинующихся воинов, этакие бездушные машины для убийства.

В действительности, молодые люди как в Афинах, так и в Спарте, проходили обязательную воинскую службу, и только после этого становились полноправными гражданами. Правда, в Афинах – уже в 20 лет, а в Спарте – только в 30 лет, но и в Афинах гражданин в случае войны подлежал обязательному призыву в войско. Полноправие предусматривало участие в народном собрании и голосование при принятии законов, и в этом между Афинами и Спартой не было разницы.

Порядки Спарты казались афинянам тягостными лишь по следующим причинам. С 7 до 20 лет юные спартиаты обязательно воспитывались на казённый счёт в интернатах казарменного типа, взрослые спартиаты обязаны были устраивать вскладчину общественные трапезы, а самое главное – никто не имел права обогащаться. Торговля и ремесло были запрещены спартанцам (ими могли заниматься только иноземцы), ввоз предметов роскоши в Спарту был запрещён.

В то же время, каждый спартиат был совладельцем общественных угодий, на которых работали неполноправные – илоты, и не мог разориться и обнищать. Илоты были не рабами в классическом смысле этого слова, так как у них были дома и участки земли, а своего рода крепостными крестьянами, принадлежавшими всему государству. При этом на одного спартиата приходилось приблизительно семь илотов. В Афинах же конца IV века до н.э. на одного свободного приходилось примерно двадцать абсолютно бесправных рабов.

Интересно сравнить положение женщин в обоих государствах. Афинянки содержались запертыми в домах, на женской половине – гинекее (Геродот писал, что обычай затворничества женщин афиняне заимствовали у персов). Более вольное поведение допускалось только для незамужних гетер. В Спарте женщины были намного раскрепощённее, для девушек, как и для юношей, даже устраивались гимнастические состязания.

Известна легенда о том, что больных младенцев в Спарте сбрасывали с Тарпейской скалы. Археологи не нашли там ни одного детского скелета, только взрослые.

«Миролюбие» и «терпимость» афинской демократии

Демократию в Афинах совершенно неверно отождествлять с либеральной демократией Нового времени. Период торжества демократии в Афинах, при Перикле и позже, характеризовался всплеском агрессивности Афин и террором демоса против инакомыслящих.

Афинский демос всегда был инициатором и вдохновителем империалистических акций Афин, направленных на подчинение и порабощение других греческих государств. Наглядный пример этого представляет история двух Афинских морских союзов – 1-го (V в. до н.э.) и 2-го (IV в. до н.э.).

Возникнув вначале как добровольное объединение независимых греческих полисов в целях совместной обороны от Персии, эти морские союзы всё больше превращались в орудие Афин для достижения своих целей и эксплуатации союзников. Афины беззастенчиво распоряжались на свои нужды казной, собираемой за счёт обязательных взносов союзников. Любые попытки отложиться от союза Афины жестоко подавляли военной силой.

Пелопоннесская война также возникла из-за имперских притязаний Афин. Неудивительно, что большинство полисов в конце концов поддержали Спарту как освободительницу от тяготевшего над всей Элладой гнёта Афин.

При этом демос был крайне консервативной силой, не терпевшей никаких новшеств в сфере мысли и морали. Сам Перикл пострадал от его своеволия, когда его возлюбленная, гетера Аспасия, была обвинена в безбожии. С большим трудом Перикл добился её оправдания в суде. Другу Перикла, философу Анаксагору, учившему о материальности мира, повезло меньше – ему вынесли смертный приговор, и Анаксагору пришлось бежать из Афин. Протагора, заявившего, что «человек есть мера всех вещей», изгнали из Афин, а его сочинения сожгли.

В отмеченных казусах большую роль сыграла ксенофобия афинян – все названные лица были уроженцами других городов Эллады. Но трагическая участь Сократа, иронизировавшего над алчностью и тупостью демоса, показывает, что афиняне не щадили и своих земляков.

Положение разных социальных слоёв

Из учебника по истории древнего мира всем знакома картинка, изображающая народное собрание в Афинах. На ней, в углу, на переднем плане, человек (одетый, в отличие от греков, в штаны) с хлыстом, прогоняет какого-то эллина. К каким социальным слоям принадлежали эти люди?

Человек с хлыстом это явно полицейский. Мало кто знает, что полиция в Афинах состояла из скифов (отсюда и неэллинское одеяние), бывших государственными рабами. А эллин, не имеющий права участвовать в народном собрании, очевидно – метек, то есть живущий в Афинах уроженец другого полиса. При этом львиная доля торговли и ремесла в Афинах (а следовательно и богатств) находилась в руках метеков.

Так что сюжет картинки презабавен – раб прогоняет, возможно, богача. Правда, не простой раб, а государственный.

Тирания якобы была тягостна народу

Древнегреческое слово «тиран», означающее жестокого правителя, пережило века. В действительности оно не имело вначале такого негативного смысла. Что же касается простого народа, то все тираны приходили к власти как вожди простого народа против притеснявших его аристократов.

Очень многие греческие полисы прошли через период тирании, в том числе Афины. Большинство тиранов отметились широкой организацией общественных работ, дававших заработок бедному люду, и возведением красивых монументальных построек. Тиран Писистрат, правивший в Афинах в VI веке до н.э., заложил основы могущества и славы своего города. При нём Афины украсились величественными зданиями и прекраснейшими скульптурами, был учреждён справлявшийся и многие века спустя торжественный праздник в честь бога Диониса.

Кстати, о произведениях искусства. Вопреки общему заблуждению, древнегреческие храмы и скульптуры были расписаны яркими насыщенными красками, а вовсе не были сверкающе белыми, как их нынешние остатки.

ЕГЭ по русскому языку 2017 год. Вариант №6

Начало формы

Часть №1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<...> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

И хотя

Если

Даже

Как раз

Лишь бы

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА

дОнизу

отдалА

звОним

жалюзИ

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. неправильное употребление формы существительного с предлогом

В. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г. неправильное построение предложения с косвенной речью

Д. ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

    Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

    Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

    Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

    Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

    Я с удивлением спросил, что где же крепость.

    В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

    Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

суш..шь

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

14Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В. И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

(10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

(15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

(16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

(20)Но я уже писал... и печатался.

(21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

(26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

(47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.

(По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.

2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.

3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.

4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.

5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.

21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.

2) В предложениях 7–9 содержится описание.

3) Предложения 30-32 содержат рассуждение.

4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 55–56 содержится рассуждение.

22Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.

23Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24««Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:

1) ряд однородных членов

2) вопросительные предложения

3) ирония

4) вводные слова

5) литота

6) метафора

7) восклицательные предложения

8) противопоставление

9) эпитет

Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эта страна граничит с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией. В силу ее географического положения Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом.

Географическое положение

Общая площадь Греции равна 132 тысячам квадратных километров. Она омывается несколькими морями. Географическое положение Греции таково, что эта страна имеет береговую линию длинной в 15 тысяч километров. Страну можно поделить на три части: материковую, полуостров Пелопоннес и многочисленные острова. Греция, расположенная на Балканах, состоит из нескольких провинций: Греческой Македонии, Фракии, Эпира, Фессалии.

Пелопоннес

Материковая Греция на карте имеет оконечность в виде полуострова Пелопоннес. Он соединен с Балканами Коринфским перешейком. Через него в целях улучшения логистики был прорыт судоходный канал. На юге полуострова между Мессинией и Лаконией расположены горы Тайгет. Они состоят из известняков и кристаллических сланцев. Самые высокие пики каждую зиму покрываются снегом. Географическое положение Греции таково, что в этих широтах растут каштановые, пихтовые и дубовые леса. Периодически они сильно страдают от широкомасштабных пожаров.

В древности Пелопоннес был местом зарождения древней Микенской цивилизации. Сегодня крупнейший город полуострова – Патры, в котором живет 169 тысяч человек. Этот порт расположен в гавани залива под названием Патраикос. В центре Пелопоннеса находится горный массив, от которого отходят еще четыре цепи. Они образуют маленькие полуострова и живописные заливы.

Моря

Прибрежное географическое положение Греции сделало ее страной нескольких морей. Она омывается сразу тремя бассейнами. Это Эгейское, Ионическое и Ливийское море к югу от Крита, которые все вместе являются частью одного большого Средиземного моря.

Греки с самых древних времен были тесно связаны с водой. Их корабли отправлялись далеко на восток и запад, а предприимчивые путешественники основывали колонии по всей Южной Европе. Главным морем для Греции является Эгейское море. Оно находится между Малой Азией, Балканским полуостром и островом Крит. Его воды омывают берега не только Греции, но еще и ее соседки Турции.

Острова

На западе побережье Греции обрамлено Ионическими островами. Это сравнительно небольшая группа. А вот Эгейское море усыпано огромным количеством островов. Они делятся на несколько групп: Киклады, Северные Спорады, Южные Спорады (Додеканес). Наиболее крупные острова – Крит и Родос. В связи с этим разнообразием географическое положение Греции крайне неординарно. Всего стране принадлежит около двух тысяч островов разного размера. Заселены из них не больше 200.

Рельеф

Какой бы скромной по размеру не была Греция на карте, ее рельеф отличается разнообразием. Здесь есть горные хребты и высокие горы. Отдельные группы составляют пики Фракии, Македонии, Пинда, Олимпа (существует одноименный массив и самая высокая вершина Греции с высотой в 2900 метров). Горы чередуются с равнинами и небольшими реками.

Берега глубоко изрезаны и таят в себе множество сюрпризов. Поэтому даже по общим меркам Средиземноморья нет такой уникальной страны, как Греция. Описание рельефа не может обойтись без упоминания о мысе Тенаро на полуострове Пелопоннес. Недалеко от него находится глубочайшая впадина Средиземного моря, которую называют «Инусским Колодцем».

В Греции широко распространены известняки. Благодаря им в стране (особенно в ее западной части) много пещер, карстовых воронок и других деталей ландшафта, придающих ей удивительный природный облик.

Горы в основном молоды и являются складчатыми. Помимо известняков, они сложены глинистыми сланцами и мергелями. У греческих гор почти нет острых гребней и вершин. Склоны, как правило, лишены растительности из-за давнего выпаса там скота и сухого южного климата.

Климат

Согласно метеорологическим показателям, Греция, описание которой было бы неполным без упоминания о ее температурном режиме, на большей части своей территории отличается средиземноморским и субтропическим климатом. В то же время специалисты выделяют несколько специфических регионов. Например в северном Эпире, северной Македонии и отчасти в Фессалии климат является не только горным, но и умеренным. Его характеристики (сухое жаркое лето, холодная зима) похожи на альпийские.

В Аттике, на Пелопоннесе и Крите климат – средиземноморский. Здесь редки осадки. В некоторые сезоны все лето может пройти без намека на дождь. В этой же зоне лежит остров Карпатос. Греция имеет переходную зону на северных Эгейских островах, где климат крайне разряжен – он может быть как очень холодным, так и жарким.

На погоду в материковой части страны сильно влияет горный хребет Пинд. Регион к западу от него (Эпир) получает значительно больше осадков, чем расположенная на востоке Фессалия.

Столица Афины расположена в переходной зоне, где сочетаются черты средиземноморского и умеренного климата. В южной части страны большинство осадков выпадает зимой. Так или иначе, но комфорт — это главное, с чем ассоциируется Греция. Средиземное море своими теплыми водами смягчает здешний климат.

Озера и реки

Самое большое озеро Греции – Янина. Из-за гор здесь нет больших речных систем, а имеющиеся реки отличаются живописными водопадами и порогами. Многие из них текут в каньонах. Альякмон, самая длинная река Греции, имеет длину в 300 километров. Водные артерии страны не пригодны для судоходства, однако их эффективно используют в качестве источников энергии и для орошения сельскохозяйственных полей.

Самые большие реки Греции (помимо Альякмона) – Нестос, Эврос, Вардар, Стримон, Ахелос. Они отличаются снего-дождевым и дождевым питанием. Сток может колебаться в зависимости от времени года. Больше всего реки мелеют летом. Некоторые из них и вовсе могут временно пересохнуть.

Природа

Как известно, язык Греции, наряду с латынью, дал название многим животным и растениям. Природа этой страны отличается богатством самых разных видов. Здесь прямо на улицах городов могут расти оливковые и апельсиновые деревья. В стране много кипарисов и платанов. Именно в Греции растут грецкие орехи – здесь они известны как «желуди богов».

Местная флора имеет смешанный характер из-за того, что данный регион фактически является стыком между тремя частями света. На каменистых равнинах и склонах холмов содержатся плантации инжира, маслин, граната. Также часты виноградники и фруктовые сады.

Примечательна фауна, которой отличается остров Карпатос. Греция является одним из последних мест обитания редких средиземноморских тюленей-монахов. Их популяция, живущая на Карпатосе, охраняется экологами. Еще один обитающий в Греции вид из Красной книги – здешние морские черепахи.

В северных лесах материковой части страны встречаются рыси, лисы и даже бурые медведи. Греческие копытные представлены ланями, горными козлами, косулями, кабанами и благородными оленями. На юге встречается много летучих мышей, ящериц и змей. Самые распространенные млекопитающие – грызуны (полевки, сони, хомяки, дикобразы, мыши).

Птичья фауна состоит из диких уток, перепелов, голубей, куропаток, зимородков и т. д. Из хищников распространены орлы, грифы, соколы и совы. Зимой встречаются фламинго, когда они прилетают на остров Кос, где расположен одноименный город Кос. Греция привлекает перелетных птиц своим мягким комфортным климатом.

Полезные ископаемые

Греческие полезные ископаемые не многочисленны, но разнообразны. С 1980-х гг. здесь добывается нефть и природный газ, месторождение которых было обнаружено на острове Тасос. Другими топливными ресурсами являются лигнит и бурый уголь.

В стране есть рудные месторождения, возникшие в результате формирования кристаллических пород. Недалеко от Афин и на некоторых островах добывается железо, марганец, никель, медь, полиметаллы, бокситы. В количественном отношении их не так уж и много. Гораздо больше в Греции песчаников, известняков и мрамора (то есть ценных строительных материалов). Разработка гранита ведется на Кикладах. Мраморные каменоломни Пароса известны еще с античных времен. Из руд в Греции больше всего алюминиевых видов. Их общие запасы по разным оценкам составляет около 650 миллионов тонн, что позволяет отправлять данное сырье на экспорт.

В Элладе появились одни из самых древних рудников в истории человечества. Некоторые из них работают и по сей день. Например рудник рядом с Лаврионом в Аттике является источником серебра и свинца. На севере Греции есть залежи с редким хромитовым железняком. Там же добывают асбест. Греция поставляет на внешний рынок магнезитовое сырье. На Нисиросе и Тире добывается пемза и наждак. На Пелопоннесе и во Фракии встречаются сульфидные руды.

Казалось бы, известный всем ещё со школьной парты предмет. Но в том-то и дело, что именно в школе ученики усваивают многие искажённые взгляды на историю древней Греции , возникшие ещё в XIX веке.

«Свободные» Афины и «деспотичная» Спарта

Через всю историю древней Греции красной нитью проходит противопоставление Афин и Спарты в социальном и политическом устройстве. В школе внушают, что Афины были свободным, демократическим государством (с оговоркой, конечно, что у свободных там имелись и рабы, на которых не распространялись гражданские права), а Спарта - военизированным, основанным на подавлении личности. Система образования в Афинах воспитывала-де в молодых людях всесторонне развитых личностей, а в Спарте - беспрекословно повинующихся воинов, этакие бездушные машины для убийства.

В действительности, молодые люди как в Афинах, так и в Спарте, проходили обязательную воинскую службу, и только после этого становились полноправными гражданами. Правда, в Афинах - уже в 20 лет, а в Спарте - только в 30 лет, но и в Афинах гражданин в случае войны подлежал обязательному призыву в войско. Полноправие предусматривало участие в народном собрании и голосование при принятии законов, и в этом между Афинами и Спартой не было разницы. [С-BLOCK]

Порядки Спарты казались афинянам тягостными лишь по следующим причинам. С 7 до 20 лет юные спартиаты обязательно воспитывались на казённый счёт в интернатах казарменного типа, взрослые спартиаты обязаны были устраивать вскладчину общественные трапезы, а самое главное - никто не имел права обогащаться. Торговля и ремесло были запрещены спартанцам (ими могли заниматься только иноземцы), ввоз предметов роскоши в Спарту был запрещён.

В то же время, каждый спартиат был совладельцем общественных угодий, на которых работали неполноправные - илоты, и не мог разориться и обнищать. Илоты были не рабами в классическом смысле этого слова, так как у них были дома и участки земли, а своего рода крепостными крестьянами, принадлежавшими всему государству. При этом на одного спартиата приходилось приблизительно семь илотов. В Афинах же конца IV века до н.э. на одного свободного приходилось примерно двадцать абсолютно бесправных рабов. [С-BLOCK]

Интересно сравнить положение женщин в обоих государствах. Афинянки содержались запертыми в домах, на женской половине - гинекее (Геродот писал, что обычай затворничества женщин афиняне заимствовали у персов). Более вольное поведение допускалось только для незамужних гетер. В Спарте женщины были намного раскрепощённее, для девушек, как и для юношей, даже устраивались гимнастические состязания.

Известна легенда о том, что больных младенцев в Спарте сбрасывали с Тарпейской скалы. Археологи не нашли там ни одного детского скелета, только взрослые.

«Миролюбие» и «терпимость» афинской демократии

Демократию в Афинах совершенно неверно отождествлять с либеральной демократией Нового времени. Период торжества демократии в Афинах, при Перикле и позже, характеризовался всплеском агрессивности Афин и террором демоса против инакомыслящих.

Афинский демос всегда был инициатором и вдохновителем империалистических акций Афин, направленных на подчинение и порабощение других греческих государств. Наглядный пример этого представляет история двух Афинских морских союзов - 1-го (V в. до н.э.) и 2-го (IV в. до н.э.).

Возникнув вначале как добровольное объединение независимых греческих полисов в целях совместной обороны от Персии, эти морские союзы всё больше превращались в орудие Афин для достижения своих целей и эксплуатации союзников. Афины беззастенчиво распоряжались на свои нужды казной, собираемой за счёт обязательных взносов союзников. Любые попытки отложиться от союза Афины жестоко подавляли военной силой. [С-BLOCK]

Пелопоннесская война также возникла из-за имперских притязаний Афин. Неудивительно, что большинство полисов в конце концов поддержали Спарту как освободительницу от тяготевшего над всей Элладой гнёта Афин.

При этом демос был крайне консервативной силой, не терпевшей никаких новшеств в сфере мысли и морали. Сам Перикл пострадал от его своеволия, когда его возлюбленная, гетера Аспасия, была обвинена в безбожии. С большим трудом Перикл добился её оправдания в суде. Другу Перикла, философу Анаксагору, учившему о материальности мира, повезло меньше - ему вынесли смертный приговор, и Анаксагору пришлось бежать из Афин. Протагора, заявившего, что «человек есть мера всех вещей», изгнали из Афин, а его сочинения сожгли.

В отмеченных казусах большую роль сыграла ксенофобия афинян - все названные лица были уроженцами других городов Эллады. Но трагическая участь Сократа, иронизировавшего над алчностью и тупостью демоса, показывает, что афиняне не щадили и своих земляков.

Положение разных социальных слоёв

Из учебника по истории древнего мира всем знакома картинка, изображающая народное собрание в Афинах. На ней, в углу, на переднем плане, человек (одетый, в отличие от греков, в штаны) с хлыстом, прогоняет какого-то эллина. К каким социальным слоям принадлежали эти люди?

Человек с хлыстом это явно полицейский. Мало кто знает, что полиция в Афинах состояла из скифов (отсюда и неэллинское одеяние), бывших государственными рабами. А эллин, не имеющий права участвовать в народном собрании, очевидно - метек, то есть живущий в Афинах уроженец другого полиса. При этом львиная доля торговли и ремесла в Афинах (а следовательно и богатств) находилась в руках метеков.

Так что сюжет картинки презабавен - раб прогоняет, возможно, богача. Правда, не простой раб, а государственный.

Тирания якобы была тягостна народу

Древнегреческое слово «тиран», означающее жестокого правителя, пережило века. В действительности оно не имело вначале такого негативного смысла. Что же касается простого народа, то все тираны приходили к власти как вожди простого народа против притеснявших его аристократов.

Очень многие греческие полисы прошли через период тирании, в том числе Афины. Большинство тиранов отметились широкой организацией общественных работ, дававших заработок бедному люду, и возведением красивых монументальных построек. Тиран Писистрат, правивший в Афинах в VI веке до н.э., заложил основы могущества и славы своего города. При нём Афины украсились величественными зданиями и прекраснейшими скульптурами, был учреждён справлявшийся и многие века спустя торжественный праздник в честь бога Диониса.

Кстати, о произведениях искусства. Вопреки общему заблуждению, древнегреческие храмы и скульптуры были расписаны яркими насыщенными красками, а вовсе не были сверкающе белыми, как их нынешние остатки.


Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Центр Образования № 162 Кировского района Санкт- Петербурга
Разбор Кима ЕГЭ по русскому языку (с объяснением)
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.
2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.
3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.
4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.
5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.
(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия..Пояснение.
Предложения 1, 3 и 5 либо искажают информацию, либо передают её не полностью.

Ответ: 2, 4.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

И хотя
Если
Даже
Как раз
Лишь бы
Пояснение.
В предложении сообщается о том, что городские жители имели участки, хоть и жили в городе.

Ответ: даже.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.
2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.
3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
Пояснение.
Верное значение - 1.

Ответ: 1.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ЗанятАдОнизуотдалАзвОнимжалюзИПояснение.
Неверное ударение в слове «звоним». Верно: звонИм.

Ответ: звоним.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.
ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.
Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.
Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.
ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.
Пояснение.
Ошибка в паре надел-одел. Одевать можно только кого-то. Следует говорить: надел.

Ответ: надел.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

У ИХ сестры
пить из БЛЮДЦЕВ
нет САПОГ
ещё БОГАЧЕ
около ПЯТИСОТ человек
Пояснение.
Ошибка допущена в слове «блюдцев». Верно говорить: блюдец.

Ответ: блюдец.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.


A Б В Г Д

Пояснение.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 2 состоит в том, что при подлежащем ВСЕ сказуемое должно всегда стоять во множественном числе.
Приведём верное написание: Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз былИ удивленЫ яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
Пункт правила 7.3.1
Правило

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 5 состоит в том, что что после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой.
Приведём верное написание: Вопреки рекомендациЯМ врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
Пункт правила 7.7.1
Правило

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 3 состоит в том, что действие, обозначенное деепричастием «находясь», соотносится со сказуемым, выраженным возвратным глаголом, к таким сказуемым деепричастный оборот прикреплять нельзя. Нужно полностью перестроить предложение.
Предложение можно перестроить так: Когда находишься низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
Пункт правила 7.8.2 ТИП 3
Правило

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 7 состоит в том, что при передаче косвенной речи употреблён лишний союз. Вопросительное предложение можно построить так:
Приведём верное написание: Я с удивлением спросил, где же крепость.
Пункт правила 7.9.3
Правило

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 8 состоит в том, что части двойного союза «потерялись». Необходимо помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы:
Приведём верное написание: В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, НО И угодничество и подхалимство.
Пункт правила 7.6.3
Правило

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д
2 5 3 7 8
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Проб..ратьсяг..рдитьсявелос..педнац..ональныйадр..совать
Пояснение.
Определим слово, в котором пропущена безударная чередующаяся корня. Выпишем это слово, вставив пропущенную букву.

ПробИраться-ЧГ
гОрдиться-ПГ, гОрдыйвелосИпед-НГ
нацИональный-НГ
адрЕсовать-НГ

Чередующаяся гласная в корне слова пробираться проверяется правилом чередующихся корней БИР/БЕР.

Ответ: пробираться.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

О..дал, по..черкнул
пр..крепил, пр..града
и..терзанный, ра..жёг
поз..вчера, р..зобралза..грал, под..скатьПояснение.
Определим ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишем эти слова, вставив пропущенную букву.

ОТдал, поДчеркнулпрИкрепил, прЕградаиСтерзанный, раЗжёгпозАвчера, рАзобралзаИграл, подЫскать
Ответ: позавчера разобрал.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Врач..ватьрасстра..ватьсяудва..ватьсянезатейл..вый
улыбч..вый
Пояснение.
Выпишем слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ВрачЕвать-так как враЧУЮрасстраИваться-так как расстраИВАюсьудваИваться-так как удваИВАюсьнезатейлИвый-есть краткая форма, незатейлИВулыбчИвый-есть краткая форма, улыбЧИВ
Ответ: врачевать.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Суш..шьвыстел..шьвыскоч..шьнезавис..мыйнакорм..шьПояснение.
Зависящие от спряжения глаголаЗависящие от инфинитива
Личные окончания Причастия настоящего времени действительные Причастия настоящего времени страдательные Причастия прошедшего времени действительные Причастия прошедшего времени страдательные
сушишь 2 спр.
выстелешь 1 спр.
выскочишь 2 спр.
накормишь 2 спр. независИМый от зависЕТЬ,2 спр.
Ответ: выстелешь.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
Пояснение.
Определим предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем это слово.

М. Горький получал каждый день НЕ МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
НЕ СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть НЕ ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Ответ: неправильные.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.
(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
Пояснение.
Определим предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем эти два слова.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗАЧЕМ она пришла.
ПО ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он ВО ВСЁМ привык быть первым.
Озеро Белое ОТТОГО и прелестно, что ВОКРУГ него – густая разнообразная растительность.
Трудно даже представить, ЧТО БЫ со мной случилось, ЕСЛИ БЫ пароход опоздал.
ПО ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

Ответ: оттого и вокруг.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.
Пояснение.
В некоторых картинах Рембрандта есть подлиННая праздничность: даже затенёННые силуэты людей наполнеНы теплом и дыханием светотени.

Наполнены- краткое причастие;
подлиННая- прилагательное, исконно от слово длина;
затенёННые - полное страдательное причастие.

Ответ: 3.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.
2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.
4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.
5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
Пояснение.
Расставим знаки препинания. Укажем два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишем номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. Повторяющийся союз «или».
2) {У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память}, и {смеющегося священника он написал именно по памяти}. ССП
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега. Два разных ряда однородных членов.
4) Я с волнением осматривал и дом, и картины в нём, и его обитателей. Две запятых при повторяющихся союзах.
5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. Два разных ряда однородных членов.

Ответ: 1, 2.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Пояснение.
Все события, обдуманные и пережитые Ф.И. Тютчевым, облекались им в художественные образы, поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Два обособленных причастных оборота: оба стоят после главного слова по схеме ГС+ПО.
Зпт 2 не ставится между однородными определениями.

Ответ: 1, 3, 4.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.
Пояснение.
Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль, конечно, главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги, по воспоминаниям современников, он записал в восемнадцать лет.
Оба с/чет вводные.

Ответ: 1, 2, 3, 4.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.
Пояснение.
А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута какого? (гостиница которого в то время считалась самой знаменитой в Петербурге).

Ответ: 1.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.
Пояснение.
[Сергеев вышел на берег, но (когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца), то вдруг пронзительно и ясно ощутил], (как далеко от него Родина).
Запятая 2 не ставится по правилу БП 6 (см. правило к заданию).
ЗПТ 1 перед ставится при однородных членах.
Ответ: 1, 3, 4.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.
2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.
3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.
4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.
5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.
(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.
(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.
– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!
– (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.
– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
– (20)Но я уже писал... и печатался.
– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.
(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.
– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.
– (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.
– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?
(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.
(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.
(по К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.Пояснение.
Содержанию текста соответствуют высказывания под номерами 3, 4, 5.

Высказывание под номером 3 подтверждается предложениями текста №1, №7: дядя Коля и тётя Маруся вполне могут быть родственниками.
Высказывание под номером 4 подтверждается предложениями текста №10, №15: аптекарь, обращаясь к рассказчику, сообщает нам, что рассказчик окончил гимназию и собирается поступать в университет, а сам рассказчик - что собирается стать писателем.
Высказывание под номером 5 подтверждается предложениями из текста под номерами 26-43.
Не соответствует содержанию текста высказывание под номером 1, ведь в тексте не сказано, что Лазарь Борисович печатал свои произведения.
Не соответствует содержанию текста высказывание под номером 2, ведь рассказчик убеждается в правоте аптекаря, о чем свидетельствует предложение №52.

Задание не совсем корректно, так как высказывание под номером 3 может быть истолковано по-разному: с одной стороны, дядя Коля и тётя Маруся вполне могут быть родственниками, с другой, дядей и тётей рассказчик может называть людей, старше себя по возрасту.

Ответ: 3, 4, 5
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.
2) В предложениях 7–9 содержится описание.
3) Предложения 30–32 содержат рассуждение.
4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение.
Пояснение.
Укажем номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека. Да.
2) В предложениях 7–9 содержится описание. Нет, это повествование.
3) Предложения 30–32 содержат рассуждение. Да.
4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию. Нет.
5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение. Да.

Ответ: 1, 3, 5.
22. Из предложений 1–6 выпишите фразеологизм.
Пояснение.
3) С первого взгляда это был довольно странный аптекарь.

Ответ: с первого взгляда.
23. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Пояснение.
(4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. Притяжательное местоимение его в предложении 5 относится к слову он в предложении 4.

Ответ: 5.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:
1) ряд однородных членов

3) ирония
4) вводные слова
5) литота
6) метафора

8) противопоставление
9) эпитет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г

Пояснение.
«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А) эпитеты («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б) метафора жизнь пропитала (предложение 39), приём – (В) противопоставление (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) восклицательные предложения (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) вопросительные предложения
3) ирония
4) вводные слова
5) литота
6) метафора
7) восклицательные предложения
8) противопоставление
9) эпитет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г
9 6 8 7
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
Основные проблемы Позиция автора
1.Суть писательства как призвания
(В чём заключается суть работы писателя?)1. Профессия писателя есть утверждение жизни «всюду и всегда до конца своих дней»
2. Проблема личности писателя. (Каким должен быть настоящий писатель?) 2. Писатель должен много работать, пренебрегая славой, и понимать жизнь во всех её проявлениях, быть буквально пропитанным ею, чтобы суметь донести всю самое нужное и в «известных дозах» людям



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта