Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ Христофоров Василий Степанович
НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.).
ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.
Действия немецкого подводного флота в годы Второй мировой войны на просторах Мирового океана вызывают постоянный интерес отечественных и зарубежных историков. За последнее время появилось значительное число публикаций, связанных с боевой деятельностью германских подводников на севере СССР, а также наличием тайных баз подводных лодок противника в Арктическом бассейне (1941–1944 гг.). В своих публикациях авторы напрямую связывают активность немецких субмарин в акватории Северного Ледовитого океана в 1942–1944 гг. с наличием на Новой Земле и других островах, а также в устье Енисея оборудованных для длительной эксплуатации баз кригсмарине. В частности, в этих источниках, наряду с Новой Землей, упоминаются острова Мона и Междушарский.
Следует отметить, что действия подводных сил Германии в этом регионе, особенно в Карском море, отслеживались советскими органами госбезопасности и тщательно документировались.
В этих документах сосредоточена информация в виде докладных записок, сообщений, телеграмм, агентурных сообщений о расследовании обстоятельств гибели ряда советских конвоев, в частности, ВА-18 и БД-5, а также отдельных боевых кораблей и торговых судов, десантах немецких подводников на северные острова, борьбе с минными постановками, предпринимавшихся мерах противодействия деятельности морских сил противника.
Как видно из материалов, первое обнаружение немецких подводных лодок зафиксировано в районе Мурманска и в акватории Белого моря уже в июле 1941 г. Статистика обнаружения вражеских субмарин в этом году выглядит следующим образом: июль - 11, август - 12, сентябрь - 36, октябрь - 42, ноябрь - 10. {214} Особенно успешным для немецких подводников был август (пик летней навигации на Севере) и октябрь - ноябрь (при завершении проводки судов в Арктическом бассейне). В эти месяцы были потоплены в результате торпедных атак 6 единиц: 17 августа СКР «Жемчуг», 22 августа транспорт «Поморье», 26 августа тральщик «ТЩ-44», 18 октября транспорт «Аргунь», 6 ноября СКР-70, 15 ноября тральщик ТЩ-34. {215}
Уже с весны 1942 г. подводные лодки противника начали появляться в юго-восточной части Баренцева моря и вдоль западного побережья Новой Земли. К концу лета этого года противник обнаружил себя и на арктических коммуникациях в Карском море. Немецкими подлодками ставились мины на подходах к Югорскому и Маточкину шару, острову Диксон. Статистика обнаружения вражеских субмарин в 1942 г. выглядит следующим образом: январь - 1, февраль - 1, март - 2, апрель - 1, июль - 12, август - 8, сентябрь - 13, октябрь - 3, декабрь - I. {216}
О сложной обстановке можно судить по письму Транспортного управления НКВД СССР 21 августа 1942 г. в Управление ОО НКВД СССР: «[…] Имевшиеся, начиная с июня месяца с.г., сигналы достаточно определенно указывали на то, что немцы готовят значительные операции в районе Новой Земли, Баренцева и Карского морей. […] Однако достаточных мероприятий не последовало и активность противника, продолжая нарастать, превратилась в реальную угрозу для наших коммуникаций в районе этих морей и непосредственно для побережья.
27 июля подводная лодка противника посетила бухту Кармакуля и артиллерийским огнем уничтожила 2 самолета. […] В районе обстрела уничтожены также 3 дома и 2 склада.
17 августа с.г. в районе Матвеева острова подводная лодка противника подвергла артиллерийскому обстрелу караван судов, направлявшихся из Хабарово в Нарьян-Мар. Потоплены пароход “Комсомолец”, баржи, мотоботы и погибло 305 человек.
19 августа с.г. подводная лодка противника обстреляла рыбаков в районе Черной Губы на острове Новая Земля {217} .
1943 г. отмечается расширением зоны действия немецких подводных лодок. Начиная с июля, субмарины противника действовали не только в районе Новой Земли, их появление неоднократно зафиксировано в Енисейском заливе. К несомненному успеху немцев следует отнести разгром в сентябре 1943 г. конвоя ВА-18, когда за один день были потоплены два транспорта и боевой корабль.
12 августа 1944 г. был уничтожен конвой БД-5, в результате чего погибли транспорт и два тральщика. Вследствие торпедной атаки немцев 16 января 1945 г. погиб эсминец Северного флота «Деятельный», 20 января был торпедирован эсминец «Разъяренный», который остался на плаву и был отбуксирован в базу.
Уничтожение подводных лодок противника входило в сферу деятельности кораблей Северного флота и Беломорской военной флотилии. Контрразведчиков же волновали другие проблемы.
Во-первых, наличие у противника информации о движении наших судов, слишком уверенные действия немецких подлодок и рейдеров, хорошие знания ими трассы Севморпути, гидрологической и гидрографической обстановки в Карском море.
Во-вторых, возможное наличие у немцев в Арктике пунктов дозаправки, а также гидрометеопостов.
Истоки этих проблем уходят к летней навигации 1940 г. Тогда в результате переговоров между Германией и СССР руководство нашей страны дало согласие на проводку Севморпутем немецкого торгового судна «Комета». Как выяснилось позже, «Комета» была замаскированным немецким рейдером, который после проводки натворил много бед в Индийском океане, потопив около десяти торговых судов союзников. Следуя по трассе Севморпути, немцы проводили тщательную фотосъемку. В одном из докладов наших моряков и лоцманов, например, указывалось, что немцы «фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина». При малейшей возможности делали промеры глубин; высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали…
Нашей традиционной беспечностью веет от текста радиограммы начальника Главсевморпути И.Д. Папанина, направленной одному из лоцманов, проводивших «Комету»: «[…] Нет сомнений, что немцы посылали одно суденышко только с целью изучить трассу, покажи, так сказать, им трассу […] пусть ледокол проведет через лед» {218} .
Сведения о навигационном оборудовании Северного морского пути, полученные во время перехода «Кометы», позволили германскому морскому штабу заблаговременно развернуть систему радиометеостанций на арктических островах Северного Ледовитого океана (в том числе и на архипелаге Шпицберген в нарушение Парижского договора 1920 г.). Данные о советских полярных станциях в Арктике, организации их радиосвязи, результаты промеров глубин в проливах были обобщены немецкими специалистами и в июне 1941 г. изданы секретным приложением к «Наставлению о плавании в арктических морях».
Опыт ледового плавания «Кометы», доскональное изучение навигационных условий Севморпути помогли немецким подводным лодкам в 1941–1945 гг. пиратствовать в наших северных водах.
Из справки ОКР «Смерш» СФ от 15 октября 1943 г.: «Есть основания предполагать, что противник имеет достаточно разведывательных данных (как ледовых, так и войсковых) по западному сектору Арктики. В частности, противнику в этом также помогло появление в открытой печати (газета “Известия” № 129/7815 от 04.06.42 г.) данных о подготовке наших действий в Арктике и ряд корреспонденции в одной из радиопередач из г. Архангельска, а также открытые переговоры судов ГУСМП как между собой, так и полярными станциями» {219} . Кроме того, в ходе расследований обстоятельств гибели наших конвоев контрразведчики установили, что «немцы точно знали, по какому фарватеру пойдут корабли, несмотря на то что шли по этому фарватеру впервые» {220} .
Наличие баз подтверждается множеством данных, обобщенных в документах ОКР «Смерш» СФ справкой о деятельности немецких подводных лодок, подготовленной в октябре 1943 г.:«[…] Дает возможность предположить об использовании противником о. Междушарского как пункта наблюдения и связи для действующих в районах Новой Земли подлодок и самолетов противника. 13–14 октября 1942 г. на о. Междушарском пролетавшим самолетом БВФ был обнаружен самолет противника, который при снижении нашего самолета обстрелял его. Организованным десантом для захвата самолета противника на место его приземления были обнаружены следы бывшей здесь радиостанции противника. Самолета не оказалось» {221} .
10 августа 1944 г. в бухте Полынья Енисейского залива была отмечена высадка десанта. Из докладной записки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии: «10.08.44 г., около 10 часов утра, в непосредственной близости от берега в бухте Полынья Енисейского залива Красноярского края в надводном положении была обнаружена вражеская подводная лодка. […] Подойдя к берегу на расстояние четверть километра, подлодка по направлению мыса Полынья стала давать флажками сигналы. Одновременно к берегу от подлодки направлялась резиновая шлюпка, которая в скором времени возвратилась обратно и была поднята на борт. Пробыв в бухте около часа, подлодка ушла курсом на восток. […] Таким образом, факт обнаружения подлодки противника в бухте Полынья 10.08.44 г. в надводном положении под военно-морским флагом Германии и попытки команды указанной лодки быть на берегу дает все основания предполагать о том, что данная подлодка могла идти с целью высадки или приемки разведывательно-диверсионной группы, созданной из числа выселенных в Енисейский залив немцев, но ошиблась районом» {222} . Проанализировав действия противника против наших судов за 1944 г., контрразведчики сделали вывод, что, «как правило, немецкие подводные лодки, находящиеся в данное время на Севере, действуют на фарватерах, указанных в нашей лоции военного времени. Это обстоятельство дает полное основание считать, что противник об этом хорошо осведомлен» {223} .
25 сентября 1944 г. высаженный с двух подводных лодок десант разгромил станцию Главсевморпути на мысе Стерлегова (Карское море), уничтожив три жилых дома, радиостанцию, метеопост, машинное отделение и три склада с продовольствием. Но главной удачей немцев стали захваченные ими секретные документы, в том числе переговорные коды и таблицы с ключами, сигнальные книги. Из семи человек, находившихся на станции, немцами были захвачены и перевезены на лодках пять человек.
В спецсообщении ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии о захвате метеопоста на мысе Стерлегова приводятся показания бежавшего от немцев сотрудника поста Г.В. Бухтиярова, который допрашивался немецкими подводниками: «В процессе этого разговора Бухтияров в окно заметил, что подлодка снялась с якоря и ушла в море, якобы спросил переводчика, куда ушла лодка, на что последний ответил: “На заправку к нашей базе”. Где находится эта база, переводчик не сказал. Предположительно можно считать возможность создания немцами таких баз на островах Мона» {224} .
В докладной записке от 18 января 1945 г., направленной на имя начальника УКР «Смерш» НКВМФ П.А. Гладкова, начальник ОКР «Смерш» СФ И.И. Гончаров отмечал: «Оперирование подлодок противника малого водоизмещения в Карском море, вдали от своих баз в Норвегии (Нарвик, Тромсе, Тронхейм), дает основание предполагать, что подводный флот противника имеет свои базы в Карском море. В 1944 г. […] на о. Подкова были обнаружены неизвестно кому принадлежащие запасы горючего, масел и продовольствия. [….] Нам известно, что в том же 1944 г. немецкие подлодки всплывали в различных бухтах северо-восточного побережья Карского моря и брали на борт людей из становищ. В поселке Ошмарино (устье р. Енисей) ОКР “Смерш” Карской военно-морской базы была обнаружена подпольная радиостанция. В районе о. Диксон весной 1944 г. имел место случай, когда всплывшая немецкая подводная лодка высадила на кромку льда неизвестного человека, след которого вел по направлению к о. Диксон. Высадку обнаружили местные жители, организовавшие поиск, который, однако, положительных результатов не дал. Не исключена также возможность насаждения противником своей агентуры на островах Карского моря, где для этого имеется достаточная почва. […] Оперативное обслуживание населения побережья и островов Карского моря возложено на органы НКВД и НКГБ, однако, как видно из приведенных фактов, это обслуживание фактически отсутствует, что, в свою очередь, облегчает разведке противника проводить свою деятельность на наших северных морских коммуникациях» {225} .
Вместе с тем 7 октября 1943 г. ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии докладывал в Москву: «[…] за последнее время работа радиостанции острова Диксон перебивается другой неизвестной радиостанцией, работающей на той же волне. По данным берегового радиопоста острова Диксон, указанная радиостанция работает якобы с подлодки противника, однако не исключено, что эта радиостанция может быть установлена в одном из пунктов побережья Карского моря по заданию германской разведки» {226} .
Следует отметить и тот факт, что подозрительные действия подводных лодок противника у нашего побережья отмечены и в начале 1945 г. Из справки 2-го отдела УКР «Смерш» НКВМФ от 20 февраля 1945 г.: «18 января 1945 г. 19 сигнально-наблюдательных постов СНИС Териберкского участка отметили подозрительные действия подлодки противника вблизи берега в районе восточнее Териберки.
В первом случае лодка выходила из Уединенной губы побережья, во втором случае лодка маневрировала в районе поста в надводном положении и передавала в сторону берега 5–6 бело-зеленых световых сигналов. Предполагается возможность высадки агентурных групп противника на нашем побережье. […] ОКР “Смерш” СФ направляет свою оперативную] группу для организации розыска и поимки разведывательно-диверсионных групп противника» {227} .
Не исключено, что немецкие подводники для пополнения запасов продовольствия и горючего использовали подготовленные еще до войны Главсевморпутем зимовки. Из справки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии от 13 октября 1943 г.: «[…] Установлено: на восточном побережье о. Новой Земли в течение ряда лет ГУСМП организовывались зимовки: завозились продукты, строились дома и т.д.
Например, в заливе Благополучия обнаружена зимовка без людей, поставлен домик, оставлены большие запасы продуктов и много горючего.
Такие же освоенные места имеются севернее залива Благополучия и на южной стороне о. Новая Земля.
Есть также склады с горючим, но месторасположение их до сих пор неизвестно. […]
Высказывается предположение, что противник пользуется этими базами. Особенно это предположение подтверждается тем, что в навигацию 1943 г. немецкие подлодки несколько раз были отмечены в заливе Благополучия, избрав его для стоянки, а может быть, и пополнения из запасов продуктов и горючего» {228} .
Таким образом, имеющиеся документы подтверждают возможность наличия если не баз немецких подводных лодок, то временных гидрометеорологических постов и пунктов наблюдения и связи на островах Карского моря.
Из книги 1941. Победный парад Гитлера [Правда об Уманском побоище] автора Рунов Валентин АлександровичПриложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года По приговору суда, Кириллов
Из книги Техника и вооружение 2000 05-06 автораОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Проект 664В 50-х годах в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось
Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»Подводные миноносцы: боевой дебют (Русские подводные лодки в войне 1904 – 1905 гг.) Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки – новый тип корабля. Отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях
Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север АлександрГлава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно-морского флота, при которых учреждались управления контрразведки «Смерш»
Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей ПетровичКадры для военной контрразведки Уже в первые месяцы войны резко возросла потребность в военных контрразведчиках. Для решения этой задачи при Высшей школе НКВД СССР 26 июля 1941 года были организованы Курсы подготовки оперативных работников для Особых отделов (приказ НКВД
Из книги Японские тяжелые крейсера типа «Миоко» автора Иванов С. В.Недостроенные немецкие подводные лодки, захваченные в конце войны на верфях Советской армией на Балтике были захвачены два судостроительных завода, занимавшихся к концу войны постройкой подводных лодок.1. Завод «Шихау» в Данциге: с ноября 1943 по сентябрь 1944 года здесь
Из книги Война в Арктике. 1941-1945 автора Корякин Владислав СергеевичДальнейшие действия «Начи» в арктических водах 11 мая американские войска начали высадку на Атту. В тот же день из Йокосуки вышел «Начи» и взял курс на север. Через четыре дня крейсер прибыл на Парамушир, где оставался в готовности до 10 июля. В этот день тяжелые крейсера
Из книги Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды. Часть 3 автора Иванов С. В. Из книги «Умылись кровью»? Ложь и правда о потерях в Великой Отечественной войне автора Земсков Виктор НиколаевичНемецкие сверхмалые подводные лодки и человеко-ториеды Германия, одна из главных стран-участниц Второй Мировой войны, сравнительно поздно заинтересовалась миниатюрными подводными лодками и проведением подводных спецопераций. В первый период войны, несмотря на ряд
Из книги Великая Отечественная: Правда против мифов автора Ильинский Игорь Михайлович5.2 Немецкие сверхмалые подводные лодки Уже в 1918 г. в Германии начались проектно-исследовательские работы над малыми подводными лодками с экипажем в 3–5 человек. Например, экспериментальная подводная лодка VB-80 имела турбину Вальтера мощностью 2000 л.с., позволявшей лодке
Из книги СМЕРШ [Битвы под грифом секретно] автора Север Александр15. Определение общей убыли ВС СССР за 1941–1945 гг Приступим к определению утрат военнослужащих ВС СССР в целом за весь период войны. Предварительно необходимо сказать о том, что состав ВС СССР определялся по общей численности личного состава, входившего в РККА, РКВМФ, НКВД
Из книги Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР автора Бойко Владимир НиколаевичПриложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ ДОНЕСЕНИЙ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ О ПОДГОТОВКЕ ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ ПРОТИВ СССР (ЯНВАРЬ - ИЮНЬ 1941 г.), Конец июня 1941 г. № п/ п Кто источник Когда поступило сообщение Начало нападения Содержание донесения 1 Макс 2.11.40 г. После победы над Англией Удар
Из книги автораГлава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно?морского флота, при которых учреждались управления контрразведки
Из книги автораИностранные подводные лодки предвоенного периода в РККФ СССР К началу Великой Отечественной войны в состав РККФ входили пять подводных лодок, ранее служивших на флотах других государств. Первым трофеем советского флота стала английская подводная лодка L55, которая
Из книги автораИностранные подводные лодки периода второй мировой войны в ВМФ СССР 26 июля 1944 года со стоянки под кодовым названием «Гранд-Отель» с острова Нуокко в финских шхерах вышла в свой первый Боевой поход германская подводная лодка U250. Подводной лодке предстояло действовать в
Память о Великой Войне 20 века, ее героях мы храним вот уже больше 70 лет. Передаем ее детям и внукам, стараясь не потерять ни одного факта, фамилии. Практически каждую семью коснулось это событие, многие отцы, братья, мужья так и не вернулись. Сегодня мы можем найти информацию о них благодаря кропотливой работе сотрудников военных архивов, добровольцев, посвящающих свое свободное время поискам солдатских могил. Как это сделать, как найти участника ВОВ по фамилии, данные о его наградах, воинских званиях, месте гибели? Мы не могли обойти столь важную тему вниманием, надеемся, что сможем помочь тем, кто ищет и хочет найти.
Точно неизвестно и сейчас, сколько людей ушло от нас во время этой великой человеческой трагедии. Ведь подсчет начался не сразу, лишь в 1980 году с приходом гласности в СССР историки и политики, сотрудники архивов смогли приступить к официальной работе. До этого времени поступали разрозненные данные выгодные на тот момент.
Сегодня, благодаря расшифровке секретных документов, поисковым работам, цифры приобретают реальный характер. Таким образом, можно увидеть следующую картину:
Однако эти цифры пока не соответствуют полной действительности. Война, да еще такая, это не только уничтожение врага ценой собственной жизни. Это разрушенные семьи - не рожденные дети. Это огромные потери мужского населения, благодаря которым еще не скоро восстановится необходимый для хорошей демографии баланс.
Это болезни, голод в послевоенные годы и смерть от него. Это отстройка страны заново, опять же во многом, ценой жизни людей. Всех их так же необходимо учесть, занимаясь подсчетами. Все они - жертвы страшного человеческого тщеславия, имя которому война.
Нет лучшей памяти звездам победы, чем желание будущего поколение знать, как это было. Желание сохранить информацию для других, для избегания такого повтора. Как найти участника ВОВ по фамилии, где найти возможные данные о дедах и прадедах, отцах - участниках боев, зная их фамилию? Специально для этого существуют теперь электронные хранилища, доступ к которым имеют все желающие.
Работа этих ресурсов заключается не только в розыске великих людей, но и сборе информации о них. Если вы обладаете хоть какой-то, сообщите ее администраторам этих сайтов. Тем самым мы сделаем большое общее дело - сохраним память и историю.
Еще один - основной, центральный, самый масштабный проект - http://archive.mil.ru/ . Сохранившиеся там документы в большинстве своем единичны и остались целы благодаря тому, что были вывезены в Оренбургскую область.
За годы работы сотрудниками ЦА был создан великолепный справочный аппарат показывающий содержание архивных накоплений, фондов. Сейчас целью его является обеспечить доступ людей к возможным документам посредствам электронно-вычислительной техники. Таким образом, заработал сайт, на котором вы можете попытаться найти военного, участвовавшего в ВОВ, зная его фамилию. Как это сделать?
Это уникальный по своей сути проект. Такого объема данных собранных и оцифрованных по всем существующим и доступным источникам: картотекам, электронным книгам памяти, документам медсанбатов и справочникам командного состава больше нет. По истине, пока существуют такие программы и люди, обеспечивающие их, память народа будет вечна.
Если вы не нашли там нужного человека, не отчаивайтесь, есть и другие источники, может они не такие масштабные, но их информативность от этого не становится меньше. Кто знает, в какой папке могла заваляться нужная вам информация.
Куда еще можно заглянуть? Существуют более узконаправленные хранилища, например:
Для поиска наград, подвигов организован открытый портал, посвященный именно этому www.podvignaroda.ru . Здесь опубликована информация о 6 млн. случаях награждения, а так же 500 000 неврученных медалей, орденов, так и не дошедших до получателя. Зная фамилию своего героя, вы можете найти о его судьбе много нового. Выложенные сканированные документы приказов и наградные листы, данные из учетных картотек, дополнят имеющиеся у вас знания.
К кому еще можно обратиться за информацией о наградах?
Много полезной информации, которой порой нет нигде, можно найти на форумах вышеперечисленных сайтов. Здесь люди делятся драгоценным опытом и рассказывают собственные истории, которые могут помочь и вам. Существует много энтузиастов, готовых помочь всем желающим так или иначе. Они создают собственные архивы, проводят свои исследования, их так же можно найти лишь на форумах. Не обходите стороной такой вид поиска.
Поиски живых не менее актуальны, чем поиски умерших героев. Кто же еще нам расскажет правду о тех событиях, о пережитом и выстраданном. О том, как встречали победу, ту - самую первую, самую дорогую, грустную и счастливую одновременно.
Региональные архивы создавались по всей стране. Не такие крупные, держащиеся, зачастую на плечах простых людей, они сохранили уникальные единичные записи. Их адреса есть на сайте движения по увековечиванию памяти погибших . А так же:
09.06.1944 Краснодарский кр. г. Хоста.
Достарыңызбен бөлісу: