Главная » Засолка грибов » Календарно тематическое планирование п. Календарно-тематическое планирование

Календарно тематическое планирование п. Календарно-тематическое планирование

КТС по предмету "Чтение. Обучение грамоты" иллюстрирует книгу и её роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание текста сказки Речь устная и письменная. Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений: малые фольклорные жанры; стихотворение. Пересказ содержания сказки Текст. Предложение. Слово. Интонация. Произведения устного народного творчества. Работа над...

Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов...


Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета. ФГОС предъявляет серьезные требования к математической подготовке учащихся: Уровень обязательной подготовки обучающегося Усвоить...

Календарное планирование по ФГОС

Календарное планирование по ФГОС и его значение для образовательной программы. Требования федерального государственного образовательного стандарта к календарному планированию


Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа к учебно-методическому комплексу по английскому языку для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений серии “Rainbow English” составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре образовательной программы, а также с учетом требований, изложенных в Примерной программе по иностранному языку для начальной школы. Рабочая программа ориентирована на использование УМК...

Перспективное планирование по ФГОС

Перспективное планирование по ФГОС в современный условиях образовательной среды. Как правильно составить перспективный план и реализовать его на правктике


Личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. В качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том...

План по ФГОС

Реализуем ФГОС в образовательном учреждении, правильно составляем план по ФГОС. Новые требования к планированию и советы опытных педагогов

План работы по ФГОС


Тематическое планирование по ФГОС



Особенности введения ФГОС ООО необходимо делить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования. Важно учитывать ведущие принципы ФГОС ‒ принципы преемственности и развития, которые требуют от каждого участника процесса введения ФГОС ООО постоянного сопоставления с практикой реализации ФГОС НОО. Преемственность и развитие реализуются...

Введение федерального государственного стандарта начального общего образования привело к изменениям организационной, методической деятельности как на уровне отдела образования, так и на уровне отдельно взятой школы. Все участники образовательного процесса столкнулись с проблемой: с чего начать? Какие направления работы определить как приоритетные? Какие задачи необходимо решить в первую очередь? Как помочь школам перестроиться на новый виток в...


В какую сторону округляют проценты по метапредметной диагностике Система оценки метапредметной диагностики достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования имеет несколько вариантов. Применение одного из вариантов оценки утверждается педагогическим советом в Положении об аттестации, о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Округление процентов при оценке по метапредметной диагностике при выставлении в электронном журнале Учителя, ...


Тематическое планирование по литературе Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ, программы «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2011 год. Тематическое планирование № Разделы, темы 5 кл 6кл 7кл 8кл 9кл 1 Введение 1 1 1 1 1 2 УНТ 7 3 5 2 - 3 Древнерусская литература. 2 2 2 2 3 4 Русская литература XVIII века. 2 1 2 3 8 5 Русская литература XIX века. 43 50 27 35 53 6 Русская литература XX века. 30 28 22 18 29 7 Литература народов России. - 2 1 - 8 Зарубежная литература. 15 12 6 5 6 9 Итоговый контроль 2 3 2 2 2 10 Всего 102 102 68 68 102 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_________ /Решетникова Н.В./
подпись Ф.И.О.
Протокол № _____________
заседания МО
от ____ _____________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР
_________ /Нурисламов С.Ф./
подпись Ф.И.О.
Протокол № _______________
заседания НМС
от ____ _____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №10
_________ /Озерова Е.В./
подпись Ф.И.О.
Приказ № ______________

от ____ _____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литература
Уровень общеобразовательный
общеобразовательный, профильный, углубленный
Костенко Светлана Николаевна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 7 А,Б,Г, Д

2014-2015 учебный год

Количество часов:
Всего 70 ч.; в неделю 2 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.), с учетом примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных школ, лицеев, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, авторской программой курса «Литература» 5-9 классы под редакцией Г.С. Меркина.- М.:Русское слово, 2010 г.
Сургут 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе к учебнику 7 класса Г.С. Меркина в двух частях, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 2010 год.
К программе прилагается учебник литературы для 7 класса под редакцией Г.С. Меркина, 2010 год; методическое пособие «Литература в 7 классе урок за уроком» М., «Русское слово», 2010 год и методический журнал «Литература в школе» издательства «Первое сентября» за 2009-2010-2011 г. Цель этих пособий - помочь учителю в построении современного урока.
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования в 7 классе на уроки литературы отводится 2 часа в неделю.
Данная программа построена на хронологической основе с выходом на линейное рассмотрение историко-литературного материала в старших классах.
С 5 класса ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Основной целью литературного образования является формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенного владения речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики, драмы.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устные ответы, составление сложных планов, цитатных планов, написание сочинений, эссе, выполнение тестов.

Требования к уровню подготовки обучающихся VII класса по литературе
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Ученик 7 класса должен
Знать/понимать:
авторов и содержание изученных художественных произведений
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
Теоретико-литературные понятия и категории

Жанрово-родовые понятия, категории и термины
Структурообразующие элементы
Образный мир
Выразительные средства художественной речи

Былина
Эпос
Былинный герой
Гипербола

Обрядовая поэзия
(Песни колядные, масленичные, свадебные)

Поэтическая лексика и синтаксис

Лирическая народная песня

Образно-выразительные средства. Постоянный эпитет

Древнерусская повесть

Символ

Ода
Одический сюжет
Одический персонаж
Тропы и фигуры в оде

Стихотворение как обозначение различных жанровых образований
Послание

Классицизм
Эстетическая система

Драма
Литературные роды
Драматургический персонаж
Ремарка

Комедия
Конфликт в комедии
Говорящие фамилии
Сарказм

Романтическая поэма

Герой романтической поэмы
Стиль; экспрессия

Повесть
Творческая история

Сатирический рассказ
Фантастический (гиперболизированный) сюжет
Сатирические образы
Гротеск

Образ-символ

Сонет
Стихотворная форма

уметь:
-выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц;
-определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета;
-определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;
-сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
-различать эпические и лирические произведения;
-пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него;
-создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;
-составлять план собственного устного или письменного высказывания;
-составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;
-давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
-пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Основными способами деятельности учителя и обучающихся на уроках литературы в 7 классе являются:
- работа с учебником
- сообщения, беседа
- лексическая работа
- создание слайдовых презентаций
- заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателя
- художественный пересказ
- выразительное чтение
- чтение по ролям и чтение наизусть
- составление цитатных и тезисных планов
- составление рабочих материалов для сочинения, вопросов к статье учебника
- работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений
живописи, созвучных по теме и настроению изучаемому произведению
- устное словесное рисование
- инсценирование
- анализ лирических и эпических произведений
- работа с теоретико-литературными понятиями
- индивидуальные и групповые задания
- заполнение рефлексивных таблиц
- создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное
восприятие текста.

Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и
способов деятельности обучающихся VII класса по литературе
Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся VII класса по литературе определяются в соответствии с локальным актом «Положение о текущем контроле знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ № от 2005 года) и находит отражение в разделе календарно-тематического планирования «Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- написание сочинений по литературным произведениям;
- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);
- составление планов будущего сочинения;
- написание отзывов о произведениях;
- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения;
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- самостоятельные работы.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.

Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 4 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Отметки за творческие работы по литературе выставляются: первая - за содержание, вторая - за грамотность в журналы на страницах «Русский язык» и «Литература» в соответствии со школьным локальным актом о заполнении классных журналов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок на основании Приложения №1 «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» к авторской программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. по русскому языку - Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2009

Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести примеры из художественного произведения; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировкесуждений;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и суждений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Содержание программы учебного курса
Введение (1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества (2 ч)
Былины (1 час)
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни (1 час)
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы (2.)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (6 ч)
М.В. ЛОМОНОСОВ (2 час)
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: .
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры Москва Германия Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН (1 час)
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Д.И. ФОНВИЗИН (3 часа.)
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века (23)
А.С. ПУШКИН (3 часа)
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (3 часа)
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; ; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ (2 часа)Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ (2 часа)
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века» (1 час Вн.чт.):
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (2 часа)
Л.Н. Толстой участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ (1 час)
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. ФЕТ (1 час)
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России (1 час)
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».А.Н.Майков «Нива».А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»

А.П. ЧЕХОВ (2 часа)
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?» (1 час Вн.чт.). Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Из литературы XX века (21час)
М. ГОРЬКИЙ (2 часа)
Повесть «Детство» (главы I – V, VII, VIII, XII, XIII). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».
И.А. БУНИН (2 часа)
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН (2 часа)
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ (2 часа)
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН (2 часа)
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ (1 час)
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН (1 час)
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ (2 час)
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (1час)
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:
А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;А.А. Сурков. «В землянке»;М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны (1 час)
Майоров « Творчество», Богатков « Повестка»,М. Джалиль «Последняя песня»,
Вс. Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные будни в стихотворениях поэтов – участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ (1 час)
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН (1 час)
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Русские поэты XX века о России (1 час)
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы (12 часов)
У. ШЕКСПИР (1 час)
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Люблю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. БЁРНС (1 час)
Краткие сведения об авторе. Стихотворение «Возвращение солдата». Основные мотивы стихотворения: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р.Л. СТИВЕНСОН (2 часа)
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак переводчик».
МАЦУО БАСЁ (1 час)
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (2 час)
Краткие сведения о писателе. Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Я.КУПАЛА (2 часа)
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский - переводчики Я.Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

Произведения для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 12 стихотворения по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 12 стихотворения по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Ш е к с п и р. Один сонет по выбору.

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ
ВСЕГО ЧАСОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ

2. Из устного народного творчества

3. Из древнерусской литературы

4. Из русской литературы 18 века

5. Из русской литературы 19 века

6. Из русской литературы 20 века

7. Из зарубежной литературы

8.Повторение в конце года
3
3

ВСЕГО
70
63
7

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела
Тема урока

К-во часов

Дата по
программе

Дата с учетом
корректировки
Освоение предметных знаний
УУД

Форма контроля
Образовательный продукт
Подготовка к ГИА, ЕГЭ

1.
Введение в курс русской литературы
1








Своеобразие курса

Устный ответ

Движение жанров

2.
Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
1

Отражение в былине народных представлений о нравственности
Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач
Устный ответ
Иллюстрации
Особенности жанра

3.
Русские народные песни
1

Многозначность поэтического образа

Устный ответ
Доклад
Своеобразие поэтического языка.

Древнерусская литература

4
Поучительный характер древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»
1

Прослеживать преемственность поколений, патриотизм

Подробный пересказ
Анализ текста

5
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Жанровое своеобразие
1

Жанровое своеобразие

Выразитель-ное чтение
Изложение с элементами сочинения

Анализ эпизода

Литература 18 века

6
М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного
1

Особенность поэтического языка оды
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии
Письменная работа
Сочинение с элементами рассуждения
Сочинение с элементами рассуждения

7
Теория о «трёх штилях»
1

Значение теории о стилях
Анализировать, .
Ответы на вопросы
Доклад
Особенности поэтического языка.

8
Г.Р.Державин. Тема поэта и власти
1

Своеобразие стихотворении поэта
Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи
Письменная работа
Письменная работа
Тематика и проблематика произведений

9
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»
1

Своеобразие драматургическ-ого произведения
Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами
Устное сочинение
Устное сочинение
Устное сочинение

10
Образы комедии «Недоросль»
1

Теория литературы
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей
Чтение по ролям
Иллюстрации
Анализ образов

11
Социальные вопросы в комедии
1

Литературное направление (первичные представления)

Ответы на вопросы
Устное сочинение

Лтература 19 века

12
А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта
1

Творческая история создания произведений
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Различные виды чтения
Сообщение
Анализ лирики

13
«Песнь о вещем Олеге»
1

Летописный текст и баллада А.С.Пушкина
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Различные виды чтения
Сообщение
Различные виды чтения

14
Поэма «Полтава»
1

Гражданский пафос поэмы
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Сочинение с элементами рассуждения
Сочинение с элементами рассуждения

15
М.Ю.Лермонтов. Родина в лирических и эпических произведениях
1

Жанры лирики.
Сравнивать, классифицировать, обобщать
Рассказ о событии

Рассказ о событии

16
«Песня про царя Ивана Васильевича»
1

Вымысел и верность исторической правде
Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами
Ответы на вопросы
Характеристика
Характеристики персонажей

17
Художественное богатство «Песни»
1

Вымысел и верность исторической правде
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Пересказ
План устного ответа
Рецензия

18
Н.В.Гоголь в Петербурге
1

Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького» человека
Классифицировать материал, планировать свою работу при решении задач
Презентация
Презентация
Подбор цитат для характеристики персонажа

19
Повесть «Шинель». Основной конфликт
1

Написание рассказа по заданному сюжету.

20
И.С.Тургенев. «Записки охотника»
1

Сложные социальные отношения в деревне.
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии
Ответы на вопросы
Иллюстрации
Портрет и характер.

21
Тематика и художественное богатство стихотворения в прозе «Нищий»
1

Многообразие характеров крестьян в изображении автора
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Выразите-льно6е чтение
Выразительное чтение
Теория литературы

22
Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте
1

Своеобразие поэтической музы поэта
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии
Характерис-тика героев
Выписки для характеристики героев

23
Поэма «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»)
1

Основная проблематика произведений
Сравнивать, классифицировать, обобщать
Ответы на вопросы

Цитатный план, элементы тезисного плана

24

1

Проблематика сказок

Иллюстрации
Различные виды пересказа

25
Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жанровые особенности
1

Проблематика сказок
Решать проблему, взаимодействовать в группе

Иллюстрации
Различные виды пересказа

26
Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов 19 века
1

Своеобразие поэтических произведений
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Исследовате-льская работа
Исследователь-ская работа
Выразительное чтение наизусть

27
1

Литература и история
Планировать свою работу, четко ставить систему задач
Пересказ
Цитатный план
Составление цитатного плана

28
«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Особенности жанра
1

Литература и история
Ставить систему задач, вычленять среди них главные, избирать рациональные способы решения, быстро вносить коррективы в свою работу
Пересказ
Цитатный план
Составление цитатного плана

29
Н.С.Лесков. Повесть «Левша»
1

Образный мир произведения
Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения
Пересказ

Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Правильная организация труда позволяет выделить цели и задачи, отметить результаты, достижения воспитанников за определенный период. О том, как методически верно составить тематический учебного процесса в дошкольном образовательном учреждении, речь пойдет в этой статье.

Что такое планирование и для чего оно нужно?

Планирование в педагогике - это построение образовательного процесса таким образом, чтобы задачи учебной программы в конкретном детском коллективе были решены с максимальной эффективностью. Для чего необходимо планировать образовательную деятельность в детском саду? Для того чтобы:


Виды планирования

В дошкольном образовательном учреждении, согласно федеральному государственному стандарту, обязательными документами являются такие виды планов, как:

  • перспективный;
  • календарно-тематический план группы.

К первому виду относится годовой план ДОУ, который составляется администрацией и утверждается О втором подробнее рассказано в следующем разделе статьи.

Календарно-тематический план

Что представляет собой календарно-тематический план ДОУ? Это такой педагогической деятельности, в котором подробно описывается ежедневная работа воспитателя с детьми. Этот документ составляется педагогом на каждый рабочий день с указанием дат и тем на основе годового и перспективного плана дошкольного учреждения. В свою очередь, главным документом, являющимся опорой для планирования, является учебно-воспитательная программа.

Важно также учесть направленность детского садика (например, с углубленным изучением иностранных языков) и наличие материально-технической базы учреждения. То есть те задания, которые воспитатель отображает в календарно-тематическом планировании, должны быть реализованы в практической деятельности в рамках единого образовательного процесса в конкретном детском саду.

Тематический календарный план также является обязательным документом в ДОУ.


Виды тематического календарного плана

Согласно федеральному образовательному стандарту, нет четких указаний относительно формы ведения такой документации. Администрация дошкольного учреждения или непосредственно сам воспитатель имеют право выбрать наиболее удобный способ отображения ежедневной работы с детьми. Государственным стандартом рекомендуются такие виды календарно-тематических планов:

  1. Текстовый. В нем подробно описывают ежедневную образовательную деятельность педагога в течение рабочего времени. Часто такой вид документа предлагается вести молодым неопытным специалистам.
  2. Схематический - составляется в виде таблицы, графами которой являются различные виды педагогической работы в течение дня (игровая, образовательная, познавательная, коммуникативная, трудовая, самостоятельные игры детей, физическая активность, работа с родителями).

В государственном документе об образовании указано, что каждый воспитатель имеет право самостоятельно выбрать наиболее удобную для него форму ведения документации. Но для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ практичнее определить единый стандарт ведения планирования. Такое решение может быть принято на педагогическом совете.

Для того чтобы правильно составить календарно-тематический план по ФГОС, воспитателю следует придерживаться определенных педагогических рекомендаций:

  • содержание должно соответствовать образовательной программе;
  • необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные возможности группы детей;
  • работа должна планироваться по всем основным направлениям педагогической деятельности (образовательной, игровой, познавательной и т. д.);
  • важно придерживаться принципов последовательности, систематичности, усложнения материала;
  • следует гармонично объединить образовательную, развивающую и воспитательную функцию учебного процесса в тематическом содержании плана;
  • учитывать время года, климат, традиции местности;
  • интегрировать темы в разные виды деятельности (например, тема «Животные леса» обсуждается на занятии по развитию речи, затем детям предлагают нарисовать зайчика на образовательной деятельности, после чего изготовить его из пластилина на лепке).

Планирование работы кружка

Руководителю так же как и воспитателям, необходимо составить календарно-тематический план. Это отдельный документ, который состоит из таких разделов:

  • пояснительная записка, в которой указываются общие сведения о направлении кружковой работы;
  • актуальность;
  • поставленные цели и задачи;
  • тематические разделы;
  • формы работы;
  • количество учебных часов, расписание;
  • описание хода занятия с указанием темы, даты, цели, оборудования, литературы;
  • мониторинговая работа достижений воспитанников за определенный период.

Таким образом, календарно-тематический план кружка имеет более объемное содержание и большее количество разделов.

Примерный календарно-тематический план для младшей группы ДОУ

Перед тем как составить календарно-тематический план младшей группы детского сада, следует внимательно ознакомиться с содержанием учебной программы для данной возрастной категории воспитанников, а также с методической документацией дошкольного учреждения. После заполнения и внесения сведений о родителях и детях, можно приступать к составлению расписания занятий. Обычно указанной деятельностью занимается методист или старший воспитатель.

Опираясь на утвержденное администрацией ДОУ расписание, можно продумать сетку занятий с указанием дат и тем. В качестве примера предлагаем ознакомиться с фрагментом такого документа для младшей группы на декабрь:

Затем в тематический календарный план следует внести запланированную деятельность с родителями, а также комплексы гимнастики и работу по охране жизнедеятельности.

Планирование — это не просто ведение документации, которую можно предъявить контролирующим органам. Тематический календарный план — это большая помощь в организации практической ежедневной работы воспитателя в ДОУ, эффективный способ систематизации разнообразных форм педагогической деятельности.

Елена Юдина
Календарно-тематическое планирование. Части суток. Календарь

Тема Части суток . Календарь .

Цель : Дать представление о времени; познакомить с понятием минута, час, время суток , дни недели, времена года.

Итоговое мероприятие Развлечение «Веселая неделька»

Дата проведения 24 .03.2017.

Ответственный за проведение итогового мероприятия Юдина Е. М.

Режим 12 часов, понедельник, 20.03.2017 Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Групповая, подгрупповая Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро : игры, дежурство,индивид. работа,поручения, утр. гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

1. Беседа с детьми о времени. Познакомить с понятием «минута» , «час» , «время суток » , «дни недели» , «время год» .

2. Пальчиковая игра неделька Цель координация речи с движением. Игра «найди ошибки» Семе, Егор, (даны картинки с изображением различных ситуаций и схемы к ним) .

Цель научить находить несоответствия между картинкой и схемой. Беседа волшебные слова. Слушание «Вежливой песенки»

Дидактическое упражнение «Доскажи Последнее слово» . Учить употреблять в речи вежливые слова. Внести картинки по теме части суток , времена года.

Непосредственно образовательная деятельность

1. Дошкольник входит в мир социальных отношений.

Тема : Что такое время? Цель дать представления о времени; познакомить с понятиями «минута» , «час» , «время суток » , «дни недели» , «времена года» . Смотреть Познавательное развитие стр. 169.

2. Формирование основ безопасности. Тема : О правилах пользования электроприборами. Цели : формировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении. Стр. 125 Основы безопасности.

3. Двигательная деятельность. Задачи. Повторить ходьбу и бег по кругу с изменением направления движения и врассыпную; разучить прыжок в высоту с разбега; упражнять в метании мешочков в цель, в ползании между предметами. Стр. 79 Пензулаева.

Прогулка :

игры, наблюдения,

труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа 1. Наблюдение за лужами Цели : расширять представления детей о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызывать желание фантазировать.

2. Подвижняя игра «удочка» Упражнять детей в прыжках в высоту.

3. Малоподвижная игра «Угадай, кто позвал?»

Развивать внимание, терпеливость.

Упражнять детей Катю, Полину, Дашу в беге по узкой дорожке, между линиями, с ускорениями и замедлениями темпа. Труд- помочь малышам собрать игрушки, после прогулки помочь малышам раздеться. Воспитывать заботливое и бережливое отношение.

Вынести : игрушки, скакалки, лопатки, ведерки.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Беседа на тему : «Берегите лес» Объяснение смысла пословиц и поговорок.

1. Не имей привычки носить в кармане спички.

2. Спичка невеличка, а огонь от нее – велик.

3. Огонь - друг и враг человека.

Много леса – береги, мало леса - не губи, нет леса – посади.

Рощи да леса – всему свету краса.

Срубили дерево - прощай птицы.

II пол. дня : оздоровит. и закалив. процедуры, КГН, полдник. Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры.

2. Словесно-двигательная игра (с мячом) «Если хочешь быть здоров» Упражнять детей в умении выражать свои мысли словами, грамотно строить предложения. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Упражнять в ловкости.

3. Слосестно-двигательная игра «Летает – ни летает» . Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, речевые навыки.

Непосредственно образовательная деятельность, кружки

1. НОД по познавательному развитию. «Лес богатство Земли!»

Цель : дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы. Смотреть стр. 84 Волчкова.

Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Смотреть стр. 83 Моя страна. Натарова В. И.

Предварительная работа.

1. Чтение литературы о лесе.

2. Наблюдения на прогулках и экскурсиях.

Методическое оборудование : панно для модели «Лес» , картинки для моделирования. Набор картинок «Чего не следует делать в лесу» . Дидактическая игра «Зачем пилят деревья» , «Зачем человек ходит в лес» .

Подготовка к прогулке.

Вторая прогулка

1. Подвижная игра «Мы веселые ребята» . Упражнять детей в быстром беге, в умении быстро увертываться. Воспитывать желание играть честно, соблюдать правила игры.

2. Словесно-дидактическая игра с мячом «Хорошо-плохо» . Стимулировать речевую активность, умения делать умозаключения. Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.

1. Прыжки вправо и влево через шнур с продвижением вперед (дистанция 3 м) 1. Уборка мусора на участке . Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

2. Вынести савочки, ведерки, игрушки, спортивный инвентарь.

Вечер : подготовка к ужину, ужин, игры, самост.

д-ть, уход домой Развивающая образовательная ситуация «Весна пришла» . Цели : Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаться с одного действия на другое; Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу; Закреплять умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы; Активизация словаря по теме.

Заучивание стихотворения с подгруппой детей «Кораблик

См. стр. 332Т. С. Комаровой. Компьютерные игры :

«Пройди по лабиринту» ,

«Найди сходство»

«Цифры» . Упражнять детей в сохранении устойчивого внимания и способности переключения внимания. Тренировать память, логическое мышление.

Взаимодействие с родителями

Консультация на тему : «Права и обязанности по отношению к детям» .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта