Главная » 3 Как собирать » Климов е а психология профессионального самоопределения читать. Избранные психологические труды

Климов е а психология профессионального самоопределения читать. Избранные психологические труды

Многоаспектная проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии представлена с акцентом на еепсихологической стороне, поскольку основная предметная область здесь фактически находится во внутреннем мире подрастающего человека (отношения к миру профессий, представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, соответствие человека как субъекта требованиям деятельности, самооценки, изменения самосознания, развитие личности). Профессиональное самоопределение рассматривается как звено психического развития. Для студентов педвузов, слушателей институтов повышения квалификации учителей. Книга может быть также полезна специалистам, занятым вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Издательство: "Феникс" (2012)

ISBN: 978-5-85880-142-9

Климов Евгений Александрович

Климов Евгений Александрович (род. 11.06.1930, Вятские Поляны Кировской области) - отечественный психолог. В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета, в дальнейшем работал здесь преп

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Е. А. Климов В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Дается… - Academia, (формат: 60x90/16, 304 стр.) Высшее профессиональное образование 2010
    1171 бумажная книга
    Е. А. Климов Многоаспектная проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии представлена с акцентом на еепсихологической стороне, поскольку… - Феникс, (формат: 135x205, 510 стр.) 2012
    330 бумажная книга
    Зеер Э., Рудей О. Для профессиональной школы важное значение приобретает формирование у обучаемых профессиональной направленности и готовности работать по полученной в учебном заведении профессии. Тематическим ядром… - МПСИ, (формат: Твердая бумажная, 256 стр.) 2008
    99 бумажная книга
    Зеер Э.Ф. 2008
    202 бумажная книга
    Зеер Эвальд Фридрихович Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Академический проект, Gaudeamus 2008
    297 бумажная книга
    Э. Ф. Зеер Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Фонд "Мир", Академический Проект, (формат: 84x108/32, 336 стр.) Gaudeamus 2008
    173 бумажная книга
    Зеер Э. Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Академический проект, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) 2008
    238 бумажная книга
    Зеер Эвальд Фридрихович Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Академический Проект, Фонд Мир, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) Gaudeamus 2008
    253 бумажная книга
    Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк В пособии изложены основные теоретические положения профессионального консультирования, дана психологическая характеристика старшеклассников и учащихся учреждений начального и среднего… - Academia, (формат: 60x90/16, 224 стр.) Профессиональная ориентация 2014
    718 бумажная книга
    Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк В пособии изложены основные теоретические положения профессионального консультирования, дана психологическая характеристика старшеклассников и учащихся учреждений начального и среднего… - ACADEMIA, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) Библиотека GSL 2014
    966 бумажная книга
    Зеер Эвальд Фридрихович 336 стр. Психология профессий новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) Gaudeamus 2009
    253 бумажная книга
    Лариса Митина В монографии представлен системный личностно-развивающий подход, в рамках которого проведены теоретико-эмпирические исследования, позволившие создать обобщающую концепцию и инновационную… - Нестор-История, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) электронная книга 2014
    150 электронная книга
    Лариса Митина В монографии представлен системный личностно-развивающий подход, в рамках которого проведены теоретико-эмпирические исследования, позволившие создать обобщающую концепцию и инновационную… - Нестор-История, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) 2014
    бумажная книга
    Мишель Палуди Книга Мишель Палуди - ведущего международного специалиста по женской психологии - является полным учебным пособием к университетским курсам по социальной психологии и психологии развития женщин… - Прайм-Еврознак, (формат: 60x90/16, 384 стр.) Психология - Best 2003
    613 бумажная книга
    Пряжников Н. В пособии представлены основные понятия психологии труда, инженерной психологии и профессионального самоопределения. Традиционно рассматриваемые психологические вопросы труда и развития личности в… - МПСИ, (формат: Твердая бумажная, 536 стр.) 2010
    327 бумажная книга
    Другие книги по запросу «Психология профессионального самоопределения» >>

    См. также в других словарях:

      Климов, Евгений Александрович

      Иванченко, Галина Владимировна - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

      Направленное интервью «Формула профессии» - В. В. Пчелинова. Интервью ведется по схеме, включающей вопросы о 53 характеристиках трудовой активности. Через О. интервьюера с респондентом появляется возможность помочь ему найти список подходящих профессий и возможных мест работы. В данном… …

      Юность - У этого термина существуют и другие значения, см. Юность (значения). Геба богиня юности Юность пери … Википедия

      профориентация -    ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (с. 473)    Выбор пути вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще лет полтораста назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его… …

      ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… … Российская педагогическая энциклопедия - Практический психолог специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных… … Википедия

      Профессиональная позиция во взаимодействии - (от лат. positio точка зрения, принцип, положенный в основу поведения, действий) система устойчивых отношений профессионала к существенным аспектам своей деятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении при О. Для представителей… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (см. зрелость (взрослость)}}). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по разному, наиболее часто исследователи выделяют… … Большая психологическая энциклопедия

    Соглашение

    Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

    Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

    Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

    Запрещается использовать чужие данные;

    Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

    Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

    1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

    1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

    1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

    4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

    4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

    4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

    4.4. Угрозы в адрес участников форума.

    4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

    4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

    4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

    4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

    5.1. Мат и ненормативная лексика.

    5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

    5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

    5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

    5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

    5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

    5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

    5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

    5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

    5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

    6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

    6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

    6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

    6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

    6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

    6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

    7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

    7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

    7.4. Удаление учетной записи.

    7.5. Блокировка IP.

    8. Примечания

    8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

    8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

    8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

    8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

    9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

    Е. А. КЛИМОВ понимает профессиональное самоопределение как одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и - более широко - социального сообщества в целом. Выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мотивационных поисков и решений человека. В этих решениях кристаллизованы сознательные и подсознательные аспекты, а в самом решении интегрируется предшествующий опыт и цели в будущем.

    1 В отечественной литературе вопросы профессионального самоопределения субъекта наиболее последовательно и разносторонне рассматриваются в работах Э. Ф. Зее-ра, Е. А. Климова, Н. С. Пряжнпкова .

    Последовательно в течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, о своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, в большей или меньшей степени определяется спектр возможных выборов. Нередко такие решения осуществляются по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» .

    Важнейшая составляющая самоопределения - формирование профессионального самосознания, общая структура которого такова:

    1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы - токари», «мы - металлисты», «мы - рабочие»).

    2. Знание и оценки своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей («новичок»,

    3. Знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»).

    4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач («здесь требуется терпение»), о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.

    5. Представление о себе и своей работе в будущем.

    Другая важнейшая составляющая профессионального самоопределения - профессиональная пригодность, условия и пути ее формирования.

    Можно выделить два уровня профессионального самоопределения: а) гностический (перестройка сознания и самосознания); б) практический (реальные изменения социального статуса человека) .

    Э. Ф. Зеер1 рассматривает вопросы профессионального самоопределения личности в контексте психологии профессий, новой отрасли прикладной психологии. Соответственно значительно расширяется область обсуждаемых условий становления человека как профессионала. Важнейшим из них выступает проблема личностного смысла в профессиональном труде. В течение жизни личность изме-

    1 Зеер Эвальд Фридрихович (Екатеринбург) - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологин профессий, профориентации, профконсультацпи.

    няется. На разных стадиях развития (детство, подростковый возраст, ранняя юность и др.) одни и те же задачи профессионального самоопределения могут решаться по-разному. В целом самоопределение есть не просто выбор профессии из альтернатив, а творческий процесс развития личности.

    Основные моменты процесса профессионального самоопределения таковы (по Э. Ф. Зееру):

    ¦ избирательность отношения человека к миру профессий;

    ¦ осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;

    ¦ постоянное самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;

    ¦ инициирование и актуализация процесса другими событиями (окончание обучения, изменение места жительства и др.);

    ¦ восприятие самоопределения как самореализации и самоактуализации, как проявление социальной зрелости личности .

    Процессы самоопределения инициируются как внешней экономической ситуацией в регионе, так и самим личностным развитием человека. Так, в частности, для многих молодых людей к 30 годам вопросы профессионального самоопределения вновь становятся актуальными. В зрелости наряду с позитивными процессами формирования профессионально важных качеств, интеграции работника в профессиональную культуру и среду нередко происходят и деструктивные изменения. Часть работников, не удовлетворенная своим профессиональным и должностным статусом, проводят ревизию своей трудовой жизни. При этом груз положительного опыта и достижений может снижать профессиональную мобильность, затруднять профессиональную миграцию. Компенсацией сужения профессионального пространства может быть стремление к приобретению разного рода формальных критериев профессионализма - «добывание» наград, должностей, званий.

    В пожилом возрасте у человека нередко появляются сомнения в целесообразности выхода на пенсию, так как он чувствует, что не исчерпал свой профессиональный потенциал, несмотря на профессиональную усталость. Его опыт и профессионально важные качества могут становиться все более социально невостребованными или вое-

    приниматься как таковые.

    Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Позитивный вариант развития профессиональной карьеры - мониторинг (наставничество, разные формы передачи профессионального опыта). На этом этапе вновь возникает проблема самоопределения, но уже более актуальная не в узкопрофессиональной, а в широкой социальной, общественно полезной деятельности. Профессиональное самоопределение, по Э. Ф. Зееру, есть утверждение собственной позиции в проблемной ситуации, сопровождающееся конфликтами внутриличностного характера. Факторами, обусловливающими эти конфликты, выступают:

    ¦ рассогласования составляющих направленности личности (мотивы, самооценки, ценностные ориентации);

    ¦ несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

    ¦ противоречия между направленностью личности на достижение успеха, материальных благ, на карьеру и уровнем развития профессионально важных качеств;

    ¦ несоответствие представлений о своих профессионально важных качествах и реальных профессиональных возможностях;

    ¦ противоречия между профессиональными возможностями, потенциалом и социальными ограничениями, обусловленными полом, возрастом, этнической принадлежностью, внешностью .

    Проявляясь как процесс эмоционально окрашенного отношения личности к своему месту в мире профессий, профессиональное самоопределение детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и иными кризисами. Но ведущая роль принадлежит активности личности, ответственности человека за свое становление. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.

    Н. С. Пряжников1 рассматривает обсуждаемую проблему в ряду других смежных проблем. Так, если профориентация предполагает «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии», то профессиональ-

    1 Пряжников Николай Сергеевич — доктор наук, профессор МГУ им. М. В.Ломоносова, специалист в области психологии труда и профориентации.

    ное самоопределение соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения .

    Профессиональное, более конкретное, отражаемое формально (дипломы и т. п.) самоопределение отличается от личностного самоопределения, более сложного явления. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное - от самого человека. Понятие «карьера» в американской традиции близко к «жизненному самоопределению» в отечественной. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, можно рассматривать как решение, ориентированное лишь на ближайшую перспективу человека.

    Самоопределение соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самореализации, самоосуществление, самотрансценден-иия, самосознание. Сущность профессионального самоопределння состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения . Его обобщенный смысл можно также сформулировать как «поиск такой работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости (в соответствии с затрачиваемыми усилиями и вкладом человека в общество)» .

    Применительно к деятельности психолога-консультанта можно различать несколько основных групп задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические; 3) морально-эмоциональную поддержку клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения. Главная (идеальная) цель такого процесса - постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного), другими словами - помогать человеку расширять свои возможности в рамках определенного времени, пространства и смысла и претворять их в жизнь.

    В качестве ориентиров «психологического пространства профессионального и личностного самоопределения» могут выступать жизненные сценарии и жизненные стратегии (Э. Берн), социальная роль (Д. Мид), социальный стереотип (У. Липман), образ жизни, стиль жизни и др. Можно различать также уровни самоопределения.

    Психология профессионального самоопределения. Климов Е.А.

    М.: Академия, 2004 - 304 с.

    В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

    Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

    Формат: djvu / zip

    Размер: 3,08 Мб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие
    ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
    Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
    1.1. Трудности ориентации
    1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
    1.3. Дилемма жизненного пути
    1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
    Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
    2.1. Некоторые общие положения
    2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
    2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
    2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
    2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
    2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
    Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
    3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
    3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
    Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
    4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
    4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
    ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
    Глава 5. Понятие «профессия»
    5.1. Профессия как общность
    5.2. Профессия как область приложения сил
    5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
    5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
    5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
    5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
    Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
    6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
    6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
    6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
    6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
    6.5. О разнообразии средств деятельности
    6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
    6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
    Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
    7.1. Общие положения
    7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
    7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
    7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
    7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
    7.6. Понятие «формула профессии»
    7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
    Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
    8.1. Общие положения
    8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

    «Человек-природа» (П)
    О представителях профессий типа
    «Человек-техника» (Т)
    О представителях профессий типа
    «Человек-человек» (Ч)
    О представителях профессий типа
    «Человек-знаковая система» (3)
    О представителях профессий типа
    «Человек-художественный образ» (X)
    8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
    ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
    Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
    9.1. Дошкольный онтогенез
    9.2. Школьный онтогенез
    Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
    10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
    10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
    Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
    11.1. Некоторые общие положения
    11.2. Биографические кризисы
    11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
    Заключение
    Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
    Профессии типа «Человек-живая природа»
    Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
    Профессии типа «Человек-человек»
    Профессии типа «Человек-знаковая система»
    Профессии типа «Человек-художественный образ»

    Психология профессионального самоопределения - Климов Е.А- 2004

    В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.
    Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.


    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие
    ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
    Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
    1.1. Трудности ориентации
    1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
    1.3. Дилемма жизненного пути
    1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
    Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
    2.1. Некоторые общие положения
    2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
    2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
    2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
    2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
    2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
    Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
    3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
    3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
    Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
    4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
    4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
    ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
    Глава 5. Понятие «профессия»
    5.1. Профессия как общность
    5.2. Профессия как область приложения сил
    5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
    5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
    5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
    5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
    Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
    6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
    6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
    6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
    6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
    6.5. О разнообразии средств деятельности
    6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
    6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
    Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
    7.1. Общие положения
    7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
    7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
    7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
    7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
    7.6. Понятие «формула профессии»
    7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
    Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
    8.1. Общие положения
    8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

    «Человек-природа» (П)
    О представителях профессий типа
    «Человек-техника» (Т)
    О представителях профессий типа
    «Человек-человек» (Ч)
    О представителях профессий типа
    «Человек-знаковая система» (3)
    О представителях профессий типа
    «Человек-художественный образ» (X)
    8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
    ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
    Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
    9.1. Дошкольный онтогенез
    9.2. Школьный онтогенез
    Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
    10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
    10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
    Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
    11.1. Некоторые общие положения
    11.2. Биографические кризисы
    11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
    Заключение
    Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
    Профессии типа «Человек-живая природа»
    Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
    Профессии типа «Человек-человек»
    Профессии типа «Человек-знаковая система»
    Профессии типа «Человек-художественный образ»

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Психология профессионального самоопределения - Климов Е.А - 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта