Главная » Условно-съедобные грибы » Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. Как упражнениями развивать фонематический слух

Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. Как упражнениями развивать фонематический слух





Рекомендуется использовать в комплекте с...

Читать полностью

Учебно-методическое пособие "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.
Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области "Коммуникация".
Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам.
Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями "От слова к звуку", "Дорисуй и раскрась", "Учимся составлять слоговые схемы", а также с демонстрационным материалом "Слова, слоги, звуки".
4-е издание, переработанное и дополненное и.

Скрыть

Консультация «Фонематический слух – основа правильной речи»

Описание работы: Консультация адресована учителям-логопедам, родителям, воспитателям ДОУ, помогает родителям дошкольников и младших школьников понять, что такое фонематический слух и для чего его необходимо развивать. Консультация содержит некоторые игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Цель игровых упражнений - научить ребёнка слушать и слышать.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемам. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы.)
«Угадай, что делать?»
Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышится звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то угадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
«Угадай, кто сказал»
Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
Игры для развития фонематического слуха
«Так ли это звучит?»
Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.
«Кто внимательный»
Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» - дети кричат в лесу. Или «ИА» - как кричит ослик. Или «УА» - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» И т.п. сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает схему из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
«Расколдуй слово»
Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.
«Фокусники»
Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово». Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
Использованная литература:
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.«Ювента»,2007.

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Колесникова Е.В.

Описание учебника

ТЕМА 1
Знакомство с многообразием слов, моделированием, коротких, отрывистых линий_
Обведи только тex животных, которых Колобок встретил в лесу. Назови их. Ты назвал много слое, и все они звучат по-разному.
В Подскажи слова в конце стихотворений (авторы Н. Полякова, 6. Шуль-жик) и ответь на вопросы, Соедини прямоугольник с предметом, который назовёшь. Так мы будем обозначать слова.
Среди жирных голубей
Прыгал тощий… (воробей).
Кто прыгал среди жирных голубей? (Тощий воробей)
Уронила белка шишку,
Шишка Стукнула… (зайчишку). ‘-
Кто уронил шишку? (Белка.) Кого стукнула шишка? (Зайчишку)
Дорисуй воду из душа мышке и лягушке.
звали каждого животного? Какое животное не обвели и почему? (Белочку, потому что Колобок не встретил ее в лесу.) (Уточните, что Колобок встретил в лесу много животных и все они называются разными словами.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ СКОРЕЕ»
Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно из перечисленных ниже упражнений; ребенок его выполняет, бросает вам мяч.
Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики.) Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон.) Назови овощи. (Капуста, помидор, картошка, морковка, огурец.) (И так далее, с различными вариантами по вашему усмотрению.)
Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделили его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.
В ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С МОДЕЛИРОВАНИЕМ Скажите детям:
Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.
Среди жирных голубей Уронила белка шишку,
Прыгал тощий (воробей). Шишка стукнула (зайчишку).
Незнайка, как и вы, не умеет писать, поэтому под каждым предметом нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините предмет, который назвали в конце стихотворения с прямоугольником.
В ДОРИСУЙ КАРТИНКУ
Предложите детям отгадать загадку:
Этот дождик не простой, Он без туч, без облаков
Дождик теплый и густой. Целый день идти готов. (Душ.)
Назвать тех, кто на картинке моется под душем. (Лягушка, мышка, поросенок.) Скажите, что у мышки и лягушки не льется вода, а они тоже очень хотят помыться, нужно им помочь — нарисовать водичку из душа.
САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ (Индивидуальный подход)
Можно использовать два вида самоконтроля. Самоконтроль по словесной инструкции
Незнайка просит детей проверить свои рисунки. У них должны быть обведены заяц, волк, лиса и медведь (если обведены эти животные, значит все выполнено правильно). Прямоугольники надо было соединить с воробьем и зайкой (если прямоугольники соединены с этими предметами, значит все выполнено правильно). Если вода льется у всех, то дети все выполнили правильно.
Если все выполнено правильно, предложите закрасить шарик в правом нижнем уголке зеленым цветом, если есть одна-две ошибки, то желтым, если все выполнено неправильно — закрасить красным.
Скажите детям, что эти цвета такие же, как у светофора, и они обозначают: зеленый — все в порядке, можно переворачивать страничку; желтый — исправь ошибки и тоже можно перевернуть страничку; красный — постарайся выполнить все еще раз и будь внимательнее; как только исправишь ошибки, можно будет перевернуть страничку. Самоконтроль по образцу (проводится при работе с небольшой подгруппой детей) У вас имеется такая же тетрадь, как и у детей, в которой вы сами все выполняете правильно. Лист демонстрируется детям, а они должны сравнить свою работу с образцом. Самооценка проводится так же, как при словесном самоконтроле.
Знакомство с многообразием слов, моделированием,
нахождение различий в двух похожих рисунках_
Программное содержание
Способствовать пониманию детьми термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника.
Знакомить с разнообразием слов.
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО» Скажите детям:
Поможем Незнайке назвать каждую картинку одним словом. (Игрушки, фрукты и посуда.) Назовите предметы на первой картинке. (Юла, паровоз, заяц, матрешка, мяч.) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Игрушки.)
Научите Незнайку рисовать по точкам прямоугольник под каждой картинкой и назовите слово, чтобы он запомнил. (Игрушки.)
Предложите по точкам нарисовать прямоугольник под картинкой с игрушками. Скажите,
что так мы обозначили слово «игрушки».
Аналогичные упражнения — со второй и третьей картинками.
Знакомство с многообразием слое, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках
Назови каждую картинку одним словом. Нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой. Так ты обозначил слова, которые назвал.
нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Четыре.) Назови различия
Поиграй в игру «Встреча друзей». (По тексту ребёнок выполняет следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, соединяет кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, выставляет вперёд мизинцы и указательные пальцы одновременно.)
Встретились два котёнка И поздоровались: «Мяу-мяу».
Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го».
Встретились два тигрёнка И поздоровались: «Р-р-р».
Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
В ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Незнайка говорит, что картинки одинаковые. А как вы думаете? (Нет.) Нарисуйте в прямоугольнике столько кружков, сколько найдете различий между двумя картинками. Расскажите Незнайке, чем отличаются картинки друг от друга.
Сколько нарисовали кружков в прямоугольнике и почему? (Четыре, потому что между картинками четыре различия.)
Назовите эти различия. (На картинке справа есть ежик, а на картинке слева его нет; на картинке справа один гриб, а на картинке слева — два; на картинке справа на елке нет шишек, а на картинке слева есть; на картинке справа нет солнышка, а на картинке слева есть.)
В ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА «ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ»
Выучите с детьми стихотворение к игре «Встреча друзей», одновременно выполняя с ними следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, дети соединяют кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, вперед выставляют мизинцы и указательные пальцы одновременно.
Сначала дети учатся выполнять это упражнение за столами, а затем — стоя в кругу.
Встретились два котенка И поздоровались: «Мяу-мяу». Встретились два щенка И поздоровались: «Гав-гав». Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го». Встретились два тигренка И поздоровались: «Р-р-р». Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
(дети соединяют мизинцы)
(дети соединяют безымянные пальцы)
(дети соединяют средние пальцы) (дети соединяют
указательные пальцы)
(дети выставляют указательные
пальцы и мизинцы, изображая быка)
САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
См. с. 13.
Примечание. У многих детей, как правило, не получается поочередное соединение пальцев, а самым трудным для них оказывается выставление мизинца и указательного пальца вперед. Предложите детям самим оценить, у кого это получилось, а у кого нет.
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделирование, рисование иголок ежикам
Программное содержание
Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Продолжать знакомить с многообразием слов. Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Развивать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Продолжать знакомить с моделированием, обозначается слово в виде прямоугольника, формировать представление о слоге как части слова, познакомить с делением слова на слоги с помощью модели слова.
Развивать графические умения посредством рисования коротких линий (иголки ежикам). Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

«СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО»
У взрослого в руках мишка, а на столе много разных предметов (каштаны, желуди, шишка, гриб, матрешка). Взрослый просит назвать их и уточняет, что слова звучат по-разному. Но есть слова, которые звучат похоже. Мишка дает образец таких слов (ворона — корона, лейка -скамейка и т. д.). Далее детям нужно найти на столе предмет, название которого похоже на слово «мишка» (шишка). Мишка просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук — жук, санки — банки.)
Сравнение слое по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ёжикам
рШ Соедини предметы, названия которых звучат похоже
Расскажи, что может делать жук (летать, ползать, жужжать).
Произнеси название каждого предмета по слогам Хлопни в ладоши, как только произнесёшь часть слова. Сколько раз хлопнул, столько и слогов в слове. Раздели прямоугольник под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в названии нарисованного предмета.
Послушай строчки из стихотворения М. Пляцковского и выполни задания.
Есть сладкое слово — конфета.
Назови «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное и т. д.)
Есть быстрое слово — ракета.
Назови «быстрые» слова. (Самолёт, поезд и т. д.)
Есть слово колючее — ёжик.
Назови «колючие» слова. (Иголка, ёлка, гвоздь и т. д.)
Есть слово пушистое — снег. Назови «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок и т. д.)
Какое слово тебе запомнилось? Я Дорисуй ёжикам иголки.
ИГРА «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»
Мишка предлагает ребятам отгадать загадки, которые он для них приготовил. Как только дети отгадают загадку, они могут обвести по точкам прямоугольник, так они «напишут» название предмета.
Мы день не спим, Мордочка усатая,
Мы ночь не спим. Шубка полосатая.
И день и ночь Часто умывается,
Стучим, стучим. (Часы.) А с водой не знается. (Кошка.)
Бьют его, а он не плачет. Не будильник, а звонит, Угадайте, кто же он?
Только выше, выше скачет. (Мяч.) Не приемник — говорит. Ну конечно, (телефон).
Предложите назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон.)
Как звучат названия этих предметов? (По-разному.) Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.
Предложите сказать слово «мяч» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Один.) Сказать слово «часы» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «кошка» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «телефон» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Три.)
Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове. Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, — так мы обозначаем слово. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.
Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника — и в нем будет две части.) В названии какого предмета три слога? (Телефон.)
Разделите прямоугольник под телефоном на три части (скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).
Если хлопнули один раз, то это слово короткое, если хлопнули 2, 3 раза, то это длинные слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
См. с. 15.
ИГРА «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА?»
Скажите детям:
Послушайте строчки из стихотворения М. Пляцковского «Есть сладкое слово — конфета».
Назовите «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное, йогурт, конфета.)
«Есть быстрое слово — ракета»
Назовите «быстрые» слова. (Самолет, поезд.)
«Есть слово колючее — ежик»
Назовите «колючие» слова. (Ежик, иголка, шило, гвоздь.) «Есть слово пушистое — снег»
Назовите «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок.) Еще раз напомните, что слов много и звучат они по-разному.
И ДОРИСУЙ ИГОЛКИ ЕЖИКАМ Скажите детям:
Мишка нарисовал ежей, но забыл нарисовать иголки. Помогите ему дорисовать иголки ежикам. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка
Программное содержание
Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов.
Развивать слуховое восприятие детей посредством сравнения слов по звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Вырабатывать умение слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Продолжать развивать графические умения посредством рисования округлых и прямых линий (солнце).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 17.09.2018

5 лет считается началом периода старшего дошкольного возраста. В это время родители и воспитатели в детских дошкольных учреждениях должны активно заниматься их физическим, психологическим, эмоциональным и речевым развитием. Не многие знают, что одной из основных составляющих полноценного развития речи является формирование хорошего фонематического слуха.

Что собой представляет фонематический слух?

Фонема — это звук, придающий слову конкретный смысл. Наличие фонематического слуха подразумевает под собой распознавание звуков разных частей речи, необходимое, чтобы понимать смысл сказанного.

Фонематический слух — это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно:

  • узнавать наличие конкретного звука в слове;
  • различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
  • различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет

Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова. В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно обучать их связной речи, основам грамматики, обогащать словарный запас именно в этот возрастной период.

Стоит отметить, что чем раньше начинается процесс обучения родной речи, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем.

Большинство детей к 4 годам верно проговаривают все звуки, кроме [Р] и [Л] и их мягких пар. В 5 лет они уже могут произносить правильно все звуки родной речи. У детей уже полностью развит артикуляционный аппарат. Но проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в плохом развитии фонематического слуха. Зачастую у детей 5 лет на слух плохо различаются свистящие и шипящие звуки, например, [С] и [Ш].

Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали. При этом малыш не правильно произносит звуки, что приводит к возникновению проблем в общении с другими детьми. Ребёнка начинают дразнить, он может стать изгоем.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.

Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет

Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа:

Показать малышу карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— воспитатель или родитель лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Малыш должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет

Все занятия на развитие фонематического звука для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения — 15-20 минут.

Проводить занятия необходимо тогда, когда малыш хорошо себя чувствует: сыт, не болеет и в хорошем настроении. Давить на ребёнка и заставлять его заниматься против воли не следует.

    1. «Звуки из коробочки». Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.
    2. «Что за предмет издаёт этот звук?». Берутся предметы, изготовленные из различных материалов: стеклянный стакан, пластиковая игрушка, деревянная линейка, оловянная ложка и т.п. Сначала ребёнок наблюдает, как взрослый стучит по каждому из этих предметов, которые при этом издают разные звуки. Потом малыш закрывает глаза, взрослый стучит по каждому предмету, а ребёнок должен их угадывать по издаваемым звукам.
    3. «Жмурки». Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.
  1. «Послушай и покажи». Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. Родитель называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.
  2. «Правильно или неправильно». Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.
  3. «Чей голос?» Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.
  4. «Угадай музыкальный инструмент». Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребёнок должен угадать, какой из них сейчас звучит.
  5. «Поймай звук». Задаётся один звук (например «ш»), который малыш должен «поймать». Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.

Игра позволяет обучать ребёнка так, чтобы ему был интересен этот процесс.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать. Воспитатели в детском саду должны обучать детей правильному произношению и способности различать звуки, но проводить игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, со своими детьми могут и сами родители.

«Игры на формирования фонематического слуха у детей 4–5 лет» (средняя группа)

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов

5. Дифференциация фонем

6. развитию навыков звукового анализа.

Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия.

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

«Где позвонили? »

Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

"Колокольчики"

Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".

Ход игры . Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким.

Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат.

Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом) .

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом? »

Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.

"Поставь по порядку"

Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".

Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней".

"Коробочка гремит"

Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры . Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

Игра «Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры : сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игры на развития речевого слуха:

Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.

Игра «Кто как кричит? »

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: - Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме? И т. п

"Аленушка-ревушка"

Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

"Знайки"

Цель – развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.

Ход игры . Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик".

-"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".

"Кто стонал? "

Цель игры – дифференцировать звуки по высоте звучания (высокий, низкий)

Ход игры . Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? "

"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом) .

Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.

Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? "

Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О" (стон передайте низким голосом) .

Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук О высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина".

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу.

Игра «Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам-всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование : иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Игра «Капельки»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры : взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта